Тест по украинскому языку и литературе онлайн. По каким критериям оценивается сочинение? Как оценивается ЗНО по украинскому языку

Чем сильнее становится противник – тем сложнее с ним бороться и побеждать, тем сложнее добиваться реальных успехов, а не выдавать желаемое за действительное. Командир немецкой подводной лодки U 515 корветтен-капитан Вернер Хенке был последним подводным асом кригсмарине, чьи заявленные успехи в условиях тотального превосходства союзников на море соответствовали действительности. Судьба Хенке примечательна ещё и тем, что гибель этого подводника стала прямым следствием одного из крупнейших его успехов.

Система награждений, введённая в немецком подводном флоте c началом Второй мировой войны, была эффективна и проста – Рыцарский крест за 100 000 тонн потопленного тоннажа и Дубовые листья к нему за 200 000 тонн. Командиры подлодок были мотивированы на получение награды, которая была признаком подводного аса. Но гонка за заветным крестом имела и отрицательную сторону – так называемый оверклейм. Термин этот, пришедший из англоязычной военно-исторической литературы, можно перевести как «завышение заявленных результатов». Чем эффективней становилась противолодочная оборона союзников, тем больше было расхождение между реальными и мнимыми успехами подводников кригсмарине.

Корветтен-капитан Вернер Хенке, 13.05.1909–15.06.1944

Это привело к тому, что сейчас, после получения свободного доступа к документам военного времени, подводных асов Дёница (впрочем, как и любых других асов, будь то лётчики, моряки или танкисты любой воюющей армии) можно разделить на две категории: реальные и дутые. К первой можно отнести тех командиров лодок, которые воевали в Атлантике в 1939–1943 гг. и действительно добивались больших успехов. Ко второй категории относились командиры, воевавшие в период 1944–1945 гг. и зачастую на второстепенных театрах военных действий. При этом основное количество случаев завышения результатов, связанное с применением самонаводящихся и маневрировавших торпед и принципом «слышал взрыв – значит, попал» относится именно к последнему периоду подводной войны.

Вернер Хенке и злополучный «Керамик»

Личность корветтен-капитана Вернера Хенке (Werner Henke) интересна, прежде всего, тем, что он был одним из последних настоящих асов, воевавших в Атлантике. Хенке получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Это были последние Дубовые листья, полученные в подводном флоте за реальную результативность – хотя в один день с Хенке был награждён и Карл Эммерман (Carl Emmermann), он был представлен к этой награде во время своего последнего похода и больше в море не выходил. Хенке же продолжал воевать и топить.

После Хенке и Эммермана Дубовые листья получили всего три человека: Вернер Хартман (Werner Hartmann), Ганс-Гюнтер Ланге (Hans-Günther Lange) и Рольф Томсен (Rolf Thomsen). Однако знаменитый Хартман, бывший командир U 37 и один из результативных асов начала войны, был удостоен награды как командующий подлодками на Средиземноморье. Двое последних, командиры лодок U 711 и U 1202, были награждены в один день, 29 апреля 1945 года, и получили высокую награду за абсолютный оверклейм в атаках. Впрочем, возможно, их награждение носило сугубо пропагандистский характер.


Немецкая подводная лодка U 124, известная своей эмблемой - цветком эдельвейса. Именно на ней Вернер Хенке служил под началом подводных асов Георга-Вильгельма Шульца и Йоханна Мора. Получив под начало собственную лодку U 515, Хенке сделал эдельвейс и её эмблемой. Позднее к ней добавилась вторая эмблема - молоток

Но вернёмся к Вернеру Хенке. В командира лодки он вырос под началом таких знаменитых асов, как Георг-Вильгельм Шульц (Georg-Wilhelm Schulz) и Йоханн Мор (Johann Mohr), у которых он прослужил вахтенным офицером на U 124 чуть больше года. Карьеру командира субмарины Хенке начал в феврале 1942 года. Он не успел поучаствовать в событиях, происходивших у берегов США и в Карибском бассейне в первом полугодии 1942 года, так как принял под командование новую большую подлодку U 515 (тип IXC) и в течение этого времени занимался её испытаниями и тренировкой экипажа. Однако, выйдя в свой первый боевой поход из Киля 12 августа 1942 года, Хенке начал резко навёрстывать упущенные возможности.

За время совершённых им походов, без учёта четвёртого, когда лодка была повреждена самолётами и кораблями ПЛО союзников и вернулась на базу, и последнего, в котором она была потоплена, он практически никогда не возвращался на базу без вымпелов на перископе, символизировавших потопленные суда и корабли.

По немецкой версии военного времени считалось, что на счету Хенке было 28 судов на 177 000 брт. Согласно послевоенным исследованиям, командир U 515 потопил 22 торговых судна на 140 196 брт и плавбазу британских эсминцев «Гекла» (HMS Hecla, 10 850 тонн). Кроме того, за ним числятся торпедированными два судна (на 10 720 брт), а также эсминец и шлюп (3270 тонн), которым U 515 нанесла повреждения различной степени тяжести. Если просуммировать эти цифры, становится видно, что заявленный тоннаж практически соответствует реально потопленному.



Вверху плавбаза эсминцев «Гекла», внизу - эсминец «Марн» (HMS Marne). Ночью 12 ноября 1942 года западнее Гибралтара Хенке атаковал и потопил «Геклу». Эсминец начал подбирать выживших, однако получил торпеду, разворотившую ему корму. К счастью, корабль остался на плаву и в январе 1944 года вернулся в строй. На «Гекле» погибло 279 человек из 847, ещё 13 моряков погибло на «Марне»

Одним из наиболее известных эпизодов, связанных с боевой деятельностью Хенке, является потопление лайнера «Керамик» (SS Ceramic), использовавшегося британским Адмиралтейством как войсковой транспорт, совершавший плавания между Европой и Австралией. Этот пароход неоднократно становился мишенью для немецких торпед ещё с Первой мировой войны, однако судьба благоволила «Керамику», его экипажу и пассажирам до 7 декабря 1942 года. В ту роковую ночь к северо-западу от Азорских островов лайнер подстерегла U 515. Хенке преследовал судно несколько часов, после чего, заняв удобную позицию для стрельбы, точно определил скорость жертвы (17 узлов) и выпустил две торпеды, добившись одного попадания. Так началась одна из самых страшных трагедий подводной войны.

Взрыв торпеды пришёлся на машинное отделение, поэтому судно лишилось хода и электроэнергии. Среди пассажиров паники не наблюдалось, и экипажу удалось спустить шлюпки на воду, несмотря на волнение моря и полную темноту. После этого в течение часа U 515 выпустила в лайнер ещё три торпеды. Последняя из них разломила судно на две части, после чего оно быстро затонуло. Спасшимся не повезло – погода испортилась, пошёл дождь и начался сильный шторм. Шлюпки затапливало, переворачивало, и люди плавали рядом с ними, удерживаемые на воде спасательными жилетами.

Хенке сообщил в штаб о потоплении «Керамика» и получил в ответ приказ вернуться на место атаки и взять на борт капитана, чтобы выяснить маршрут и груз его парохода. Как писал командир U 515 в журнале боевых действий: «На месте гибели судна большое количество трупов солдат и военных моряков, приблизительно 60 спасательных плотов и много лодок, части от самолёта». Позже члены экипажа U 515 вспоминали, что Хенке был очень расстроен открывшейся перед ним картиной.


Пассажирский пароход «Керамик» был построен ещё в 1913 году и успел поучаствовать в Первой мировой. Он входит в 20 самых крупных по тоннажу жертв подводников кригсмарине

Верхняя вахта заметила шлюпку с людьми. В ней были видны женщины и дети, которые махали руками субмарине, но в это время начался сильнейший шторм, и Хенке приказал подобрать из воды первого попавшегося человека. Этим счастливчиком стал британский сапёр Эрик Мандей (Eric Munday), который рассказал немцам, что на судне находилось 45 офицеров и около 1000 рядовых солдат. В действительности, на «Керамике» было 655 человек: 264 члена экипажа, 14 артиллеристов обслуги орудий лайнера, 244 военных, включая 30 женщин из Имперской военной службы медсестёр королевы Александры, а также, согласно купленным билетам, 133 пассажира, включая 12 детей. Все они, кроме Мандея, погибли.

Выжить в шторм, который даже бывалые моряки назвали одним из сильнейших в той области океана, шансов у них не было. Как вспоминал бывший штурман U 515 Вилли Кляйн (Wilhem Klein): «Не было абсолютно никакой возможности спасения кого-либо ещё – это была ещё та погода. Волны были огромные. Я служил на подлодках много лет, и я никогда не видел таких волн». У командира U 515 не было иллюзий на счёт судьбы людей в шлюпках: он понимал, что его торпеды стали причиной смерти множества людей, и впоследствии это стало для него роковым обстоятельством, приведшим Хенке к гибели.

Другой известный случай, связанный с Хенке, произошёл в ночь на 1 мая 1943 года. Тогда U 515 совершила одну из самых удачных индивидуальных атак конвоев за всю войну. Жертвами её нападения стали семь из 18 судов конвоя TS-37, следовавшего из Такоради (Гана) во Фритаун (Сьерра-Леоне) под охраной одного корвета и трёх противолодочных траулеров. По мнению британского историка Стивена Роскилла, командир эскорта конвоя затянул с отправкой сообщения о присутствии в районе немецкой подлодки после перехвата радиограммы с неё, и в результате штаб был извещён только после того, как конвой подвергся нападению. Три эсминца, высланные для усиления эскорта, подоспели «к шапочному разбору». Стоит также отметить, что в этом же походе U 515 сумела потопить ещё три судна, и он вошёл в десятку самых результативных походов, совершённых немецкими подлодками за всю войну – всего на дно пошли 10 судов на 58 456 брт.


Последние мгновения подводной лодки U 515. Снимок тонущей субмарины сделан с борта одного из потопивших её американских кораблей

Вернер Хенке был на особом счету у гросс-адмирала Дёница, о чём говорит очень любопытный инцидент, произошедший между подводным асом и спецслужбами Третьего рейха. 24 июня 1943 года U 515 вернулась в Лориан из 124-дневного похода, третьего по счёту для лодки. Хенке стремительно превращался в «звезду» немецкого подплава, и его успешность была на руку пропаганде. В первом походе он доложил о 10 потопленных судах на 54 000 брт (в реальности – девять на 46 782 брт и одно повреждённое), во втором заявил об уничтожении крейсера типа «Бирмингем» (на самом деле это была упомянутая выше плавбаза «Гекла»), эсминца и лайнера «Керамик» (18 173 брт). За это Хенке был представлен к Рыцарскому кресту и назван самым успешным командиром 10-й флотилии. Третий поход оказался самым успешным: Хенке доложил о 72 000 брт потопленного тоннажа (в реальности 58 456 брт).

Вернер Хенке и гестапо

За свои достижения весь экипаж получил Железные кресты разных степеней, а Хенке полетел 4 июля в ставку Гитлера, где тот вручил ему Дубовые листья. Экипаж U 515 получил отпуск, а его командир поехал отдыхать на горнолыжный курорт Инсбрук в австрийском Тироле, где его ждала жена.

Подводный ас был весьма самолюбив и амбициозен, а награждение лично фюрером, вероятно, придало ему ещё больше самоуверенности. В результате, когда ас узнал о преследовании гестапо одной знакомой ему семьи из Инсбрука, по его мнению, невиновной, он устроил скандал в приёмной гауляйтера австрийского Тироля Франца Хоффера (Franz Hofer ), где отругал секретаря гауляйтера за арест своих знакомых. Однако подчинённых Генриха Мюллера такое заступничество не напугало, и на Хенке завели дело, которое начало расти, как снежный ком.

В результате, когда подробности инцидента стали известны начальству Хенке, главком ВМС Дёниц и командующий подводным флотом фон Фридебург лично нанесли Гиммлеру визит, чтобы заступиться за «государственного преступника». В письме к Гиммлеру фон Фридебург принёс извинения за действия подчинённого, написав, что поведение Хенке является следствием стресса, полученного в ходе подводной войны, которая держит нервы подводников на пределе. Адмиралы уверяли, что поведение своего офицера не оправдывают и уже получили от него полное раскаяние и сожаление о случившемся. Всесильный рейхсфюрер извинения принял и приказал гестапо следствие по делу Хенке прекратить.


Лётчики палубной эскадрильи VC-58 c авианосца «Гуадалканал» позируют на фоне одного из своих «Уайлдкэтов». Именно лётчики «Эвенджеров» и «Уайлдкэтов» из VC-58 совместно с эсминцами «Поуп» (USS Pope), «Пиллсбери» (USS Pillsbury), «Шателейн» (USS Chatelain) и «Флаерти» (USS Flaherty) 9 апреля 1944 года севернее Мадейры потопили U 515 - погибло 16 немецких подводников, ещё 44 попало в плен

Стоит отметить, что подводники действительно периодически имели конфликты с гестаповцами. Так, попавшие в плен члены экипажа потопленной в октябре 1941 года лодки U 111 на допросе рассказали англичанам любопытную историю:

«Согласно рассказу одного из военнопленных, экипаж одной подводной лодки подрался с агентами гестапо рядом с кафе в Данциге. Агенты гестапо грубо толкнули человека в гражданской одежде, который проходил мимо кафе. Как впоследствии оказалось, этим человеком был офицер-подводник, который, недолго думая, в ответ дал в глаз одному из обидчиков, поставив тому бланш. На беду гестаповцам, неподалёку отдыхали матросы с лодки, где служил этот офицер, которые бросились к нему на выручку. Завязалась драка, которая закончилась после того, как гестаповцы выхватили пистолеты. Все моряки были арестованы и доставлены в ближайший полицейский участок для разбирательства. После выяснений обстоятельств конфликта полицейские попросили офицера извиниться, чем конфликт был бы исчерпан. Однако тот отказался. Дело дошло до следствия, которое, правда, было вскоре прекращено. Военнопленный заявил, что если бы кто-нибудь из гестаповцев во время потасовки выстрелил бы в моряков, то он (гестаповец) был бы покойником».

Кроме этого возникает ещё один любопытный нюанс – история Хенке перекликается с рассказом Герберта Вернера (Herbert Werner) в его «Стальных гробах» о подобном случае, где автор мемуаров рассказывает, как он ходил в гестапо освобождать своего отца:

«Я немедленно отправился в отделение гестапо на Линденштрассе, находившееся недалеко от нашего дома. Морская форма и награды позволили мне пройти мимо охраны без лишних вопросов. Когда я вошёл в просторный зал, секретарша за столом у входа поинтересовалась, чем могла быть полезной.

Я полагал, что ему редко приходилось видеть офицеров-подводников, да ещё таких, чьи отцы сидят за решёткой.

Мне пришлось ждать встречи с оберштурмбанфюрером довольно долго. Времени было достаточно, чтобы обдумать план беседы. Затем секретарша провела меня в отлично меблированный кабинет и представила шефу СС в городе. Итак, передо мной был могущественный человек, которому стоило пошевелить пальцем, чтобы решить чью-либо судьбу. Этот офицер средних лет в серой полевой форме СС больше напоминал вальяжного бизнесмена, чем хладнокровного карателя. Приветствие фон Молитора было столь же необычным, сколь его внешний вид.

– Приятно увидеть для разнообразия флотского офицера. – сказал он. – Я знаю, что вы служите в подводном флоте. Весьма интересная и увлекательная служба, не правда ли? Что я могу для вас сделать, лейтенант?

Я ответил ему ледяным тоном:

– Герр оберштурмбанфюрер, в вашей тюрьме содержится мой отец. Без всяких оснований. Я требую его немедленного освобождения.

Дружелюбную улыбку на его полном лице сменило выражение беспокойства. Он бросил взгляд на мою визитную карточку, снова прочёл мое имя и затем произнёс, запинаясь:

– Мне не сообщали об аресте отца отличившегося моряка. К сожалению, лейтенант, должно быть, произошла ошибка. Я немедленно разберусь в этом деле.

Он что-то написал на листе бумаги и нажал кнопку вызова. Из другой двери вошёл ещё один секретарь и взял у шефа листок.

– Понимаете, лейтенант, меня не информируют по каждому конкретному случаю ареста. Но полагаю, вы пришли к нам только по делу своего отца?

– Разумеется. И я считаю причину его ареста…

Прежде чем я мог совершить большой промах, высказавшись резко, снова вошла секретарша и вручила фон Молитору другой лист бумаги.

Некоторое время он внимательно изучал его, затем сказал примирительным тоном:

– Лейтенант, теперь я в курсе дела. Вечером отец будет с вами. Уверен, что три месяца в заключении послужат ему уроком. Сожалею, что всё так произошло. Но ваш отец не должен винить никого, кроме себя самого. Рад, что смог оказать вам услугу. Надеюсь, что ваш отпуск ничто больше не омрачит. Прощайте. Хайль Гитлер!

Быстро поднявшись, я коротко поблагодарил его. Конечно, никакой услуги шеф СС мне не оказывал, вряд ли он смог бы проигнорировать мое требование освободить отца».

Если сравнить рассказ Вернера с инцидентом между Хенке и гестапо, то создаётся впечатление, что Вернер сильно приукрашивает своё влияние на гестаповца, особенно говоря о том, что последний не мог проигнорировать требование об освобождении. Вряд ли оберштурмбанфюрер был столь смущён визитом офицера-подводника, что начал запинаться и лебезить. Поэтому придётся оставить этот рассказ на совести автора «Стальных гробов», отнеся его к списку небылиц, которые опубликовал Вернер в своей книге.

Вернер Хенке и смерть в плену

Возвращаясь к дальнейшей судьбе Вернера Хенке, нельзя не отметить тот факт, что ему не удалось избежать участи многих других своих коллег-командиров подлодок. 9 апреля 1944 года U 515 была потоплена севернее острова Мадейра. Хенке попал в плен к американцам вместе с большей частью своего экипажа. Командиру американского эскортного авианосца «Гуадалканал» (USS Guadalcanal) Даниэлю Гэллери (Daniel Vincent Gallery), который командовал противолодочной группой, потопившей лодку, удалось хитростью склонить немецкого аса и других членов его экипажа к сотрудничеству.


Кэптэн Гэллери и его старший помощник коммандер Джонсон на мостике «Гуадалканала». Немецкие флажки обозначают атаки на лодки U 544, U 68, U 170 (повреждена), U 505 и U 515

Гэллери тонко сыграл на опасениях немцев попасть в руки англичан, так как они считали, что их ждёт трибунал за потопление «Керамика». Как писал в своих мемуарах командир «Гуадалканала», Хенке в разговоре с одним из охранников поведал, что незадолго до выхода U 515 из Лориана радиостанция Би-Би-Си передала пропагандистское сообщение на все базы немецких подлодок. В нём было сказано, что англичане выяснили: после потопления «Керамика» U 515 всплыла и расстреляла из пулемёта людей в шлюпках. Поэтому, как говорилось далее в передаче, в случае попадания кого-либо из экипажа U 515 в плен к британцам, он будет предан суду за убийство и повешен, если будет признан виновным.

На Хенке и его людей радиопередача произвела тяжёлое впечатление. Несмотря на то, что никакой стрельбы по шлюпкам не было, экипаж U 515 вовсе не горел желанием оказаться в руках британцев и пойти под суд за вымышленное убийство. Узнав об этом от старшины, кэптэн Гэллери решил воспользоваться информацией:

«Само собой, он [Хенке] полностью отрицал расстрел шлюпок, и, вполне возможно, рассказал эту историю, чтобы выставить англичан в неприглядном свете. Теперь англичане утверждают, что никогда не давали такого в эфир, но не могут объяснить, зачем Хенке было выдумывать такую историю в 1944 году. Лично я совершенно не верю в расстрел шлюпок, но в то же время мне кажется, что англичане вполне могли дать в эфир подобное. В любом случае, эта рассказанная мне история дала пищу для размышлений. Я уже понял, что Хенке не горит желанием попасть в Англию. Мне стало интересно, как далеко я смогу зайти с идеей о гипотетической отправке его туда. Взвесив все «за» и «против», я решил попробовать один трюк. Я подделал радиосообщение для «Гуадалканала», т.е. сам написал выдуманный текст, якобы исходящий от Главкома Атлантического флота на официальном бланке. Текст гласил: «Британское Адмиралтейство просит, чтобы вы передали им экипаж U 515 во время дозаправки в Гибралтаре. Учитывая переполненность людьми вашего корабля, разрешаю действовать по своему усмотрению».

Когда Хенке был вызван к командиру «Гуадалканала» и ознакомлен с этой «радиограммой», он помертвел в лице. Как писал Гэллери, подводный ас был храбрым и жёстким, но его удалось загнать в «адскую ситуацию». Гэллери предложил Хенке сделку – немецкие подводники дают расписку о сотрудничестве, и остаются в руках американцев. В результате 15 апреля Хенке, а затем и другие члены экипажа U 515 подписали заранее подготовленный документ, в котором обещали сотрудничать с американцами в обмен на невыдачу их британцам:

«Я, капитан-лейтенант Хенке, клянусь своей честью офицера, в случае, если меня и мою команду поместят военнопленными в Соединённых Штатах, а не в Англии, говорить на допросах только правду».

Неизвестно, насколько кривил душой адмирал Гэллери, написав о том, что англичане отрицали сам факт выхода в эфир такой передачи. Американский историк Тимоти Маллиган позже писал, что после возвращения U 515 во Францию немецкие журналисты взяли у Хенке и спасенного им Мандея интервью о «Керамике», использовав фрагменты из него в пропагандистской передаче по радио, где сообщалось об успехе немецких подводников, потопивших лайнер. Как удалось установить Маллигану, ответ на неё не заставил себя долго ждать:

«Союзники ответили в марте 1943, выпустив в эфир свою пропагандистскую передачу от имени вымышленного персонажа «коммандера Роберта Ли Нордена» (под этим псевдонимом по радио выступал лейтенант-коммандер ВМС США Ральф Г. Альбрехт). Вещая на частоте немецких флотских приёмников, «Норден» обвинил Хенке в расстреле как минимум 264 выживших с «Керамика» и назвал командира U 515 «военным преступником №1», пообещав ему трибунал. Тот факт, что эта радиопередача была фальшивкой, был подтверждён шифровкой в мае 1944 года от высокопоставленного офицера разведки ВМС США своему канадскому коллеге: «Вообще-то, вся эта история является выдумкой, и, насколько мы знаем, он [Хенке] при потоплении «Керамика» действовал вполне законно».

Стоит отметить, что, оправившись от первого удара, Хенке пришёл в себя и впоследствии отказался сотрудничать и соблюдать подписанное им соглашение. Это представляло для американцев серьёзную проблему. Во-первых, Хенке был не простой подводник, и его заслуги и характер могли сделать его лидером среди немецких пленных в руках американцев. Во-вторых, он был вторым подводным асом с Дубовыми листьями, попавшим в плен. Первым был знаменитый Отто Кречмер, который попал в руки англичан и стал для них большой головной болью. Он организовал суд над офицерами U 570, которые сдали свой корабль врагу. Он активно готовил побеги из лагерей военнопленных и установил кодированную связь с Дёницем в письмах, пересылаемых через Красный крест. Намучившись с непокорным подводным асом, англичане перевезли его в Канаду, но Кречмер отличился и там, устроив массовую рукопашную схватку между пленными и охранниками, вошедшую в историю как «Битва в Бауменвилле».

Американцы понимали, что Хенке вполне может стать такой же причиной неприятностей для них, какой был Кречмер для англичан. Поэтому после отказа командира U 515 от своей расписки допрашивающие немецкого офицера следователи решили припугнуть непокорного аса выдачей его британцам, объявив, что уже назначен день его отправки в Канаду. Это привело к катастрофическим последствиям: Хенке решил избежать английского трибунала, покончив с собой. Способ расстаться с жизнью он выбрал довольно необычный.


Только что выловленный из воды Вернер Хенке в окружении американских моряков на палубе эсминца «Шателейн». Жить ему оставалось чуть более двух месяцев

Днём 15 июня 1944 года Хенке на глазах охраны лагеря для военнопленных (форт Хант, штат Вирджиния) бросился к проволочной ограде и полез на неё, не реагируя на предупреждающие окрики часовых. Когда офицер-подводник находился уже на самом верху ограды, один из охранников выстрелил. Хенке был тяжело ранен. Американцы пытались спасти его жизнь, но подводный ас скончался в машине по дороге в госпиталь.

Командир U 515 умер, находясь в неведении, что противник пытался использовать его заблуждения насчёт потопленного лайнера. Даже попади он в руки британцев, вряд ли последние сумели бы на законных основаниях предъявить ему обвинения в военном преступлении, несмотря на большие человеческие жертвы. «Керамик» был законной целью для подлодки, и с неё не стреляли по шлюпкам из пулемётов. Но знавшие Хенке люди описывали его как человека гордого и решительного, и, видимо, он решил не допускать для себя бесчестья быть повешенным. Так нелепо завершилась жизнь одного из последних реальных немецких подводных асов, которого его биограф Тимоти Маллиган назвал «Одиноким Волком».

Литература :

  1. Hardy C. SS Ceramic: The Untold Story: Includes the Rescue of Sole – Central Publishing Ltd, 2006
  2. Gallery D. V. Twenty Million Tons Under the Sea – Henry Regnery Company, Chicago 1956
  3. Busch R., Roll H. J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 9. Norderstedt
  5. Вернер Г. Стальные Гробы – М.: Центрполиграф, 2001
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  8. http://historisches-marinearchiv.de
  9. http://www.uboat.net
  10. http://uboatarchive.net
  11. http://www.stengerhistorica.com

ЗНО

Запрошуємо пройти онлайн тести з української мови для школярів, студентів, учнів, дітей та дорослих. Цікаві питання з відповідями. Проводьте приємно, цікаво і з користю свій вільний час. Проходьте тести, з"ясуйте, як добре ви знаєте українську мову та дізнайтесь нові цікаві факти на цю тему.

Перевіряйте свої знання, відповідаючи на запитання тестів з української мови з відповідями, які підготували й надіслали автори нашого сайту. Цих українських ерудитів та їхні роботи зможете побачити на сторінці "Автори запитань". І не тільки побачити, а й познайомитись з ними через соціальні мережі, якщо будете мати таке бажання.

Тести з української мови будуть корисні як для простої перевірки знань й кращого вивчення рідної мови, так і для підготовки до зовнішнього незалежного оцінювання. За структурою вони схожі на тести ЗНО з української мови й відповідають всім потрібним вимогам. На сайті "Український ерудит" також розміщені тести ЗНО з минулих років. Кожен тест ЗНО з української мови розділений на декілька частин по 10 -12 запитань, тому що не в кожного учня вистачає часу й терпіння пройти відразу всі кілька десятків завдань повного тесту ЗНО. Відповіді та кількість набраних балів показуються після проходження тесту. В кожному завданні можна подивитись пояснення до відповіді.

Творчий колектив сайту, до якого входять найкращі вчителі української мови, створює власні авторські тести з мови. Кожен тест містить завдання з певної теми предмета. Якщо вам сподобалась робота автора, або навпаки, виникли сумніви у правильності якоїсь відповіді, то свою думку ви можете висловити у коментарях до кожного тесту. Також можете поширити тести по українській мові у соцмережі для своїх друзів та знайомих.

  • Іменник як самостійна частина мови. 10 клас. Тести з української мови про іменник
  • Дієслово як частина мови. Укр тестування з теми "Дієслово"
  • Прислівник як незмінна самостійна частина мови. Тести українська мова на знання відомостей про прислівник
  • Числівник як частина мови. Укр тест про числівник
  • Фонетика. Тести з української мови онлайн на знання теми "Фонетика".
  • Службові частини мови. Українська мова тести про службові частини мови
  • Спрощення приголосних. Тести з укр мови на вміння правильно спрощувати приголосні
  • Наголос. Проблемні випадки наголошування слів. Українська мова тести про складні випадки правильного наголошування слів
  • Подвоєння та подовження приголосних. Тестування укр на вміння правильно подовжувати та подвоювати приголосні
  • Цікавий світ лексикології. Тести по українській мові про лексикологію
  • Написання м"якого знака. Укр тест на вміння правильно писати м"який знак
  • Частини мови та члени речення. Тести онлайн з української мови для дітей початкових класів на знання частин мови та членів речення
  • Написання ненаголошених голосних. Тести з мови на вміння правильно визначати ненаголошені голосні в словах
  • Скринька фразеологізмів. Тести з української мови на знання фразеології
  • Філологічний мікс. Тестування укр, що повністю відповідає вимогам ЗНО
  • ЗНО з української мови 2018 року. Запитання 1-10.
  • ЗНО з української мови 2018 року. Запитання 11-23
  • ЗНО з української мови 2018 року. Запитання 24-33
  • Пробне ЗНО 2018 року запитання 1-10
  • Пробне ЗНО 2018 року запитання 11-20
  • ЗНО 2017 року запитання 1-10
  • ЗНО 2017 року запитання 11-20
  • ЗНО 2017 року запитання 21-30
  • ЗНО 2017 року запитання із додаткової сесії

Якщо в даному розділі ви не знайшли потрібних тестів з української мови, тоді запропонуйте свої цікаві запитання. Створюйте авторські тести з мови. Надсилайте нам листи й ваші роботи побачать всі українці. Станьте одним з авторів сайту!

Для того, щоб зв"язатись з нами, зайдіть у розділ "Контакти" й заповніть форму зворотнього зв"язку.

Український Ерудит

Для нерадивых учеников ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы вполне можно «завалить» ЗНО. Если раньше сертификат с минимальными баллами выдавался школьникам в любом случае, то в 2018 году для того, чтобы получить на руки заветный документ, вам придется набрать хотя бы 24 первичных балла. Особенно важным в этом плане является один из обязательных предметов, выносимых на итоговый контроль – украинский язык и литература.

С одной стороны, языковая экзаменация считается простым ЗНО – ученики, которые не могут справиться с этим предметом, встречаются крайне редко. С другой стороны, высокий балл можно получить лишь в том случае, если ученик понимает языковые нормы и правила, обладает отличным словарным запасом и увлеченно читает рекомендованную литературу. А чтобы упросить вам процесс подготовки к этому предмету, мы расскажем, каким будет ЗНО по украинскому языку и литературе в 2018 году, и как можно сдать его на высший балл.

Демонстрационный вариант ЗНО

Дата ЗНО-2018 по украинскому языку

Каким будет ЗНО в 2018 году?

Максимум первичных баллов, которые можно получить за экзамен по украинскому языку и литературе, равен 104. Работа пишется на протяжении 180 минут. Экзаменация по данному предмету не предполагает использования дополнительных предметов или материалов справочного характера. Чуть ниже мы опишем требования, выдвигаемые к ученикам, а также перечислим разделы, знание которых обеспечит вам высокий балл за экзаменационную работу.

Программа ЗНО в части украинского языка

Каждому ученику предстоит показать, насколько успешно он освоил разделы, посвященные фонетике, орфоэпии и орфографии, овладел лексикой и фразеологией, понимает строение слов и особенности их образования, освоил морфологию и синтаксис. Кроме того, для получения высоких баллов выпускник должен обладать развитой речью и понимать стилистику литературного украинского языка. При проверке работы комиссия оценит следующие параметры:

  • знание алфавита, а также правил произношения и чередования звуков;
  • умение применять орфоэпические нормы при расстановке ударений, распознавать орфограммы и применять правила;
  • способность пояснять лексические нормы украинского языка, подбирать слова синонимического и антонимического характера, а также грамотно применять фразеологизмы;
  • понимание строения слов, умение опознать однокоренные слова;
  • способность к дифференциации существительных, прилагательных, глаголов, частиц, предлогов, числительных, причастий, деепричастий и восклицаний как частей речи;
  • овладение навыками спряжения глаголов, склонения существительных, прилагательных и числительных, а также правильное использование частей речи в языковых конструкциях и понимание классификации частей речи;
  • навыки в построении предложений с различной эмоциональной окраской и грамматическим строением, умение различать предложения и словосочетания, способность разобрать предложение на составные части;
  • овладение навыками преобразования прямой речи в непрямую речь;
  • способность распознавать различные стили речи, а также пользоваться средствами речи для достижения определенных целей;
  • умение запоминать и ретранслировать смысл прочитанного, отделяя основную мысль от второстепенных выражений, а также навыки критического осмысления, анализа и пересказа.

Программа ЗНО в части литературы


Не жалейте времени на подготовку! На ЗНО вам предстоит решить 58 заданий за 180 минут, что невозможно без тщательной предварительной работы!

В этой части ЗНО ученикам предстоит показать, что они ориентируются в устном народном творчестве, а также украинских литературных трудах XVIII, XIX, XX веков, творчестве писателей-эмигрантов и трудах, созданных авторами-постмодернистами. Проверяя данную часть работы, комиссия будет оценивать:

  • умение анализировать литературные произведения с точки зрения их основной мысли, персонажей и их мотивов, а также использованных автором художественных средств;
  • знание художественных произведений различных жанров;
  • понимание следующих литературных понятий: романтизм, реализм, эпос, драма, лирика, сатира, гротеск;
  • умение найти в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы;
  • способность ориентироваться в модернистском и постмодернистском направлениях украинской литературы;
  • навыки в использовании риторических вопросов и поэтического синтаксиса, включая инверсию, тавтологию, параллелизм.

Особенности экзаменационной работы

Выпускникам предстоит решить 58 заданий, распределенных на три части:

  • первая часть – 33 задания по украинскому языку;
  • вторая часть – 24 задания по украинской литературе;
  • третья часть – 1 задание в виде сочинения.

Все задания из первой и второй частей имеют различную сложность:

  • в заданиях под номерами 1-23, 29-33 и 34-53 достаточно выбрать один правильный ответ из списка предложенных;
  • в заданиях с номерами 24-28 и 54-57 следует установить соответствия между двумя столбцами, создав «логические пары»;
  • задание номер 58 предполагает, что ученик напишет небольшое сочинение на дискуссионную тему, записав свои мысли на отдельном бланке.

По каким критериям оценивается сочинение?

Сочинение – это часть работы, которая может принести до 20 баллов, поэтому к ней предъявляются особые требования. Учеников будут оценивать по нескольким критериям:

  • первая группа критериев охватывает содержание и композиционное оформление мыслей. Члены комиссию проверят, насколько хорошо школьник умеет формулировать тезис (данный навык оценивается в 2 балла), приводить аргументы (2 балла), использовать литературные примеры (2 балла) и примеры исторического или жизненного характера (2 балла), соблюдает логику и последовательность работы (2 балла), умеет делать выводы (2 балла);
  • вторая группа критериев касается речевого оформления текста. Проверка орфографии может принести ученику 4 балла, если он допустил не более 1 ошибки, 3 балла, если ошибок было от 2 до 6, 2 балла при наличии 7-11 ошибок, 1 балл – если ученик допустил 12-16 ошибок. Большее число ошибок означает, что эта часть работы будет оценена в 0 баллов. Отдельно оценивается лексическая, грамматическая и стилистическая компоненты. Если ученик сумел допустить не более 1 ошибки, то он заработает 4 балла, от 2 до 4 ошибок – 3 балла, от 5 до 7 ошибок – 2 балла, от 8 до 10 ошибок – 1 балл. Если число ошибок превысило 11, данная часть работы оценивается в 0 баллов.

Отдельно стоит сказать, что ученику нужно будет написать работу объемом не менее 100 слов – сочинения меньшего объема оцениваться не будут.

Как оценивается ЗНО по украинскому языку?


Высокий балл за ЗНО сможет исправить низкую оценку за предмет в аттестате

На основании итогов ЗНО ученикам ставится итоговая отметка, которая непосредственно влияет на школьный аттестат. При этом учитываются итоги не всех заданий билета, а лишь баллы, полученные за задания №1–23, 29–33 и 58. Перевод баллов в 12-балльную шкалу выглядит следующим образом:

  • 0–5 баллов соответствуют 1 баллу по школьной системе;
  • 6–10 – 2 баллам;
  • 11–15 – 3 баллам;
  • 16–20 – 4 баллам;
  • 21–26 – 5 баллам;
  • 27–32 – 6 баллам;
  • 33–38 – 7 баллам;
  • 39–43 – 8 баллам;
  • 44–49 – 9 баллам;
  • 50–55 – 10 баллам;
  • 56–61 – 11 баллам;
  • 62–68 – 12 баллам.

Если ученик не может набрать хотя бы 24 первичных балла, его работа оценивается в 0 баллов, а это значит, что сертификат не выдается. Современная система поступления устроена так, что сложно заранее понять, каким будет проходной балл на бюджет. Итоговое распределение мест зависит от того, каков текущий конкурс в ВУЗ на выбранную вами специальность, какими баллами могут похвастаться другие абитуриенты, и как они распределили свои приоритеты.

Безусловно, ученики с высокими баллами вряд ли «пролетят» мимо бюджетных мест (исключая те случаи, когда вузу дают всего 1-2 бюджетных места). Таким образом, для гарантированного зачисления на бюджет стоит набрать хотя бы 92 первичных балла из 104 за ЗНО по украинскому языку и литературе.

Как подготовиться к экзаменации?


Скачайте билеты прошлых лет и используйте их для подготовки к экзамену!

Совмещение в одном билете языковой и литературной части означает, что на подготовку к этому ЗНО вам придется отвести немало дней. Успех при сдаче ЗНО во многом зависит от того, будете ли вы следовать нашим рекомендациям.

  • Возьмите учебники за все годы обучения украинскому языку или методические разработки для подготовки к ЗНО, тщательно повторите все правила и исключения;
  • Запаситесь книгами по литературе, чтобы осмыслить терминологию и научиться распознавать художественные приемы;
  • Скачайте и прорешайте прошлогодние билеты (см. ссылки в начале статьи). Так вы сможете понять критерии оценивания, а также структуру и содержание ЗНО;
  • Отточите навыки использования языковых норм – регулярно пишите диктанты, стараясь воспринимать на слух не только произношение, но и синтаксические и пунктуационные моменты. Такое упражнение поможет вам развить чувство языка;
  • Напишите десяток сочинений на темы, которые были предложены ученикам в билетах прошлых лет. При этом строго придерживайтесь критериев, на основании которых комиссия будет оценивать сочинение на реальном экзамене. Так вы доведете соблюдение этих норм до автоматизма;
  • Составьте план для изучения литературных произведений, вынесенных на ЗНО. Авторы, труды которых могут фигурировать в билетах: Г. Сковорода, И. Котляревский, Т. Шевченко, П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий, П. Мирный, И. Карпенко-Карый, И. Франко, М. Коцюбинский, О. Кобылянская, Л. Украинка, П. Тычина, М. Рыльский, В. Сосюра, О. Вишня, А. Довженко, В. Симоненко, О. Гончар, В. Стус, Л. Костенко. Кроме того, в программу экзамена входит устное народное творчество, писатели-постмодернисты и древние труды типа «Слова о полку Игоревом» и «Повести прошедших лет». Такой внушительный список предполагает, что читать произведения придется с самого начала года;
  • Не лишним будет прочесть критику произведений, вынесенных в программу ЗНО – так вы сможете лучше понять произведения философской направленности и вычленить главную мысль, заложенную в них автором;
  • Не забывайте проходить тесты на онлайн-симуляторах ЗНО – это позволит закрепить терминологию и научит вас быстро принимать решения.