Утверждён первый российский Морской устав. Первый морской устав в россии

«Устав морской» Петра I

Петровский «Устав морской» на 25 лет моложе

петровского флота. Само его появление –

свидетельство зрелости идеи регулярного

военного флота России. Великий

преобразователь сумел в кратчайший срок

реформировать армию и создать отечественный

флот. Нужны были корабли – он построил

корабли. Нужны были люди – они появились: и

иноземцы, и свои, питомцы Навигацкой школы.

Но требовался и морской устав: без строгого

регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр Алексеевич упоминает, как в 1668 году в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел», и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава. К сожалению, судьба «Орла», как и этого документа, оказалась плачевной, устав Бутлера затерялся. Петру довелось начинать с чистого листа.

Уже в 1696 году, том самом, когда государева дума приговорила, что морским судам быть, появился и соответствующий документ – 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в абордажных сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Одно за другим публикуются различные дополнения;

так, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика жизнедеятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.



Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. Превосходным помощником Петра оказался Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича Зотова, того самого, что был воспитателем юного Петра. В ранние годы, посланный в Англию обучаться потребным наукам, он избрал морское дело и для того поступил в английский флот. Отменный знаток корабельной службы, храбрый офицер, командовавший боевыми судами в схватках со шведами, он сыграл первенствующую роль в составлении петровского устава. Сам Петр лично писал артикулы, приводил в систему, оттачивал формулировки регламента. И неспроста, читая нынче устав, видишь во многих формулировках, словесных определениях, в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра.

С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский.

Этот документ –«Устав морской» 1720 года – оказался на редкость долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел устав 1853 года.

В дальнейшем, по мере развития новой техники и тактики, появлялись и новые уставы. И в наше время корабельного устава «хватает» а десять лет. Но ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и социальные перемены, вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания. Оно – основа основ корабельной службы. Так было всегда, и так по сей день.

И вот мы читаем в петровском уставе:

«Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место.

А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою». Таким образом, перед нами боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня, пусть даже претерпев изменения по форме, хранят суть петровского устава.

И так в уставе определяются обязанности всех должностных лиц, напоминается в числе прочего, что матросу от пушкарской, а пушкарю от матросской работы не отговариваться, но друг другу помогать. Так от мала до велика рассматриваются все труды и обязанности на корабле, но превыше всего стоят в уставе артикулы о верности Отечеству, о запрете спускать флаги и сдавать корабль противнику или покидать место боя.

Петровский «Устав морской» - это не только исторический документ, любопытный для любителей старины, это и наглядная, живая связь времен.

Интересно познакомиться с рядом артикулов и положений главной книги российских моряков, которые применимы и к нашим дням, и не только в службе морской.

–  –  –

Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто свое ружье бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдется спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определенный больным кто украдет и продаст, того с наказанием сослать на галеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежели он в том виноват был.

Запрещается офицерам и рядовым привозить женский пол для беседы их во время ночи, но токмо для свидания и посещения днем.

Никто не дерзнет никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличен будет, оный с наказанием послан будет на галеру навечно.

Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются, таким образом, чтобы никто, хотя 6 кто он ни был, великого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать на поединок с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя кто из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет, то их и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оных поединках будут.

Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог знать свою должность и место в бою.

Никто не дерзнет никакого табаку или горючего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.

Напечатася повелишем царскаго величества в санктъпитербургскои Типографии лета Господня 1720 Апреля в 13 день. Загл. л., 1 нн., 9, 6 нн., 162 стр., 163-402 лл., 403-432, 14 стр. (реестр.); 2 л. табл., гравированный фронтиспис и 2 л. флагов, деревянная гравированная концовка, Инициалы: Е, К, У, Ф (два), Х, Я. Предисловие стр. 9, 90, 432 и реестр стр. 14 (табл. IV, 7). Размер набора: 243х145/152. В цельнокожаном переплете петровской эпохи. С золотым тиснением герба Российской Империи на переплете и изображением Андреевского флага. 4°: 33x21.5 см. Морской устав 1720 года, составленный под руководством Петра I, излагает правила порядка корабельной службы и определяет общую структуру и организацию русского флота. Он включает кодекс морских уголовных законов и описании военных сигналов. Во вступительной части, написанной Петром I при деятельном участии Феофана Прокоповича, излагается мысль о необходимости морских сил для укрепления военной мощи государства. Началом развития военного флота России следует считать 1696 год, когда решением Боярской Думы и русского царя Петра I было решено строить в Воронеже флот. Эта дата закреплена в самом Уставе. Первым полноценным регламентирующим документом, определяющим все функционирование флота стал Устав Морской, изданный в 1720 году. Этот Устав приобрел силу Закона 13 января 1720 года. Однако, издан был только 13 апреля 1720 года в Санкт-Петербургской типографии. С этого дня и следует отсчитывать его историю. Многие положения Устава большей частью заимствованы из голландских законов. Этим Уставом руководствовался Русский Флот, как военный, так и гражданский на протяжении всего XVIII века. В XVIII веке книга была издана 6 раз.

Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 2. Отечественные издания XVIII века. Каталог. Москва, 1979, № 8

2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, № 150

3. Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати 1708-январь 1725. Москва-Ленинград, 1955, № 444

4. Пекарский П. «Наука и литература в России при Петре Великом», II, Спб., 1862, № 437б.

5. Бычков А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанных гражданским шрифтом при Петре Великом. Спб, 1867, № 112

6. Библиотека А.В. Петрова. Собрание книг, изданных в царствование Петра Великого. Изд. 2-е, доп. с 34 снимками. Спб, 1913. № 55

7. Битовт Ю. «Редкие русские книги и летучие издания 18-го века». Москва, 1905, №№ 257-261

8. Бурцев А. "Описание редких российских книг в пяти частях" Спб, 1878, № 365.

9. Березин-Ширяев "Материалы для библиографии..." Спб, 1868, кн.1, с. 18

10. Сопиков "Опыт российской библиографии" Спб, 1904, № 12226.

Содержание: 1.) „Предисловие к доброхотному читателю"; 2) „Указ" о введении морского устава; 3) „Устав морской, часть первая, разделение первое. О всем что касается доброму управлению в бытности флота на море"; 4) „Присяга"; 5) „О флоте"; 6) „Книга первая" (о должностях во флоте); 7) „Книга вторая о ранге и о команде офицеров и о почтении им, о флагах и вымпелях, о фонарях, о салютах и о флагах торговых и о обвесах карабелных"; 8) „Книга третья" (об обязанностях должностных лиц); 9) „Книга четвертая" (о дисциплине, взысканиях и награждениях); 10) „Книга пятая о штрафах"; 11) „Форма табели для записи приему и расходу и остатку помесячно, секретарских, констапельских, комиссарских, священнических, лекарских, шхипорских, штюрменских и протчих припасов на карабле, настоящих и запасных"; 12) „Форма табели, которые надлежит держать капитанам или кто караблем командовать будет, такоже и секретарям и комиссарам"; 13) „Сигналы карабелные"; в тексте две таблицы - „Регламент учиненный по рангам караблеи сколко каких чинов людей надлежит быть на карабле какого ранга" и „Пример как жюрнал держать".

„Устав" излагает основные положения об организации флота и основные обязанности чинов флота, содержит правила порядка корабельной службы, собрание морских уголовных узаконений и морские сигналы. Содержание распространяется как на корабельный, так и на галерный флот. Порядок следования указа, присяги и статьи „О флоте" различен в разных экземплярах.

На фронтисписе вид моря в архитектурной рамке. Наверху двуглавый орел с андреевским крестом на груди, под ним в медальоне четыре, сплетенные концами, якоря. Женская фигура поднимает над морем занавес. На море парусное судно, которым управляет мальчик, к нему подлетает „Время". Внизу слева Нептун, справа Марс. Справа внизу подпись: „Грыдировал Петр Пикарт. Ст Питербурхе 1720". Гравирован фронтиспис, вероятно, по рисунку Растрелли-отца. В „Прошении", поданном в 1732 г. имп. Анне Иоанновне, Растрелли перечисляет сделанные им работы и в пункте 9 пишет: „В том же 1723 году в октябре делал я по указу его величества фронтиспис на книге морской регламент, который ныне видим есть". Эксперты в канцелярии от строения, устанавливавшие правильность списка, подтверждают наличие рисунка фронтисписа для „Книги морского регламента" (Материалы для биографии Растрелли-отца, с.с. 446 и 453). По всей вероятности, с рисунка Растрелли гравировали фронтиспис Пикарт и Алексей Зубов. Ошибка, допущенная Растрелли в указании года, вполне возможна, так как список составлялся через несколько лет, он мог забыть дату и в это время большее распространение имел „Устав", изданный в 1724 г. с тем же фронтисписом. Внизу фронтисписа выгравированы стихи: „Предведение божие [нам] открывает | еже время по воле его исполняет | никим чаенное бывает | еже промысел божий содевает. | Понеже мысли и пути его так от нас отдаленны | яко расстоянием от земли до небес суть сравненны". Возможно, что стихи сочинены Петром I, в Каб. Петра I (отд. I, кн. 54, л. 128) имеется листок с этими стихами, написанный рукой Петра I (Пек., II, стр. 483). Во всех виденных нами экземплярах раннего варианта „Устава", с полным числом таблиц, фронтиспис отсутствует. Все эти экземпляры в переплетах петровского времени, что заставляет предполагать, что фронтиспис не был первоначально присоединен к изданию.

На развернутых листах гравированы: 1) „Карабелныя и прочих судов флаги и вимпели"; 2) „Сигналные флаги и вимпели карабелные", справа внизу подпись „П. Пикарт"; 3) на обороте листа „Галерные флаги и вимпели и флюгели"; 4) „Сигналныя флаги и галерныя флюгели". Есть экземпляры устава, где таблица перегравирована без подписи Пикарта.

Работа над составлением „Устава морского" началась в 1715 г. под руководством Петра I. В указе о введении „Устава" говорится: „. . . того ради сей Морской устав учинили, да бы всякий знал свою должность и неведением никто не отговаривался. . . Еже все чрез собственный наш труд учинено и совершено в Санктъ Питербурхе, 1720 году Генваря в 13 день". Сохранились бумаги, относящиеся к выработке „Устава", написанные рукой Петра, например статья „О флоте". „Предисловие" написано Петром I, исправлено Феофаном Прокоповичем. Текст, написанный Петром I, приведен у Н. Устрялова (История. . ., II, стр. 397-400). В „Предисловии" дается история русского флота. „Устав" был составлен на основе опыта Северной войны и просуществовал без изменений до 1853 г., за исключением 1797-1804 гг., когда действовал „Устав морской" Павла I (Военная энциклопедия, XVI, стр. 438). В ПСЗ „Устав" помещен под 13 января 1720 г., но приведен текст издания 1724 г. с включением всех дополнений и изменений, внесенных в текст издания 1720 г. Сохранена „форма табели для записи приему и расходу. . . припасов" и „форма табели. . . капитанам". По экземпляру ГПБ (Бычк., № 112 и Пек., II, № 437в) можно отчасти проследить последующую работу над „Уставом". После заглавного листа помещены „Пункты в морской регламент, вместо положенных во оном, переправленыя и вновь прибавленыя, по которым надлежит поступать до нового выхода сего регламента как следует". Указанные исправления, кроме пунктов, касающихся книги третьей (гл. 1 и 7), вошли в последующие издания „Устава морского". Содержание гл. 1 и 7 также видоизменено, но не в соответствии с приложенными „Пунктами". Отсутствие изменений в изданиях „Устава" 28 июня 1720 г. (см. № 465) и 12 октября 1720 г. (см. № 500), по сравнению с настоящим изданием (13 апреля), показывает, что „Пункты" присоединены к „Уставу" после октября 1720 г.

Первое издание „Устава морского" имеется в двух вариантах. В первом варианте лл. 163-402 были заняты формами табелей, в которых перечисляются последовательно все нужные для разных должностей на корабле припасы (Пек., № 437а). Во втором варианте издания для каждой должности дается один образец таблицы, затем идет простой перечень всех остальных необходимых припасов (Пек., № 437в). В этом варианте форма озаглавлена: „Табели образцовые, каким маниром оные чинить, для записки приему и расходу и остатка. . .". Сокращение таблиц значительно уменьшило объем издания, получился большой пропуск страниц (от стр. 216 до 402), так как колонцифры не менялись; в ряде экземпляров он так и остался. В других старая пагинация замазана и проставлена новая, последовательная. Так как опечатки, мелочи набора совпадают, то несомненно, что оба варианта, за исключением таблиц, печатались с одного и того же набора. „Реестр" оставлен без изменения, указание в нем страниц в форме табелей соответствует первому варианту. В описи продаваемых книг под 1 августа 1720 г. (Гавр., Прилож., стр. XXIX) „Устав морской" указан в двух вариантах: „Уставов морских з болшими и малыми табелями 500". В книге третьей (гл. 9 „О священниках") встречаются разночтения. В некоторых экземплярах в гл. 9-4 пункта (пункт 1 о „на-чалном священнике", который „имеет управление над всеми священниками во флоте", и три последующих пункта „о священниках на каждом карабле"). В некоторых экземплярах глава состоит из трех пунктов, без указания на „началного" священника. Это более ранний вариант, так как, начиная с издания от 12 октября 1720 г. (см. № 500), в гл. 9 всегда 4 пункта. В связи с этим расхождением текста стр. 71-74 в разных экземплярах разнятся по набору.

Устав создавался на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13.1 о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении устава, "Предисловие к доброхотному читателю", присяга, "регламент", разъясняющий понятия "флот" и "боевые построения флота". Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота - права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота.

Устав был проникнут идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной тайны. Подчеркивалось, что русские военные корабли ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться врагу. Доработанный устав был переиздан в 1724 и с незначительными изменениями действовал до 1797. По Морскому уставу учились искусству побеждать врага многие поколения русских военных моряков. Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий впервые были прописаны Петром I в морском уставе 1720 года, который разрабатывался на опыте зарубежных стран. 13 апреля 1720 года документ был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав начинался манифестом императора, которым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Затем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, а также перечень всех кораблей и подразделений флота, табель комплектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих - это проходит через весь устав характерной чертой. Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами. Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - состояла из 20 глав и представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, - говорилось в уставе, - найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал до 1797 года и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Прообраз будущего морского устава появился еще во времена царствования государя Алексея Ивановича и был составлен голландцем Д. Бутлером - капитаном первого отечественного фрегата «Орел», спущенного на воду в мае 1668 года. Однако как само это судно, так и циркуляр, регламентировавший все действия его команды, были бесславно утеряны, и Петру I, реформировавшему вооруженные силы России, пришлось все начинать с чистого листа.

Документ, сопутствовавший рождению флота

Когда в 1696 году на заседании государевой думы было провозглашено знаменитое: «Морским судам быть!», возникла острая необходимость создания документа, приводящего в единый порядок все стороны флотской жизни. Очень скоро он был составлен и увидел свет под редакцией российского вице-адмирала К. Крюйса.

Этот документ, включавший в себя 15 статей, предназначался главным образом для судов галерного типа. В тот период он сыграл весьма заметную роль в абордажных боях на Балтике и во время Азовского похода.

Веянье нового времени

Однако быстро совершенствовался. С появлением в его составе оснащенных мощной для того времени артиллерией, возникла необходимость в составлении нового руководства, отвечающего быстро меняющимся требованиям.

Появлению Морского устава Петра I предшествовало издание значительного числа разного рода дополнений и комментариев к инструкции, созданной для экипажей и капитанов галерных судов.

Так, в 1707 году государевой типографией были изданы соответствующие циркуляры, адресованные командирам бомбардирских судов и брандеров (кораблей, нагружавшихся взрывчаткой и в бою выполнявших роль плавучих бомб). Кроме этого, увидели свет и еще несколько документов подобного рода, однако все усложнявшаяся практика ведения боя и эксплуатации судов требовала свести все разрозненные документы в единый Устав военного флота России.

Помощники государя в его нелегком деле

В разработке Морского Устава при Петре I принимало участие большое количество людей. Известно, в частности, что всем навигаторам, посланным для учебы за границу, было приказано отбирать там необходимые материалы, имевшие отношение к судовождению и организации службы корабельных экипажей. Кроме того, им вменялось в обязанность досконально вникать во все тонкости уже готовых уставов, использовавшихся на флотах зарубежных государств.

История сохранила имена многих ближайших помощников государя Петра I в разработке Морского устава Российской империи. Одним из них был Конон Зотов - сын известного Никиты Зотова, являвшегося в свое время воспитателем и ближайшим другом юного Петра. Достигнув подобающего возраста, Конон уехал за границу и для овладения навыками морской службы поступил на один из кораблей английского флота. Впоследствии, вернувшись на Родину, он стал храбрым офицером и командовал боевыми судами в морских сражениях со шведами. Считается, что он сыграл важную роль в составлении Морского устава Петра I. Много трудов было положено и иностранными специалистами, специально приглашенными из Англии и Голландии.

Устав, ставший детищем Петра I

Однако, несмотря на обилие помощников, основная нагрузка в работе над циркуляром, охватывавшим все стороны флотской службы, легла на плечи государя Петра Алексеевича. На основе полученных данных он лично составлял артикулы, приводил в систему разрозненные материалы и излагал их на бумаге в виде отточенных и ясных формулировок. Не будет преувеличением сказать, что даже во многих текстах нынешних сводов правил для морского флота можно ощутить энергичную и властную речь Петра.

Первое издание Морского устава содержало в себе обширный перечень постановлений, касающихся плаванья, порядка снятия с якоря и последующей постановки на него, разного рода боевых и навигационных сигналов, а также сражения с неприятелем и оказания помощи. В каждой статье этого документа за невыполнение указанных требований предусматривались наказания, степень которых зависела от тяжести проступка. Их перечень был весьма разнообразен - от штрафа в один рубль до смертной казни.

Продолжение работы над составлением Морского устава

В 1710 году вышел новый переработанный и дополненный вариант названного документа. Он содержал в себе 63 статьи, в которых более полно освещались вопросы, связанные с несением корабельной службы, и ужесточались наказания за несоблюдение предъявляемых в них требований.

Однако и этот свод правил, во многом превосходивший своего предшественника, не охватывал всей полноты деятельности военно-морского флота, и дальнейшие разработки в данной области не прекращались. Как явствует из мемуаров ряда высших должностных лиц той эпохи, над составлением нового, более полного Морского устава Петр I работал лично и уделял этому до 14 часов в сутки, оставляя время лишь для самых срочных государственных дел.

Окончательная редакция Морского устава, составленного Петром I

Свой труд он завершил в середине апреля 1720 года и обнародовал его, предварив особым Манифестом, в котором излагал причины, побудившие к его написанию. В частности, там говорилось, что назрела необходимость довести до сведения командиров боевых кораблей и членов их экипажей требования, предъявляемые к каждому из них, чтобы никто не имел возможности уклоняться от их исполнения, ссылаясь на незнание.

Далее шел текст присяги, которую должен был принимать каждый военный моряк. Значительная часть Устава отводилась перечню различных подразделений флота, с указанием входящих в них кораблей. Там же помещался табель их комплектации, в котором подробно перечислялся состав команд, соответствующий каждому типу кораблей.

Морской устав Петра I включал в себя 5 томов, первый из которых посвящался порядку исполнения служебных обязанностей высшими чинами флота, включая генерал-адмиралов (в те времена был и такой чин). В этом разделе документа помещались статьи, посвященные тактическим вопросам, связанным с руководством эскадрой во время морского боя.

Современные специалисты отмечают, что указанные в них правила и нормы не отличались строгостью и несли на себе отпечаток традиций голландского флота. Такой подход был весьма разумен, поскольку не стеснял инициативы командного состава во время боевых действий. Характерно, что этим же принципом государь Петр Алексеевич руководствовался при составлении всего Устава.

Материалы, включенные во второй и третий тома

Во втором томе содержался перечень всех флотских чинов, с указанием установленной иерархии и почестей, воздаваемых представителям каждого из них. Там же перечислялись внешние отличия кораблей разного типа и описывались подобающие им вымпелы, фонари и флаги.

Следующий раздел Устава был посвящен организации службы на боевых кораблях. В нем подробно излагались обязанности всех должностных лиц и членов экипажа как в период морского плаванья, так и во время боя. Характерно, что действия одиночных судов в нем практически не рассматривались, а весь упор делался на управление эскадрой.

Четвертый том Устава состоял из шести отдельных глав, в которых рассматривались различные аспекты корабельной жизни. Начинался он с вопросов, касающихся внутренней дисциплины, и содержал в себе обширный перечень наказаний, ожидавших ее нарушителей. Далее указывалось количество прислуги, полагавшееся каждому из офицеров. В третьей главе регламентировалась раздача судового провианта, а в четвертой устанавливался порядок награждения членов экипажа, отличившихся во время несения службы.

Две последние главы четвертого тома были посвящены весьма важному вопросу - разделу между членами команды имущества, ставшего их добычей при захвате вражеских судов.

Наиболее объемным был пятый том, носивший весьма лаконичное и выразительное название: «О штрафах». Это было не что иное как документ, включивший в себя одновременно дисциплинарный и судебный уставы. Предусмотренные в нем наказания поражают жестокостью, весьма соответствовавшей нравам того времени.

Кроме денежных штрафов, налагаемых, главным образом, на офицеров, совершивших незначительные проступки, к низшим чинам применялись различные формы телесных наказаний и смертной казни. В широком употреблении были расстрелы по приказу капитана корабля, а также килевание - протаскивание преступника под днищем судна, что в большинстве случаев приводило к его смерти. В Уставе содержался подробный перечень всех возможных преступлений, как относящихся к обстановке мирного времени, так и связанных с ведением боевых действий.

В шестом, заключительном томе Устава морского флота Петра I были собраны и систематизированы различные образцы судовой отчетности. Кроме того, содержалось описание сигналов, подаваемых кораблями в различных ситуациях, и регламентировались правила дозорно-вахтенной службы.

Заключение

Этот первый в отечественной истории военно-морской Устав, созданный по инициативе и при личном участии Петра I, просуществовал без изменений вплоть до 1797 года и за этот срок издавался восемь раз. Лишь на следующий год после воцарения государя Павла I он вышел из употребления и был заменен новым, более полным и развернутым документом.

Кроме изменений, ставших следствием технического совершенствования боевых кораблей, в нем нашел отражение более рациональный подход к тактике ведения морского боя, заимствованный у тогдашних кумиров нового самодержца - адмиралов британского флота.


С незапамятных времен суда наших предков бороздили воды Черного, Мраморно­го, Средиземного, Адриатического, Эгейского и Балтийского морей, Северного Ледови­того океана. Плавания русских по Черному морю в IX веке были столь обычными, что вскоре оно получает название Русского - так Черноморье и именуется на итальянских картах вплоть до начала XVI века. Общеизвестна славянская Венеция - Дубровник, ос­нованный нашими предками-славянами на берегу Адриатического моря, известны и по­селения, созданные ими на берегах Англии . Имеются точные данные о походах славян на остров Крит и в Малую Азию, о многих других плаваниях.

В этих длительных дальних плаваниях складывались морские обычаи, постепенно формировавшиеся в морские установления и законоположения.

Первое собрание узаконений, определившее порядок службы на русских кораблях, появилось при царе Алексее Михайловиче, когда капитан корабля «Орел» голландец Д. Бутлер представил в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», то есть правила корабельной службы, известные также как «Артикульные статьи». Документ этот состо­ял из 34 статей, определявших обязанности капитана и формулировавших краткие на­ставления каждому должностному лицу на корабле и в его действиях при различных об­стоятельствах плавания. «Корабельного строя письмо» представляло собой своеобразный экстракт из тогдашнего голландского Морского устава. Большая часть статей этого пись­ма была посвящена мерам по поддержанию корабля в боевой готовности и задачам эки­пажа в бою. Обязанности корабельных чинов - капитана, кормчего (штурмана), боцма­на, пушкаря и других - были определены весьма стройно и ясно. Капитану, по этому документу, подчинялась вся команда. Общие обязанности в бою регламентировались тремя положениями: «Всяк должен стать в своем месте, где кому приказано, и никто же да не отступит от своего места под великим наказанием»; «Никто же не дерзнет от неприятеля, отвращаться, и никто ж не осмелится своих от битвы отговаривать или лю­дей от смелости приводить в робость»; «Буде же обрящет капитан во благо от непри-ятеля отступить, и то бы все порядком и устройством учинено было».

Сдача корабля противнику запреща­лась безусловно - капитан приносил на это особую присягу.

Позже в России появился новый до­кумент - «Пять морских регламентов». Его содержание доподлинно до нашего времени не дошло, как и сведения о дате издания этого, по существу, Морского ус­тава. Известно, что он был написан на ос­нове сборника морского права под назва­нием «Олеронские свитки», или «Олеронские законы» (они были изданы во Франции на острове Олерон в XII веке), но значительно дополнен и переосмыс­лен. В «Регламентах» были изложены и правила торгового мореплавания. Часть «Олеронских законов» была заимствова­на англичанами и в XV веке включена в законодательный морской свод, имевший название «blacк book of Admiralty» («Чер­ная книга Адмиралтейства»). То, что это была действительно «Черная книга», сви­детельствуют хотя бы такие законополо­жения, определяющие меры наказания матросов за различные проступки, впол­не соответствовавшие духу Средневеко­вья: «1. Всякий, кто убьет другого на бор­ту корабля, должен быть привязан на­крепко к убитому и брошен в море. 2. Всякий, кто убьет другого на земле, должен быть привязан к убитому и по­хоронен в земле вместе с убитым. 3. Вся­кий, вынувший нож или другое оружие с целью ударить другого, должен лишить­ся руки. 4. Всякий, законно обвиненный в воровстве, должен быть подвергнут сле­дующему наказанию: голова брита и по­лита кипящей смолой, а затем обсыпа­на перьями для отличия от других. При первой возможности он должен быть вы­сажен на берегу. 5. Застигнутый спящим на вахте должен быть в корзине подве­шен к ноку бушприта с кружкой пива, куском хлеба и острым ножом, дабы сам выбрал, что лучше: висеть там, покуда не погибнет от голода, или отрезать прикрепляющую корзину веревку и упасть в море...»

Надо сказать, что еще долгое время наказания во флоте оставались изуверс­кими.

В Англии в XV веке во времена прав­ления Генриха VII был введен первый за­кон, формулировавший правила ведения военных операций, действовавший как на суше, так и на море. Все его важнейшие положения были написаны на пергамен­те и прикреплялись к грот-мачте на вид­ном месте. Команде предписывалось чи­тать эти правила при всяком удобном слу­чае. Так начал складываться строго исполнявшийся обычай, который впос­ледствии закрепился и на кораблях рус­ского военно-морского флота, - чтение Морского устава команде по воскресень­ям и праздничным дням, а также по окон­чании церковной службы и церемонии поздравления экипажей командиром или адмиралом.

Когда Петр I в 1696 году приступил к созданию регулярного военного флота Рос­сии, появилась инструкция «О порядке морской службы», определявшая порядок службы на галерах . Она состояла из 15 статей и заключала в себе общие поста­новления и сигналы о плавании галерного флота, о съемке с якоря и постановке на него, о вступлении в бой с неприятелем и «вспоможении» друг другу. Почти в каж­дой статье за неисполнение предписанных действий налагались различные наказания, начиная с денежного штрафа в один рубль до смертной казни. В 1698 году российс­кий вице-адмирал К. Крюйс по поручению Петра I составил новый документ - «Пра­вила службы на судах», - содержание ко­торого было заимствовано из голландско­го и датского уставов и заключавший в себе 63 артикула общих постановлений об обя­занностях лиц, служащих на корабле, и установление судовых порядков с крайне жестокими наказаниями для их наруши­телей. Устав К. Крюйса неоднократно до­полнялся указами царя и частными распо­ряжениями начальников флота.

Так, в 1707 году устав К. Крюйса был дополнен инструкцией адмирала Ф. Ап­раксина «Офицерам, которые команду­ют на брандерах и бомбардирских кораб­лях, как надлежит им действовать во время неприятельского наступления».

В 1710 году этот устав был перерабо­тан с учетом всех внесенных изменений и издан заново под названием «Инструкции и артикулы военные Российскому фло­ту». В них также заключалось 63 статьи, аналогичные статьям предыдущего устава. Различие было лишь в более полной и оп­ределенной редакции и в усилении нака­заний. Но и эти «Инструкции» не охваты­вали всей деятельности флота. Работа по совершенствованию морских узаконений, подготовка материалов к новому вариан­ту флотского устава продолжались. Про­грамма этой подготовительной работы была составлена собственноручно Пет­ром I. Царь-адмирал принимал деятельное участие при написании самого Морского устава По воспоминаниям его сподвижни­ков, он «работал над ним иногда по 14 ча­сов в сутки». И 13 апреля 1720 года доку­мент был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что каса­ется доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав на­чинался манифестом императора, кото­рым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неве­дением никто бы не отговаривался». За­тем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-мор­скую службу, а также перечень всех кораб­лей и подразделений флота, табель комп­лектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг.

Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В доку­менте были помещены статьи, определя­ющие тактику эскадры. Эти указания но­сили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отли­чались не очень жестким регламентирова­нием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского ору­жия той поры в различных условиях мор­ского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять иници­ативы командующих - это проходит че­рез весь устав характерной чертой.

Книга вторая содержала постановле­ния о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и фла­гах торговых...».

Книга третья раскрывала организа­цию боевого корабля и обязанности дол­жностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его пра­ва и обязанности, а также содержали ука­зания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не каса­лись тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерс­ких, сколько кому иметь надлежит»; гла­ва III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла на­грады за взятие неприятельских судов, воз­награждение раненных в бою и состарив­шихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприя­тельских судов.

Книга пятая - «О штрафах» - со­стояла из XX глав и представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинар­ный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того вре­мени. За разные провинности предусмат­ривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание прови­нившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемо­го мучительной смертью, «биение кошка­ми» и так далее. «Ежели кто, стоя, на сво­ей вахте, - говорилось в уставе, - най­дется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офице­ру служить в рядовых один месяц, а рядо­вой спускай будет трижды с раины . Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жа­лованья, за другой на два, за третий ли­шением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». И да­лее: «Всякий офицер во время, бою, кото­рый оставит свой корабль, будет казнен смертию яко беглец с бою».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Кни­га сигналов и Правила дозорной службы.

Морской устав Петра I с незначитель­ными изменениями и дополнениями про­существовал до 1797 года и выдержал во­семь изданий. В 1797 году был опублико­ван новый Устав военного флота, сильно отличавшийся от петровского. В разделах тактики он отражал взгляды на ведение боя тогдашних британских адмиралов и был обстоятельно разработан.

С годами, под влиянием усовершен­ствования технических средств военно-морского флота и появления паровых ко­раблей, тот устав также устарел, и в 1850 году был образован комитет для под­готовки нового Морского устава, изданно­го в 1853 году. В отличие от прежних уста­вов в нем не было постановлений, касаю­щихся тактики. Комиссия посчитала, что это не составляет предмета закона. В уста­ве 1853 года практически отсутствовали постановления о ведении боя, а также раз­деление флота на части, правила составле­ния судовых расписаний, классификация артиллерии корабля.

После 1853 года полной переработки устава не производилось. Трижды назна­чались комиссии для пересмотра Морско­го устава, однако деятельность их ограни­чивалась лишь частичным изменением его отдельных статей - общий дух устава ос­тавался неизменным. Таковы были новые редакции Морских уставов 1869-1872, 1885 и 1899 годов.

Печальный опыт русско-японской войны показал несоответствие действовав­шего тогда Российского Морского устава принципам ведения войны на море, и на­кануне Первой мировой войны в русском военно-морском флоте был издан новый Морской устав. Несмотря на выявившую­ся полную непригодность в современных условиях устава 1899 года, Морской устав 1910 года почти полностью повторял его. Изменениям подверглись лишь описания флагов и должностных лиц.

В 1921 году, уже при советской влас­ти, был введен Морской дисциплинарный устав, в большей своей части сохранивший неизменными общие положения Дисцип­линарного устава Красной армии - были внесены лишь некоторые изменения, со­ответствующие условиям службы на ко­раблях РККФ. В его вводной части было сказано: «В Красном Флоте должны быть строгий порядок и сознательная дисцип­лина, поддерживаемые неустанной рабо­той самих моряков военного флота. Строгий порядок во флоте достигается сознанием всей важности поставленных социалистической революцией задач и единством действий, направленных к их укреплению. Среди революционеров не должно быть нерадивых и тунеядцев».

На первых порах это был единствен­ный устав РККФ, и он содержал некото­рые разделы, в какой-то степени отвечающие и задачам отсутствовавшего в то вре­мя Корабельного устава. Скажем, раздел I перечислял общие обязанности чинов фло­та; раздел II назывался «О флагманах и флагманских штабах»; раздел III - «О должностях чинов служащих на кораб­ле»; раздел IV - «О порядке службы на корабле»; раздел V - «Об описных судах и чинах гидрографической эксплуата­ции»; раздел VI - «О почестях, салютах и фалрепных».

И все же этот документ еще не являл­ся полноценным Корабельным уставом для РККФ. Первый советский Корабель­ный устав, утвержденный наркомом по военным и морским делам М.В. Фрунзе, был введен в действие 25 мая 1925 года. В нем нашли отражение идеи о защите стра­ны и повышении боеспособности армии и флота. Устав соответствовал положени­ям первой Конституции РСФСР. До Вели­кой Отечественной войны, в связи с раз­витием оружия и технических средств во­енно-морского флота, он дважды перерабатывался и переиздавался - в 1932 и 1940 годах.

Содержание каждого устава, его дух отражали фактическое состояние военно-морского флота, новые условия вооружен­ной борьбы на море. Именно с этими из­менениями связано появление Корабель­ных уставов в следующих годах: 1951, 1959, 1978 и 2001-м. В их основе лежат опыт Ве­ликой Отечественной войны, появление новых классов кораблей, видов оружия и средств вооруженной борьбы на море, вы­ход кораблей ВМФ в Мировой океан, изме­нения в тактике и оперативном искусстве, организационно-штатной структуре соеди­нений и кораблей и многое другое. Для того чтобы подготовить такой официальный нормативно-правовой документ, необходи­ма была кропотливая, длительная работа. Так, например, для разработки КУ-78 в 1975 году был организован авторский кол­лектив во главе с адмиралом В.В. Михайлиным (в то время - командующим Балтий­ским флотом). В состав авторского коллектива вошли наиболее авторитетные в сво­ей области деятельности адмиралы и офи­церы, каждый - с богатым опытом кора­бельной службы. За основу проекта ими были взяты Корабельный устав 1959 года с внесенными в него изменениями и допол­нениями в 1967 году и Устав внутренней службы 1975 года

Проект устава дорабатывался несколь­ко раз, его рассматривали и изучали во всех флотах, флотилиях, главных управлениях и службах ВМФ, в Военно-морской акаде­мии, высших специальных офицерских классах. Всего поступило 749 предложе­ний и замечаний. Наибольшей переработ­ке подвергались главы: «Основы, корабель­ной организации», «Политическая рабо­та на корабле», «Основные обязанности должностных лиц», «Обеспечение живу­чести корабля», «Пахта». В устав также был включен принципиально новый раз­дел - «Объявление тревог на корабле».

Выверялись и уточнялись буквально каждая строка нового устава, каждое сло­во в нем. Например, такое уставное поло­жение, как «Частое оставление корабля старшим помощником командира кораб­ля несовместимо с должным исполнени­ем им своих ответственных обязаннос­тей», было взято из дополнения к уставу 1951 года. В 1959 году его изъяли, но, как показала жизнь, необоснованно. Поэтому пришлось снова вернуться к хорошо забы­тому старому. Что ж, и таким путем обре­тается мудрость - через тщательное про­сеивание старого опыта в поисках тех кру­пиц, которые могут пригодиться сегодня.

Совершенно по-новому была изложе­на статья о действиях командира при ава­риях, угрожающих кораблю гибелью: «...в мирное время, командир корабля прини­мает меры к посадке корабля на ближай­шую отмель; в военное время, у своего по­бережья. - действует, как в мирное вре­мя, вдали от своего побережья - должен затопить корабль и принять меры к не­возможности его подъема и восстановле­ния противником».

Приказом Главнокомандующего Во­енно-морским флотом Советского Союза № 10 от 10 января 1978 года устав был введен в действие. Требования Корабель­ного устава строго обязательны для лично­го состава экипажей военных кораблей и всех лиц, временно пребывающих на них.

Со времени введения в действие пер­вого советского Корабельного устава до выхода в свет KУ-78 он переиздавался пять раз, то есть в среднем примерно через каж­дые 12 лет. Этот «срок годности» оказался действительным и для KУ-78. В конце 1980-х годов вновь назрела необходимость в принципиальном пересмотре некоторых положений действующего Корабельного устава. В 1986 году появилось 2-е издание KУ-78. Однако быстро меняющаяся обста­новка привела к необходимости включать в КУ-78 большое количество дополнений и изменений. Встал вопрос о кардинальной переработке существующего устава и из­дании нового. Эта работа началась еще в 1989 году, но в связи с развалом СССР ввод в действие нового устава затянулся. Лишь 1 сентября 2001 года приказом ГК ВМФ № 350 был введен в действие новый КУ-2001. Подверглись изменениям мно­гие разделы и отдельные статьи КУ-78, не­которые из них даны совершенно в новой трактовке. Но общая преемственность по отношению к петровскому уставу, безус­ловно, сохранилась.

Первый Морской устав 1720 года стал как бы фундаментом для повседневной и боевой службы моряков тогдашнего регу­лярного Военно-морского флота России, флота героической эпохи Петра Великого. Прошли века, но ратный дух, пронизыва­ющий каждую строку этого российского флотского закона, выраженные в нем воля к победе, ненависть к врагу и любовь к род­ному кораблю, недопустимость спуска фла­га и сдачи противнику - буквально все, чем был наполнен этот исторический документ, переходило, как эстафета, от одного поко­ления русских моряков к другому. Некото­рые положения первого Морского устава оказались настолько жизненными, что на протяжении всей истории русского и со­ветского Военно-морских флотов они оста­лись почти без изменения. Так, в уставе Петра I в книге второй «О флагах и вымпе­лах...» указано: «Вес воинские корабли рос­сийские, не должны ни перед кем спускать флага». КУ-2001 года полностью повторя­ет это требование: «Корабли Военно-Морс­кого Флота России ни при каких обстоя­тельствах не спускают своего флага пе­ред противником, предпочитая гибель сдаче врагам».

Таким образом, Морской устав не толь­ко регулирует внутреннюю жизнь и поря­док службы на военных кораблях и судах, но по существу своему есть свод кодифи­цированных морских обычаев и традиций.

Жить по уставу - значит следовать ему во всем, вплоть до мелочей. Особенно это важно для молодых офицеров. Есть такая поговорка: «Мудрость людей про­порциональна не их опыту, а их способ­ности к его приобретению». Верно под­мечено! Откуда же еще моряку, особенно молодому, черпать флотскую мудрость, как не из Корабельного устава, который дает исчерпывающий ответ практически на любой вопрос, касающийся службы, помогает правильно вести себя в любой ситуации, организовать всякое порученное дело так, чтобы прийти к успеху. Все в ус­таве уже сотни раз проверено и перепро­верено, в том числе и такая закономер­ность: хочешь добиться строгого, по-насто­ящему уставного порядка - читай устав, что называется, от корки до корки. Здесь уместно вспомнить известные поэтичес­кие строки: «О отрок, службою живущий, читай устав на сон грядущий, и поутру, от сна восстав, читай усиленнее устав».

Главному морскому закону Отечества когда-то подчиняли каждое побуждение свое и Ф.Ф. Ушаков, и Д.Н. Сенявин, и М.П. Лазарев, и П.С. Нахимов, и Г.И. Бута­ков, и С.О. Макаров, и герои Великой Оте­чественной. Руководствуются им и моря­ки сегодняшнего дня.

Какие только цитаты, якобы из "Морского Устава" Петра I не бродят по Интернету. Да и не только в Сети его цитируют. К примеру, не раз встречал я такие перлы:
"Боцмана в кают-компанию не пущать, дабы он своим свиным рылом не портил аппетит господам офицерам".
"Штурмана - зело дело своё знающие, до вина и баб охочие, а посему добавить им к жалованью..."
"Интендантов, баталеров и прочую сволочь во время боя на верхнюю палубу не пущать, дабы они своим гнусным видом не позорили воинский дух российский".
И много ещё чего в этом духе. По стилю вроде похоже. А на самом деле, есть ли такие фразы в Петровском Уставе?
..
Не поленился я, нашёл репринтное издание Устава и прочёл его от корки до корки.
.

.
По большому счёту, Петровский Устав - это ОЧЕНЬ практическое руководство для флота, расписывающее и разъясняющее процедуры, правила, субординацию и прочее, вплоть до денежного довольствия и рациона питания.
Вводная часть - исторический рассказ. И здесь приведена мысль, которая в наше время быть может даже более актуальна, чем при Петре.
..
Определяя обязанности Командующего Флотом, Пётр даёт замечательные инструкции касательно суда. Очень стоило бы их применить к нашим нынешним судьям.
.

.
Очень сурово Пётр говорит о казнокрадах.
.

.
Далее Пётр говорит о славе и гордости русского флота, что наши корабли как бы малы они не были, от кораблей РЕСПУБЛИК требовать приветствия путём приспускания их флага.
.

.
Очень известная цитата: "Воинские корабли российские ни перед кем не должны флага спускать". Часто встречал такую надпись в морских штабах и учреждениях ВМФ. К сожалению, фраза эта вырвана из контекста и в Уставе она имеет совсем иной смысл. Это говорится вовсе не о сдаче корабля, а о салюте, то есть о приветствии, когда корабли приспускают флаги на одну треть длины фалиня.
.

.
На самом деле в Уставе оговорены случаи, когда сдача корабля противнику возможна, то есть приказа "Ни шагу назад" в Уставе нет. Всё очень рационально объективно.
.

.
естественно не могу я не разместить здесь слова Государя о капитане.
.

.
Далее подробно расписаны должностные обязанности всех корабельных чинов. Про докторов упомянуто особо.

.



.
Весьма интересная следующая глава. Многие «историки» и писатели выставляют Петра Первого чуть ли не Антихристом, Богохульником и еретиком. Однако вот что написано в Морском Уставе Петра. Приведу главу полностью, уж не обессудьте.