Плюсы и минусы быть ученым. Профессия ученый

Любой человек ответит, что это специалист, разбирающийся в определенной области, имеющий углубленные знания и способный совершать новые открытия. Несомненно, быть ученым - это призвание, и чтобы определить, есть ли у вас склонность к этому, нужно прислушаться к себе.

Как определить, есть ли у вас талант

Помните, что важно стать хорошим ученым, а не просто специалистом, имеющим углубленные знания. Поскольку изучить информацию может каждый человек, вы должны быть способны исследовать ее и прийти к новым открытиям

Чтобы стать молодым ученым, прислушайтесь к себе. Вы должны понять, какая наиболее привлекательна для вас. Если вы любите математику, не ищите себя в биологии, поскольку, кроме испорченных нервных клеток и отсутствия желания, вам вряд ли удастся чего-либо добиться.

Люди становятся учеными, когда умеют совмещать увлечения с работой. Если вас действительно интересует математика, то вас затянет процесс ее углубленного изучения. Итак, если есть область науки, которая вас интересует, к которой у вас наблюдалась склонность в школе и которая давалась вам легче других, то вы, несомненно, можете стать ученым.

Мечты редко совпадают с реальностью. Так, если вы хотите стать ученым, то недостаточно просто почитать интересующую вас литературу и изучить информацию в интернете. К сожалению, освоение этой профессии требует финансовых вложений, иногда - немалых.

Стать ученым-исследователем вам удастся, если вы потрудитесь над собой и своим уровнем знаний. Если вы не самородок, который может без посторонней помощи произвести любые исчисления или изобрести лекарство от рака, то вам, несомненно, понадобится высшее образование.

Нет ничего невозможного, и наука знала великих людей, которые без соответствующего обучения делали ошеломляющие открытия, но, согласитесь, шанс один на миллион.

  • Выбирайте вуз, который предлагает продолжение обучения в аспирантуре, поскольку именно она готовит будущих исследователей. Магистратура тоже важна, но она делает упор на получение знаний, необходимых для осуществления практической деятельности, а не для свершения новых открытий.
  • Университет должен быть одним из лучших. Почитайте отзывы, посмотрите на программы обучения, посетите день открытых дверей. Обратите внимание, чтобы профессора учебного заведения были заинтересованы в получении знаний студентами. Пообщайтесь с выпускниками.
  • Освоение программы института - это далеко не все. Вам нужно параллельно посещать семинары, тренинги по вашей специальности, изучать информацию самостоятельно. Если вам интересна область науки, то и процесс обучения не надоест.
  • Помните о научных работах. По мере получения знаний у вас формируется собственное видение многих проблем науки. Опишите его в своих научных трудах. Статьи опубликуйте в специальных сборниках и журналах. Это не только поможет вам стать ученым, но и добавит баллов при защите диссертации.

Помните о самосовершенствовании. Как стать ученым, если вы не будете развиваться как личность? Поэтому находите время на отдых и на общение с интересными людьми.

Когда идешь к намеченной цели, все преграды на пути кажутся незаметными. Но иногда мы забываем о важных вещах, без которых задачи, которые мы ставим перед собой, невыполнимы. Итак, как стать ученым:

  • Общайтесь с людьми вашего круга. Общие интересы не только вас сплотят, но и приведут к новым открытиям.
  • Выберите себе научного руководителя с большими амбициями. Этот совет дают многие состоявшиеся ученые.
  • Интересуйтесь всем. Круг ваших интересов обязательно должен быть гораздо больше, чем просто ваша специализация.
  • Не тратьте время на бессмысленные достижения. Например, если вы химик, то вам не следует просиживать дни в изучении математики.

Многие состоявшиеся ученые признаются, что они частенько игнорировали предметы, не касающиеся их направления.

Образ жизни ученого

Конечно, все не ограничивается научными познаниями. Повседневная жизнь и окружающие факторы способствуют формированию личности и заставляют делать выбор между наукой и бытом.

Как стать ученым, если вас не поддерживает семья, если вы живете в маленьком бесперспективном городке или если у вас не хватает финансов на реализацию экспериментов? На основании подобных факторов можно сказать о таких пунктах:

  • Семья должна поддерживать ваше желание быть ученым. Близкие люди обязаны понимать, что вы не просто так до поздней ночи засиживаетесь за книгами, что опыты, которые вы проводите, небесполезны. В конце концов, что это важно для вас.
  • В любом случае после института придется потратить определенную сумму на ваши задумки. Хорошо, если вы найдете спонсора.
  • Возможно, вам предстоят дальние командировки. Особенно это касается исследователей.
  • Не бойтесь прийти к банальному выводу. Это нормально, что новые открытия базируются на уже известных достижениях.

Немалую роль играют личностные качества человека.

Характер будущего ученого

Каким бы талантливым ни был студент, без определенных качеств характера ученым ему не стать. Чтобы достичь цели, развивайте в себе такие качества:

  • Амбициозность.
  • Настойчивость.
  • Нестандартное мышление.
  • Способность признавать и анализировать свои ошибки.
  • Способность ставить перед собой цели.

Вряд ли у вас получится сразу достичь ощутимых результатов, но не опускайте руки. На этом построено достижение великих целей.

Как относиться к окружающим людям

Не стоит бояться конкуренции. Ваши соперники - это источник информации, общайтесь с ними чаще. Кроме того, подружитесь с ними. Окружайте себя людьми, которые равны или сильнее вас, только так вы сможете постоянно развиваться. Но за дружбой не забывайте о конкуренции, ведь это двигатель прогресса.

Соперники могут, сами того не осознавая, дать вам ценный совет или случайно выдать полезную информацию. Но не нужно только потреблять. Не жалейте дать полезный совет и другим ученым, чтобы ваша дружба была взаимовыгодной.

Заблуждения о профессии ученого

Сейчас мы разберем несколько мифов, которые в корне неправильны. Из-за них многие талантливые ребята отказываются от своей цели, что влечет за собой разрушение их мечтаний, а также снижение прогресса в науке:

  • Чтобы стать ученым, нужны связи. Поверьте: наука - это практически единственная отрасль, где никто не удержится благодаря связям. Если вы перспективный ученый, вас будут приглашать участвовать в различных исследованиях.
  • Только опытный педагог сможет научить студента. Как показывает практика, как раз молодые и амбициозные преподаватели давали толчок своим подопечным в мир науки. Они еще не остановились на одной теории, которую пытаются втолковать каждому встречному, поэтому знают о новых достижениях, ищут пути решения проблем, стараются углубиться в науку еще больше, чему учат и студентов.
  • Ученые мало зарабатывают. Мало зарабатывают дилетанты, а не ученые. Если человек действительно предан своему делу, то, безусловно, он будет достигать новых вершин, приносящих ему неплохую прибыль. Но для этого нужно быть коммуникабельным, чтобы на любой непредвиденный случай иметь спонсоров, заинтересовавшихся в вашем деле.
  • Ученый - неперспективная професси». Могут стать неактуальными любые отрасли жизни, но только не наука. Человечество нуждается в новых открытиях, поэтому хорошие ученые на сегодняшний день на вес золота.

Наука и политика

С науки начинается любая другая деятельность, в том числе и политическая. В развитых странах ученые, ставшие политиками, очень хорошо справляются со своей должностью. Согласитесь, гораздо лучше министр экологии разберется с проблемами загрязнения воздуха, если он осведомлен о них, если он их непосредственно исследовал. Или с проблемой финансирования в стране гораздо легче бороться, если министр финансов - ученый-математик или экономист.

Человек, умеющий исследовать область науки, разбирающийся в ней изнутри, востребован в политике, поскольку к верному решению он придет быстрее и воплотит это решение качественнее, чем обычный выпускник вуза.

Наука и писательство

Очень часто ученые, которые добились своих целей, садятся за написание книг и передают знания молодому поколению. Они - достояние страны. Ученые, ставшие писателями, научат студентов запоминать, анализировать и искать правильную информацию.

Таким образом, стать ученым - сложная, но осуществимая задача. Боритесь за свою цель. И, возможно, ваше имя зазвучит в мире науки.

Писал эту заметку как бы про запас. Но учитывая, что пресловутая реформа Российской академии наук выходит в решающую стадию третьего чтения в Госдуме, думаю, что надо бы опубликовать (по противоречивой информации завтра 17 сентября закон либо примут в третьем чтении с самыми неприемлемыми пунктами, либо вернут во второе чтение, где тоже непонятно, что будет происходить ). Данная статья описывает мою личную точку зрения, которая может не совпадать с точкой зрения коллег и руководства. Речь пойдет о том, что из себя представляют ученые, чем они занимаются и какая от этого польза.

В заключение, прошу поддержать инициативу о непринятии законопроекта о реформе РАН (необходима регистрация на сайте Госуслуги).

P.S. Только что пришло вот что.

Профсоюз [РАН] поддерживает предложение о проведении гуляний завтра утром у Думы (и в других регионах), профсоюз поддерживает обращение конференции научных работников РАН, профсоюз призывает к проведению собраний трудовых коллективов, по результатам которых будут направлены обращения к президенту, и будет такие собрания инициировать. Завтра планируется в Думе распространить обращение Рубакова среди депутатов непосредственно в здании Думы. Также уже начата подача заявок на проведение пикетов в Москве и регионах, затем будут подаваться заявки на проведение митингов. Собственно, акции в начале сентября и анонсировались как предупредительные.

Posted on Sep. 16th, 2013 at 02:08 pm | | | |

Учусь я в аспирантуре по химии, и основная моя деятельность – это наука.

Работаю я в лабораториях, которые находятся в химическом корпусе, а корпус находится далеко не в центре города, добираться с пересадками. Сами понимаете, как весело ездить утром на работу в автобусах.

Я залезла-таки в третий автобус, стояла на последней ступеньке, правда сумка осталась снаружи, ее зажало дверью… Зато, когда приехали – меня вынесло просто моментом, хорошо, что на ногах устояла.

Работа в лаборатории

Ну вот и родная лаборатория. Старая, потертая, с отклеивающимся ленолиумом, кривыми столами, заросшей пылью химической посудой и типичным химическим запахом, его я узнаю издалека.

Привычными действиями, отработанными до автоматизма, я запустила эксперимент: взвесить, налить, включить термостат, поставить температуру, загрузить реактивы в реакционный сосуд, поставить сосуд в термостат, нажать кнопку СТАРТ и… время пошло. Полтора часа все это будет реагировать, а пока… нет, чай пить мне некогда, а хочется очень.

Надо собирать установку для перегонки. Плитка, перегонная колба, дефлегматор (не спрашивайте, что это, а то я в 4000 знаков не уложусь объяснять), прямой холодильник (это такие стеклянные трубочки одна в другой для охлаждения, а не то, что вы подумали), приемник. Все это соединить, прикрутить и, проверив надежность и правильность соединения, торжественно вставить вилку от плитки в розетку. Поехало.

Неудачный эксперимент

Теперь надо собрать делительную воронку, чтобы смесь, которая прореагирует, разделить на два слоя. Собрала я ее не так быстро, потому что одна деталь потерялась, и я долго не могла найти ей замену по размеру. И, собрав и вздохнув с облегчением, подумала, ну вот, наконец-то, осталось 8 минут, могу немного дух перевести. Спирт мирно перегонялся, реакция шла… и тут я застыла, смотря в одну точку. О, нет! Я забыла положить катализатор в смесь и полтора часа она там варится без катализатора…

А-а-а-а-а! Целый эксперимент коту под хвост! Я быстро отключила термостат, убрала неудачный первый опыт, поставила снова эксперимент, шесть раз проверив, положила ли катализатор. СТАРТ и все по новой.

Тут я услышала такой глуховатый треск: «БАЦ». Я медленно развернулась и увидела, что моя колбочка-приемник, куда сливался чистый спирт, грохнулась на стол (видимо, я в спешке криво ее поставила) и весь спирт, который там был, разлился по столу, издавая пьянящий аромат. Я быстро выключила плитку и убрала ее как можно дальше – не хватало мне еще взрыва. Открыла окна, и стала тряпкой затирать стол.

Если день не задался, важно не сдаваться

Плакать хотелось безумно, весь день не задается. Тут в лабораторию вошла секретарь нашей кафедры, добрая и обаятельная Мария Михайловна, позвать меня подписать документы по аспирантской аттестации.

Ух, что празднуем?

Ничего. Сегодня тут кроме меня никто не работает. – недоуменно ответила я.

А чего так водкой пахнет?

Я с виноватым видом рассказала, что перевела кучу казенного спирта. Прибравшись на столе, решила я сегодня перегонкой больше не заниматься – хорошо, что часть спирта я все же смогла слить и запас на несколько дней у меня будет. Пока я прибиралась и бегала разбираться с документами, подошло время, пора было заканчивать реакцию.

Я вынула реакционную смесь, залила содержимое в делительную воронку и стала ждать разделения. Но тут вошел мой руководитель. Милый, добродушный ученый, профессор, доктор химических наук.

Существует такая болезнь – суперболтливость

Надо сказать, что в ученых кругах, начиная с самых малых степеней (не говоря уже о профессорах), существует такая болезнь – суперболтливость. Вот сколько у нас людей занимаются наукой – все этим болеют. Говорить могут бесконечно, часами и часами. Но мой руководитель – это просто олимпийский чемпион по болтливости.

Зашел он по небольшому делу – узнать, какие результаты я получила вчера, но как-то затянулись его размышления и гипотезы, а так же мысли по поводу дальнейшего развития моей работы. И я стояла и слушала его где-то минут сорок, пытаясь не заснуть, потому что после принятого на грудь спирта (пусть и через легкие) голова кружилась. Наконец, после восьмой попытки прервать его речь, я деликатно дала понять, что у меня время эксперимента подошло к концу, мне нужно поставить следующий. Олег Владимирович, будто очнувшись, сказал:

Да-да, конечно. Не буду вас больше отвлекать.

Закончив разделять смесь, я уже было решила начинать второй эксперимент, но видимо спирт пересилил меня, и я решила – хватит на сегодня. Видимо по лунному календарю для науки сегодня не благоприятный день.

Но на удивление все то, что науки не касалось, в этот день у меня получалось просто на ура! Но это уже другая история.


Есть такая профессия - учёный. Звучит очень гордо, интеллигентно и многообещающе. Но, давайте разберёмся, что она из себя представляет.

Кто такой учёный?

Учёный - это не просто представитель научного мира, специалист в какой-либо области, а эксперт своего дела, который внёс реальный вклад в научную отрасль и получил заслуженное признание. Учёный должен иметь научную степень (доктор или кандидат наук), добытую непосильным умственным трудом, защитить соответствующую диссертацию. Помимо высоких интеллектуальных способностей, необходимо обладать ещё и хорошей терпеливостью, потому что редко процесс научной деятельности является динамичным (если только вы не собираетесь испытывать на себе свои же экспериментальные разработки). Во всяком случае истинный учёный получает моральное удовольствие от своей кропотливой работы.

А что там с материальным удовлетворением?

Предупредим сразу, если Вы хотите стать учёным, то можете не рассчитывать на шикарный особняк на лазурном берегу, хотя Вам это вряд ли понадобится. А если серьёзно, то в нашей стране на нынешний день престиж такой профессии не высок, на рынке труда она не востребованная и, как следствие, мало оплачиваемая. Так что кроме как карьерного роста в каком-нибудь НИИ рассчитывать на большее не приходится. Хотя сугубо научные достижения являются главной задачей учёных.

Что должен делать учёный?

Как говорил товарищ Ленин "учиться, учиться и учиться!" Действительно, человек, избравший научную дорогу должен постоянно самосовершенствоваться, пытается открыть не только для себя, а и для всего человечества что-то новое и полезное, иначе зачем тогда всё это, если нет великой цели? Необходимо вести научные исследования в той области, которую Вы выбрали, собирать все данные воедино и сделать соответствующие умозаключения, которые потом изложить в научных трудах.

Признаки высокой квалификации

Таковыми являются публикации статей в научных журналах, издательство своих трудов в виде книг, справочников, методических разработок, постоянное участие в научных конференциях. Также немаловажным является педагогическая деятельность, передача своих знаний и опыта будущему поколению. Что как не приглашение читать лекции в престижном вузе подчеркнёт статус и заслуги учёного? Разве что создание своей собственной лаборатории, исследовательского центра или научной школы может быть престижней.

Итак, благодаря людям, который избрали для себя научную тропу, мы живём в таком развитом и высокотехнологическом мире. Поэтому быть учёным это не только профессия, это истинное призвание!

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Астроном - учёный, изучающий небесные объекты, такие как звёзды, планеты и их спутники, кометы и прочее.

Биоинженер - учёный, специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма.

Военный генеалог - эксперт по поиску сведений о фронтовиках, людях, потерявшихся в годы войны.

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойства, распространение и протекающие в ней процессы (круговорот воды в природе и пр.).


Гляциолог - учёный, специалист по льдам.

Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).


Ихтиолог - учёный, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности.


Климатолог - исследователь, изучающий вопросы изменения климата, а так же климатические процессы и их причины.

Кристаллограф (от слова кристалл и греч.grapho- пишу, описываю). - специалист в области кристаллографии - науки о кристаллах, их структуре и свойствах.

Лаборант химического анализа — специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.


Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами. Для него атомы — это кирпичи, из которых он собирает новые материалы.


Океанолог - учёный, специализирующийся на изучении океана.


Палеонтолог - учёный, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д..

Реставратор - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия