Виды красноречия

Русский язык и культура речи: курс лекций

Лекция 1 Риторика. Роды и виды риторики

Риторика. Роды и виды риторики

1. Риторика как наука и как искусство.

2. Из истории риторики.

3. Роды и виды риторики.

«Товарищи! Я сейчас из камеры народного судьи! Разбиралось необычное дело: дети убили свою мать. В свое оправдание убийцы сказали, что мамаша была большая дрянь. Но дело в том, что мать все-таки была поэзия, а детки – имажинисты». Так начал одно из своих блестящих выступлений В.В. Маяковский – не только большой поэт, но и талантливый оратор, он мастерски владел словом и виртуозно – голосом. Маяковский умел держать зал в напряжении, мог заставить негодовать, восхищаться, смеяться. Его выступления – не скучный утомительный доклад о поэзии, а зажигательная речь, искрометная беседа, живой диалог. Публика ценила это, поэтому мест в зале всегда не хватало.

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, – одним словом, красиво», – утверждал великий оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское (лат.) искусство. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское слово «красноречие».

Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня – обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, – это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика – это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Так красноречие становилось необходимостью.

Появляются платные учителя-софисты (греч. мудрец), обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь и порицать, и восхвалять.

Против софистов выступал древнегреческий философ и оратор Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.). Для Сократа истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Он утверждал, что, прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. Он указывал, как должна быть построена речь: на первом плане – вступление, затем следуют изложение, доказательства и выводы.

Эти мысли Сократа были развиты его учеником Платоном (ок. 427–347 гг. до н. э.) в работах «Софист», «Федр» и др.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил свои мысли о красноречии в «Риторике», состоящей из 3-х книг. Он много внимания уделял стилю. Требования Аристотеля к стилю: ясность, доступность, изящество, благородство.

Ораторы так ценились, что знаменитый историк Плутарх составил жизнеописания великих ораторов древности. Например, Демосфен, рассказывает он, сделал себе специальное помещение, куда каждый день спускался укреплять голос и отрабатывать приемы. Иногда он по три месяца не выходил оттуда. Для этого нарочно он выбривал полголовы. Невнятный шепелявый выговор Демосфен старался исправить, набрав в рот камешков, голос укреплял, разговаривая на бегу или поднимаясь в гору. Жесты отрабатывал перед большим зеркалом. Так он стал знаменитым оратором и доказал, что ораторами не рождаются, а становятся.

Культуру Древней Греции воспринял Рим. Расцвет римского красноречия приходится на I век н. э. Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Тулий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). Он ставил перед оратором следующие задачи: доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов, доставить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести.

В средние века ораторами становились, как правило, деятели церкви. Постепенно начинается закат риторики. Расцвет ее отмечался лишь в периоды европейских революций.

На Руси красноречие почиталось и использовалось русскими князьями, священниками, торговым людом. До наших дней дошли прекрасные образцы устной и письменной публичной речи в таких произведениях древнерусского искусства, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, переписка Ивана Грозного с князем Курбским, в страстных монологах Максима Грека.

Первым автором русской риторики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. в 1626 г.). В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение. Первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определял риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию. Известны интересные труды И.С. Рижского, Н.В. Кошанского, М.М. Сперанского и др.

Характерной особенностью русской риторики было деление на общую и частную. Общая изучает законы, присущие всем произведениям, частная занимается исследованиями особенностей каждого рода произведений.

Во второй половине XIX в. начинается упадок риторики и в России. В этот период известно судебное красноречие. Всеобщий интерес вызывали выступления таких юристов, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

После Октября 1917 г. делается попытка возродить риторику. Революцию надо было защищать не только оружием в бою, но и словом. Блестящими ораторами были Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, A.B. Луначарский. В дальнейшем, кроме пропагандистских и лекционных форм, ораторское искусство не получает развития, сводясь к отчетным докладам на съездах и всевозможных совещаниях.

Вновь интерес к публичной речи, к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы двадцатого столетия. Многопартийная система, предпринимательская деятельность, необходимость выступлений в парламенте привели к возникновению неориторики. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать случаи обмана или манипулирования. Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации интересов говорящего и слушающего.

Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

В зависимости от целевой установки выделяют следующие типы речи: развлекательную, информационную, убеждающую, призывающую, воодушевляющую.

Социально-политическая речь в России была развита слабо. Известны речи полководца A.B. Суворова, революционера М.А. Бакунина, политика П.А. Столыпина и др.

Расцвет социально-политической речи начался в период демократических преобразований в 80–90 гг. XX столетия, в период споров о судьбе России.

Ее особенности – актуальность, убедительность, полемичность, страстность. К социально-политическому красноречию относятся выступления на политические, этико-нравственные темы. Самый распространенный вид – доклад. Он строится по определенной схеме: во вступлении дается обзор темы, краткая характеристика проблемы, предлагаются вопросы для обсуждения. Основная часть освещает вопрос глубоко и полно, анализирует, называет просчеты и отмечает достижения, заключение подытоживает, подводит к перспективам, намечает возможные пути для реализации проектов и решений.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей.

К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном – вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача – научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого – В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса – законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить – составляющие судебной речи. Особенности судебной речи – знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако.

«Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем».

Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

«В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы».

Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам. Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла Туровского – XII в., Тихона Задонского – XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена – XX в. и др.

Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Духовное красноречие изучает специальная наука – гомилетика.

Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.

1. Риторика и ее задачи в настоящее время.

2. Подобрать или самостоятельно подготовить примеры, относящиеся к различным видам и родам красноречия.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Роды в могиле Само человеколюбие требует, чтобы каждый достоверный случай преждевременного погребения тела постигнутых мнимой смертью был известен публике. Эти печальные истории невольно возбуждают осмотрительность сельских жителей и могут предупредить ужасные

Из книги Женщины Викторианской Англии. От идеала до порока автора Коути Кэтрин

автора Петров Владислав

Роды из ног Тут хочется сделать отступление и пропеть оду обыкновенной человеческой ноге. Если бы человек ползал наподобие змеи и, следовательно, обходился без ног, многие народы просто не появились бы на свет и человеческое разнообразие не было бы столь ярким.Выше уже

Из книги Древняя история секса в мифах и легендах автора Петров Владислав

Роды из рук и других частей тела Пора, однако, отдав должное ногам, перейти к другим частям тела. Им тоже есть чем похвалиться по части деторождения. Например, первая женщина индейцев кандоши рожала буквально отовсюду, и число ее детей, по свидетельству мифа, не поддается

Из книги Статьи по семиотике культуры и искусства автора Лотман Юрий Михайлович

Театральный язык и живопись(К проблеме иконической риторики) Связь феномена искусства с удвоением реальности неоднократно отмечалась эстетикой. В этом отношении античные легенды о рождении рифмы из эха, рисунка из обведенной тени исполнены глубокого смысла.

Из книги Учебник риторики автора Леммерман Хайнц

Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями Перевод с немецкого С.Т.Бугло Содержание Предисловие к первому изданию (1962) Предисловие к переработанному изданию (1986)1. Вводные упражнения - вводные положения1.1 Вводные упражнения1.1.1 Дыхание1.1.2 Речь Диалект1.1.3

Из книги Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского автора Фрейлих Семён Израилевич

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Довременные роды Выросла! - ворчу, и опять горечь и ярость, уже застарелая и въевшаяся, начинает приливать - На вон, - почитай, что Розанов о росте семени, ребеночка и человека написал «В утробной жизни своей младенец, проживая в земных измерениях девять месяцев, в

автора Трофимова Галина Константиновна

Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности План1. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения.2. Алгоритм чтения при запоминании текста. Недостатки чтения и их исправление.3. Слушание как вид речевой деятельности. Правила эффективного

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна



Лекция 2 Виды научных текстов. Их характеристики и оформление План1. Композиция научных текстов.2. Тезисы, аннотация, рецензия.3. Конспект, реферат.В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, которые пишут студенты; монографии, изучение

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль План1. Нормы документа (текстовые и языковые).2. Речевой этикет документа.3. Язык и стиль частных документов.4. Язык и стиль служебной документации.В настоящее время

Из книги Антропология революции автора Коллектив авторов

Из книги Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности автора Автор неизвестен

Глава 5 Авторский элективный курс «Основы риторики, или Учимся выступать публично» Миронова Е. В 5.1. Пояснительная записка Программа курса «Основы риторики, или Учимся выступать публично» рассчитана на учащихся 10 классов. Цель данного курса – послужить своеобразным

Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

2.3. Риторика библиотекаря Профессия библиотекаря, как и профессия педагога, журналиста, артиста, требует искусства владения речью. В умении профессионально рекомендовать книги, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию библиотекарь не может опираться лишь

Из книги Последнее целование. Человек как традиция автора Кутырев Владимир Александрович

3. Риторика Но все-таки в философско-гуманитарной литературе нет концепций, обобщающих пост(транс)современные тенденции развития нашей цивилизации до универсальной модели мира. Типа атомизма, платонизма, кантианства, структурно-лингвистической парадигмы.

Умение грамотно и доходчиво изложить свои мысли ценилось во все времена и у всех народов. Особенно известен пример искусства красноречия римского оратора Цицерона – его речи против сицилийского наместника, направленные на обличение всей когорты зарвавшихся властителей до сих пор изучают в юридических ВУЗах. А вообще ораторское искусство, которое у нас получило название «красноречие», зародилось еще в Древней Греции. С тех пор приемы постоянно риторики обновляются, появляются новые сферы коммуникации и соответствующие виды красноречия, о которых стоит поговорить подробнее.

Виды красноречия

Каждое публичное выступление имеет свою собственную цель и происходит в разных ситуациях. Поэтому вполне логично, что каждому из типов жизненных случаев соответствуют свои виды красноречия.

  1. Социально-политический. Сюда относятся доклады на политические и экономические темы, митинговые речи, политические обзоры. При составлении такого рода речи нужно делать ставку на факты, точные показатели и данные, актуальные социальные проблемы.
  2. Академический или научный. Включает в себя различные научные доклады, обзоры, лекции и обзоры. Характерной чертой этого вида является высокий уровень научности выступления, эмоциональность, яркость, наглядность и доступность изложения.
  3. Судебный. Это речи адвокатов и обвинителей в суде, а также защитные речи обвиняемых. Главной целью таких выступлений служит формирование у суда определенных нравственных позиций у суда, на основании которых и будет выноситься приговор.
  4. Социально-бытовой. К этому виду относят поздравления, соболезнования, «светское щебетание». Здесь стиль речи легкий доступный, нередко использование различных речевых клише.
  5. Богословско-духовный (церковный). В этот раздел входят проповеди и речи на соборах. Особенностью является наличие воспитательного элемента и обращения к внутреннему миру человека.
  6. Дипломатический. Здесь подразумевается строгое соблюдение дипломатического этикета, выполнение строгих норм при личном общении и переписке.
  7. Военный. Сюда включают боевые призывы, приказы, а также устав, радиосвязь и военные мемуары.
  8. Педагогический. Этот вид красноречия состоит из объяснений учителя, речей учеников и их письменных сочинений.
  9. Диалоги с самим собой. Здесь подразумевается внутренняя речь, подготовка к выступлению, размышления, воспоминания и репетиции.

На данный момент это все виды красноречия, но по мере развития сфер общения будут выделяться все новые и новые. К примеру, сейчас переписка в социальных сетях, чатах и форумах интернет-ресурсов уже претендует на отдельный раздел риторики.

Как научиться красноречию?

Хорошо древним грекам, их юношей учили риторике, а вот нам науку красноречия приходится постигать самостоятельно. Нет, конечно, бывают люди, у которых «язык хорошо подвешен», но большинство из нас испытывают затруднения с публичными выступлениями. Чтобы исправить эту ситуацию и улучшить качество ежедневного общения, необходимо приложить серьезные усилия.

Но как научиться блистать красноречием, что конкретно нужно делать? У этой проблемы есть 2 решения – отправиться на курсы или тренинг, где профессионалы возьмут ваше обучение в свои руки, или попробовать самой освоить эту непростую науку. Если второй вариант для вас предпочтительнее, то стоит соблюдать следующие правила при подготовке к выступлению.

Помните, риторика – это не только умение излагать свои мысли, но и способность делать их понятными для публики. То есть вам нужно научиться заражать аудиторию своими идеями. Для этого вам потребуется поставленный голос и развитая мимика, чтобы с их помощью вы могли делать подачу текста эмоциональной, а значит, более близкой для публики.

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. "Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво", - утверждал великий оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия" добавлял: "Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий".

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское ( лат) искусство . Его синонимами являются греческое слово "риторика " и русское слово "красноречие ".

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, - это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика - это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика - это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

1. Виды красноречия

Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном - - вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное красноречие - род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого - В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса - законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить - составляющие судебной речи. Особенности судебной речи - знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако.

"Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем".

Социально-бытовая речьсамая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

"В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы".

Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам. Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла Туровского - XII в., Тихона Задонского - XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена - XX в. и др.

Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Духовное красноречие изучает специальная наука - гомилетика.

Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.

2. Подготовка к выступлению

Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Таким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

сбор материала,

отбор материала и его организация,

обдумывание материала,

подготовка тезисов или плана,

стилистическое оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап - это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель - информировать слушателя, в другом - заставить слушателя переживать, в третьем - принять позицию автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать.

Заключение

Вряд ли нужно доказывать, что все виды красноречия нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок. Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.

Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.

Возможно, в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания - гостеприимства, туризма…

Список литературы

1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов - н/Д, 1996.

3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

Приложение






Школа Юрия Окунева

Жанры академического красноречия

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Вы хотите стать успешным оратором? Тогда вам необходимо знать жанры академического красноречия. Какой вид речи уместен в той или иной ситуации – об этом сегодняшняя статья.

Согласитесь, наше общение с друзьями, с родными и близкими и манера разговаривать на работе с коллегами и старшими по рангу, будут в корне отличаться. Торжественная речь на банкете совсем не похожа на лекцию в университете. Адвокат во время суда не будет выдвигать обвинений против своего подчиненного, его цель – защитительная речь.

В каждом частном случае общение будет строиться по-разному в соответствии с правилами определенного жанра ораторского выступления.

Ораторский жанр – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи ораторского выступления; исторически сложившийся тип риторического произведения.

Теория Бахтина

Впервые разделение жанров красноречия на простые первичные и сложные вторичные было предложено советским ученым М.М. Бахтиным. К первичным жанрам он отнес способы общения, которыми мы пользуемся в быту:

  • Совет;
  • Замечание;
  • Спор;
  • Пересказ;
  • Просьба.

На основе первичных жанров создаются вторичные устные: доклад, совещание, митинг, поздравительная речь, а также вторичные письменные: роман, пьеса, научное эссе, декларация, мемуары.

Вторичные жанры возникают в условиях высокой культуры речи и требуют от оратора предварительной подготовки, соблюдения условностей.

Высказывание – двигатель оратора

За стандартную единицу ученый предложил взять высказывание. Бахтин дал определение ораторскому жанру, как «устойчивому типу высказывания, выработанному определенной сферой использования языка».

Ораторская речь строится на высказываниях. Каждая реплика оратора должна предвосхищать реакцию аудитории и быть сообразной интересам и настроению слушателей.

Контекст высказывания образуется, исходя из:

  1. Общего для участников пространства (помещение);
  2. Общего для собеседников круга знаний;
  3. Общей критической оценки.

Более подробную информацию о теории Бахтина сможете найти в книге В.В. Дементьева «Теория речевых жанров» .

Система Аристотеля

Виды публичных выступлений принято классифицировать по цели, которую хочет достичь оратор. Такое разделение пришло к нам из античности, древнегреческий основоположник риторики Аристотель публичные выступления делил на совещательные (информационные), судебные, эпидейктические.

Виды выступлений по Аристотелю:

  • Информационное – передача слушателю новой информации о явлениях, событиях и предметах. Цель : пробудить любознательность, расширить кругозор. Для такого выступления подбирается интересный и актуальный материал с учетом особенностей публики. Факты, излагаемые в речи, ни в коем случае не должны быть спорными. Оратор должен излагать все четко и последовательно. Жанры : представление, консультация, инструкция, доклад, реферат.

  • Эпидектическое (вдохновляющее) – направлено на формирование у слушателя определенной эмоции, обычно произносится по случаю. Цель : 1) создание эмоционального настроя; 2) формирование отношения к событию или вещи. Учитываются наклонности слушателя, выступающий делает упор на те вещи, которые являются ценными в понимании аудитории. Требуется найти точную интонацию, не переигрывать, быть достаточно искренним. Жанры : торжественная речь, назидание, напутствие, порицание, вступительное слово.
  • Аргументирующее (судебное) – убеждающие, воодушевляющие или провоцирующие речи. Цель : сформировать у публики определенное отношение к предмету выступления, доказать точку зрения. Оратор убеждает в чем-то, приводя логические доводы, либо призывает к действию, либо воодушевляет, затрагивая моральные и эстетические ценности. Недопустимо открытое давление оратора, выступающий должен с первых слов расположить к себе. Инструменты оратора : объективность, логика, аргументы. Жанры : проповедь, опровержение, агитационная речь, обвинение, реклама, прения.

В современной риторике используются также понятия императивной (волеизъявление) речи и этикетной (условность, традиция).

Классификация по форме

В наше время виды публичных выступлений делят по форме следующим образом:

  • Доклад – развернутое сообщение на тему научного открытия, политической или производственной проблемы. В докладе даются оценки, проводится анализ проблемы, детально разбираются вопросы. Длительность от 10 мин до 2-3 час.
  • Сообщение – краткое выступление по выбранному вопросу, содержащее конкретную исчерпывающую информацию, факты, примеры. По времени занимает не более 10 мин.
  • Выступление – очень короткое, не более 5 мин, сообщение, разъясняющее детали при обсуждении какого-нибудь вопроса. Обычно темы распределяются между несколькими выступающими, подготовка проводится заранее. Иногда тема выступления намечается по ходу процесса.

  • Лекция – развернутое изложение темы с подробным объяснением всех научных терминов и понятий. Лекция бывает научной или научно-популярной, проводится специалистом в этой области. Длительность 20-90 мин.
  • Беседа – продолжительный диалог с аудиторией. Оратор чередует монологи с вопросами к залу, комментирует ответы слушателей, проводит разъяснения. Обычно беседы проходят в небольших залах, количество слушающих – не более 25-30 человек.

Классификация по сфере деятельности

Если помните, в статье мы говорили, что красноречие бывает политическим, академическим, социальным, судебным и религиозным. То есть, существует классификация в зависимости от профессий.

Сейчас мы кратко попробуем пробежаться по перечню жанров, представляющих каждый из этих видов.

Социально политическое красноречие

Это выступление, обозначенное резкими контурами и яркими контрастами: черное и белое, хорошо или плохо, истина и ложь; посвящено проблеме политического или экономического характера.

При этом оратор занимает четкую позицию, упрощает сложные или спорные моменты, стремится манипулировать сознанием аудитории. Для политической речи характерно использование лозунгов и цитирования.

Политический доклад посвящен злободневной теме нравственного или политического характера, в нем ставятся заранее сформулированные задачи. Отчетный доклад служит для отчета уполномоченного лица перед собранием о проведенной деятельности.

Жанр слово используется в прениях и дискуссиях при обсуждении определенного вопроса. Политическое обозрение служит для комментирования текущих событий политики и социальной сферы. В дипломатической речи официальное лицо выступает от имени государства в переговорах.

Судебная речь

Целью судебного красноречия является оказание воздействия на формирование решения суда. Особенности этого вида – логичность и аргументированность каждого утверждения. Оратор не столько убеждает, сколько приводит доказательную базу («доказать – не значит убедить»).

Русское судебное красноречие получило широкую известность во всем мире со второй половины XIX века благодаря юристам А.И. Урусову, А.Ф. Кони, Н.П. Карабчевскому, Ф.Н. Плевако. Характеризует отечественную школу ораторского мастерства спокойствие и величественность речей, красота и просторность слога.

Русская судебная речь формировалась на основе школы французских ораторов – точность и выразительность мысли, хорошая аргументированность присутствуют в каждой речи. Судебное красноречие часто несет в себе психологические и нравственно-воспитательные моменты.

Жанры судебного красноречия – обвинительная речь, защитительная и самозащитительная речи.

Академическое красноречие

Определяется умением оратора мыслить вслух, разматывать перед аудиторией ниточку рассуждений. Академическое выступление характеризуют позитивная направленность, ясность и лаконичность изложения, присутствие диалога.

Вершина мастерства выступающего – способность объяснить научные и абстрактные понятия простым и доступным языком, не унижая ценность самой темы. К жанрам академического красноречия относятся лекция, доклад, сообщение, конференция.

Религиозная речь

Подразумевает наличие религиозно настроенной аудитории и выступающего, имеющего разрешение духовенства на проведение проповедей. Богословско церковное красноречие исторически складывалось как умение объяснить смысл священного писания.

Позже в церковной речи появился жанр проповеди как назидательной речи, обращенной священником к прихожанам, где рассматриваются нравственные ценности с точки зрения веры.

Утверждения оратора, чаще всего опираются на цитаты или сюжеты из священных писаний, которые априори считаются истиной и не подлежат проверке. В некоторых случаях богословские речи могут пренебрегать логикой или не соответствовать представлениям современной науки.

В жанре молитва верующие обращаются к Богу с целью попросить, поблагодарить или воздать хвалу.

Социально бытовое красноречие

Представляет сложившиеся обычаи, явления быта, культурные традиции. Речь произносится по случаю праздника или события, отражая в себе социальные связи. Цель выступления – создать эмоциональный фон, поддержать контакт.

Юбилейной и похвальной речам соответствуют торжественность и элемент подведения итогов. Застольная речь (тост) подчеркивает дружественные отношения. Часто используется на деловых и дипломатических мероприятиях и тогда она произносится по канонам политической речи.

Поминальная речь передает чувство скорби, несет в себе оценочный характер (говорить о лучших качествах усопшего).

Выводы

При всем многообразии жанров ораторского искусства прослеживается их зависимость от места, цели и профессиональной деятельности оратора. Хорошая речь подобна архитектурному произведению – она должна быть создана по правилам жанра и доставлять эстетическое удовольствие, быть отточенной.

Кстати, об отточенности. Нет языка – нет оратора. Первоклассный мастер слова должен безупречно владеть техникой речи и средствами выразительности.

На сегодня все. Если статья оказалась полезной, поделитесь ею с друзьями, нажав кнопочку. Подписывайтесь на обновления блога.

Основные роды, виды и жанры красноречия

Основоположник античной риторической науки Аристотель выделял три основных рода (типа) скажи: судебные, совещательные и похвальные (эпидейктическом). Это означало, что в то время риторическая практика уже накопила достаточный опыт для дифференциации и классификации речей и систематизации средств достижения заданного эффекта от них. Учение о трех родах речей в риторике Цицерона несколько отличается от аристотелевской учения, который учение о трех родах речей развил в три вида риторики.

В Цицерона учение о трех родах речей - это те судебные, совещательные и похвальные речи, определенные ранее Аристотелем, и одновременно это еще и три рода речей, выделены не по сфере и целью

(осуждение, польза, слава), а по качеству речей, языковым материалом, то есть по той основой, на которой позже сформировалось учение о трех экспрессивные стили: высокий, низкий и средний (умеренный). Цицерон начинает разговор об этом так: "Речь бывает трех родов", и выделяет ораторов, которые имели "величественную важность мыслей и великолепие слов", "способны и готовы волновать и пленить души", достигали этого речью "гладкой, стройной и завершенной". Другие ораторы достигали цели "речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незаокругленою". А между ними - "средний и вроде умеренный род речей", смежный с обоими, "течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности: разве что-то вплетет, как в венок, несколько бутонов..."].

Каждый род речей имеет свою достаточно общую, но отдельного цель. Такой целью для совещательных речей польза или вред для судебных - обвинительный или оправдательный, для похвальных - похвала или осуждение, поругания.

Совещательные речи можно считать самой распространенной, ежедневной многословие. В таких речах люди дают другим советы, предложения, оценки, склоняют к своим мыслям, побуждают к определенным действиям, поступкам или, наоборот, предостерегают от нежелательных мыслей, вредных действий, недостойных поступков. Это выступления перед коллективом, обществом, общительными собраниями, друзьями, соседями и т.

Основное, чем должны руководствоваться в совещательных речах ораторы, - это ориентация слушателей на достижение пользы, добра, блага. Аристотель считал, что целью совещательной речи польза, добро, благо. Благом является то, что соответствует указаниям разума, к чему стремимся. Для человека благом является то, на что указывает его разум в каждом отдельном случае. Наличие блага делает человека спокойным и самодовольной, "оно есть нечто самодостаточное".

Благом является ощущение счастья. Человек испытывает счастье, когда обладает благами. А блага - это и благотворительности души: щедрость, справедливость, мужество, умеренность, великодушие, так сказать, духовные блага и добродетели тела: здоровье, красота, сила, и такие качества, как память, ум, смекалку. Эти блага порождают другие блага: славу, уважение, удачу. Сама жизнь является благом. Оратор имеет своим красноречием способствовать ему, отвлекая людей от плохого.

Судебные речи - это обвинительные или оправдательные речи истцов, самозащитные выступления ответчиков, прокурорские обвинения, адвокатские защитные речи, выступления судей, свидетелей, общественных представителей, присяжных и т.

Судебные речи характеризуются четкой формулировкой цели, убедительной аргументацией, знанием дела и ситуации, умением находить аналогичные примеры, искать малейшие зацепки, увеличивать или уменьшать какой-то факт, предвидеть развитие событий, красноречием трогательно влиять на судебную власть. Источники свидетельствуют, что риторика началась именно с судебного красноречия в V в. до н. е. в Древней Греции и Риме (в частности, в демократическом государстве Афины), накопила большой опыт, вытворилась в науку на защиту закона, справедливости, демократии и гуманизма.

Судебное красноречие сформировало такие традиционные виды речей, каждая из которых имеет свою этическую рамку и специфические языковые формулы: обвинительная (прокурорская речь) защитная (адвокатская речь) самозащитная речь; речь общественного обвиняемая; речь общественного защитника; судебная речь.