Лю ци синь темный лес. Лю Цысинь «Тёмный лес

© 2008 by 刘慈欣 (Liu Cixin)

© FT Culture (Beijing) Co., Ltd.

All Rights Reserved

Иллюстрации на обложке и в тексте Николая Плутахина

© Д. Накамура, перевод на русский язык, 2018

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Э», 2018

Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Лю Цысинь – самый популярный из писателей-фантастов Китайской Народной Республики. Лю восемь раз удостаивался премии «Галактика» (китайский «Хьюго»). Роман «Задача трех тел» удостоился премий «Небьюла» и «Хьюго».

Писатель родился 23 июня 1963 года в семье шахтера в Янцюане, провинции Шаньси. Спасаясь от последствий «культурной революции», родители перевезли его в Хэнань. В 1988 году Лю окончил Северо-Китайский университет водного хозяйства и электроэнергетики. Работал инженером на электростанции в Янцюане, где проживает поныне с женой и дочерью.

«Темный лес» предлагает человечеству испытание длиной в 400 лет».

The Dever Post

«Сила Лю как писателя – сплав богатого воображения с поразительным детальным повествованием».

The Washington Post

«Темный лес» во всех смыслах лучше «Задачи трех тел» – а «Задача трех тел» была удивительной.

Booklist

«Книги Лю Цысиня интересны тем, кто хочет вспомнить научную фантатсику старой школы, Айзека Азимова и Артура Кларка, или просто быть в курсе современных тенденций иностранной фантатсической литературы».

Geektimes

Предисловие переводчика на русский язык

Как и первая книга трилогии, этот роман переведен на русский с издания на английском. Когда работавшие над книгой сомневались в точности английского перевода, на помощь приходил Альберт Крисской – специалист-китаевед, свободно читающий по-китайски, человек, помогавший нам в работе над всей трилогией. С его помощью удалось восстановить важный фрагмент текста оригинала, опущенный в английском переводе, и исправить несколько других ошибок.

В романе довольно много научно-технической терминологии. Для удобства читателей специальные термины поясняются сносками. В тексте упоминаются и различные события китайской истории, от сотворения мира (миф о Пань-гу) до наших дней. Они также разъясняются в сносках и в ссылках на ресурсы Интернета. Некоторые сноски принадлежат переводчику с китайского на английский, Джоэлу Мартинсену. Они помечены как «прим. Дж. М.». Остальные принадлежат переводчику на русский язык.

Перевод этого романа был бы невозможен без помощи и поддержки со стороны Ольги Глушковой, Андрея Сергеева и Аэлиты Тимошенко. На их долю пришлось больше половины работы. Очень помогли советы хорошо знающего Китай Альберта Крисского.

Всем большое спасибо!

Дмитрий Накамура

Действующие лица

Организации

ОЗТ, Общество «Земля – Трисолярис»

СОП, Совет обороны планеты

ККФ, Конгресс космических флотов

Люди

В китайских именах первой идет фамилия

Ло Цзи, астроном и социолог

Е Вэньцзе, астрофизик

Майк Эванс, финансист и фактический руководитель ОЗТ

У Юэ, капитан ВМФ Китая

Чжан Бэйхай, политкомиссар ВМФ Китая, офицер космических сил

Чан Вэйсы, генерал армии Китая, командующий космическими силами

Джордж Фицрой, генерал армии США, координатор Совета обороны планеты, военный советник проекта «Хаббл II»

Альберт Ринье, астроном, работающий с «Хабблом II»

Чжан Юаньчао, недавно вышедший на пенсию рабочий химического завода в Пекине

Ян Цзиньвэнь, вышедший на пенсию пекинский школьный учитель

Мяо Фуцюань, владелец угольных шахт в провинции Шаньси, сосед Чжана и Яна

Ши Цян, сотрудник отдела безопасности СОП по прозвищу Да Ши

Ши Сяомин, сын Ши Цяна

Кент, сотрудник ООН по связи с СОП

Сэй, Генеральный секретарь ООН

Фредерик Тайлер, бывший министр обороны США

Мануэль Рей Диас, бывший президент Венесуэлы

Билл Хайнс, британский нейрофизиолог, бывший президент Евросоюза

Кейко Ямасуки, нейрофизиолог, жена Хайнса

Гаранин, действующий председатель СОП

Дин И, физик-теоретик

Чжуан Янь, выпускница Центральной академии изящных искусств

Бен Джонатан, особый уполномоченный Конгресса космических флотов

Дунфан Яньсюй, капитан корабля «Естественный отбор»

Майор Сицзы, офицер-исследователь корабля «Квант»

Маленький коричневый муравей уже позабыл о своем доме. Для погружающейся в сумрак земли, для звезд, возникающих в небе, прошло совсем немного времени – но для муравья пронеслись тысячелетия. Когда-то очень давно его мир перевернули вверх тормашками. Почва вдруг взмыла в небо, оставив вместо себя широкую и глубокую пропасть, а затем вновь обрушилась, заполняя ее. На краю перекопанной земли возвышалось одинокое черное образование. Такое часто случалось в этом огромном мире: почва исчезала и возвращалась; пропасти возникали и засыпались; вырастали каменные монолиты – как видимые свидетельства катастрофических перемен. Под лучами заходящего солнца муравей и сотни его соплеменников унесли выжившую царицу, чтобы основать новую империю. Сюда, на старое место, он забрел случайно: в поисках пищи.

Муравей подобрался к подножию монолита, ощущая антеннами его давящее присутствие. Поверхность была твердой и скользкой, но все же по ней можно было взобраться. Муравей пополз вверх, движимый не какой-то определенной целью, а лишь случайными процессами в его несложной нейронной сети. Такие процессы шли везде: в каждой травинке, в каждой капле росы на листе, в каждом облаке в небе и в каждой звезде. У этого беспорядочного движения атомов не было никакой цели; потребовалось целое море случайного шума, чтобы цель зародилась.

Муравей почувствовал дрожание земли; оно усиливалось, и муравей понял, что приближается какое-то гигантское существо. Он продолжил подъем, не обращая на это внимания. Подножие монолита затягивала паутина. Муравей был настороже. Он осторожно обогнул висящие липкие волокна и прошел мимо паука, который замер в ожидании, положив лапы на паутинки, чтобы вовремя почувствовать добычу. Оба знали о присутствии друг друга, но не общались – и так неизменно в течение тысячелетий.

Дрожь дошла до максимума и прекратилась. Гигант остановился возле каменного образования. Намного выше муравья, он закрывал собой бо́льшую часть неба. Муравей был знаком с подобными существами. Он знал, что они живые, часто бывают в этой местности и их действия тесно связаны с пропастями и каменными глыбами.

Муравей продолжал подъем, зная, что за редким исключением существа не представляли опасности. Далеко внизу паук как раз столкнулся с одним таким исключением, когда существо, по-видимому, заметило его паутину, растянутую между каменным образованием и землей. Существо держало в одной руке букет; стеблями цветов оно смахнуло в бурьян и паука, и его паутину. Затем существо аккуратно положило букет перед монолитом.

Маленький коричневый муравей уже позабыл о своем доме. Для погружающейся в сумрак Земли, для звезд, возникающих в небе, прошло совсем немного времени - но для муравья пронеслись тысячелетия. Когда-то, очень давно, его мир перевернули вверх дном. Почва вдруг взмыла в небо, оставив вместо себя широкую и глубокую пропасть, а затем вновь обрушилась, заполняя ее. На краю перекопанной земли возвышалось одинокое черное образование. Такое часто случалось в этом огромном мире - почва исчезала и возвращалась, пропасти возникали и засыпались, вырастали каменные монолиты - как видимые свидетельства катастрофических перемен. Под лучами заходящего солнца муравей и сотни его соплеменников унесли выжившую царицу, чтобы основать новую империю. Сюда, на старое место, он забрел случайно, в поисках пищи.

Муравей подобрался к подножию монолита, ощущая своими антеннами его давящее присутствие. Поверхность была твердой и скользкой, но все же по ней можно было взобраться. Муравей пополз вверх, движимый не какой-то определенной целью, а лишь случайными процессами в его несложной нейронной сети. Такие процессы шли везде: в каждой травинке, в каждой капле росы на листе, в каждом облаке в небе и в каждой звезде. У этого беспорядочного движения атомов не было никакой цели; потребовалось целое море случайного шума, чтобы цель зародилась.

Муравей почувствовал дрожание земли; оно усиливалось, и муравей понял, что приближается какое-то гигантское существо. Он продолжил подъем, не обращая на это внимания. Подножие монолита затягивала паутина. Муравей был настороже. Он аккуратно обогнул висящие липкие волокна и прошел мимо паука, который замер в ожидании, положив лапы на паутинки, чтобы вовремя почувствовать добычу. Оба знали о присутствии друг друга, но не общались - неизменно в течение тысячелетий.

Дрожь дошла до максимума и прекратилась. Гигант стоял возле каменного образования. Он был намного выше муравья, закрывая собой большую часть неба. Муравей был знаком с подобными существами. Он знал, что они живые, часто бывают в этой местности и их действия тесно связаны с возникающими и исчезающими пропастями и появляющимися каменными глыбами.

Муравей продолжал подъем, зная, что, за редким исключением, существа не представляли опасности. Далеко внизу паук как раз столкнулся с одним таким исключением, когда существо, по-видимому, заметило его паутину, растянутую между каменным образованием и землей. Существо держало в одной руке букет; стеблями цветов оно смахнуло в бурьян и паука, и его паутину. Затем существо аккуратно положило букет перед монолитом.

После этого новая вибрация земли, слабая, но усиливающаяся, поведала муравью, что второе живое существо, подобное первому, приближается к каменному образованию. В этот момент муравей обнаружил длинное углубление в поверхности камня - почти белое, с более грубой поверхностью. Муравей повернул туда, чтобы было легче ползти. Оба конца углубления оканчивались канавками покороче и потоньше; из горизонтального основания шла главная колея, а верхняя канавка отходила под углом. Когда муравей добрался до гладкой черной поверхности, он понял форму этих углублений: 1 .

Рост существа перед монолитом внезапно вдвое уменьшился, сравнявшись с высотой каменного объекта. По-видимому, оно встало на колени. Показался клочок темно-синего неба с разгорающимися звездами. Глаза существа обратились к вершине камня; муравей застыл на мгновение, раздумывая - появляться ли в поле его зрения. Решил, что не стоит, и повернул параллельно земле. Быстро достиг следующего углубления и замедлил ход, наслаждаясь путешествием. Цвет этой канавки напомнил ему о цвете яиц, окружавших царицу семьи. Без колебаний муравей пополз по этому углублению вниз. Через некоторое время выяснилось, что путь изгибается более сложным образом, образуя кривую под окружностью. Это напомнило муравью о том, как он искал дорогу домой по запаху. В его мозгу отложилась фигура: 9 .

Существо, стоящее на коленях перед монолитом, издало звук, или набор звуков, которые муравей был неспособен понять:

Какое счастье быть живым… Если не понимать этого, то как же можно задумываться о чем-то более сложном?

Существо издало звук, подобный шелесту ветра в траве - вздох - и встало с колен.

Муравей продолжал ползти параллельно земле и обнаружил третье углубление. Оно было почти вертикальным, пока не повернуло вот так: 7 . Эта фигура муравью не понравилась. Крутой, неожиданный поворот зачастую предвещал опасность или сражение.

Голос первого существа заглушил дрожь земли. Муравей только сейчас понял, что второе существо уже стоит возле каменного объекта. Оно было невысоким и более хрупким, с седыми волосами, которые развевались на ветру и поблескивали серебром на темно-синем фоне неба.

Первое существо обернулось и поприветствовало второе:
- Доктор Е, не так ли?
- А вы… Сяо Ло?
- Ло Цзи. Я учился в школе с Ян Дун. Почему вы… здесь?
- Тут спокойно, и легко добраться на автобусе. В последнее время я довольно часто прихожу сюда погулять.
- Примите мои соболезнования, доктор Е.
- Прошлого не воротишь…

В самом низу монолита муравей хотел повернуть вверх, но обнаружил впереди другую канавку, точно такую же, как и «9» , по которой он добрался до «7» . Муравей продолжил свой путь горизонтально, через «9» , которая ему понравилась больше, чем «7» и «1» , хоть он и не мог точно сказать - почему. Его чувство прекрасного было весьма примитивно. Проползая через «9» , он ощущал невнятное удовольствие - некое одноклеточное счастье. Чувства эстетики и удовольствия у муравьев не развиваются с течением времени - какими они были сто миллионов лет назад, такими же останутся и еще через сто миллионов лет.

Сяо Ло, Дундун часто упоминала вас. Она говорила, что вы занимаетесь… астрономией?
- Это было давно. Теперь я преподаю социологию в колледже. В вашем, кстати, хоть вы уже отошли от дел, когда я приступил к работе.
- Социология? Это крутая перемена.
- Пожалуй. Ян Дун всегда утверждала, что я не создан для работы над чем-то одним.
- Она не шутила, когда говорила, что вы умны.
- Я всего лишь способный. До уровня вашей дочери не дотягиваю. Просто я почувствовал, что астрономия - наука тяжелая, неподатливая, как слиток металла. Социология же - как деревяшка; где-нибудь всегда найдется слабое место, чтобы проковырять для себя дырку. Работать в области социологии легче.

В надежде найти еще одно «9» , муравей продолжал ползти горизонтально. Однако следующая канавка, которую он нашел, была простой горизонтальной линией - такой же, как и самая первая, только длиннее, чем «1» , лежащая на боку, и без канавок поменьше на концах - в виде знака: - .

Не говорите так о себе. Это жизнь обычных людей. Не всем дано быть такими, как Дундун.
- Но я и вправду не амбициозен. Плыву себе по течению…
- Тогда я могу кое-что предложить. Почему бы вам не изучать космическую социологию?
- Космическую социологию?
- Это случайно пришедшее в голову название. Предположим, что во Вселенной имеется множество цивилизаций. Столько же, сколько и звезд. Очень много. Из этих цивилизаций состоит космическое общество. Космическая социология - это наука о природе такого сверхобщества.

Муравей не уполз далеко. Он надеялся, что выбравшись из «-» , найдет приятную взору «9» . Но вместо того обнаружил «2» - с приятной кривой, оканчивающейся, однако, столь же пугающим, сулящим неопределенное будущее острым углом, как и «7» . Муравей пополз дальше, к следующей канавке, которая оказалась замкнутым кольцом: «0» . Эта фигура была частью «9» , но являлась ловушкой. Жизнь нуждается не только в гладком пути, но и в направлении - нельзя постоянно возвращаться к исходной точке. Это муравей понимал. Впереди были еще два углубления, но муравей потерял интерес. Он вновь устремился наверх.

Но… мы пока знаем только об одной цивилизации - нашей собственной.
- Вот поэтому никто еще такой науки не придумал. Это ваш шанс.
- Очень интересно, доктор Е. Продолжайте, пожалуйста.
- Я полагаю, что эта наука может объединить обе ваши специальности. Математическая структура космической социологии проще, чем человеческой.
- Почему вы так думаете?

Е Вэньцзе указала на небо. На западе догорали последние лучи заката. Звезд было так немного, что их все можно было пересчитать по пальцам. Нетрудно было вспомнить, как выглядел мир лишь мгновение назад: бескрайний простор, и над ним - голубая пустота, лицо без зрачков, как у мраморной статуи. А теперь, хоть звезд светилось всего ничего, в гигантских глазах загорелись зрачки. Пустота заполнилась, и Вселенная стала зрячей. Звезды были маленькими серебристыми точками, которые намекали на какое-то беспокойство их создателя. Космический скульптор чувствовал необходимость разбросать зрачки по Вселенной, но в то же время ужасно боялся дать ей зрение. Маленькие звездочки, рассеянные по огромному пространству, были компромиссом между желанием и страхом - но, прежде всего, проявлением осторожности.

Вы видите, что звезды - это точки? Хаос и случай влияют на устройство любого цивилизованного общества во Вселенной. Но дистанция размывает их влияние. Поэтому такие удаленные цивилизации можно рассматривать как точки отсчета, к которым относительно несложно применить математические методы анализа.
- Но ведь в вашей космической социологии нечего изучать, доктор Е. Ни опросы, ни эксперименты невозможны.
- Разумеется, результат ваших исследований будет чисто теоретическим. Начните с нескольких простых аксиом, как в эвклидовой геометрии, а затем выведите из них всю теорию.
- Весьма любопытно. Но какими, по вашему мнению, могли бы быть такие аксиомы?
- Аксиома первая: выживание является основной потребностью цивилизации. Аксиома вторая: цивилизация непрерывно растет и расширяется, но объем вещества во Вселенной остается неизменным.

Муравей прополз немного и заметил, что наверху есть еще много углублений, образующих сложный лабиринт. Муравей мог ощущать форму и был уверен в своей способности разобраться с ними. Но из-за ограниченной памяти он был вынужден забыть те фигуры, через которые прополз раньше. Он не сожалел, что забыл «9» : потеря знаний была частью его жизни. Ему нужно было постоянно хранить лишь несколько воспоминаний; они были закодированы в его генах, в той области памяти, которую мы называем инстинктом.

Очистив память, муравей заполз в лабиринт. Сделав несколько поворотов, он своим нехитрым разумом определил еще одну фигуру: китайский иероглиф «му» , который означал «могила» - хотя муравей не знал ни иероглифа, ни его смысла. Выше находился еще один набор углублений, на этот раз попроще. Но, чтобы продолжить исследования, муравей был вынужден забыть «му» . Он попал в великолепную канавку, своей формой напомнившую ему брюшко мертвого кузнечика, которого он не так давно нашел. Канавка вскоре приняла форму иероглифа «чжи» - притяжательного местоимения. Выше муравей нашел еще две бороздки. Первая, в форме двух каплевидных углублений и брюшка кузнечика, являлась иероглифом «дун» , который означал «зима» . Верхняя бороздка состояла из двух частей; вместе они были иероглифом «ян» , означавшим «тополь» . Это была последняя фигура, которую муравей запомнил, и единственная, которую он удержал в памяти. Все обнаруженные ранее интересные фигуры были забыты.

Эти две аксиомы хорошо продуманы с точки зрения социолога… но вы их мне так быстро выдали, как будто давно уже их подготовили, - удивился Ло Цзи.
- Я раздумывала над этим большую часть своей жизни, но до сих пор никогда ни с кем не обсуждала. Не знаю, почему… И еще: чтобы из этих двух аксиом вывести базовую модель космической социологии, вам потребуются две важные концепции: цепочки подозрений и технологический взрыв.
- Любопытные термины. Вы можете их пояснить?
Е Вэньцзе взглянула на часы.
- У меня мало времени. Но вы достаточно сообразительны, и все поймете сами. Сделайте эти две аксиомы отправной точкой вашей науки, и вы сможете стать Эвклидом космической социологии.
- Я не Эвклид. Но я запомню ваши слова и попробую. Однако мне может понадобиться ваш совет.
- Боюсь, такой возможности не представится… Впрочем, вы можете забыть все, что я сказала. В любом случае, я сделала то, что должна была сделать. Мне пора, Сяо Ло.
- До свидания, профессор.

Е Вэньцзе растворилась в сумерках, торопясь на последнее собрание соратников.

Муравей продолжил подъем и достиг круглой выемки на поверхности камня. На ее плоскости располагалось сложное изображение. Муравей знал, что оно не поместится в его маленьком мозгу. Но, определив форму изображения в целом, его примитивное чувство прекрасного возликовало так же сильно, как и при виде фигуры «9» . Каким-то образом муравей узнал часть изображения - это была пара глаз. Муравей умел распознавать глаза, поскольку пристальный взгляд означал опасность. Но сейчас он не беспокоился, потому что в этих глазах не было жизни. Он уже забыл, что смотрел в глаза, когда гигант Ло Цзи стоял на коленях перед камнем. Муравей выбрался из выемки на самый верх каменного образования. Он не чувствовал высоты, поскольку не боялся упасть. Его сдувало и с больших высот без вреда. А красоту высоты не ощутить без страха падения.

У основания монолита паук, которого Ло Цзи смахнул букетом, уже начал плести новую паутину. Он прикреплял блестящую ниточку к камню и спускался на ней до земли, раскачиваясь, как маятник. Еще три раза, и основа сети будет готова. Можно было порвать паутину десять тысяч раз - паук восстановит ее, не испытывая ни раздражения, ни счастья… раз за разом в течение ста миллионов лет.

Ло Цзи постоял в молчании, а затем удалился. Когда земля прекратила трястись, муравей сполз с каменного образования. Ему нужно было торопиться в муравейник и доложить о находке мертвого жука. Звезды заполнили собой все небо. Когда муравей разминулся с пауком у основания камня, оба почувствовали присутствие другого, но не подали вида.

Далекий мир затаил дыхание, прислушиваясь. Ни муравей, ни паук не осознавали того, что лишь они двое из всех живущих на Земле стали свидетелями рождения новой науки.

откровенно слабо. намного хуже первой книги.

сюжет надуман. скучное повествование иногда имеет тенденцию к некоторой интриге, но это не спасает.

дочитала в общем-то с трудом.

научная составляющая окончательно «ушла гулять» и ее заменила чистейшая фэнтези с

Спойлер (раскрытие сюжета)

космическими флотами на тысячи километровых кораблей, подземными городами размером с Пекин и материалами на основе ядерных взаимодействий.

много наивного и просто нелогичного.

избитая идея о том, что цивилизации имеют тенденцию к бесконечному расширению (что выдается за аксиому «галактической социологи») приехала из 60-х годов вместе с замшелым «парадоксом Ферми». смотрится это наивно.

ведь, очевидно, что цивилизации разделены тысячами световых лет, существуют наложенные физикой ограничения технического развития, а значит никакое взаимодействие цивилизаций не возможно (ни сотрудничество, ни агрессия). поэтому идея «темного леса» наивна и взята из времен, когда казалось, что вот вот «на Марсе будут яблони цвести», Галактика наполнена жизнью, а космические корабли бороздят Большой театр и прочая чепуха.

ставлю натянутые 5 баллов из 10.

Оценка: 5

Вторая книга получилась мощнее первой, что является довольно редким явлением. Но тем не менее она превосходит «Задачу» по всем параметрам. Более динамичный сюжет, более яркие персонажи, множество интересных концепций. Ну и самое главное - она гораздо страшнее.

В первую очередь, конечно хочу отметить интересные мысли. Концепция Вселенной как «Темного леса» выглядит жуткой и бьет по голове не хуже Капли. В некотором роде это доведенная до абсолюта гоббсовская идея о войне всех против всех. Только в отличие от Гоббса на горизонте не наблюдается Левиафана. Интересно, что Лю Цысинь идеально отзеркаливает идеи Ефремова с его Великим Кольцом.

Во вторую очередь - это захватывающий сюжет, с совершенно непредсказуемыми поворотами. Как я не пытался угадать развязку - у меня не получилось. Понятно, что была связана с Ло Дзи, понятно что она будет связано с Космической социологией, но конкретно такую развязку я даже и близко не предвидел.

Персонажи более многогранные, чем в первой части, но видно что это не самая сильная сторона автора.

Долго думал над якобы тупыми землянами, выстроившими флот таким образом. Пришел к выводу, что это вполне логично. Люди уже больше века не имели никакого опыта боевых действий и не видели в Капле никакой угрозы. В этой ситуации желание попиариться победило разумную осторожность.

Он умеет удивлять.

Он заставляет задуматься.

Пожалуй это самая сильная книга трилогии. Дочитываю третью. Там уже два раза были «рояли в кустах». Здесь такого нет.

Отдельная благодарность переводчикам.

Оценка: 10

Концепция темного леса и всего построенного на ней действия - классический пример некритичного восприятия любопытной и на первый взгляд красивой, но внутренне противоречивой идеи. Возможно, причина в чисто китайской любви к стратагемам. Сильно напоминает восторг неофита, познакомившегося с основами теории игр и уверовавшего в строгую рациональность действий игроков, ориентирующихся к тому же строго на один критерий.

При этом совершенно игнорируются вполне очевидные вещи, ломающие красоту бинарной логики. Цивилизации стремятся к максимальной экспансии, при этом прячась по углам и хлопая по головам выскочек, что вообще-то автоматически отодвигает задачу экспансии на неопределенное время. Никто не занимается созданием буферных зон (опять же классический способ выживания слабых государств в условиях «все кругом враги»); никто не занимается массовым спамом типа трюка Ло Цзы, но в бОльших масштабах; никто не занимается массовыми зачистками про запас; до концепции взаимного уничтожения как фактора сдерживания тоже додумались только земляне.

Оценка: 4

Что можно сказать про «тёмный лес», довольно мрачная история про двух детишек в песочнице где один постарше ребятёночек вознамерился выгнать младшенького. Под детьми подразумеваются цивилизации трисоляриса и земли обе находящиеся в по сути младенческом возрасте. Автор явно делает упор на строго научную фантастику, однако наука наша уже очевидно находится в глубокой.... так как начиная с конца шестидесятых фундаментальных подвижек не наблюдается что указывает на одну очевидную вещь - ктото завалил работу по заливке фундамента, теперь на этом косом основании ничего не построить, всё валится в пропасть так и не начав схватываться. :((Виноваты конечно софоны вездесущие а вовсе не кривые руки и мозги наших....)

Роман явно писался с прицелом на возможную экранизацию с возможным загребанием денег лопатой, надо признать что голливуд за такое возьмётся с радостью, недалёкая публика будет в восторге, снимут всё красочно и со спецэффектами.

Что касается отвернувшихся - малоправдоподобно на самом деле, ведь даже если сам отвернувшийся и держит как говорится язык за зубами то на стадии воплощения замысла всё вскрывается относительно легко. Однако и автор это понял и сообразно такому пониманию скорректировал сюжет, в итоге троих отвернувшихся легко раскусили, трудности возникли лишь с тем кто сам не понимал что он собирается сделать. Тут кстати подумалось что надо было бы таких больных на голову побольше выбрать, трисолярис в осадок бы выпал пытаясь понять то чего сами душевнобольные понять не в состоянии. Прекрасный отвлекающий ход мог бы быть. В итоге наш гений не додумался ни до чего лучшего чем позвать детишек постарше, но в начале не в свою песочницу а соседнюю чтобы те пришли и бросили в неё гранату:) Вот такой интересный детский садик у автора получается...

Тоесть там как бы и не детский садик вовсе, там тёмный лес, откуда в этом лесу столько безпризорных детей автор решил не раскрывать, видимо чтобы страшнее было. Сказка действительно получилась страшная, впрочем когда дети остаются без присмотра взрослых это всегда страшно, передерутся как минимум а то чего доброго и лес подпалят - кто нибудь обязательно спички раздобудет.

Весь роман базируется на идее безусловного технологического превосходства трисоляриса, достаточного для гарантированной победы, что мы и наблюдаем в случае капли. Малый объект изготовленный на другом техническом уровне и использующий в своей работе передовые знания и технологии с лёгкостью покрошил примитивный флот земли. Надо сказать этот момент действительно у автора получился правдоподобным, вот только неясно на чём его капля работала (в смысле источника энергии) ведь даже антивещества в реале явно не хватило бы для таких выкрутасов. В остальном не так уж и важно что делало её такой прочной, силовые поля в чистом виде или силовые поля структурирующие некое вещество, но вопрос по источнику энергии придётся оставить открытым - автор видимо ничего не смог придумать в рамках концепции строгой научной фантастики а выходить за эти рамки он не решился.

Оценка: 6

Смешанные эмоции переполняли меня, пока я читал этот поистине «темный лес». Вначале это была некоторая меланхоличность и даже местами скука - автор, перейдя к продолжению «Трех тел» резко сменил темп и интонацию, заставив понервничать, а не сдулся ли он, простите мой фрвнцузский, как это порой бывает; меланхоличность сменилась на любопытство, любопытство на восторг, восторг на отчаяние и опустошение, а затем случился катарсис.

Если в первом романе многие ухмылялись наивности и неправдоподобности автора, то в Темном лесу автор выкинул к черту все рогатки и хлопушки и взял увесистый Смит н Вессон из которого несчастного расстреливал мое сознание и душу. Все правдоподобно хоть глаз коли и начинай бояться за себя и свое будущее. Каждая глава романа начинена новейшими идеями и философиями. Автор беспощадно ставит человечество перед различными фатальными выборами и рассказывает как все будет дальше.

Лю Цысинь забирается своим героям в душу, копается там, внушает им идеологии и вручает в руки судьбу человечества.

Немного картонные в «Трех телах» персонажи - в «Темному лесу» ожили и как бы выросли вместе с автором.

Если вкратце то Темный лес во сто крат мрачнее своего предшественника, новместе с тем и глубже и сильнее.

К человечеству неизбежно приближается космический инопланетный флот и на протяжении 200 лет мы видим, как человечество обретает надежду,а потом теряет ее. В нескольких эпохах мы, как на срезе, видим как оно меняется, и в то же время стоит на месте.

Цена жизни человека. Цена жизни человечества. Новая раса космических людей с новой моралью. Новая вера. Или неверие.

Это лишь крупица из всего, что можно узнать, прочитав этот замечательный, достойных высших похвал роман.

Браво, Лю Цысинь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Эпизод где Капля уничтожает огромную армаду кораблей, а в особенности момент, когда последние удирающие корабли включили 4 тягу без предупреждения и от безумной перегрузки тысячи людей превратились в кровавую кашу - этот кусок заставил меня просто ужаснуться

Оценка: 10

После произведений посложнее хотел выбрать для чтение что-то поглупее, и этот роман превзошёл в этом отношении все предположения. Если первая серия трилогии - это типа фантастика 60-х, то тут мы движемся дальше в прошлое, в 50-е и 40-е, в области Ван Вогта и Гамильтона. Современные западные писатели такое уже не могут писать с серьёзным выражением лица и обязательно вставят постмодернистские подмигивания, а тут совершенно ломовой подход. Веселит и радует поначалу неимоверно.

Веселит книжка до конца, но радовать вскоре после начала перестаёт. Вся, абсолютно вся логика постоянно приносится в жертву увлекательности и драматизму. Чем дальше, тем сильнее это раздражает. Роман притворяется научной фантастикой, но науки тут считай и нет. «Критические» высказывания в адрес сверхдержав, современного искусства и современного общества всерьёз воспринимать невозможно. Перевод Джоэля Мартинсена заметно похуже перевода Кена Лю первого тома, имеются местами ошибки и общие шероховатости.

Оценка: нет

Продолжение истории. Инопланетная угроза остается угрозой - неотвратимой, но относительно отдаленной. Книга как раз посвящена попытке показать развитие общества на протяжении нескольких столетий под постоянным гнетом обратного отсчета до встречи с инопланетным флотом.

К сожалению, в этом и есть проблема, отсутствовавшая в первой книге. То, как показано человечество.

Несколько наблюдений:

Автор неплохо играет на поле современности и ближайшего будущего. Но с более отдаленным будущим у него просто беда. Человечество через двести лет поголовно превращается в наивных детей, после столетий подготовки к войне всерьез считающих первый долетевший вражеский зонд посланием мира (и очень удивляющихся, когда это оказалось не так). Впрочем, я немного сомневаюсь, возможно в этом и был замысел - показать, что станет с людьми после нескольких столетий идеологической муштры. Но ведь в книге все человечество такое, не только Азия.

Есть (я так подозреваю) чисто китайские заморочки. Десант политических комиссаров в будущее с целью поднятия морального духа потомков. Расшаркивания «потомков» перед «стариками» в духе - о, они столько знают, они смогут выучить все новшества, а мы никогда не сможем познать их мудрость. Четкое следование всеми странами принятым международным решениям - решили не строить межзвездные корабли с целью покинуть планету и спастись, значит не строим (вот ни одной попытки сделать это тайно). Масштабная борьба против эскапизма и пораженчества, выражающаяся в регулярных проверках и чистках.

По понятным причинам большая часть героев - китайцы, кроме того весомую роль играют американцы. Про остальные народы вспоминают только тогда, когда требуется задействовать ООН или показать что-то еще многонациональное.

Что отчасти спасает книгу - некоторые герои. На контрасте с наивными потомками «старая гвардия» смотрится выигрышно. И мне неизменно интересно было следить за злоключениями и действиями «единственного человека, которого хотел убить Трисолярис». С ним связаны самые сильные моменты книги. Да и главный политический комиссар оказался личностью неординарной, с неожиданными целями.

Кроме того, отдельные моменты и зарисовки все же не плохи. Читать не скучно. И это по-прежнему занимательное окно в отличающийся от нашего менталитет. Если бы не резкое поглупление «потомков», был бы добротный «выше среднего» уровень первой книги.

Оценка: 6

Вновь выражаю благодарность свободным переводчикам, которые вновь подарили нам очередную долгожданную книгу. Спасибо команде sonate10, которая опять взялась за нелегкое и неблагодарное дело двойного перевода, при этом выявив некоторые неточности самого автора «Темного леса», Лю Цысиня.

Перед нами новая книга, новая история. От персоналия «Задачи трех тел» остались лишь два героя, второстепенных, и то один из них - лишь в виде упоминания да флэшбека. Но не вижу в этом ничего страшного, ведь, как тут уже заметили, Лю Цысинь продолжил развивать свои писательские способности в плане создания действительно живых персонажей, а не героев-функций да рабов-обслуг сюжета. Правда, что-то путное вышло лишь в облике главного героя этого романа - астронома и космического социолога Ло Цзы. Действительно интересный образ и персонаж, достаточно глубокий и живой, но... Как всегда, есть к чему стремиться. Чувствуется, что можно было бы раскрыть его и лучше. Насчет остального персоналия мне сказать нечего. Они также продолжают быть лишь функциями.

Касательно сюжета. Да, далеко не во всем книги Лю Цысиня (в том числе и эту) можно назвать «твердой» фантастикой. Да, есть глупости. Не всегда можно согласиться с решениями человечества и их лидеров, политиков и остальных мира сего. Но кто его знает, как они себя поведут, когда будет назначен реальная, чересчур настоящая дата Страшного Суда? И, как казалось, глупости трисолариан из первой книги тоже можно простить. Цысинь предоставил целых два достаточно внятных и логичных объяснений их, как казалось в «Задаче...», якобы ошибок. Одно из них кроется в решении Лю Парадокса Ферми. В целом сюжет «Темного леса» вышел достойным в плане отсутствия «воды» и скорости развития событий. Все было выверено. Разве что немного «воды», как по мне, встречается в третьей части, а ее начало вообще меня чуть ли не заставило разочароваться во всем романе. Но Цысинь выправил ситуацию несколькими отличными сюжетными поворотами и достойным финалом. Все открытые и скрытые вопросы и проблемы книги решились, а новые поставились для следующей заключительной части трилогии «В паять о прошлом Земли».

В итоге имеем качественное продолжение «Задачи трех тел». Да, без того вкусного и так сильно понравившегося мне элемента в виде виртуальной реальности-подобии Трисоляриса, но с оригинальным проектом «Отвернувшиеся» и интересным выходом из казалось бы ситуации, где земной муравей должен был быть задавлен трисолирианским ботинком в темном галактическом лесу.

Оценка: 9

Уже по названию второй книги можно было догадаться что она значительно мрачные «Задачи трех тел». И действительно, «Темный лес» - история крайне депрессивная сразу на нескольких уровнях. Книга начинается и заканчивается сценами на кладбище (эпилог в расчет брать не хочется, он кажется лишним, написанным на всякий случай). Мир охватывают экономический, политический, военный кризисы. А все герои в той или иной степени одержимы идеями геноцида. Ближе к концу, когда история перескакивает на 200 лет в будущее, мрачный тон внезапно исчезает, но это всего лишь уловка. Финальным аккордом Лю выкатывает свою теорию устройства вселенной (вынесена в название книги), и тут уж... оставь надежду, всяк сюда входящий.

Лю из тех фантастов, у кого всегда слегка прихрамывает научность сюжета, но это прощается ввиду наличия собственно научного мышления. Другими словами: надуманность некоторых технологий или теорий компенсируется лихостью придумок. Многомерные компьютеры, странные корабли, «засыхающие» пришельцы... Точных наук Лю мало, во второй книге он глубоко уходит в психологию и философию. Сюжет крутится вокруг довольно безумной идеи: можно ли спасти мир силой мысли одного человека? Кем должен быть этот человек? Идеальным стратегом? Великим мыслителем? Или просто безумцем?..

А вот герои даются Лю все так же неважно. Хотя нельзя сказать, что он не пытается. Попытки, правда, неуклюжие: зачем-то одному он выдал деспотичного отца, а другому - воображаемую девушку, не добавив этим глубины ни сюжету, ни собственно персонажам. Ну да ладно. На фоне грандиозности основного сюжета, эти моменты кажутся несущественными мелочами.

Оценка: 9

Серединчатая инсталляция трилогии «В память о прошлом Земли», в несходство к предшественнику, уже весомо протянулась к технотриллеру. Отныне авторская хроника бурлит серией шпионских предательств, а от изощрений планетарного военно-промышленного комплекса иной раз хочется присвистнуть. Трансформация вышла изрядно противоречивой.

Эволюция детективной фабулы и введение параноидальной среды - без вездесущих софонов братьям-землянам теперь и малую нужду не справить! - понудили Цысиня вывести образы фигурантов «Тёмного Леса» на иной эволюционный уровень. В некоторой степени писателю это удалось; отчасти - совсем нет. В перечне сомнительных нововведений – чахоточная романтическая ветвь и бьющие в глаза нестыковки помянутых “шпионских” ухищрений обеих конфронтирующих сторон.

Быть рупором любовных уз у Цысиня выходит чуть хуже, чем никак. Драйзеровская Роберта Олден - столь же ломкий цветок, что и Яньянь - не провоцировала на бесчувствие. Непокрытая бесхитростность ее доставляла мучение - читатель лучше понимает, что в нашем мире случается с подобными людьми. К действующему лицу «Американской Трагедии» я испытывал горькую нежность, но Чжуан Ян, поведенческая модель которой смонтирована из тех же запчастей, оставляет бесстрастным. Ее диалоги с Ло Цзы - как и сама история последнего, закостенелого циника, а на деле – конечно же, мученика с острым сердцем - облеплены нудными клише. При всем моем уважении к предшествующей части цикла, Цысинь вступает на землю, где он не игрок. Когда Истон Эллис писал в «Rules of Attraction» о царстве богемных наркозависимых подростков, где любви не существует ни на одном из уровней - не может она взрасти на такой почве - то истязал читателя переосмысленной летописью своих ученических лет.

Писателю было двадцать три года.

Цысинь же нескладно оперирует штампами - чувствуется, что научные изыски волнуют фантаста куда больше романтической нити его героев, от которой он и сам, похоже, утомился. В этом не было бы ничего страшного – в конце-концов, люди к сай-фаю обращаются не за этим – если бы писатель не пытался столь трудоёмко и нудно описывать это надоедливое сюжетное завихрение.

Мысль о защите Отвернувшихся не выдерживает даже сравнительной критики. Как всерьез можно надеяться на выживание людей, о каждом шаге которых противнику заведомо известно? Их поочерёдная гибель лишь вопрос времени - напомню, оппозиция в лице ОЗТ жаждет аннигиляции, они не боятся смерти. Что мешает начинить семтексом микроавтобус, и подорвать его, покуда Отвернувшийся, чертыхаясь, простаивает в кучном автопотоке? Почему бы софонам не спроецировать на сетчатку пилота гражданского воздушного судна какие-нибудь пространные образы, чтобы тот, потеряв управление, разбил самолёт о скалы, тем самым лишив человечества одного из ключевых борцов с противником? Личности Отвернувшихся доступны всем из живущих. Что же мешает Разрушителям, их убийцам, заразить себя лихорадкой Эбола, а затем аккуратно подловить всенародного кумира, и поцеловать его? Но нет – Разрушители проводят в умствованиях годы, чтобы затем гордо объявить Отвернувшимся о своих домыслах – ведь это куда эффектнее.

Реакция ОЗТ на... назовём это «предприятием», Бэйхая, вынуждает покатываться со смеху:

Мы что, так и позволим ему гулять безнаказанным? - спросил Эйнштейн.

Согласно пожеланию Господа, ничего иного нам не остается. Этот человек - непоколебимый упрямец и триумфалист. Господь не желает, чтобы мы без нужды вмешивались в дела таких людей. Нам следует сосредоточиться на эскапизме. Господь считает, что пораженчество опаснее, чем триумфализм, - пояснил Ньютон.

После таких пассажей выработать стойкое отношение к ОЗТ и трисолярианским лидерам невозможно, однако оба сообщества состоят либо из самоуверенных болванов, либо из гидроцефалов в терминальной стадии - раз уж они позволяют себе столь неосмотрительные idee fixe, кое им еще аукнутся. Послушание коленопреклонных суицидников из ОЗТ можно попытаться защитить, но тупое упрямство их «господа» списать на что-то иное, кроме сюжетного вакуума невозможно. Напомню, трисолярианская братия существует в ужасающих условиях, от успеха или неудачи атаки на Землю зависит их выживание. В таких условиях не до самонадеянности и сомнительных принципов воинской чести, которые даже на бумаге не работают. Столь же парадоксально и покушение на Ло Цзы - вернее, его отсутствие. Апофеоз бессистемности алгоритмов трисоляриан: землянин Ло Цзы – инопланетная мишень номер один, преспокойно живёт в изысканной гасиенде, растит дочку, наведывается в музеи. В ходе истории ОЗТ мямлит нечто в защиту эдакого противоестественного бездействия, однако позже… само выводится из повествования! Ай да Лю! Последовательность? Да просто Цысиню было нужно, чтобы бабник-астроном остепенился. И ОЗТ отнеслось к требованию писателя с пониманием.

Как и Трисолярис.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В финале, разумеется, сполна отхватывающий за бьющую ключом самоуверенность.

Из козырных тузов «Тёмного Леса» - вне сомнений, торжественный в своей холодной изощренности Рей Диас. Покуситься на совершенство нарисованного Цысинем сплава военного и учёного было бы непочтительно. Он демонстративно плюет на ОЗТ, да и на СОП тоже, исполняя свой долг даже тогда, когда против него ополчаются люди, которых его подрядили защищать. Дерзнувшего заявиться к нему Разрушителя он распознает моментально - а затем, деликатно выслушав речь последнего, жестоко избивает, и только подоспевшая охрана сохраняет жизнь гнусному предателю человечества. Околобожественный стратег, шантажист, гениальный солдат, ради спасения людей - которые его, кстати, абсолютно не уважают - едва не превративший галактику в пороховую бочку!

Посреди мрачной дороги к развязке Цысинь вклинил изумительный сегмент «Звездолеты Земли» - сногсшибательную проекцию о нарождающемся где-то в утробе космоса зловещем дубликате человечества, учрежденным, по иронии, личностью, предупредившей сценарии Отвернувшихся. Остается только предсказывать, где и в каких условиях совершиться встреча наших братьев-землян и homo cosmicus, завещавшего о себе в память безмолвный курган – памятник смерти, освещаемый холодом звезд. Скользящий в вечность.

Блистателен и авторский манёвр со внедрением в текстовое наполнение колоритных иллюстраций, искусно передающих умонастроение романа. Резюмируя, “Тёмный Лес” на выходе оказывается лишь несколько тусклее ошеломительной “Задачи Трёх Тел” – что, не касаясь частностей, простительно даровитому китайцу, дилогия которого оказалась упоительным и захватывающим приобщением – настолько, что я предоставлю слово одному из ключевых ее персонажей:

Я тащусь от тебя, парень, - Ши Цян поднял большой палец. - И всегда тащился.

Да, Цысинь, я тащусь от тебя.

Оценка: 9

Вот интересно, философия «темного леса» (а именно: вокруг только враги, поэтому для выживания - никакого общения с соперником, просто уничтожь его) проистекает из реальной культурной и исторической традиции Китая? Иными словами, этот образ мысли свойственен современным китайцам? Может книга является предупреждением очень популярного на родине автора другим народам мира - не сближайтесь с нами, при первой же угрозе мы воткнем вам нож в горло? Может поэтому ее с таким рвением перевели на английский? И официально не переводят на русский? Ну очень провокационный роман из редкой породы Научной фантастики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Все новые люди уверены в непобедимости своего флота, все как один уверены в мирных намерениях зонда. Все флотские капитаны как один уверены в победе, и только двое приняли хоть какие то защитные меры после уговоров проснувшегося. Все земляне кидаются обстреливать космические лифты и орбитальные города из своих лазерных пукалок. Все люди сначала верят в отвернувшегося, а потом единогласно проклинают его. Складывается впечатление что та самая «запрещенная» ментальная печать теперь встроена в подушку каждого современного человека и корректирует мировоззрение ночью в зависимости от общественного мнения.

Куда делись спецслужбы которые искоренили ОЗТ и должны продолжать выискивать диверсии трисоляриса под каждым камнем? Где осторожные флотские офицеры - наследники пораженцев в это оптимистичное время? Где сильные личности готовые обуздать толпу и видящие дальше собственного носа? Где индивидуалисты, клубы фанатов и ненавистников которые идут наперекор общественному мнению по самым разным вопросам? Их нет, все прогибаются под замысел автора как в дрянных пропагандистских книжках. Персонажи есть только среди проснувшихся, все остальные - безликие марионетки.

Хоть и сюжетные повороты более или менее предсказуемы, интрига сохраняется, из-за чего сложно оторваться от чтения, пока не выяснишь подробности.

Жаль лишь, что любовная линия Ло Цзи не раскрыта, а точнее чуресчур мало описаны отношения с женой и дочерью. Да, понимаю, роман не об этом, но, по сути дела, все действия героя обусловлены этими отношениями, поэтому мне лично не хватило эпизодов, раскрывающих причины и природу данной привязанности. Автор предполагает, что это понятно и так, по-умолчанию, но Станиславский бы сказал: «Не верю».

Идея темного леса во Вселенной выглядит слишком антропоцентричной и из-за этого - ограниченной: поддерживая ее, мы переносим человеческое дуалистическое восприятие мира, возможное лишь в контестках: добро-зло, черное-белое, дружественный-враждебный - на любой разум, существующий где-либо, хотя вполне может оказаться так, что другие цивилизации мыслят совершенно иными категориями, в других плоскостях, или даже сами понятия мышления, восприятия, отношения к чему-либо для них не знакомы. Например, культура, пускай даже давным давно бывшая идентичной современной человеческой, но совершившая прорыв в сфере виртуальных технологий, и загрузившая себя полностью в облако, или любое другое информационное пространство, заменив физические сервера фотонами, бозонами, глюонами или другими элементарными частицами, которые рассеяны по космосу и могут перемещаться со скоростью света. Сложно представить, как такую форму разумной жизни можно уничтожить, и чего ей стоит опасаться, кроме конца самой Вселенной. Она уже существует на совершенно ином уровне бытия (прям как у Кларка в «Одиссее») и не пересекается с человечеством, поэтому эти две цивилизации не являются по отношению одна к другой ни враждебными, ни дружелюбными. Отношения между ними, как между нильскими крокодилами и электрическими импульсами, возникающими во время игры в Фифа при прорисовке бега футболиста. Эти две категории объектов не только не влияют никак друг на друга, не только не подозревают о существовании один другого, но даже в принципе не могут пересекаться никоим образом, ибо существуют в разных плоскостях, и могут просуществовать бок о бок вечность, так и не догадавшись о наличии друг друга.