Наклонение определение. Наклонение глагола как одна из основных категорий данной части речи в современном русском языке



Глаголы визъявительнок наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределённой-формы иногда отсекается, например: видеть - вижу, увидеть - увижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим), прошедшее (читал(-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем. строить), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), постро
ил^) и будущее простое (прочитаю, построим).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: сделал бы, принёс бы.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами: Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он мо-
же т. как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов); Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат (В. Маяковский).
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы вповелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, идите в школу; встань пораньше, встаньте пораньше. Живи, учись, гордись, мой сын, что ты советский гражданин (С. Михалков).
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы (М. Горький).
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание: при- сядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка ко мне (см. «Частица», с. 146).

Еще по теме НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛ:

  1. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
  2. § 56. Определение категории наклонения.Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола
  3. § 56. Определение категории наклонения. Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола

На уроке о понятии глагола вы узнали, что действие может обладать самыми разными свойствами и мыслиться может совершенно по-разному. И глагол все это разнообразие выражает своими формами. На этом уроке вы узнаете, какие свойства действия глагол может выражать с помощью наклонения.

1. Учебное наблюдение

Рассмотрим разные формы глаголов и попробуем определить, когда эти действия совершаются:

ходила

ходишь

будет ходить

ходил бы

ходи

Итак, ходила . Что делала? - действие совершается в прошлом.

Ходишь . Сейчас. Что делаешь? - это настоящее время. Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим.

Будет ходить . Он будет ходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова. Т. е. действие только будет совершаться.

Ходил бы. Когда совершается это действие? Ходил бы ты к нам почаще . А совершается ли данное действие вообще? Нет! Кто-то только желает, чтобы оно совершалось. И время мы тут определить не можем!

Ходи ! Когда совершается действие? В настоящем времени? В прошедшем? В будущем? А ни в одном из времен! Действие представлено как просьба, приказ. И опять-таки неизвестно, совершится оно или нет.

2. Три наклонения глагола

С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.

Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.

Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти): читай, читайте .

Наклонение глагола - непостоянный признак.

3. Глаголы в условном (сослагательном) наклонении

Образование форм условного (сослагательного) наклонения

Взяла + БЫ (Б)

Условное наклонение - аналитическая форма.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Время и лицо у глаголов в сослагательном наклонении не выделяются!

Оттенки значений условного наклонения:

Если бы ты пришла раньше, мы сделали бы все к сроку. (условие, возможное действие)

Я бы сейчас с удовольствием съела мороженое. (желательность)

Как бы гроза не началась… (опасение, сомнение)

4. Глаголы в повелительном наклонении

Значение форм повелительного наклонения:

1. Приказание: Стой на месте! (внимание: Стоять! - это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола)

2. Просьба: Приходи к нам почаще.

3. Простое побуждение Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.

4. Разрешение, позволение: Ну, ладно, сходи погуляй.

5. Предостережение: Смотри, не зевай, а то все пропустишь!

6. Мольба: Помилуй!

7. Ироническое побуждение: Держи карман шире!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + (те): приходи, приходите, учись, учитесь

- Пусть (пускай), да, давайте + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.

Обратите внимание!

Прячьтесь

Прячьте

Отрежьте

Ешьте

Мягкий знак перед - те сохраняется!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Edu.glavsprav.ru ().
  2. Gramma.ru ().

1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, прилягу, ляг.

2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.

3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь.

4. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка ?

5. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного.

Категория наклонения глагола

Наклонение — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая отношение процесса к действительности. Значение это выражается в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Изъявительное наклонение представляет процесс как реальный в прошлом, настоящем или будущем (читал — читаю — буду читать ). В отличие от повелительного и сослагательного наклонений изъявительное наклонение не имеет особого морфологического показателя наклонения: в этом качестве используются морфемы времени и лица.

Значение реально осуществляемого процесса может быть совмещено с дополнительными модальными характеристиками — решимости, готовности, угрозы и другими, привнесенными лексической семантикой, синтаксисом и интонацией: Пойду-ка я домой!; Она обязательно придет; Вот я ему задам!

Повелительное наклонение выражает волеизъявление говорящего — просьбу, приказ или побуждение к действию: Принеси документы; Отдайте билеты; Пойдемте в театр. Повелительное наклонение не имеет форм времени. В систему форм повелительного наклонения входят формы 2 л. ед. и мн.ч. и 1 л. мн.ч. (формы совместного действия). Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени глаголов совершенного и несовершенного вида.

Форма 2 л. ед.ч. образуется с помощью окончания или нулевого окончания. При этом конечная парно-твердая согласная основы чередуется с соответствующей мягкой. Для правильного образования формы необходимо знать место ударения в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени изъявительного наклонения. Если ударение падает на окончание, то форма 2 л. ед.ч. образуется, как правило, с помощью окончания -и: пишу — пиши , иду — иди , учусь — учись.

В глаголах бить , вить , лить , пить , шить , а также в глаголах с основой настоящего или будущего простого времени на [j ] и инфинитивом не на -ить форма 2 л. ед.ч. образуется посредством нулевого окончания: бью — бей , вью — вей , лью — лей , пью — пей , шью — шей (при одновременном чередовании нуля звука в производящей основе и гласной е в форме повелительного наклонения), а также стоять стою стой , петь пою пой , жевать жую жуй.

Если ударение в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего простого времени падает на основу, то форма повелительного наклонения образуется с помощью нулевого окончания и равна основе (орфографически в форме повелительного наклонения й после гласной, ь после мягкой и шипящей): читать читаю читай , сесть сяду сядь , резать режу режь .

От этого правила отступают глаголы, основа которых заканчивается несколькими согласными, а также глаголы с ударной приставкой вы- (соотносительный глагол без приставки вы- имеет ударение на окончании): помнить помню помни , морщить —морщу морщи , вынести вынесу вынеси , выгнать выгоню выгони. В некоторых случаях возможны вариантные образования, причем формы с нулевым окончанием чаще употребляются в разговорной речи: чистить чищу чисти и чисть , выставить выставлю выстави и выставь. Наконец, некоторые глаголы образуют форму 2 л. ед.ч. от основы, отличающейся от основы настоящего времени: -давать- — -давай , вставать — вставай , создавать — создавай , -знавать — знавай , дать — дай , создать — создай , есть — ешь , ехать — поезжай.

Форма 2 л. ед.ч. используется для побуждения к действию собеседника, адресата речи: Алла, напиши письмо. В разговорной речи, в командах возможно употребление формы 2 л. ед.ч. с вторичным значением для побуждения к действию некоего множества собеседников или адресатов речи: Все наверх! Слушать команду! Ставь фор-бом-брам-сели! (А. Н. Толстой).

Форма 2 л. мн.ч. образуется с помощью постфикса -те , присоединяемого к форме 2 л. ед.ч. (хвали хвалите , отрежь отрежьте , вставай вставайте ). Эта форма используется для побуждения к действию нескольких лиц, адресатов речи (Пассажиры , будьте бдительны ) или одного лица в случае вежливого обращения на "Вы" (Владимир Николаевич , проходите в комнату ).

Формы 1 л. мн.ч. (формы совместного действия) могут быть синтетическими и аналитическими. Синтетическая форма совместного действия внешне совпадает с формой 1 л. мн.ч. изъявительного наклонения у глаголов совершенного вида и несовершенного вида, обозначающих однонаправленное движение, но отличается от них особой интонацией побуждения: идем , бежим , летим.

К этой форме при вежливом побуждении может присоединяться постфикс -те: Поспоримте , пожалуйста , о чем-нибудь (А. Герцен). Аналитическая форма совместного действия образуется сочетанием частицы давай (те ) с инфинитивом глагола несовершенного вида: Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества , над улучшением качества (В. Маяковский). Форма совместного действия используется для побуждения к такому действию, в котором предполагает принять участие и говорящий.

Побуждение к действию может иметь различные оттенки значения. Для выражения приказа или категорического требования чаще употребляются формы глаголов совершенного вида (сядь, купи , встань ). Формы глаголов несовершенного вида обозначают самое широкое приглашение к действию — просьбу, совет и т.д. (садись , покупай , вставай ). При употреблении с отрицанием повелительное наклонение глаголов несовершенного вида выражает, как правило, запрещение (Не ставь вещи в угол ). Для выражения предостережения с отрицанием употребляются глаголы совершенного вида, обозначающие такие процессы, которые нежелательны и осуществляются помимо воли носителя процессуального признака: заблудиться , заболеть , заразиться , испачкаться , простудиться и т.п. {На улице ветрено , не простудись; Будь осторожен , не оступись ). В разговорной речи в таких конструкциях для усиления значения предостережения нередко употребляется семантически опустошенная форма смотри: Смотри , не опоздай; Смотри , не проговорись. Различные оттенки побуждения морфологически не выражены, они создаются интонацией и лексическим значением глагола: одна и та же форма, произнесенная с разной интонацией, может обозначать и приказ, и требование, и совет, и мольбу, и вежливое приглашение к действию.

Форма 2 л. ед.ч. может быть адресована не только собеседнику, но и самому говорящему или третьемулицу, а также употреблена в обобщенно-личном значении: Брат нашалит , а я держи ответ;

Что за житье никогда не солги (И. Гончаров); Нас с тобой , будь мы хоть статские советники , ни за что не пустят (А. Чехов). При этом выражается не собственно побуждение во всех его разновидностях, а желательность, допущение, долженствование.

С близким значением желательности, допущения, долженствования часто употребляются и сочетания частицы пусть (пускай ) с формами 3 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения (пусть читает , пускай войдет ). Такие сочетания иногда включают в парадигму повелительного наклонения в качестве аналитических форм 3 л. ед. и мн.ч. Частица пусть (пускай ) может сочетаться с формами 1 и 2 л. изъявительного наклонения: Пусть вы будете рассказчиком; Пусть мы будем на высоте. Близость таких сочетаний к свободным синтаксическим конструкциям, не позволяет включать их в парадигму повелительного наклонения в качестве полноправных членов.

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемый, возможный или желаемый процесс: Сказал бы ты это вовремя. , ничего бы не случилось; Почитал бы он книгу. Особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Формы сослагательного наклонения аналитические, они образуются сочетанием глагольной формы на -л, совпадающей с формой прошедшего времени, и частицы бы и изменяются по числам и родам (в ед.ч.): светило бы , светила бы , светило бы , светили бы. Частица бы может быть отделена от формы на -л другими словами, а также входить в состав союзов чтобы , дабы , если бы , как если бы и некоторых других. В том случае, если частице предшествует оканчивающееся на гласный звук слово, частица может выступать в виде б: Когда б не смутное влеченье / Чего-то жаждущей души , / Я здесь остался б наслажденье / Вкушать в неведомой тиши: / Забыл бы всех желании трепет. / Мечтою б целый мир назвал (А. Пушкин).

Формы сослагательного наклонения могут также употребляться для выражения желания или совета: Хорошо бы он пришел сегодня; Ехал бы ты в деревню. В сложноподчиненных предложениях формы сослагательного наклонения используются с уступительным значением, обычно в сочетании с союзами и союзными словами: Что бы ни было , мы неразлучимы перед вечностью (Ю. Бондарев).

Сфера употребления частицы бы в русском языке очень широка. Эта частица и без сочетания с формой глагола на -л может выражать присущие сослагательному наклонению значения: Ну и жара , кваску бы; Поспать бы немного; Узнай бы я об этом , ему несдобровать. Как довольно редкую можно отметить возможность сочетания частицы бы с причастием: Человек , обретший бы уверенность , с большим оптимизмом смотрит в будушее. Однако все эти случаи не входят в морфологическое сослагательное наклонение.

Формы наклонений могут выражать самые разнообразные значения и употребляться в переносных значениях, т.е. в функции других наклонений.

Например, для выражения побуждения наряду с формами повелительного наклонения в русском языке широко используются формы изъявительного и сослагательного наклонений. Такое употребление характерно для форм 2 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения, причем важную роль при этом играет побудительная интонация: Сейчас же пойдешь домой и принесешь мне книгу!; Вы немедленно возвращаетесь к себе в часть и обо всем докладываете командиру! С побудительным значением встречаются и формы прошедшего времени глаголов начать , кончить , пойти , поехать , полететь , взять , взяться и др.: Ну , вместе , дружно начали !; Пошел вон отсюда вот что я тебе говорю. Использование форм изъявительного наклонения с побудительным значением усиливает категоричность побуждения: говорящий таким образом подчеркивает уверенность в выполнении выраженного им волеизъявления. Вместе с тем в конструкциях с частицей не формы изъявительного наклонения могут выражать и смягченное побуждение, просьбу:

Не расскажете ли нам что-нибудь , Иван Федорович? С таким же значением ослабленного побуждения употребляются и формы сослагательного наклонения: Сергей , шел бы ты домой. Но если в конструкции есть частица чтоб , побуждение, выраженное формой сослагательного наклонения, имеет весьма категорический характер: Чтоб немедленно вернул мне книгу!

Точно так же значение предполагаемого или возможного процесса может быть выражено не только сослагательным наклонением, но и формами изъявительного и повелительного наклонений. Формы прошедшего времени изъявительного наклонения употребляются для обозначения возможного, легко осуществимого действия: Не канатом он с Ермилом-то связан , бросил да пошел (А. Островский). С условным или уступительным значением нередко употребляются и формы повелительного наклонения: Об этом и слова не скажи ; За что ни возьмись , все из рук валится; Приди ты раньше , все было бы хорошо; Ей волю дай , и тебя из избы выгонит.

Особый случай представляет употребление формы 2 л. ед.ч. повелительного наклонения для обозначения неожиданного действия, всегда в сочетании с и , да и: Ведь узнала барыня Матрену и меня узнала , старая , да жалобу на меня и подай (И. Тургенев); А я и вспомни о вашем предложении. Для усиления значения внезапности, неподготовленности действия в таких конструкциях часто употребляется форма возьми: А он возьми да и скажи это вслух. Осуществление названного глаголом действия (подай, вспомни , скажи ) никак не связано с волеизъявлением говорящего. Такое употребление формы дает возможность говорящему лишь квалифицировать действие как неожиданное, неподготовленное. Форма 2 л. ед.ч. повелительного наклонения в таком употреблении по значению очень близка форме прошедшего времени глаголов совершенного вида.

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.