Значение поговорки успеть к шапочному разбору. Значение прийти к шапочному разбору в справочнике по фразеологии

Существует мнение, что русская «шапка» выросла из этого самого французского «лё шапо». Мнение интересное, но так ли это на самом деле?

Лично я в этом не совсем уверен. Ведь в турецком языке имеется полный аналог нашей русской шапки. Вот как это выглядит: şapka. Так что вопрос, откуда в русском языке появилось это слово, весьма спорен.
Но нас, собственно говоря, интересует, не откуда то или иное слово взялось в русском языке, а насколько оно активно в нем живет, в смысле, участвует в народном словосложении.
«Шапка» здесь отличилась: она горит, ее ломают, ею закидывают, используют при знакомстве, разбирают и прочее, прочее… В общем, зачастую все это происходит явно не по прямому назначению. Вот и давайте разберемся, как это все смогло произойти.
Одним из наиболее известных и широко распространенных «шапочных» фразеологизмов является «на воре шапка горит». Здесь мнение всех знатоков единодушно. Притчи, на которые они ссылаются, отличаются только словами, поскольку по сути они абсолютно идентичны.


Изложу притчу в том виде, который мне ближе. После кражи, произошедшей в людном месте, мудрец, к которому обратились пострадавшие, воскликнул: – Глядите, на воре шапка горит. Машинально, от неожиданности, жулик схватился за свой головной убор и, естественно, был тут же схвачен.
Любопытно объяснение возникновения идиомы «ломать шапку», что иносказательно означает заискивать перед кем-нибудь, унижаться. Пошло все это с давних времен. Тогда было принято, что мужчины при встрече должны были снимать шапку и держать ее некоторое время в руках. Нам неоднократно приходилось в художественных фильмах видеть сцены, когда крепостные крестьяне при встрече с помещиком снимали шапку и долго мяли ее в руках, до тех пор, пока барин не проедет мимо или не пройдет. У слова «мять» была такая трактовка, как «ломать». Вот отсюда это выражение и взялось: – Ну, что ты шапку перед ним ломаешь? – иногда приходится или слышать чужой разговор, или самим употреблять это выражение в беседе со знакомыми, пытаясь их уговорить не унижаться перед кем-нибудь, чаще всего перед начальством.
Любопытно, что если выражение «ломать шапку» относится к чинопочитанию, то «заломить шапку набекрень» – к ухарству. К обычаю снимать головной убор при встрече со знакомыми относится и идиома «шапочное знакомство». Это выражение чисто русское и возникло из этикета. Дело в том, что с друзьями и приятелями было принято здороваться за руку, а при встрече со случайными знакомыми достаточно было приподнять головной убор. Вот отсюда и пошло – мимолетное знакомство превратилось в «шапочное».
Существует и другая версия. На улице было принято ходить с покрытой головой, и только дома можно было снимать головной убор. Есть мнение, что «уличное», или «шапочное», знакомство означает, что подобные знакомые в гости друг к другу не ходят. Некоторые исследователи полагают, что таким же образом возникло и воинское приветствие, посредством прикладывания руки к головному убору, хотя здесь имеется огромное количество более интересных и достоверных версий.
Выражение «прийти к шапочному разбору» тоже относится к числу часто употребимых и означает прийти поздно, к закрытию или когда все уже начали расходиться. А взялось оно вот откуда. На Руси при входе в церковь мужчины обязаны снимать головной убор. В старину, чтобы шапки не мешали в процессе длительной службы, их клали на специальную полку или скамейку, а после службы – разбирали, толпясь в этом месте. Вот так и повелось, что про тех, кто не торопится в церковь к началу службы, стали говорить: идут к «шапочному разбору». Постепенно это выражение перекинулось и на другие случаи, став со временем устойчивым фразеологизмом.
Ну а теперь рассмотрим еще одно широко используемое выражение: «шапками закидаем». Сейчас оно обозначает пустое бахвальство, браваду, недооценку противника. В старину же использовалось для обозначения численного превосходства. Об этом говорят многочисленные его употребления в классической русской литературе.

Достаточно вспомнить крепостную крестьянку из повести Тургенева «Три портрета», которая говорит: – Да прикажи нам только… мы его, озорника этакого, шапками закидаем… А пошло все от старинного русского обычая бросать шапку оземь и от ухарства, и при споре, когда бились об заклад, и от досады, и как признак безудержного веселья. Поэтому и употреблялось это выражение когда-то безо всякой иронии и хвастовства. Хотя ироническим определением глупой самонадеянности эти слова стали тоже давно.
Возможно, случилось это после поражения русской армии при сражении на Альме в ходе Крымской войны 1854 года. «Закидать шапками» неприятеля хвастливо обещал накануне битвы генерал-лейтенант Василий Кирьяков. Именно после этой ставшей широко известной генеральской фразы интересующее нас выражение получило некий негативный оттенок, усилившийся и принявший окончательное значение после русско-японской войны, катастрофически проигранной в 1904-1905 году.
Дело в том, что русская националистическая пресса в самом начале той войны была буквально наполнена бахвальством и бравадой по отношению к противнику, заверяя сограждан, что русская армия этих япошек «шапками закидает». Получилось же, как мы теперь это хорошо знаем, все с точностью до наоборот.
Ну и еще несколько крылатых выражений, связанных с шапкой. «По Сеньке и шапка», «Из спасибо шапки не сошьешь», «Каков Пахом, такова шапка на нем» – все они настолько явны, что никаких разъяснений не требуется.
А вообще тема шапок необъятна, поскольку «дать по шапке» – означает прогнать кого-то, а «оказаться под красной шапкой» – быть забритым в солдаты. Ну, а кроме того, шапка – это и снег на горной вершине или высоком доме, и заголовок в газете к разделу или серии статей.
Ну, и давайте не забывать про сказочную шапку-невидимку. Хорошо бы она нам помогала от всяких напастей прятаться!

Раньше, когда людей приглашали на прием, гости вешали свои головные уборы (шапки) в прихожей. Когда прием заканчивался, люди забирали свои головные уборы и уходили. Именно момент, когда люди забирают свои шапки и называется шапочный разбор. Так и появилось "прийти к шапочному" - прийти тогда, когда все уже закончилось.

Примеры

«Почти серьезно» (1976 г.):

"Мы, солдаты и сержанты, получая увольнительные, хотели пофорсить. Вот и достал себе офицерскую фуражку, носить которую значит нарушать форму одежды.

Гуляю по Риге в одно из увольнений, уже в мирные, послевоенные дни, и тут меня заметил патруль и забрал. Привели в военную комендатуру, а там таких, как я, полно. Фуражки наши поснимали и положили на стол.

Мы стоим с обнаженными головами. Те, кто нас привел, надевают наши фуражки, примеривают на свои головы. «Наверное, выбирают себе», — подумал я. Вдруг вошел чернявый старший лейтенант и с ходу, взяв фуражку, надел ее на голову и посмотрел в дверное стекло, как в зеркало.

Я как ни в чем не бывало изрек:

— Вот еще один пришел к шапочному разбору .

Все засмеялись. Старший лейтенант тоже.

Он постепенно всех отпускал, заменяя фуражки на пилотки. Я остался последним.

Получил пилотку… и десять суток ареста. Чернявый лейтенант оказался начальником гауптвахты."

"Тихий Дон" (1925 - 1940), кн. 1, ч. 2 гл. 18:

"- Идите, я посля приду.

- К шапошному разбору? "

"Бабье царство" - служанка будит проспавшую хозяйку:

"- Уж давно отзвонили! Наказание господне, и к шапочному разбору не поспеете! Вставайте!"

Значение ПРИЙТИ К ШАПОЧНОМУ РАЗБОРУ в Справочнике по фразеологии

ПРИЙТИ К ШАПОЧНОМУ РАЗБОРУ

прийти куда-либо слишком поздно, когда все уже кончилось. По древнерусскому обычаю при входе в помещение или в церковь мужчины снимали шапки и складывали их у входа. Каждое собрание, сходка заканчивались разбором шапок. Опоздавший приходил к разбору шапок, т. е. к концу.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРИЙТИ К ШАПОЧНОМУ РАЗБОРУ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРИЙТИ в Энциклопедическом словаре:
    , приду, придешь; пришел, -шла; пришедший; придя; сов. 1. Идя, достигнуть чего-н., явиться куда-н. П. домой. П. в гости. 2. …
  • ПРИЙТИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    прийти", приду", придём, придёшь, придёте, придёт, приду"т, придя", пришёл, пришла", пришло", пришли", приди", приди"те, прише"дший, прише"дшая, прише"дшее, прише"дшие, прише"дшего, прише"дшей, …
  • ПРИЙТИ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПРИЙТИ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: наступить, настать, подойти, подоспеть (редк.), приспеть (уст.), начаться, подступить, подойти, придвинуться, надвинуться, явиться Ant: уйти, …
  • ПРИЙТИ
    см. …
  • ПРИЙТИ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: наступить, настать, подойти, подоспеть (редк.), приспеть (уст.), начаться, подступить, подойти, придвинуться, надвинуться, явиться Ant: уйти, отступить, кончиться, …
  • ПРИЙТИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    сов. неперех. 1) а) Идя, направляясь куда-л., достигнуть этого места, явиться туда. б) Явиться куда-л. с какой-л. целью, для чего-л. …
  • ПРИЙТИ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ПРИЙТИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    прийти, приду, придёт; прош. пришёл, …
  • ПРИЙТИ в Орфографическом словаре:
    прийт`и, прид`у, придёт; прош. пришёл, …
  • ПРИЙТИ в Словаре русского языка Ожегова:
    достигнуть чего-нибудь после каких-нибудь действий, решений П. к соглашению. П. к выводу. прийти идя, достигнуть чего-нибудь, явиться куда-нибудь П. домой. …
  • ПРИЙТИ в Словаре Даля:
    притти, придти, см. приходить …
  • ПРИЙТИ
    приду, придёшь, и (устар.). прийду, прийдёшь, прош. пришёл, пришла; пришедший; придя и (простореч.) пришедши, сов. (к приходить). 1. без доп. …
  • ПРИЙТИ в Толковом словаре Ефремовой:
    прийти сов. неперех. 1) а) Идя, направляясь куда-л., достигнуть этого места, явиться туда. б) Явиться куда-л. с какой-л. целью, для …
  • ПРИЙТИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРИЙТИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    сов. неперех. 1. Идя, направляясь куда-либо, достигнуть этого места, явиться туда. отт. Явиться куда-либо с какой-либо целью, для чего-либо. отт. …
  • К ШАПОЧНОМУ РАЗБОРУ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ШАПОЧНЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (шн), шапочная, шапочное. Прил. к шапка в 1 знач. Шапочная мастерская. Шапочный материал. К шапочному разбору (прийти, явиться; разг.) - …
  • РАЗБОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    а, м. 1. только ед. Действие по глаг. разобрать во всех знач., кроме 11, 12 и 13 - разбирать. Разбор …
  • СПЕКТР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-01 Time: 19:52:06 Цитаты из произведения «Спектр», (автор Лукьяненко, Сергей Васильевич) * Когда страдаешь от любви — это …
  • СВЯТЫЕ ИЗ ТРУЩОБ в Цитатнике Wiki.
  • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
  • АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЛЕБЕДЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-19 Time: 08:00:03 * Глупость — это не отсутствие ума, это такой ум. * Летящий лом не остановить. * …
  • ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
    (1828-1904) - русский философ, правовед, историк, публицист. В 1845-1849 учился на юридическом факультете Московского университета (слушал лекции Грановского, С.М. Соловьева, …
  • МАНХЕЙМ в Новейшем философском словаре:
    (Mannheim) Карл (1893-1947) - немецкий социолог и философ. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. В 1919 эмигрировал из Венгрии …
  • АДОРНО в Новейшем философском словаре:
    (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад …
  • НОВГОРОДСКАЯ в Словаре экономических терминов:
    СУДНАЯ ГРАМОТА - судебный сборник Новгородской феодальной республики XV в., дошедший до нас в единственном списке 1471 г. (без окончания) …
  • АКУЛЫ в Энциклопедии Биология:
    надотряд хрящевых рыб. Включает 8 отрядов и ок. 350 видов, распространённых во всех океанах. Наиболее разнообразны и многочисленны акулы в …
  • НОВОСЕЛЬЕ в Словаре Обрядов и таинств.
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …
  • ФИЛАРЕТ (ВАХРОМЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вахромеев) (род. 1935), митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, постоянный …
  • ТАКТИКОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тактикон - церковная книга написанная преподобным Никоном Черногорцем во второй половине XI века. Представляет собой размышления …
  • ОРИГЕН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Ориген (Ώριγένηζ) (ок. 185 …
  • ОРАНЖСКИЙ СОБОР
  • НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай Мефонский (+ после 1156 г.), один из замечательнейших ученых богословов XII в., бывший епископ г. …
  • МОСКОВСКИЙ ХРАМ ХАРИТОНА ИСПОВЕДНИКА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Московский храм преподобного Харитона Исповедника, что в Огородниках История Единственная в …
  • ЗНАМЕНСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. В миру …
  • БЕРЕЗКИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Березкин Иван Михайлович (1882 - 1942), протоиерей. Родился 13 апреля 1882 года в селе …
  • ЮСТИНИАН
  • НЕРОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • НАПОЛЕОН I
    Однако 27 августа Наполеон получил одновременно два известия первое - что адмирал Вильнев с средиземноморской эскадрой задерживается и не может …
  • ВЕСПАСИАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Тит Флавий Римский император в 69-79 гг. Родоначальник династии Флавиев. Род. 17 ноя. 9 г. Умер 24 июня 79 г. …
  • АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Альбигойские войны - в 1209-29 гг. (с перерывами) походы северофранцузских рыцарей против альбигойцев, участников еретического движения в католицизме в Южной …
  • АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АЛЬБИГО’ЙСКИЕ ВО’ЙНЫв 1209—29 гг. (с перерывами) походы северофранцузских рыцарей против альбигойцев, участников еретического движения в католицизме в Южной Франции. Требования …
  • АРХЭ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) при замене монархического образа правления республиканским атрибуты царской власти перешли к той власти, которая в государстве сделалась верховной, т. …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …

приходить, являться и т. п.

С большим опозданием, к самому концу.

Имеется в виду, что лицу или группе лиц (Х ) не удаётся стать участниками или свидетелями какого-л. мероприятия, происшествия, события. Говорится с неодобрением или с иронией. реч. стандарт . Х пришёл к шапочному разбору . неизм. В роли обст. Порядок слов-компонентов фиксир.

Но как она ни спешила, а пришла к шапочному разбору . Митинг заканчивался, и приезжий агитатор уже скрылся в толпе. С. Сартаков, Хребты Саянские .Дубов ждал с минуты на минуту, что Левинсон скажет: - Вот, например, Дубов - он пришёл сегодня к шапочному разбору , а ведь я надеялся на него больше всех, - срам! А. Фадеев, Разгром .

Засмеют нас теперь пожарные дружины, приехавшие раньше нас: "Глядите, мол, люди добрые, оленинские пожаловали! К шапочному разбору . К головешкам..." В. Солоухин, Закон набата .

Красный свет стал опадать - пожар кончался. И так как Павел Петрович не сел на трамвай, а идти было далеко, то он прибыл на место происшествия, так сказать, к шапочному разбору . В. Панова, Времена года.

Подумайте, нам ещё три года до производства... Мы не попадём на неё [на войну] даже к шапочному разбору ! Л. Соболев, Капитальный ремонт .

Но тут сказалась характерная черта моей биографии - умение поспевать лишь к шапочному разбору . Стоит мне приобрести что-нибудь в кредит, и эту штуку тотчас же уценивают. С. Довлатов, Ремесло .

Потом он <...> сетовал на медленный ход эшелона <...>. Он с полной серьёзностью уверял, что если мы будем и дальше так ползти, то поспеем [на фронт] как раз к шапочному разбору . Л. Волынский, Двадцать два года.

культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к обычаю (к образцу социального поведения), в основе которого лежит предписание для мужчин снимать головные уборы при входе в храм, а позже - и в любое помещение. В настоящее время этот обычай утратил сакральное осмысление, т. е. шапочный разбор - это момент, когда все одеваются, разбирают шапки. В других европейских языках есть семантические эквиваленты данного фразеол. [напр., в англ. - to miss the boat (the bus), во франц. - arriver à la fin d"une reunion, в нем. - kurz vor Torschluß kommen], но они имеют другое образное основание, что свидетельствует о принадлежности данного образа именно к русской культуре. И. В. Захаренко
  • - Къ шапочному разбору. Къ разъѣзду каретъ слишкомъ поздно, когда все кончилось. Ср. Одѣвайтесь, матушка, а то къ шапочному разбору придете. Лѣсковъ. Въ провинціи...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - приходить, являться и т. п. С большим опозданием, к самому концу. Имеется в виду, что лицу или группе лиц не удаётся стать участниками или свидетелями какого-л. мероприятия, происшествия, события...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - См. ПОМОЩЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - без разбо/ру и без разбо/ра Не хватайте...

    Орфографический словарь русского языка

  • - без разбо/ру, нареч. Есть всё ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ША́ПКА, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - нареч. разг. 1. Проявляя одинаковое отношение к чему-л....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - без разбо́ру нареч. качеств.-обстоят. разг....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - без...

    Орфографический словарь-справочник

  • - без разб"ору и без разб"...

    Русский орфографический словарь

  • - Устар. Экспрес. К самому концу чего-либо. Но как она ни спешила, а пришла к шапочному разбору. Митинг заканчивался, и приезжий агитатор уже скрылся в толпе...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Разг. Слишком поздно, к самому концу, завершению чего-л. . ФСРЯ, 377; БМС, 486; ЗС 1996, 482, 528; Глухов 1988, 132; ФМ 2002, 377...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 без разбора без различия неразборчиво...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 4 критиковавший наводивший критику подвергавший критике указывавший на недостатки...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 разбиравшийся...

    Словарь синонимов

"К ШАПОЧНОМУ РАЗБОРУ" в книгах

Работа по разбору случаев и процесс сновидения

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Работа по разбору случаев и процесс сновидения В сегодняшних школах психотерапии существует много разных подходов к разбору и контролю случаев работы с клиентами. Хотя эта книга и не о контроле случаев как таковом, мне представляется, что для понимания происхождения

Глава 43: О том, что пришедшим в Киновию, даже монахам, не следует позволять без разбору беседовать и селиться с братьями и как братьям должно вести себя с ними

автора Евергетин Павел

Глава 43: О том, что пришедшим в Киновию, даже монахам, не следует позволять без разбору беседовать и селиться с братьями и как братьям должно вести себя с ними 1. Из жития святого ПахомияОдин исповедник по имени Дионисий, эконом Тирской церкви, был другом святого Пахомия. Он

Глава 44: О том, что не следует без разбору сотрапезничать со всеми людьми подряд; и о том, что от спрашивающих, но не выполняющих наставления после первого и второго увещевания нужно отвращаться

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Глава 44: О том, что не следует без разбору сотрапезничать со всеми людьми подряд; и о том, что от спрашивающих, но не выполняющих наставления после первого и второго увещевания нужно отвращаться 1. Из ОтечникаАвва Макарий сказал братьям, пришедшим к нему и спросившим, как

Рассмотрим фразеологизм «к шапочному разбору» .

Он относится к числу фразеологизмов, возникших на Руси .

Приводятся значение, история происхождения фразеологизма, а также примеры употребления из произведений писателей.

Значение фразеологизма

(Успеть / прийти) к шапочному разбору – опоздать, прийти к концу события

Синонимы: не успевать вовремя, запаздывать, поздно

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

  • post festum - «после пира», опоздать (латынь)
  • to miss the boat - упустить возможность, опоздать на корабль (английский язык)
  • arriver à la fin d"une reunion - прийти к концу собрания (французский язык)
  • kurz vor Torschluß kommen - прийти в последнюю минуту (немецкий язык)

В русском языке известны также такие выражения с близким значением как «к разъезду карет» и «после ужина горчица» (крылатое выражение французского поэта Жана Антуана де Баифа).

К шапочному разбору: происхождение фразеологизма

В настоящее время мало кто встречается в своей жизни с шапочным разбором, и даже просто понимает, что это такое (хотя многие понимают значение самого фразеологизма). Тогда как в христианской Руси было принято, что приходящие на церковную службу мужчины оставляли свои шапки у входа. По окончании службы и происходил шапочный разбор. Соответственно, тот, кто успевал (приходил) лишь к шапочному разбору на службу опаздывал.

В основе этого распространенного раньше обычая лежит предписание для мужчин снимать головные уборы при входе в храм. Нынче это предписание не изменилось, но вот шапки обычно никуда не складывают, а держат при себе.

Интересно, что в отличие от многих других фразеологизмов, берущих начало в ранней истории Руси, трактовки происхождения фразеологизма «к шапочному разбору» совпадают в разных источниках.

Примеры из произведений писателей

Одевайтесь, матушка, а то к шапочному разбору придете. (Н.С. Лесков, «В провинции»)

Наши посетители монастыря к обедне, однако, не пожаловали, а приехали ровно к шапочному разбору. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Дубов ждал с минуты на минуту, что Левинсон скажет: - Вот, например,Дубов - он пришёл сегодня к шапочному разбору, а ведь я надеялся на него больше всех, - срам! (А.А. Фадеев, «Разгром»)

Но тут сказалась характерная черта моей биографии - умение поспевать лишь к шапочному разбору. Стоит мне приобрести что-нибудь в кредит, и эту штуку тотчас же уценивают. (С.Д. Довлатов, «Ремесло»)

Итак, как это нередко бывает с фразеологизмами, буквальное значение фразеологизма «успеть к шапочному разбору» ушло из нашего языка, а вот переносное значение прочно в нем задержалось.

По-видимому, этому способствовало то, что в жизни ситуация прихода к шапочному разбору сохраняет свою актуальность в любой исторический период.