Высшее образование: путь к успеху или лишний груз? Путь к успеху без высшего образования.

Ныне считается аксиомой, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Кроме того, хорошее образование населения позитивно воздействует и на иные сферы жизни общества, например, на качество государственного управления. Однако образование не является "абсолютным оружием", способным решить все экономические проблемы.

Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия мир добился значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 до 6 миллиардов). В индустриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. По данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития\Organization for Economic Cooperation and Development, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (оценивалась возрастная категория 25-65 лет) ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), наименее - в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%).

Многие историки экономики (например, Ричард Истерлин\Richard Easterlin, опубликовавший статью на эту тему в журнале Journal of Economic History) считают, что промышленная революция, начавшаяся в 19 веке, набрала темп лишь благодаря реформам в системах образования стран мира. В большинстве европейских стран и в Северной Америке бесплатное начальное образование появилось около 200 лет назад и стало массовым лишь в конце 19 века. В начале 20 века у малоимущих появились шансы бесплатно получить высшее образование. При этом за пределами Европы и Северной Америки формально (то есть, с европейской точки зрения) образованных людей было ничтожно мало. Истерлин обнаружил связь между распространением образования в различных странах мира и началом экономического роста и установил, что, как правило, после проведения образовательной реформы требовалось 25-30 лет, чтобы в той или иной стране начала заметно расти экономика.

Артур Мэддисон\Arthur Maddison, автор исследования "Динамические Силы Капиталистического Развития"\Dynamic Forces of Capitalist Development, установил, что чем выше доля образованных людей в численности населения страны, тем выше темпы экономического роста. Он также вывел зависимость, согласно которой увеличение ассигнований на образование на 1% ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0.35%. В 2004 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития\OECD пришла к выводу, что если для жителей определенной страны среднестатистический срок обучения увеличивается на год, это повышает валовый внутренний продукт данного государства на 3-6%.

Уильям Швеке\William Schweke, автор книги "Умные Деньги"\Smart Money, считает, что страны мира должны, прежде всего, инвестировать средства в "человеческий капитал". По его мнению, инвестиции в здравоохранение, образование и профессиональное обучение способны благотворно повлиять не только на производительность труда, но и существенно уменьшить остроту социальных проблем (таких, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность и пр.), которые тяжким бременем ложатся на национальные экономики. Американский экономист Хлое Хэйнс\Chloe J. Haynes, автор исследования "Образование и Экономическое Развитие"\Education and Economic Development, проанализировавшая опыт компаний, действующих в сфере информационных технологий, пришла к выводу, что подобная зависимость приобрела еще большее значение в эпоху электронной революции. Чем лучше образование, тем выше производительность труда наемных работников и менеджеров, тем более сложные задачи они способны решать и тем выше организация бизнесов.

Впрочем, увеличение числа образованных людей также порождает проблемы. К примеру, население США достаточно хорошо образованно и американцы с неохотой соглашаются на неквалифицированную работу. Эта тенденция, которая прослеживается также во всех индустриально развитых странах, привела к выводу многих промышленных предприятий в государства "третьего мира": де-факто предприниматели оказываются заинтересованы в необразованных сотрудниках, которым можно платить меньше.

Еще один парадокс в 2001 году обнаружили экономисты Алан Крюгер\Alan B. Krueger и Микаел Линдал\ Mikael Lindahl: они пришли к выводу, что благотворное влияние образования испытывают лишь страны, где население, в целом, малограмотно. В этом случае, образование действительно становится "мотором" экономического роста. Однако в "образованных" странах больше образования отнюдь не означает автоматического роста экономики. Одна из причин этого заключается в том, что на получение образования тратится слишком много времени и сил. В силу этого люди, которых можно считать "творцами идей", тратят энергию на зубрежку, а не на изобретательство. Рост числа образованных людей порождает еще одну проблему - очень многие выпускники ВУЗов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы на рынке. Таким образом, можно считать, что львиная доля времени, денег и сил была ими потрачена впустую.

В 1974 году экономист Гарвардского Университета\Harvard University Джек Минсер\Jack Mincer, автор книги "Образование Зарплаты и Опыт"\Schooling, Earnings and Experience, впервые доказал на обширном статистическом материале, что получать образование материально выгодно, прежде всего, для самих учащихся. По его подсчетам, каждый лишний год обучения увеличивает доход человека, занятого вне сферы сельскохозяйственного производства, на 7%. По оценкам Министерства Образования США\Department of Education, в 1970 году среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24% выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 год, эта "премия" за высшее образование для мужчин возросла до 56%. Среди молодых американок она увеличилась с 82% в 1970-м до 100% в 1998 году. По данным газеты Los Angeles Times, в конце 1970-х годов зарплата выпускника американского ВУЗа на его первой работе на 25% превышала заработок выпускника школы, впервые устроившегося на работу. В 1980-е годы этот разрыв увеличился до 50%, в 2000 году - достиг 70%. По данным Министерства Труда США\Department of Labor, за период с 1997 по 1999 год (более свежие данные недоступны), американец с высшим образованием зарабатывал, в среднем, 52,2 тысячи долларов в год, без высшего образования - 30,4 тысячи долларов.

Житель США, закончивший лишь среднюю школу, тратил на поиски новой работы, в среднем, в два раза больше времени, чем выпускник ВУЗа. Опрос компании Public Agenda, проведенный среди американских старшеклассников, показал, что главной причиной, заставляющей их получать высшее образование являются именно карьерные соображения: большинство опрошенных считают, что с дипломом легче найти хорошую работу. В списке причин второе место занимают деньги, третье - возможность окончательно определиться с выбором жизненного пути. Кроме того, важной причиной поступления в ВУЗЫ старшеклассники назвали уважение, которое испытывают американцы к людям с высшим образованием.

В свою очередь, половина старшеклассников, отказавшихся поступать в колледжи и университеты, заявила, что они собираются зарабатывать деньги, не желая тратить время на учебу. Как показывает практика, отсутствие законченного высшего образования не является препятствием для личного обогащения. В рейтинге 500 богатейших людей планеты, подготовленном журналом Forbes, 33% позиций занимают люди, не получившие университетских дипломов. Более того, среднестатистический миллиардер без высшего образования "стоил" больше (2,27 миллиарда долларов), чем его образованный коллега (2,13 миллиарда долларов). Наиболее состоятельными недоучками ныне являются, например, создатель корпорации Microsoft Билл Гейтс\William H. Gates, бросивший Гарвардский Университет, его соратник Пол Аллен\Paul Allen покинул аудитории Университета штата Вашингтон\Washington State University, основатель компании Oracle Ларри Эллисон\Larry Ellison недоучился в Иллинойском Университете\University of Illinois, Майкл Делл\Michael Dell, создатель компьютерного гиганта Dell, некогда отказался тратить время на учебу в Университете Техаса\University of Texas Austin.

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Случилось так, что сегодня высшему образованию приходится конкурировать с хитростью, наглостью и целеустремленностью. Наличия трех перечисленных качеств, как кажется многим, вполне достаточно для достижения материального благосостояния. И напротив, их отсутствие даже для человека высокообразованного означает полный карьерный провал. Женский журнал Charla решил разобраться в том, кто же сегодня выигрывает: человек, получивший высшее образование , но не имеющий той самой предпринимательской жилки, или же тот, кто был лишен радости посещения скучных лекций, но наделен качествами, нужными для удачного построения бизнеса.

Высшее образование: как это было

Во времена СССР отношение к высшему образованию было совсем не таким, как сейчас. ВУЗы воспринимались, как пропуск в мир престижных профессий инженера, врача или экономиста. При отсутствии диплома можно было устроиться рабочим на завод.

Но что мы имеем сегодня? Многие из тех, кто получал высшее образование в советское время, остались «за бортом» еще в начале 90-х. В это же время люди, не имеющие высшего образования, но обладающие теми самыми пресловутыми тремя качествами, смогли добиться материального успеха.

Образование обесценилось? Нет, просто шансы в какой-то мере сравнялись. Духовная и интеллектуальная сторона вопроса остались все теми же. Но это мало кого волнует, ведь бывший инженер, имеющий два высших образования, и даже знающий, что перманентной бывает не только краска для волос, может сегодня торговать за прилавком на рынке рядом с бывшим дворником.

Оценивая сложившуюся ситуацию, многие представители старших поколений вообще разочаровались в высшем образовании .

Но выводом служит совсем не призыв быть наглым и хитрым. Человек, умеющий убеждать, достигать поставленных целей, управлять собой и при необходимости людьми, да еще и имеющий высшее образование, получает гораздо больше шансов на успех, чем человек без высшего образования, активно использующий свои «пробивные» качества.

Да, в ВУЗах нет таких предметов, как «способы достижения поставленных целей» или «методы управления людьми». Но именно ВУЗ развивает те качества, которые помогают раскрыть в себе эти способности.

Высшее образование и престижные профессии

Еще в детском саду, когда детям задавали привычный вопрос о , Маша рассказывала, что будет парикмахером. Но когда пришло время выбирать свой путь после школы, мама-врач настояла на поступлении в экономический ВУЗ.

Сегодня Маша работает «маленьким» бухгалтером на большом заводе и с легкой завистью смотрит на некоторых подруг, открывающих собственные парикмахерские или, к примеру, центры ногтевого сервиса. Ей кажется, что еще тогда, в детском саду, она почувствовала сегодняшнюю тенденцию к повышению престижа таких профессий, как парикмахер или мастер маникюра. И к чему было это высшее образование ?

Да, действительно, сейчас популярны такие профессии, а также профессия фотографа, швеи, бармена, визажиста. В общем, на пике волны успеха находятся многие из тех, кто не получал высшего образования.

Но здесь есть два «но», которые не нужно сбрасывать со счетов.

Во-первых, мода быстро меняется, и нужно быть достаточно предприимчивым, чтобы из мастера по наращиванию ногтей или по переквалифицироваться в какого-нибудь другого мастера. Да и будет ли мастер так же востребован, например, в 50 лет? В то же время, у Маши есть все шансы для карьерного роста, и к 50 годам она вполне может стать главным бухгалтером с хорошим доходом.

Во-вторых, рынок мастеров сферы услуг уже достаточно насыщен. И чтобы удержаться на плаву, нужен безусловный талант. Вы чувствуете его в себе? Тогда, возможно, стоит попробовать. Но не спешите говорить о ненужности высшего образования. Оно обязательно понадобиться вам в будущем, ведь даже самая интересная работа может стать неинтересной или невостребованной. Вот тогда-то и наступит золотое время для вашего диплома.

Еще один момент, связанный с престижностью профессии, касается работы по своей специальности. Мало кто решается связать свою жизнь с тем направлением, по которому получено образование. Журналисты с химическим образованием, бухгалтеры-инженеры, дизайнеры-экологи. Сегодня такие специалисты уже ни у кого не вызывают удивления. Но правильно ли это?

На наш взгляд, высшее образование следует воспринимать именно как базу, которая дает больше возможностей. Но возможностей самых разных, а не именно тех, о которых вы слышали на протяжении 5 лет в стенах alma mater. Талант и желание, подкрепленные интеллектом – самое лучшее подспорье для успешной карьеры в любой области.

Высшее образование: сравнять счет

Учитесь не разделять все на белое и черное. Совершенно необязательно полностью отказаться от высшего образования или наоборот отсиживать пять лет на студенческой скамье, пока другие получают опыт работы.

Практически все работодатели требуют наличия опыта. Но и без высшего образования вас вряд ли примут на хорошо оплачиваемую должность. Это означает, что нужно искать оптимальный выход. Возможно, таким выходом станет заочное образование или подработка во время обучения. Но в этом случае большим амбициям еще не место, и разговоры вроде «лучше я буду дома сидеть у телевизора, чем батрачить за две копейки» не принесут пользы никому.

Нужно понимать, что работа во время получения высшего образования – это замечательный способ научиться чему-то на практике. А за хорошее обучение обычно приходится платить. В данном случае – собственным временем.

Многие из тех, кто читает эту статью, уже давно сделали для себя выбор и отучились (или не отучились) свои законные пять-шесть лет в ВУЗе. Нужно ли теперь сожалеть о потерянном времени или наоборот идти получать недополученное высшее образование? Наш ответ: высшее образование в современном мире является необходимым, ведь вы никогда не знаете, куда закинет вас жизнь. И будет очень обидно в один прекрасный момент не получить заветную должность просто потому, что ваш конкурент, имеющий аналогичный опыт работы, получил высшее образование, а вы – нет.

Инна Дмитриева

Что такое личный успех? Оказывает ли влияние высшее образование на достижение успеха, и изменилось ли высшее образование за последние годы? Как должно меняться образование, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда? Своим мнением на тему "Высшее образование и личный успех" с нами поделился ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Абдурахманович Эскиндаров .

КонсультантПлюс: Многие молодые люди сегодня стремятся добиться успеха в жизни. И большую часть амбициозной молодежи можно встретить именно в среде студентов. Вы - ректор одного из крупнейших и престижных вузов России, авторитетный ученый и общественный деятель. Как Вы считаете, что такое успех? Что нужно молодому человеку, чтобы стать успешным сегодня? Каково значение высшего образования для достижения успеха?

Михаил Абдурахманович Эскиндаров: Успех и образование, безусловно, взаимосвязанные явления, но я бы не ставил во главу угла именно диплом о высшем образовании. Не вызывает сомнения, что человек, стремящийся достичь успеха в бизнесе или в общественной деятельности, должен быть хорошо подготовлен.

Но надо иметь в виду, что "аудиторное" образование, которое получают в вузе, - всего лишь база. Помимо этого необходимо уметь заниматься самообразованием. Человек, если он хочет быть успешным, должен учиться каждый день. Это объективное требование, диктуемое самой жизнью. Оно определяется всей логикой развития общества в целом.

К сожалению, в обществе сложилось представление, что человек, который не получил высшего образования, не может быть успешным. Я не согласен, это очень упрощенный подход. Часто трагедия заключается именно в том, что, получив диплом, выпускник думает, что его дальнейшая судьба пойдет по восходящей и он получит большие деньги, почет, уважение и так далее. Однако это не совсем так. Образование - база для успеха, но эта начальная база, о которой можно говорить. Необходимо развиваться дальше, получать новые знания и навыки. Очень важно для достижения успеха создавать контакты, приобретать друзей, выстраивать с ними отношения, не управлять, а, как говорил один известный деятель, жить с ними. Приведу пример нашего вуза. В 1990-е - 2000-е годы многие наши молодые выпускники добились успеха именно потому, что после окончания поддерживали друг друга. Старшие поколения, которые раньше закончили вуз, приглашали на работу молодых выпускников, поддерживали и продвигали их. Вместе со знаниями учеба в хорошем вузе позволяет приобретать умение жить и работать в команде.

КонсультантПлюс: Сейчас в России проходит реформа образования. Вузы переходят на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это внешняя сторона реформы, видимая "невооруженным глазом". Вы же человек, знающий ситуацию изнутри. Расскажите, пожалуйста, в чем суть изменений, как они скажутся на качестве высшего образования и, в конечном счете, на успешности выпускников вузов?

Михаил Абдурахманович: Реформа образования - сегодня очень популярная тема. Сделано много, и уже пора провести мониторинг того, что достигли, определиться с направлением дальнейшего движения. Я не могу согласиться с теми, кто призывает отказаться от всего и вернуться к советскому образованию. Да, оно было вполне хорошим, но меняются времена и условия жизни. Сейчас рыночные отношения, которые диктуют другие требования, в том числе и к образованию.

Когда говорят о реформе образования, в первую очередь имеют в виду ЕГЭ и, соответственно, прием в вузы, а также переход на уровневую, так называемую болонскую систему подготовки специалистов. Я не вижу в этом ничего страшного. Если мы живем в мировом сообществе, если мы вступаем в ВТО, если мы принимаем правила игры, то мы должны играть по этим правилам. Наша задача - обеспечить высокое качество обучения. Здесь же таится и главная опасность. У нас огромное количество вузов и если все они - и государственные, и коммерческие - начнут готовить не только бакалавров, но и магистров, обеспечить качество будет крайне сложно. Потому что, к сожалению, ни кадровый состав преподавателей, ни материально-техническая база, ни наличие учебных лабораторий не позволяют большинству из вузов обеспечить подготовку магистров. Магистр - это совсем другой профессиональный уровень.

КонсультантПлюс: А в чем принципиальное отличие бакалавров от магистров?

Михаил Абдурахманович: Возьмем наш университет. Мы готовим бакалавров экономики, менеджмента, юриспруденции, математики, IT-технологий. Причем подготовка осуществляется "по профилям" профессиональной деятельности. Что это означает? Бакалавры экономики, например, изучают финансы и кредит, налоги и налогообложение, анализ и аудит, мировую экономику. На своем уровне они получают базовые знания и осваивают основы профессиональной деятельности. Они могут спокойно идти в финансовые и банковские учреждения или на любое производство и занять соответствующую должность. Но для того чтобы быть профессионалом в узкой конкретной области, например в сфере банковского менеджмента, или успешно работать на стыке экономики и права, скажем, заниматься правовым обеспечением экономики, знаний, полученных в бакалавриате, недостаточно. Для этого и существует магистратура. В нашем университете можно выбрать любую из более чем 30 магистерских программ.

Магистратура призвана окончательно определить путь развития специалиста, она является основой его профессиональной ориентации. А бакалавриат - это база, позволяющая ему профессионально приступить к работе. Кстати, мировой опыт показывает, что в странах, которые переходят на уровневую подготовку, сначала 70-80 % выпускников бакалавриата идут в магистратуру, но со временем это число сокращается до 25-30%. Поэтому если бакалавр приходит в банк или куда-то еще, то до требуемого профессионального уровня, как это принято на западе, выпускника должен довести собственный учебный центр работодателя.

КонсультантПлюс: А у нас в России сейчас есть такие центры?

Михаил Абдурахманович: Должны быть. На западе это обычное явление. Никого просто так не допустят непосредственно к рабочему месту, даже если он самый лучший выпускник самого лучшего университета. Как только новичок приходит на производство, он должен пройти тестирование, отбор, после чего его направляют в учебный центр, где читаются лекции и проводится профессиональный разбор специально подготовленных кейсов.

КонсультантПлюс: Может ли, например, инженер по специальности поступить к Вам в магистратуру?

Может, если он хорошо изучал микро- и макроэкономику. Еще один экзамен, который он обязательно должен сдать в нашем университете, независимо от того, на какое направление идет, это иностранный язык. Без иностранного языка, каким бы выдающимся специалистом он ни был, сейчас никак нельзя. И в первую очередь, без английского языка. Без него успеха, о котором мы говорили, не будет. Мы находимся в мировой системе, где главенствует английский язык. Бухгалтер, например, который не знает английского языка, имеет весьма ограниченные перспективы профессионального роста, потому что вся терминология, и в первую очередь отчетная, представлена на английском языке. Во многом оттого, что в советское время мало внимания уделяли иностранным языкам, отстают многие наши ученые и научные коллективы. Наши вузы и научные центры не попадают в мировые рейтинги, потому что научная литература публикуется на английском языке, научные работы цитируются в англоязычных изданиях.

КонсультантПлюс: Финансовый университет является одним из крупнейших финансовых вузов России, Ваши выпускники высоко ценятся работодателями. В чем секрет успеха университета? Каковы наиболее важные показатели качества образования, которое дает Ваш университет?

Михаил Абдурахманович: Сегодня 93% выпускников Финуниверситета работают по специальности. У нас есть результаты исследований, подтверждающие эти показатели. Давайте посмотрим материалы по выпуску 2010 года. На начало июня уже работали 78% выпускников. В феврале - 97%. Если уточнить по факультетам, то на "Учете и аудите" 100%, на факультете налогов и налогообложения - 99%. Наименьший результат был на Международном экономическом факультете - 91%. Кстати, на этом факультете был выпуск бакалавров, и все эти "нетрудоустроенные" собирались идти в магистратуру.

Как оценивают наши выпускники уровень своей профессиональной подготовки? 96,5% опрошенных выпускников оценивают теоретические знания, полученные в Финансовом университете, на высоком и очень высоком уровне. Я считаю, что это очень хорошо. Чуть хуже, когда речь идет о практической подготовке, только 71% выпускников оценивают уровень практической подготовки на высоком и очень высоком уровне. Мы это понимаем. Поэтому мы сейчас открываем кафедры совместно с PriceWaterhouseCoopers, KPMG, с Ассоциацией российских банков, с Внешэкономбанком, чтобы еще шире привлекать к преподаванию в университете высококвалифицированных специалистов-практиков. И второе, встречное, направление - мы поставили задачу, чтобы все преподаватели университета обязательно проходили стажировку раз в три года на производстве: в банках, в страховых компаниях.

КонсультантПлюс: А где чаще всего работают ваши выпускники?

Михаил Абдурахманович: Первое место занимают банки. За ними идут консалтинг и аудит. Около 7% идут работать в госструктуры, примерно такое же количество открывают собственный бизнес, работают в лизинговых и туристических компаниях, занимаются строительством и недвижимостью. Примерно 5% работают в сфере страхования и инвестиций, 8% занимаются наукой и преподавательской деятельностью.

КонсультантПлюс: Охотно ли берут ваших выпускников?

Михаил Абдурахманович: К сожалению, даже слишком охотно. Многие ребята начинают работать на третьем, четвертом курсах. И такие студенты начинают воображать, что они уже все знают, начинают пропускать занятия. В конечном счете страдают и студенты, и работодатели. Поэтому мы предполагаем в ближайшее время запретить работать студентам бакалавриата. Пришли учиться - учитесь. Поработать еще успеете.

КонсультантПлюс: Получается, что диплом Финансового университета - своеобразный знак качества специалиста?

Михаил Абдурахманович: Я очень надеюсь на это, но окончательную оценку должны дать сами выпускники и работодатели. Выпускники говорят - да. Из работодателей нам пока тоже никто не сказал: "Вы готовите плохих специалистов". Да и было бы прискорбно, если бы университет при Правительстве Российской Федерации готовил бы плохо. Ведь мы возглавляем учебно-методическое объединение вузов России. Мы говорим: "Делайте как мы, делайте лучше нас". Но мы должны быть всегда впереди. Очень простой принцип.

КонсультантПлюс: Сегодня во всех сферах деятельности широко применяются компьютеры, программные средства. Уверенное владение передовыми информационными технологиями стало своеобразным стандартом качества выпускников вузов. Понимая это, компания "КонсультантПлюс" в рамках своего некоммерческого проекта "Программа информационной поддержки российской науки и образования" уже около 20 лет сотрудничает с вузами России, предоставляя преподавателям и студентам свободный доступ к своим информационным ресурсам.

Как в Финансовом университете готовят студентов к использованию информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности?

Каково Ваше отношение к использованию справочных правовых систем при подготовке юристов, экономистов и специалистов в области управления?

Михаил Абдурахманович: Чтобы ответить на этот вопрос, надо снова вернуться к проблемам, связанным с реформой образования. Реформа будет успешной только в том случае, если мы научим студентов работать самостоятельно. Сегодня у нас основное внимание уделяется аудиторным занятиям, а это не совсем правильно. К сожалению, преподаватель сам не всегда успевает освоить все новое, что ежедневно появляется в науке и в производстве, соответственно, он не может донести это до студентов. Мы должны обеспечить студентов доступом к самой оперативной и достоверной информации - читайте, знакомьтесь, анализируйте, работайте самостоятельно. Задача преподавателя - помочь разобраться в этой информации, быть не ментором, но учителем, наставником, показать направление движения, а не водить студента за руку. Информация в нынешнее время - это, может быть, самое главное. Ваша система - очень удачное подтверждение этому. Почему система КонсультантПлюс необходима в учебном процессе? В ней самая свежая правовая информация, аналитика. Так давайте и предоставим студенту возможность с этой информацией ознакомиться. Пусть поработает самостоятельно в библиотеке, да в конце концов, в сквере на лавочке. Современная техника предоставляет и такую возможность.

Еще раз повторюсь: информация - очень важная вещь. А готовить людей, которые могут работать с ней, заниматься анализом, важно и для нашей сферы. Поэтому мы занимаемся подготовкой IT-специалистов для финансово-банковской сферы, которые смогут работать на стыке техники и экономики. Мы активно рекомендуем использовать правовые программы, и в первую очередь КонсультантПлюс, в учебном процессе на профильных факультетах. Уже много лет мы с вами проводим конкурсы на знание системы КонсультантПлюс и привлекаем к этому другие вузы. Кроме того, наши сотрудники, не только преподаватели, активно используют систему. Что ни спросишь, они сразу ссылаются на КонсультантПлюс. Такого рода помощь и поддержка - это важный элемент подготовки студентов к практической деятельности. Для нас это сотрудничество очень важно.

КонсультантПлюс: Большое спасибо, Михаил Абдурахманович за интересную беседу. Что бы Вы могли пожелать нынешнему студенту?

Михаил Абдурахманович: Я повторю: студент, выйдя из университета, должен продолжать учиться. Как это ни банально звучит, без этого невозможно добиться успеха. Студент, точнее, уже не студент, а специалист, должен всю жизнь самообразовываться, самосовершенствоваться и развиваться.

Документы по теме интервью:

Спорные моменты в получении высшего образования

Некоторые считают, что высшее образование не нужно. Аргументируют это тем, что известные личности (называют фамилии) добились успеха и без высшего образования. Однако это еще ничего не доказывает.

Скажем, что список преуспевающих людей с высшим образованием будет настоящим. Если говорить о финансовой деятельности, то самые блестящие специалисты в области инвестиций имели не просто высшее, а именно высшее экономическое.

Зарубежная статистика предоставила данные, что за границей более 40% бизнесменов не имеют полученного на http://www.ideka.ru/ высшего образования. Соответственно, 60% его получили. У нас же очень маленький процент, в пределах 3% успешных людей не имеют вузовского образования. Такой маленький процент связан с тем, что они «вышку» получили еще в советские времена, когда это было просто необходимо на пути к карьере. Некоторые аналитики предполагают, что нас в скором будущем ждет такая же общемировая практика.

Но нельзя вот так сравнивать две группы случайных людей, где в одной есть высшее образование, а в другой нет. Исследований их финансовых результатов нет. Можно только сравнить зарплаты, потому что на начальном этапе специалисту с высшим образованием платят больше. Но и то это только на начальном этапе.

Положительные стороны высшего образования

Высшее образование — путь к успеху получить хорошую работу. Ведь если идет набор в организацию на конкурсной основе, то кандидатуры без «вышки» сразу отсеиваются. А на некоторые места, типа международных компаний, преимущество имеют кандидатуры, закончившие престижные вузы с хорошим рейтингом. При большом трудовом стаже значимость образования падает. Остаются только опыт и знания.

Бытует мнение, что у человека с высшим образованием шире кругозор, с ним интереснее, он больше знает. Спорный это вопрос. Иногда человек прожил такую насыщенную жизнь, так много повидал, с ним так интересно общаться. И у него нет «вышки». А какой-нибудь топ-менеджер с высшим образованием зациклен на полученной благодаря http://www.ideka.ru/napravleniya-i-spetsialnosti.html своей карьере и сосредоточен только в приобретении собственных благ. Вряд ли он чем-то сможет заинтересовать окружающих.

Поэтому нет универсального рецепта по достижению успеха в своей собственной жизни. Кому-то для достижения высот образование просто необходимо. Для кого-то – напротив, чему есть множество примеров известных людей. Но не стоит забывать, то против них есть в десятки раз больше тех, кто бросил учебу и так и не добился ничего по жизни. Поэтому не нужно считать, что, бросив университет, Вы обязательно станете миллионером.

Уникальность данного классного часа заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.

«Эффект последействия» определяется теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это могут быть новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

6-7 класс

Образование – путь к успеху

Фадеева Елена Анатольевна,

учитель математики

МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган

I квалификационной категории

Классный час для 6-7 классов на тему «Образование – путь к успеху» был представлен в районном конкурсе методических разработок «Мой лучший час общения – 2009».

Содержание урока, форма его проведения способствуют духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров, уважения и толерантности. Содержание классного часа является наглядной основой, на которой базируется дальнейшее развитие самосознания школьника. Занятие способствует формированию нравственных качеств школьника, расширению кругозора учащихся, углубляет их знания, благоприятствует развитию ребёнка как личности, настраивает на дальнейшее успешное развитие.

Уникальность данного классного часа заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.

«Эффект последействия» определяется теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это могут быть новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях.

Цель: Формирование у молодых граждан мотивации к образованию как основному инструменту достижения личного успеха и процветания.

Задачи:

– Осмысление ценностного содержания понятий «успех» и «образование».

– Формирование позитивной личностной позиции учащихся по отношению к категории успеха.

– Размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений на предстоящий учебный год и на будущий год.

– Предъявление позитивного жизненного опыта успешных людей.

– Создание ситуации успеха для всех участников.

– Формирование нравственных ценностей успешного человека.

– Формирование навыков работы в группах.

Планируемые результаты классного часа «Образование – путь к успеху».

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Сейчас во всех классах нашей школы проходят классные часы по одной теме: «Образование – путь к успеху». Мы будем разбираться в вопросе: как добиться успеха, что нужно сделать, чтобы стать успешным человеком.

А сейчас вновь обратимся к теме нашего классного часа. «Образование – путь к успеху». Не секрет, что каждый из нас хотел бы быть успешным человеком. Не случайно мы, поздравляя друг друга с каким-либо праздником, желаем успехов: в учёбе, в творчестве и т.д. Так что же такое успех? Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово успех?

Ключевые слова: образование, активная жизненная позиция, сотрудничество, труд, достижения, творчество, успех.

На доске записаны слова «образование и успех».

Учащиеся высказывают своё мнение, называют ассоциации, в результате чего на доске появляются следующие записи.

Учитель. Что же нужно для того, чтобы добиться успеха? Чтобы осуществились все названные вами составляющие успеха? Попытаемся разобраться. Я буду предлагать вашему вниманию утверждения, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или дать ответ: «Не знаю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаньте, пожалуйста, около таблички со словом ДА. Если не согласны – встаньте рядом с табличкой НЕТ. Если вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, то ваш ответ – НЕ ЗНАЮ.

– Я считаю, что К.С. Станиславский был прав, утверждая: «Каждый день, который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

– Я считаю, что Томас Эдисон, знаменитый изобретатель, был неправ, утверждая: «Я твердо верю в удачу. И я заметил, чем больше я работаю, тем я удачливее». (Я считаю, чтобы добиться успеха, надо много трудиться).

– Я считаю, что путь к успеху начинается с неудач.

– Я считаю, что успешный человек не имеет право на ошибку.

– Я считаю, чтобы добиться успеха, надо с пониманием относиться к другим людям, что поможет сотрудничеству.

– Я считаю, что формула неудачи – пытаться всем угодить.

– Однажды царь Птоломей спросил у Евклида: «Нет ли каких-нибудь способов побыстрей, полегче изучить геометрию?» На что великий математик ответил: «Нет царских путей в геометрию!» Итак, утверждение: нет «царских путей к успеху».

Учитель. Итак, последнее утверждение: «Знания, труд, учёт ошибок, сотрудничество с другими людьми, отстаивание своей точки зрения – всё это образование».

Учащиеся соглашаются с этим утверждением.

Учитель. Какой же вывод мы можем сделать, посмотрев на нашу таблицу? (Таблица: Образование и успех, слайд 4).

Ребята делают вывод: «Чтобы добиться успеха, нужно образование».

Учитель. Конечно, мы назвали не все составляющие образования, которые приводят к успеху, их гораздо больше.

Путь к успеху:

«Почаще оглядывайтесь в прошлое, наслаждайтесь настоящим, мечтайте о будущем».

  1. Имейте мечту
  2. Разработайте план
  3. Поставьте цели
  4. Находите правильные решения, делайте правильный выбор
  5. Делайте правильные выводы
  6. Находите нужные мотивации своих действий
  7. Всё время учитесь
  8. Увлекайте за собой других
  9. Извлекайте уроки из ошибок
  10. Не забывайте про свою индивидуальность
  11. Руководствуйтесь здравым смыслом

Между тем секрет успешных людей вовсе не в их патологической везучести, а в принципиально ином отношении к неудачам: для них любой промах – величайшее благо и побуждение к действию!

Познание причин неуспеха и способов достижения успеха является полезным для более продуктивного прокладывания пути к успеху.

Успешные люди:

Д.А. Медведев – путь к успеху.

М.В. Ломоносов – путь к успеху.

Великая Эдит Пиаф, голос XX века, начинала свой путь уличной бродяжкой, которая зарабатывала деньги, развлекая песнями прохожих. Она родилась на тротуаре, воспитывалась в борделе, десятки раз попадала в катастрофы, чудом оставаясь в живых. От нее отворачивались те, кто потом говорил, что если бы не они, не их вера в нее, она никогда бы не прославилась. Но Эдит жила каждый день так, как будто завтра должна была умереть.

Вупи Голдберг, как и многие голливудские актеры, поначалу была кем угодно, только не актрисой. Убирая мусор на стройке, она верила в себя. А сегодня режиссеры бегают за ней, предлагая миллионные гонорары.

Вывод: Люди с образованием быстрее достигают успеха.

МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

Для достижения успеха необходимо осознать и выполнить следующее:

  1. Вы устали от неуспеха и не хотите больше так жить – действуйте, сейчас же меняйте свою жизнь.
  2. Ключи к успеху – в вашем кармане. Свой успех нужно «выпекать» каждую минуту. Не жалуйтесь на нехватку времени. В ваших сутках столько же часов, сколько у Эйнштейна, Пушкина, Королева...
  3. Реальные цели и активная деятельность – главные двигатели успеха. Удача любит, чтобы ее завоевывали всю жизнь. Позволите себе расслабиться – и она ускользнет от вас. Четко планируйте свои действия и будьте активны.
  4. Да здравствует новый день! Стремитесь к полноценному проживанию каждого дня . Приложите как можно больше усилий, чтобы максимальных результатов добиться уже сегодня.
  5. Вера в успех . Не забывайте заниматься позитивным программированием: «Я твердо знаю, что у меня все получится».
  6. Поиск успеха . Не успех выбирает нас, а мы его. Максимально включайте механизмы творчества.
  7. Зачастую один в поле не воин. Развивайте свои способности к успешному взаимодействию с другими людьми.
  8. Важен не только результат, но и процесс . Учитесь получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности.
  9. Терпение и труд все перетрут. Работайте над собой, а, если не получается, – работайте еще!

ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?

  1. Жить прошлым. Концентрируясь на нем, как на лучшей части своей жизни, человек не оставляет сил и времени на настоящее и будущее и не застрахован от случайностей.
  2. Смотреть на себя как на жертву злой судьбы, рокового стечения обстоятельств.
  3. Считать, что всегда существует одно-единственное правильное решение, единственный выход. Это не дает возможности увидеть новые эффективные решения и добиться успеха.
  4. Заниматься негативным программированием.
  5. Концентрироваться на неприятных аспектах ситуации. Придумывать себе новые проблемы, не позволяющие добиться успеха.
  6. Верить в роковые пророчества.

Чувство успеха и счастья человек испытывает только, когда достигает цели. Стремление к цели – это ключ к счастливой жизни. Человек – существо, которое сориентировано на определенную цель. Состояние счастья – признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он чувствует себя сравнительно счастливым.

Любую цель можно достичь, применяя формулу успеха.

Но какие нравственные ценности выбрать, какое отношение выработать к гимназии, к учёбе, к учителям, к ученикам, к родителям, чтобы стать успешным? Ведь от выбора ценностей зависит стиль жизни человека, его взаимоотношения с людьми.

Учащимся предлагается вымостить дорогу к цели кирпичиками нравственных ценностей: какие нравственные ценности выбирать и какое выработать отношение к родителям, друзьям, гимназии и учёбе. Выводится Кодекс чести гимназиста.

Игры в группах.

Из трёх слов, не связанных между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

  • I вариант: «озеро», «медведь», «карандаш».
  • II вариант: «улица», «книга», «фартук».
  • III вариант: «мяч», «небо», «цветок».
  • IV вариант: «очки», «сумка», «велосипед».
  • V вариант: «каникулы», «друзья», «веселье».

При этом в каждом предложении разрешается использовать не все 3 заданных слова, а 2.

Даны два слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы – результат анализа существенных признаков.

  • «тарелка», «лодка».
  • «дерево», «дом».
  • «солнце», «рубашка».
  • «самолет», «ложка».
  • «компьютер», «телефон».

Необходимо назвать как можно больше способов его применения.

Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, надо обязательно сформулировать обоснование способа применения.

«книга»

«автомобиль»

«помидор»

«дождь»

«дерево»

Задается несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль должна быть передана другими словами.

«Нынешнее лето будет теплым».

«Девочка гуляет по улице».

«Я прочитал интересную книгу».

«Ракета улетела далеко от Земли».

«Друзья купили сотовый телефон».

Заключение. Выводы детей.