Спутниковая карта высот. Самый высокий город в россии

Хитровская площадь - одна из легендарных площадей Москвы, получившая большую славу благодаря сборнику "Москва и москвичи" Владимира Гиляровского. Площадь расположена между и Хитровским переулками на территории исторического Белого города.

Современная Хитровская площадь - тихое и неплохо благоустроенное местечко. На ней разбит большой сквер с причудливыми циркулярными аллеями, лавочками и цветниками, а в самом центре сквера расположены информационные стенды, из которых можно узнать об истории площади и окрестностей. Архитектурный ансамбль площади имеет высокую степень сохранности и включает ряд зданий, построенных или перестроенных в 18-20 веках. Среди них выделяются дом Хитрово, дом Ярошенко, городская усадьба Лопухиных - Волконских - Кирьяковых (доходное владение Буниных), дом "Утюг" на углу Певческого и Петропавловского переулков, а также бывший Мясницкий полицейский дом (усадьба графа Остермана).

Уникальность Хитровской площади связана с её дурной славой: на рубеже 19-20 веков она была центром криминогенного квартала, в ночлежных домах которого селились нищие и безработные, а также укрывались беглые преступники. Ярче и подробнее всего быт Хитровки был описан Владимиром Гиляровском в культовом сборнике очерков "Москва и москвичи": писатель описывает её как мрачное и грязное место с большим количеством тесных дешёвых ночлежек и кабаков. И хотя в наши дни площадь и её окрестности хорошо благоустроены и совершенно безопасны, атмосфера исторической Хитровки бережно сохраняется в памяти горожан.

Хитровская площадь и окружающий её квартал признаны объектом культурного наследия - достопримечательным местом "Хитровка". В окрестностях площади часто проходят экскурсии и исторические прогулки, посвящённые прошлому Хитровки и криминальной жизни старой Москвы.

История Хитровской площади

В седой древности район Ивановской горки и Кулишек, где позже возникла Хитровка, был достаточно престижным районом: в 15 веке в окрестностях находился летний дворец московского князя Василия I и княжеские сады, а также единично селилась знать. Застройка не была плотной: она стала уплотняться и приобретать городские черты лишь в 18 веке.

До Отечественной войны 1812 года на территории современной Хитровской площади располагались две усадьбы, которые полностью выгорели при Московском пожаре 1812 года. Их владельцы не спешили восстанавливать владения, и они стояли заброшенными около 10 лет, пока не были выкуплены генерал-майором в отставке Николаем Хитрово в 1824 году. Хитрово жил в особняке неподалёку отсюда и решил обустроить на месте купленных усадеб городскую площадь, которую принёс в дар Москве. За его счёт пепелище было вымощено булыжником, здесь установили масляные фонари, а по периметру площади появились новые здания: на её южной стороне были выстроены торговые ряды с подворьем для торговцев мясного и зеленного рынка, а оставшиеся 3 стороны украсили палисады. Перед крупными церковными праздниками и по выходным торговали не только в рядах, но и на самой площади - с лотков или возов. После смерти Хитрово в 1827 году его постройки перешли к новым владельцам: в перестроенном виде они сохранились до наших дней.

В течение 19 века застройка вокруг площади продолжала развиваться: с оставшихся незастроенными трёх сторон площади появились торговые ряды, тогда же были построены дом Ярошенко, дом "Утюг", доходный дом Александрийского подворья и другие здания, многие из которых дошли до наших дней (некоторые - в перестроенном виде).

После отмены крепостного права в 1861 году для Хитровской площади началась совершенно новая жизнь: она превратилась в своеобразную биржу труда. Дело в том, что на рынке возник большой переизбыток неквалифицированной рабочей силы, и люди потянулись в города - ночлежки Хитровки оказались забиты нищими и безработными, район быстро криминализировался и стал превращаться в городское "дно". Скрываясь от полиции, здесь останавливались беглые заключённые и преступники. Постепенно площадь изменила свой облик: торговые ряды и постройки вокруг неё были перестроены в ночлежки, дешёвые харчевни и трактиры ("Пересыльный", "Сибирь", "Каторга"), а в округе появились дешёвые доходные дома. Торговцы из рядов перекочевали на саму площадь, где возник Хитров рынок, на котором можно было приобрести в том числе и краденые вещи. Городские власти обратили внимание на эту проблему: в 1873 году московский обер-полицмейстер Николай Арапов предложил перенести Хитров рынок на Конную площадь, чтобы сделать центр города более безопасным, но Мосгордума не приняла его предложение, решив, что перенос рынка лишь изменит локализацию проблемы; кроме того, за счёт большого количества полицейских в центре, контролировать проблему на Хитровке было проще, чем если бы это происходило на окраине города.

В 1880-х годах на Хитровской площади был построен металлический навес для биржи труда: здесь освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне искали работу, а чуть позже для неимущих стали устраивать благотворительное питание. В бывшем доме Николая Хитрово открылась Орловская лечебница, где обитателям Хитровки оказывали медицинскую помощь.

Фото: навес биржи труда на Хитровской площади, 1913-1914, pastvu.com

После Октябрьской революции масштабы преступности на Хитровке выросли до совершенно неприличной степени, и советская власть приняла решение "зачистить" её окрестности. В 1920-х годах Хитров рынок был ликвидирован, а к 100-летию площади в 1924 году на его месте был разбит зелёный сквер. Обитателей окружающих площадь зданий взяли под контроль, организовав жилищные товарищества, некоторые постройки были перестроены. В 1930-х годах площадь решили застроить: здесь появилось типовое здание школы (позже - Электромеханический техникум, а затем и колледж), и Хитровка превратилась в обычный жилой район.

В 2009-2010 годах здание Электромеханического колледжа было снесено, и в 2014-2015 годах на Хитровской площади благоустроили сквер.

Современная Хитровская площадь - очень популярное местечко у любителей московской старины. Сюда приходят на экскурсии и исторические прогулки, художники рисуют виды площади, а киношники снимают на их фоне кино; однако, в общегородском масштабе площадь не так уж известна - рядовой москвич едва ли вспомнит, где она расположена и чем знаменита.

Хитровская площадь находится в Басманном районе Москвы. Добраться до неё можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Как давали названия московским улицам

Ей дали название по фамилии генерала Н.З. Хитрово, зятя фельдмаршала Кутузова. Генерал владел домом в этом районе и задумал построить рядом большой рынок для торговли зеленью и мясом. Особняк Хитрово сохранился и стоит на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка во дворе сталинского дома.

На месте Хитровского рынка стояли две усадьбы, но они сгорели в 1812 году. Долго никто не брался за восстановление этих особняков, а их владельцы оказались не в состоянии платить налоги. И в 1824 году генерал Хитрово выкупил эти владения и устроил площадь, а затем подарил ее городу.

В 1827 году Хитрово скончался, а торговые ряды сменили владельцев. Площадь стала понемногу преображаться: если раньше с трех незастроенных сторон были палисадники, то теперь появились торговые ряды. В праздники и в воскресные дни торговля охватывала и саму площадь, где устанавливали переносные лотки.

В 1860-е на Хитровской площади построили навес, где расположилась московская биржа труда. Сюда в поисках работы стекались рабочие, освобожденные от крепостной зависимости крестьяне и даже безработная интеллигенция. В основном, на Хитровской бирже нанимали прислугу и сезонных рабочих. Биржевики становились «легкой добычей» для карманников. Далеко не всем удавалось найти заработок, и многие оседали в окрестностях Хитровки, промышляя нищенством.

Постепенно вокруг Хитровской площади открывали недорогие харчевни и трактиры, благотворительные организации бесплатно кормили неимущих, а окрестные дома превратились в ночлежки и доходные дома с дешевыми квартирами.

Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны... Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев.

К концу XIX века Хитровка превратилась в один из самых неблагополучных районов Москвы. На Хитровскую площадь выходили ночлежки - дом Ярошенко, дом Бунина, дом Кулакова и дом Румянцева. А в особняке генерала Хитрово была лечебница для хитрованцев.

В доме Румянцева была, например, квартира «странников». Здоровеннейшие, опухшие от пьянства детины с косматыми бородами; сальные волосы по плечам лежат, ни гребня, ни мыла они никогда не видывали. Это монахи небывалых монастырей, пилигримы, которые век свой ходят от Хитровки до церковной паперти или до замоскворецких купчих и обратно.
После пьяной ночи такой страховидный дядя вылезает из-под нар, просит в кредит у съемщика стакан сивухи, облекается в страннический подрясник, за плечи ранец, набитый тряпьем, на голову скуфейку и босиком, иногда даже зимой по снегу, для доказательства своей святости, шагает за сбором.
И чего-чего только не наврет такой «странник» темным купчихам, чего только не всучит им для спасения души! Тут и щепочка от гроба господня, и кусочек лестницы, которую праотец Иаков во сне видел, и упавшая с неба чека от колесницы Ильи Пророка.

В доме Румянцева кроме ночлежки работали трактиры «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко - трактир «Каторга». Это были неофициальные названия, распространенные среди хитрованцев. Каждый трактир посещала публика определенного типа. В «Пересыльном» бывали нищие, бездомные и барышники. «Сибирь» собирала карманников, воров, крупных скупщиков краденого, а в «Каторге» встречались воры и беглые каторжане. Вернувшийся из тюрьмы или из Сибири заключенный почти всегда приходил на Хитровку, где его встречали с почетом и пристраивали «на работу».

Чище других был дом Бунина, куда вход был не с площади, а с переулка. Здесь жило много постоянных хитрованцев, существовавших поденной работой вроде колки дров и очистки снега, а женщины ходили на мытье полов, уборку, стирку как поденщицы. Здесь жили профессионалы-нищие и разные мастеровые, отрущобившиеся окончательно. Больше портные, их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые. А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
- Эй, вставай, ребята, на работу! - кричит разбуженный съемщик.
Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы.

В острый угол Петропавловского и Певческого (Свиньинского) переулков вписан Дом-утюг. Хозяином здания был Кулаков. Здесь находилась одна из самых известных и страшных ночлежек Хитровки с подземными коридорами. Они сохранились, и в советские годы тут было бомбоубежище.

Мрачный ряд трехэтажных зловонных корпусов за домом-утюгом звали «Сухой овраг», а все вместе - «Свиной дом». Он принадлежал коллекционеру Свиньину. Отсюда и кличка обитателей: «утюги» и «волки Сухого оврага».

После Октябрьской революции дом-утюг и Кулаковка стали приходить в упадок. Ночлежники отказались платить хозяевам, а хозяева, не найдя, кому пожаловаться, бросили это дело.

Также в послереволюционные годы на Хитровке резко возросла преступность. В связи с этим в 1920-х Моссовет решил снести Хитров рынок, а 27 марта 1928 года на площади устроили сквер. Тогда же старые ночлежки преобразовали в жилтоварищества.

В 1935 году Хитровские площадь и переулок переименовали в честь Максима Горького. Исторические названия вернули лишь в 1994.

Говорят, что описанные Гиляровским нравы царили на Хитровке совсем недолго - в XX веке, когда власть ослабила контроль. А в XIX столетии в этом районе было много аристократических домов, которые попросту не могли соседствовать с ночлежками. Но у многих Хитровка ассоциируется именно с «дном» и одноименной пьесой Максима Горького. И хотя «натуру» для пьесы «На дне» Горький черпал в районе трущобной «Миллионки» Нижнего Новгорода, в 1902 году Станиславский, Немирович-Данченко и художник Симов приходили изучать быт «низов» для постановки в этой пьесы именно на Хитровку.

20 марта 2008 года строительная компания «Дон-Строй» разработала проект застройки бывшей Хитровской площади. На месте Электромеханического колледжа (Подколокольный переулок, 11а) планировали построить офисный центр. Это вызвало протест со стороны краеведов и местных жителей.

После сбора подписей под государственную охрану взяли целый район «Достопримечательное место «Ивановская горка - Кулишки - Хитровка»». Предложения о застройке района возникали еще много раз, но местные жители давали понять, что они против строительства на Хитровской площади.

Сейчас от хитровских ночлежек остались только подвалы и частично первые этажи. Остальное перестроили под престижное жилье.

Говорят, что... ...Сонька Золотая Ручка спрятала клад в одном из домов на Хитровке. Но найти его никому не удалось. Те, что пытались, сходили с ума или пропадали без вести. А еще говорят, что до сих пор по Хитровским улицам бродит призрак женщины, желающей раскрыть тайну своего клада.
...дочь Кулакова, Лидия Ивановна Кашина, приезжала в Константиново к Есенину.
«Ты знаешь,
Он был забавно
Когда-то в меня влюблен,» -
говорит Анна Снегина, героиня одноименной поэмы. Ее прототипом была Л.И. Кашина. В советское время она жила в Москве, в Скатертном переулке, работала переводчицей, машинисткой. Немногие знают, что Сергей Есенин и прототип его «Анны Снегиной» похоронены недалеко друг от друга на Ваганьковском кладбище.
...в салоне Елизаветы Михайловны Хитрово, жены генерала Хитрово, часто бывали Жуковский, Пушкин, Гоголь и другие известные литераторы. Известно, что Елизавета Михайловна поздно просыпалась и первых посетителей принимала в своей спальне. Вскоре в обществе появился анекдот. С лежащей хозяйкой здоровается очередной гость и собирается присесть. Госпожа Хитрово останавливает его: «Нет, не садитесь на это кресло, это Пушкина. Нет, не на диван - это место Жуковского. Нет, не на этот стул - это стул Гоголя. Садитесь ко мне на кровать: это место для всех!» .
...на Хитровке в нищете окончил жизнь художник Алексей Саврасов. Считается, что Маковский изобразил художника в виде старика в шарфе и шляпе на первом плане на картине «Ночлежный дом» .
...жил на Хитровке Сеня Одноглазый, который пропил свой глаз. Ему очень хотелось выпить, но денег не было. А рядом жил его знакомый Ваня, тоже одноглазый. Сеня пришел к нему и поменял свой стеклянный глаз на четвертинку водки.

А вам есть что рассказать об истории Хитровки?

Практически в центре города (до Кремля рукой подать) собрался без преувеличения весь криминальный цвет Российской империи — беглые каторжники, воры, убийцы, компанию которым составляли обнищавшие чиновники, проигравшиеся картежники, профессиональные нищие. Звалось страшное место – Хитровкой, в честь центральной площади, которую по всему периметру окружали дешевые ночлежки.

Об этом месте написано много. Трущобы стали одним из главных героев книги Бориса Акунина «Любовник Смерти» (посвященной приключениям сыщика Эраста Фандорина). И пусть роман – произведение сугубо художественное, хитровский колорит передан там ювелирно. Книга известного московского журналиста конца 19 – начала 20 веков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» пример кропотливой работы со словом. О жизни в трущобах написано столь колоритно, что даже спустя 100 лет видишь ее жителей, чувствуешь запахи, слышишь какофонию из сотен голосов.

«Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел.Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве».

Трущобы здесь были не всегда. Еще в начале 19 века располагался респектабельный, элитный район. Но пожар 1812 года внессерьезные коррективы, многие постройки сгорели, оставив после себя пустырь.Дом генерал-майора Николая Захаровича Хитрово – зятя фельдмаршала Кутузова, уцелел. Он слывший человеком не просто военным, но еще и меценатом решил облагородить пепелище, обустроил площадь и передал ее в 1824 году в дар городу. Вначале она была чем-то вроде променадной, потом стала обрастать торговыми рядами, в 1860-ые появилась биржа труда, те кто не находили себе заработок оседали здесь же и промышляли воровством.

Постепенно Хитровка превратилась в самое криминальное место Москвы, со своими законами, понятиями, кланами. Люди делились на следующие сословия:

  • «марухи» — любовницы, дамы сердца, а чаще всего девушки лёгкого поведения. Марухами на Хитровке становились рано, в 10 лет девочки уже вовсю зарабатывали на жизнь этим не детским ремеслом.
  • «огольцы» — те, кто опрокидывали торговые ряды и воровали все что продавалось. Действовали огольцы как правило группами.
  • «портяночники» могли сорвать с прохожего меховую шапку, отнять у нищего всю подать, на крупные дела не ходили и о них не помышляли.
  • «поездошники» — ловко вскакивали на пролетки и уводили у хозяев чемоданы и прочее имущество.
  • «фортачи» — им не было равных, если нужно было пролезть в форточку или протиснуться через узкое пространство.
  • «ширмачи» — бесшумно доставали из карманов прохожих деньги и ценные вещи.
  • «деловые ребята» — верх хитровской иерархии, с наступлением темноты они выходили на фарт, промышляли по-крупному, все имели оружие.

Хитровка была похожа на огромного паука. В роли массивного тела выступала Хитровская площадь, гигантскими щупальцами от нее тянулись в разные стороны переулки: Подколокольный, Свиньинский, Подкопаевский, Малый и Большой Трехсвятительский, границами служили улица Солянка и Покровский бульвар. Попадая в паутину к этому хищному пауку, мало кто из нее выбирался. Некоторые рождались и умирали прямо здесь, ничего не зная кроме Хитровской нищей или бандитской жизни.

Соседями нищих, оборванных хитрованцев, были богатейшие купеческие семьи Морозовы, Корзинкины, Расторгуевы, Оловянишниковы, Хлебниковы. По Солянке и Покровскому бульвару проходила не просто территориальная граница, а граница между роскошью и жизнью на дне, роскошными особняками с витиеватыми балконами и облупленными ночлежками, набитыми под завязку людьми. Богатым безродные соседи под боком, конечно, не нравились, они подключали все свое влияние, чтобы снести Хитровку с карты Москвы. Но у трущоб были свои покровители. На нищей жизни многие делали огромные деньги, сдавая крохотные комнатушки в наем.

«Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев»… (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»)

Известные ночлежки Хитровки

Ночлежки Хитровки назывались по именам их владельцев. Так существовали дом Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. В особняке генерала Хитрово разместилась больница для жителей трущоб. Этот дом стоит и по сей день на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Сейчас там находится медицинский колледж имени Клары Цеткин.

Бунинская ночлежка

Находилась в 3 доме по Хитровскому переулку и была самой приближенной к человеческим условиям. Здесь жили разнорабочие:мужчиныкололи дрова, чистили снег, женщины мыли полы, стирали одежду. Обитали в номерах и расстриженные попы, уволенные офицеры. Здесь в бедной студенческой семье Николая Скрябина родился будущий известный композитор – Александр Скрябин.

В Бунинской ночлежке обитали и «раки», так называли тех, кто перешивал ворованную одежду. Они обычно трудились день и ночь и практически не выходили из своих комнат.

«Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.

- Эй, вставай, ребята, на работу! - кричит разбуженный съемщик.

Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

Площадку перед основным зданием называли «Бунинским домиком», в небольшом одноэтажном сарайчике работали проститутки. Сейчас помещение арендует дизайнерская компания. А в самой ночлежке находятся несколько кафе.

Находилась в Подколокольном переулке, сейчас она стоит там же с порядковым номером 12. Здесь жили в основном пьяницы, да профессиональные нищие, которые в одиночку или с маленькими детьми, ходили просили подаяние.

«Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребенка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажеванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребенок, целый день мокрый и грязный, лежал у нее на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался «стрелять». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

В Румянцевской ночлежке находились два трактира: «Сибирь» и «Пересыльный». В первом собирались воры, во втором время за бутылкой коротали нищие и попрошайки. Пару комнат на первом этаже дома были отданы под публичный дом.

Дом Ярошенко

Можно найти по адресу: Подколокольный переулок, дом 11 стр.2 Хозяином этого здания долгое время был статский советник Платон Степанов, после его смерти особняк перешел по наследству его дочери Елизавете Ярошенко. Вместе с мужем она жила в Калужской области, а дом сдавала в аренду.

В ночлежке жили вполне тихие люди: мелкие ремесленники, переписчики, торговцы. Именно сюда приходил Станиславский с труппой, при подготовке к спектаклю «На дне», дабы изучить жизнь низов. За одно местным «калякам» режиссер подкидывал работу, заказывал переписывать роли для актеров. При этой видимой тишине и благочинности, было в этой ночлежке место шумное и порой очень опасное. Трактир «Каторга» день и ночь работал на первом этаже, его название выбрано не случайно. Здесь кутили беглые преступники, воры, каторжане.

Слева от ночлежки Ярошенко можно увидеть дом-утюг, он стоит на пересечении сразу трех переулков: Певческого, Подколокольного, Петропавловского. Своим видом он и правда, напоминает утюг. Сейчас он выглядит респектабельно, с надстроенными после революции двумя этажами. А раньше это была самая страшная и опасная ночлежка Хитровки.

До начала 20 века дом принадлежал инженер-капитану Ивану Ромейко, потом его выкупил разбогатевший буфетчик «Каторги» Иван Кулаков. Это было, пожалуй, самое густонаселенное здание Москвы, по числу обитателей напоминавшее улей. В ночлежке было 64 квартиры и более 700 коек. Каждую ночь здесь ночевали около 3 тысяч человек, занимавшие проходы, лестничные пролеты, т.е. все имевшееся пространство.

После революции

После революции с Хитровкой долго не церемонились, площадь сравняли с землей, ночлежки разогнали. Район перестал быть страшным и опасным. Сейчас здесь находятся жилые дома, салоны красоты, дизайнерские студии и много чего другого. Сюда часто водят экскурсии, показывая туристам знаменитые хитровские дворы. Говорят, что подвалы и вся подземная часть бывших трущоб мало изучена. И по слухам в бесконечных лабиринтах ходов спрятано множество награбленных сокровищ.


Хотя московская Хитровка уже совсем не та, какой была во второй половине XIX столетия, название ее остается именем нарицательным. Воспевать, конечно, ее никто и не думал, но рассказы о ней занимают заметное место в творчестве Владимира Гиляровского и Максима Горького. Видимо, хорошо проштудировавший книги «Москва и москвичи» и «Трущобные люди» Борис Акунин неоднократно переносил на Хитровку действия своего цикла про Эраста Фандорина. Да и Александр Розненбаум, если верить его песне, именно там ждет упомянутого выше Гиляровского.

Экскурсию на Хитровку я начал от Славянской площади (станция метро «Китай-город», выход к Солянскому проезду). Да-да, в прошлом трущобный и невероятно криминогенный район находился буквально в четверти часа пешего хода от Кремля.
На южной стороне площади виднеется церковь Всех святых (Всехсвятская) на Кулишках. Относительно ее происхождения существует несколько гипотез. Согласно одной из них, деревянная церковь на этом месте была построена великим князем Дмитрием Донским (прав. 1359–1389 г.) в 1380 году в память о павших в Куликовской битве. Между тем историки иногда называют более ранний срок рождения церкви – 1367 год и связывают строительство храма с периодом заселения этой местности, примыкавшей в то время к московском посаду. Принято считать, что в XIV столетии данный участок был сильно заболочен и мало привлекателен в глазах горожан.
Одно из толкований слова «кулишки» и определяет его как топкое болотистое место. Есть также предание, что когда-то здесь и впрямь было болото, где водились кулики. Возможно, отсюда и пошло имя данного района города. Другие исследователи полагают, что на заре московской истории здесь находился густой бор, и поэтому слово «кулишки» может означать вырубленные участки среди леса. Кстати, одну из местных церквей во имя Иоанна Предтечи тогда назвали «под бором». В XV веке этот бор сменили роскошные Государевы сады, оставившие о себе память в названии Старосадского переулка, прилегающего к Кулишкам.
Также существует мнение, что название местности пошло от слова «кульки» (кошели). Дело в том, что соседний участок города, ныне известный как Яузские ворота, в старину назывался Кошелями. Эта дореволюционная версия историков получила право на существование еще потому, что Солянка прежде называлась Яузской улицей (теперь так называется отрезок, продолжающий Солянку к Котельникам через реку Яузу). Солянкой же она стала называться от расположенного тут казенного соляного склада. Кстати, прилегающая к Всехсвятской церкви Славянская площадь тоже прежде называлась Соляной, а потом Варварской. Современное же свое имя она получила не так давно, когда напротив церкви воздвигли памятник святым Кириллу и Мефодию, положившим начало славянской письменности.
Самая неубедительная, но исторически оправданная версия о значении слова «кулишки» относит его происхождение ко временам Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Кто-то считает, что от имени этой битвы и пошло название городского района, так как князь дважды прошел здесь со своей ратью: отправившись из Кремля на битву и возвращаясь в Москву с победой. Тогда он якобы и велел заложить тут деревянную церковь во имя Всех святых в память о павших русских воинах и именовать эту местность Кулишками в честь отгремевшей великой битвы. Но тут стоит отметить, что Всехсвятская церковь отнюдь не является единственным московским храмом, поставленный в память о Куликовской битве и в благодарность за победу. Был также возведен собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря, а в Кремле построили одноименную церковь с приделом Св. Лазаря.
Местность Кулишки достоверно известна с XIV века столетия, но осваиваться она начала задолго до Куликовской битвы. Тогда она уже прилегала к московскому посаду, простиравшемуся от восточной стены Кремля и Красной площади. Отсюда и повелось мнение историков о том, что первая церковь стояла тут издревле, когда на Кулишках только появились первые поселения. Для немногочисленных местных жителей она могла быть обычным приходским храмом. Поэтому весьма вероятно, что в 1380 году князь Дмитрий Донской приказал перестроить ее как храм-памятник в честь победы и погибших воинов.
Впрочем, нынешний облик Всехсвятской церкви был сформирован значительно позднее, уже в XVI–XVII веках. Храм сильно пострадал в 1612 году во время освобождения Москвы от польских интервентов, так как рядом с ним находилась артиллерийская батарея народного ополчения. Вновь церковь была отстроена в 1687 году, в частности именно тогда построили колокольню и приделы. Неоднократно церковь обновлялась в последующие времена. Тем не менее всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.
Наиболее заметную и драматическую роль в своей продолжительной истории церковь сыграла во время Чумного бунта 1771 года. Именно ей в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, которая помещалась на Варварской башне стены Китай-города. К слову, и сейчас остатки фундамента этой башни еще можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.
Когда на город обрушилась эпидемия нередкой в те годы чумы, одному москвичу приснился сон, будто болезнь наслана за недостаточное почитание Боголюбской иконы. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем видении. Видимо, вместе с ним об этом же стал рассказывать священник Всехсвятского храма. В итоге люди ринулись к Варварским воротам, по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу. Скопление народа и целование иконы во время эпидемии только ускоряли распространение болезни. Когда просвещенный архиепископ московский Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвования, начался бунт паникующих фанатиков, поддержанных любителями беспорядков. Архиепископа убили в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы, и на два дня город погрузился в пучину безвластия. Часть своего гнева темные простолюдины перенесли на иностранцев, особенно на врачей. Бунтовщиков, конечно, усмирили, но 16 сентября 1771 года стало трагической страницей в истории города.
Более Всехсвятская церковь ничего себя не проявила. В советское время ее закрыли, но, к счастью, не разрушили, а передавали различным учреждениям. В 90-х годах XX века после реставрации храм вновь стал действующим. Кстати, за историю своего существования церковь ушла в землю примерно на три с половиной метра, а ее колокольня приобрела небольшой наклон.
На заднем плане фотографии видна украшенная множеством старых церквей перспектива древней Варварки. Рассказывать о них в рамках этого альбома я уже не буду, так как и без того порядком перегрузил текст. Пора бы уже и направляться к непосредственной цели прогулки – Хитровке.

Дорога на Хитровку проста: от Славянской площади следует пройти сначала квартал Солянским проездом, потом свернуть направо на Солянку. Дойдя до пересечения с Подколокольным переулком, следует повернуть в последний. Тут как раз хорошо видно указанное пересечение: Солянка проходит правее, а переулок – слева. В месте их развилки стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (или на Стрелке).
Впервые церковь тут появилась ориентировочно в 1460 году, но изначально была она деревянной. В XIV веке здесь находилась развилка дорог в Заяузье (сейчас это улица Солянка) и село Воронцово (на ее месте проходит Подколокольный переулок), где в 1484 году князь всея Руси Иван III (прав. 1462–1505 г.) устроил загородный двор.
Каменной церковь, как и большинство московских храмов, стала в XVII столетии. Существующее здание было построено после 1773 года. В 1800–1802 годах к нему были пристроены трапезная и четырехярусная колокольня. Автором этого проекта считают Д. Балашова, хотя другие источники называют Дмитрия Баженова (брата знаменитого архитектора Василия Ивановича Баженова).
Храм неоднократно перестраивался и обновлялся после пожара 1812 года. Сейчас он затянут в строительные леса – идет реставрация. Хотя здание имеет форму равноконечного креста, упомянутая трапезная сооружена в плане треугольной со скругленными углами, что было вызвано, скорее всего, необходимостью оформить фасадами стороны как по улице, так и по переулку. Я прочитал, что в архитектурном облике церкви воплотился переход от позднего барокко к раннему классицизму.

Массивное здание с выгоревшими на третьем этаже окнами я счел первым предвестником приближения к Хитровке. :)
Стоит рассказать, как вообще появился этот трущобный район, более полувека наводивший ужас на жителей Москвы. До второй трети XIX века местность к востоку от Китай-города хоть и не являлась вполне респектабельной, тем не менее считалась относительно приличной. Преображение произошло пусть не мгновенно, однако неожиданно для городских властей. Вот что писал по этому поводу Владимир Гиляровский.
В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: «Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом №24, Мясницкой части, на углу Солянки». Свиньин воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук». Свиньин был человек известный: писатель, коллекционер и владелец музея. Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский (сейчас он опять носит первоначальное имя).
На другом углу Певческого переулка, тогда выходившего на огромный, пересеченный оврагами, заросший пустырь, постоянный притон бродяг, прозванный «вольным местом», как крепость, обнесенная забором, стоял большой дом со службами генерал-майора Николая Петровича Хитрова (собственно, правильно его фамилия звучала как Хитрово, производная от слова «хитрый», а отчество чаще указывают как Захарович, так что классик вполне мог ошибаться), владельца пустопорожнего «вольного места» вплоть до нынешних Яузского и Покровского бульваров, тогда еще носивших одно название: «бульвар Белого города». На этом бульваре, как значилось в той же адресной книге, стоял другой дом генерал-майора Хитрова, №39. Здесь жил он сам, а в доме №24, на «вольном месте», жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы. В этом громадном владении и образовался Хитров рынок, названный так в честь владельца этой дикой усадьбы.
В 1839 году умер Свиньин, и его обширная усадьба и барские палаты перешли к купцам Расторгуевым, владевшим ими вплоть до Октябрьской революции.
Дом генерала Хитрова приобрел Воспитательный дом для квартир своих чиновников и перепродал его уже во второй половине XIX столетия инженеру Ромейко, а пустырь, все еще населенный бродягами, был куплен городом для рынка. Дом требовал дорогого ремонта. Его окружение не вызывало охотников снимать квартиры в таком опасном месте, и Ромейко пустил его под ночлежки: и выгодно, и без всяких расходов.

Страшные трущобы Хитровки десятки лет наводили ужас на москвичей. Десятки лет и печать, и Дума, и администрация, вплоть до генерал-губернатора, тщетно принимали меры, чтобы уничтожить это разбойное логово.
С одной стороны близ Хитровки – торговая Солянка с Опекунским советом, с другой – Покровский бульвар и прилегающие к нему переулки были заняты богатейшими особняками русского и иностранного купечества. Тут и Савва Морозов, и Корзинкины, и Хлебниковы, и Оловянишниковы, и Расторгуевы, и Бахрушины... Владельцы этих дворцов возмущались страшным соседством, употребляли все меры, чтобы уничтожить его, но ни речи, гремевшие в угоду им в заседаниях Думы, ни дорого стоящие хлопоты у администрации ничего сделать не могли. Были какие-то тайные пружины, отжимавшие все их нападающие силы, – и ничего не выходило. То у одного из хитровских домовладельцев рука в думе, то у другого – друг в канцелярии генерал-губернатора, третий сам занимает важное положение в делах благотворительности.

Угрюмая подворотня, красноречиво запечатанная остроумно припарковавшимся автовладельцем.

Впереди уже можно различить дома в самом сердце когда-то страшной Хитровки. В прежние времена до этой черты чистая публика заходить уже опасалась даже днем.
На углу Подколокольного и Подкопаевского переулков видна церковь Святого Николая Чудотворца в Подкопаях.

Весьма депрессивные каменные мешки тут попадаются…

Стоит обратить внимание на внешнюю отделку зданий конца XIX и начала XX веков. Иногда становится очевидно, что те или иные дома достраивали и расширяли в более поздний период, при этом стараясь стилистически не уходить далеко от первоначального проекта. Изящной лепнины здесь, конечно, мало: преобладает более суровый кирпичный орнамент.

Очередная подворотня. Полагаю, вечерами тут ходить до сих пор жутковато.

Характерный штрих местности!

Храм во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях впервые упоминается в письменных источниках в 1493 году, когда сюда удалился Иван III после пожара, уничтожившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней говорится как о каменном сооружении. Называлось она тогда церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Вероятно, название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, скорее всего строителя храма.
Впрочем, существует на этот счет предание. Якобы воры собрались похитить из церкви имущество и подкопались под ее стену. Через подкоп они влезли в храм, украли серебряную ризу с иконы святителя Николая. Однако на обратном пути одного из воров в подкопе завалило насмерть. Мол, поэтому церковь получила наименование «в Подкопаях».
Еще одна версия объясняет название также подкопом: здесь, у берегов реки Рачки в старину находился карьер для добычи глины. К слову, при проведении тут земляных работ под асфальтом до сих пор находят залежи красной глины.
Во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под церковью существует заброшенное сводчатое помещение, от которого ведут засыпанные подземные ходы. Впрочем, центр Москвы вообще перерыт буквально весь: работы эти начались еще в эпоху татаро-монгольского игра, когда горожане делали подземные схроны на случай нападения неприятеля.

Церковь несколько раз переделывали, в частности в конце XVII и начале XVIII веков, а также в середине XVIII столетия. В результате пожара 1812 года она сильно пострадала и была восстановлена только в 1855–1858 годах по проекту Н.И. Козловского. В то время храм получил статус Александрийского подворья. Под поздней отделкой до сих пор скрывается декор XVII века.
При советской власти церковь закрыли в 1929 году. Тогда разрушили шатер, демонтировали кресты и главки на приделах. В здании устроили жилые помещения, а несколько позже открыли гальванический цех. Вновь действующим храмом церковь стала в 1991 году.

Кстати, те, кто читали книгу Бориса Акунина «Любовник Смерти», могут помнить, что на паперти именно этой церкви Семен Скориков под видом нищего выполнял роль почтальона, передавая письма Эраста Петровича Фандорина девице по прозвищу Смерть и в обратном порядке.

От церкви до былого сердца Хитровки осталось буквально полсотни шагов.

Вот он – перекресток сразу нескольких переулков: Подколокольного (он пересекает кадр), Певческого (его тут практически не видно, он правее границы снимка) и Петропавловского (уходит направо).
Менее столетия назад тут находилась Хитровская площадь с одноименным рынком. Вот как описывал ее Гиляровский.
Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с «тушенкой», жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»...
А кругом пар вырывается клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой водки.
Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев...
На площадь приходили прямо с вокзалов артели приезжих рабочих и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. Бедняки, продававшие с себя платье и обувь, тут же снимали их и переодевались вместо сапог в лапти или опорки, а из костюмов – в «сменку до седьмого колена», сквозь которую тело видно...
Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).

Здесь в центре кадра фигурирует дом Румянцева, на первом этаже которого было два трактира, выходящие на площадь. Они носили негласные, но весьма красноречивые названия «Пересыльный» и «Сибирь». Гиляровский рассказывает, что в «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники. Он было почище, так как публика в нем была, с точки зрения обывателя, поприличнее. А вот по хитрованским канонам посетители «Сибири» были степенью выше, так как завсегдатаями там являлись более авторитетные воры, карманники и крупные скупщики краденого.

Взгляд направо – пересечение Певческого переулка (он левее) и Подколокольного. Ухоженное здание на углу – это бывшая Бунинка, то есть дом Бунина. Опять процитирую Гиляровского.
Чище других был дом Бунина, куда вход был не с площади, а с переулка. Здесь жило много постоянных хитрованцев, существовавших поденной работой вроде колки дров и очистки снега, а женщины ходили на мытье полов, уборку, стирку как поденщицы. Здесь жили профессионалы-нищие и разные мастеровые, отрущобившиеся окончательно. Больше портные, их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые.
А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
– Эй, вставай, ребята, на работу! – кричит разбуженный съемщик (квартиры). Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них – шапки и картузы.
Главную долю, конечно, получает съемщик, потому что он покупатель краденого, а нередко и атаман шайки.

Также здесь жили и вконец опустившиеся «аристократы»: спившиеся чиновники, выгнанные со службы офицеры и попы-расстриги. Чуть дальше по Певческому переулку располагался двор Бунина, где себя предлагали «барышни».
Как мне подсказали, сейчас в Бунинском доме находится посольство Австралии.

Тот же дом, но в другом ракурсе. Вдаль уходит Подколокольный переулок, по которому я сюда и пришел. Слева виден Певческий переулок. Где-то на их пересечении в XIX веке стояла будка городовых. В ту пору служили тут два известных полицейских по фамилиям Рудников и Лохматкин.
Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в XIX столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.
Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых – Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон. Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века своей несменяемой службы. Да и никак не скроешься от них: все равно свои донесут, что в такую-то квартиру вернулся такой-то.
А когда следователь по особо важным делам В. Ф. Кейзер спросил Рудникова:
– Правда ли, что ты знаешь в лицо всех беглых преступников на Хитровке и не арестуешь их?
– Вот потому двадцать годов и стою там на посту, а то и дня не простоишь, пришьют! Конечно, всех знаю.
И «благоденствовали» хитрованцы под такой властью. Рудников был тип единственный в своем роде. Он считался даже у беглых каторжников справедливым, и поэтому только не был убит, хотя бит и ранен при арестах бывал не раз. Но не со злобы его ранили, а только спасая свою шкуру. Всякий свое дело делал: один ловил и держал, а другой скрывался и бежал. Такова каторжная логика.
За двадцать лет службы городовым среди рвани и беглых у Рудникова выработался особый взгляд на все:
– Ну, каторжник... Ну, вор... нищий... бродяга... Тоже люди, всяк жить хочет. А то что? Один я супротив всех их. Нешто их всех переловишь? Одного пымаешь – другие прибегут... Жить надо!
Раз был такой случай. Запутался по пьяному делу на Хитровке сотрудник «Развлечения» Епифанов, вздумавший изучать трущобы. Его донага раздели на площади. Он – в будку. Стучит, гремит, «караул» кричит. Да так голый домой и вернулся. На другой день, придя в «Развлечение» просить аванс по случаю ограбления, рассказывал финал своего путешествия: огромный будочник, босой и в одном белье, которому он назвался дворянином, выскочил из будки, повернул его к себе спиной и гаркнул: «Всякая сволочь по ночам будет беспокоить!» – и так наподдал ногой – спасибо, что еще босой был, – что Епифанов отлетел далеко в лужу...
Никого и ничего не боялся Рудников. Даже сам Кулаков, со своими миллионами, которого вся полиция боялась, потому что «с Иваном Петровичем генерал-губернатор за ручку здоровался», для Рудникова был ничто. Он прямо являлся к нему на праздник и, получив от него сотенную, гремел:
– Ванька, ты шутишь, что ли? Аль забыл? А?..
Кулаков, принимавший поздравителей в своем доме, в Свиньинском переулке, в мундире с орденами, вспоминал что-то, трепетал и лепетал:
–Ах, извините, дорогой Федот Иваныч. И давал триста.

Именно с Рудникова списал Борис Акунин образ городового Ивана Федотовича Будникова в упомянутой выше повести «Любовник Смерти».

Пересечение Петропавловского и Певческого переулков образует острый угол, в который вписано массивное здание по прозвищу Утюг.
В прежние годы он относился к довольно обширным владениям Кулакова. Кулаковкой назывался не один дом, а целый ряд зданий между Хитровской площадью и Свиньинским (Певческим) переулком. Утюг – это лишь лицевой дом, выходивший узким концом на площадь. По свидетельству Гиляровского, в Кулаковку полиция вообще не совалась.
Тот Утюг, который изображен на фотографии, имеет лишь косвенное отношение к «оригинальной» трущобе вековой давности. От первоначального здания сохранились лишь подвалы и часть первого этажа, прочее было перестроено.

А в этом здании, доме Ярошенко, (стоит на углу площади и Подколокольного переулка) находился самый страшный из трактиров Хитровки – «Каторга». Принадлежал он сначала известному укрывателю беглых и разбойников Марку Афанасьеву, а потом перешел к его приказчику Кулакову, нажившему состояние на насиженном своим старым хозяином месте.
По описанию Владимира Гиляровского, «Каторга» была притоном буйного и пьяного разврата, биржей воров и беглых. Вернувшийся из Сибири или тюрьмы не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».
Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке.
В подвале этого дома Борис Акунин поселил нищего каляку (то есть писаря), знавшего тайну клада в Серебряниках, только название слегка поменял на Ерошенковский подвал. Правда, в действительности очень обширные катакомбы были все же не тут, а под холмом за Утюгом.
Именно в «Каторге», если верить Акунину, убили Ксаверия Феофилактовича Грушина, наставника Эраста Фандорина, после чего в подвале этого трактира юный еще детектив расправился с подручными «делового» Миши Маленького.
Судя по тому, что я читал в Интернете, у дома Ярошенко очень интересный и «аутентичный» двор, но попасть в него я не смог: ворота оказались наглухо закрыты…

На месте этого здания электромеханического колледжа (бывшего техникума, а ранее просто школы) и находился обширный Хитров рынок. Насколько я знаю, сейчас готовится проект многофункицонального бизнес-центра, который планируют построить на участке, снеся колледж.
На переднем плане проходит Подколокольный переулок. Кстати, в середине XX века тут была трамвайная линия.
Сама же площадь в советское время носила имя Максима Горького.

Внутренний дворик Утюга. Кое-где сохранившиеся полуподвальные окна относятся к старому дому Ромейко (Кулакова). Сейчас же это вполне чистый и цивилизованный дворик, хотя местные жители продолжают именовать этот дом Утюгом.

Взгляд из той же точки, что и в прошлом кадре, но в противоположную сторону. По словам Гиляровского, раньше здесь тянулся мрачнейший ряд трехэтажных зловонных корпусов, называемый Cухим оврагом. Отсюда и клички обитателей – утюги или волки Сухого оврага.
Слева виднеется церковь Святых апостолов Петра и Павла.
Лишь в 1923 году городские власти нашли силы разгромить старую Хитровку.
Совершенно неожиданно весь рынок был окружен милицией, стоявшей во всех переулках и у ворот каждого дома. С рынка выпускали всех – на рынок не пускали никого. Обитатели были заранее предупреждены о предстоящем выселении, но никто из них и не думал оставлять свои «хазы». Милиция, окружив дома, предложила немедленно выселяться, предупредив, что выход свободный, никто задержан не будет, и дала несколько часов сроку, после которого «будут приняты меры». Только часть нищих-инвалидов была оставлена в одном из надворных флигелей «Румянцевки»...
В одну неделю… очистили всю площадь с окружающими ее вековыми притонами, в несколько месяцев отделала под чистые квартиры недавние трущобы и заселила их рабочим и служащим людом. Самую же главную трущобу «Кулаковку» с ее подземными притонами в «Сухом овраге» по Свиньинскому переулку и огромным «Утюгом» срыла до основания и заново застроила. Все те же дома, но чистые снаружи... Нет заткнутых бумагой или тряпками или просто разбитых окон, из которых валит пар и несется пьяный гул...

Впрочем, это далеко не вся моя прогулка по Хитровке. В я продолжу путь в направлении бывшего Третьего Мясницкого участка городской полиции.

55.7525 , 37.642778

Хитровская площадь на плане 1853 г.

Хитров рынок (Хитровка ) - площадь в центре Москвы , существовавшая в - -х гг. Располагалась на месте нынешнего дома 11а по Подколокольному переулку , между Подколокольным, Певческим , Петропавловским и Хитровским переулками (на границе нынешних Басманного и Таганского районов). Во второй половине XIX века превратилась в злачное место Москвы, в здешних притонах собирались тысячи безработных и преступников; описана В. А. Гиляровским , К. С. Станиславским , Б. Акуниным и пр. авторами.

История

На месте Хитрова рынка (Хитровской площади) находились два владения, выгоревшие в Московский пожар 1812 г. Усадьбы почти десятилетие не восстанавливались, а их хозяева не в состоянии были платить налоги. В г. генерал-майор Н. З.Хитрово , особняк которого сохранился во дворе нынешнего «сталинского» дома архитектора И. А. Голосова на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка , выкупил владения погорельцев с аукционного торга, обустроил на их месте новую площадь и подарил её городу . Работы по созданию новой площади проводились на средства Н. З.Хитрово военно-рабочими с дозволения тогдашнего Московского генерал-губернатора Д.В. Голицына . На территории своего владения, простиравшегося от Яузского бульвара до Петропавловского переулка , он построил торговые ряды с подворьем для торговцев мясного и зеленного рынка. Детали этого дела подтверждаются сохранившейся перепиской Н. З.Хитрово и Д.В. Голицына . После смерти Н. З.Хитрово в г. торговые ряды перешли к другим владельцам и в перестроенном виде сохранились до нашего времени. Но дело Хитрово было продолжено и вместо "полисадов", посаженных им вокруг незастроенных трёх сторон "для благовидимости", построены торговые ряды. Перед крупными церковными праздниками и в воскресные дни торговали и на самой площади с переносных латков.

На самом деле Хитровка (точнее, и все формирующие ее владения) - места исключительной государственной , исторической и культурологической ценности.

Достаточно вспомнить поселение здесь Ивана III и взглянуть на биографии владельцев домов, будь-то: «Утюг», Подкопаевский 11, Хитровский 3/1 и даже Петропавловский 1 / Подколокольный 12 (где с 80-х гг. XX века, размещается СМУ Метростроя, а в XVII веке здесь было Певческое подворье Крутицкого архиерея), или оставшийся дом самого Николая Захаровича Хитрово, который, будучи сам личностью примечательной, как известно, состоял в прямом родстве с Михаилом Илларионовичем Кутузовым . Не говоря уж о том, что усадьба перешла к нему в руки через век от великого Головина !

Эти места во второй половине XIX века - начале XX века неоднократно посещались Л. Н. Толстым , Г. И. Успенским , Т. Л. Щепкиной-Куперник , В. А. Гиляровским , К. С. Станиславским , В. И. Немировичем-Данченко , художником В. А. Симовым, писавшим декорации для постановки пьесы М.Горького «На дне» с «натуры», артистами Московского Художественного Театра . На Хитровке, в нищете, закончил жизнь А. К. Саврасов . Так же здесь жил Свиньин П. П. - известный коллекционер, историк, автор и издатель «Отечественных записок», первый советник в Соединённых Штатах Америки, когда столицею была ещё Филадельфия, почётный гражданин Москвы, рекомендованный, к сожалению, А. С. Пушкиным Н. В. Гоголю в качестве прототипа Хлестакова в «Ревизоре».

Великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин был крещен в Церкви Трёх Святителей, что на Кулишках, в ней же крестили сестру Ф. И. Тютчева , отпевали его малолетнего брата (в обоих случаях, несовершеннолетний будущий поэт был воспреемником).

Некоторые подробности о событиях, происходящих в этих местах, и фамилии известных людей, оставивших след здесь, приведены ниже.

Более подробно по адресам домовладений (биографии, фотографии, документы)

После Октябрьской революции преступность на Хитровке достигла небывалых рамеров. По решению Моссовета в 1920x гг. Хитров рынок «был зачищен», а к столетию площади на ней был разбит зелёный сквер. В старых нoчлежных домах в это время образуются жилищные товарищества, просуществовавшие относительно недолго. Знаменитый дом Утюг, описанный Гиляровским, был надстроен двумя этажами.

В 30-х годах на площади построено типовое здание школы, которое после перестройки стало Электро-механическим техникумом, а потом и колледжем. В открыто трамвайное движение по Подколокольному переулку, в - временная ветка по Певческому переулку (в связи с закрытием движение по Яузскому бульвару); линии по переулкам окончательно сняты в 1963 г.

Текущая ситуация

В 2008 строительная компания «ДОН-Строй» разработала проект застройки бывшей Хитровской площади. На месте Электромеханического колледжа, расположенного по адресу Подколокольный переулок, д. 11а, планируется возвести восьмиэтажный офисный центр. Обнародование планов по строительству современного высотного здания из стекла и бетона в самом сердце знаменитой Хитровки вызвало небывалый по масштабам протест как со стороны краеведческих организаций, так и со стороны простых москвичей. Было собрано более 12000 подписей граждан России и зарубежных стран

Достопримечательности

Ансамбль самой Хитровской площади имеет исключительно высокую степень сохранности. Составляющими архитектурной среды, градоформирующими объектами являются:

  • объект культурного наследия дом Николая Захаровича Хитрово (XVIII век) (Подколокольный переулок, д.16А );
  • объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г.) городская усадьба Лопухиных - Волконских - Кирьяковых - доходное владение Буниных (сер. XVIII в. - нач. XIX в.) - Главный дом - доходный дом (сер. XVIII в., 1878 г., 1900 г.). Здесь 25 декабря 1871 г. родился выдающийся русский композитор и пианист А. Н. Скрябин (Хитровский пер., д.3/1, стр.2 );
  • выявленный объект культурного наследия - палаты (XVII века) стольника Бутурлина (Подкопаевский переулок, д.11/11/1 стр.2 ).

Одно время этот дом принадлежал действительному статскому советнику, Архангельскому гражданскому губернатору (07.06.1839-09.12.1842). Кавалеру ордена Святого Георгия 4-го класса, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени с бантом, имевшего серебряную медаль 1828 г., золотую шпагу с надписью «За храбрость», Польский знак отличия за военные достоинства 3-й степени и знак отличия беспорочной службы за 15 лет Платону Викторовичу Степанову (1798-1872) и - позже - его дочери, Елизавете Платоновне Степановой (в 1-м браке Шлиттер, во 2-м браке Ярошенко) (р. 1850), жена В. А. Ярошенко, брата художника Н. А. Ярошенко . Именно в этот дом приходили Станиславский , Немирович-Данченко и Симов перед постановкой пьесы Горького «На дне» познакомиться с его обитателями для вживания в образы.

  • выявленный объект культурного наследия - бывш. усадьба Остермана (XVIII век) - бывший Мясницкий полицейский дом (XIX в). В этом доме провёл свои детские годы русский поэт Ф. И. Тютчев . Сам полицейский дом тесно связан с именами В. В. Маяковского , И. Г. Эренбурга , которые в разное время находились в нём под содержанием и оставили свои воспоминания об этом. Здесь же находилась квартира доктора Д. П. Кувшинникова. Кувшинников и его жена Софья Петровна стали прототипами известного рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». В гостях у Кувшинниковых бывали братья Чеховы, В. Г. Перов , И.И. Левитан , артисты А.И. Сумбатов-Южин, А. П. Ленский, Т. Л. Щепкина-Куперник (Хитровский пер., д. 2 ).

В доме 13/1 по Подколокольному переулку в 1960-е гг. проживал актёр Е. А. Моргунов .

Сохранились все три церкви в окрестностях Хитровки:

  • Храм свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот (1700, колокольня 1771)
  • Храм свт. Николая в Подкопаях (17 век, колокольня 1750)
  • Храм трёх святителей на Кулишках (1670-1674)

В одном квартале от Хитровки расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь и Храм князя Владимира в Старых Садех. Далее по Старосадскому переулку - лютеранская церковь.

Между Большим Трёхсвятительским и Малым Трёхсвятительским переулками расположен Морозовский сад; в доме Морозовых во время июльского мятежа 1918 базировались левые эсеры . В Большом Трёхсвятительском переулке - дом-мастерская Исаака Левитана . Именно из морозовского особняка провожали его в последний путь.

В фильмах

  • Стачка, Сергея Эйзенштейна (1924).
  • Черный треугольник (телефильм) (1981)