Тютчев еще земли печален вид читать. Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид…

Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.

Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.

Краткая биография автора

Федор Тютчев, стихи которого имеют особый смысл в сознании каждого, родился пятого числа последнего месяца в 1803 году. Его жизнь не была плохой или неблагополучной, как случается у многих выдающихся людей. Нет, он хорошо жил в Москве, учился. Заниматься творчеством начал в подростковом возрасте. Тогда его труды выходили в печать крайне редко и не были объектом обсуждений критиков. Успеха он достиг, когда сборник его произведений попал к Александру Сергеевичу Пушкину. Он восхитился стихотворениями молодого человека, и они были опубликованы в его журнале. Но только несколькими годами позже, когда Тютчев вернулся в родные места, смог достичь признания.

Одно из лучших

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева стал возможен лишь после смерти автора. Именно тогда оно было опубликовано и стало доступно для читателей. Нет точной даты написания, но только в 1876 году его смог увидеть мир. Это через три года после смерти поэта. В своем произведении он описывает через чувства и переживания состояние природы. Для него они едины и сплетаются в одно целое. Ощущения и пейзажи очень символичны. В них отражается истинное содержание души человека, то, что скрывают самые дальние уголки внутреннего мира. И природа точно так же. Она живая, это ясно любому, но чем это выражается и как именно сопоставляется с человеком? Идея стихотворения «Еще земли печален вид» заключается в том, чтобы дать четкий, развернутый ответ на данный вопрос.

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Раскрытие идеи

Порой люди начинают забывать о единстве живых существ в этом мире. Тем более что природа с раннего развития человечества была кормилицей и спасительницей для нас. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает увидеть борьбу между весной и зимой. Это два близких местами, но таких отличающихся друг от друга сезона, рассказы о которых могут быть очень противоречивы. Поэт говорит «редеющий сон» о белой покровительнице трех месяцев. Она должна уйти и передать господство более теплому и цветущему времени, которое еще еле чувствуется. Природа и человек радуются весне. Они будто бы вновь рождаются, прилетают птицы, растут цветы. Это как начало новой жизни, переход на ступень выше к лету, которое окружено особой любовью. Наступает период мечтаний, романтики. Душа пробуждается от зимнего сна и готовится к новым эмоциональным скачкам, которые начнут внезапно появляться по воле природы. Это и бесконечные дожди, и яркое солнце, обжигающее тело. Такие разные явления способны повлиять на состояние и настроение.

Средства выразительности

Стихотворение «Еще земли печален вид», средства выразительности которого ярко отражены во многих словах, обладает что обозначает сопоставление души человека с природой. Используются метафоры: «воздух дышит», «природа не проснулась», «природа послышала», «душа спала», «играет кровь». Это показывает ту самую связь. Эпитеты придают особенную красоту и загадочность строкам. Идет четкое сравнение души людской и природной.

Федор Тютчев стихи пишет от всей души, использует такие приемы, которые посредством обычных слов способны донести глубокую мысль до читателя. Его неоднозначность и красота привлекают к тому, чтобы вникнуть в произведение еще больше, прочитать его не раз и обсудить это с другими. Кто как понял переданные строки, что почувствовал? Эти вопросы будут задаваться вновь и вновь, но истинный смысл, наверное, будет трудно понять. Анализ стихотворения "Еще земли печален вид" Тютчева заставляет задуматься и понять красоту природы по-новому.

Сочинение

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.
Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весной дышит…
На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.
Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.
Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?
Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.
Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.
А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!
В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.
Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.

Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весной дышит…

На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.

Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.

Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?

Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.

Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.

А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!

В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.

Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.