Ударение значение. Понятие и использование

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Ударение – способ образования фонетически целостного сегмента речи.

1. Словесное ударение – выделение одного слога в слове с помощью длительности, громкости, высоты, в том числе с помощью их сочетания.

2. Динамическое (силовое) – ударный слог самый громкий в слове (англ., франц.)

3. Квантативное (долготное) – ударный слог самый длительный (новогреч.)

4. Музыкальное (тоновое) – ударный слог выделен высотой и характером изменения тона (китайский, корейский, вьетнамский).

5. Тактовое ударение – объединяет несколько слов в речевой такт (синтагму).

6. Фразовое ударение – объединяет несколько тактов во фразу.

В зависимости от места ударения различают ударение фиксированное, которое закреплено за определенным по счету слогом (финск., чесш., франц., польск.).

Ударение может быть подвижным и неподвижным.

Словесное ударение в русск. яз. свободное, т.е. может находиться на любом слоге.

При неподвижном ударении его место в слове остается неизменным при образовании грамм. форм, а также при словообразовании (дОля-дОли-дОлю-дОлей и т.д.).

Подвижное ударение при изменении слова может перемещаться с одного слога на другой и даже уходить за пределы слова (спинА – спИну, нАф спину).

Различают также слабое ударение, побочное ударение, логическое.

Вопрос

Фонема- отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, рассматривае­мый в его функции, т. е. как средство для различе­ния и материал для построения значимых единиц языка - слов и морфем, в отвлечении от тех осо­бенностей его произношения и звучания, к-рые не вызывают смысловых различий в словах и морфе­мах; основная фонетич. единица языка. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре в 1874 для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Кур­тенэ еще в 1870 высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». По пред­ложению своего ученика Н. В. Крушевского он обозначил новым термином «Ф.» лингвистич. «эквивалент» физич. звука, т. е. звук, рассматриваемый с точки зрения его существенных для языка свойств; Ф. как «фонетический» элемент языка он противопоставил материальному звуку как элементу «антропофоническому».

Транскрипция . Существует несколько типов транскрипции:

1) фонетическая (если нужно полностью отобразить произношение): легкий – [l"ohkej ]

2) фонематическая (соответственно орфографии): легкий – [l’ogkoj ]

Например, слово «безжалостный» по первому типу транскрибируется как [bizzalasnej ], а по второму как [bezzalostnoj ]

3) практическая – звуки одного языка записываются знаками своего: beautiful [bju:tэfl ] – [бьютифул ]

4) транслитерация – передача графем одного языка знаками своего: beautiful – [беаютифул ]

Примеры транскрипции по первому и второму типу:

Яблоко – – ; ногти – - ; сказка – –

Исторические чередования: скак ать – скач у (к g ч), ног а – нож ка (г gж). Собирать – собрать – чередования в корне могут быть традиционными или служить грамматическим различием.

Транскрипция особый вид записи речевых образований по средствам специальных символов с опорой на звучание слова, его реализации в речи.

Транслитерация – особый вид записи речевых образований по средствам специальных символов с опорой на их буквенный (графемный) состав

Научная транскрипция и транслитерация

Используют спец. символы

Имеют жесткое соотношение (фонема-графема в транскрипции и графема-графема в транслитерации) и правила написания.

Практическая транскрипция и транслитерация

Используют обычные символы языка

Имеют более свободные правила написания.

Сегодня наблюдается бóльшая склонность к трансктипции , чем к транслитерации

*(Ломоносов – «Невтон», сегодня – «Ньютон»)

Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи звучащей речи. Основной принцип фонетической транскрипции заключается в том, что каждый произнесённый звук должен получить собственную графическую фиксацию.

Поэтому в транскрипции, в отличие от орфографического письма, буква всегда соответствует одному звуку и каждый звук всегда обозначается одной и той же буквой. Основой фонетического представления русского текста (звучащей речи) является русский алфавит, кроме безгласных и йотованных букв. Кроме того, в транскрипции используются особые буквенные знаки [γ], [Λ], [иэ], различные диакритические значки (надстрочные: знак долготы звука, знак мягкости звука - и подстрочные: линии, объединяющие проклитики и/или энклитики в состав фонетического слова). Буквы Ъ и Ь употребляются в транскрипции для передачи так называемых редуцированных гласных звуков.

Существуют определённые правила транскрибирования.

1. Заключите в квадратные скобки транскрибируемый сегмент (слово, предложение, текст).

2. Уберите заглавные буквы (в фонетической записи не может быть прописных букв!).

3. Уберите знаки препинания.

4. Поделите текст на фразы, отделив их друг от друга двумя наклонными чертами.

5. Поделите фразы на синтагмы, отделив их друг от друга одной наклонной чертой.

6. Расставьте ударения.

7. Поделите синтагмы на фонетические слова, указав при этом проклитики и энклитики специальным знаком.

8. В каждом фонетическом слове уберите безгласные буквы (Ъ и Ь), указав мягкость предшествующих согласных звуков, используя апостроф.

9. Укажите мягкость согласных звуков, стоящих перед буквой И.

10. Замените буквы Е, Ё, Ю, Я соответствующими звуками, учитывая двойную роль йотованных букв.

11. Разделите фонетические слова на слоги.

12. Пронумеруйте слоги согласно их положению относительно ударения:

П р е д у д а р н ы е с л о г и У д а р н ы й З а у д а р н ы е с л о г и

…и т.д. ׀ V ׀ IV ׀ III ׀ II ׀ I ׀ 0 ׀ I ׀ II ׀ III ׀ IV ׀ V ׀ и т.д. …

13. Укажите редукцию гласных в предударных и заударных слогах:

1) неполная редукция:

а) I предударный слог;

б) абсолютное начало слова (с гласной);

в) слог, далёкий от ударения (IV, V, VI и последующие предударные);

2) полная редукция:

а) все заударные слоги;

б) II, III предударные слоги.

14. Укажите изменения согласных звуков:

1) оглушение;

2) озвончение;

3) смягчение;

4) выпадение (упрощение групп согласных);

5) ассимиляция по месту или способу образования;

6) диссимиляция по месту или способу образования.

Образец фонетической транскрипции

Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. <…> С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока (И. Гончаров).

Принципы фонетической транскрипции

Термин «транскрипция» образовался от латинского слова transcriptio – переписывание. Данным словом называют особую, узкого назначения искусственную систему письма, применяемую для точного обозначения звукового состава нашей речи. В некоторых случаях, особенно в исследовании и преподавании языка, бывает нужно по возможности точно записать звучание слова или куска связной речи. Но что значит точно? По крайней мере, так, чтобы оказались обозначенными все звуки, которые есть в слове, чтобы не было «приписано» слову звуков, которых в нем нет, и чтобы обозначение звуков передавало их реальную последовательность в слове или речи.

Главные требования, которым должна удовлетворять транскрипция, таковы: а) одним отдельным знаком (буквой) должен во всех случаях обозначаться один отдельный звук; б) одному и тому же звуку должен во всех случаях соответствовать один и тот же знак; в) один и тот же знак во всех случаях должен соответствовать одному и тому же звуку.

Существует три вида транскрипции - фонетическая, фонематическая и практическая.

1) Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи произношения. Она применяется в словарях иностранных языков (там, где орфография очень далека от произношения и не обладает должной регулярностью; например, английская), в языковых учебниках, в учебниках дикции и декламации, в записях живой речи (диалектологические записи, учебники фонетики и т. п.).

Основной принцип фонетической транскрипции заключается в том, что каждый произнесенный звук должен быть отдельно зафиксирован в записи. Фонетическая транскрипция может использовать любой существующий алфавит, но с добавлением специальных знаков, которых нет в практическом алфавите. Для этого имеются различные приемы (диакритические значки, перевернутые буквы, лигатуры, использование букв иных алфавитов и т. п.).

2) Фонематическая транскрипция передает каждое слово по составу фонем, не отражая возникающих в слабых позициях вариантов и вариаций. Она применяется в записях примеров и парадигм грамматики, где важна структурная, а не произносительная сторона дела. Ее принцип: каждая фонема независимо от позиции изображается всегда одним и тем же знаком.

Фонематическая транскрипция нуждается в значительно меньшем количестве знаков, чем фонетическая, так как количество фонем всегда меньше, чем количество вариантов и вариаций. Она близка к тем системам орфографии, которые последовательно проводят фонематический принцип (например, русская), и далека от орфографической записи там, где в основе орфографии лежат принципы этимологический и традиционный (например, в орфографии французской и английской).

Практическая транскрипция призвана вводить иноязычные слова и их сочетания в русский текст, не выходя за пределы принятого алфавита, т.е. без введения новых букв или особых диакритических значков.

В отношении же орфографии здесь возможны некоторые отклонения; например, написание ы после к, и, ш, ж и в начале слова (Кызыл-Ырмак, Жайык, Йыытс, Шыклар, Джыланды); написание я, е, ю после ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х, и (Свенцяны, Цюрих, Шяуляй); написание ь после ц (Пакосцъ), написание э после л (Малэцки, в отличие от Малецки), написание й перед о, и (Йорген, Йиржи,) и т. п.

Особыми правилами в практической транскрипции регулируется написание внеалфавитных знаков (дефис, апостроф, кавычки), а также прописных букв.

Специальными списками оговаривается написание традиционных названий (Париж, Рим, Вена, Неаполь, Швейцария, Швеция, Германия, Дания), а также случаи перевода (мыс Доброй Надежды, острова Зеленого Мыса, остров Пасхи, Ричард Львиное Сердце, Генрих Птицелов).

Таким образом, практическая транскрипция - это передача слов и их сочетаний одного языка в слова другого языка; при этом слова берутся во всей полноте их лингвистической характеристики: лексической, грамматической, фонетической и графической для введения фактов одного языка в состав и систему другого языка.

Каждый человек хотя бы один раз в жизни попадал в неловкую ситуацию, когда он неправильно ставил ударение в слове, в произношении которого до этого времени нисколько не сомневался. Да, неправильный акцент в слове больно режет слух, но при этом ошибаются здесь практически все. Даже образованные, начитанные люди от этого не застрахованы. Ударение - это непростая тема в лингвистике. В русском языке его значимость очень велика, поскольку оно является средством различения слов.

Понятие и использование

Ударение - это яркое выделение одного из слогов в составе слова или фразы разными фонетическими компонентами (можно усилить голос, повысить тон в сочетании с интенсивностью, громкостью). Необходимо выработать навыки правильной установки словесного фона - ведь это обязательное требование для каждого диктора.

Ударение необходимо для правильной и грамотной речи. Любое слово состоит из одного или нескольких слогов. Когда в слове больше 2-х, их произносят с разной интенсивностью и громкостью. Один из них будет выделяться - это и называется словесным акцентом. Китайский, японский, вьетнамский ударяемый слог выделяют с помощью высоты тона. В древних языках - греческом или латинском - ударяемый слог выделяют с помощью продолжительности гласного звука. Также различают динамический, или силовой, удар, когда акцентированный слог выделяют с большей силой. Такой тип имеют, к примеру, русский, английский, французский языки.

Как правильно поставить ударение?

В отличие от французского или польского, в русском языке акцент свободный - он не закрепляется за определенным по счету слогом. Рассмотрим такие примеры:

  • светлый (ударение на первый слог);
  • светлеть (акцент на 2-й слог);
  • светлячок (необходимо выделить последний слог).

Правильное ударение - это цель, к которой должен стремиться каждый уважающий себя человек. Но задача усложняется тем, что акцент может падать на разные части слова (то есть он подвижный):

  • подписать (на суффикс);
  • подпись (на приставку);
  • подписывать (на корень).

Нормы ударения для большинства слов в русском языке содержатся в орфоэпическом словаре. Необходимо ознакомиться с проблемными словами и запомнить их произношение.

Почему этот вопрос актуален?

Вся проблема в том, что ударение в слове свободно по своей сути. В некоторых языках оно фиксированное, то есть всегда падает на одинаковый слог. К примеру: во французском оно постоянно на последнем слоге, в польском языке - на предпоследнем слоге, в чешском языке - на первом. Но в русском такой закономерности нет. Поэтому важно помнить, что ударение - это один из важнейших признаков грамотности человека. Поскольку четких правил для этой темы не существует, большинство слов нужно просто запоминать.

На какой слог чаще всего ставится акцент?

Впрочем, некоторые закономерности все же можно выделить. По мнению специалистов, ударение чаще всего приходится на середину слова, а также тяготеет ко второй половине:

  • СтАврополь, но СтавропОльский край;
  • вЫкарабкаться, но выкарАбкивающийся.

Правила и закономерности - как все запомнить?

Некоторые правила помогут вам поставить ударение корректно. Лингвисты отмечают 28 "особенных" корней глаголов (именно корней - глаголов существует намного больше). Вместе с приставками они формируют целый ряд глаголов, у которых в прошедшем времени в женском роде акцент переходит на флексию (окончание). Но это касается только женского рода! В остальных формах ударение остается на корне.

Представляем вам следующие глаголы, которые необходимо запомнить (можете сразу записать их в блокнот): брать, забрать, набрать, взять, ждать, спать. Какое ударение следует поставить в этом случае? Запомните: бралА, забралА, передалА, спалА, ждалА. Но забрАл, ждАли, спАли, передАли.

Часто можно встетить неправильные варианты: забрАла, прогнАла, прождАла, переврАла. По аналогии с другими формами, носители языка часто забывают переносить ударение на флексию. Но для грамотной речи такое произношение неприемлемо. Старайтесь избегать подобных ошибок.

Современные словари

Представляем вашему вниманию словари ударений, которые помогут вам улучшить вашу речь:

  1. Штудинер М.А. Словарь сложностей русского языка для сотрудников СМИ, Москва - 2016;
  2. Для большого круга читателей. Есакова Н.А. Словарь сложностей русского языка. Ударение. Грамматические формы, Москва - 2014

Не стесняйтесь заглядывать в словари как можно чаще. Ведь часто люди с детсва привыкают говорить неправильно и по этой причине не сомневаются в корректности своего произношения. Но что делать, если запоминание дается с большим трудом? Что ж, этот процесс можно сделать более увлекательным.

Существуют веселые и интересные стишки - запоминалки. Они созданы для запоминания правильного ударения в словах, где довольно часто можно совершить ошибку. Попробуйте их выучить - и вы раз и навсегда запомните, куда падает ударение в проблемных словах. А задействовав немного фантазии, можно самому придумать несколько оригинальных четверостиший.

Вот несколько хороших запоминалок:

  1. У милой Марфы, все в полоску шАрфы!
  2. В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла.
  3. Шторы нам ты не вези, мы купили жалюзИ.
  4. Часто ели тОрты - не налезли шорты.
  5. БАрмен разместил в свой блог, новый полный каталОг.
  6. Красит стены наш маляр, полки делает столЯр.

Золотое правило для запоминаний

Как придумать хороший стишок для запоминания? Подберите к слову подходящую рифму, то есть слово, в правильном ударении которого вы не сомневаетесь. Не ставьте слово в середину строки! Чтобы ударение запоминалось, рифма должна падать именно на это слово. Этот способ поможет легко и быстро запомнить ударение в словах - и вы точно не ударите в грязь лицом перед собеседником.

УДАРЕНИЕ, ударения, ср. 1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что нибудь (на такой то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное … Толковый словарь Ушакова

Современная энциклопедия

- (акцент) ..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском,… … Большой Энциклопедический словарь

Ударение - (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Акцент, упор; тюканье, столкновение, осаливание, ухание, икт, стуканье, тонема, тыканье, уханье, тюкание, пыряние, шлепанье, выделение, хряпанье, хрястанье, хрясканье, значок, пинание, хлясканье, ошарашивание Словарь русских синонимов. ударение… … Словарь синонимов

ударение - Ударение, акцент (Accent, Emphasis) Надстрочный знак, указывающий на особенности произношения слова, в частности на ударный слог. В русском языке в качестве знака ударения используется акут [один из верхних акцентов – «oстрое» ударение] … Шрифтовая терминология

- (лат. Ictus = удар, У.). Под этим грамматическим терминомразумеются разные оттенки силы и музыкальной высоты звука, наблюдаемые вречи. Смотря по тому, рассматриваем ли мы эти оттенки внутри одногослога, или внутри целого слова, или, наконец,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

См. язык В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

Ударение - УДАРЕНИЕ. Усиление голоса или повышение тона на одном слоге сравнительно с другими слогами того же слова или целого словосочетания. См. Выдыхательное у … Словарь литературных терминов

УДАРЕНИЕ - УДАРЕНИЕ. 1. Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: в русском, английском, французском, польском и ряде других языков – силой выдоха; в литовском, китайском, японском и др. языках – изменением высоты … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Ударение в заимствованных словах в современном русском языке , Суперанская А.В.. Настоящая книга содержит исследование, посвященное ударению в заимствованных словах, составляющих значительную долю современной русской лексики. Показаны изменения, произошедшие с…

Чтобы устная речь была правильной и выразительной, важно уметь верно расставлять ударения. Для младших школьников это довольно трудная задача, справиться с которой легче, понимая значение ударений. Об особенностях русского ударения расскажет наша статья.

Понятие

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения (́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

Различают ударения:

  • Словесное - выделение слога в слове;
  • Тактовое - выделение слова в словосочетании;
  • Логическое - выделение особо значимого в тексте слова;
  • Фразовое - выделение словосочетания во фразе.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Для каждого русского слова существуют нормы верного или предпочтительного произношения (орфоэпические), которые надо просто запоминать. Например: в словах с «ё» ударение будет падать именно на эту гласную (исключая составные и заимствованные). Если при постановке ударения возникают сомнения, стоит свериться со специальными словарями (орфоэпический, словарь трудностей или ударений).

Виды ударений в слове

Ударение в словах бывает:

  • Постоянное : форма слова изменяется, а ударение остаётся на том же по счету слоге (зна́к - зна́ка - зна́ки, печа́ль - печа́ли - печа́лью - печа́литься);
  • Подвижное : при изменении слова, ударение ставится на другом слоге (нога́ - но́ги, сто́л – стола́) . В большинстве случаев ударение переходит на другой слог только в некоторых формах (до́м - до́ма (где), но дома́ (много) - дома́шний; но́мер - но́мера (чего), но номе́ра).

Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова - второстепенное, во второй - главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).

Назначение словесных ударений

Чтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции:

  • Произносительная : помогает правильно и отдельно от других произносить слова, выделяя ударный слог (Здоро́вые де́ти мо́гут посеща́ть бассе́йн);
  • Смысловая : позволяет узнать значение слова в случае, когда при перестановке ударения на другой слог меняется смысл (замо́к на двери - построить за́мок, уже́ сделал - ручей у́же реки).

Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую - только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!

Что мы узнали?

Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари.

Просодия - это учение о суперсегментных единицах языка, т.е. об ударении и интонации.

Ударение - это выделение из группы слогов одного слога. Это в различных языках достигается различными средствами:

  • 1) силой или интенсивностью артикуляции - это динамическое ударение;
  • 2) долготой произношения - это количественное, или квантитативное, ударение;
  • 3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов - это тоновое, или музыкальное, ударение.

Эти приемы могут действовать самостоятельно. Тогда получается чисто динамическое ударение, как, например, в чешском, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток; чисто тоновое ударении - в китайском, дунганском, корейском, японском языках (часто оно соединяется с усилением ударного слога, как в норвежском и шведском языках, а также в хорватской части сербскохорватского языка и в литовском языке); чисто количественное ударение, которое, однако, встречается редко (примером может служить новогреческий язык). В русском литературном языке ударение количественно-динамическое.

При динамическом и динамическо-комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным и нефиксированным. Так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском - на предпоследнем, в большинстве тюркских языков и во французском - на последнем. Все это примеры одноместного фиксированного ударения. Бывает ударение фиксированное, но разноместное, как в итальянском: оно может падать и на последний, и на предпоследний, и на третий с конца слог. Примером языка с нефиксированным и подвижным ударением может служить русский язык. Подвижность ударения проявляется в том, что разные словоформы одного и того же слова могут различаться местом ударения. В отличие от подвижного неподвижное ударение остается при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге. Каждая отдельная словоформа знаменательного слова имеет определенное место ударения вне зависимости от контекста, в который эта словоформа входит.

Ударение - это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение, а служебное слово (бульшая часть односложных предлогов, союзов, частиц) чаще не имеет ударения и в потоке речи произносительно сливается с непосредственно соседствующим знаменательным словом, образуя одно фонетическое слово. Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брата), после ударной словоформы - энклитикой (принеси-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика.

Словесное ударение может быть ослаблено, т. е. оно характеризуется меньшим напряжением артикулирующих органов. ^ Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Слабоударяемыми в потоке речи, как правило, являются неодносложные предлоги, союзы, личные и притяжательные местоименные слова, вводные слова.

Если ударение нефиксированное, то оно может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, ударение различает:

Кроме того, существует синтагменное ударение - выделение одного из слов в пределах синтагмы, и фразовое ударение - выделение одной из синтагм в пределах фразы.