Когда у игоря александровича ткаченко день рождения. Биография

Летчик.

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.

В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году — Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.


Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16. Высшим пилотажем занимался с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко - командир группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, гвардии полковник.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов "МИГ-29" и "СУ-27" пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко успевал поздравить ветеранов прямо в воздухе.

Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие — спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас.


Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

А 16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного — тяжелая травма. Есть пострадавшие и среди местных жителей. Разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, — рассказывает один из очевидцев ЧП. — Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.


«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в “хвост”, — добавляет местная жительница. - “Хвост” загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то — детали обшивки, где-то — части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один - с небольшими ожогами - до 5% тела, это ожоги первой второй степени. И двое - с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас — в реанимации», — сообщил Игорь Сундуков — заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу - летчик, — рассказывает один из местных жителей. — Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 — тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы "Витязи" с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.


Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: "Влево пошли, продолжаем". В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

"...2-41 наблюдаем справа...". "Плавно на поворотный 1200". "Понял, наблюдаю". "Переходим на... пятый...". "3800" ...

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.


Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: "Дым из двигателя, прыгай!"

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

"Двигатели выключай!" "2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют". "2-44 - 900 метров над точкой падения". "Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?"

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

"2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю".

На перекличку в эфире не отзывается "пятый":

"Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал".

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

"Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте".

Пилоты "Витязя" готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали "звезду", "коверт" и "смешанный ромб". Эти фигуры "Русские витязи" и "Стрижи" собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: “Привет, маэстро” (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Названа причина гибели командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко

Текст: Андрей Резчиков

В результате столкновения двух истребителей Су-27 во время тренировочного полета в Жуковском погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

В воскресенье на территории Летно-исследовательского института им М. Н. Громова проходила репетиция показательных полетов авиасалона МАКС-2009. Во время выступления пилотажной группы «Русские витязи» произошла . В воздухе столкнулись два истребителя Су-27.

По предварительной информации, столкновение произошло из-за ошибки пилота во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Все трое пилотов смогли катапультироваться (одна из столкнувшихся в воздухе машин была двухместной). Источник в Минобороны России на условиях анонимности сообщил, что один из них погиб. Им оказался командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Два других летчика, одного из которых зовут Виктор Шпак, находятся в больнице, их здоровью ничего не угрожает.

Позже информацию о гибели Ткаченко подтвердил телеканалу «Вести» заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. По его словам, гибель Ткаченко связана с тем, что тот оттягивал принятие решения на катапультирование, пытаясь увести самолет от жилых построек.

«Скорее всего, ему не хватило высоты при катапультировании. Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек», – сказал господин Квочур.

Летчик-испытатель добавил, что если летчик катапультировался на малой высоте, а самолет вращался вокруг своей оси, то вероятность неблагополучного исхода увеличивается в разы. Он не исключил, что летчик после столкновения самолетов надеялся спасти машину и посадить ее. «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой летчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», – предположил Анатолий Квочур.

Между тем источник, принимающий участие в расследовании катастрофы, сообщил РИА «Новости» , что Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

«Мы опросили свидетелей и очевидцев произошедшего. Один из жителей дачного поселка, над которым произошел инцидент, отчетливо видел, что парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как истребитель к этому моменту горел. Впоследствии, оказалось, что погибшим пилотом был Игорь Ткаченко», - сказал источник.

Гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году – Военно-Воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы пилотировал такие машины, как Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на этих типах самолетов 2 300 часов.

Летал на самолетах зарубежного производства Мираж-2000, F-16. Высшим пилотажем занимается с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Женат. У него остались сын и дочь. Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

«Русские витязи» – авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех, пяти и шести истребителей четвертого поколения Су-27. Самолеты окрашены в цвета государственного флага России. Каждое выступление «Русских витязей» считается верхом мастерства. За рубежом неоднократно подчеркивали, что «витязей» можно смело называть одними из лучших мастеров своего дела во всем мире.

В свою очередь, комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 рассматривает все возможные причины случившегося. «Не исключены различные версии, в том числе попадание птицы в двигатель самолета, а также ошибка в пилотировании», – сказал «Интерфаксу» источник, близкий к комиссии. Он отметил, что пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в плотном строю – чрезвычайно трудный элемент группового высшего пилотажа.

«Такое пилотирование чревато также попаданием одного или нескольких самолетов в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону», – добавил источник. По его словам, возможность технической неисправности в полете не исключается. Но она «маловероятна, поскольку самолеты пилотажной группы «Русские витязи» проходят постоянные регламентные работы и за их состоянием следят с особой тщательностью».

Последний инцидент в Жуковском не первое происшествие с самолетами «Русских витязей». 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. В результате погибли четыре летчика.

Президент России Дмитрий Медведев в воскресенье выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.



СЮЖЕТ

Крушение истребителей Су-27 над Жуковским

16.08.2009 Два истребителя столкнулись в небе над Жуковским

16.08.2009 Один из Су-27 упал на жилой дом садового товарищества «Белозериха»

16.08.2009 В столкновении Су-27 погиб командир группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко

Во время тренировочного полета авиасалона МАКС-2009 столкнулись два самолета Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». По данным Минобороны, три летчика катапультировались. Один из пилотов погиб. Им оказался командир одной из лучших пилотажных групп России «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Один из Су-27 упал на садовое товарищество, в результате чего пять человек получили ожоги разной степени. Организаторы авиасалона не намерены переносить дату его открытия.

16.08.2009 Названа причина гибели Игоря Ткаченко

По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Герой Российской Федерации (2009, посмертно)

Орден Мужества (2005)

Орден «За военные заслуги»

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года)

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.

В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Валерия Чкалова, а в 2000 году — Военно-Воздушную Академию имени Юрия Гагарина.

Он проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы Ткаченко освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35, налетав на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства - «Мираж» 2000 и F-16. Высшим пилотажем Ткаченко занимался с 1989 года, он был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские витязи». Игорь Ткаченко был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко был не только командиром группы «Русские витязи», он также был начальником 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженным военным лётчиком Российской Федерации, военным лётчиком-снайпером в звании гвардии полковника.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов МИГ-29 и СУ-27 пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил ветеранов прямо в воздухе.

Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Когда во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью, его запомнили зрители спокойным, веселым, уверенным в себе летчиком-асом.

Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы, после того, как самолеты приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делился впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» в воздухе столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Во время этого происшествия командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного — тяжелая травма. Были пострадавшие и среди местных жителей. Оказались разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, — рассказывал один из очевидцев ЧП. — Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.

«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в «хвост», — добавляет местная жительница. - «Хвост» загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то — детали обшивки, где-то — части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один - с небольшими ожогами - до 5% тела, это ожоги первой-второй степени. И двое - с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас — в реанимации», — сообщил Игорь Сундуков — заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу - летчик, — рассказывает один из местных жителей. — Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 — тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы «Витязи» с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.

Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: «Влево пошли, продолжаем». В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

«...2-41 наблюдаем справа...». «Плавно на поворотный 1200». «Понял, наблюдаю». «Переходим на... пятый...». «3800»...

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.

Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: «Дым из двигателя, прыгай!».

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

«Двигатели выключай!». «2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют». «2-44 - 900 метров над точкой падения». «Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?».

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

«2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю».

На перекличку в эфире не отзывается «пятый»:

«Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал».

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

«Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте».

Пилоты «Витязя» готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали «звезду», «коверт» и «смешанный ромб». Эти фигуры «Русские витязи» и «Стрижи» собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: «Привет, маэстро» (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Текст подготовил Андрей Гончаров

chtoby-pomnili.com

26 июля 1964 - 16 августа 2009

российский военный лётчик, ведущий пилотажной группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, гвардии полковник

Биография

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Переехал в столицу БАМа вместе с родителями. Окончил школу № 7 города Тында. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.

Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16.

Высшим пилотажем занимался с 1989 года. В составе пилотажной группы «Русские Витязи» числился с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших Су-27. «Русские витязи» - одно из немногих пилотажных подразделений в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. «Русские Витязи» не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, «бочка», вираж на форсаже, роспуски «фонтан» и «ножницы», «колокол», пилотаж на встречных курсах, косая петля в «стреле».

Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя СУ-27: «повороты на горке», проходы на скорости менее 170 км/ч. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи».

Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

Гибель

Игорь Ткаченко погиб, выполняя полёт 16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009» пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Самолёт Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником.

В результате падения самолёта Ткаченко и последующего за этим пожара на земле погибла жительница посёлка «Сосны-2», ещё 4 человека получили ожоги.

Все трое лётчиков обеих машин катапультировались. Причина, по которой, несмотря на катапультирование, погиб Игорь Ткаченко, на данный момент достоверно не известна. По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся, по версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздухе, по версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта. По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял решение представить Игоря Ткаченко к награждению государственной наградой посмертно «за мужество и героизм». Из-за гибели командира пилотажная группа «Русские витязи» отменила свои показательные выступления на авиасалоне МАКС-2009. Впоследствии, памяти своего командира лётчики команды «Русские витязи» посвятили свой полёт на закрытии этого авиасалона.

Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, близ города Кубинка , неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей».

Награды

  • Кавалер государственных орденов и медалей СССР и России:
    • Герой Российской Федерации (2009, посмертно)
    • Орден Мужества (2005)
    • Орден «За военные заслуги»
    • Медаль «В память 850-летия Москвы»
    • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
    • Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени
    • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации
  • Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года)

Семья

Был женат, воспитывал сына и дочь. Сын Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

Память

18 августа 2009 года в память о погибшем лётчике авиасалон МАКС-2009 был начат с минуты молчания. В брифингах и конференциях пилотажных групп и командования ВВС РФ на авиасалоне неоднократно поднималась тема гибели лётчика и причин произошедшего. Пилотажная группа «Русские витязи» приняла участие в авиасалоне - 23 августа пилотажная программа авиасалона была закрыта проходом четвёрки Су-27.

Чтобы доверить человеку управление машиной стоимостью в несколько миллионов долларов, обладающей мощью в несколько тысяч лошадиных сил, его мало несколько лет усердно обучать: для этого он должен обладать не только физической силой, выносливостью и вообще — идеальным здоровьем, но и колоссальными техническими знаниями, высочайшим уровнем интеллекта.

Игорь Ткаченко: 3 месяца в небе

Ткаченко был именно таким. Совершенствуя мастерство пилотирования, осваивая новые типы самолётов, он постоянно стремился узнавать новое. Он родился в 1964 году в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре родители Игоря уехали на стройку БАМа и взяли сына с собой в Тынду. Его детство прошло вдали от аэродромов, но мальчика тянуло в небо: несмотря на то, что в семье не было связанных с авиацией людей, а большинство сверстников шли учиться на строителей и железнодорожников, Игорь выбрал Борисоглебское высшее военное училище им. Чкалова, которое закончил в 1985 году. В Кубинке он служил с 1987 года, и становление российских пилотажных групп шло на его глазах. Пилотами первых в России пилотажных групп становились лучшие лётчики. В их числе был и Игорь Ткаченко.

Уже будучи признанным 35-летним пилотом группы «Русские Витязи», он получил второе образование в Военно-Воздушной Академии им. Ю. А. Гагарина. Его общий налёт на реактивных истребителях составлял 2300 часов (3 месяца в воздухе). Один из немногих российских лётчиков, Ткаченко летал на иностранных истребителях «Мираж» 2000 и F-16. Именно огромный опыт, наряду с лидерскими качествами и всеобщим уважением, позволили Ткаченко стать в 2002 году командиром группы.

Трагедия, произошедшая во время подготовки к пилотажу на МАКС-2009, — не первая в истории пилотажной группы. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку разбились три Су-27. Тогда Ткаченко находился в ведущем Ил-76 в качестве пассажира: у его самолёта возникли проблемы с гидравликой, и, возможно, именно это и спасло ему жизнь. Близкие люди позже увидели в этом некое «предупреждение» лётчику.

Роковое стечение обстоятельств

Во время тренировочного полёта перед авиасалоном «МАКС-2009» истребитель Су-27 УБ, который пилотировали Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко , пилотом которого был Виталий Мельников . Все три пилота катапультировались, но . Один из самолётов упал на дачный посёлок, из-за чего сгорело три дома и пострадало несколько человек. Женщина, получившая ожог 80 % тела, скончалась через 2 дня в больнице.

Катастрофы на авиасалонах всегда вызывают огромный резонанс в обществе, ведь трагедия происходит перед телекамерами, на глазах у тысяч зрителей. К тому же, пилотажные группы — лицо авиации страны, и за любыми происшествиями с ними пристально следят. Именно поэтому сразу после трагедии появилось множество версий произошедшего: в катастрофе видели отражение состояния ВВС России.

Вспоминали и интервью Ткаченко «Независимому военному обозрению» 2005 года, в котором он жаловался на плохое состояние техники: «Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолётов, оснащённых современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27 <...> Те самолёты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть и прислали к нам. Я слетал на этом самолёте и не посажу на него ни одного лётчика, так как это небезопасно».

Вскоре были обнародованы результаты следствия, согласно которым в столкновении был виноват сам полковник Ткаченко, который из-за стресса неправильно рассчитал расстояние до другого самолёта, и роковое стечение обстоятельств. «Витязям» пришлось на ходу менять программу из-за неисправности одного из самолетов, а перед вылетом истребители не прошли весь цикл предполетной подготовки. В частности, не были проверены регуляторы двигателя Су-27. В дополнение ко всему на аэродром в Раменское не успел вовремя прибыть диспетчер «Витязей», который должен отслеживать полеты с земли и подсказывать пилотам действия во время выполнения фигур высшего пилотажа. Стоит также добавить, что сам по себе групповой пилотаж на тяжёлых боевых истребителях Су-27 является очень сложной задачей: больше нигде в мире нет ни одной пилотажной группы, которая летала бы на машинах такого класса.

Сгоревший парашют

Если по поводу причин катастрофы следствие дало окончательное заключение, то о причинах, почему Ткаченко погиб, несмотря на катапультирование, спорят до сих пор. По одной из версий, система катапультирования была повреждена во время столкновения самолётов, по другой — парашют загорелся в воздухе, по третьей — пилот погиб ещё в кабине сразу после столкновения. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур предполагал, что Ткаченко мог пытаться спасти машину, посадив ее: «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой лётчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», — предположил пилот.

18 августа открытие авиасалона было начато минутой молчания в честь погибшего лётчика. «Русские Витязи» сначала отменили выступления авиасалоне МАКС-2009, однако впоследствии, 23 августа, авиасалон всё же был закрыт проходом четвёрки Су-27, который они посвятили своему погибшему командиру. Похоронили лётчика на кладбище села Никольское, близ города Кубинка, рядом с аэродромной стоянкой «Русских витязей». Сын полковника Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.