Сын рассказывает о прошлой жизни комментарии. Реальные истории – воспоминания детей и взрослых о прошлой жизни

Джим Такер из Шарлоттсвилля (США) — единственный академический ученый в мире, который на протяжении 15 лет исследует рассказы детей о прошлых жизнях, предоставляя таким образом доказательства реинкарнации.

Такер собрал отдельные случаи из США в новой книге и представляет в ней его собственные гипотезы к научным аспектам, которые могут скрываться за феноменом реинкарнации. Ниже приведен перевод статьи «Наука о Реинкарнации», впервые опубликованной в журнале университета Вирджинии.

Спонтанные воспоминания и детские игры

Когда Райану Хаммонсу было четыре года, он стал играть в режиссера фильмов, и такие команды, как «Action», постоянно раздавались из его детской комнаты. Но вскоре эти игры для родителей Райана стали причиной для беспокойства, особенно после того, как однажды ночью он проснулся от собственного крика, схватился за грудь и стал рассказывать, что ему приснилось, как его сердце взорвалась, когда он однажды был в Голливуде.

Его мать Синди обратилась к врачу, но врач объяснил это кошмарами, и что скоро мальчик перерастет этот возраст. Однажды вечером, когда Синди укладывала сына спать, он вдруг взял ее за руку и сказал: «Мама, мне кажется, когда-то я был кем-то другим«. Райан объяснил, что он может вспомнить большой белый дом и бассейн.

Этот дом был расположен в Голливуде, за много миль от их дома в Оклахоме. Райан рассказал, что у него было три сына, но он не может вспомнить их имена. Он стал плакать и постоянно спрашивал свою мать, почему он не может вспомнить их имена. «Я действительно не знала, что делать«, — вспоминает Синди.

— «Я была очень напугана. Он был так настойчив в этом вопросе. После той ночи он снова и снова пытался вспомнить их имена и с каждым разом разочаровывался, что ему это не удавалось. Я начала искать информацию о реинкарнации в Интернете. Я даже взяла несколько библиотечных книг о Голливуде в надежде, что картинки смогут ему помочь.

Месяцами я не говорила об этом никому«. Однажды, когда Райан и Синди разглядывали одну из книг о Голливуде, Райан остановился на одной странице с черно-белой фотографией из фильма 30-х годов «Ночь за ночью». На картинке были изображены двое мужчин, которые угрожали третьему. Их окружали еще четверо мужчин.

Синди эти лица были не знакомы, но Райан указал на одного из мужчин в середине и сказал: «Эй, мама, это Джордж. Мы вместе снимали фильм». Затем его пальцы скользнули к человеку в пиджаке на правой стороне картинки, который смотрел угрюмо: «Этот парень — это Я, я нашел себя!».

Хотя оно и редкое, но утверждение Райана не является уникальным и является одним из в общей сложности более чем 2500 случаев, которые психиатр Джим Такер собрал в своем архиве в Отделе Медицинского Центра перцептивных исследований при университете штата Вирджиния.

В два года дети помнят свою прошлую жизнь

В течение почти 15-ти лет Такер исследует рассказы детей, которые, как правило, в возрасте между вторым и шестым годом жизни заявляют, что они жили когда-то раньше. Иногда эти дети могут даже описать достаточно подробные детали этих прежних жизней.

Очень редко эти ранее скончавшиеся лица являются известными или популярными и часто совсем не известны семьям этих детей. Такер, один из двух ученых мира, изучающих этот феномен, объясняет, что сложность случаев подобного опыта различна.

Некоторые из них могут быть легко выявлены, — например, когда ясно, что безобидные рассказы детей происходят в тех семьях, где потеряли близкого родственника. В других случаях, как в случае Райана, логичным является научное объяснение, — говорит Такер, — которое одновременно простое и в то же время удивительное: «Так или иначе, ребенок помнит воспоминания из другой жизни».

«Я понимаю, что это большой шаг, чтобы понять и принять, что есть что-то за пределами того, что мы можем увидеть и потрогать», — поясняет Такер, который в течение почти десяти лет проработал как медицинский директор университетской детской больницы (Психиатрическая Клиника Ребенок и Семья).

«Тем не менее, это свидетельство того, что такие инциденты должны быть рассмотрены, и если мы тщательно приглядимся к таким случаям, то наибольший смысл имеет объяснение, что происходит перенос воспоминаний».

Ключ к существованию реинкарнации

В своей последней книге «Возвращение к жизни» («Return to Live») Такер рассказывает о некоторых им изученных и самых убедительных случаях в США и представляет свои аргументы того, что последние открытия в квантовой механике, науке о поведении мельчайших частиц в природе, являются ключом к существованию реинкарнации.

«Квантовая физика предполагает, что наш физический мир возникает из нашего сознания, — сообщает Такер.— Эту точку зрения представляю не только я, но и большое количество других ученых». В то время как работа Такера приводит к жарким дебатам в научном сообществе, его исследования основаны частично на случаях, которые исследовал его предшественник, умерший в 2007 году, Ян Стивенсон, собравший случаи по всему миру, в неменьшей мере приводящие к непониманию.

Для Майкла Левина, директора Центра восстановительной и регенеративной биологии развития в Университете Тафтс и автора академической рецензии на первую книгу Такера, которую он описывает как «первоклассные исследования», причиной споров являются в настоящее время используемые модели науки, которые не могут ни опровергнуть, ни доказать открытия Такера: «Когда вы ловите рыбу сеткой с большими дырками, вы никогда не поймаете рыбу, которая меньше, чем эти дырки. То, что вы найдете, всегда ограничено тем, что вы ищете.

Текущие методы и концепции просто не в состоянии справиться с этими данными». Такер, чьи исследования финансируются исключительно за счет фонда, начал исследования реинкарнации в конце 1990 года, после того как он прочитал статью в «Charlottesville Daily Progress» о стипендии на исследовательскую работу Яна Стивенсона о клинической смерти: «Я был заинтересован идеей о жизни после смерти и вопросом о том, можно ли использовать научный метод для изучения этой области».

После того, как он первоначально работал добровольцем в отделе Стивенсона в течение нескольких лет, он стал постоянным членом команды и передал заметки Стивенсона, которые датируются частично началом 1960-х годов. «Эта работа, — говорит Такер, — дала мне удивительное понимание».

Реинкарнация в цифрах:

Исследование Такера выявило интересные закономерности в отношении случаев детей, сообщающих о наличии воспоминаний о прошлых жизнях. Средний возраст на момент смерти предыдущего человека 28 лет Большинство детей, сообщающих о воспоминаниях о прошлых жизнях находятся в возрасте от 2х до 6ти лет 60% процентов детей, сообщающих о воспоминаниях прошлых жизней — мальчики.

Приблизительно 70% таких детей утвержают, что умерли насильственной или неестественной смертью 90% детей, сообщающих о воспоминаниях о прошлых жизнях, говорят, что имели тот же пол в прошлой жизни Средний промежуток времени между сообщаемой ими датой смерти и новым рождением 16 месяцев 20% таких детей сообщают о наличие воспоминаний о периоде между смертью и новым рождением.

В чем особенности таких детей?

Дальнейшие исследования Такера и других показали, что коснувшиеся этого феномена дети в основном имеют IQ выше среднего, но выше среднестатистического повышенных ментальных нарушений и проблем с поведением у них не наблюдается. Никто из исследованных детей не пытался освободиться с помощью описаний подобных историй от болезненных ситуаций в семье.

Около 20 процентов обследованных детей имели шрамоподобные родимые пятна или пороки развития, которые были похожи на пятна и раны тех людей, чьи жизни они вспоминали, и которые они получили незадолго или во время смерти. Большинство подобных утверждений детей снижается к шести годам жизни, что соответствует тому времени, согласно Такеру, когда мозг ребенка готовится к новой фазе развития.

Несмотря на трансцендентный характер их историй, почти никто из исследованных и документированных детей не показал других признаков «сверхъестественных» ​​способностей или «просвещения», писал Такер. «У меня сложилось впечатление, что, хотя некоторые дети и делают философские замечания, в своем большинстве они абсолютно нормальные дети.

Можно было бы сравнить это с ситуацией, когда ребенок в его первый день в школе на самом деле не умнее, чем в его последний день детского сада». Выросший как южный баптист в Северной Каролине, Такер рассматривает также и другие объяснения, более приземленные, и исследует также случаи обмана из-за финансовых интересов и известности.

«Но в большинстве случаев эти сведения не приносят киноконтракты, — говорит Такер, — и многие семьи, особенно в западном мире, стесняются говорить о необычном поведении их ребенка». Конечно, Такер не исключает даже простую детскую фантазию как объяснение, но это не может объяснить богатство деталей, с которыми некоторые дети помнят предыдущего человека: «Это идет вразрез всякой логике, что это может быть все просто совпадение».

Во многих случаях, рассказывает исследователь дальше, раскрываются ложные воспоминания свидетелей, но были и десятки примеров, когда родители тщательно документировали рассказы своих детей с самого начала. «Ни одно из до сих пор выдвинутых рациональных объяснений не может все же объяснить еще одну закономерность, когда детей — как в случае Райана — связывают сильные эмоции с их воспоминаниями», — писал Такер.

Такер считает, что относительно небольшое число случаев, которые он и Стивенсон смогли собрать в Америке за последние 50 лет, можно объяснить тем, что многие родители просто игнорируют рассказы своих детей или неправильно их истолковывают: «Когда детям дают понять, что их не слушают или не верят, они просто перестают говорить об этом. Они понимают, что их не поддерживают. Большинство детей хотят угодить родителям».

Взгляд на сознание с точки зрения квантовой физики

Как именно сознание, или по крайней мере воспоминания, могут передавать от одного человека другому, все еще остается загадкой. Но Такер полагает, что ответ может быть найден в основах квантовой физики: ученым уже давно известно, что материя, как и электроны и протоны, создает события, когда за ними наблюдают.

Упрощенным примером является так называемый эксперимент с двумя щелями: если позволить падать свету через отверстие с двумя малыми зазорами, за одним из которых находится фотореакционная пластина, и не наблюдать этот процесс, то свет проходит через обе щели. Если наблюдать за процессом, то свет падает — как показывает пластина — только через одно из двух отверстий.

Поведение света, частиц света таким образом изменяется, хотя единственное различие заключается в том, что за процессом наблюдали. На самом деле вокруг этого эксперимента и его результатов также вертятся противоречивые и мощные дебаты. Такер, однако, полагает — как и основатель квантовой физики Макс Планк, — что физический мир можно изменить нефизическим сознанием, и возможно, он даже произошел из него.

Если бы это было так, то тогда сознание не нуждалось бы в мозге, чтобы существовать. Для Такера, следовательно, нет оснований полагать, что со смертью мозга также заканчивается сознание:»Вполне возможно, что сознание проявляется в новой жизни». Роберт Поллок, директор «Центра по изучению науки и религии» в Колумбийском университете, отмечает, что ученые уже давно ломают себе голову над тем, какую роль наблюдение может иметь для физического мира.

Однако выдвигаемые гипотезы не обязательно научные: «Такие дебаты среди физиков обычно сосредоточены на ясности и красоте такой идеи, а не на обстоятельствах, что они просто не могут быть доказаны. По моему мнению это все что угодно, но никак не научные дебаты. Я думаю, то, что Планк и его последователи наблюдали и наблюдают это поведение малых частиц, на основе которых они сделали выводы о сознании и тем самым выразили надежду.

Хотя я надеюсь, что они правы, но нет никакого способа доказать эти идеи или опровергнуть их». Такер в свою очередь объясняет, что его гипотеза основана на более чем на просто желаемом. Это гораздо больше, чем просто надежды. “Если у вас есть прямое положительное доказательство теории, это имеет значение даже тогда, когда есть негативное свидетельство против».

Встреча Райана со своей дочерью в прошлой жизни

Синди Хамонс не интересовали эти дискуссии, когда ее сын дошкольного возраста узнал себя на фото более 80-летней давности. Она просто хотела узнать, кто был этот человек. В самой книге не было никакой информации об этом. Но Синди вскоре выяснила, что мужчина на фото,которого Райан называл «Джордж» — сегодня почти забытая кинозвезда Джордж Рафт.

Кто же был тот человек, в котором Райан признал себя, Синди было так и не ясно. Синди написала Такеру, чей адрес она также нашла в Интернете. Через него фото попало в фильменный архив, где после нескольких недель поисков выяснилось, что мрачного вида мужчина — это еще при жизни мало известный актер Мартин Мартын, который не был упомянут в титрах фильма «Ночь за ночью» (Night after Night»).

Такер не сообщил о своем открытии семье Хамонс, когда пришел посетить их несколько недель спустя. Вместо этого он положил четыре черно-белых фотографии женщин на кухонном столе, три из которых были случайными. Такер спросил Райана, узнает ли он одну из женщин. Райан посмотрел на фотографии и указал на фото женщины, которая была ему знакома.

Это была жена Мартина Мартына. Спустя некоторое время Хамонсы вместе с Такером отправились в Калифорнию, чтобы встретиться с дочерью Мартына, которую нашли редакторы телевизионного документального фильма о Такере. До встречи с Райаном Такер пообщался с женщиной. Дама сначала неохотно рассказывала, но во время разговора она смогла рассказать все больше и больше деталей о ее отце, которые подтвердили рассказы Райана.

Райан сказал, что «он» танцевал в Нью-Йорке. Мартын был танцором на Бродвее. Райан сказал, что он также был «агентом» и что люди, для которых он работал, изменили свои имена. На самом деле, Мартын работал в течение многих лет после карьеры танцора на известное агентство талантов в Голливуде, которое придумывало творческие псевдонимы. Райан также пояснил, что в названии его старого адреса было слово «рок».

Мартын жил в Северной Roxbbury 825 -Драйв в Беверли-Хиллз. Райан также сообщил, что он знал человека по имени Сенатор Five. Дочь Мартина подтвердила, что у нее есть фотография, на которой ее отец вместе с сенатором Ирвингом Ives из Нью-Йорка, который находился с 1947 по 1959 год в Сенате США. И да, у Мартына было три сына, имена которых дочь, конечно, знала. Но ее встреча с Райаном прошла не очень хорошо.

Райан хоть и протянул ей руку, но остальную часть разговора спрятался позади своей матери. Позже он объяснил своей матери, что энергия женщины изменилась, после чего мать ему объяснила, что люди меняются, когда они вырастают. «Я не хочу возвращаться назад (в Голливуд), — объяснил Райан. — Я хочу оставить только эту (мою) семью».

В течение следующих недель Райан говорил все меньше и меньше о Голливуде. Такер объясняет, что такое происходит часто, когда дети встречаются с семьями тех лиц, которыми, по их мнению, они были когда-то. «Это, похоже, подтверждает их воспоминания, которые после этого теряют свою интенсивность. Я думаю, что они потом понимают, что никто из прошлого больше не ждет их. Некоторым детям из-за этого грустно.

Но в конце концов они принимают это и обращают свое внимание полностью к настоящему. Они обращают внимание на то, что должны жить здесь и сейчас — и конечно же, это именно то, что они должны делать.

Перевод Алёны Ивановой

Джим Такер из Шарлоттсвилля (США) — единственный академический учёный в мире, который на протяжении 15 лет исследует рассказы детей о прошлых жизнях. Сейчас Такер собрал отдельные случаи из США в новой книге и представляет в ней его собственные гипотезы к научным аспектам, которые могут скрываться за феноменом реинкарнации.

Ниже приведён перевод статьи "Наука о Реинкарнации", впервые опубликованной в журнале университета Вирджинии.

Спонтанные воспоминания и детские игры

Когда Райану Хаммонсу было четыре года, он стал играть в режиссёра фильмов, и такие команды, как "Action", постоянно раздавались из его детской комнаты. Но вскоре эти игры для родителей Райана стали причиной для беспокойства, особенно после того, как однажды ночью он проснулся от собственного крика, схватился за грудь и стал рассказывать, что ему приснилось, как его сердце взорвалась, когда он однажды был в Голливуде. Его мать Синди обратилась к врачу, но врач объяснил это кошмарами, и что скоро мальчик перерастёт этот возраст. Однажды вечером, когда Синди укладывала сына спать, он вдруг взял её за руку и сказал: "Мама, мне кажется, когда-то я был кем-то другим ".

Райан объяснил, что он может вспомнить большой белый дом и бассейн. Этот дом был расположен в Голливуде, за много миль от их дома в Оклахоме. Райан рассказал, что у него было три сына, но он не может вспомнить их имена. Он стал плакать и постоянно спрашивал свою мать, почему он не может вспомнить их имена.

"Я действительно не знала, что делать ", — вспоминает Синди. — "Я была очень напугана. Он был так настойчив в этом вопросе. После той ночи он снова и снова пытался вспомнить их имена и с каждым разом разочаровывался, что ему это не удавалось. Я начала искать информацию о реинкарнации в Интернете. Я даже взяла несколько библиотечных книг о Голливуде в надежде, что картинки смогут ему помочь. Месяцами я не говорила об этом никому ".

Однажды, когда Райан и Синди разглядывали одну из книг о Голливуде, Райан остановился на одной странице с черно-белой фотографией из фильма 30-х годов "Ночь за ночью". На картинке были изображены двое мужчин, которые угрожали третьему. Их окружали ещё четверо мужчин. Синди эти лица были не знакомы, но Райан указал на одного из мужчин в середине и сказал: "Эй, мама, это Джордж. Мы вместе снимали фильм ".

Затем его пальцы скользнули к человеку в пиджаке на правой стороне картинки, который смотрел угрюмо: " Этот парень — это Я, я нашёл себя! ".

Хотя оно и редкое, но утверждение Райана не является уникальным и является одним из в общей сложности более чем 2 500 случаев, которые психиатр Джим Такер собрал в своём архиве в Отделе Медицинского Центра перцептивных исследований при университете штата Вирджиния.

В два года дети помнят свою прошлую жизнь

В течение почти 15-ти лет Такер исследует рассказы детей, которые, как правило, в возрасте между вторым и шестым годом жизни заявляют, что они жили когда-то раньше. Иногда эти дети могут даже описать достаточно подробные детали этих прежних жизней. Очень редко эти ранее скончавшиеся лица являются известными или популярными и часто совсем не известны семьям этих детей.

Такер, один из двух учёных мира, изучающих этот феномен, объясняет, что сложность случаев подобного опыта различна. Некоторые из них могут быть легко выявлены, например, когда ясно, что безобидные рассказы детей происходят в тех семьях, где потеряли близкого родственника.

В других случаях, как в случае Райана, логичным является научное объяснение, — говорит Такер, — которое одновременно простое и в то же время удивительное: "Так или иначе, ребёнок помнит воспоминания из другой жизни ".

"Я понимаю, что это большой шаг, чтобы понять и принять, что есть что-то за пределами того, что мы можем увидеть и потрогать ", — поясняет Такер, который в течение почти десяти лет проработал как медицинский директор университетской детской больницы (Психиатрическая Клиника Ребёнок и Семья). "Тем не менее, это свидетельство того, что такие инциденты должны быть рассмотрены, и если мы тщательно приглядимся к таким случаям, то наибольший смысл имеет объяснение, что происходит перенос воспоминаний ".

Ключ к существованию реинкарнации

В своей последней книге "Возвращение к жизни" ("Return to Live") Такер рассказывает о некоторых им изученных и самых убедительных случаях в США и представляет свои аргументы того, что последние открытия в квантовой механике, науке о поведении мельчайших частиц в природе, являются ключом к существованию реинкарнации .

"Квантовая физика предполагает, что наш физический мир возникает из нашего сознания , — сообщает Такер. — Эту точку зрения представляю не только я, но и большое количество других учёных ".

В то время как работа Такера приводит к жарким дебатам в научном сообществе, его исследования основаны частично на случаях, которые исследовал его предшественник, умерший в 2007 году, Ян Стивенсон, собравший случаи по всему миру, в неменьшей мере приводящие к непониманию.

Для Майкла Левина, директора Центра восстановительной и регенеративной биологии развития в Университете Тафтс и автора академической рецензии на первую книгу Такера, которую он описывает как "первоклассные исследования", причиной споров являются в настоящее время используемые модели науки, которые не могут ни опровергнуть, ни доказать открытия Такера: "Когда вы ловите рыбу сеткой с большими дырками, вы никогда не поймаете рыбу, которая меньше, чем эти дырки. То, что вы найдёте, всегда ограничено тем, что вы ищете. Текущие методы и концепции просто не в состоянии справиться с этими данными ".

Такер, чьи исследования финансируются исключительно за счёт фонда, начал исследования реинкарнации в конце 1990 года, после того как он прочитал статью в "Charlottesville Daily Progress", о стипендии на исследовательскую работу Яна СтивенсонаЮ о клинической смерти: "Я был заинтересован идеей о жизни после смерти и вопросом о том, можно ли использовать научный метод для изучения этой области ".

После того, как он первоначально работал добровольцем в отделе Стивенсона в течение нескольких лет, он стал постоянным членом команды и передал заметки Стивенсона, которые датируются частично началом 1960-х годов. "Эта работа , — говорит Такер, — дала мне удивительное понимание ".

Результаты исследований Такера в цифрах

Приблизительно 70 процентов исследованных детей умерли (в их прошлой жизни) от насильственной или неожиданной смерти. Около трети этих случаев вспоминают мальчики. Это соответствует почти в точности соотношению мужчин с неестественными причинами смерти в нормальной популяции.

Несмотря на то, что в странах, где реинкарнация является частью религиозной культуры, о подобных случаях сообщается чаще, тем не менее, согласно Такеру, нет никакого соответствия частоты случаев и религиозного верования семей, которые столкнулись с реинкарнацией.

Один из пяти детей, которые сообщают о предыдущей жизни, рассказывают также о переходном периоде между жизнями — между рождением и смертью. Тем не менее, в этих рассказах почти невозможно найти соответствий, как этот переход переживается. Некоторые из детей утверждали, что они были в "Доме Божьем", в то время как другие заявляли, что они ждали на месте их смерти, прежде чем они "вошли" в их (новых) матерей.

В тех случаях, когда истории детей можно было приписать какой-либо другой личности, продолжительность этого переходного периода, как правило, составляла примерно от 16 месяцев.

В чём особенности таких детей?

Дальнейшие исследования Такера и других показали, что коснувшиеся этого феномена дети в основном имеют IQ выше среднего, но выше среднестатистического повышенных ментальных нарушений и проблем с поведением у них не наблюдается. Никто из исследованных детей не пытался освободиться с помощью описаний подобных историй от болезненных ситуаций в семье.

Около 20 процентов обследованных детей имели шрамоподобные родимые пятна или пороки развития, которые были похожи на пятна и раны тех людей, чьи жизни они вспоминали, и которые они получили незадолго или во время смерти .

Большинство подобных утверждений детей снижается к шести годам жизни, что соответствует тому времени, согласно Такеру, когда мозг ребёнка готовится к новой фазе развития.

Несмотря на трансцендентный характер их историй, почти никто из исследованных и документированных детей не показал других признаков "сверхъестественных" способностей или "просвещения", писал Такер. "У меня сложилось впечатление, что, хотя некоторые дети и делают философские замечания, в своём большинстве они абсолютно нормальные дети. Можно было бы сравнить это с ситуацией, когда ребёнок в его первый день в школе на самом деле не умнее, чем в его последний день детского сада ".

Выросший как южный баптист в Северной Каролине, Такер рассматривает также и другие объяснения, более приземлённые, и исследует также случаи обмана из-за финансовых интересов и известности. "Но в большинстве случаев эти сведения не приносят киноконтракты , — говорит Такер, — и многие семьи, особенно в западном мире, стесняются говорить о необычном поведении их ребёнка ".

Конечно, Такер не исключает даже простую детскую фантазию как объяснение, но это не может объяснить богатство деталей, с которыми некоторые дети помнят предыдущего человека: "Это идёт вразрез всякой логике, что это может быть всё просто совпадение ".

Во многих случаях, рассказывает исследователь дальше, раскрываются ложные воспоминания свидетелей, но были и десятки примеров, когда родители тщательно документировали рассказы своих детей с самого начала.

"Ни одно из до сих пор выдвинутых рациональных объяснений не может всё же объяснить ещё одну закономерность, когда детей, как в случае Райана, связывают сильные эмоции с их воспоминаниями" , — писал Такер.

Такер считает, что относительно небольшое число случаев, которые он и Стивенсон смогли собрать в Америке за последние 50 лет, можно объяснить тем, что многие родители просто игнорируют рассказы своих детей или неправильно их истолковывают: "Когда детям дают понять, что их не слушают или не верят, они просто перестают говорить об этом. Они понимают, что их не поддерживают. Большинство детей хотят угодить родителям ".

Взгляд на сознание с точки зрения квантовой физики

Как именно сознание, или по крайней мере воспоминания, могут передавать от одного человека другому, всё ещё остаётся загадкой. Но Такер полагает, что ответ может быть найден в основах квантовой физики: учёным уже давно известно, что материя, как и электроны и протоны, создаёт события, когда за ними наблюдают.

Упрощённым примером является так называемый эксперимент с двумя щелями: если позволить падать свету через отверстие с двумя малыми зазорами, за одним из которых находится фотореакционная пластина, и не наблюдать этот процесс, то свет проходит через обе щели. Если наблюдать за процессом, то свет падает, как показывает пластина, только через одно из двух отверстий. Поведение света, частиц света, таким образом, изменяется, хотя единственное различие заключается в том, что за процессом наблюдали.

На самом деле вокруг этого эксперимента и его результатов также вертятся противоречивые и мощные дебаты. Такер, однако, полагает, как и основатель квантовой физики Макс Планк, что физический мир можно изменить нефизическим сознанием, и возможно, он даже произошёл из него.

Если бы это было так, то тогда сознание не нуждалось бы в мозге, чтобы существовать. Для Такера, следовательно, нет оснований полагать, что со смертью мозга также заканчивается сознание: "Вполне возможно, что сознание проявляется в новой жизни ".

Роберт Поллок, директор "Центра по изучению науки и религии" в Колумбийском университете, отмечает, что учёные уже давно ломают себе голову над тем, какую роль наблюдение может иметь для физического мира. Однако выдвигаемые гипотезы не обязательно научные: "Такие дебаты среди физиков обычно сосредоточены на ясности и красоте такой идеи, а не на обстоятельствах, что они просто не могут быть доказаны. По моему мнению это всё что угодно, но никак не научные дебаты. Я думаю, то, что Планк и его последователи наблюдали и наблюдают это поведение малых частиц, на основе которых они сделали выводы о сознании и тем самым выразили надежду. Хотя я надеюсь, что они правы, но нет никакого способа доказать эти идеи или опровергнуть их ".

Такер в свою очередь объясняет, что его гипотеза основана на более чем на просто желаемом. Это гораздо больше, чем просто надежды. "Если у вас есть прямое положительное доказательство теории, это имеет значение даже тогда, когда есть негативное свидетельство против ".

Встреча Райана со своей дочерью в прошлой жизни

Синди Хамонс не интересовали эти дискуссии, когда её сын дошкольного возраста узнал себя на фото более 80-летней давности. Она просто хотела узнать, кто был этот человек.

В самой книге не было никакой информации об этом. Но Синди вскоре выяснила, что мужчина на фото, которого Райан называл "Джордж" — сегодня почти забытая кинозвезда Джордж Рафт. Кто же был тот человек, в котором Райан признал себя, Синди было так и не ясно. Синди написала Такеру, чей адрес она также нашла в Интернете.

Через него фото попало в фильменный архив, где после нескольких недель поисков выяснилось, что мрачного вида мужчина — это ещё при жизни мало известный актёр Мартин Мартын, который не был упомянут в титрах фильма "Ночь за ночью" (Night after Night").

Такер не сообщил о своём открытии семье Хамонс, когда пришёл посетить их несколько недель спустя. Вместо этого он положил четыре черно-белых фотографии женщин на кухонном столе, три из которых были случайными. Такер спросил Райана, узнает ли он одну из женщин. Райан посмотрел на фотографии и указал на фото женщины, которая была ему знакома. Это была жена Мартина Мартына.

Спустя некоторое время Хамонсы вместе с Такером отправились в Калифорнию, чтобы встретиться с дочерью Мартына, которую нашли редакторы телевизионного документального фильма о Такере.

До встречи с Райаном Такер пообщался с женщиной. Дама сначала неохотно рассказывала, но во время разговора она смогла рассказать всё больше и больше деталей о её отце, которые подтвердили рассказы Райана.

Райан сказал, что "он" танцевал в Нью-Йорке. Мартын был танцором на Бродвее. Райан сказал, что он также был "агентом" и что люди, для которых он работал, изменили свои имена. На самом деле, Мартын работал в течение многих лет после карьеры танцора на известное агентство талантов в Голливуде, которое придумывало творческие псевдонимы. Райан также пояснил, что в названии его старого адреса было слово "рок".

Мартын жил в Северной Roxbbury 825-Драйв в Беверли-Хиллз. Райан также сообщил, что он знал человека по имени Сенатор Five. Дочь Мартина подтвердила, что у неё есть фотография, на которой её отец вместе с сенатором Ирвингом Ives из Нью-Йорка, который находился с 1947 по 1959 год в Сенате США. И да, у Мартына было три сына, имена которых дочь, конечно, знала.

Но её встреча с Райаном прошла не очень хорошо. Райан хоть и протянул ей руку, но остальную часть разговора спрятался позади своей матери. Позже он объяснил своей матери, что энергия женщины изменилась, после чего мать ему объяснила, что люди меняются, когда они вырастают. "Я не хочу возвращаться назад (в Голливуд ), — объяснил Райан. — Я хочу оставить только эту (мою) семью".

В течение следующих недель Райан говорил всё меньше и меньше о Голливуде.

Такер объясняет, что такое происходит часто, когда дети встречаются с семьями тех лиц, которыми, по их мнению, они были когда-то. "Это, похоже, подтверждает их воспоминания, которые после этого теряют свою интенсивность. Я думаю, что они потом понимают, что никто из прошлого больше не ждёт их. Некоторым детям из-за этого грустно. Но в конце концов они принимают это и обращают своё внимание полностью к настоящему. Они обращают внимание на то, что должны жить здесь и сейчас — и конечно же, это именно то, что они должны делать ".

Перевод Алёны Ивановой, студентки 2-го курса института Реинкарнационики.

Копирование материалов строго с указанием журнала Реинкарнационика .

Найти доказательства реинкарнации удивительно легко: существуют тысячи документированных и хорошо исследованных случаев во всем мире, собранных учеными в течение последнего столетия, которые доказывают реальность прошлых жизней и реинкарнации.

Есть свидетельства, что, по крайней мере, некоторые, а, возможно, и все люди, уже существовали в другом теле и жили другой жизнью.

Когда появляются аномальные “воспоминания” событий, т.е. те, которых не было в настоящей жизни, испытывающие их, как правило, считают, что эти воспоминания исходят из их собственных предыдущих жизней.

Тем не менее, воспоминания, вспыхивающие в сознании, могут и не быть воспоминаниями прошлой жизни. Вместо этого они появляются, чтобы быть “случаями, классифицированными как реинкарнация”. Последние широко распространены.

Историй, предполагающих возможность реинкарнации, неограниченное количество, как в географическом так и в культурном отношении: их можно найти во всех уголках планеты и среди людей всех культур.

Конечно, воспоминаний из прошлых жизней больше, чем из настоящей, потому что прошлых жизней было великое множество.

Для реинкарнации, которая реально осуществилась, сознание чужой личности должно войти в тело определенного субъекта. В эзотерической литературе это известно как переселение духа или души.

Обычно такой процесс происходит в утробе матери, возможно, уже в момент зачатия или вскоре после этого, когда ритмичные импульсы начинают то, что далее развивается в сердце эмбриона.

Дух или душа человека не обязательно мигрирует к другому человеку. Буддийские учения, например, говорят нам, что душа или дух не всегда воплощаться на земном плане и в человеческом облике. См. также: Наши инопланетные дети: как наладить процесс общения с детьми.

Она может не перевоплощаться вообще, развиваясь в духовной сфере, откуда она либо не возвращается или возвращается только для того, чтобы выполнить задачу, которую должна была выполнить в своем предыдущем воплощении.

Но что интересует нас здесь, так это вероятность того, что реинкарнация может действительно произойти. Может ли сознание, которое было сознанием какого-то живого человека, переродится в сознании другого?

В своей книге «Сила внутри» британский психиатр Александр Кэннон писал о том, что доказательств на этот счет слишком много, чтобы их игнорировать: «В течение многих лет теория реинкарнации была для меня ночным кошмаром, и я делал все возможное, чтобы опровергнуть ее, и даже спорил с моими клиентами после транса о том, что они говорят глупости.

Но годы шли, и один клиент за другим рассказали мне одну и ту же историю, несмотря на их различные и переменчивые сознательные убеждения. Более тысячи случаев были исследованы, пока я согласился признать, что реинкарнация существует».

Варианты и переменные в случаях, классифицированных как реинкарнация

Пожалуй, главной переменной является возраст человека, который имеет реинкарнационные воспоминания. Это, в основном, дети в возрасте от двух до шести.

После восьми лет, как правило, переживания тускнеют и, за редкими исключениями, исчезают полностью в подростковом возрасте.

Способ, которым перевоплощенная личность умерла, - это еще одна переменная. Те, кто пережил насильственную смерть, кажется, более быстро перевоплощаются, чем те, кто умер естественным образом.

Истории реинкарнации, как правило, бывают ясными и отчетливыми у детей, тогда как у взрослых, они проявляются преимущественно нечеткими, носят характер неясных предчувствий и впечатлений.

Наиболее распространенными среди них являются дежавю: узнавание мест, с которыми столкнулся в первый раз, как знакомых. Или ощущение дежа коню - встреча человека в первый раз с ощущением, что вы знакомы с ним или с ней раньше, тоже происходит, но реже.

Несут ли истории о реинкарнации достоверную информацию? Свидетельства и доказательства о местах, людях и событиях были проверены со ссылками на показания очевидцев и свидетельства о рождении и места жительства.

Истории часто оказываются подтвержденными свидетелями, а также документами. Часто даже мельчайшие детали соответствуют реальным событиям, лицам и местам. Яркие истории перевоплощения сопровождаются соответствующей моделью поведения.

Устойчивость этих моделей наводит на мысль о том, что перевоплощенная личность проявляется даже тогда, когда эта личность была из другого поколения или другого пола.

В маленьком ребенке могут проявляться ценности и поведение пожилого человека противоположного пола из прошлой жизни.

Новаторские исследования последних реинкарнационных историй - работа Яна Стивенсона, канадско-американского психиатра, возглавлявшего Отдел перцептивных исследований в Медицинской школе Виргинского университета.

В течение более чем четырех десятилетий Стивенсон исследовал опыт реинкарнации тысяч детей, как на Западе, так и на Востоке.

Некоторые воспоминания о прошлых жизнях, излагаемые детьми, были проверены, обнаружены описанные детьми события у человека, который жил ранее и смерть которого совпадала в подробностях с той, о которой сообщил ребенок.

Иногда у ребенка наблюдались родимые пятна, связанные со смертью человека, с которым он или она были идентифицированы, может быть, какие-то отметины или изменение цвета кожи на части тела, где вошла роковая пуля, или порок развития на руке или на ступне, которую потерял покойный.

В новаторской статье, опубликованной в 1958 году, “Свидетельства жизнеспособности заявленных воспоминаний о прежних воплощениях”, Стивенсон проанализировал доказательства историй реинкарнации детей, представив рассказы о семи случаях.

Эти случаи воспоминаний прошлых жизней могли быть идентифицированы с событиями, о которых рассказывали дети, и зачастую напечатанными в малоизвестных местных журналах и статьях.

Доказательства реинкарнации: истории из первых рук

История реинкарнации 1: Случай Ма Тин Онг Мьо

Стивенсон сообщает о случае с Бирманской девушкой по имени Ма Тин Онг Мьо. Она утверждала, что является реинкарнацией японского солдата, погибшего во время Второй мировой войны.

В этом случае ярко выражены огромные культурные различия между человеком, сообщившем о таком опыте, и личности, чей опыт она передает.

В 1942 г. Бирма находилась под японской оккупацией. Союзники (Антигитлеровская коалиция, или союзники Второй мировой войны - объединение государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне 1939-1945 годов против стран нацистского блока) регулярно бомбили японские линии снабжения, в частности, железные дороги.

Деревня На-Тул не была исключением, будучи близко к важной железнодорожной станции возле Пуанг. Регулярные атаки - очень тяжелая жизнь для жителей, которые всячески пытались выжить. Действительно, выживание означало ладить с японскими оккупантами.

Для До Айи Тин (жительницы деревни, которая позже стала матерью Ма Тин Онг Мьо) это означало обсуждать относительные достоинства бирманской и японской кухни с коренастым, регулярно разгуливающим с голым торсом, поваром японской армии, которая дислоцировалась в деревне.

Война закончилась, и жизнь вернулась в какое-то подобие нормальности. В начале 1953 г. До оказалась беременна своим четвертым ребенком.

Беременность была обычная, за одним исключением: ей снился один и тот же сон, в котором японский повар, с которым давно была потеряна связь, преследовал ее и сообщал, что он собирается прийти и остаться с ее семьей.

26 декабря 1953 года До родила дочь и назвала ее Ма Тин Онг Мьо. Это был прекрасный ребенок с одной маленькой особенностью: у нее было родимое пятно размером с большой палец в области паха.

По мере взросления ребенка было отмечено, что у нее был большой страх самолетов. Каждый раз, когда самолет пролетал над ее головой, она начинала волноваться и плакать.

Ее отец, У Айи Монг, был заинтригован этим, так как война закончилась много лет назад, и самолеты теперь были просто машины для перевозок, а не боевое оружие. Поэтому было странно, что Ма боялась, что самолет опасен и будет стрелять в нее.

Ребенок становился все более и более угрюмым, заявляя, что хочет “вернуться домой”. Позже “дом” стал более конкретным: она хотела вернуться в Японию.

Когда ее спросили, почему вдруг она этого хочет, она заявила, что вспоминает о том, что она была японским солдатом, и их подразделение базировалось в На-Тул. Она вспомнила, что была убита пулеметным огнем с самолета, и именно поэтому она так боялась самолетов.

Ма Тин Онг Мьо становилась старше и вспоминала все больше о своей прошлой жизни и прежней личности.

Она рассказывала Яну Стивенсону, что ее предыдущая личность родом из Северной Японии, в семье было пятеро детей, старший - мальчик, который и был в армии поваром. Постепенно воспоминания о прошлых жизнях становились более точными.

Она помнила, что она (точнее он, как японский солдат) находился возле кучи сложенных рядом с акацией дров. Она описывала себя одетым в шорты и без рубашки. Самолет союзников заметил его и обстрелял район вокруг.

Он побежал в укрытие, но в этот момент он был ранен пулей в паховую область и погиб мгновенно. Она описывала самолет, как имеющий два хвоста.

Позже было установлено, что союзники использовали в Бирме самолет Локхид П-38 Лайтнинг, у которого именно такая конструкция, и это важное доказательство реинкарнации, потому что маленькая девочка Ма Тин Онг Мьо ничего не могла знать о такой конструкции самолетов.

В подростковом возрасте Ма Тин Онг Мьо демонстрировала отчетливые мужские черты. Она стригла коротко волосы и отказывалась носить женскую одежду.

Между 1972 и 1975 Ма Тин Онг Мьо была опрошена три раза о ее реинкарнационных воспоминаниях доктором Яном Стивенсоном. Она объяснила, что этот японский солдат хотел жениться и имел постоянную подругу.

Ему не нравился ни жаркий климат Бирмы, ни пряная еда этой страны. Он предпочитал сильно подслащенные блюда с карри. Когда Ма Тин Онг Мьо была моложе, она любила поесть полусырую рыбу, и это предпочтение у нее прошло только после того, как однажды рыбья кость застряла у нее в горле.

История реинкарнации 2: Трагедия на рисовых полях

Стивенсон описывает случай реинкарнации Шри-Ланкийской девушки. Она вспомнила прошлую жизнь, в которой она утонула на затопленном рисовом поле. Она рассказала, что автобус проехал мимо нее и обрызгал водой перед тем, как она умерла.

Последующие исследования в поисках доказательств этой реинкарнации обнаружили, что девушка в соседней деревне утонула после того, как она сошла с узкой дороги, чтобы избежать движущегося автобуса.

Дорога шла над затопленными рисовыми полями. Поскользнувшись, она не удержала равновесие, упала в глубокую воду и утонула.

Девушка, которая вспоминает это событие, с самого раннего возраста имела иррациональный страх автобусов; у нее также начиналась истерика, если она оказывалась возле глубокой воды. Она любила хлеб и сладкие по вкусу блюда.

Это было необычно, потому что в ее семье такая еда была не принята. С другой стороны, для прежней личности были характерны такие предпочтения.

История реинкарнации 3: Случай Сванлаты Мишра

Другой типичный случай был исследован Стивенсоном со Сванлатой Мишра, которая родилась в небольшой деревне в штате Мадхья-Прадеш в 1948 году.

Когда ей было три года, у нее начались спонтанные воспоминания о прошлой жизни, как о девушке по имени Бия Патхак, которая жила в другом селе на расстоянии более ста миль.

Она рассказала, что в доме, в котором жила Бия, было четыре комнаты, и он был окрашен в белый цвет. Она пыталась петь песни, которые, как она утверждала, она знала раньше, вместе со сложными танцами, которые были не известны в среде ее нынешней семьи и друзей.

Шесть лет спустя она узнала некоторых людей, которые были ее друзьями в прошлой жизни. В этом ее поддерживал отец, который начал записывать то, что она рассказывала, и искал доказательства ее прошлого воплощения.

Эта история вызвала интерес за пределами деревни. Один исследователь, который посетил город, обнаружил, что женщина, которая соответствует описанию, данному Сванлатой, умерла девять лет назад.

Исследования впоследствии подтвердили, что молодая девушка по имени Бия жила в таком доме в этом городе. Отец Сванлаты решил взять свою дочь в город, чтобы представить ее членам семьи Бийи и проверить, действительно ли она была этой перевоплощенной личностью.

Специально для проверки семьей были представлены люди, которые никак не были связаны с этим ребенком. Сванлата сразу определила этих людей как незнакомых.

Действительно, некоторые описанные ей подробности ее прошлой жизни были так точны, что все были поражены.

Случай реинкарнации 4: Патрик Кристенсен и его брат

Еще один случай предлагает существенные доказательства реинкарнации – это случай Патрика Кристенсена, который родился путем кесарева сечения в Мичигане в марте 1991 года.

Его старший брат, Кевин, умер от рака двенадцать лет назад в возрасте двух лет. Первые признаки рака у Кевина начали появляться за шесть месяцев до его смерти, когда он начал ходить с заметной хромотой.

Однажды он упал и сломал ногу. После проведенного обследования и биопсии маленького узелка на голове, прямо над его правым ухом, было обнаружено, что у маленького Кевина рак с метастазами.

Вскоре растущие опухоли были обнаружены в других местах на его теле. Одной из них была опухоль глаза, и, в конечном итоге, она привела к слепоте на этот глаз.

Кевину была сделана химиотерапия, которая вводилась через вену на правой стороне его шеи. В конце концов, он умер от своей болезни через три недели после его второго дня рождения.

Патрик родился с косым родимым пятном, напоминающим небольшой разрез на шее справа, на том же месте, где был прокол вены для химиотерапии у Кевина, что указывает на потрясающее свидетельство реинкарнации.

У него тоже был узелок на голове чуть выше правого уха и помутнение левого глаза, которое было диагностировано как бельмо роговицы. Когда он начал ходить, то заметно хромал, опять же, еще одно дополнительное доказательство реинкарнации.

Когда ему было почти четыре с половиной года, он сказал своей матери, что он хотел бы вернуться в их старый оранжевый коричневый дом. Это была точная окраска дома, в котором семья жила в 1979 году, когда Кевин был жив.

Потом он спросил, помнит ли она, что ему сделали операцию. Она ответила, что она не помнит, потому что такого никогда не случалось с ним. Затем Патрик указал на место чуть выше правого уха.

История реинкарнации 5: воспоминания предков Сэмом Тейлором

Еще один случай предлагает важное доказательство реинкарнации с участием восемнадцатимесячного мальчика по имени Сэм Тейлор.

Однажды, когда его отец менял ему подгузник, ребенок посмотрел на него и сказал: “Когда я был в твоем возрасте, я тоже менял тебе пеленки”. Позже Сэм рассказал в подробностях о жизни своего деда, которые были абсолютно точными.

Он сказал, что сестра его деда была убита и что его бабушка делала молочные коктейли для дедушки с помощью кухонного комбайна. Родители Сэма были непреклонны, что ни один из этих вопросов не обсуждался в его присутствии.

Когда Сэму было четыре года, ему была показана группа старых семейных фотографий, разложенных на столе. Сэм радостно определил своего деда, каждый раз объявляя: “Это я!”.

В попытке проверить его мать выбрала старую школьную фотографию, на которой его дед был маленьким мальчиком, и на ней были еще шестнадцать других мальчиков.

Сэм сразу же указал на одного из них, в очередной раз объявив, что это был он. Он точно указал на фото его дедушки.

Что эти доказательства говорят нам

Случаи, идентифицированные как реинкарнация, могут быть яркими и убедительными в какой-то степени, так как они проявляются, чтобы свидетельствовать и доказывать, что ранее живущая личность перевоплощается в новом теле.

Эта вера подкрепляется наблюдением, что родинки на теле субъекта соответствуют телесным особенностям того человека, чьим воплощением они являются. Это особенно поразительно в случае, когда личности прошлых жизней страдали от телесных повреждений.

Соответствующие знаки или деформации иногда снова появляются в новом теле, как бы предлагая доказательство того, что реинкарнация действительно существует.

Многие наблюдатели этого феномена, включая самого Стивенсона, придерживаются мнения, что соответствующие родинки являются важным доказательством в пользу реинкарнации.

Однако совпадение родинок и других телесных функций у ребенка с судьбой ранее существовавшей личности - это не обязательно гарантия того, что тот человек перевоплощается в этого ребенка.

Вполне может быть, что мозг и тело ребенка с данными родинками и телесными характеристиками являются специально приспособленными, чтобы вспомнить опыт личности с аналогичными родимыми пятнами и деформациями.

Этот отрывок о реинкарнации взят из книги «Бессмертный разум: наука и непрерывность сознания за пределами мозга» Эрвина Ласло и Энтони Пика с разрешения издателя.

«Вспомнив собственную смерть, многие испытуемые обрели уверенность в жизни. Они больше не страшились смерти. Они поняли, что смерть еще не конец, это новое начало. Для всех воспоминание о смерти являлось источником вдохновения, дающего возможность переменить ход всей жизни». «Если энергия не создается из ничего и никуда не исчезает бесследно, а наша душа - это энергия и жизненная сила - это энергия, то почему не допустить реинкарнаций? Поскольку никакая энергия не умирает, почему бы нам не продолжать изменяться и преображаться?» Две выдержки из книги американки Кэрол Боумэн «Прошлые жизни детей» сразу определят ваш настрой на тему. Или вы стопроцентный реалист и ничто выходящее за рамки обыденного вас не интересует, или вы в хорошем смысле любопытны. Все-таки, наверное, нет людей, почти нет, которые хотя бы изредка, хотя бы мимоходом не задумывались, куда денутся после моей смерти мои мысли, чувства, ощущения, переживания, весь мой внутренний мир...

На днях опять прошло по всем каналам сообщение об открытии английских ученых: наше сознание не умирает вместе с нашей физической смертью. Одни в этом абсолютно уверены, другие считают, что ученые таким способом выбивают деньги на дальнейшие исследования. А явление deja vu-дэжа вю, в буквальном переводе на русский - «уже виденное»? Чаще оно бывает в юном возрасте, угасая с годами, будто под наслоениями жизни с ее заботами и проблемами. И какие яркие случаются моменты, когда звук, запах, какая-то вещь, крошечная деталь вдруг прямо-таки отключают тебя от реальности, будто на мгновения ты перенесся туда, где ты был когда-то. Ошеломляющие мгновения! Переживания дэжа вю слишком реальны, чтобы их отвергать.

Не приходилось ли вам слушать странные рассказы маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет? Однажды сын моей подруги (теперь взрослый юноша, а тогда не достигший и пяти лет) подробно рассказывал, как он нашел на дороге кошелек. Прошло лет пятнадцать, а я не могу забыть этот, казалось бы, незначительный случай, настолько детально шло повествование: кошелек лежал на обочине, присыпанный мелкими камешками, коричневый, с трещинами, а в нем были старинные монеты. Помню, подруга сказала: «Опять фантазии...» А вот что пишет по этому поводу Кэрол Боумэн. Ребенок, увлеченный фантазией, создает временную реальность, которая меняется по его воле: сейчас он солдат, а через минуту врач или царь. Воспоминания о прошлых жизнях - последовательная реальность с подробными, достоверными деталями. Она уверена, что мать, хорошо знающая своего ребенка, может отличить фантазию от воспоминаний о прошлых жизнях. А толчок к ее исследованиям дал четырехлетний сын: у него вдруг случилась бурная истерика во время фейерверка, а потом он стал рассказывать, что был солдатом, как потом удалось прояснить, на Гражданской войне в США. Кэрол изучила немногочисленные исследования на тему реинкарнации, собрала огромное количество фактов.

Двухлетняя девочка Лия ехала с мамой в машине на специальном детском сиденье и смотрела в окно. На мосту через глубокое ущелье она отчетливо и уверенно произнесла: «Мама, это очень напоминает место моей смерти». Мать даже остановила машину и осторожно задала несколько вопросов. И вот что услышала: «Машина упала с моста в реку. На мне не было ремня, и я полетела в воду. Я лежала на камнях и увидела вверху мост, сверкающий на солнце, и пузыри, которые поднимались наверх». Мать была ошеломлена: никаких пузырей в воде ее крошечная дочь еще не могла нигде и никогда видеть. С год примерно Лия изредка вспоминала о своей смерти и всегда беспокоилась о ремнях безопасности.

У малыша заболело ухо, он объяснил, что его ударил большой грузовик на улице и он умер. Двухлетней девочке подарили игрушечную собачку. В большом возбуждении она сказала, что собачка напоминает ей пса Маффа, который у нее был раньше. Девочка постоянно говорила о четырех серых домах, о матери «в длинной юбке». «Фантазии» ее показались родителям слишком устойчивыми. И однажды девочка спросила, почему она не мальчик, который жил у железной дороги. На рельсах его убило поездом. Она назвала даже городок Харворд и фамилию Бенсон. Оказалось, это недалеко, и однажды семья туда направилась. Реальность совпала с описанием, которое дал ребенок. В церковных книгах нашли Бенсонов. Действительно, в 1875 году у них родился мальчик, но спустя шесть лет упоминания о нем исчезли.

«Расследования» доктора Яна Стивенсона

Но самые поразительные факты воспоминаний детей о прошлых жизнях дает Индия, периодически они появляются в прессе. И этому есть объяснение, но о нем позже.

Сварнлата Мишра родилась в 1948 году. Когда она в трехлетнем возрасте проезжала с отцом мимо городка Катни, находящегося на расстоянии сотни миль от ее дома, вдруг показала рукой в сторону и попросила шофера завернуть к «ее дому». А потом стали появляться другие детали, которые отец записывал. Девочку в той жизни звали Бия. Она описала свой дом внутри и снаружи, вспомнила железную дорогу и известковую печь, школу. Она умерла от «боли в горле» и помнила имя врача. Слух о Сварнлате распространился, и однажды в дом к ее семье, а ей в то время было десять лет, без предупреждения приехали муж, сын и брат реальной Бии, которая умерла в 1939 году. Сварнлата тут же узнала своего старшего брата и ласково назвала его «Бабу», как звала в той жизни. Десятилетняя девочка узнала мужа Бии и сына ее, которому было тринадцать лет в момент ее смерти. Они пытались ее сбить, выдавая себя за других людей, но она стояла на своем. Сварнлата напомнила своему бывшему мужу, что перед смертью отдала ему две тысячи рупий в шкатулке. И это было правдой. Через несколько недель девочку привезли в дом, где жила и умерла Бия. Она сразу же отметила изменения, спросила о парапете, о деревце, которого теперь не было. Она вспомнила и назвала более двадцати человек из числа родных и знакомых Бии с соответствующими их отношениям эмоциями. Сварнлата выросла, закончила университет, вышла замуж и сохранила связь с семьей Бии.

Еще индийские феномены. Четырехлетний Рави заявил своим родителям, что он Мунна, сын парикмахера. Со всеми подробностями он рассказал, как двое мужчин, еще один парикмахер и мойщик окон, заманили его в сад, перерезали горло и закопали в песке. Эти «фантазии» стали надоедать его близким, а мальчик еще и грозился убежать «к своей другой семье». Слухи о необычном ребенке дошли до отца настоящего Мунны. Они встретились, и мальчик его узнал, вспомнил свои игрушки, часы, которые отец для него купил в Бомбее. Рави родился с полосой, идущей через всю шею, напоминающей длинный шрам от ножевой раны. С возрастом она стала уменьшаться. Да и сам Рави в восемнадцать лет уже ничего не помнил, а знал о своих воспоминаниях только по рассказам близких. Девочка Шамлини поднимала крик при попытках искупать ее и истерически плакала при поездках в автобусе. Научившись говорить, она рассказала, что была сбита автобусом, когда шла по дамбе во время наводнения.

Индийские факты собрал доктор медицины психиатр Ян Стивенсон, труды которого изучила Кэрол Боумэн. Столкнувшись с фактами воспоминаний о прошлых жизнях у детей, он в 1961 году отправился в Индию, чтобы исследовать один известный ему случай. Через три года их набралось свыше четырехсот. Новаторство доктора Стивенсона в том, что он обратился к маленьким детям за получением доказательств перевоплощений. Память ребенка в отличие от взрослой чиста, не тронута мирским опытом, не засорена книгами и особенно телевидением. Ян Стивенсон ограничил поле своих исследований только спонтанными воспоминаниями, без всякого воздействия гипнозом или других стимулов. Подобно детективу, Стивенсон ставит цель раскрыть случай, верифицировать его (верификация - проверка истины, установление достоверности). Он делает все возможное, чтобы избежать ошибок. Пользуется услугами двух, а то и трех переводчиков, ведет запись на магнитофон, собирает документальные свидетельства, строит хронологию воспоминаний, берет только показания свидетелей, а не из вторых уст. Проводит «перекрестный допрос» ребенка, членов его семьи, родственников предыдущей личности - термин для определения умершего. Верифицированным он считает только тот случай, который можно объяснить вне всякого сомнения только воспоминаниями о прошлой жизни. В его архивах таких около девяти сотен. Почему подавляющее большинство случаев именно из Индии? Пожалуй, дело в том, что в этой стране всегда верили в реинкарнацию. Потому-то подобные воспоминания детей родители не считают «детской фантазией». Выслушивают ребенка, идут ему навстречу, если тому хочется отправиться в место своей прошлой жизни.

Доказал ли доктор Стивенсон, что реинкарнация - перевоплощение души в другое тело - существует? Сам он настаивает на том, что собрал данные, свидетельствующие в пользу реинкарнации, но он никогда не говорит, что она доказана. Его позиция: вот вам свидетельства, а дальше решайте сами. Кэрол Боумэн не скрывает, что верит в действительность воспоминаний о прошлых жизнях. Каковы же их общие черты?

Слушать ребенка сердцем и душой

Первая - необычайно ранний возраст, когда дети начинают вспоминать себя в образе предыдущих личностей: между двумя и пятью годами, а то и раньше, как только начинают составлять первые фразы. Позже воспоминания угасают, проваливаются в подсознание, бледнеют, как сновидения по утрам. Вторая черта - фобии (страхи) у детей с явно выраженными воспоминаниями о прошлых жизнях. Более трети таких детей имеют страхи, связанные с причиной их смерти в той жизни. Если предыдущая личность погибла под колесами грузовика, то ребенок боится машин. Если утонул, боится воды. Страх высоты, боязнь самолетов может быть связан с падением. Находки доктора Стивенсона дают подтверждение тому, о чем психотерапевты догадывались: смерти в прошлой жизни вызывают фобии в нынешней. Третья черта - значительность момента смерти. Больше 70-ти процентов детей, по исследованиям доктора Стивенсона, помнят, как они умирали, и половина насильственно. Смерть оставляет гораздо более глубокий отпечаток в памяти, чем повседневные события. И особенно смерть насильственная, наступающая внезапно, неожиданно, страшно, с сильными эмоциями. Автор книги сталкивает эти заключения с выводами других психотерапевтов, обращается к восточным философиям - буддийским, индуистским, в частности, к тому, что сознание существует отдельно от тела и продолжается после смерти. Эту идею трудно понять людям европейской культуры, нас учили совсем иному, что сознание рождается вместе с телом и угасает с ним. Но сейчас даже и в нашей, долго зашоренной стране много сторонников реинкарнации.

Так вот, если вернуться к значительности момента смерти, то при внезапной, ужасной гибели у человека нет времени, чтобы осмыслить свою жизнь и свой уход. И он умирает как бы незавершенно, захлестнутый отрицательными эмоциями - страхом, ненавистью, чувством вины, гнева... А значит, покидает этот мир «с незаконченными делами души» и переносит эти эмоции нетронутыми в другие жизни. И уже там страдает от страхов, непонятных переживаний, становится пациентом психиатров. Почему большинство детских воспоминаний трагичны? Потому что в основе их стресс в прошлой жизни, страшная смерть. Счастливая долгая жизнь, благостный спокойный уход в мир иной не приводят людей в другой жизни к психотерапевту.

Кэрол Боумэн, изучив что было возможно, пошла дальше. Она решила подтвердить, что детские воспоминания могут исцелять. Мало кто из друзей, знакомых принял эту идею. В одних побеждал скептицизм. Другим казалось, что она забыла о здравом смысле. (Не исключено, что нечто подобное испытывают читатели «Вечерки» и сейчас.) Одна приятельница заявила, что Кэрол вступила на опасную территорию, откуда может не быть возврата... Но Кэрол нашла единомышленников. Участвовала в конференции Ассоциации по исследованию и терапии прошлых жизней. Была приглашена в знаменитое в США шоу Опры Уинфри, после которого стала довольно известна в США и начала получать письма и звонки, которые расширили и пополнили ее знания о перевоплощениях и возможностях исцелений. Задумала написать книгу для родителей: помочь им распознавать истинные воспоминания детей о прошлых жизнях, переводить их на уровень сознания и таким образом излечиваться от страхов и комплексов.

Кэрол Боумэн выделяет четыре признака воспоминаний о прошлой жизни, которые предназначены для личного общения с ребенком. Уверенный тон, когда дети не ждут реакции родителей, а прямо заявляют нечто, даже и не подлежащее сомнению: это было - и все. Неизменность во времени, стабильность воспоминаний, сколько бы времени ни прошло с момента первого упоминания прошлого. Ребенок может ввести дополнительные детали, но скелет события всегда сохраняется. Третий признак - знания, никак не объяснимые опытом. Мальчик полутора лет вдруг говорит, что он умер, когда катался на коньках: упал и ударился головой об лед. И называет маленький городок, о существовании которого не знают и его родители. Но они находят этот городок на карте. Вдруг ребенок начинает говорить словами и фразами на непонятном языке, который он даже не мог слышать в этой жизни, например, на арамейском, а звучал он две тысячи лет назад. Четвертый признак - соответствие поведения прошлой жизни. Маленький мальчик, впервые оказавшись в кабине небольшого самолета, осмотрел приборный щиток, нажал на кнопки, на педали - продемонстрировал, что он знает, как это все включается.

Родители ни в коем случае не должны отмахиваться, отшучиваться при странных словах и поведении своих детей. Сохраняйте спокойствие, проявите интерес, признайте правдивость рассказа ребенка, даже если вы вдруг услышите: «Когда я была с другой мамой, я была мальчиком». Попытайтесь понять, что хочет выразить ваш ребенок, советует Кэрол. Не нужно задавать вопрос «Почему?» Это слово заставляет ребенка искать объяснений или интерпретаций, прервет поток воспоминаний. И обязательно нужно показывать искренний интерес, это вдохновит малыша на более глубокое проникновение в свою память. Темы прошлых жизней не обязательно должны быть негативными. Ребенок может вспоминать любимую бабушку из прошлой жизни и это его будет согревать. Важно дать мальчику или девочке выразить эмоции до конца. Родители замечают, как их чадо вдруг среди игры замолчало, вперившись будто остекленевшими глазами во что-то ему одному видимое. Тут-то и может начаться. Не исключено, что со слезами, истерикой. А то и в полном отрешении. Сын говорит: «В меня выстрелили и убили». Затем посмотрел на мать и громким злым голосом выкрикнул: «Ты не спасла меня!» И это повторил несколько раз. Нужно успокоить мальчика мягко и убедительно: «Там была не я, а другая мама». И тогда он, может быть, расскажет, что произошло. Эмоции выплеснутся, негативные чувства забудутся.

Конечно, невозможно изложить книгу, насыщенную огромным количеством фактов. Автор советует: записывайте все, что расскажет ваш ребенок, и не только слова, но и жесты, выражение лица. Запись - прекрасный способ разобраться в собственных мыслях и в переживаниях вашего чада. Вам могут открыться связи между детскими воспоминаниями и чертами личности сына или дочери... Советов много. Уверена, что кое-кто подумает: дескать, когда этим заниматься - работать надо, на жизнь собирать, мы не американцы какие-нибудь, которым хорошо платят. Это у них мамаши могут с детьми сидеть. А куда нам до прошлых жизней, тут бы в этой продержаться. Да и вообще все это «опасная территория». Что тут ответишь. Если вы готовите своих детей для нормальной жизни и видите в этом одну из главных целей, то время, внимание всегда найдете. Ценность книги даже не в поисках прошлой жизни, а в том умении слушать детей душой и сердцем, которое показала Кэрол Боумэн.

Способность детского мозга моделировать в сознании события, произошедшие в прошлой жизни, изучается специалистами разных областей медицины. Однако до сих пор не сложилось единого мнения о механизме процессов воспроизведения такого рода воспоминаний. Удалось лишь выделить общие особенности.

Особенности детских воспоминаний

Многие дети рассказывают о том, что они жили в далеких странах, и у них были семьи, причем описывают все в мелких деталях. Другие же говорят, что они помнят день и даже причину. С одной стороны, можно воспринимать это как фантазии, с другой, поражает подробность описания событий и людей. Детский мозг не в состоянии самостоятельно воспроизводить такие образы.

Известный ученый в области психотерапии Джим Такер, который изучает детские воспоминания, указывает на то, что таких феноменов становится все больше и больше. Поэтому необходимо принимать их как естественное явление, называемое в эзотерических учениях реинкарнацией и требующее глубокого анализа.

С точки зрения исследователей, занимающихся изучением феномена переселения душ в пространстве, причины появления таких воспоминаний у детей в возрасте от 2 до 7 лет различны. Во-первых, это может происходить, так как детское сознание максимально открыто и не засорено реалиями внешнего мира. Поэтому ребенок способен сохранить и воспроизвести информацию из прошлой жизни абсолютно точной. Во-вторых, существует теория, в соответствии с которой, только детский мозг обладает уникальным свойством воспроизводить события, находящихся в сфере непознанного.

Дети, рассказывающие о своих прошлых жизнях, как правило, обладают IQ выше среднего, однако это не говорит о том, что они гении, просто у них отсутствуют признаки ментальных нарушений. Также отмечается, что у таких детей есть родимые пятна, похожие на шрам или врожденные проблемы со здоровьем. Сам дети объясняют это тем, что в прошлой жизни они получали травму или имели серьезные проблемы со здоровьем.

Правильная реакция родителей

В большинстве случаев родители несерьезно относятся к рассказам своих детей, объясняя это впечатлительностью ребенка или подвижностью детской психики. Однако, если ребенок периодически рассказывает вам о таких событиях, лучше прислушаться. В итоге, получается очень складная история жизни другого человека.

Бывают такие ситуации, когда родители начинают верить в историю ребенка и проверяют информацию в интернете. К своему большому удивлению они обнаруживают реальные исторические личности, жившие именно в то время, которое описывает ребенок. В таком случае не стоит давить на малыша или вести его к психологу, так как такие действия могут только негативно отразиться на его психике. Воспринимайте своего ребенка таким какой он есть, не стоит навязывать ему чужие модели поведения. Ничего нет страшного в том, что он вспоминает свою прошлую жизнь. Этот период пройдет к 6-7 годам, так как именно в это время начинается новая фаза в формировании мозговой деятельности.