Генеральная репетиция дня. «генеральная репетиция» фонда v-a-c начинается в ммома

Кратко вспомним, что было в мае: за год до открытия своего пространства на ГЭС-2 фонд V-A-C устраивает масштабный смотр собственной коллекции с привлечением больших имен из дружественных собраний московского ММОМА и франко-американского фонда Kadist. 200 работ занимают весь особняк Московского музея современного искусства на Петровке, 25, все лето и трижды тасуются полутора десятками кураторов. Первый выпуск был сосредоточен вокруг «Чайки» Чехова, а второй собирали вокруг ключевых 11 философских понятий современности по версии австрийского философа Армена Аванесяна - от правого поворота в политике до изменения категорий времени в эпоху фейсбука и вечной жизни в цифре. Теперь же Мария Степанова, выступая как приглашенный куратор, предлагает задуматься о самой категории вещи. Объекты из коллекций она рифмует с собственными - так, рядом с Уорхолом и Буржуа на выставке появляются винтажный чемодан и старое кружево. Большая публичная программа с концертами и режиссерской лабораторией Волкострелова прилагается.

С 26 апреля по 15 сентября 2018 года, на Петровке 25, проходит междисциплинарный проект «Генеральная репетиция». Организаторы впечатляющей экспозиции – Московский музей современного искусства (ММОМА), Некоммерческий фонд современного искусства (V-A-C) и фонд искусства KADIST. Выставку подготовила большая группа кураторов, которую возглавил художественный директор V-A-C Франческо Манакорда. Возможность реализовать столь сложный проект позволили коллективная работа и совмещение различных художественных практик.

Творческая парадигма «Генеральной репетиции», по сути, метафора театральной пьесы в трех актах. По замыслу кураторов, одно и то же произведение пластического искусства и арт-объект может экспонироваться несколько раз, а может ни разу.

Первый акт «Генеральной репетиции» (26 апреля – 12 июня) представило объединение «Театр взаимных действий» (Шифра Каждан, Ксения Перетрухина, Леша Лобанов, Ксения Мун).

Пространство верхнего этажа ММОМА – «доступное хранилище» 200 произведений: их создавали в разное время примерно 100 художников. В их числе Виктор Алимпиев, Франсис Алис, Эрик Белтран, Алигьеро Боэтти, Александр Бродский, Арсений Жиляев, Абрахам Крусвильегас, CAMP, Марк Леки, Люси Маккензи, Пьеро Мандзони, Амедео Модильяни, Андрей Монастырский и «Коллективные действия», Анатолий Осмоловский, Александра Паперно, Филипп Паррено, Зигмар Польке, Дмитрий Пригов и другие.

Второй этаж – это главная «Сцена для представления» авторских работ: от Кьяры Фумай и Владислава Мамышева-Монро до Джеффа Кунса и Энди Уорхола.

На первом этаже «Генеральной репетиции» – инсталляция Майка Нельсона «Снова больше вещей» – произведения, подобранные по принципу «уравнивание разнородного, чтобы понять, как мы смотрим на объекты». В первую очередь, модернистские работы Константина Бранкузи, Альберто Джакометти, Генри Мура и Уильяма де Кунинга, традиционная африканская пластика, скульптура второй половины XX века Павела Альтхамера, Луизы Буржуа, Шерри Левин,

Второй акт «Метафизика из будущего» , представил в ММОМА с 21 июня по 22 июля постановку австрийского философа и теоретика литературы Армена Аванесяна, основанную на его книге, которая, возможно, появится в результате этого сотрудничества. Выставка-представление стала своего рода публичным обсуждением заложенных в книгу идей. В залах музея произведения искусства разыграли 11 сцен о традиционных понятиях философии, сформировавших западное мышление.

Продолжая работу с произведениями из коллекций фонда V-A-C, Московского музея современного искусства и фонда KADIST, проект «Генеральная репетиция» меняет привычные способы экспонирования искусства: некоторые работы, выступавшие в качестве персонажей и декораций пьесы Чехова в первом акте, теперь участвуют в постановке Армена Аванесяна (например, «Костюм Анако» Алигьеро Боэтти), а некоторые введены в действие впервые (среди них «Состояние, в котором мы находимся» Вольфганга Тильманса, работы Луиз Буржуа и «Джеки» Энди Уорхола).

Премьера третьего акта Генеральной репетиции состоялась 27 июля. На этот раз основой экспозиции становится «Ничье», эссе писателя и поэта Марии Степановой. Рядом с объектами искусства в экспозиции располагаются "ничьи" вещи, предметы из частных коллекций, не являющиеся художественными произведениями. Это повод поразмышлять о том, что из окружающих нас бесчисленных вещей удостаивается нашего внимания и чем это вызвано.

На протяжении пяти месяцев выставка «Генеральная репетиция» предлагает посетителям Московского музея современного искусства множество полезных и увлекательных мероприятий: лекции, концерты перформансы, кинопоказы, демонстрируя синергетические ценности синтеза видов современного искусства.

«Генеральная репетиция» - это кроссдисциплинарный проект фонда V-A-C и ММОМА, который на пять месяцев займет три этажа Музея современного искусства на Петровке, 25. Впервые в Москве будут показаны работы из коллекции фонда V-A-C вместе с произведениями из собрания ММОМА и фонда KADIST (Сан-Франциско - Париж). Этот проект - манифест методологии, основанной на коллективной работе и совмещении различных художественных практик. Фонд продолжит ее развитие на собственной площадке ГЭС-2, чтобы создать культурную институцию нового типа.

Акт 1. «Театр Взаимных Действий» - «Чайка»: 26 апреля – 17 июня
«Чайка» вне театра - занимательно само по себе. Самое классическое произведение русской сцены помещается в мало приспособленную для него среду - пространство музея. Так в новой си­ туации происходит переосмысление драматическо­ го жанра. Вместе с тем и произведения искусства оказываются в несвойственных им предлагаемых обстоятельствах, выступая в роли актеров.

Aкт 2. Армен Аванесян - «Метафизика из будущего»: 21 июня – 22 июля
Армен Аванесян поставил себе задачу исследовать ключевые вопросы философии завтрашнего дня. На их основе он представил 11 сцен, соответствующих главам книги, которая, возможно, появится в результате этого сотрудничества. В 11 залах второго этажа Музея произведения искусства образуют сцены, которые ставят под сомнение традиционные понятия, сформировавшие западное мышление, с точки зрения настоящего.

Aкт 3. Мария Степанова - «Ничьё»: 27 июля – 16 сентября
«Ничьё» - постановка про биографии, функции и статусы объектов: это пьеса в большей степени о вещах, нежели об их владельцах. Писатель предлагает нам задуматься о том, что из окружающих бесчисленных предметов и произведений искусства удостаивается внимания и почему. Что значит стать музейным экспонатом и частью композиций, таких как коллекция или выставка? Кто и почему их собирает для нас, как мы смотрим на них и как мы их воспринимаем? Эти вопросы задает Мария Степанова в третьем акте «Генеральной репетиции», выставляя в одном пространстве с Уорхолом, Буржуа и Мандзони обычные вещи: винтажный чемодан, старое кружево, платье 1940-х гг., муфту начала позапрошлого века.

Онлайн-проект «Снова больше историй». В нем произведения искусства, документация перформансов, различные тексты и видеоролики, сопровождающие«Генеральную репетицию», позволят выстраивать собственный маршрут погружения в проект и вносить в него свои интерпретации. Таким образом каждый желающий сможет попробовать себя в качестве приглашенного сценариста «Генеральной репетиции».

Режим работы: вторник – воскресенье: 12.00 – 21.00