Турецкая бухта где состоялось сражение в 1770. Чесменский бой (1770)

7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770г.)

7 июля - день воинской славы России.
ЧЕСМЕНСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1770 г. - сражение во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Сражение произошло 24-26 июня (5-7 июля)1770 г. в бухте Чесма (Чешме) в Хиосском проливе Эгейского моря.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., по предложению А.Г. Орлова , часть кораблей Балтийского флота была направлена в Средиземное и Эгейское моря, чтобы там нанести туркам неожиданный удар и отвлечь их силы с Черного моря. Благодаря мужеству русских моряков этот план оказался удачным.

Две балтийские эскадры под командованием адмиралов Г.А. Спиридова и Д. Эльфинстона в разное время вышли в поход, и затем соединились под общим командованием графа А.Г. Орлова у о-ва Цериго в греческом Архипелаге.

Русский флот насчитывал 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов и 820 орудий. Ему противостояли главные силы турецкого флота, который господствовал в Эгейском море и заметно превосходил русские эскадры как по числу кораблей (16 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 малых судов), так и по их вооружению. Всего на турецких кораблях было 1430 орудий - на 610 больше, чем на русских.

24 июня (5 июля) 1770 г. , обнаружив турецкий флот в Хиосском проливе, в полумиле от анатолийского берега, русские на всех парусах атаковали неприятельские корабли, выстроившиеся в две линии. Во время боя противники сошлись на дистанцию в 50-70 м, на которой артиллеристы без промаха могли расстреливать противника. Командовавший турецким флотом Ибрагим Хасан-Эддин во время сражения находился на наблюдательном пункте на берегу. Его обязанности выполнял алжирский адмирал Хасан-бей Джезаирли, находившийся на флагманском корабле "Реал-Мустафа". Именно его и атаковал адмирал Г.А. Спиридов , командовавший русским авангардом. Он держал флаг на линейном корабле "Евстафий". В ходе боя оба корабля сблизились настолько, что их экипажи вступили в абордажную схватку.

После того как "Реал-Мустафа" загорелся, Спиридов и генерал Ф.Г. Орлов, находившийся с ним на одном корабле, перешли на пакетбот "Почтальон". Спустя несколько минут подгоревшая грот-мачта турецкого корабля рухнула на "Евстафий".

Попавшие в пороховой погреб искры вызвали взрыв, от которого погибли оба корабля.
Из 625 человек экипажа на русском корабле спаслось лишь 70 человек.

Устрашенные произошедшей катастрофой, турецкие корабли стали выходить из боя и отступать к югу, в Чесменскую бухту.

Русская эскадра не преследовала неприятеля и лишь к утру 25 июня 1770 г. блокировала турецкий флот в этой глубокой бухте, прикрытой со стороны моря сильной береговой батареей. В ночь на 26 июня 1770 г., корабли Орлова и Спиридова, начали обстрел окруженного флота зажигательными снарядами. Один за другим загорелись и взорвались два турецких линейных корабля.

Тогда, по особо оговоренному сигналу (3 выпущенные с флагманского корабля ракеты), четыре русских брандера (небольшие шхуны, загруженные бочками с порохом и смолой) двинулись к неприятельскому флоту, находившемуся в глубине Чесменской бухты.
Три из них не достигли своей цели - один перехватили турецкие галеры, другой сел на мель, третий экипаж преждевременно его бросил, и он прошел мимо вражеских кораблей. Лишь брандер лейтенанта Д. Ильина вплотную подошел к борту турецкого корабля и был подожжен вместе с ним. От начавшегося пожара загорелся весь неприятельский флот.

Экипажи горящих судов , прекратив сопротивление, в панике бросали свои корабли и бежали в глубь побережья. Победа русских была полной. Им удалось даже спасти некоторые из брошенных турецких кораблей. Русские моряки вывели из огня линейный корабль "Родос" и 5 галер, ставшие боевым трофеем.

Потери с турецкой стороны оцениваются приблизительно. Считается, что только погибшими турецкий флот потерял 10-11 тыс. человек.

Таким образом, Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, на который возлагалось много надежд.

Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президент Адмиралтейств-коллегий писал: «…Честь Всероссийскому флоту! 25 на 26 неприятельский военный флот… атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге… господствующими».

Героями Чесмы стали адмирал Спиридов , по планам и под руководством которого русский флот одержал выдающуюся победу, младший флагман С. К. Грейг, произведенный после сражения в контр-адмиралы, командиры кораблей: капитаны I ранга Круз («Евстафий»), Клокачев («Европа»), Хметевский («Три Святителя»), лейтенант Ильин (командир брандера) и многие другие, удостоенные высоких наград.

Чесменское сражение представляет собой ярчайший пример уничтожения неприятельского флота в расположении его базы.

Победа русского флота над вдвое превосходящими силами противника была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в то время в западноевропейских флотах. По инициативе адмирала были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил противника и ведение боя на предельно короткой дистанции.

Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны.
Благодаря этой победе русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

В память о Чесменской победе была выбита медаль , которой награждались все участники сражения.

Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи - Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, давший ему право на потомственное русское дворянство.

В честь этой победы в 1775 году в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, а в 1778 году в Царском Селе - Чесменская колонна .

В Петербурге в 1774–1777 годах был построен Чесменский дворец , а в 1777–1778 годах - Чесменская церковь .

Имя «Чесма» в Российском флоте носили броненосец и линейный корабль.

В честь лейтенанта Ильина были названы линейный крейсер и эсминец.

Во второй половине XVIII века противостояние России и Османской империи достигло своего апогея. Набиравшая силу Российская империя, при Петре I закрепившаяся на Балтике, стремилась выйти и на берега Чёрного моря, что категорически не устраивало южного соседа, за несколько столетий привыкшего к своему исключительному положению в регионе.

В 1768 году противостояние переросло в войну, которая продемонстрировала, что русская армия в сухопутных сражениях значительно превосходит своего противника.

Однако главной опорой Османской империи был большой военный флот, которому Россия на Черном море могла противопоставить лишь малочисленную Азовскую эскадру.

И тогда возник план противопоставить туркам куда более боеспособный Балтийский флот, отправив его в экспедицию к берегам Эгейского моря.

Нужно сказать, что императрице Екатерине Великой , в чьё правление борьба с турками стала главным приоритетом внешней политики России, пришлось восстанавливать флот на Балтике практически с нуля. Созданный Петром I Балтийский флот за полвека пришел в негодность, ибо преемники создателя Российской империи, вплоть до Екатерины II, не придавали ему большого значения.

В начале 1768 года, когда война ещё не была начата официально, но стала совершенно неизбежной, граф Григорий Орлов предложил императрице идею: отправить эскадру в Эгейское море и с её помощью поднять православные народы, находящиеся под гнётом османов, на восстание, что позволит оттянуть силы неприятеля от черноморского региона.

В январе 1769 года идея была оформлена в «Манифест к славянским народам Балканского полуострова», в котором русская императрица сулила военную помощь и поддержку православным братьям.

Общее руководство Морейской экспедицией было поручено брату фаворита императрицы Алексею Орлову , который, по некоторым данным, и был реальным автором данного плана.

Командование первой эскадрой экспедиции в составе 7 линейных кораблей, 1 бомбардирского корабля, 1 фрегата и 9 вспомогательных судов было поручено адмиралу Григорию Андреевичу Спиридову , который 6 августа 1769 года повёл корабли к цели.

33 несчастья

Сказать, что поход начался неудачно, — значит не сказать ничего. Через две недели самый мощный корабль эскадры «Святослав» из-за течи вынужден был лечь на обратный курс. Затем фок-мачту (переднюю мачту) потерял «Святой Евстафий». К моменту прибытия в Копенгаген, помимо поломок, на судах началась эпидемия, выкосившая 300 человек, из которых более 50 скончались. Спиридов взамен нанял несколько сотен датских моряков. Кроме того, вместо «Святослава» адмирал присоединил к своей эскадре линейный корабль «Ростислав», шедший из Архангельска на Балтику.

Потери людей из-за болезней и кораблей из-за поломок продолжались. В итоге до Гибралтара в середине ноября 1769 года добрался только один корабль — тот самый потерявший мачту «Святой Евстафий».

С грехом пополам к месту сбора подошли ещё несколько кораблей, в итоге эскадру в районе предполагаемых боевых действий составили семь судов: четыре линейных корабля, фрегат и два пинка.

Пожалуй, французы или англичане на этом бы остановились, но речь-то идёт о русских. Поэтому эскадра храбро добралась до берегов Греции, где и планировалось начать боевые действия.

Османский флот мог без проблем покончить с русской эскадрой, но турецкие лазутчики, похоже, даже не поняли, что вот этот плавающий табор и есть грозный военно-морской флот России.

А русские, ничуть не комплексуя по поводу внешнего вида, приступили к десантным операциям при поддержке восставших греков, захватив несколько городов, в том числе мощную крепость Наварин.

А в мае 1770 года на помощь Орлову и Спиридову прибыла вторая эскадра в составе четырёх кораблей и двух фрегатов под командованием контр-адмирала Джона Эльфинстона .

Путь второй эскадры мало чем отличался от пути первой — потерянные корабли, больные матросы, срочно нанятая замена, которую, правда, составили не датчане, а англичане.

В итоге к моменту встречи с флотом Османской империи объединённая эскадра имела в своём составе 9 линейных кораблей различной вооружённости, бомбардирский корабль, 3 фрегата и несколько малых судов, игравших вспомогательные роли. Общее число русско-датско-английских экипажей составляло около 6500 человек.

На абордаж!

24 июня (5 июля по новому стилю) русская эскадра, оперативное командование которой получил адмирал Спиридов, встретилась с турецким флотом в Хиосском проливе.

И. Айвазовский. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. Фото: Public Domain

Турки, которыми командовали капудан-паши (адмиралы) Ибрагим Хусаеддин , Хасан-паша и Кафер-бей , располагали 6 линейными кораблями, 6 фрегатами, 19 галерами и шебеками и 32 вспомогательными судами с 15 000 человек на борту.

Однако, как показали дальнейшие события, интернациональные экипажи русских кораблей были на порядок профессиональнее своих оппонентов.

Адмирал Спиридов намеревался вступить в ближний бой и затем перейти к абордажу, поскольку при численном перевесе противника именно такой сценарий оставлял шансы на успех. Турки, в свою очередь, предпочитали артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях, где у них было очевидное преимущество. Если же что-то пошло бы не так, капудан-паши намерены были отойти в Чесменскую бухту под защиту береговой артиллерии.

Первый бой в Хиосском проливе прошёл довольно сумбурно. Русские корабли нарушили боевой порядок и оказались в трудном положении. Ситуацию изменил Спиридов, смело бросив флагман «Святой Евстафий» против турецкого флагмана «Реал Мустафа». Несмотря на то, что «Евстафий» загорелся от турецких попаданий, русские пошли на абордаж. В ходе боя пламя с русского корабля перекинулось на турецкий, который тоже запылал. В итоге оба флагмана взорвались.

Такой поворот турки сочли крупной неудачей и укрылись в Чесменской бухте.

Четвёртый брандер лейтенанта Ильина

Русские принялись обстреливать бухту, в которой укрылся неприятель. Были подготовлены 4 брандера — небольшие корабли-мины, использовавшиеся для диверсий.

Вечером 25 июня (6 июля по новому стилю) русские корабли, стоящие на рейде бухты, завязали с турками артиллерийскую дуэль.

В результате огня с русских судов в 1:30 ночи 26 июня (7 июля) загорелся и взорвался один из турецких кораблей. Его обломки спровоцировали пожары и на других кораблях.

В 2:00 в бухту вошли 4 русских брандера. Два брандера турки расстреляли, третий сцепился с уже горящим кораблём и не нанёс противнику серьёзного вреда.

Всё компенсировал четвёртый брандер, которым командовал лейтенант Дмитрий Ильин . Его брандер сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей.

И. Айвазовский. «Чесменский бой». Фото: Public Domain

Пожары и взрывы охватили всю бухту. К утру русские моряки уже не вели огня по противнику, а занимались противоположным делом — спасали жизни плавающих в воде турок с уничтоженных кораблей.

Утро открыло картину ужасающую для турков и восхитительную для русских. Было уничтожено 15 линейных кораблей и 6 фрегатов османского флота, в качестве трофеев русским достались 1 линейный корабль и 5 галер. Потери русского флота состояли из 1 линейного корабля и 4 брандеров. Соотношение потерь в живой силе было ещё более сокрушительным — около 650 у русских против 11 000 у турок.

По подвигу и награда

Адмирал Спиридов доложил президенту Адмиралтейств-коллегии графу Чернышову : «...неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всём Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

Удар, нанесённый по турецкому флоту в Чесменском сражении, серьёзно повлиял на ход войны, позволил русским кораблям не только нарушить коммуникации противника в Эгейском море, но и блокировать Дарданеллы. Несмотря на то, что русско-турецкая война длилась после Чесменского сражения ещё четыре года, во многом её победный для России исход был предопределён триумфом русского флота.

Императрица Екатерина Великая щедро наградила героев сражения и повелела увековечить память о нём. Для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, воздвигнуты два памятника: Чесменский обелиск в Гатчине и Чесменская колонна в Царском Селе. Также были построены Чесменский дворец и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи в Петербурге.

Чесменская колонна в Царском Селе. Фото: www.russianlook.com

В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице».

Граф Алексей Орлов, инициатор экспедиции, завершившейся громкой победой, получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.

Чесменское сражение стало одной из самых ярких страниц в летописи русского флота. В июле 2012 года президент России Владимир Путин внёс в перечень дней воинской славы 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Чесма (Чесме) была городком с цитаделью на западном берегу Малой Азии, против острова Хиоса. В заливе, при котором стоит Чесма, происходил в 1770 году знаменитый Чесменский бой – часть Архипелагской экспедиции 1769-1774 .

Незадолго до этого произошло соединение двух русских эскадр: адмирала Спиридова , бывшей в Архипелаге и раньше, и контр-адмирала Эльфинстона, только что пришедшей туда из России. Главнокомандующим стал граф Алексей Григорьевич Орлов , который поднял кейзер-флаг на корабле «Трёх Иерархов» (командир – бригадир С. К. Грейг ), и соединил свой флот 15 июня у острова Пароса. Турецкая эскадра вышла отсюда лишь за три дня до этого и направилась к северу – как полагали, в Дарданеллы. Граф Орлов, боясь упустить противника, поспешил за ним в намерении нанести ему поражение.

Чесменское сражение. Видеофильм

Русский флот состоял из девяти кораблей (все 66-пушечные, кроме 84-пушечного «Святослава»), трех фрегатов (один 36-ти и два 32-пушечных), одного 10-пушечного бомбардирского корабля и семнадцати легких судов. Увидев 23 июня неприятельский флот на якоре за островом Хиос, наш флот, с утра 24 июня (5 июля) 1770 года, с тихим попутным ветром вошел с севера в Хиосский канал, отделяющий упомянутый остров от берега Анатолии. Вдоль этого берега и близ него, к северу от Чесменского залива, стояла на якорях в две линии турецкая эскадра. Её составляли 16 кораблей (из них шесть от 80 до 90-пушечных, а прочие, как и русские, 66-пушечные), 6 фрегатов и до 60 мелких судов и транспортов. Главнокомандующий, капитан-паша Гассан-эд-Дин, находился на берегу в лагере, а флотом в тот момент начальствовал отважный алжирец Гассан-Бей, который говорил, что надо сцепляться с неприятельскими кораблями и вместе с ними взлетать на воздух. Но так как корабли его стояли на якоре и не могли следовать этому правилу, тогда как русские, бывшие под парусами, завладели инициативой в битве.

Громадность сил неприятеля вначале поразила графа Орлова. Но, твердо надеясь на Бога и на храбрость своих подчиненных, он, по совету с флагманами и капитанами, решил атаковать турецкий флот. Орлов приказал изготовить шпринги (соединённые якорями тросы, которые удерживают корабль в заданном положении), на случай, если придется стать на якорь против неприятеля. Построив линию баталии, Орлов двинулся на турок в следующем порядке:

Авангард : Корабли «Европа» (капитан Клокачев), «Евстафий» (капитан Круз, адмирал Спиридов), «Трёх Святителей» (капитан Хметевский).

Кордебаталия : «Януарий» (капитан Борисов), «Трех Иерархов» (бригадир Грейг, граф Алексей Орлов), «Ростислав» (капитан Лупандин).

Арьергард : «Не тронь Меня» (капитан Бешенцов), «Святослав» (капитан Роксбург, адмирал Эльфинстон), «Саратов» (капитан Поливанов).

Перед полднем корабль «Европа», приведя на левый галс (т. е. став левым бортом к ветру), открыл огонь по передовому неприятельскому кораблю, на котором был флаг главнокомандующего. Но вскоре, по настоянию лоцмана, угрожавшего близостью мели, он повернул на правый галс, уступив место следовавшему за ним кораблю «Евстафий» . Так около полудня 24 июня начался Чесменский бой и продолжался часов до двух дня. Шесть русских кораблей, составлявшие авангард и кордебаталию, успешно действовали против первых от входа неприятельских. Но три корабля нашего арьергарда только перед концом битвы приблизились к неприятелю и палили издалека.

Ветер во время сражения совсем стих. Корабль «Евстафий» был в самом сильном огне. Против него действовали три судна, а он сосредоточил огонь свой на корабле турецкого главнокомандующего, сблизился с ним на ружейный выстрел и, лишившись управления от множества повреждений в рангоуте и парусах, налетел на этот корабль, так что между их экипажами завязался рукопашный бой. Вскоре корабль капитана-паши загорелся. Тогда адмирал Спиридов и генерал граф Федор Григорьевич Орлов , начальствовавший десантными войсками на флоте, съехали с корабля «Евстафий» на пакетбот «Почтальон». В то же время с русского флота посланы были к кораблю «Евстафий» на помощь гребные суда. Турки, с горящего корабля бросались на наш. Сеча продолжалась и наконец грот-мачта турецкого корабля, подгорев, упала на «Евстафий». Искры попали в крют-камеру, и корабль наш взлетел на воздух. За ним взорвался и турецкий. При этом несчастии погибло с «Евстафием» от 508 до 628 русских моряков, в том числе от 30 до 35 офицеров (так разнятся современные и официальные показания). Турецкие суда, обрубая канаты, поставили паруса и бежали к югу в Чесменскую бухту. Русский флот, имея повреждения, не преследовал неприятеля, укрывшегося в глубине бухты, но перешел ко входу в нее и стал на якорь.

Чесменский бой 1770. План

На военном совете после этого боя положено было атаковать и истребить неприятельский флот, для чего бригадиру Ганнибалу (генерал-фельдцейхмейстеру флота) поручено было изготовить четыре брандера. Бомбардирский корабль, поставленный впереди нашего флота, бросал бомбы в неприятельский. К утру следующего дня, 25 июня (6 июля) 1770, русский флот стоял перед устьем Чесменской бухты полукружием, на расстоянии одного кабельтова или ста сажен корабль от корабля, а турки на флангах нашей линии построили батареи и укрепились в своей позиции, имея четыре корабля впереди в линии. За ними вся масса их судов стояла под самым берегом.

К вечеру 25 июня готовы были брандеры, поступившие в отряд капитана бригадирского ранга Грейга. Он был назначен для атаки турецкого флота и состоял из четырех кораблей, двух фрегатов и одного бомбардирского корабля. Тихий северный ветер и лунная ночь благоприятствовали предположенной атаке, и в половине первого часа ночи на 26 июня (7 июля) 1770 корабль «Европа» стал уже на шпринг против неприятеля и открыл пальбу. С полчаса он выдерживал ее один, пока не подошли прочие суда упомянутого отряда, и Чесменское сражение продолжилось. Вскоре загорелся один турецкий корабль, за ним и другой; тогда, по сигналу, были пущены брандеры. Три из них не имели успеха, а четвертый – под командой лейтенанта Ильина, сцепился с большим турецким кораблем и был зажжен.

Следствием был взрыв этого корабля. Затем последовал и общий пожар неприятельского флота, продолжавшийся с 3 часов ночи до 9 часов утра. Турецкие суда взлетали на воздух одно за другим, так что русские успели спасти от огня только один 60-пушечный корабль «Родос» и пять галер. 14 кораблей, 6 фрегатов и более полусотни турецких судов сгорело. Трофеями победителей Чесменского боя, кроме корабля и пяти галер, были 22 медных орудия 24-х и 30-фунтовых калибров, взятые с северной батареи, и еще несколько орудий, поднятых у берега, а также оставленных турками в Чесме, откуда они ушли в Смирну (Измир). Занятие Чесмы не представляло никаких выгод, и это место было оставлено, а богатый город не взят, по причине свирепствовавшей в нём чумы.

Чесменский бой. Картина И. К. Айвазовского, 1848

Урон наш в обоих Чесменских боях, кроме потери корабля «Евстафий» с экипажем, составлял несколько более 50 человек убитыми и тяжелоранеными. Всему русскому флоту после этой блестящей победы было объявлено монаршее благоволение, выдано не в зачёт годовое жалованье и следуемые по морскому уставу призовые деньги. В память боя при Чесме была выбита медаль с портретом Екатерины II на одной стороне и с горящим турецким флотом, на другой, под лаконическою надписью «Был». Серебряные медали эти все участники Чесменского боя носили на голубой ленте, в петлице.

Победа русских была полной. Турецкий флот был истреблен весь; остались только два корабля, не бывшие в деле. Русские приобрели господство в эгейском Архипелаге, ограничившись однако лишь слабой блокадой Дарданелл и безуспешной осадой крепости Пеларо на западном берегу Лемноса. В начале сентября 80-пушечный корабль «Святослав», бывший под флагом адмирала Эльфинстона, потерпел крушение на восточном рифе острова Лемноса, что еще более ослабило блокаду Дарданелл, порученную после Эльфинстона контр-адмиралу Грейгу. Между тем в Константинополе прошел страх, распространившийся после Чесменского сражения, когда турки ждали даже прибытия победоносного русского флота к стенам своей столицы. По позднему времени года граф Орлов соединил все суда своей эскадры в порте Ауза на северном берегу острова Парос, и этим окончилась морская кампания 1770 года.


В собственноручном журнале адмирала Грейга сказано, что корабль «Европа» с приближением к нему корабля «Евстафий» сзади вынужден был отойти вперед и, лишась из-за этого сопротивника, поворотил на другой галс, спустился и снова занял место в линии за кораблем «Ростислав».

В эпоху парусных кораблей сражение между русским и турецким флотом у крепости Чесма стало одним из самых крупных в то время. Победа в этом сражении послужила преимуществом Российской империи в заключении Кючук-Кайнарджийского договора при завершении Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Чесменское сражение – настоящий триумф русского флота.

Началом великого сражения стало столкновение русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с вдвое превосходящим турецким флотом в Хиосском проливе. Состав русских войск был не велик: один бомбардирский корабль, 9 линейных кораблей, всего 3 фрегата, и 17 вспомогательных судов. Однако позиция турецких кораблей была такова, что только половина из них могла атаковать одновременно, к тому же пространство для маневра ограничивалось береговой линией. Адмирал принял решение атаковать.

Спиридов разработал план действий. Согласно ему, русские корабли должны были подойти к вражескому флоту под прямым углом на расстояние, достаточное для залпа, нанести максимально возможный урон кораблям первой линии, особенно флагманским, чтобы нарушить управление турецким флотом. Нельзя было позволить неприятелю воспользоваться численным преимуществом.

Утром 24 июня (7 июля) 1770 года русские корабли стремительно вошли в Хиосский пролив и были построены в кильватерную колонну, ордер-баталию. Впереди шла «Европа», сразу за ним – «Евстафий».

В 11:30 турецкая эскадра атаковала русские корабли, но существенного урона нанести не удалось. Через полчаса маневр русского флота был близок к завершению, начался ожесточенный обстрел армиями друг — друга пушечными залпами на ближнем расстоянии. Только у трех русских кораблей не получилось занять свои места в общем строю. «Европа», по настоянию лоцмана, была выведена из линии, позже она заняла позицию за «Ростиславом», «Трех Святителей» вынесло в самый центр турецкого строя из-за поврежденного такелажа. «Св. Януарий» вышел из строя, потому что отстал от эскадры. После того, как бой покинула «Европа», главной целью турков стал флагманский «Евстафий», где находился адмирал. Русский флагман сблизился с турецким 90-пушечным «Реал-Мустафа» на расстоянии ружейного выстрела, из-за невозможности маневра начался абордажный бой. Атаки «единорогов» привели к пожару на «Реал-Мустафе». В итоге чего оба флагмана погибли от взрыва. Командиры русской эскадры Адмирал Спиридов и граф Ф.Г. Орлов спаслись.


В 14:00 турецкий флот начал отступление, похожее на бегство. Многие корабли при этом сталкивались, и к Чесменской бухте подошли без бушпритов. Поведение команды огромного 100-пушечного турецкого корабля «Капудан-паши» стало ярким примером смятения и паники, воцарившегося среди турецких моряков. Обрубая якорную цепь, экипаж забыл о шпринге, что привело к повороту корабля кормой к русскому «Трем Иерархам» так, что у «Капудан-паши» не было возможности ответить на шквальный огонь противника в течение четверти часа ни единым выстрелом.

В итоге первого этапа Чесменской битвы, и короткого боя в Хиосском проливе, обе эскадры потеряли только по одному кораблю, но боевой дух и инициатива турецкого флота была сломлена. Турецкие корабли оказались в крайне неудобной и невыгодной позиции в Чесменской бухте, они не могли выйти оттуда из-за слабого ветра.

Несмотря на то, что турецкий флот оказался заблокирован в Чесменской бухте, он сохранил численное преимущество и все еще оставался опасным противником. Русская эскадра не имела возможностей для долгой осады. Поблизости отсутствовали базы снабжения, и в любой момент к неприятелю могло подойти подкрепление из Стамбула. В виду этих обстоятельств, русский военный совет 25 июня (8 июля) принял решение о немедленном уничтожении турецкого флота. Из 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром» был организован специальный отряд под командованием С.К. Грейга. Он должен был атаковать турков в Чесменской бухте.


Гром Россия, XVIII в. Бомбардирский корабль.

Вечером в 17:00 «Гром» приступил к обстрелу вражеского флота и береговых укреплений, что позволило к полуночи завершить маневр всем остальным кораблям группы. По плану, обстрел должен был производиться с расстояния около 370 метров (2 кабельтовых). Задача фрегатов состояла в подавлении береговых батарей, а линкоров – в обстреле плотно выстроенного турецкого флота в бухте, «Гром» поддерживал линейные корабли. После обстрела в бой вступили брандеры. Воплотить план командования удалось в точности.

Через час после начала массированного обстрела турецкий корабль загорелся от зажигательного снаряда, пожар перекинулся на ближайшие корабли. Пытаясь спасти флот от огня, экипажи турецких кораблей ослабили артиллерийский обстрел, что позволило брандерам успешно обойти линкоры и вступить в бой. В течение 15 минут 4 брандера подошли к ранее намеченным целям, но выполнить задачу и поджечь большой 84-пушечный корабль удалось только одному – брандеру лейтенанта Ильина. После чего команда и капитан покинули горящий корабль. А турецкое судно взорвалось через некоторое время. Его горящие обломки распространили пожар по многим турецким кораблям.

На протяжении всего нескольких часов от огня и русских пушек погибла значительная часть турецкой эскадры, в том числе 15 линкоров, 6 фрегатов и около 50 небольших вспомогательных судов. Ранним утром, около 4 часов, обстрел Чесменской бухты и уничтожение турецких кораблей прекратились. К этому моменту турецкая эскадра была практически стерта с лица земли. В 9 часов утра русские высадили на берег десант для захвата укреплений северного мыса.

Взрывы в Чесменской бухте были слышны еще час после высадки отрядов на берег. От большого флота остался только один 60-пушечный корабль «Родос» и 5 галер, они сдались. Остальная флотилия превратилась в ужасающую смесь пепла с обломками кораблей и человеческой кровью.

В Эгейском море больше не осталось турецкого флота, что стало огромной потерей для Турции и стратегическим преимуществом для Российской империи. Таким образом, русский флот установил господство в архипелаге, были нарушены турецкие коммуникации. Чесменское сражение существенно ускорило победу русских в войне 1768-1774 годов.

Великие русские флотоводцы выковали эту победу своим талантом, опытом и способностью к нестандартным решениям, несмотря на практически провальное начало похода. Из 15 кораблей, вышедших из Крондштата, только 8 добралось до Ливорно в средиземном море. По словам самого графа Орлова в письме Екатерине II, если бы война была не с Турцией, а любой другой страной, с более сильным и умелым флотом, — «легко бы всех передавили». Но низкое качество флота противника с лихвой компенсировалось двукратным преимуществом, так что русские моряки по праву могут гордиться великой победой.

Такая желанная виктория стала возможна после отказа от канонов линейной тактики, столь популярных в то время среди западноевропейских адмиралов. Решающую роль в сражении сыграли искусное использование слабых сторон противника, концентрация кораблей на главном направлении и умение точно выбрать момент для атаки. Важнейшим для нанесения поражения неприятелю было решение и умение загнать турецкий флот в бухту. Даже под прикрытием береговых батарей, флот Турции был уязвим в тесной бухте, это предопределило успех обстрела зажигательными снарядами и брандерной атаки.

Командование русского флота в Эгейском море праздновало триумф. Граф Орлов получил в награду орден Святого Георгия 1-й степени, а также получил право добавить к своей фамилии почетное «Чесменский». Адмирала Спиридова представили к самой высокой военной награде в Российской империи — ордену Святого Андрея Первозванного. С. Грейг получил повышение до контр-адмирала и был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени, дававшего право на потомственное дворянство.

В честь Чесменской победы и тех людей, которые ее добились с минимальными человеческими потерями среди своих солдат, в Гатчине установлен обелиск. Через 8 лет после сражения в Царском селе установили Чесменскую колонну. В Петербурге был построен Чесменский дворец и Чесменская церковь. Имя «Чесма» присвоили сразу двум кораблям в русском флоте — линейному кораблю и эскадренному броненосцу. Также название «Чесма» получил мыс, открытый в 1876 году в Анадырском заливе. Чесменская битва стала доказательством исключительного таланта русских полководцев и отваги русских моряков, способных действовать даже в самых неблагоприятных условиях и побеждать.

Чесменское сражение (тур. Cesme Deniz Savasi) - морское сражение 5- 7 июля 1770 г возле и в Чесменской (тур. Cesme) бухте между российским и турецким флотами.
Предыстория
После начала русско-турецкой войны в 1768 г. Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турков от черноморского флота.
Две российских эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона), объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Российский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирского корабля Гром, 17-19 вспомогательных судов и транспортов.
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-х пушечный Реал Мустафа и 60-ти пушечный Родос, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли были построены в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.
5 июля, бой в Хиосском проливе
После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкий линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:45, российский - в 12:00. Маневр не удался трем российским кораблям - Европа проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади Ростислава, Три Святителя обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблем Три Иерарха, а Св. Януарий был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
Св. Евстафий под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры Реал Мустафа под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта Реал Мустафы упала на Св. Евстафий, тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и Реал Мустафа. Адмирал Спиридов и брат командующего Федор Орлов покинули судно ещё до взрыва. Также спасся и капитан Св. Евстафия Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля Три Святителя.
К 14.00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
6-7 июля, бой в Чесменской бухте
В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.
В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17:00 6 июля бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 - Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.
«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступив в бой турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону) в результате огня «Грома» и/или «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.
После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблем. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только одно из них - 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-ом часу - одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершен.
Последствия сражения
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турков в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Все это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению Екатерины II для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774-1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск на Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774-77) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777-80) в Санкт-Петербурге.
Картины Чесменского сражения были заказаны Хаккерту русским правительством. Художник писал их на основании впечатлений участников сражения графа А. Орлова, адмиралов Г.А. Спиридова, С.К. Грейга и других офицеров. На шести полотнах изображены драматические моменты первого и решающего сражения русского флота с турецким в бухте Чесма.
При написании картины сожжения турецкого флота художник сначала допустил ряд неточностей, которые объяснил тем, что ему никогда не приходилось видеть горящее судно. Чтобы предоставить ему такую возможность, по приказанию императрицы Екатерины II в Италии, на рейде порта Ливорно, был взорван один из русских кораблей. Соглашаясь предоставить художнику столь дорогую модель, русская императрица преследовала политическую цель: она вновь заставила говорить Европу о блистательной победе русского флота. Расточительность русского правительства, не пожалевшего боевого судна, поразила не одного Гете. Рядом помещена еще одна картина, на которой изображены суда победоносного русского флота, возвращающиеся из бухты Чесма, с единственным сохранившимся от всего турецкого флота кораблем «Родос». На его мачте спущен турецкий флаг и заменен русским. Русский флот салютует победителям.
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всех находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.