Уборка в шкафу по японской системе. Кондо Мари «Магическая уборка

Стопки вещей в наших домах – одна из причин стресса и тревоги в жизни. Беспорядок в буквальном смысле увеличивает уровень кортизола в нашем теле! Когда наши дома не убраны, мы постоянно отвлекаемся от дел. Хронический беспорядок может вызвать хроническое беспокойство. Уменьшая раздражение от вещей вокруг себя, ты можешь сосредоточиться на творчестве и других важных вещах в жизни. Не знаю, знакома ли тебе такая ситуация. Помню, как еще со школы я никогда не могла сесть за уроки или подготовку к экзамену, пока не навела порядок в комнате и на письменном столе. Только в чистой, убранной комнате я могла сфокусироваться и настроиться на серьезные занятия.

Для большинства из нас нагромождения накапливались в течение долгого времени. Мы не замечаем, сколько бесполезных и ненужных вещей собрали, пока не наступает переломный момент. Часто это важные события в жизни – такие, как переезд, смерть, брак или развод, или даже смена работы. Такие события заставляют нас навести порядок, чтобы мы могли двигаться дальше.

Что символизирует твой беспорядок?

Твой уровень толерантности к беспорядку отличается от моего, твоей подруги и даже мамы. Все мы по-разному понимаем порядок. Но, как и образы в снах, есть психология загромождения. Где беспорядок находится в твоем доме, во многом отражает черты твоей личности. Вот некоторые примеры того, что завалы могут означать в твоей жизни:

  • Гостиная и столовая : Это место развлечений. Беспорядок здесь может означать, что ты скрываешь свое истинное «Я» от мира.
  • Кухня : Часто именно здесь мы сваливаем всякую всячину: письма, зарядные устройства, кошельки, витамины и многие другие предметы повседневной жизни. Все это становится серьезным препятствием по-настоящему питать себя и свою семью.
  • Коридоры : Эти разъемы между комнатами и представляют твою способность жить в потоке. Загроможденные прихожие могут означать, что путь твоей жизни четко не определен.
  • Спальня : Беспорядок в твоем будуаре может заставить тебя чувствовать себя усталой и препятствовать интимным отношениям с партнером.
  • Ванная комната : В ванной комнате мы балуем себя и готовимся к встрече с внешним миром. Подумай о всех баночках под раковиной, которые ты никогда не использовала. Беспорядок в этой комнате может означать, что тебе не хватает самоуважения.
  • Шкафы : Шкафы представляют то, что скрыто от посторонних глаз. Если мы набиваем наши шкафы-купе, мы блокируем нашу способность использовать внутренние чувства и интуицию, чтобы понимать свои чувства и предсказывать события.
  • Чердак, мансарда : На чердаке, как правило, мы прячем вещи, которыми больше не пользуемся или откладываем на будущее. Эти вещи потенциально наиболее сложные. Чердаки символизируют нашу связь с прошлым, семьей и предками, а также нашим Высшим Я. Когда ты загромождаешь чердак ненужными вещами, они буквально нависают над головой. Это усложняет решение проблем из твоего прошлого и препятствует твоему росту и развитию.
  • Подвал : Как и с чердаками, мы часто используем подвалы для хранения нежелательных или неиспользуемых вещей. Как и со снами, подвалы символизируют подсознание. Завалы в подвале могут притупить твою интуицию.
  • Гараж : Автомобили представляют независимость и возможность обойти препятствия. Если в твоем гараже такой беспорядок, что ты даже не можешь легко подступиться к автомобилю, ты можешь чувствовать затруднения в движении вперед по жизни.

Наведи порядок по методу КонМари

Мари Кондо начала интересоваться порядком в 5 лет, а серьезно изучать искусство уборки стала в 15 лет. Сейчас она владелица бизнеса в Токио: помогает людям с помощью своего метода преобразить дома в спокойные, вдохновляющие пространства. Она прошла долгий путь проб и ошибок, которыми делится в своей книге. И меня удивило, как долго я сама и все мои знакомые домохозяйки с 20-летним опытом всю жизнь делали те же ошибки.

С помощью метода КонМари ты можешь навести порядок раз и навсегда . Вот как это сделать:

  1. Уборка за один раз . Убирать понемногу время от времени никогда не работает. Вещи будут складироваться снова и снова. (Все сразу убрать в моей 3-комнатной квартире получилось за одни выходные.)
  2. Представь конечный результат . Перед тем, как начать освобождаться от хлама, в деталях представь свой идеальный образ жизни. Такие цели, как «Я хочу жить без хлама» или «Я хочу, чтобы все было на своих местах», слишком абстрактные. Тебе нужно представить картину в конкретных деталях – например, «Я хочу жить, как Богиня, в окружении мира и красоты».
  3. Определи, почему хочешь жить так, как представила . По каждому ответу спроси себя «Почему?». Например, если хочешь жить без нагромождений, чтобы спать лучше ночью, спроси себя: «Почему я хочу лучше спать?». Повтори так 3-5 раз. Когда найдешь ответ на вопрос, почему хочешь быть аккуратной, ты готова двигаться дальше.
  4. Проверь каждый предмет на «тест радости» . Сосредоточивая свое внимание исключительно на выбрасывании ненужных вещей, Мари Кондо утверждает, что мы испытываем только чувство несчастья. Нужно обязательно беречь то, что любишь. Устрой тест радости: бери каждый предмет в руку и спрашивай себя, приносит ли он тебе радость? Если да, тогда сохрани эту вещь. Если же предмет не радует тебя – выбрасывай без раздумий. Важное примечание: ты должна подержать в руках каждый предмет, чтобы прислушаться к своим чувствам. Это не интеллектуальный процесс. Это . Учись прислушиваться к своему телу и эмоциям, им есть, что тебе сказать.
  5. Упорядочивай по категориям, а не местоположению . В большинстве семей вещи из одной категории хранятся в нескольких местах. Если ты разбираешь свою одежду, тебе нужно собрать всю одежду из каждого шкафа и ящика в каждой комнате в первую очередь. Начни с верхних полок, а потом переходи к нижним. А еще Мари Кондо дает потрясающие инструкции по бережному складыванию вещей, которые, кроме аккуратности, еще доставляют эстетическое наслаждение (даже мой муж теперь в восторге от того, как в порядке цветов радуги лежат на полочке его футболочки). Найти каждую вещь очень легко с таким подходом!
  6. Разбирайте вещи в правильном порядке . Мари Кондо рекомендует такой порядок разбора вещей: одежда, книги, документы, сентиментальные вещи, а затем категория комоно (разное). Она в подробности описывает, как разделить предметы каждой категории на подкатегории.
  7. Отсортируй прежде, чем разместить вещи обратно . Ты должна в первую очередь выкинуть все ненужные вещи. Ничего не складывай обратно, пока не выбросишь все ненужное, то, что не прошло тест радости.

Как организовать свой дом?

После того, как ты закончишь разбирать хлам, Мари Кондо учит, как организовать пространство. Опять же, есть порядок и простота, у каждой вещи есть свое место, даже предметы в твоей сумке! Мари Кондо делится потрясающей историей, как раскладывает вещи из своей сумочки каждый день, благодаря каждый предмет за проделанную работу. Когда у всего, в том числе у предметов в твоей сумке, есть свое место, практически невозможно создать беспорядок снова. Я еще не дошла до сумочки, но это следующий уровень, к которому я стремлюсь. Но то, что произошло в моих ящиках и шкафах, меня восхищает!

Как складывать вещи?

Метод КонМари также учит хранить все предметы одной категории в том же месте (электроника, бумаги, одежда и т.д.). Так вещи не разбрасываются по дому и это не приводит к еще большему накоплению. После того, как ты применишь правильные методы хранения, ты не просто будешь более организованной, но и начнешь экономить деньги, потому что перестанешь тратить средства на покупку специальных предметов хранения и гаджеты, или на вещи, которые, оказывается, у тебя уже были, но ты забыла, где они лежали. Все, что тебе пригодится,
– коробки. Мари Кондо рекомендует обувные коробки!

Вот в этом видео очень понятно показано, как сложить вещи в шкафу:

Сделай следующий шаг к жизни в порядке

Если ты хранишь вещи по эмоциональным причинам, то метод КонМари идеально подходит тебе, потому что он требует, чтобы ты полагалась на свою и прислушивалась к тому, как ты относишься к своей собственности. Таким образом, нет никаких причин откладывать наведение порядка.

Огромное преимущество методе КонМари – его простота. Ты не должна следовать правилам, которые не подходят тебе, например: если ты не носишь вещь в течение года – выбрось ее; или семь пиджаков и десять блузок – идеальное число оптимального гардероба. И последняя восхитительная новость заключается в том, что в конце процесса у тебя останутся только вещи, которые ты любишь. Это совершенно новые отношения с твоими вещами, проявление глубокого уважения к своей собственности.

И помни: когда ты отдаешь вещи в благотворительные организации или на утилизацию, это не означает, что ты выбрасываешь приятные воспоминания или отказываешься от своей личности каким-либо образом. На самом деле, очищая свой дом от ненужных вещей, ты в буквальном смысле слова высвобождаешь энергию вещей и свою энергию в том числе. Когда ты окружена вещами, которые являются прямым продолжением твоей сущности, ты действительно каждый раз возвращаешься домой к себе. И чувствуешь себя здоровее и свободнее. (Плюс приятный бонус: повышение концентрации и творческого тонуса.)

А вы когда-нибудь чувствовали желание привести в порядок свой дом? Использовали ли метод КонМари? Я хотела бы знать ваши результаты.

Мари Кондо - профессиональный консультант по наведению порядка в доме , а также автор книги-бестселлера под названием «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни».

Метод Мари Кондо действительно можно назвать магическим. Люди, которые следовали ее советам, были поражены тому факту, как много ненужных вещей скопилось в их жилище. Также они заметили, что окружают себя людьми, которые не заслуживают их внимания, и переосмыслили свои взгляды на дружбу.

Искусство уборки

1. Избавься от вещей, которые не радуют
Согласно теории Мари Кондо, все вещи можно условно разделить на те, которые приносят пользу, и те, которые радуют нас своим присутствием. Поэтому нужно немедленно избавиться от всех вещей, которые тебя больше не радуют.

2. Убирай определенные зоны
Мари настоятельно советует не доводить ситуацию до того момента, когда срочно требуется генеральная уборка. Вместо этого опытный консультант предлагает распланировать наведение чистоты заранее, выделяя по 20 минут в день на организацию определенной зоны.

Скажем, сегодня можно убрать подоконник, а завтра упорядочить вещи в шкафу. Таким образом ты не испортишь свои выходные генеральной уборкой.

3. Экономь место в шкафу
Мари считает, что наличие свободного пространства для хранения вещей не способствует экономной его организации, а наоборот, захламляет жилище. Она советует избавиться от громоздких шкафов и приобрести портативные полочки. Одежду, которую можно хранить без вешалок, консультант рекомендует поместить в ящики, скатав вещи в трубочки.

4. Развешивай одежду в шкафу по цветам и типам
Мари считает, что одежде, как и людям, комфортно в компании с похожими вещами. Девушка рекомендует развешивать одежду в шкафу слева направо, начиная с теплых зимних вещей.

5. Используй функциональные разделители для ящиков
Опытный консультант не рекомендует покупать системы для хранения вещей, считая их бесполезным хламом. Вместо этого девушка настоятельно советует приобрести удобные разделители для ящиков. С их помощью Кондо хранит кухонные принадлежности, бижутерию и разнообразную мелочевку.

6. Береги бумагу
Как и все японцы, Мари очень трепетно относится к природе. Девушка призывает не портить зря бумагу и использовать для ежедневных записей гаджеты.

7. Поддерживай порядок в доме
Мари считает, что порядок в доме - это не просто красиво и удобно. Правильное расположение вещей непосредственно влияет на жизнь человека. Беспорядок мешает не только работе, но и личной жизни. Не нужно рассказывать, как грязная тарелка может стать причиной ссор и скандалов.

Желаем, чтобы в твоем доме был порядок, уют и комфорт!



Когда приходит время уборки, каждый человек представляет себе весьма скучное и утомительное занятие. От этого еще больше опускаются руки, пропадает желание вообще что-то начинать делать. Но если взглянуть на уборку под правильным углом, то она может привести в порядок не только квартиру, но также и мысли. В этом поможет Мари Кондо и ее бестселлер «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка в доме». Она издала свою книгу многомиллионными тиражами, что уже говорит о ее значении для всех людей, а также интересной и полезной информации внутри.

Главное в наведении чистоты – умение убираться правильно

Прежде всего, нужно запомнить, что превратить свою квартиру в идеальную картинку чистоты и порядка за 1 минуту еще никому не удавалось. На это необходимо будет потратить определенное количество времени. Но не стоит также заниматься наведением чистоты каждый день. Это приводит к созданию впечатления, что уборка длится вечно и никогда не закончится. Известная писательница Мари Кондо использует в этом случае такой термин, как «особенное событие». То есть, уборка должна быть выполнена единовременно в пределах одного промежутка времени.

Если все сделать согласно определенными правилам и рекомендациям, то в квартире воцарится идеальный порядок, который нудно просто время от времени просто слегка поддерживать. Этот способ помогает даже тем людям, которые по своей природе обладают такими чертами характера, как лень и неряшливость.

Уборка согласно правилам Мари Кондо базируется на 2 основных моментах:

  1. Избавиться от ненужных вещей.
  2. Определить порядок хранения нужных предметов.

Но нельзя думать о втором пункте до тех пор, пока не будет полностью воплощено в жизнь первое правило.

Нельзя вмешивать в уборку родных и друзей

Так как уборка в квартире согласно теории Мари Кондо — это процесс, который очистит не только пространство, но также и мысли человека, то ее следует проводить исключительно в спокойной обстановке. Кроме этого, не нужно никому из домочадцев показывать, что именно было решено выкинуть раз и навсегда.

Сам вид большой кучи старых вещей может привести их к панике и сильному стрессу. Поэтому, родные пытаются спасти старые вещи, но это все равно не приведет ни к какому положительному результату. Старые вещи никто не начнет опять носить, а поломанные предметы никогда не будут работать, как новая техника.

В чем заключается смысл уборки согласно Мари Кондо?

Первое, что поражает воображение, это масштаб уборки, к которому призывает автор книги. Во время этой процедуры у человека полностью меняется сознание, упорядочиваются мысли, которые в будущем помогут определиться, чем стоит заниматься в жизни, а от чего, наоборот, лучше отказаться.

Уборка по Мари Кондо заключается в 2 плоскостях: духовной и практической.

Первая, духовная сторона, заключается в следующих аспектах:

  1. Каждая вещь в доме может ассоциироваться только с положительными эмоциями и доставлять своему хозяину радость. Ни в коем случае она не должна вызывать чувство утомления или раздражения.
  2. Все вещи, которые по той или иной причине находятся в доме, являются живыми. Чтобы увеличить отдачу от них положительной энергетики, необходимо для каждого предмета определить свое место и поддерживать его в аккуратном и чистом виде.
  3. Вещь, которая прошла свой жизненный путь и теперь должна покинуть дом, нужно обязательно поблагодарить.

Практическая сторона также имеет огромное значение. Порядок помогает выйти положительной энергии наружу и найти свое применение в других действиях, а также решении важных задач.

Поэтому основной принцип наведения чистоты в дома согласно Мари, заключается в избавлении от старых и ненужных вещей, а также разработка правильных мест хранения для оставшихся нужных предметов.

Кроме этого, стоит запомнить одно важное правило: нет такого понятия, как «когда-нибудь». Каждая вещь или предмет должны быть полезными здесь и сегодня. Поэтому не нужно превращать свой дом в место для хранения старых и ненужных вещей ради какого-то призрачного шанса их использовать хотя бы раз в будущем.

Расхламление

Именно так в книге Мари Кондо начинается процесс уборки. Согласно расхламлению нужно не жалеть старый хлам, а избавляться от него уверено без колебаний. Человек после этого должен сразу почувствовать облегчение, как будто лишний груз свалился с его плеч. Этот день и будет считаться отправной точкой для переезда в чистую и опрятную жизнь с новыми мыслями и целями.

Если семья состоит из нескольких человек, то каждый должен самостоятельно разобрать свои вещи. Исключением из правил становятся только дети, так как у них слишком мало необходимого для этого процесса жизненного опыта.

Концентрировать свои мысли в это время следует не на тех предметах, которые решено выбросить, а на тех, что остаются в доме.

Как правильно проводить уборку по принципу КонМари?

Стремление к совершенству

Главная цель наведения порядка в доме – совершенство. Нельзя придавать этому слишком малое значение и работать вполсилы. Дом будет в идеальном порядке только в том случае, когда человек приложит к этому все свои усилия.

Убрать все и сразу

Вещи в доме не хранятся в каком-то одном определенном месте. Они рассредоточены по всей квартире. Поэтому нельзя убирать отдельно каждую комнату, так как появляется большой риск, что вещи начнут просто кочевать с одного места на другое.

Выбросить ненужное

Первое, с чего начинается уборка – избавление помещения от ненужных вещей. Здесь человек может проявить слабость и начинать оставлять предметы на потом, с надеждой, что они когда-то могут еще пригодиться. Эта и есть самая главная и распространенная ошибка большинства людей, которые хотят довести свое жилье до совершенства.

Выкидывать без сожаления и промедления необходимо те вещи, которые не доставляют радость и положительных эмоций, а также те, которые не пригодились в прошлом и не смогут быть полезными в будущем.

Кроме этого, разбирая старую одежду, люди не спешат ее выбрасывать, оставляя в качестве домашних комплектов. Но этого строго запрещено. Нельзя ходить дома в одежде, которая не вызывает положительных эмоций или пришла в негодное состояние для того, чтобы выходить в ней на улицу. Время, проведенное дома, является драгоценной и важной частью жизни.

Одним из самых сложных процессов становится избавление от сувениров и памятных подарков. Но они являются только средством передачи приятных человеческих чувств. Поэтому, нужно поблагодарить этот предмет за приятные и теплые эмоции, а также навсегда попрощаться с ним.

Уборка проводится по категориям

Порядок нужно создавать не в каждом отдельном помещении, а в целой квартире. Облегчить эту задачу поможет разделение вещей по специальным категориям. Для этого предметы, которые относятся к одной и той же категории, необходимо собрать в специально отведенном для этого месте. Это поможет наглядно продемонстрировать, сколько есть в доме предметов каждой категории. Обычно людям кажется, что на самом деле у них в квартире находится вдвое или втрое меньше вещей.

Для упрощения сначала нужно наводить порядок в тех категориях, в которых легче принять решение. Постепенно следует переходить к более сложным классам. Исходя из этого, разделение по категориям выглядит следующим образом:

  • одежда, обувь;
  • книги, журналы;
  • документы, бумаги, стикеры с записями, гарантийные талоны, ненужные инструкции;
  • компакт-диски;
  • предметы личной гигиены, косметика;
  • электроприборы, кухонные принадлежности;
  • продукты питания;
  • сувениры, подарки, фотографии – все предметы, которые являются ценными для человека.

Последняя категория считается одной из самых сложных в эмоциональном плане. У человека, который берет в руки подарок от своего возлюбленного или сувенир с совместной поездки, сразу в голове возникают образы, связанные с теми приятными моментами в жизни. Но они также являются ненужными предметами. Как только они убираются из поля зрения, человек сразу забывает об этом предмете и может не вспомнить о нем до тех пока, пока снова не увидит. Подарок должен вызывать радость в момент его вручения. После этого, он уже не может принести никакой пользы. Конечно же, это касается только тех вещей, которые выполняют функцию исключительно подарка, и их больше никак нельзя применить в быту с пользой.

Преимущества

Люди, которые уже воспользовались советами автора книги в один голос утверждают, что такой подход к уборке помог им избавиться как минимум от половины вещей, находящихся в квартире в качестве мертвого груза. Это помогло высвободить пространство для действительно важных и нужных предметов.

Кроме этого, уборка, которая выполняется одним махом, полностью исключает риск развития обратного эффекта. То есть при промедлении в квартиру возвращается привычный беспорядок.

Главный принцип эффективной уборки

После того, как пространство было очищено от ненужных вещей, оставшиеся необходимо правильно разместить для дальнейшего хранения. Это поможет в будущем реже возвращаться к процедуре уборки квартиры.

Первое, что нужно сделать – хранить вещи, которые касаются одной и той же категории в специально отведенном для них месте. Например, все книги должны стоять в книжном шкафу, а одежда – только в гардеробе и нигде больше. Если пренебречь этим правилом, то спустя короткий промежуток времени вещи опять рассредоточатся по территории всей квартиры. Человек будет вынужден повторно проводить расхламление.

Отдельное внимание стоит уделить правильному хранению вещей. То есть их поиск не должен отнимать много времени. Мари Кондо настаивает на том, что все предметы могут правильно храниться только в вертикальном виде. Стопки для сохранения порядка совершенно не подходят. Поэтому, перед тем, как все сложить, нужно научиться правильно это делать. В результате предметы одежды и другие вещи должны выглядеть, как простой и гладкий прямоугольник. После чего, они просто сворачиваются в ролл и убираются в ящик. Главное не забыть ставить их строго вертикально. Это поможет человеку сразу видеть все предметы и выбрать из общего числа необходимую вещь, не переворачивая содержимое всего ящика.

На специальных штангах для развешивания вещей нужно также поддерживать порядок. Здесь они сортируются слева направо. Сначала вешаются теплые вещи темных оттенков, а заканчивается это все легкой одеждой светлых тонов.

Когда дом будет полностью приведен в порядок у человека наступит ясность в голове и в мыслях. После этого он начнет четко понимать, чего хочет достичь в жизни, а что не дает ему успешно добиваться цели.

Цитата сообщения Мари Кондо. Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

Японский эксперт по наведению порядка Мари Кондо обещает: если Вы готовы к большим переменам, результатом уборки станет настоящее чудо

Бестселлер Мари Кондо «Меняющая жизнь магия наведения порядка: Японское искусство избавления от ненужных вещей и организации пространства» по-настоящему изменил жизнь Эмили Клэй, хозяйки дома в Орегоне. По ее словам, после прочтения книги она избавилась от «тонны» одежды и книг, и хотя очень любит ходить по магазинам, советы Мари Кондо удержали ее от того, чтобы заново забить до отказа все полки и шкафы. «Эта книга полностью изменила мое представление от вещах, — говорит она. — Если мне не нравится какая-то вещь, если я никогда не использовала ее, не читала, не носила — я избавляюсь от нее, не задумываясь».

Того же мнения придерживается дизайнер из Сан-Франциско: «Я сама следую основным постулатам книги Кондо и советую всем поступать так же: хранить стоит только то, что приносит удовольствие, — говорит она. — Это правило помогает мне определить место вещей в моем сердце и моем доме. Просто поразительно, насколько чище стал мой дом после того, как я выбросила все барахло».

Мы ждем перемен!
Впрочем, определение «меняющая жизнь», пожалуй, слишком смелое. Жизнь меняют такие события, как брак, рождение, смерть, переезд. Уборка, даже капитальная, не подпадает под мое представление о глобальных изменениях, но отношение к дому идеи Мари Кондо меняют вне всяких сомнений.

Не имеет значения, как Вы относитесь к магии, на которой постоянно делается акцент к этой книге. Однако объемы продаж этой книги по всему миру действительно можно назвать сверхъестественными. Она 23 недели продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» в категории «Советы и практические руководства». На сайте Amazon была названа лучшей книгой 2014 года в разделе «Рукоделие, дом и сад». С выхода первого издания прошлой осенью книга запускалась в печать 13 раз, и было продано два миллиона копий. Глядя на эти цифры, можно сделать вывод, что люди действительно отчаянно хотят изменить существующий порядок вещей. Давайте разберемся, выполнит ли Мари Кондо обещание, данное в смелом заголовке своей книги.

Два ключевых правила
После многих лет практики японский специалист по организации пространства разработала свой собственный метод. Суть проста, а вот применить его бывает невероятно трудно (говорю по собственному опыту), ведь люди ни за что не желают расставаться с собственными вещами.

Итак, две ключевые установки метода Мари Кондо сводятся к тому, что держать дома следует только те вещи, которые наполняют сердце радостью. А в процессе уборке нужно работать не с комнатами, а с категориями вещей.

Храните то, что любите
Кондо довольно часто использует фразу «искриться радостью», говоря о дорогих сердцу вещах. Суммируя сказанное, можно сделать такой вывод: если вы не любите вещь, избавьтесь от нее. Трудность заключается в том, чтобы, как говорится, отделить зерна от плевел и различить понятия «счастье» и «привязанность». В своей книге Кондо предлагает довольно жесткий способ, помогающий это сделать.

Разбирайтесь с вещами, а не с комнатами
Одна из главных идей, которая отличает метод Кондо от всех прочих, гласит, что разбирать вещи следует по категориям. Например, вместо того, чтобы убраться в гардеробной, надо разобраться со всей одеждой, которая есть в доме.

Обычно она хранится в нескольких местах: в гардеробной, комодах и шкафах спален и детских, в прихожей и даже на чердаке. Опыт работы Мари Кондо показал, что если убираться в каждой комнате отдельно, это будет бесконечный процесс. Поэтому все, что есть в доме, надо поделить на категории и разбираться с каждой из них. На первой странице своего труда автор пишет: «Сначала надо забраковать все ненужное, а потом навести порядок во всем доме раз и навсегда».

Уборка шаг за шагом
Знакомьтесь, это Мари Кондо в начале уборки в гардеробной одного из своих клиентов. В ее мире путь к чистоте и порядку начинается с представления того, как вы хотите жить. В своем интервью она описала этот процесс поэтапно.

1. Подумайте о том, что такое идеальная жизнь . Другими словами, как вы хотите жить.

2. Соберите вещи одного типаи сложите их вместе . Например, положите всю одежду на пол. Кондо предлагает начинать с одежды, потом заняться книгами и, наконец, документами.

3. Спросите себя, излучает ли каждая вещь радость. «Возьмите вещь в руки, пощупайте ее и постарайтесь ощутить, есть ли в ней радость», — пишет Кондо.

4. Рассортируйте вещи и положите их на место . Подходящее место для каждого предмета определите заранее.

Кажется слишком просто, не так ли? Но Кондо считает, что метод труден тем, что многие из нас наполняют вещи эмоциями. Порой мы привязываемся к вещам, которые нам не нравятся, просто потому, что нам их подарили. Мы позволяем книгам и бумагам накапливаться на столе в надежде, что когда-нибудь их прочитаем. Мы наотрез отказываемся выбрасывать неудачные покупки, потому что жалеем потраченных денег. «Суть моего метода заключается в том, чтобы беспристрастно взглянуть на свое добро и решить, что из всего накопленного за многие годы действительно важно», — пишет Кондо.

Теперь Вы понимаете, как это трудно. В ответ на все сомнения Кондо приводит слова принцессы Эльзы из «Холодного сердца»: отпусти и забудь.

Это фотография комнаты одной из клиенток Кондо до уборки. Для многих из нас забитые до отказа полки и бесконечные пакеты с вещами — привычная картина.

А уж Мари Кондо видела такое сотни раз. Она призывает людей забыть те вещи, которые переполняют шкафы (раз они там спрятаны, значит, никому не нужны), не привязываться к предметам, которые могут понадобиться «когда-нибудь» (для Кондо «когда-нибудь» значит «никогда»), и обязательно отдавать свои вещи тем, кто в них нуждается, чтобы не испытывать чувство вины за то, что вы от них избавляетесь.

Та же самая комната после уборки по методу Кондо. Издатель волновался, что фотографии домов японских клиентов Кондо могут напугать европейцев. И в самом деле, после того, как стол передвинули в другую комнату, а большинство вещей выбросили, это помещение кажется пустоватым.

Однако то, что одному человеку кажется спартанским, другой назовет идеальным. Вот как Кондо описывает свой собственный дом: «У себя дома я испытываю чувство блаженства, даже воздух кажется свежее и чище. Вечерами я люблю посидеть в тишине и подумать о прошедшем дне за чашечкой травяного чая.

Оглядываясь по сторонам, я вижу картину, которую очень люблю, и вазу с цветами в углу комнаты. Мой дом небольшой, и в нем находятся только те вещи, которым есть место в моем сердце. Такой стиль жизни приносит мне радость каждый день».

ДО: Эту токийскую кухню ждет волшебное превращение. Только представьте, с какими трудностями приходится сталкиваться ее хозяйке!

ПОСЛЕ: Та же самая кухня после работы Мари Кондо. Радикальные преобразования, не так ли?

А как же соображения необходимости?
«Многим людям трудно следовать правилам Мари Кондо, — говорит Кейли, специалист по организации пространства из Сан-Франциско. ─ Мне нравятся некоторые из ее идей, но не все они работают». Как, например, применить на практике идею о том, что хранить надо только те вещи, которые вызывают радость? «В любом доме полно вещей, которые не имеют никакого отношения к счастью, а просто необходимы», — говорит Кейли.

Кондо говорит и о нужных вещах, но ее определение необходимого идет дальше привычных представлений. Например, что делать с учебниками и руководствами по эксплуатации техники? Их можно найти в Интернете. Книги, которые вы нечитали? Отдайте, Вы все равно никогда их не прочитаете. Подарки от любимых, которыми Вы не пользуетесь? Освободите себя и от них тоже.

Реальный пример из Калифорнии
Кейли уверена, что многим людям непросто во всем следовать советам Кондо. Чтобы не быть голословными, мы обратились за помощью к Сьюзи Шоаф, жительнице Сан-Франциско, которая выиграла бесплатную консультацию Мари Кондо. На этом снимке Вы видите Сьюзи (слева) в своем доме площадью 84 кв. м во время встречи с Мари Кондо.

Это фотография гостиной Сьюзи после визита Мари Кондо. «Вы можете смеяться, но я действительно давно собиралась навести порядок, — говорит Сьюзи, которая слышала о методе Мари Кондо, но не читала ее книгу. — Многие вещи достались мне по наследству от родителей, да и сама я люблю коллекционировать находки с блошиных рынков. Вещи копились до тех пор, пока по дому не стало трудно передвигаться. С этим надо было срочно что-то делать».

ПОСЛЕ и ДО:

Хотя Сьюзи обычно берет книги в библиотеке, у нее слабость к альбомам по искусству и дизайну, а также гидам по зарубежным странам. Так выглядел ее книжный шкаф до того, как она начала убираться вместе с Кондо.

Перспектива избавиться от множества своих вещей немного пугала Сьюзи, но она знала, что сможет сохранить то, что по-настоящему любит, и эта мысль ее успокаивала.

«Она начала с того, что сняла все книги со всех полок на первом и втором этаже»,— рассказывает Сьюзи, которая и сама была шокирована тем, как много у нее на самом деле книг (в своей книге Кондо приводит много подобных примеров). «Она не осуждала меня, — продолжает Сьюзи. — Но когда я увидела, сколько книг накопила, я поняла, что хочу справиться с этой лавиной и всем сердцем приняла метод Мари».

«Перед разбором Кондо похлопала по каждой книжке и сказала, что так она их будит,— вспоминает Сьюзи. — Затем мы сели на диван и стали брать одну книгу за другой. Через переводчика Мари спрашивала меня про каждую книгу, излучает ли она радость. Если я говорила «да», мы откладывали книгу в одну стопку, если «нет» — в другую. В тот день мы просмотрели 300 книг и избавились от 150».

Когда все книги были разобраны, Кондо предложила поклониться книгам, с которыми было решено попрощаться, и поблагодарить их.

В своей книге Кондо говорит, что благодарить вещи за службу — важная часть прощания с ними. «Когда вы говорите «спасибо» вещам, которые служили вам верой и правдой, вы избавляетесь от чувства вины за то, что выбрасываете их, и чувствуете признательность по отношению к тем вещам, которым позволили остаться», — пишет она.

ПОСЛЕ: Сама мысль о том, что можно выбросить так много книг, многих смущает. Но что бы вы ни думали, признайтесь: теперь этот книжный шкаф выглядит намного лучше. «Я отнесла семь коробок с книгами в фонд «Библиотечные друзья» . Для меня это очень много значит. И я уверена, что, как бы парадоксально это ни звучало, анализ каждой отдельной книги ускорил процесс и помог мне понять, какие из них действительно важны», — делится Сьюзи. Когда Сьюзи и Мари разобрали книги и оставили только самые любимые, на полках появилось достаточно места для фотографий и декоративных предметов. И, что немаловажно, теперь их лучше видно.

«Книги, которые Вам нравились, когда Вы их купили, со временем могут стать бесполезными. Информация в книгах, статьях и документах недолго остается актуальной,— говорит Кондо. ─ Когда выставите на полки только те книги, которые вызывают радость, Вам легче понять, что остальные Вам больше не нужны. А дальше все просто: чем меньше книг на полке, тем легче поддерживать порядок».

С одеждой работает тот же принцип. Вытащите из шкафов все, что там есть, отберите самое любимое и избавьтесь от остального.

ДО: Сьюзи очень хотела, чтобы Мари показала ей свой метод складывания одежды. На этом снимке вы видите один из ящиков комода до уборки.

ПОСЛЕ: Тот же самый ящик! Кондо советует укладывать вещи не одну поверх другой, а вертикально, или, как она сама говорит «стоя». По ее мнению, только так можно сохранять порядок и быстро нахлдить то, что нужно.

Еще один совет: складывайте вещи компактными прямоугольниками.

Сьюзи демонстрирует этот метод на блузке: «Заверните длинные стороны блузки или футболки внутрь и уберите туда же рукава, чтобы получился длинный прямоугольник.

Теперь возьмитесь за узкую сторону прямоугольника и сложите его пополам.Продолжайте складывать вещь вдвое или втрое до тех пор, пока она не уменьшится настолько, чтобы аккуратно «встать» в ящик рядом с остальными вещами».

«Теперь мои ящики выглядят красиво и внутри, и снаружи»,— смеется Сьюзи.

Уборка как путь к успеху
Как стать международной звездой в области организации пространства? В первой части своей книги Кондо рассказывает, как начала свой путь к успеху. С самого детства она была одержима чистотой и разбором завалов. «Когда мне было пять лет, я читала мамины журналы о домоводстве, и это пробудило во мне интерес ко всему, что связано с домом», — говорит она.

В школе она в первый раз поняла, в чем заключалась ее основная ошибка. До того, как Мари открыла для себя книгу «Искусство выбрасывать вещи» Нагисы Тацуми, ее эксперименты рано или поздно превращались в заколдованный круг. Она убиралась в одной комнате, потом переходила в следующую, в следующую — и так до тех пор, пока не возвращалась в первую, где все начиналось сначала. «Мне казалось, что сколько бы я ни убиралась, лучше не становилось. В лучшем случае процесс разбора завалов наступал позже, но все равно наступал», — рассказывает она.

Однако после прочтения книги Тацуми Мари поняла, что ей нужно срочно перезагрузить всю систему. Она вернулась домой и заперлась в своей комнате на несколько часов. В своей книге она пишет: «Когда я закончила, у меня было восемь полных пакетов с одеждой, которую я никогда не носила, учебников из начальной школы и игрушек, с которыми я не играла много лет. Я даже выбросила свою коллекцию ластиков и печатей. Честно признаюсь, что я и забыла о том, что у меня есть все эти вещи. После разбора я целый час сидела на полу и задавалась вопросом, зачем я вообще хранила все это барахло».

Этот самый вопрос положил начало собственному бизнесу с клиентами, которые ждут своей очереди по нескольку месяцев. Он же в результате привел и к написанию книги, которая стала бестселлером во многих странах.

Работает ли это на самом деле?
Итак, мы возвращаемся к вопросу, поставленному в заголовок этой статьи: может ли уборка изменить нашу жизнь?

Конечно, Кондо считает, что может. «Весь смысл моего метода в том, чтобы научить людей понимать, что важно в их жизни, а что нет, — говорит Мари. ─ Следуя моим советам, вы поймете, какие вещи вызывают у вас чувство радости, а значит, будете точно знать, что вам нужно для счастья».

Читатели — такие, как Эмили Клэй — согласны: «Книга заставила меня задуматься о том, сколько вещей у меня есть и сколько мне на самом деле необходимо. Я ничуть не жалею, что избавилась от кучи всего ненужного, хотя мне неприятно вспоминать о том, сколько денег я потратила зря. Избавление от лишних вещей в какой-то мере освободило меня, — признается Эмили. — Теперь вместо того, чтобы покупать новые сумки или туфли, я откладываю деньги на поездку в Италию».


Сегодня я расскажу о своем опыте приведения дома в порядок по методу Конмари. Этот метод, придуманный японкой Мари Кондо, стал популярным в Японии и по всему миру вполне заслуженно. Он переворачивает сознание, а следование его основным принципам помогает в наведении порядка не только дома, но и в собственной жизни.

Избавляемся от ненужного

Основное отличие метода Конмари от широко известных методов уборки (например, тех же принципов флайледи) заключается в том, что автор делает упор не столько на методах регулярного очищения квартиры и упорядочивания вещей (хотя информация по хранению тоже есть), сколько на том, как избавиться от всего ненужного, произвести расхламление жилья, разгрузить его, оставив там только то, что доставляет человеку радость.

Такую уборку нужно произвести всего раз, а в дальнейшем требуется только возвращать вещи на свои места и, как правило, если все сделать верно, это получается без труда.

То есть уборка это не про мытье полов и вытирание пыли, это не сортировка и придумывание как все сохранить на минимальном пространстве, это все вторично, в первую очередь уборка - это действо, праздник, который становится новой ступенькой в вашей жизни. При этом, не имеет значения неряшливы вы по своей природе, или аккуратны, метод работает для всех.

И самый значительный шаг, который нужно сделать в первую очередь - это избавиться от того, что вам не нужно. А уже потом все остальное. Это основа.

Но не буду вас томить, перейду к основным этапам метода Конмари, а также тому, что получилось на практике у меня.

Одежда

Итак, Мари Кондо советует не убирать отдельно комнату одну за другой, а убирать вещи одного типа единоразово. И начать следует с одежды.

Вся одежда, которая у вас есть должна оказаться в одном месте, это важно. Вы должны видеть ее всю и вещь за вещью принимать решение оставить ее или нет. И вот тут самый интересный момент. Нужно оставлять только ту одежду, которая вызывает у вас радость. Можно ее примерить, чтобы разобраться лучше. Нельзя оставлять то, что вы не будете носить, на всякий случай, а вдруг пригодится и т д. Нельзя. Остается только та одежда, которая заставляет сердце биться.

Расплывчатый критерий, правда?

Признаюсь честно, это было самое сложное для меня. Я раньше делала ревизию одежды примерно раз в год, но по другому принципу. И, в итоге, я все равно оставляла кучу вещей, которые в дальнейшем просто лежали на полках. В этот раз я решила стать более радикальной, но чтобы не резать по живому, я просто сложила одежду, которая еще в хорошем состоянии, но которая не заставляет сердце биться, в большой ящик (чтобы носить у родителей в гостях, либо отдать).

Это не совсем правильно, правильнее было бы избавиться от всего, что не нужно сразу, но, как я уже сказала, с вещами это оказалось сложнее, чем я думала, поэтому метод для себя я немного деформировала. В любом случае, как итог, на моих полках оказались лишь вещи, которые мне нравятся. А к этому мы и стремились.

Мари Кондо советует складывать одежду не так, как многие привыкли это делать, то есть стопочками, а вертикально. Но этот момент заслуживает более детального пояснения, поэтому подробно расскажу о нем отдельно.

Книги, журналы

Оставить только те, которые заставляют сердце биться. Опять та же интересная формулировка. Это не касается профессиональной литературы, но остальную я перебрала основательно.

Все книги и периодику, как и в случае с одеждой, нужно достать с полок и разложить перед собой, затем каждую взять в руки и принять решение. Работает это только так. Когда книги стоят на полке, сделать выбор очень сложно или почти невозможно. Читать и листать их при этом не стоит, понять нужно просто взяв в руки, нужна вам эта книга или нет.

Лично я оставила книжки по психологии, которые читаю и перечитываю, пособия для занятий пилатесом и йогой, все что связано с фитнесом и тренировками, книжки по рисованию, руководства по шитью, несколько художественных книг и необходимые мне справочники. При этом все, что удалось найти и скачать в интернете на айпад, я скачала и со спокойной совестью бумажные варианты отдала. Вообще, в наш век стремительно развивающихся технологий, действительно не обязательно хранить огромные тома из книг, которые когда-то прочел или собирался прочесть, но уже 10 лет не получалось. Если эта книга есть у меня в айпаде, я ее прочитаю с большей вероятностью, как показывает практика.

Однако, некоторые книги все равно мне приятней читать в бумажном виде, приятней и удобней смотреть текст и рисунки на бумаге, более тонко создается атмосфера при чтении. Но, согласитесь, таких книг не очень много. А раньше сама мысль, что что-то может пропасть из моей священной библиотеки, уже повергала меня в уныние. Самое смешное, что после того, как я разобралась с книгами, мне действительно стало легче и проще. Стало меньше этого информационного шума вокруг, я сосредоточилась на том, что действительно важно, нужно и доставляет радость.

Отдельно скажу про детскую литературу. Раскраски, обучающие книжки с заданиями, которые уже выполнены и раскрашены, мы с дочкой выбросили. Оставили только то, что еще будем делать. Детские книги я оставила в полном объеме, их довольно много, но дочка любит выбирать одну из них и читает разные каждый день, поэтому вопрос решился легко.

Хранятся все книги (и детские и взрослые) на полках вертикально и только вертикально, но детские в детской зоне, взрослые - во взрослой.

Бумаги и документы

Вот тут я избавилась просто от груды ненужного хлама. Гарантии, которые давно вышли, какие-то чеки, жировки 5-летней давности, инструкции, которыми никто не пользовался и пользоваться не будет, все это ушло в мусор. Осталось только то, что действительно нужно, и разобраться в этом стало гораздо проще. В разы просто! А использованные блокноты и тетрадки, которые лежали и ждали не ясно чего занимая кучу пространства? Стоит ли загромождать свою квартиру целыми коробками таких вещей, в которых ценных 2-3 листочка? Я пришла к выводу, что не стоит и с 99% объема из бумаг благополучно распрощалась. И стало легче дышать.

Вертикальное хранение

По методу Конмари все вещи следует хранить вертикально, включая белье. Так они занимают мало места, хорошо сохраняют свои свойства, вам не составляет труда посмотреть, что у вас есть в наличии, вещь легко взять и так же легко вернуть на место.

Скажу сразу, я относилась к этому варианту хранения применительно к одежде скептически. Когда я видела на картинках, как вертикально стоят в полках комода сложенные вещи, мне казалось, что это неудобно и очень трудозатратно постоянно их таким образом складывать, и доставать тоже не пойми как. Но на практике все оказалось иначе, мой мир просто перевернулся, это было настоящее открытие!

Во-первых, я научилась складывать вещи так, чтобы они самостоятельно могли стоять, это оказалось не трудно и даже необычно приятно. Заполнив так одну выдвижную полку, мне захотелось сделать так еще и еще.

Во-вторых, дочка и муж, наблюдая все мои действия тоже не выдержали и подключились к процессу. И, стоило только начать, как все их вещи также быстро и красиво упорядочились.

В-третьих, при таком хранении, когда берешь вещи, полка не превращается через неделю в месиво из одежды, потому что ничего в общем-то не меняется для других вещей, они прекрасно стоят самостоятельно.

В-четвертых, все легко возвращать на свои места. А это залог порядка.

В общем, я пожалела что у нас так мало выдвижных ящиков, потому что удобнее всего вертикально хранить вещи именно в них. В обычных полках тоже можно, но выглядит это не так шикарно.

Еще один важный момент в вертикальном хранении, для разделения вещей по типу можно использовать коробки для обуви, особенно хорошо туда складывать белье, носки, гольфы, колготки и чулки. Да-да, это все тоже складывается, стоит, и компактно размещается вертикально и это здорово.

Подводя итог всему вышесказанному, после использования метода на практике, я стала большим поклонником вертикального хранения, это действительно замечательный способ, наверное, лучший из всех, что я знаю. При этом, касается это не только одежды. Сейчас я стараюсь хранить вертикально все: полотенца, постельное белье, бумаги, материалы, игры, альбомы и т д. И вижу насколько это чудесно и практично. Почему я не пробовала этого раньше?

Свое пространство для каждого члена семьи

У каждого члена семьи должен быть свой комод, свой шкаф или стеллаж, в общем, свое личное пространство для хранения и тогда, человек, понимая свою власть и ответственность за это пространство, будет поддерживать там порядок. Важно также, чтобы эти места не были рассредоточены по всему дому, а логично объединялись в одной зоне.

Этот принцип я особенно тщательно проработала для вещей дочки. Книжки, игрушки, куклы, все-все, что принадлежит ей, я упорядочила в одном месте, осталась только одежда в общем шкафу, но и там есть только ее полка, за которую она отвечает, а в ближайших планах содержимое и этой полки перенести в ее личный комодик.

Мои старания не прошли бесследно, ребенок в 5 лет сам теперь складывает одежду и каждый день убирает за собой игрушки, много ли детей делают так?

Как долго и какой кровью обычно родители добиваются подобного результата?

А тут, благодаря хорошей и продуманной организации и тому, что все в рамках одной зоны, ребенок убирает сам и с удовольствием. То есть развивается правильная привычка и ответственность за свои вещи. К тому же дочке очень нравится складывать одежду, чтобы она могла стоять вертикально и я ее в этом отлично понимаю. :)

Где хранить вещи?

Хранить вещи нужно по категориям: книги отдельно, одежда отдельно и тоже разделена по типу для удобства, все лекарства отдельно, косметика тоже. В общем, для каждой категории вещей должно быть свое место. Тогда их легко найти и вещь не потеряется. При этом, сложных конструкций для хранения лучше избегать, чем проще хранение, тем лучше.

Одежду идеально хранить в комодах , выдвижных ящиках гардеробов, либо на полках. Вешалки тоже хороши, но вещи на них занимают в разы больше места, поэтому рекомендуется на вешалках оставлять только одежду из летящих, воздушных тканей, такую, которая требует пространства.

Как я уже говорила, прекрасны и незаменимы для разделения одежды при вертикальном хранении коробки для обуви.

Для документов и бумаг я использую папки с файликами, они также хранятся вертикально.

Для книг хороши стеллажи, открытые или закрытые, подходят и комоды с выдвижными ящиками, если ящики достаточно высокие для вертикального хранения книг корешками вверх.

Детские игрушки у меня хранятся на открытом большом стеллаже, частично в коробках на колесиках где все логично разложено по типам. Игры на полках стеллажа хранятся естественно вертикально, и именно поэтому их удобно доставать и возвращать на место. Коробки с конструкторами тоже легко достаются и возвращаются.

Вообще, удобство возврата вещи на место - основной ключ к успеху в организации вещей. Потому что как бы красиво не были сложены вещи, если их сложно взять, а главное, сложно вернуть на место, то порядок долго не продержится, и уборка будет постоянной. А значит, дом будет выглядеть неряшливо с проблесками кратковременной чистоты. Поэтому так важно не растягивать удовольствие, а быстро осуществить уборку с реорганизацией жизненного пространства, удобной для всех. Что мы и сделали.

Мои выводы и результаты

Уборка по методу Конмари способна преобразить любой дом, любую комнату, и с основными принципами имеет смысл познакомиться каждому, поскольку даже если вы не станете радикальным последователем, то почерпнете много полезного и сэкономите массу времени и сил на поддержание чистоты в доме после претворения в жизнь принципов этого метода.

После того, как мы начали уборку, мы выбросили мешков 20 мусора, реально мусора и все эти 20 мешков были в нашей 2-хкомнатной квартире, мы были окружены уже давно не нужными нам вещами, я даже жаловалась на необходимость добавить мест для хранения в то время как мы просто хранили то, с чем стоило попрощаться. И это при том, что я периодически перебирала (раз в год-два) вещи и мне казалось, что выбрасывала ненужное. Но, началась большая уборка, и стало понятно, что мы храним вещи, которые хранить не стоит, которые годами лежат в коробках, занимают место, и принцип "а вдруг пригодится" вообще не работает. Мы просто забываем, что у нас есть, в доме становится тесно, появляются новые шкафы и стеллажи, которые загромождают пространство и не очень-то и нужны.

Помимо этого, в результате уборки произошла ревизия ресурсов, активировалась способность выбирать, что нужно в жизни и прощаться с тем, что уже не нужно.

И вот прошел почти месяц с момента, как мы закончили уборку и я чувствую, как появляются новые идеи, силы, как легко стало дышать в комнатах, насколько приятнее стало находиться в квартире.

Путь наш еще не закончен, потому что есть еще мысли по реорганизации, но это уже не так важно, важно то, что я с уверенностью могу сказать, что метод работает, жизнь преображается, порядок сохраняется. Пространство вокруг начинает работать на человека, подпитывать силами и приятными эмоциями. А разве не для этого мы окружаем себя вещами? Разве не для того, чтобы они нас радовали, помогали нам?

Поэтому мой совет всем, попробуйте основные принципы уборки описанные мною, освободите место для воздуха и радости в вашем доме.