Урок на тему осложненные предложения. План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Простое осложненное предложение

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Учитель: Кошелева Л. П.

Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова.

Цели:

Предметные (образовательные):

    выработать умение видеть вводные слова в предложении;

    формировать умение конструировать предложения с вводными словами;

    формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;

    коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Метапредметные (развивающие):

Личностные (воспитывающие):

    воспитание интереса к предмету и внимания к слову;

    воспитание любознательности, творческой активности;

    воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.

1Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Что вы знаете о предложении? «Бусы»

2.Создание учебной ситуации

Актуализация знаний(Работа в зоне актуального развития обучающихся)

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Простое осложненное предложение» Запишем число и тему урока.

Но прежде вы должны сказать, что мы о нем уже знаем?

Предлагаю вам задание. Что это за слова?

КОНЕЧНО БЕССПОРНО

Вводные слова.

Постановка учебной задачи

Что мы уже знаем про вводные слова? Забыли? Проблема?

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.

Узнать о …, определить их … и роль в …

(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)

И сегодня мы должны выяснить…

Чтобы решить нашу проблему мы должны вспомнить

что такое вводные слова, Провести исследование и ответить на вопросы:

3. Добывание недостающих знаний

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.

счастью стремятся к все люди Докажите, что это действительно предложение Бесспорно, наверное, возможно, к радости. Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середин. (Впереди предложения) Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? Как вы думаете, почему? Побуждающий диалог Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения Что мы выяснили? Подчеркиваем его особо. (+++). Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-п е рвых, во-вторых, в-третьих и т.д. Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали! Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих …. Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью. Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения. А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным? Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось. К счастью, мы быстро решили трудную задачу. Ведь мы - умелые конструкторы предложений! Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова: [ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ]. Изменился ли при этом смысл предложения? Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод

Какие затруднения вы испытываете?

Первичное закрепление

А у вас на столах лежат таблицы. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.


    Мир кажется мне книгой.

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Выглядит он, правда, неважно.

    Миша, несомненно, решит задачу. (уверенность)

    К счастью, прозвенел звонок (радость)

    Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой горные козлы.(предположение)

1

Спасибо, ты хорошо справился со своим заданием.

****************************************************************************

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Чем хорош автомобиль? _ во-первых __________, в нем удобно ездить.
_
во-вторых____________, он быстро передвигается. В -третьих ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,
конечно , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_
С одной стороны______________, без автомобилей уже не обойтись, а _ с другой_ ______, – кроме пользы, немало от них и вреда.
_____
значит_ ________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта

1

Задани е: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

    Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.

    Июнь возможно будет теплым.

    Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.

    К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.

    Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.

    Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.

    Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

Сделаем вывод

“Вводные слова”.

Что такое вводные слова

Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.

являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания,

меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

4.Самостоятельная деятельность

Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.

1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)

2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)

3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)

4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)

5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)

6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)

7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!

(М.Бородицкая)

8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)

9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)

Учитель: Проверим.

1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.

2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.

3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.

Какие орфограммы встретились?

БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)

Корни с чередованием (собираешься)

ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)

Ь после шипящих, разделительный Ь…

***********************************************************************

1

Рефлексия Цифровой диктант

1-Предложения с однородными членами.

2-Предложения с обращениями

3- Предложения с вводными словами

4- Предложения со сравнительными оборотами


4.Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

2.Что ты, моя старушка, приумолка у окна?

1.Встают предо мною деревни, поля и леса.

2. Ты солнцем создан,Алтай, живи и процветай.

3.Алтай, несомненно, красивейшая горная страна.

1.Мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной.

4.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.

3.Гора Белуха, безусловно, высочайшая вершина Алтая.

3.Может быть, вам запомнится этот урок.


1

Кластер

Простое предложение может быть осложнено

Сравнительными оборотами Однородными членами

Обращениями

Вводными словами

Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Урок № 51. Осложнённое простое предложение

Цель урока:

    активизировать знания обучающихся о второстепенных членах предложения;

    совершенствовать умения обучающихся выделять второстепенные члены и давать им синтаксическую характеристику;

    активизировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения;

    рассмотреть отличительные особенности однородных/обособленных членов предложения;

    совершенствовать умения определять способ осложнения предложения;

    совершенствовать умения пунктуационно грамотно оформлять осложнённые предложения на письме;

    развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;

    совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

Проверка домашнего задания

Оценить умения обучающихся выделять и характеризовать главные члены предложения, а также синтаксически анализировать предложения; актуализировать и систематизировать знания обучающихся о видах второстепенных членов предложения

Работа по орфографии и пунктуации

Отработать правописные умения и навыки, оценить пунктуационные умения (тире между подлежащим и сказуемым)

Фронтальная беседа

Актуализировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об однородных членах, о разграничении однородных и неоднородных определений

Запись под диктовку

Отработать умение разграничивать однородные и неоднородные определения и пунктуационно оформлять их на письме

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Отработать умения определять способ осложнения простого предложения и пунктуационно оформлять это на письме, умения находить и исправлять пунктуационные ошибки в простом осложнённом предложении

Самостоятельная работа

Совершенствовать правописные навыки, отработать умение синтаксически анализировать простое осложнённое предложение

Проверочная работа

Совершенствовать умение делать синтаксический анализ простого осложнённого предложения

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

Подготовка к ЕГЭ

Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Преподаватель по цепочке с комментированием проверяет выполнение упр. 240 (1-3). Параллельно на доске в качестве проверочной работы двое обучающихся выделяют грамматические основы и характеризуют главные члены предложений № 5, № 8, № 9 того же упражнения.

    Укажите второстепенные члены предложения.

    Синтаксически охарактеризуйте каждый второстепенный член предложения.

    Рассмотрите таблицу и подготовьте связные ответы о второстепенных членах предложения.

Раздаточный материал

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей

это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака

Прямые

Косвенные

Согласов.

Несогласов.

1) Обр. действ., меры и степени: как? В какой степени? сколько?

2) Времени: когда? как долго?

3) Места: где? куда? откуда?

4) Причины: почему?

5) Цели: зачем?

6) Условия: при каком условии?

7) Уступки: несмотря на что?

Вид связи: примыкание, управление

относятся к переходным гл.

Вид связи: управление

Все остальные

Согл. с опред. словом в роде, числе и падеже

Вид связи: согласование

Не согл. с опред.

Вид связи: управление, примыкание

Выражены

1) сущ. в В. п. без предлога;

2) сущ. в Р. п. при отрицании или если указывает на часть целого

Выражены прилаг., определ., указат., притяж. Местоимениями, порядк. числит., причастием, причастным оборотом

Выражены сущ. с предлогом, наречием, инфинитивом, сочетанием сущ. с прилаг. или числ.

выражены сущ. в косв. пад., наречием, деепричастием, деепричастным оборотом, сравнительным оборотом

III . Работа по орфографии и пунктуации

    Запишите предложения. Объясните в них орфограммы и пунктограммы.

1. Говорить, не думая, – значит, стрелять, не целясь. 2. Лошадь, сани, деревья, бык, пр и вяза нн ый к столбу, – всё было бело и казалось мягким, пушистым. 3. Маленькие, заплывшие глазки угрюмо испод лобья глядели по сторонам то на пл о тину, то на два сарая с навесами, то на старые, неу клюжие ветлы. 4. На мост поднимались вялые, изн е могающие от жары люди. 5. Облитые осл е пительным солнечным блеском, воды св е ркают, как растоплё нн ое с е р е бро.

IV . Фронтальная беседа

    Определите структуру записанных предложений. (Простые предложения)

    Предложение № 3 разберите по членам предложения.

3. Маленькие, заплывшие (однородн. согл. опред., причинно-следств. связь, выраж. прил. и прич.) глазки (подлеж., выраж. сущ.) угрюмо (обст. обр. действ., выраж. нар.) исподлобья (обст. обр. действ. + места, выраж. нар.) глядели (пр. гл. ск.) по сторонам (обст. обр. действ., выраж. сущ. с пр. в П. п.) то на плотину, то на два сарая (однородн. косв. доп., выраж. сущ. в В. п. с предл. + кол.-им. соч. с разделит. повторяющимся союзом то…то…то) с навесами (несогл. опред., выраж. сущ. в пр. пад. с предл.), то на старые, неуклюжие (однородн. согл. опред., причинно-следств. связь, выраж. прил.) ветлы (однородн. косв. доп., выраж. сущ. в В. п. с предл.).

    Укажите способы осложнения данных предложений 1) обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями (пр. № 1), сравнительным оборотом (пр. № 5), 2) однородными членами предложения (пр. № 2, № 3, № 4), 3) обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (пр. № 5).

    Укажите в тетради-памятке способы осложнения простого предложения.

Простое осложнённое предложение

Однород-ные члены

Обособленные члены

Ввод-ные конст-рукции

Обра-щения

Междо-

метия

Определ.

Обстоят.

Дополн.

    сочин. союзов или отсутствие (можно вставить)

    нал. / отсутствие обобщ. слов

    одиночное ПЛ/ДП после опред.сл.

    распр. ПЛ/ПЧ:

    после опр. сл.;

    если опр. сл. выраж. личн. мест.;

    при дистант. Положении по отнош. к опред. сл.;

    если имеет знач. причины

    одиночное ДП

    сравн. об.

    Предложного падежного сочетания (кроме…, несморя…, согласно… и др.)

Не явл. членом предл.

Не явл. членом предл.

Не явл. членом предл.

Это, брат, ух, как горько и, ух, как подло!

ПЛ – прилагательное; ПЧ – причастие; ДП – деепричастие.

    В чём синтаксическая особенность однородных членов предложения? (Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения.)

V . Наблюдение над языковым материалом

Раздаточный материал

    Расставьте там, где это необходимо, знаки препинания.

1. Вечерами за рекой поднимался туман. 2. Он долго со всех сторон обдумывал и ласкал мыслью вопрос о дуэли. 3. На перрон из-за снежных елей быстро вышел широкоплечий человек в фуфайке. 4. В походке и в движениях и в звуке голоса его была решительность и твёрдость.

    Почему в предложениях № 1 и № 3 обстоятельства не являются однородными? (Отвечают на разные вопросы, являются разными видами обстоятельств: поднимался когда? вечерами – обст. времени, поднимался где? за рекой – обст. места; вышел куда? на перрон – обст. места, вышел откуда? из-за елей – обст. места.)

    Как связаны однородные члены в данных предложениях? (Посредством перечислительной интонации и сочинительных союзов.)

    Какие виды сочинительных союзов вы знаете?

    На какие виды делятся сочинительные союзы по структуре? (Одиночные, повторяющиеся и двойные.)

    Объясните пунктуацию между однородными членами предложения с соединительными союзами / разделительными / противительными.

    Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами при наличии обобщающего слова, стоящего: 1) перед однородным рядом, 2) после однородного ряда.

    Перечислите условия, при которых определения, не связанные соч. союзами, будут однородными.

    Рассмотрите таблицу и сформулируйте правило о разграничении однородных и неоднородных определений.

Раздаточный материал

Однородные и неоднородные определения

Однородные

Неоднородные

    стоят после определяемого слова: по дороге зимней, скучной…;

    одиночное опред. + распр. определение: чистое, по-весеннему светлое небо…

    обозначают признаки однородных предметов: жёлтые, белые, розовые цветы…;

    опред. являются средствами выразительности (эпитетами, метафорами): таинственная, колдовская сила омута;

    одна группа опред. противопоставлена другой группе опред.: голос не хриплый, усталый, а бодрый и радостный;

    между определениями причинно-следственная связь (можно вставить поэтому или потому что ): легковерное, любящее сердце (легковерное, потому что любящее; любящее, поэтому легковерное)

    кач. прил. + относ. (притяж.): серый маленький дом, заячий пушистый хвостий;

    распр. опред. + один. опр.: едва слышная протяжная песня, последний школьный звонок;

    мест. + прил. (но! Прочитал другую научную книгууже читал научную; прочитал другую, научную книгу – до этого читал книгу не научную );

    характеризуют предмет с разных сторон: большие блестящие глаза

VI . Запись под диктовку

Узкая верёвочная лестница; на работе блеск и движенье, грохот и гром; глухая, подсознательная боль; огромный старый сад; пушистые, раскидистые ветви; я либо робел, либо важничал; хрустальные, позолоченные, серебряные сервизы; наивные, детские вопросы; певец хорош, да кичлив; густо-зелёная, тяжёлая гладь пруда; в рощице молодой, сосновой; диван с высокой мягкой спинкой; не слыхать стука, ни крика, ни бубенцов; столик с намертво прикрученной к нему настольной лампой; не имел ни брата, ни сестры; старинный серебряный подсвечник; он оказался не рослым, худым, а меленьким и упитанным; были не только винтовки, но и пулемёты; чёрные, зелёные, синие пятнышки забегали пред его глазами; на лицах выражалась если не боязнь, то беспокойство; первая юношеская любовь.

    Выделите однородные члены предложения, укажите их синтаксическую функцию.

VII . Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Задание 1. Расставьте необходимые знаки препинания. Графически обоснуйте свои действия. Укажите способы осложнения простого предложения.

1. Окошки крайних изб скворечня на кабаке тополей и церковный крест всё горит ярким золотым пламенем. 2. Это были длинные бетонные здания мраморные угрюмые. 3. Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково. 4. Улыбаясь потирая руки и подмигивая глазом Иван Карлыч на цыпочках и не оглянувшись подошёл к двери ведущей в спальную и осторожно боясь скрипнуть отворил её… 5. Князь Шеин несмотря на своё видное положение в обществе а может быть и благодаря ему едва сводил концы с концами. 6. В воздухе стоит странная смесь звуков чудовищный треск хлопанье пламени похожее на хлопанье тысячи птичьих крыльев человеческие голоса блеянье мычанье скрип колёс. 7. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых и слабо мерцающих фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши лошадиные спины плечи шапки. 8. Вопреки зиме над морем простирался неправдоподобно яркий лазурный штиль.

Задание 2. Исправьте ошибки, обоснуйте свои действия.

1. Надо знать и любить, и беречь свою землю. 2. Он не упал, а проявив ловкость, удержался ухватившись за ветку, и полез выше. 3. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. 4. В отдельные дни по случаю тех или иных спектаклей целевого назначения к зданию театра подавались машины. 5. Балки, тёмные углы, печные трубы, запах пыли, странная, землистая почва под ногами – производят на неё впечатление сказочной декорации. 6. Швейцар зажёг свечу и обошёл зелёные оранжевые залы, и успокоился. 7. Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев. 8. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты, и сложности, прозрачности, и глубины в пушкинских стихах и прозе. 9. Она, кажется, осталась довольной и счастливой. 10. Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.

VIII . Самостоятельная работа

    Выполните упр. 232.

IX . Проверочная работа

    Сделайте полный синтаксический анализ предложений.

1. И река, дымившаяся внизу, и седой бесконечный лес по сторонам, и лохматые псы, хрипло лающие из-за скрипучих ворот, – всё показалось очень знакомым, как будто пришедшим из страшных сказок. (1 вариант)

2. Заложив руки в карманы, откинув назад голову, то и дело забегая вперёд матушки, он казался совсем молодым человеком, наконец-то дождавшимся этой встречи. (2 вариант)

X . Подведение итогов урока

XI . Сообщение домашнего задания

    Подготовьте связные ответы по темы: «Однородные члены предложения», «Обособленные определения», «Обособление обстоятельств», «Обособление дополнений», «Вводные слова и их смысловые группы», «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения».

    Выполните упр. 230, упр. 233.

XII . Подготовка к ЕГЭ

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Вдали стояли стройные ___ чуть-чуть розовые на солнце паруса рыбачьих лодок.

    Запятая ставится, так как разделяет однородные составные именные сказуемые.

    Запятая ставится, так как при сочетании прил. + распр. Прил. определения считаются однородными.

    Запятая не ставится, так как между опред. стройные и розовые нет причинно-следственной связи и эти определения являются неоднородными.

    Запятая не ставится, так как при сочетании прил. + распр. прил. определения считаются неоднородными.

2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

    между подлежащим и сказуемым;

    после обобщающего слова перед однородным рядом;

    после однородных членов при продолжении предложения;

    в бессоюзном сложном предложении при пояснении.

3.

Пламя перебежало на ели (1) и сосны (2) и (3) раздуваемое ветром (4) разгоралось со стоном (5) и свистом.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Несколько раз он клал ложку и кашлял (1) желая начать говорить (2) но (3) взглянувши пристально на отца (4) опять принимался за еду (5) уже казавшуюся ему безвкусной.

5 .

Выполняя поставленные требования

    были достигнуты высокие результаты;

    работа имела успех;

    мне трудно быстро и качественно написать реферат;

    посетители заполняли бланки.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Уезжая из родного города

    мне становится грустно;

    сердце начинает болеть;

    у меня даже руки начали дрожать;

    каждый испытывает тревогу.

(Ответы: 1. 2; 2. 3; 3. 4; 4. 2; 5. 4; 6. 4.)

Тема: Простое осложненное предложение

Цели: 1 . систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2 .закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4 . содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства )

Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать. Определите цели нашего урока.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала :

(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие слова называются обобщающими?

Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы )

2) вводные слова и вставные конструкции:

Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения )

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения )

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире )

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? (Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Какие члены предложения называются уточняющими?

С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

1. Проверка домашнего задания:

Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют )

2. Задания, связанные с причастными, деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

Послушайте текст и определите его тему.

Назовите основную мысль текста.

Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.

Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для вас?

(устные ответы-рассуждения учащихся, учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных осложнённых конструкций )

  1. Информация о домашнем задании

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

3. Составление тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Рефлексия

Урок- практикум по русскому языку «Русский чай»

Цели:

    Образовательная : обобщение знаний по теме «Простое осложненное предложение», закрепление правил орфографии и пунктуации.

    Развивающая : способствовать развитию комплексного анализа текста, совершенствованию способностей учащихся конструировать ответ в форме связанного высказывания.

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, заинтересовывать в здоровом образе жизни.

Тип урока : урок- практикум.

Обоснование : проводится в конце изучения материала 8 класса с целью систематизации обобщения знаний. При подготовке ученики читают дома пройденный материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает дидактический материал на тему « Русский чай». На уроке используются карточки с текстами и заданиями, опорные схемы. Работа на уроке такого типа может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, по карточкам, самостоятельная, коллективная, в группах.

План урока :

    Организационный момент.

    Мотивация и целеполагание.

    Введение в тему урока. Повторение теоретических сведений к теме

  1. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.

    Контролирующее задание для всего класса (по вариантам).

    Слуховой диктант.

    Подведение итогов.

    Задание на дом.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание: сегодня на уроке мы продолжим разговор о предложении как единице синтаксиса: а) обобщим знания по теме; б) повторим несколько правил орфографии и пунктуации, в) выполним различные виды разборов, г) узнаем, откуда в России появился чай, о его полезных свойствах.

3.Введение в тему урока.

Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. И традиции эти замечательны. Каждая эпоха вносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но неизменными остались заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом- солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать даже об имени его, не накормив и не предоставив отдыха. В народном творчестве по этому поводу есть множество пословиц и поговорок.

4. Вопросы для беседы:

А) Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

Б) У многих народов России гостеприимство выражается через приглашение попить чаю. А что это за напиток? Почему он пользуется такой популярностью? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте 1.

Давайте выразительно прочитаем текст

Прежде всего, у чая очень мягкий неповторимый аромат,

ни с чем несравнимый вкус.

Но сказать о вкусе и запахе чая – это, значит, сказать очень мало. Чай - богатейшая аптека.

Чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, создающие неповторимый аромат 4 . В свежих листьях чая витамина C в четыре раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в десять раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Дайте характеристику предложению, чем осложнено данное предложение?

Расскажите о способах обособления определения. Постройте опору - помощник.

В) Какая страна является родиной чая? (Китай).

Существует придание: однажды (это было много веков назад до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Г) О том, как чай попал в Европу, мы узнаем из текста 2, над которым и поработаем.

Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок- фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварила весь фунт чая в миске, слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья. Залив их сметаной, подала к столу.

Задания к тексту:

1.

2. В выделенном предложении замените глагол причастием, запишите в тетрадь.

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и расскажите о правилах обособления обстоятельств. Постройте опору - помощник.

Д) Когда же чай стал известен в России? Об этом узнаем из текста 3

Первыми в России чай узнали жители Сибири. Проник он туда из Монголии и постепенно распространился по стране. В 1638 году чай появился при царском дв…ре под названием «китайская трава». Его пр..вез боярский сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был навяз…н довольно значительный запас чая-64 кг. При дворе царя Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился Царю и боярам и позже вош..л в употребление. В 1665 году был заключён договор на поставку чая из Китая.

Задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, выделите морфемы.

3. Устное задание. В выделенном предложении замените глагол деепричастием, объясните знаки препинания.

5. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.

У многих народов выработались и бытуют свои национальные способы приготовления чая. Правила эти довольно строги. Их надо выполнять тщательно, аккуратно, точно и быстро. В этом основа секрета успешного заваривания.

6. Контролирующее задание для всего класса. На материале памяток «Как заваривать чай» выполните задания (по вариантам). После выполнения заданий представитель от каждой группы рассказывает о способах заваривания чая.

1 вариант.

Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

Как заваривать чай

Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако напиток не должен бурно кипеть- такая вода способна убить аромат самого лучшего чая;

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком;

Всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают полотенцем. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно;

Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный.

Самый лучший чай после первого настоя.

2 вариант.

    Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

    Найдите односоставные предложения с главным членом –сказуемым. Укажите, какие это предложения.

    Выделите грамматические основы предложений.

    Укажите предложение с обособленным определением. Подчеркните.

Индийский способ заваривания чая

Национальным напитком в Индии является так называемый замороженный чай. Его готовят следующим образом: на 300-350 грамм воды кладут 3 чайные ложки лучшего чая, который заваривают обычным способом в течение 5 минут и остужают. Затем специальный стакан вместимостью 0,5 л наполняют несколькими кубиками льда, заливают в него весь остуженный чай, добавляют сахар и лимон, нарезанный дольками, примерно половину плода, а иногда сок всего плода, который выжимается в стакан, после чего пьют чай чрезвычайно маленькими глотками.

3 вариант.

    Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

    Прокомментируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, составить схему предложения.

    Найдите односоставные предложения с главным членом –сказуемым. Укажите, какие это предложения.

    Выделите грамматические основы предложений.

Английский способ заваривания чая

Англичане – одна из самых чаепотребляющих наций в мире. Англичане пьют чёрные чаи, в основном южноазиатские (на 50% индийские и на 30% цейлонские). Культ чая господствует почти в каждой английской семье. Пьют англичане чай с молоком или со сливками, предварительно подогревая сухой чайник. Затем в него насыпают чай из расчета1 чайная ложка на чашку воды плюс 1 чайная ложка «на чайник». Чайник тотчас заливают кипятком (дважды) и настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, в сильно разогретые чашки разливают согретое, но некипяченое молоко- по2-3 столовой ложки и затем в молоко наливают чай. Англичане пьют чай в строго определенные часы: утром за завтраком, во время ланча (13 часов) и в «файф о , клок», т.е. в полдник (17 часов).

7. – Сколько народов, столько форм чаепития. Но русское чаепитие невозможно представить без самовара. О том, как пьют чай и что подают к нему - отдельный большой разговор. Мне хотелось бы, чтобы ваш дом был уютным и радостным, чтобы продолжались наши традиции гостеприимства. Я надеюсь, что вы будете заботиться о своем здоровье, знать чувство меры во всем, даже в заваривании чая.

- Слуховой диктант.

Напоследок прослушайте полезный совет, после прослушивания выпишите глаголы с безударными личными окончаниями.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно напиться,

Чай всех снадобий полезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг!

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом. Изучить тексты о том, как пить чай и что подавать к чаю.

Цель:

Познакомить обучающихся с понятиями «простые и сложные предложения»; научить распознавать простые и сложные предложения, определять их основные признаки, строить простые и сложные предложения; развивать речь, фонематический слух, память, внимание;

Воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Учитель: Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное - верьте в себя, и все у вас будет хорошо!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

улыбки подарим гостям,

к уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

II . Проверка выполнения домашнего задания.

III . Актуализация опорных знаний.

Лингвистический диктант. (Слайд 1)

Раздел лингвистики, изучающий звуки речи - фонетика.

Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения - орфоэпия.

Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами - графика.

Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова - лексика.

Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.

Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка - культура речи.

Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? Синтаксис.

Проверка:

Фонетика, орфоэпия, графика, лексика, орфография, культура речи, синтаксис (Слайд 2)

Что обозначает последнее слово? (Синтаксис)

Назовите самую маленькую синтаксическую единицу.

Что же такое словосочетание?

Закрепление знаний о словосочетании

Ребята из другой школы, тоже пятиклассники, выполняя задание своего учителя, выписать из предложения Вчерашний снегопад засыпал в лесу звериные тропинки. (Слайд 3) все словосочетания, выписали следующее:

вчерашний снегопад, снегопад засыпал, засыпал в лесу, в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

Внимательно изучите запись и ответьте на вопрос: Правильно ребята выполнили задание или что-то забыли? (грамматическая основа, слово с предлогом не могут быть словосочетанием)

Какие ещё слова не являются словосочетанием. (однородные члены предложения)

(Слайд 4) Запишите словосочетания в тетрадь, разберите их с подробным объяснением.

вчерашний снегопад, засыпал в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

Упражнение «Узнай слово» (Слайд 5)

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ
  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ
  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ
  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Ответ: предложение.

В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (Синтаксис).

Грамматическая сказка (Слайд 6)

А сейчас послушайте сказку:

Жили-были Король и Королева. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола.

О ком говорится в сказке? (О подлежащем и сказуемом)

Что такое подлежащее и сказуемое?

Словарная работа (Слайд 7)

В тексте сказки вам встретились незнакомые слова. Давайте познакомимся с их значением.

Камзол - старинная короткая мужская одежда, сшитая в талию, обычно без рукавов, впоследствии замененная жилетом.

Мантия - широкая и длинная одежда в виде плаща. Королевская мантия.

Упражнение в нахождении грамматической основы предложения

Найдите грамматическую основу в предложении и выпишите её в тетрадь, составьте схему предложения..
На землю падают крупные снежинки. (Слайды 8, 9)

Падают снежинки

Подготовка к изучению темы урока (Слайды 10)

Прочитайте предложения.

Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Почему?

Решите орфографические задачи.

Распределите предложения на две группы.

Снег покрыл землю, и наступила настоящая з..ма. Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Завывает в поле х..л..дный ветер, гуляет в..юга. Осень уступила.

Затруднение? (Слайд 11). Почему такое задание вызвало у вас затруднение? (Не хватает знаний)

Коллективная работа

Тогда давайте порассуждаем. Посчитайте количество грамматических основ в каждом предложении. (Слайд 12)

Запись темы урока в тетрадь

Тема: Виды предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные предложения. (Слайд 13)

Постановка учебных задач урока. (Слайд 13)

1) Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте следующие опорные слова 1) познакомиться с... и...;
2) учиться различать... и...;
3) учиться ставить...

4) Правильно, ребята. Мы познакомимся с простыми и сложными предложениями; будем учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы работаем по теме «Синтаксис», то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем на своих уроках.

(Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка - опустить руки вниз.)

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, суффикс, предложение, обращение, буква, подлежащее, существительное, точка.

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала в учебнике, с. 129. (Слайд 14)

Беседа по вопросам (Слайд 15)

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются сложными?

Чем различаются бессоюзные и союзные сложные предложения.

Попробуйте по памяти перечислить союзы и специальные слова, которые используются для связи частей сложного предложения.

Выполнение тренировочных упражнений:

1) Что объединяет записанные на экране предложения? (Слайд 16)

Выпал снег.

Ребята радуются зимнему снегу.

(Предложения простые)

2) Работа в парах: сложить из карточек предложения

3) Проверка:

Какие предложения у вас получились? Прочитайте их.

Какие они по количеству грамматических основ в них.

Запишите одно из них под диктовку на доске и в тетради, подчеркните грамматические основы.

Небо медленно заволокли тучи, и снег повалил густыми хлопьями.

4) Составить по картинке простое предложение. Записать его в тетрадь. (Слайд 17)

1) Снег сверкает и искрится.

2) Реку тронул первый лед.

3) На ветках деревьев лежит пушистый снег.

4) Природа застыла в ожидании морозов.

5) Заснеженные деревья отражаются в воде.

Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что понравилось на уроке?

Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?

Какой темой были объединены все предложения на сегодняшнем уроке?

Ребята, вы любите зиму? А за что?

Зима не только красивое и весёлое время года, но и суровое. Как вы думаете, почему? Кому приходится трудно зимой?

Домашнее задание: теоретический материал, с. 129, упр. № 287 (Слайд 18)

На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то вторую полоску - в зелёный, если ничего не понятно, то последнюю полоску - в синий.

Чтобы скачать материал или !