Афинские вечера 47 ронинов. Месть ако

История сорока семи ронинов,
или Самураи Восточной столицы

Пятнадцатого дня последнего месяца 15 года эры Гэнроку (1702 год) столицу Японии Эдо (современный Токио) потрясла в высшей степени необычная новость: в седьмую стражу - в четыре часа утра - дом высокопоставленного правительственного чиновника, церемониймейстера при дворе сёгуна (военного правителя Японии), подвергся нападению.

Это произвело ошеломляющее впечатление: за сто лет правления династии Токугава Япония основательно привыкла к мирному и законопослушному существованию. А потому событие, завершившееся смертью правительственного чиновника, было воспринято как нечто из ряда вон выходящее, хотя и не вполне неожиданное. В Эдо хорошо было известно, что послужило его причиной.

За один год девять месяцев до этого события - 14-го дня третьего месяца 14 года эры Гэнроку (1701) - в так называемом "Сосновом коридоре" замка сёгуна в Эдо тридцатипятилетний Асано Такуми-но ками Наганори с мечом в руке атаковал престарелого Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака - главу знатного аристократического рода и церемониймейстера при дворе сёгуна - и ранил его. Обнажать меч во дворце было строжайше запрещено, никакие причины во внимание не принимались.

Обстоятельства нападения в настоящее время детально исследованы в японской литературе, выявлены разнообразные первоисточники, на основании которых можно в точности восстановить ход событий. Наиболее авторитетным признан "Дневник Кадзивара" ("Кадзивара-си никки"), оставленный свидетелем и прямым участником происходившего.

Развивались события так.

Каждый год сёгунское правительство (бакуфу) в первом месяце нового года посылало представителей военного правителя в Киото ко двору императора для принесения поздравлений с началом Нового года. Ответный визит к сёгуну осуществлялся в третьем месяце: в Эдо направлялись императорские послы и посол от экс-императора. Для правительства это была церемония чрезвычайной важности, и дайме (крупные феодалы), назначаемые для приема императорских послов, тщательно инструктировались во избежание малейшей оплошности.

В 14 году эры Гэнроку в Эдо прибыли три посла: два от правящего императора Хигасияма-тэнно (1674-1705) - Янагихара саки-но дайнагон Сукэкадо и Такано саки-но тюнагон Ясухару, и один от экс-императора Рэйгэн-дзёко (1654-1732) - Сэйкандзи саки-но дайнагон Хиросада.

Для приема первых двух послов был назначен Асано Наганори, а посла экс-императора встречал Датэ Кикё-но сукэ Мунэхару - глава клана Ёсида в провинции Иё.

Императорские послы прибыли в Эдо 11-го дня третьего месяца. На следующий день они имели аудиенцию у сёгуна, на третий день присутствовали на спектакле театра Но, устроенном в честь гостей, а в последний день их пребывания в Эдо предполагалась благодарственная церемония, а также процедура поднесения послам из Киото ответных подарков от сёгуна и его супруги в признательность за их труды. Все это должно было происходить в десять часов утра в Сиросёин - Белом Кабинете сёгунского дворца.

"Инцидент Ако" произошел незадолго до этой церемонии. По случайному стечению обстоятельств на месте трагедии именно в это время оказался Кадзикава Ёсобэй Ёритэру, ведавший внутренней охраной замка. В тот день он был ответственным за доставку подарков от супруги сёгуна в Белый Кабинет.

Белый Кабинет в эдоском замке соединялся с Залом Приемов специальным Сосновым коридором т-образной формы. Фусума (раздвижные перегородки, образовывавшие стены коридора) были расписаны пейзажами, где изображался морской берег, поросший соснами, - отсюда и название коридора. В то утро в помещениях, прилегающих к коридору, царили оживление и озабоченная суета. Между девятью и десятью часами утра по этому коридору как раз проходил начальник дворцовой охраны Кадзикава Ёритэру, направляясь в Белый Кабинет, где должна была происходить церемония вручения подарков.

Навстречу Ёритэру и Белого Кабинета в это время шел Кира Ёсинака. Встретившись, они остановились, вступили в разговор. Не успели они переброситься двумя-тремя словами, как вдруг за спиной Кира появился Асано Наганори и с возгласом: "Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давешнее?!" - ударил его мечом. Удар пришелся по лбу, но оказался не смертельным: Кира был лишь легко ранен, пустился бежать, и, хотя Асано еще дважды ударил его мечом (оба удара пришлись в правое плечо Кира), все раны оказались незначительными.

Само по себе это, конечно, странно: всем ведь известно мастерство японских самураев во владении мечом (оно неоднократно превозносится и в текстах серии Куниёси). Возможно, неудача покушения связана с тем, что удары были нанесены малым мечом, а не большим, боевым - ведь в покоях сёгуна ношение боевого оружия строго запрещалось.

Так или иначе, когда Кира упал, начальник охраны Кадзикава обхватил Асано сзади и повалил. На шум сбежались другие посетители замка. Асано был обезоружен и отведен в "Ивовую комнату" (Янаги-но ма), а затем по приказу сёгуна Цунаёси под конвоем отправлен под арест в особняк Тамура Укёдаю.

Таким образом, Кира Ёсинака уцелел, хотя в тот момент Асано этого не знал. Когда его вели под конвоем с места покушения, в возбуждении он выкрикивал: "Вот теперь отомстил!". Асано был уверен, что отмщение его удалось.

Итак, инцидент произошел между девятью и десятью часами, а в одиннадцать часов Асано уже находился в особняке Тамура. В эдоском замке было собрано экстренное совещание во главе с самим сёгуном для избрания меры наказания Асано. После полудня наказанием было избрано сэппуку - ритуальное вспарывание живота. Вечером того же дня оно было осуществлено в особняке Тамура по всем правилам.

Приговор был суров, но и преступление Асано, по нормам того времени, было тяжко. Если бы Асано напал на Кира в припадке безумия, наказанию подвергся бы только он сам. Но в данном случае речь шла о заведомо продуманной мести, поэтому наказание распространялось на весь клан: владения Асано были конфискованы.

По традиции перед самоубийством Асано оставил предсмертные стихи (дзисэй):

Из столичного особняка Асано были отправлены экстренные послы в замок Ако. Послов было двое: Хаями Тадзаэмон и Каяно Сампэй (оба позже вошли в число 47 вассалов и участвовали в штурме). Путь их пролегал по тракту Токайдо - от Эдо до Киото, и далее - по дороге Санъёдо (в направлении современного города Кобэ) - до замка Ако в провинции Харима (современная префектура Хёго).

Посланцы ехали в особых "скоростных паланкинах" (хаяка-го), но даже для них скорость передвижения была необыкновенной. Первым прибыл Хаями Тадзаэмон - около шести часов утра 19-го дня 3-го месяца (по другой версии - около 10 часов вечера 18-го дня). Таким образом, весь путь он прошел за 3 дня и приблизительно 10 часов. На полдня позже прибыл Каяно Сампэй. Скорость поистине удивительная для тех времен: чтобы преодолеть только тракт Токайдо (на нем располагалось 53 станции), обычно требовалось не менее пятнадцати дней.

Было собрано совещание вассалов во главе с Оиси Кураносукэ Ёсио - каро (главным управляющим замка). Послы известили всех находившихся в замке Ако о случившемся: господин покончил жизнь самоубийством, клан расформирован, владения конфискованы, а все самураи, служившие Наганори, теперь лишались источника существования и превращались в ронинов - вассалов без хозяина. И опротестовать решение суда было невозможно.

Для всех, теперь уже бывших, вассалов Асано непонятными, однако, оставались причины нападения на Кира Ёсинака. В этом вопросе и в настоящее время полной ясности нет. Существуют различные точки зрения. Одни исследователи предлагают считать причиной нападения Асано внезапную вспышку гнева, другие указывают на некие недоразумения вокруг секрета добычи соли, которым владел клан Ако, третьи считают поводом соперничество соляных производств Ако и Кира. В большинстве современных событию источников (в том числе и в упомянутом уже "Дневнике Кадзикава") причина нападения не называется.

Впрочем, в одном из документов той поры - в дневнике самурая Асахи Бундзаэмона из клана Овари "Ому ротю ки" ("Записки из клетки попугая") - приводится достаточно подробное освещение произошедшего. В соответствии с этими "Записками", все происходило так. По установившейся традиции каждый даймё, когда наступала его очередь руководить приемом императорских послов, получал от Кира Ёсинака наставления о порядке церемониала. В благодарность за урок даймё обычно преподносили Кира подарки. Однако Асано не пожелал угождать Кира и никаких подношений не сделал. Ёсинака был человеком весьма алчным, и все, кто к нему обращались с просьбой о наставлениях, заранее об этом знали. Но Асано считал сложившийся обычай отвратительным - именно так охарактеризовал Асахи Бундзаэмон мотивы поведения Асано. Вероятно, именно поэтому никаких наставлений Асано не получил, Кира демонстративно не уделил ему никакого внимания. Конечно же, принимая послов, Асано допустил немало ошибок, и это мучило его. В роковой день Кира отозвался о подготовленности Асано в самых уничижительных и оскорбительных выражениях, утверждая, что Асано способен лишь обидеть императорских послов - настолько он груб и неотесан.

Все это до крайности раздражало Асано, и, не в силах сдержать гнев, он выхватил меч... Именно эта версия о причинах нападения Асано получила наибольшее распространение в тот период. Она нашла отражение и в официальных источниках, например, в "Токугава дзикки" ("Подлинные записки о доме Токугава"), она же проникла и в драматургию театра Кабуки. Этот театр, без преувеличения, был у горожан самым любимым видом искусства, в частности, и потому, что откликался на громкие, злободневные события жизни, хотя и в весьма своеобразной форме. "Инцидент Ако" и история мести сорока семи ронинов наделала так много шума, что Кабуки не мог оставаться в стороне. (Может быть, именно благодаря Кабуки эту версию впоследствии признали исторически достоверной.)

В данном случае реакция театра была мгновенной.

Уже через десять дней после того, как "преданные вассалы" по приказу бакуфу совершили сэппуку, на сцене столичного театра Накамурадза была поставлена пьеса "Акэбоно Сога ёути" ("Атака братьев Сога на исходе ночи"). В пьесе рассказывалось об инциденте Ако, но события были перенесены в более древние времена - к началу периода Камакура (конец 12 века) - и закамуфлированы под издавна известное событие истории времен правления Минамото Ёритомо - месть братьев Сога обидчику их отца. Следует отметить, что такого рода исторический (или псевдоисторический) камуфляж стал обычным, в той или иной форме, для интерпретации истории сорока семи ронинов.

Впрочем, несмотря на камуфляж (писатели, драматурги или художники вынуждены были прибегать к такому приему, чтобы обойти запрет правительства на изображение всех современных событий в искусстве), публика сразу сумела разобраться, о чем действительно идет речь. Поэтому представление пьесы прошло всего два раза: на третий день спектакль был запрещен.

Однако интерес к этой теме не угас: в шестом месяце третьего года эры Хоэй (1706) в Осака, в театре Такэмотодза, была поставлена пьеса самого знаменитого драматурга периода Токугава - Мондзаэмона Тикамацу (1653-1724). Исторический камуфляж был использован и здесь: само название пьесы как бы говорит о том, что в ней изображены события, взятые из исторической хроники "Тайхэйки" ("Сказание о Великом мире", около 1368-1375), в которой рассказывается о событиях междоусобной войны времени Намбокутё (II половина XIV века), хотя в действительности речь идет об инциденте Ако. Несмотря на то, что эта пьеса была написана знаменитейшим драматургом, особой популярностью она не пользовалась и на сцене продержалась недолго. Тем не менее, именно эта пьеса стала основой для позднейших драматических произведений на эту тему. В частности, в ней используются так называемые хэммэй - "измененные имена" персонажей, которых выводить на сцену в открытую по тем или иным причинам было запрещено. Позже этот прием стал традиционным, и даже за многими историческими персонажами были закреплены раз и навсегда выбранные хэммэй. Так, например, Нобунага превращен в Харунага, Хидэёси - в Хисаёси, Като Киёмаса - Сато Масакиё и т.п. То же относится и к именам 47 ронинов. Впервые здесь Оиси Кураносукэ выведен под именем Обоси Юраносукэ, Асано Такуми-но ками Наганори - под именем Энъя Ханган Такасада и т.д.

Самой же знаменитой пьесой на эту тему стала "Канадэхон Тюсингура" ("Сокровищница самурайской верности"). Пьеса была написана в 1748 году Такэда Идзумо (1691-1756), Намики Сэнрю (1693-1749) и Миёси Сёраку (1693-?). В ней тоже события переносятся в XIV столетие и, как и в произведении Тикамацу, собственно "инцидент Ако" "обставляется" другими событиями, персонажами и антуражем. Здесь впервые появляется еще одна версия причины покушения Асано Наганори на Кира Ёсинака: будто бы чиновник домогался жены Асано и тому стало известно об этом.

Пьеса "Канадэхон Тюсингура" имеет сложную, искусно зашифрованную форму, что видно уже в самом ее названии: слово "кана" здесь может быть понято двояко. С одной стороны, буквально: кана - слоговая японская азбука-ироха (канадэзон - учебник, предназначенный для скорейшего изучения азбуки кана), ироха состоит из 47 слогов, с каждым слогом ассоциировался один из 47 ронинов. Но есть у этого слова и другой смысл: кана, исходя из иероглифической записи этого слова, может быть понята и как хэммэй, "заимствованное имя".

Собственно о мести вассалов в пьесе говорится не много, главная ее тема - тема человеческих чувств.

Помимо Оиси Кураносукэ (на сцене это Обоси Юраносукэ), в пьесе преданных вассалов всего двое: Тэрадзака Китиэмон (Тэраока Хэйэмон) и Каяно Сампэй (Хаяно Кампэй), вынужденный совершить самоубийство до штурма и потому в нем не участвовавший, но причисленный к "преданным вассалам".

Следует отметить, что, по всей вероятности, создание этой пьесы носило юбилейно-мемориальный характер: не случайно первое ее представление состоялось на 14-й день 8-го месяца первого года Канъэн (1748) - через сорок семь лет (что соответствует числу "преданных вассалов") после событий в "Сосновом коридоре".

Пьесы, посвященные этой теме, продолжали появляться и в дальнейшем. Например, к 1766 году относится "Тюсин косяку" ("О преданных вассалах") - совместное произведение Тикамацу Хандзи (1725-1783), Миёси Сёраку и Такэда Коидзумо - сына Такэда Идзумо. Тем не менее, ни одна из них не могла соперничать с "Канадэхон Тюсингура" - самой популярной пьесой о 47 ронинах. Такое положение дел сохраняется и в наши дни: в канун Нового года (приблизительно тогда же, когда вассалы отомстили Кира) "Тюсингура" становится своего рода лейтмотивом культурной жизни Японии. Ей посвящаются выставки, теле- и радиопередачи, представления театра Кабуки и кинофильмы.

История о 47 ронинах стала достоянием не только театра, она попала и в кодан - устные рассказы - жанр в высшей степени популярный в период Токугава. Рассказчики (коданся) располагались на перекрестках оживленных улиц столицы, особенно в районе Рёгоку (который, по преданию, был связан с описываемой историей). Послушать их собирались толпы. Иногда билеты на "сидячие места" во время выступления знаменитых коданся покупались заранее.

Записи некоторых рассказов коданся дошли до наших дней. Лирический оттенок, отличавший "Канадэхон Тюсингура", в их повествовании отсутствует. Кодан концентрирует внимание на "героическом аспекте" истории. Это относится и к событиям, предшествовавшим мести, и к деталям ее осуществления, и к характерам персонажей, их привычкам, облику, одежде и вооружению. Описание всего этого в кодан бывают весьма подробными, однако динамики повествования эти подробности не нарушали. Вот один из дошедших до наших дней сказов: "Время - 14-й день последнего месяца 15 года Гэнроку. Факелы сподвижников на глубоком снегу. Пароль - "гора", отзыв - "река". Вторжение сорока семи ронинов из Ако в особняк Кира, что в квартале Мацудзака района Хондзё, завершилось полным успехом: за своего господина - Асано Наганори - они отомстили, добыли голову Кира Ёсинака и покинули место сражения утром 15-го дня. Поглядеть бы на снаряжение ронинов из Ако в то утро! Облачены они были в костюм пожарных с "горным" узором ямамити, капюшон, закрывающий шею, обшитый пластинами в виде серебряных звезд; на тонком шнуре к поясу привязан сигнальный свисток - из тех, что используются в школе Ямага-рю, на спине прикреплена полоска тандзаку из серебряной бумаги; на ногах - воинские соломенные туфли варадзи из тех, что носят в армии клана Ходзё. Вот они - раненые и старики в середине колонны, их окружают молодые, полные сил воины; вот они идут... все... во главе с предводителем Оиси Кураносукэ, покидают поле сражения... и утренний снег скрипит под тяжестью их поступи" (цитируется по "Эдо-но дзикэнси" - "Истории происшествий в Эдо" - Ката Кодзи, Токио, Риппусёбо, 1988. С.72). Так рассказчик коданся описывал финальную сцену штурма особняка Кира.

Вернемся, однако, к историческим событиям, предшествовавшим штурму, - к "инциденту Ако". На совещании вассалов в замке Ако, устроенном после того, как гонцы из Эдо доставили печальную весть о случившемся, мнения подданных Асано разделились. Некоторые (например, Оно Куробэй) предлагали принять жребий судьбы и разойтись в поисках нового пристанища; другие настаивали на немедленном "самоубийстве вслед за господином"; третьи предлагали выждать и найти удобный момент для того, чтобы отомстить обидчику их господина. Среди последних был и Оиси Кураносукэ, возглавивший союз мстителей, союз сорока семи ронинов. На первом этапе их, возможно, было и больше, но некоторые, по разным причинам, не смогли принять участие в штурме и поэтому в "канонизированный" состав "преданных вассалов" не вошли.

Желавшие отомстить находились в сложном положении. Всем, в том числе и Кира Ёсинака, и его клану Уэсуги, равно как и чиновникам бакуфу, было ясно, что ронины клана Ако попытаются отомстить. Поэтому за ними велось наблюдение. Ронинам следовало быть бдительными. По приказу Оиси члены союза мстителей рассредоточились по разным местам, друг с другом напрямую не общались, но все поддерживали связь с Оиси, который поселился в Ямасина, в доме своих родственников, на севере Киото (тогда - за пределами города; в настоящее время на этом месте находится небольшой буддийский храм, а рядом - синтоистское святилище, которое так и называется Оиси-дзиндзя. В храме до сих пор сохраняются личные вещи Оиси, письма, а также скульптурные изображения 47 вассалов). Именно там он обдумывал план нападения. Однако события развивались не лучшим образом. До Кира дошли слухи о готовящемся покушении, и он принял особые меры предосторожности. Чтобы усыпить его бдительность, Оиси Кураносукэ покинул Ямасина и переехал в Киото, в квартал Гион. Здесь он вел разгульную жизнь, почти не покидал увеселительного заведения "Итирики", расположенного недалеко от реки Камогава (факт этот был обыгран и в "Канадэхон Тюсингура", благодаря чему заведение приобрело чрезвычайную популярность и в настоящее время вошло в число наиболее знаменитых "обязательных достопримечательностей" Киото).

Впрочем, загул Кураносукэ был предпринят только для отвода глаз - чтобы обмануть шпионов Кира, неусыпно за ним наблюдавших. И обман удался: одно время даже друзья усомнились в надежности Оиси. Цель была достигнута - Оиси сумел изобразить такую глубину падения, что ни у кого уже не оставалось сомнений: этот человек пропал окончательно и не может представлять ни малейшей опасности.

После того как Оиси донесли, что усиленная охрана особняка Кира снята, он отдал приказ членам союза тайно перебираться в Эдо. Здесь они расселились в разных домах, но все - неподалеку от особняка Кира. Под вымышленным именем каждый открыл свое дело. Так, Хорибэ Ясубэй, под именем Нагаэ Тёдзаэмон, снял жилище в лавке под названием "Кии-но куния", которая находилась в квартале Мицумэ-Хаяси-тё района Хондзё (в непосредственной близости от особняка Кира), и зарабатывал на жизнь преподаванием искусства фехтования.

Все это было прикрытием: основной и единственной целью "преданных вассалов" было выяснение маршрутов передвижений Кира по городу, режима жизни его особняка и прочего. Самым непосредственным образом этим занимался Кандзаки Ёгоро Нориясу, торговавший апельсинами перед входом в особняк Кира.

Одной из главных задач "преданных вассалов" было достать план особняка. В пьесах и сказах кодан говорится о том, что это удалось сделать Окано Канэхидэ. Однако японские исследователи считают, что план достал Хорибэ Ясубэй, хотя и не точный: перестроенные части особняка не были на нем отмечены. Так или иначе, за особняком ронины вели неусыпное наблюдение. Кира Ёсинака был любителем чайной церемонии и находился в дружеских отношениях со знатоком в этой области Ямада Сорин, дом которого находился неподалеку. Отака Гэнго - один из сорока семи - в юности изучал это искусство, и он, под видом купца и Осака, поступил в ученики к Сорину. От него удалось узнать, что в последнем месяце года Кира намеревается устроить у себя большую чайную церемонию. Дата постоянно менялась, наконец Ёкогава Кампэй выяснил, что церемония назначена на 14-е число 12-го месяца. Это означало, что ночью Кира будет в своем особняке. Нападение было решено осуществить в ту же ночь.

Нельзя сказать, что власти Эдо ничего не подозревали о приготовлениях Оиси Кураносукэ и его подчиненных: сведения об этом доходили до них неоднократно. Однако никаких мер против "преданных вассалов" предпринято не было - вполне вероятно, что власти симпатизировали им, а потому смотрели на все сквозь пальцы. Такое попущение может быть понято однозначно: все в столице понимали, что месть за господина - священный долг (гири) его вассалов. А гири в самурайской этике ставился превыше всего.

Действительно, именно это чувство или убеждение было главным фактором, подвигшим каждого из сорока семи на участие в заговоре. Они хорошо понимали, какой конец их ожидает, но глубина их преданности господину, их долг перед ним не оставляли места для сомнений. Конечно, не следует относится к ним как к бесчувственным зомби, которыми руководит чужая абстрактная идея. Преданность, благодарность господину были искренни, а этический кодекс воина лишь сообщал их чувствам непреложную форму.

Существует возможность из первых рук узнать о чувствах сорока семи ронинов накануне штурма: сохранились письма некоторых из них.

Онодэра Дзюнай в письме к жене откровенно пишет о готовности к смерти, о своей любви к семье, о долге. "Как Вам хорошо известно, мы, хоть и занимали скромное положение, но с самого начала жили, пользуясь неисчислимыми милостями этого дома (дома Асано). Только благодаря ему каждый из нас был сыт и согрет... В такое время, как ныне, слоняться в праздности - было бы утратой достоинства для клана и позором для его вассалов, а потому я буду предан <господину> до конца. Я твердо и бесповоротно решил, что должен умереть достойно. Хотя я не забыл о престарелой матушке, хотя я думаю о жене и детях, все же хочу сказать, что нет другого пути, кроме как положить жизнь во имя гири - во имя принципа воинского долга. Вам следует понять это, поняв, согласиться и не печалиться чрезмерно. ...Ничтожное имущество мое и деньги - все останется Вам - для пропитания и воспитания детей. Но жизнь так длинна! Если средства истощатся, то - что же делать? - всем придется умереть голодной смертью" (цитируется по Нихон-но рэкиси 10, Такэнака Макото. Эдо то Осака. Токио, Сёгакукан, 1993. С.42-43).

Из этого отрывка понятно: как ни сильна любовь воина к собственной семье, даже смерть детей и жены не способна помешать ему исполнить долг - спасти честь клана и собственную честь, отомстить за смерть господина.

В сущности, те же чувства высказывает и Отака Гэнго в своем письме от 5-го дня 9-го месяца 15 года Гэнроку к матери, в котором сообщает о заговоре и прощается с нею. "Прямо скажу: желаю отомстить за обиду господина, смыть позор с клана. Кроме того, вступив на путь воина и положив жизнь во имя принципа преданности, я прославлю имя, перешедшее ко мне от предков".

Создается впечатление, что письма эти - или, по крайней мере, их общее содержание - были известны современникам, в том числе и рассказчикам коданся. По всей вероятности, автор текстов в гравюрах серии "Сэйтю гисидэн" Рюкатэй Танэкадзу использовал рассказы уличных сказителей: в текстах некоторых листов им приведены или пересказаны фрагменты писем "преданных вассалов". Не менее вероятно и другое: тексты Танэкадзу, равно как и коданся - чистый вымысел; совпадения же с подлинниками закономерны: исходя из традиционности характеров сорока семи вассалов, нетрудно было себе представить, что именно могли они написать в своих прощальных посланиях.

Итак, время нападения на особняк Кира было назначено. Разделившись на два отряда, вассалы двинулись к главным и задним воротам особняка. Предание говорит, что они были одеты в форму пожарных с характерным "горным узором" - ямамити. Есть сомнения относительно того, так ли это было на самом деле, однако важно не это. Везде - и в театре, и в гравюре укиёэ - вассалы Ако изображались именно в таком костюме. Причина этого, по всей вероятности, заключается в следующем.

После удачно завершившихся приготовлений к штурму оставалось лишь одно препятствие: в ночь нападения необходимо было добраться до дома Кира, не привлекая к себе внимания. Это было непросто: толпа воинов в полном боевом вооружении на улицах столицы - явление почти невозможное. В сущности, в регламентированном быту Эдо скопление вооруженных людей на улице можно было встретить только в одном случае - при въезде процессии крупного феодала, направляющегося из своих владений в столицу. Однако выглядели эти воины иначе и вооружение имели иное - для штурма не предназначенное.

Но выход из положения был найден. Нужные ронинам для штурма замка крюки, лестницы из цепей, веревки - были атрибутами пожарных. Под них ронины и решили замаскироваться: в начале XVIII века только пожарным можно было передвигаться по Эдо при полном вооружении - в кольчугах, шлемах и прочем.

Столичные пожарные занимали особое положение. Они были спасителями, всеобщими любимцами, объектом поклонения и восхищения, служили для горожан своего рода эталоном мужества и героизма. Пожарные команды набирались из представителей воинского сословия, и только эти самураи были по-настоящему "действующими" воинами: только они находились в постоянной боевой готовности в годы мирного, спокойного правления дома Токугава. Олицетворением героизма в период тихой жизни стали пожарные. Тем более что не было у японского города, сплошь состоявшего из легких деревянных построек, врага более страшного, чем огонь. Пожарным разрешено было носить оружие - не только мечи, но и другие необходимые на пожаре (кстати, пригодные и для штурма) приспособления. Поэтому именно их форму, как считается, выбрали бывшие вассалы Ако, чтобы не привлекать к себе внимания. Именно в ней они изображались в гравюре укиёэ в разное время и разными художниками.

По сигналу штурм особняка начали одновременно с двух сторон. Было четыре часа утра. В доме почти все спали. Сопротивление охраны было подавлено относительно быстро. Нападавшие рассыпались по комнатам в поисках Кира Ёсинака. Его нигде не было. Наконец, он был обнаружен в кладовке для угля. Лицо его было густо покрыто угольной пылью, и опознать его удалось по шрамам, оставшимся от ударов меча Асано Наганори. Тем же мечом ему и отрубили голову. Месть, таким образом, осуществилась, единственная цель была достигнута. Нападение подготовлено тщательно и всесторонне: среди нападавших потерь не было, ранения получили только пятеро, а со стороны Кира шестнадцать человек убито и двадцать ранено. Поведение каждого из ронинов подробно описано в текстах Рюкатэя Танэкадзу.

Шум в особняке Кира был услышан соседями. На крышу стоящего рядом дома вышли несколько воинов, которые стали выяснять причину шума. Онодэра Дзюнай и Катаока Гэнгоэмон откровенно объяснили все. Соседи вмешиваться не стали - очень многие в Эдо сочувствовали бывшим вассалам Ако. Когда заговорщики покидали особняк, Катаока громко поблагодарил соседей за их негласную поддержку. Сражение продолжалось около двух часов.

Однако уходить следовало немедленно: с минуты на минуту могли появиться основные силы рода Уэсуги (к которому принадлежал Кира). Ронины собрались у храма Экоин - примерно в полукилометре от особняка Кира, - сделали там кратковременную остановку и двинулись дальше. При этом Оиси отрядил двух самураев - Ёсида Канэсукэ и Томономори Масаёри, чтобы они сами доложили о случившемся главному полицейскому столицы по имени Сэнгоку. Остальные пересекли мост Рёгоку-баси (по версии беллетризированного варианта истории) и в конце концов достигли монастыря Сэнгакудзи в местности Таканава, где находилась могила Асано Наганори. около десяти часов утра они, совершив молитву у могилы их господина, водрузили перед ней отрубленную голову Кира. Затем они сообщили настоятелю монастыря о своем желании совершить сэппуку в Сэнгакудзи, вблизи могилы Асано. Настоятель известил об этом вышестоящее начальство. Ронины были взяты под стражу, и их дело стало предметом разбирательства в правительстве.

Если обсуждение инцидента в "Сосновом коридоре" не потребовало много времени - решение было вынесено в тот же день, - то теперь, в случае с ронинами, правительство не спешило. Разбирательство длилось почти полтора месяца. Оценка действий ронинов и в обществе, и даже в правительстве, была далеко не однозначной.

Различные точки зрения высказывались относительно мести "преданных вассалов".

Общественное мнение было целиком на их стороне. Именно в это время стало принято именовать их гиси - "преданные вассалы". У них были сторонники и в правительстве, и среди именитых ученых и государственных деятелей. В частности, ронинов поддерживал министр образования (дайгаку-но ами) Хаяси Нобуацу (1644-1732). Сильное впечатление события произвели и на выдающегося ученого того времени Муро Кюсо (1658-1736), сочинение которого "Ако гидзин року" ("Записки о преданных людях из Ако") представляло собой панегирик в адрес гиси. Столь же высоко оценивали их и представители различных школ конфуцианства: Ито Тогай (1670-1736), Миякэ Канран (1674-1718) и Асама Кэйсай (1652-1711). Крайние сторонники сорока семи ронинов требовали их амнистии.

Но существовал и диаметрально противоположный взгляд на проблему, он основывался на букве закона. Дело в том, что ронины при подготовке покушения создали нечто вроде конспиративной партии, а это по законам Токугава было строжайше запрещено и каралось смертной казнью. Значит, речь шла о преступниках, и никакого снисхождения вассалы Ако не заслуживали. Особенно упорно такую позицию отстаивал выдающийся государственный деятель, конфуцианец и историк Огю Сорай (1666-1728) в своем "Трактате о сорока шести самураях из Ако" ("Ако ёндзюрокуси рон") и в "Записках Сорая о ложных законах" ("Сорай гириссё").

Ему следовали и другие ученые-конфуцианцы: Сато Наоката (1650-1719) и Дадзай Сюндай (1680-1747). Оба эти ученых независимо друг от друга (жили они в разных городах) пришли к одному и тому же выводу, осуждавшему поведение ронинов после мятежа. По их мнению, если бы вассалы Ако совершили самоубийство сразу после штурма, это было бы достойно. Но больше месяца смиренно ожидать решения правительства, как это они сделали, надеясь, что под влиянием общественного мнения им удастся сохранить жизнь, - позорно, такое поведение недостойно самурая.

Упрекали вассалов и в другом. Например, в том, что они не осуществили акт отмщения сразу после гибели Асано. Почти два года было потрачено на подготовку плана мести, говорили они, а ведь за это время престарелый Ёсинака мог умереть своей смертью, и месть, таким образом, могла не состояться.

Разброс мнений был широк. По всей вероятности, правительство в той или иной степени прислушивалось ко всем голосам. В результате 4-го числа 2-го месяца 16 года Гэнроку (1703) бакуфу вынесло решение: всем ронинам во главе с Оиси Кураносукэ предписывалось совершить сэппуку. Решение принято компромиссное - сэппуку не было обычным наказанием за такой проступок. Ведь ронинами совершено тяжкое преступление: вооруженный мятеж с предварительным конспиративным сговором. Людей их ранга (достаточно невысокого) за такое обычно ожидала казнь через отсечение головы. К более почетной - сэппуку - в подобных случаях приговаривались только даймё - владетельные феодалы. Однако тут сыграли свою роль и общественное мнение, и популярность ронинов - как среди простонародья, так и в правительстве. Было принято во внимание и то, что беспорядки, вызванные нападением вассалов Ако, в основе своей имели преданность господину, идею вассального долга гири - краеугольного камня конфуцианства, а это этическое учение было государственной идеологией Японии периода Токугава. Именно поэтому отсечение головы было заменено на сэппуку - почетную для самурая смерть.

Это решение довели до сведения "преданных вассалов" 4-го дня 2-го месяца. На следующий день сэппуку было совершено.

Впрочем, в штурме принимали участие сорок семь вассалов, а самоубийством жизнь покончили только сорок шесть: один из них - Тэрадзака Китиэмон - сразу же после штурма особняка Кира исчез, и след его затерялся. По одной из версий, Оиси отправил его в Хиросима, к Асано Дайгаку Нагахиро - младшему брату их господина Наганори. Возможно, Оиси, поступив так, надеялся сохранить жизнь хотя бы одному свидетелю - непосредственному участнику событий. Тэрадзака был асигару - пехотинцем, самураем низкого ранга. Для бакуфу эта фигура не представляла большого интереса, так что его, по существу, и не искали. Как очевидец событий Тэрадзака свою миссию выполнил: им было написано два сочинения об этом: "Тэрадзака Китиэмон хикки" ("Записки Тэрадзака Китиэмона") и "Тэрадзака Нобуюки сики" ("Личные записи Тэрадзака Нобуюки"). Обе работа были сохранены и отредактированы его внуком. Сам Тэрадзака дожил до 83 лет и скончался в 1747 году - за год до того, как появилось первое представление "Канадэхон Тюсингура".

Необходимость такого свидетельства, судя по всему, Оиси предвидел. Действительно, вскоре реальные события мести "преданных вассалов" обросли вымышленными деталями, иногда даже добавлялись несуществовавшие действующие лица, искажалась и топография места действия. Благодаря устным рассказам кодан и пьесам стали считать, что самоубийство все сорок шесть вассалов совершили в монастыре Сэнгакудзи. А в действительности это произошло в четырех особняках, принадлежавших даймё Хосокава, Мацудайра, Мори и Мидзуно. Позже останки их были похоронены на кладбище монастыря Сэнгакудзи, рядом с могилой их господина.

Среди примеров отступления от исторической реальности можно назвать и сцену возвращения ронинов после штурма. В театре и в гравюре укиёэ сложилась традиция изображать "преданных вассалов" в момент эффектного перехода их через реку Сумидагава по мосту Рёгоку-баси. На самом деле маршрут движения ронинов был иным: пройдя по задворкам особняка Кира, они пересекли реку Сумидагава по мосту Эйтан-баси, далее прошли мимо бывшего особняка их господина Асано Наганори, который находился в местности Тэппосу района Цукидзи, а затем вышли к мосту Симбаси, миновав квартал Кобикитё и Сиодомэ (в настоящее время там расположен театр Кабуки-дза). После этого они оказались в районе Сиба - приблизительно на месте современной токийской телебашни, а затем достигли монастыря Сэнгакудзи. Вымыслом является и костюм ронинов - черный, с узором ямамити. По мнению японских ученых, мстители не имели униформы: каждый был одет просто в удобную одежду, не стеснявшую движений.

Подобные приукрашивания реальности были вызваны, скорее всего, популярностью темы "преданных вассалов" в театре. Однако не меньшее внимание сюжету уделили и сказы-кодан, в частности, сборник сказов "Гисимэймэйдэн" ("Биографии преданных вассалов"), в котором не только описывалась собственно история события, но и давались биографические, психологические и иные характеристики каждого из сорока семи ронинов. Большое внимание уделялось и реалиям: вооружению, одежде и т.д. Кодан впервые включили и "посторонних", не входивших в число мстителей, персонажей: слуг, купцов и пр. Следует отметить, что и театральный, и устный варианты изложения событий роднит восторженная оценка совершенного ронинами, отношение к поступку их как к высокому подвигу, а к ним самим - как к эталону героизма и стойкости. Именно в таком качестве "преданные вассалы" вошли в историю Японии.

Предисловие

Сегодня мы поговорим об одной из самых известных легенд страны восходящего солнца, а именно о повести "Сорок семь ронинов из Ако". Предание повествует о 47 вассалах, которые отдали свою жизнь за честь своего господина. Следует отметить, что существует множество заблуждений и недомолвок по этому поводу. В этой статье на некоторые из них прольется свет.

История

В начале 18 века над замком Ако , провинции Харима , властвовал великий дайме по имени Асано Такуми-но Ками (в некоторых источниках Асано Наганори). Однажды один из придворных микадо был направлен ксёгуну Токугавы Цунаеши в город Эдо . Такуми-но Ками и не менее именитый Камэй Сама были назначены принимать высокого гостя, а также устроить великий пир в честь его прибытия. А даровитый чиновник Коцукэ-но Сукэ был назначен обучать господ этикету, предписанному по таким поводам.

Оба благородных господина каждый день посещали замок Широ , чтобы послушать наставления Коцукэ-но Сукэ . Последний был очень алчным человеком и ожидал большое вознаграждение со стороны великих даймё. Но вместо этого, он получил стандартное вознаграждение за свои усилия, как того предписывала древняя традиция. И после этого Коцукэ-но Сукэ затаил на господ злобу и отказался продолжать обучение. Также он не упускал возможности высмеять их при дворе.

*Токугава Цунаёши (徳川 綱吉; 23 февраля 1646 (Год Собаки) — 19 февраля 1709) — 5-й сёгун из династии Токугава, феодальный правитель Японии, руководивший страной с 1680 по 1709 год. Известен также под прозвищем Собачий сёгун.
*Микадо (帝(御門), «высокие ворота») — древнейший, теперь уже неупотребительный титул для обозначения светского верховного повелителя Японии, в настоящее время называемого тэнно (сын неба). Термин означал не только самого монарха, но его дом, двор и даже государство. Коренные японцы не используют этот термин — он был исключён из официальных документов.
*Эдо (江戸) — старое название Токио , современной столицы Японии, до 1868 года. Так называют старинную центральную часть города вблизи замка Эдо. В течение всего периода Эдо (1603—1867) город играл роль политико-административного центра Японии, хотя и не являлся столицей страны, роль которой в то время исполнял Киото. Город был резиденцией сёгуната Токугава , управлявшего Японией с 1603 по 1868 год.

Такуми-но Ками , сдерживаемый чувством долга, терпеливо сносил все выходки и насмешек в свой адрес. Но Камэй Сама был менее сдержан, и после очередной выходки впал в ярость и решил убить насмешника. И в первую же ночь, после окончания своей службы, он созвал своих советников на собрание. Он сказал им, что Коцуэ-но Сукэ его и Такуми-но Ками , когда они исполняли свой долг и несли службу при особе императорского посла. Он заявил, что не может мириться с таким грубым нарушением приличий. Он порывался уничтожить его на месте, но вспомнил, что это навлечет великое бесчестие на его род и будет стоить ему и его вассалам жизни. Он решил свести счеты со своим недругом на следующий день при дворе. После совещания, один из его верных слуг попросил аудиенции. Он был весьма прозорливым человеком и напомнил своему господину о последствиях такого решения. Но Камэй уже настроился на месть. Тогда слуга попросил прощения и удалился.

Но слуга понимал, такой исход событий не принесет ничего хорошего. Он долго обдумывал свой план действий и наконец рассудил, что Коцукэ-но Сукэ очень жадный человек и его можно подкупить. Он собрал все доступные деньги и лично приехал во дворец Коцукэ-но Сукэ . Встретившись с вассалами Коцукэ-но Сукэ, он отдал им золото и попросил передать искренние извинения от Камэй Сама . Известно, что он собрал около тысячи серебряных монет. Также советник выделил около ста монет для слуг Коцукэ-но Сукэ, чтобы они исполнили все в лучшем виде. Когда слуги увидели деньги, их глаза просияли от счастья и они поспешили к своему господину. Коцукэ-но Сукэ же обрадовался настолько, что сам лично принял советника Камэй Сама и уверил того, что на этом их разногласия закончены и что на следующий день он будет вежлив и особо тщательно проинструктирует Камэй Сама .

Камэй Сама с мрачной решимостью явился во дворец с целью навсегда избавиться от своего врага. Но в отличие от предыдущего дня, сегодня, Коцукэ-но Сукэ был крайне обходителен. Его почтительности небыль предела. Он расточал комплименты и просил прощения за свое бесстыдство. Камэй сама оттаял и отказался от намерения убивать Коцукэ-но Сукэ.


Но расточая комплименты, Коцукэ-но Сукэ не забывал оскорблять и всячески унижать Такуми-но Камэ . Тот терпеливо выносил все оскорбления и не придавал им внимания. Такое поведение злило Коцукэ-но Сукэ и он в конце концов заносчиво сказал: "Эй, господин Такуми , завязка на моем таби развязалась, потрудитесь завязать ее мне". Вне себя от ярости, Такуми-но Ками повиновался и завязал завязку на таби.


*Таби (足袋) являются традиционными японскими носками. Высотой до лодыжки и отсепарированным большим пальцем; их носят и мужчины, и женщины с дзори, гэта, и другой традиционной обувью с ремешками. Таби так же важны при ношении традиционной одежды — кимоно и других видов вафуку, в том числе и той, что носили самураи в средневековье. Наиболее распространённым цветом является белый, и белые таби надевают в официальных ситуациях, как, например, чайная церемония.

Тогда Коцукэ-но Сукэ, отвернувшись от него, раздраженно сьязвил: "О, вы так неуклюжи! Не умеете даже завязать завязки на таби как положено! Посмотрев на вас, всякий скажет: вот настоящая деревенщина, не имеющая никакого понятия о столичных манерах и приличиях". Это заявление насмешило окружающих и сам Коцукэ-но Сукэ разразился оскорбительным смешком. Затем он медленно направился в свои покои. Но Такуми-но Ками был взбешен. Он подбежал к Коцукэ-но Сукэ и выхватил свой кинжал, пока тот оборачивался. Такуми нацелил свой удар прямо в голову, но голову Коцукэ-но Сукэ защитила высокая шапка придворного.

И он отделался всего лишь легкой царапиной. Коцукэ-но Сукэ резко опомнился и стал спасаться бегством. Но Такуми догнал его и нанес еще один удар. Но промахнулся и воткнул кинжал в деревянный столб. В этот самый момент, старший самурай, по имени Кадзикава Ёшобей , бросился на помощь Коцукэ-но Сукэ и схватил разъяренного Такуми сзади. Коцукэ-но Сукэ благополучно сбежал.

Продолжение следует...

Этот храм и так очень популярен среди японцев, которые собираются здесь ежегодно 14 декабря, чтобы поминуть 47 ронинов. А теперь благодаря голливудскому кинематографу об этом храме узнали и на Западе. Мало, кто до фильма с участием Киану Ривз, видел старый японский "47 ронинов" Акиры Куросавы, читал или смотрел пьесу "Тюсингура" :) Теперь же в этом храме часто можно встретить иностранных туристов.

Так что же произошло? Что это за храм и какое он отношение имеет к 47 самураям?

Этот небольшой буддийския храм знаменит своим кладбищем, где погребены все 47 самураев. Правильно их нужно называть "ронины" - это самураи, оставшиеся без своего хозяина-сюзерена.

Кто не читал и не смотрел, расскажу вкратце историю.
В марте 1701 года Асано Такуми-но-Ками, властитель района Ако (сегодня это префектура Хёго), потеряв терпение после оскорблений и издевательств самоуверенного чиновника Кира Кодзукэносукэ, напал (или, как говорят разные источники, просто обнажил катану) на него прямо в замке Эдо, но не смог убить его в атаке. В тот же день Асано был приговорен к сэппуку (вспарывание живота), в то время как Кира вообще не был наказан, несмотря на существовавший обычай наказывать обе стороны потасовки.

Кроме того, вся семья Асано была лишена власти, а верные самураи (теперь уже ронины) Асано остались без работы. Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с Оиси Кураносукэ, дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами. А Оиси переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки).
Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

14 декабря 1702 года группа из 47 ронинов под предводительством Оиси Кураносукэ напали на дом Киры. Кира успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси, проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины — бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство через сэппуку, но тот отказался. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Ронины принесли в храм Сэнгакудзи отрезанную голову Кира. Первоначально омыв ее в колодце, положили ее на могилу своего господина, тем самым исполнив клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо - кодексу самураев, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.
Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года. Самого молодого отправили на родину в Ако гонцом. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.

Сюжет истории о 47 ронинах успешно использовался в постановках спектаклей театра Кабуки. Причем первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов. И сейчас пьеса остается одной из самых популярных в Японии, где верность, терпение и воля — одни из наиболее уважаемых человеческих качеств.

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве.

Главный храм.

Главные массивные деревянные ворота, были восстановлены в 1832 году.

При входе Вас встретит Оиси Кураносукэ.

Медитирующий буддийский монах Саваки Кодо, который сыграл большую роль в 20 веке в дзен буддизме.

Аллея, ведущая к захоронению 47 ронинов.

Это тот самый колодец, где ронины омывали голову Киры перед тем, как положить ее на могилу своего господина Асано.

Вот они, все могилы с одинаковыми надгробиями.

Могила Оиси.

План могил. Здесь видно, что могила господина Асано находится правее, вне территории, где захоронены ронины.

На территории храма есть небольшой музей, где хранятся вещи, принадлежавшие 47 ронинам, но я туда так и не зашла.

Захотелось мне рассказать вам байку старую, замшелую. Однако ж, история эта знаменита и почитаема в Японии уже три сотни лет. И конца этому почитанию не видно. Возможно, многие из вас уже читали где-либо эту байку или даже смотрели кино. Ну, а я расскажу как умею, может, кому и покажется интересным.Но если кому захочется знать точно, как там дело обстояло, то пожалуйте в Википедию, например, или еще куда. А я хотела бы рассказать вам чисто романтическую историю.

В давние-предавние времена, когда на благословенных японских островах правил пятый шйогун из рода Токугава, Тсунайоши, в маленьком городишке Ако на берегу Внутреннего моря счастливо правил даймио Асано Наганори, третий по счету Ако-даймио из семьи Асано, основная ветвь которой давно и прочно обосновалась в Хирошиме.
Наганори стал даймио в возрасте 9 лет, унаследовав должность и все, с ней связанное, от своего отца, Асано Нагатомо. Как можно управлять целой провинцией, пусть и небольшой, в таком возрасте, затрудняюсь сказать. Надо полагать, даймио из Наганори был чисто номинальный, чтоб было кого показывать. А сама провинция управлялась вассальными самураями семьи Асано, которых к началу нашей истории было триста с лишним человек.

Асано Наганори.
Самым главным самураем из вассалов Асано был Ооиши Кураносуке Йошио. Семья Ооиши служила верой и правдой семье Асано в течение нескольких поколений, исправно поставляя советчиков и воспитателей беспокойному и горячему нравом семейству Асано. Кто-то из предков Ооиши Йошио был даже женат на одной из младших дочерей семейства Асано. Надо полагать, что именно Ооиши Кураносуке и был фактическим управителем Ако. И именно под его чутким руководством производство соли из морской воды было усовершенствовано до такой степени, что и по сей день соль из Ако считается лучшей в Кансае. И рисовые поля приносили урожай много бОльший, чем было записано в официальном реестре провинций.

Памятник Ооиши Кураносуке Йошио в Сэнгаку-джи, Токио

А Наганори? А что - Наганори? Наганори хорошо проводил время. Увлекался поэзией. Хотя высот особых не достиг. Немного занимался всеми дисциплинами, которыми положено было заниматься уважающему себя потомственному даймио и самураю: махал катаной, скакал на конях и т.д., и т.п. Но без особого рвения. Чтобы оставить время на свою самую главную страсть - женщин.
По донесениям шпионов шйогуната, которых в то благословенное мирное время было даже больше, чем собак, Ако-даймио был великим поклонником прекрасной половины японского населения. И даже вассалов своих больше ценил не за способности в управлении вверенной ему провинцией, а за способность доставить лично ему, Асано Наганори, особо красивую девушку.

Но из клановых соображений продолжения династии Наганори женился на Агури Мийоши, чья семья была одной из боковых ветвей все того же клана Асано. Красавица Агури никак не мешала своему любвеобильному супругу продолжать столь любезный его сердцу и еще кое-какому органу образ жизни. Как-то не принято было у самурайских жен возражать против увлечений своих благородных мужей, чем бы они там не увлекались.
Вот только детей у них не было. А по тогдашним временам бездетный даймио - это нонсенс, подлежащий ликвидации. Потому после смерти такого даймио все его владения и имущество конфисковывались казной, а вассальные самураи становились ронинами, то есть - безработными. Вот чтоб такого не случилось, Асано Наганори усыновил собственного младшего брата, Нагахиро. Брат-пасынок был официально признан шйогунатом как наследник семьи Асано.
Сдается мне, что совет усыновить братишку Наганори дал Ооиши Кураносуке, у которого к тому времени уже было несколько детей и в том числе - официальный наследник. А наследник нуждался в сюзерене, чтобы не оказаться к моменту вступления в наследство безработным ронином, без места жительства и постоянного источника дохода. Заботливый отец и добросовестный советник, Ооиши Йошио.

Помимо веселого времяпровождения в собственных владениях, Асано Наганори должен был выполнять официальные поручения шйогуната. Поскольку любой даймио по тем временам - это не только управитель доверенной ему провинции, но и офицер на пожизненной службе у шйогуна и императора. Официально должность Асано Наганори звучала как Такуми-но-ками.
И вот под новый, 1701-й год, Асано Такуми-но-ками Наганори был назначен принимающим императорского посла.
Ну, порядки в те времена были такие: император хоть и считался формально главой нации и государства, реальной власти не имел никакой. Но почет и всяческое показное уважение получал регулярно. Потому каждый шйогун (формально - подданный императора и его вассал) каждый новый год посылал императору богатые подарки. Типа, поздравлял с наступившим. Ну, а император, как и положено вежливому и культурному государю, отправлял своего посланника с ответными дарами самому могущественному из своих подданных. Так вот, посла императорского надлежало привечать по самому высшему разряду со всеми возможными почестями и церемониями. Как вы понимаете, церемоний этих японцы, большие церемониальные мастера, придумали несусветное количество. И чтобы помнить их все установили даже специальную должность, кооке, который и должен был следить за соблюдением всех протокольных мероприятий.
В то время почетную должность надзирателя за правильностью церемоний занимал Кира Козуке-но-суке Йошинака. Кира Йошинака было 60 лет, когда вся эта история приключилась. Современники описывают его как могущественного политикана, взяточника и сребролюбца.
Вот этого-то хитроумного знатока церемоний и официального протокола и поставили наставником горячего парня Асано Наганори, которому на тот момент было 34 года.

И Асано Наганори, оставив теплый и уютный Ако, поехал в ветренный и холодный Эдо службу служить. Прихватил он с собой только положенное по статусу количество вассальных самураев, слуг и красавицу Агури. А верного Ооиши оставил за главного в родовом замке, на хозяйстве, значит. Как история показывает, зря оставил.
В Эдо скучно и тоскливо. Баб нет, потому как "собачий" шйогун Тсунайоши всех гейш и куртизанок, вместе с театрами и прочими развлечениями, выселил из Эдо к черту на куличики. Ибо нефиг баловаться, надо делом заниматься. А дело это, хоть и почетное по самые небалуйся, так еще церемонное и скучное до полного одурения. Все эти церемонии, поклоны, этикет... Этому надо поклониться в пояс, тому - можно только головой кивнуть, а перед кем надо и вовсе на коленки падать. А тут еще этот старый хрен Кира Йошинака. Подарков ему, понимаишь, надо. Пусть сначала науку объяснит, а уж потом и о подарках подумать можно будет.

И некому было посоветовать заносчивому молодому господину, что портить отношения с могущественным интриганом - тухлое дело, если сам ты при дворе без году неделя. И что подарки - дело важное и сурово необходимое, а от их правильного выбора зависит многое в тесном и церемонном мирке шйогунского дворца. Не понравились Кира Йошинака подарки молодого даймио из Ако и затаил Йошинака злобу на своенравного юнца.
С того момента и понеслось: то время встречи неправильно назначат, то намеренно про особое этикетное правило не сообщат, то не уведомят о прибытии важного гостя, на встрече которого надо присутствовать даже смертельно больным... И все шишки - на Наганори: мол, неуч и деревенщина, дисциплины никакой да еще и дворцовый этикет не соблюдает.
Терпел Наганори, терпел, да не вытерпел. И вот несчастливым утром 14 марта 1701 года в узком коридоре Матсу-но-Оорока, соединяющем два крыла дворца шйогуна в Эдо, столкнулись нос к носу обозленный Асано Наганори и хитрый царедворец Кира Йошинака.

Памятный камень на том месте, где 300 лет назад Асано Наганори Атаковал Кира Йошинака.

Надо полагать, Кира Йошинака не упустил случая еще разок уязвить молокососа-деревенщину Наганори на предмет отсутствия хороших манер. А Наганори не сдержался и, выхватив меч-вакизаши, попытался атаковать мерзкого старикашку. Однако ж, Кира отделался парой легких ран на лбу и на спине, а меч Наганори завяз в деревянной колонне, поддерживающей своды коридора. Кира унесли слуги, а Наганори был немедленно арестован.


Асано атакует Кира

По законам того времени обнажение меча во внутренних покоях дворца шйогуна каралось немедленной смертью. И Асано Наганори знал об этом не понаслышке: его собственный дядя, Наито Тадакатсу, был казнен после того, как на похоронах четвертого шйогуна Токугава (где обнажение оружия также строго запрещалось) убил своего обидчика. После чего семья Наито Тадакатсу была лишена всех земель и вассалов. Похоже, вспыльчивость и полное отсутствие самоконтроля было фамильной чертой клана Асано. А вот скверное владение мечом - личное "достижение" самого Наганори. Иначе трудно объяснить, как можно было промахнуться в коридоре дворца по малоподвижному старичку.

И некому было охладить пыл горячего даймио и объяснить простые вещи: что "наказывать" Кира надо было за пределами дворца, где уже не действует запрещение на выяснение отношений при помощи оружия, что в результате минутной горячности даже самый великий даймио становится преступником, а его семья и вассалы - нищими бомжами.

Решение бафуку (правительства шйогуна) о судьбе Асано Наганори было оглашено уже через несколько часов после инциндента в коридоре: харакири виновнику и конфискация всего имущества в казну.
Хотя формально по закону должны были быть наказаны оба участника столкновения, Кира Йошинака сочли достаточно пострадавшим и оставили без наказания. А на решение об Асано Наганори, похоже, повлияли и его репутация вспыльчивого и неуравновешенного человека, и небрежное соблюдение им правил этикета, и явная безответственность как главы семьи и клана.
Вечером того же дня Асано Наганори совершил сеппуку по всем правилам, написав даже предсмертную поэму, джисеи-но-ваку:

風さそ う 花よりもな お 我はまた 春の名残を いかにとやせん

Что-то про облетающие на ветру цветы и весну, уходящую так же, как и его жизнь.


Наганори пишет джисеи-но-ваку.

Асано Наганори был похоронен на кладбище Сэнгаку-джи в Эдо.

Могила Асано Наганори в Сэнгаку-джи, Токио

Жена его, Агури, немедленно подстриглась в монахини, приняла имя Йозейин и вернулась в дом своей семьи, Мийоши.

В Ако был послан отряд для конфискации замка, земель и прочего имущества семьи Асано. Опережая этот отряд, двое верных вассалов Асано домчались от Эдо до Ако за четыре с половиной дня, что по тем временам было неслыханной скоростью, и принесли страшную весть семье наследника, Асано Нагахиро, и всем остававшимся в Ако самураям, о печальной судьбе их господина и покровителя.


Несколько дней замок гудел. Самураи, теперь уже ронины, решали, что им делать. Вариантов предлагалось три:

Дождаться прихода правительственного отряда и прилюдно совершить массовое харакири в знак протеста против несправедливого решения шйогуната;

Поскольку Асано Наганори таки нарушил закон и наказан по справедливости, посыпать головы пеплом стыда и переквалифицироваться из самураев в кого получится;

Мстить страшной мстей ненавистному Кира Йошинака, оскорбившему их господина и лишившего их крова.


Первый вариант отпал сам собой в процессе бурной дискуссии. Бушидо бушидом, но семьи были почти у всех трех сотен ронинов и лишать их последней поддержки без какой-либо надежды на восстановление положения - неразумно.

Второй вариант получил поддержку большей части бывших вассалов. Надо полагать, именно у этого подавляющего большинства были семьи, дети и кое-какие варианты жизни даже и без почетной службы у даймио.

А за третий вариант высказались только полсотни самых верных (или самых безрассудных) ронинов во главе с Ооиши Кураносуке Йошио.



Ооиши Кураносуке обсуждает с остальными ронинами планы дальнейших действий.

Бушидо диктует правила поведения вассала, желающего вступиться за попранную честь своего господина: меч в руки и атаковать обидчика до тех пор, пока месть не свершится или пока верный вассал не будет убит вассалами же обидчика.

Разумному и дальновидному Ооиши этот вариант не особо понравился, потому как не оставлял практически никаких шансов на восстановление справедливости даже путем собственной смерти в бою: Кира живет в самом центре Эдо, рядом с дворцом шйогуна, и дом его - настоящая крепость, как и полагалось по тем временам. К тому же вассалов и слуг у Кира явно больше, чем всех готовых мстить ронинов вместе взятых. А это значит, что любая атака на дом Кира будет отбита, и остатки мстителей будут арестованы правительственными блюстителями порядка. С перспективой быстрой и абсолютно бесславной смерти. И такое развитие ситуации не оставляло никакой надежды на реабилитацию семьи Асано и восстановление в правах Асано Нагахиро, не говоря уже про самих мстителей.


Вот тогда-то и был задуман Ооиши Йошио план восстановления семьи Асано и страшной мести Кира Йошинака.

Для начала решено было попробовать добиться справедливости официальным путем. Была сочинена петиция от верных вассалов Асано Наганори на имя Великого Шйогуна Токугавы Тсунайоши с нижайшей просьбой разобраться с обидчиком Кира Йошинака и амнистировать невинно погибшего защитника собственной чести и достоинства Асано Наганори.

А пока великий шйогун разбирается в этом сложном деле, верные слуги Асано Наганори начали готовить заговор против Кира Йошинака.


Самым главным пунктом этого заговора было заставить Кира поверить, что никакого заговора нет и в помине. Что Ооиши, как и все остальные ронины, полностью забыл своего непутевого господина и занят только благосостоянием собственной семьи. Чтобы Кира расслабился, отпустил большую часть нанятых для защиты его дома слуг и воинов да и вообще потерял бдительность.

После чего, подготовив все необходимое для правильной атаки, напасть на Кира и таки отомстить за смерть Наганори.


Ронины, участвующие в заговоре, разъехались по стране. Сам Ооиши переехал в Киото, в квартал Ямашина на востоке столицы, переселив свою жену и детей в Осаку для безопасности последних (предварительно оформив официальный развод с женой, с которой он прожил более 20 лет). В Киото Ооиши старательно делал вид, что наслаждается по самые небалуйся вольной жизнью свободного горожанина. Йошио стал постоянным посетителем квартала Гион и завсегдатаем Ичирики-очая, где развлекался в обществе самых известных гейш того времени. По донесениям шпионов Кира Йошинака, Ооиши пьянствовал днями напролет, пугая мирных обывателей Киото своими пьяными выходками. Однажды, смертельно пьяный, он вывалился из очередного кабака и упал в лужу. Проходивший мимо заезжий купец из Сатсумы, узнав бывшего самурая, в сердцах пнул ногой неподвижное тело, обозвал Ооиши предателем, забывшим своего господина, и плюнул ему в лицо. Ооиши не прореагировал никак.

Но во время, свободное от запудривания мозгов вражеским шпионам, Ооиши руководил подготовкой заговора, тщательно собирая сведения о Кира Йошинака, засылая своих шпионов в его окружение и собирая деньги на оружие для решающей атаки.

По сохранившимся долговым распискам Ооиши можно увидеть, что деньгами его снабжали настоятель буддийского храма из Ако, основная семья Асано из Хирошимы и одна из боковых ветвей клана Асано.

Согласно пьесе Чйушингура о событиях этой вендетты, дочь одного из ронинов уговорила собственного отца продать ее в Ичирики-очая, чтобы этими деньгами пополнить тощую кассу борцов за справедливость.

Накануне годовщины смерти Асано Наганори от правительства пришел официальный ответ: полный отказ в восстановлении прав семьи Асано. Надеяться было больше не на что и поготовка к мести закипела еще активнее.


Но и Кира не дремал пока. И подослал своего шпиона к Ооиши в самый день годовщины, чтобы посмотреть, как самый верный из вассалов будет отмечать день смерти своего господина. Благо по обычаю верный вассал в годовщину смерти своего господина должен был поститься и просвети день в молитвах.

Но Ооиши этот день провел традиционно - в Ичирики-очая, распивая саке вместе со шпионом и играя в жмурки с гейшами. Никаких признаков скорби или хотя бы намека на вынашиваемую месть.

И Кира поверил наконец, что никакой мести не будет. Что бывшие вассалы Асано Наганори и думать забыли о бесчестьи, нанесенном их бывшему господину.



Ооиши развлекается с гейшами.

Даже бывшая жена Наганори, ноне монахиня Йозейин, поверила, что муж ее так и забыт неверными вассалами. И прилюдно прокляла неверного пса Ооиши.

Но "Ооиши" не даром значит "большой камень"! Медленно, аккуратно, но неуклонно опытный стратег Ооиши подготавливал свою месть. Один из ронинов-последователей Ооиши, женился на дочери мастера, украшавшего внутренние помещения дома Кира Йошинака, и через свою жену получил подробнейший план дома ненавистного врага.

В начале декабря 1702 года все подготовленное оружие было свезено в Эдо. Все сообщники, которых к тому времени осталось 47 человек, тоже собрались в Эдо на конспиративных явках. А лично Ооиши Кураносуке тайно покинул Киото в самом начале ноября, еще раньше отправив в Эдо своего старшего сына Чикара-Йошикане, тоже примкнувшего к мстителям.

И вот морозной ночью 14-го декабря 1702 года после тщательной многодневной разведки и сбора сведений о перемещениях Кира Йошинака, в 4 часа утра две группы ронинов атаковали дом Кира с двух сторон: одна, возглавляемая сыном Ооиши, Чикара-Йошикане, - со стороны задних ворот, а вторая, под началом лично Ооиши Кураносуке Йошио, вломилась в главные ворота. Бой барабанов согласовывал действия обеих групп.



Ооиши руководит атакой на дом Кира.

Заранее расставленные лучники сбивали слуг Кира, пытающихся выбраться из дома за подмогой. А накануне предупрежденные об атаке соседи, ненавидившие Кира, также ничего не сделали для его защиты.

Дом был захвачен атакующими за неполный час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук Кира. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Но самого Кира среди сражавшихся не обнаружили!

Проверили весь дом. Нету! Но в спальне Кира постель еще хранит тепло человеческого тела... Дом обыскали еще раз. И в темном чулане для хранения угля в самом дальнем углу кухни Кира наконец и был обнаружен и приведен к Ооиши.


При полном собрании всех соучастников Ооиши предложил Кира Йошинака тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори. И предоставил возможность самураю по положению Кира Йошинака умереть так, как умирают достойные самураи, совершив харакири немедленно при всем честном собрании. Но Кира отказался.

И тогда Ооиши Кураносуке Йошио лично отсек голову Кира Йошинака тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори.

Смерть Кира Йошинака.

После чего вся команда теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-джи. По дороге послав двух гонцов во дворец шйогуна с извещением о свершившемся правосудии. И заодно отправив туда самого младшего по званию и положению среди них как свидетеля. На кладбище Сэнгаку-джи, омыв голову Кира Йошинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори и отчитались о честно проделанной работе. Дух Асано Наганори отныне был спокоен.


Ронины принесли голову Кира на могилу Асано.

Посланный правительством отряд должен был обезоружить и арестовать всех участников нападения на дом уважаемого господина. Но все 44 ронина добровольно сдали оружие.

Ронинов разделили на четыре группы и расселили по домам важных чиновников шйогуната, где они должны были находится под домашним арестом до тех пор, пока правительство не решит их судьбу.

Долгих два месяца Высокий суд в лице самого Тсунайоши Токугавы и его советников решал судьбу 47 ронинов. И все это время ронины жили на правах почетных гостей в домах у четырех высокопоставленных офицеров шйогуната.

Все четыре хозяина дома, где ожидали своей участи ронины, были чрезвычайно горды выпавшей на их долю честью. До самого последнего дня все пожелания почетных арестантов выполнялись беспрекословно.


Шйогунат оказался в сложном положении. С одной стороны, ронины точно последовали кодексу самурая, говорящему, что истинный самурай должен отдать жизнь за восстановление доброго имени своего господина. С другой - они нарушили закон шйогуната о запрете на кровную месть. Кроме того, шйогунат получил море петиций от граждан всех сословий с прошениями о помиловании ронинов.

В итоге ронины были приговорены к смерти. Но не к позорной казни, как преступники, а к почетной смерти путем совершения харакири.

Поздним вечером 4-го февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство. И были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгаку-джи рядом со своим господином Асано Наганори.


Харакири 46 ронинов.

Шйогун помиловал только одного: самого младшего по званию и положению ронина. Который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания об этой истории и умер своей смертью в возрасте 71 года. Был похоронен там же, в Сэнгаку-джи, рядом со всеми своими товарищами.


Могила 47 ронинов на кладбище Сэнгаку-джи, Токио

Несколько раньше рядом с мужем была похоронена и леди Асано Агури-Йозейин.

Могила леди Асано Агури-Йозейин в Сэнгаку-джи, Токио.

Могила ронинов и их господина стала местом паломничества всех желающих приобщиться к истинно самурайскому духу.

В один день ее посетил и тот самый купец из Сатсумы, который когда-то пинал ногами пьяного Ооиши и обвинял того в отсутствии чувства долга. Купец попросил прощения у духа Ооиши Кураносуке, после чего совершил самоубийство. Был похоронен рядом с оградой могилы ронинов.

Совершенная месть обелила образ ронинов из Ако в глазах японской общественности. Те из них, кто не примкнул к Ооиши, после его героической смерти смогли найти себе работу в привычном им качестве вассалов более могущественных самураев.

Асано Нагахиро был полностью восстановлен в правах, получил статус хатамото и был посажен управлять провинцией Чигйочи (несколько большей по размеру, чем Ако) в префектуре Чиба. А после смерти шйогуна Токугавы Тсунайоши, Асано Наганори был полностью реабилитирован.

Семья Кира Йошинака наоборот, сильно потеряла и в репутации, и во владениях. А после смерти Кира Йошичика, старшего сына Йошинака, род Кира угас совсем.

В общем, все кончилось хорошо: все умерли.




Исторический парад в Сэнгаку-джи в наши дни.

P.S. via belka_teleutka Вот тут есть очень подробная фильмография на тему: http://community.livejournal.com/dorama_ru/113341.html
Настоятельно рекомендую.

МЕСТИ И ПРЕДАЕННОСТИ САМУРАЕВ .

В замке сёгуна несли службу два знатных самурая – Кира Ёсихиса и Асано Наганори. Кира имел ранг Великого мастера церемоний, а Асано владел замком Ако и был наследником очень богатого и знатного рода. На службе у него состояли 300 самураев. Жизнь в замке шла своим чередом до тех пор, пока Кира не воспылал страстью к молодой и красивой супруге Асано. Он даже попытался соблазнить ее, но она хранила верность своему мужу и гневно отвергла все притязания наглеца. Кира решил выместить злобу на Асано, которого он считал теперь свои главным врагом. Однако Кира был потомственным воином и прекрасно знал, что каждую минуту своей жизни он должен следовать кодексу бусидо, который запрещает делать все что ему вздумается. Злой ум Кира подсказал ему: надо заставить Асано нарушить бусидо. Удобный случай вскоре представился. В марте 1701 г. сёгун принимал в своей резиденции трех посланников императора. На Асано лежала обязанность достойного приема. Кира отказал Асано в помощи, а в день официального приема всячески критиковал и открыто смеялся над ним, оскорбляя самурая перед всем двором. Асано побледнел и поднес руку к своему мечу, который был неразлучно с ним. Перед Асано встала сложная проблема. Если он ответит на оскорбление, то он нарушит бусидо, согласно которому дворец сёгуна является священным местом, где под страхом смерти нельзя обнажать меч. Но если проигнорировать оскорбление, он станет трусом в глазах окружающих, и только смерть смоет позор. После недолгих колебаний Асано выхватил меч и ранил обидчика. Гнусный план Киры удался: Асано был тут же схвачен стражниками. Приговор сёгуна был жесток: сэппуку. В молчании Асано вернулся в свой замок. Он был спокоен, так как знал, что его храбрый поступок зачтется ему на небесах и дарует ему новое перерождение в лучшем мире. Тщательно облачившись в белые ритуальные одежды, Асано написал прощальное стихотворение, воскрешая в памяти «свои 36 лет, опавшие как лепестки цветов в одночасье». Далее согласно обычаю он удалился в специальный павильон и совершил харакири по всем правилам. Все имущество Асано было автоматически конфисковано, а его 300 вассалов в одночасье превратились в ронинов. После траурной церемонии все они разошлись кто куда. Все, кроме 47. Ведь согласно бусидо, хотя Асано и смыл свою «ошибку» кровью, он завещал своим верным вассалам отомстить за себя. Они должны либо сразу последовать за своим господином в загробный мир, либо смыть оскорбление, павшее на весь их клан.

И вот они в последний раз в доме господина – 47 верных вассалов, мужественных и благородных воинов. Все вспоминали тот день, когда поклялись хранить верность своему господину до конца дней своих. В тот день кисточкой, смоченной своей собственной кровью, на листе бумаги они записали клятву верности. Затем сожгли ее перед алтарем и, смешав золу с сакэ, выпили этот напиток до дна. Выполняяклятву верности, самураи решили отомстить Кире за своего господина. Кира догадывался о возможном отмщении. Удалившись в свой замок, он удвоил, а затем и утроил охрану, зная, что отныне его жизнь в опасности. Но Оиси Кураносукэ, предводитель ронинов, нашел способ усыпить подозрения Киры. Нарочно стали распускаться слухи, что ронины из Ако позабыли своего господина и их больше заботит собственное благосостояние, чем память об Асано. Они разошлись в разные стороны, и каждый занялся своим делом. Кто совершенствовался в кэн‑дзюцу, кто нанялся телохранителем к богатому купцу. А Оиси, за которым неотступно следовал подосланный Кирой шпион, проводил все время в злачных кварталах Киото, предаваясь пьянству и разгулу, чтобы усыпить подозрения соглядатая. В течение двух лет ронины скитались по стране. Их очевидное забвение своего господина вызывали презрение и ненависть у других самураев. Над ними все потешались. И постепенно Кира забыл свои страхи и убрал охрану.

Морозной ночью 14-го декабря 1702 года после тщательной многодневной разведки и сбора сведений о перемещениях Кира Йошинака, в 4 часа утра две группы ронинов атаковали дом Кира с двух сторон: одна, возглавляемая сыном Ооиши, Чикара-Йошикане, — со стороны задних ворот, а вторая, под началом лично Ооиши Кураносуке Йошио, вломилась в главные ворота. Бой барабанов согласовывал действия обеих групп….Заранее расставленные лучники сбивали слуг Кира, пытающихся выбраться из дома за подмогой. А накануне предупрежденные об атаке соседи, ненавидившие Кира, также ничего не сделали для его защиты. Дом был захвачен атакующими за неполный час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук Кира. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Но самого Кира среди сражавшихся не обнаружили! Проверили весь дом. Нету! Но в спальне Кира постель еще хранит тепло человеческого тела… Дом обыскали еще раз. И в темном чулане для хранения угля в самом дальнем углу кухни Кира наконец и был обнаружен и приведен к Ооиши….При полном собрании всех соучастников Ооиши предложил Кира Йошинака тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори. И предоставил возможность самураю по положению Кира Йошинака умереть так, как умирают достойные самураи, совершив харакири немедленно при всем честном собрании. Но Кира отказался. И тогда Ооиши Кураносуке Йошио лично отсек голову Кира Йошинака тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори….После чего вся команда теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-джи. По дороге послав двух гонцов во дворец шйогуна с извещением о свершившемся правосудии. И заодно отправив туда самого младшего по званию и положению среди них как свидетеля. На кладбище Сэнгаку-джи, омыв голову Кира Йошинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори и отчитались о честно проделанной работе. Дух Асано Наганори отныне был спокоен….

Поздним вечером 4-го февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство. И были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгакуджи рядом со своим господином Асано Наганори.

Сёгун помиловал только одного: самого младшего по званию и положению ронина. Который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания об этой истории и умер своей смертью в возрасте 71 года. Был похоронен там же, в Храме Сэнгакудзи, рядом со всеми своими товарищами.

Надо сказать проходила эта история в городе Эдо — нынешнем Токио. Чем поучительна история для нас, жителей 21 века? А тем, что порядочный человек, всегда остаётся порядочным, даже после смерти, а подлеца должно ждать наказание. Это нам завещали 47 ронинов!