Так пел ее голос. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок - крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 - 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен.
Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» - молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения - показать обреченность этой молитвы.
Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста.
Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия - молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность.
Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторыо всех », «луч », «радость », «корабли », «голос », «что », «и »), синонимические повторы («смотрел и слушал », «тихой » - «светлой », «сладок » - «тонок »), корневые повторы («кораблях » - «корабли », «чужой » - «чужбине », «усталых » - «усталые », «на белом » - «белое »).
Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста.
У стихотворения особый размер - четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность.
В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре - краЮ, мОре - своЮ, кУпол - плечЕ, слУшал - лучЕ, бУдет - кораблИ, лЮди - обрелИ, тОнок - ВрАт, ребЁнок - назАд ). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста.
Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость будет ,
Что в тихой гавани все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех », «и », «что »), придающую тексту взволнованность и эмоциональность.
Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: «и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко… ». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной.
Во втором четверостишие наблюдается инверсия «пел ее голос , летящий в купол », тем самым интонационно выделяющий слово «голос » для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм.
Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось» ) что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал» ) появляется глагол совершенного вида «не придёт » в будущем времени. Он указывает на завершенность действия - молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт » обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад » приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия.
Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное - девушка поет молитву в храме (1 - 3 строфы), с другой стороны - божественное (последняя строфа).
Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей.
Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р , л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пел а, хор е, устал ых, кр аю, кор абл ях, мор е, р адость, пел , гол ос, л етящий, в купол , л уч сиял , на бел ом, из мр ака смотр ел и сл ушал, бел ое пл атье пел о в л уче, казал ось, кор абл и, устал ые л юди, светл ую, обр ел и, сл адок, тол ько). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (девуш ка, ч уж ом, уш едш их, забывш их, летящ ий, слуш ал, луч , чуж бине, ж изнь, Прич астный, ч то, каж дый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные (г ол ос, сл ад ок, л уч, тон ок, у Цар ских Вр ат, Пр ичастн ый Тайн ам , пл акал р еб ён ок), что придает ощущение надрывности.
Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения.
Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре ». С помощью перифраз «у Царских Врат » и «Причастный Тайнам » Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата - это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам - причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней.
Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю », «голос, летящий в купол », «на белом плече », «в тихой заводи », «усталые люди », «светлую жизнь », «луч… тонок », «голос… сладок ». Особенным является эпитет «голос был сладок », показывающий желанность и искренность молитвы.
Метафоры «пел ее голос » и «платье пело » подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу.
Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи.
Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль ». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол » становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол », т.е. обращенная к Богу.
Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет - многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу.
Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок ».
Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок - это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат », потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад ».
Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой - ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота. Молодому поэту казалось, что, только полностью уничтожив старый мир, можно построить новое счастливое общество, в котором не будет страданий и боли. События 1905 г. открыли Блоку ужасную картину, которая сопровождает все революции. Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Фраза «Революцию не делают в белых перчатках» предстала перед Блоком во всей своей откровенной наготе. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.

В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.

Православная церковь стремилась успокоить народное волнение и примирить враждующие группировки. По всей стране проходили церковные службы с горячими молитвами. Лирический герой присутствует на таком событии. Он обращает внимание на одну девушку в хоре, которая выделяется своей невинностью и чистотой. В образе девушки можно представить многострадальную душу России, которая молится за всех своих сыновей, независимо от их политических убеждений. «Усталые», «ушедшие корабли», «забывшие радость» — так охарактеризовал автор многочисленных участников революции. Для девушки не существует разницы между рабочими и жандармами. И те, и другие одинаково обмануты и увлечены ложными идеями. Гражданская война, независимо от ее исхода, в любом случае закончится массовыми убийствами и разрушениями. Девушке жалко весь народ в целом.

Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности. В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма — все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

"Девушка пела в церковном хоре" - одно из самых печальных стихотворений Александра Блока. В своем творчестве поэт опирался на принципы символизма. Но его самые первые стихотворения имели революционный оттенок. Поэт вырос в интеллигентной среде, и его заветной мечтой было равенство людей. Но когда начались первые отголоски революции, Блок задался вопросом: а нужны ли такие жертвы ради нее? Подробнее об этом можно прочитать в анализе "Девушка пела в церковном хоре".

История написания

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" следует обратить внимание на то, что стихотворение связано с тем, что в 1905 г. по стране прокатилась волна митингов и восстаний рабочих. Россия находилась на грани гражданской войны, люди пребывали в страхе за своих родных и близких. В храмах проводили службы во имя спасения Отечества. Скорее всего, на одной из таких и был поэт.

Больше всего на Блока произвело впечатление поющей девушки о том, что наступит светлое будущее. Но поэт уже на тот момент осознал, что для смены власти нужно пожертвовать множеством жизней. Поэтому он перестал быть уверенным в идеалах революции. В анализе "Девушка пела в церковном хоре" стоит также отметить: несмотря на то, что присутствующим пение принесло успокоение, Блок осознавал, что революция не принесет того перемирия, на которое надеялись люди.

Композиция стихотворения

Немаловажным пунктом в анализе "Девушка пела в церковном хоре" является построение в произведении. Оно построено на антитезе двух частей, как в композиционном, так и смысловом плане. В первой части Блок описывает девушку и ее пение о всех жертвах революции, о всех простых людях, которым пришлось защищать свои интересы и права при помощи революции.

Но в то же время, ее пение дает людям надежду на лучшую жизнь, приносит умиротворение. А чистота храма создает иллюзию защищенности. Красота песни завораживает прихожан, им кажется, что скоро между властями и народом будет перемирие.

Но уже во второй части описывается плач ребенка, в котором поэт слышит совсем противоположное пению девушки. Младенец чувствует то, что не дано другим. Он предчувствует, что не дано сбыться надеждам людей. Революция невозможна без жертв, и, предчувствуя эту правду, он плачет, потому что по-другому не может сказать людям об этом знании.

Размер и рифмовка стихотворения

При анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре" важное значение имеет его оформление. У него нет какого-либо определенного размера, т.е. оно написано в свободной форме. Двухсложные части нужно читать слегка нараспев, чтобы не нарушать ритм. А слияние сонорных и шипящих звуков передает атмосферу храма, написание стиха в свободной форме создает ощущение чистоты, вечности, а чтение нараспев придает ему мелодичность.

Средства выразительности

В анализе стиха "Девушка пела в церковном хоре" следует отметить, что резкий переход от надежды до крушения всех иллюзий достигается благодаря антитезе. В каждой строфе используется анафора и ассонансы, что придает стихотворению напевность. Эпитеты и метафоры придают ему еще больше выразительности.

Поэтические образы

Все те, о ком пела девушка - простого народа, жертвы борьбы за равенство. Поэт, который наблюдает за этой службой, от умиротворения переходит в состояние тревоги, предчувствуя грядущие перемены в стране. И он понимает, что именно эта тайна открылась ребенку.

Александр Блок написал это стихотворение как память о всех тех, кто пожертвовал своею жизнью ради революционных идей. Каждое свое выступление на публике он заканчивал его прочтением. В тот период поэт переосмыслил свое отношение к революции и перестал считать ее идеальной возможностью для общественных изменений. Осознав все последствия революции, и что она не стоит таких жертв, Блок отказался от пропаганды этих идей и посвятил свое творчество символисткому направлению.

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках . О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых . Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.