План лекции на тему казачество. Необычный урок "история казачества"

План. 1.Предпосылки возникновения казачества. 2.Запорожская Сечь. Военно- административное устройство. 3. Освободительная война украинского народа гг. 4.Ликвидация польско-шляхетского режима. Организация государства. 5.Ликвидация Гетьманщины и Запорожской Сечи.


1. Предпосылки возникновения казачества. Первое письменное упоминание слова «казак» относится к концу ХVI в. В переводе с тюркского обозначает «свободный вооруженный человек». Украинское казачество возникло в тяжелое для украинского народа время, когда Украина утратила свою государственность, а ее земли захватили несколько государств (Литва, Польша, Россия)








В XVI в. численность казачества постоянно растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах - Чигирине, Каневе, Корсуне, Чер- кассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие


В итоге: к XVI в. казаками было освоено среднее Поднепровье и Запорожье, где в сер. XVI в. предводитель казачества - староста Каневский и Черкасский - Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь".


Дми́трий Ива́нович Вишневе́цкий (Ба́йда) ()


Для защиты от турецко-татарских набегов Вишневецкий, объединив казаков, примерно в годах на собственные средства построил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок, который историки считают прототипом Запорожской Сечи.


2.Запорожская Сечь. Военно- административное устройство. Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ) самоуправляющаяся военная организация и военный и административный центр украинского казачества, который находился в XVIXVIII веках за Днепровскими порогами.



По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков. Все Сечи существовали, сменяясь одна другую. Как правило, Сечь располагалась вблизи переправы через Днепр. Так легче было контролировать набеги крымцев на Правобережную Украину.


Список Запорожских Сечей: 1. Хортицкая, гг. 2. Томаковская, гг. 3. Базавлуцкая, гг. 4. Никитинская, гг. 5. Чёртомлинская, гг. 6. Каменская, гг. 7. Алёшкинская, гг. 8. Новая (Подпольненская), гг.


Условия приёма в Сечь он должен был быть вольным и неженатым; должен был хорошо говорить украинской речью; исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы; прибывший в Сечь должен был пройти полное обучение (изучить войсковые порядки, выучиться «сечевому рыцарству»).


Войсковое и территориальное деление В войсковом отношении Запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие «рота».




Административные и судебные власти в Войска Запорожского Всего начальствующего состава на Сечи насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.






3. Освободительная война украинского народа гг. В 1648 г. украинский народ под проедводительством Б. Хмельницкого начал национально-освободительную войну против иностранного господства, за создание собственного государства.


Богдан Хмельницкий ()


Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий (27 декабря 1595, Суботов 4 (15) августа 1657, Чигирин) гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, организатор и идейный вождь восстания запорожских казаков против владычества Речи Посполитой, результатом которого, в процессе девятилетней борьбы, стало основание нового государственного формирования Войска Запорожского, которое в составе Речи Посполитой (формально) и потом России просуществовало до конца XVIII века.










Периодизация: гг. (Зборовское соглашение, власть гетьмана распространялась на Киевское, Брацлавское, Черниговское воеводства) гг. (Белоцерковский договор, власть гетьмана сохранялась только в Киевском воеводстве) гг. (Переяславское соглашения, союз Украины и России).


4. Ликвидация польско-шляхетксого режима. Организация государства Генеральный совет В ходе национально-освободительной войны на освобожденных землях от власти Польши землях начала создаваться украинская государственность. Высшим законодательным органом государства стал Генеральный совет – общий совет всего войска.


Со временем на смену Генеральному совету пришел Старшинский совет,который состоял из полковников и генеральной старшины (рассматривал все вопросы международной политики, утверждал городские привилегии и смертные приговоры). Исполнительная и судебная власть принадлежала гетьману (издавал уневерсалы, занимался финансовой системой, проводил мирные переговоры, был главнокомандующим)


Руководить всеми делами внутреннего управления и внешней политики гетьману помогала генеральная старшина (генеральный писарь, обозный, два есаула, два судьи). Столице стал г. Чигирин. Вся территория поделена на полки, который возглавлял полковник (полковая старшина). Полки делились на сотни (сотник и сотенная старшина). Сотни на курени (выборный отаман). 33 Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи. Перед судом были равны все начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались убийство казаком казака.
5. Ликвидация Гетьманщины и Запорожской Сечи. В 1772 г. была создана Малороссийская коллегия, которая решала все дела Гетьманщины, и ограничивала власть гетьмана. После смерти И. Соропадского, Петр I назначил П. Полуботок. В 1734 г. императрица Анна Иоанновна запретила избиать гетьманов. Была создана коллегия «Правление гетьманского правительства», которая стала высшим органом власти Гетьманщины. Ее возглавлял русский князь
1750 г. по приказу Елизаветы наказной гетьман Кирил Розумовский; 1764 г. генерал-губернатор Петр Румянцев; 1765 г. – ликвидация казацкого самоуправления 1796 г. на территории гетьманщины создана Малороссийская губерния г. Россия получила выход к Чорному морю; 1775 г. Запорожская Сечь ликвидирова.

Учитель МБОУ Старочеркасской СОШ Кривошапкина Н.Н.

Разработка урока по истории Донского казачества на тему:

«Воспитание мальчика – казака»

Цели урока:

    Образовательная: на основании исторического материала подвести кадетов к выводу об особенностях в воспитании мальчика – казака.

    Воспитательная: прививать чувство гордости за принадлежность к казачеству, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к Тихому Дону – своей малой родине.

    Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, делать выводы.

Оснащение урока:

    карта Области войска Донского;

    компьютер, диапроектор;

    учебник Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. «История Донского края XVII -XIX века». 7-8 класс. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф «Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, а к родителям был почтительнай…»

План урока:

    Актуализация знаний.

    Изучение нового материала.
    2.1. Рождение и крестины казачьего сына.
    2.2. Праздник первых штанов.

    2.3.Детство казачонка.

    Применение изученного материала.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Вводное слово учителя:

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Вам, связавшим свое обучение с казачьим корпусом, нужно особенно чутко относиться к своим корням, знать и почитать традиции казаков – СЛАВНЫХ ВОИНОВ, ХРАНИТЕЛЕЙ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

2. Изучение нового материала.

2.1. Рождение и крестины казачьего сына.

В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Но у казаков он сохранился до наших дней.

Годовалого казака на женской половине дома усаживали на кошму и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет, повалится с коня – быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

Сценка: (на слайде казачий курень)

У ворот родного куреня казаков встречали женщины.

«Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай…»

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».

Учитель: Крестный хранил оружие и вручал крестнику в 17 лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он и обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Крестный всегда был строг и справедлив.

Опережающее задание «Праздник первых штанов»

Праздник первых штанов наступал в зависимости от общего развития мальца, но, как правило, лет с трех – пяти. Штаны дарил старший в роду. Это должны быть обязательно шаровары. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Обучение было тяжелым и постоянным. Учили стрелять, рубить шашкой. Сначала пускали тонкой струйкой воду и « ставили руку», чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи – на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланном. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

2.2. Детство казачонка.

В 7 лет мальчонку стригли ритуально во второй раз и он впервые шел с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью и бабушкой слезы он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать) Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. Он полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача – слушать и запоминать. После круга их расспрашивали, кто что говорил, кто кому возражал, о какое было принять решение… Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал просто « Я там был!»

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордилась семья, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Их даже старики звали по имени - отчеству!

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновей казачьих офицеров с пяти – семилетного возраста забирали в полки, увозили с собой на службу, часто и на войну.

Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: Уважение к старшим, к родителям, почитание отчего дома, служение Отечеству.

3. Применение изученного материала.

На второй, практической части урока учащиеся показывают свои навыки казачьи, удаль (соревнования «рубка лозы», стрельба.)

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «игры казачат».

Тема урока: Появление казачества на Дону

(слайд 1)

Педагогически задачи

  • обеспечить условия для изучения событий связанных с появлением казачества на Дону;
  • создать условия для развития умений работать с историческим источником;
  • дать учащимся целостное представление об историческом своеобразии родного края;
  • развивать у учащихся интерес к родной истории.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;
  • знать о казачьем заселении Нижнего и Верхнего Дона, о первых казачьих городках;
  • познакомиться с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке,
  • знать о первых письменных упоминаниях о донских казаках, Войске Донском;
  • объяснять и применять понятия: казак, атаман, есаул, Войсковой круг, булава, насека.

Личностные:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать различные источники информации;

Предметные:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1.Появление казаков на Дону.

(слайд 2) Родина! Отчизна. Любимый край. Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звездах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров. Это земля твоих дедов и прадедов, это милый уголок, к которому прикипело твое сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. Отчизна у всех одна. А родина… это то место, где ты родился…

Л. П. Александровская

Учитель: Место, где родился и живет человек, мы называем малой родиной.

Вопрос : Как называется наша малая родина? (слайд 3)

Учитель: Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны..

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле,

Темная Киммерийская степь.

Вся могильниками покрыта-

Без имян, без конца, без числа…

Вся копытом, да копьми взрыта,

Костью сеяна, кровью полита,

Да народной тугой поросла.

М. Волошин

В древности ее называли Диким полем. От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихрями кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной она становилась ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах ловилась рыба.

С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых людей, бежавших из Московского государства мечтавших освободиться от крепостничества. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они объединялись и вели жизнь полную тревог и опасностей. За ними закрепилось название «казаки». (слайд 4)

Выступление учащегося с сообщением « Когда и кого называли «казаками»

У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; по-монгольски это слово значит «свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж»; по-тюркски – бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках – казак- прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший со средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев – Илью Муромца - называют «старыя казак». Казаками именовали гонцов, посылавшихся с вестями или грамотами из Москвы в Крым. В ХVI веке казаками называли служилых людей. Это могли быть и русские, и татары, и представители других народов.

Учитель : Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом «казак» в ХVI веке называли вольных, нанимающихся на военную службу людей. (запись в тетради)

2. Первые казачьи городки.

Поначалу у казаков были временные жилища: шалаши и землянки. Вооруженные отряды казаков – станицы - ставили свои станы в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом, в излучинах рек. Со временем из стана вырастал городок. Первые городки стали возникать на Дону в середине ХVI века. (слайд 5)

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году (запись в тетради). Тогда ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану IV: «Холопи твои, нехто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают».

Вопросы к документу:

  1. Как звали донского атамана?
  2. Как назывались поселения казаков?
  3. На что жалуется ногайский князь?

Задание: По рисунку опишите, как выглядел казачий городок.

Дополнение к ответам учащихся : Казаки укрепляли свои городки земляным валом, на валу ставили деревянный частокол с острыми кольями. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации или терна. Позже казаки стали обносить городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи. На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалование от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

(слайд 6) Наиболее древними казачьими городками были Мигулин, Каргалы, Урюпин, Махин, Черкасский.

Казаков, основавших городки в низовьях Дона, называли низовыми . Казаков, проживавших на Верхнем Дону – верховыми.

3. Управление в казачьем войске. (слайд 7)

Учитель: Донские казаки считали себя войском Донским. Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Войсковой круг, это был высший орган власти на Дону. На ругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявлять войну и с кем заключать мир, когда выступить в поход и куда отправить послов, кого выбрать атаманом и где заложить новый городок. На Кругу принимали в казаки, женили казаков и, наоборот, разводили. Обычно казачий Круг собирался раз в год - весной. Прийти на Круг имели право все мужчины не моложе семнадцати лет. Женщины не допускались.

В промежутках между собраниями власть принадлежала атаману.

Атаман – выборный предводитель, вожак у казаков. Есаул – помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на год. По истечении срока службы он являлся на Круги, поклонившись казакам на все четыре стороны, складывал знаки своей власти – насеку и булаву.(запись в тетрадях)

Булава – знак атаманской власти. Состояла из короткой палки орехового или другого легкого и прочного дерева. На конце прикреплялся серебряный с позолотой шар. Рукоять отделывалась серебром.

Насека – знак атаманской власти. Длинный жезл из крепкого дерева, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Булаву атаман держал в правой руке, а насеку - в левой, опираясь на нее как на посох.

Если атаман показывал себя умным и умелым организатором, храбрым командиром, то его могли избрать и на следующий срок и еще на несколько сроков. Если же атаман не оправдывал надежд, его смещали, даже не дожидаясь срока.

Законы у войска были свои собственные, основанные на обычаях. Наказывали за трусость приговором в куль да в воду. За совершенный подвиг казака брали на руки и качали с криком «ура».

4. Занятия донских казаков.

Беспокойной была жизнь донских казаков, протекала в походах и сражениях. Война превратилась для них в один из важнейших промыслов. Ловкость, находчивость, быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних просторах степи. Казаки ходили в сухопутные и морские походы. Все добытое в походах (разнообразные ткани, оружие, пленных) делили между собой - дуванили дуван.

Задание: прочтите отрывок из книги «Как у нас- то было на тихом Дону» (авторы Л. Новак, Н Фрадкина) и определите, какие были еще занятия у казаков (запись в тетради)

«Природа донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства располагали к мирным занятиям – охоте и рыболовству.. Собравшись человек по сто, казаки- гулебщики (охотники) уходили далеко от своих станов…, выезжали в степи, где охотились по два-три месяца. На легком челне, выдолбленном из большого дерева, выходили казаки на ловлю рыбы… Из походов пригоняли табуны лошадей и гурты скота. На Дону были отличные пастбища с густой травой…. Земледелием казаки долгое время не занимались: мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледелием, чтобы военным промыслам помехи не было» (слайд 8)

III Закрепление изученного материала. (слайд 9)

Задание: заполните пропуски в тексте

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Подготовить по теме урока кроссворд (не менее 8 слов) или презентацию (по выбору учащихся)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

Мне было интересно...

Я сегодня понял, что...

На следующем уроке я хочу...

Доволен ли ты своей работой?

Литература:

«Как у нас-то было на тихом Дону», Новак Л, Фрадкина Н., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

«Славен Дон», .Астапенко М.П., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

История Донского края, Астапенко М.П., Астапенко Е.М., Ростов-на-Дону: ООО»Мини Тайп», 2005

История Донского края, Веряскина О.Г., Ростов-на-Дону: Ростовский издательский дом, 2004


Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Существует множество теорий возникновения казачества.

Согласно восточной гипотезе , казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.Касоги (касахи, касаки) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках.Бродники - народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

Изначально первая ячейка казачества образовалась на службе Золотой Орды: касоги и бродники сражались против Руси на стороне монголов в Битве на Калке (1223 год), которая закончилась победой монголов.

Отатарившееся казачество представляло собой лихую непобедимую конницу- джигитов (от древних чигов и гетов). Татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества жил в них.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи - Ногайской Орды и Крымского ханства; и от появившегося на Руси Московского государства. Хотя известно, что в 1380 году казаки преподнесли великому князю Московскому Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве на стороне русичей.

Однако в 1395-м году состоялось нашествие Тамерлана на Русь. Хотя до Москвы Тамерлан не дошёл, его рати прошли по Дону и взяли огромный полон. Впоследствии Дон опустел, а казаки ушли на север и рассеялись, многие осели на Верхнем Дону, а также сформировались общины в бассейнах других рек, и именно это совпадает с первыми упоминаниями казаков на Волге, Днепре, Тереке и Яике.

4.2. Славянская гипотеза возникновения казачества

Согласно славянской гипотезе , казаки изначально были выходцами из славян.

Рост феодальной эксплуатации и крепостничества в 15-16 вв. в Русском и Польско-Литовском государстве, называвшемся Речь Посполитая, привёл к массовому бегству крестьян за пределы этих государств на незанятые земли на юге. В результате со IIполовиныXVв. на окраинах России и Украины, по рекам Днепр, Дон и Яик поселяются беглые крестьяне, которые называют себя вольными людьми - казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины. В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.