Описание монастыря в поэме мцыри. Образ мцыри в одноименной поэме лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов вошел в историю не только как талантливый поэт, но и как человек со сложным, даже злым характером. Он жестоко подшучивал над знакомыми, был нелюдим и необщителен, не оставил ни вдовы, ни потомства. В то же время он обладал исключительными способностями, чутким сердцем (чего стоит одно стихотворение «На смерть поэта») и незаурядным умом. Во многих произведениях Лермонтов подсознательно или осознанно вырисовывал свой портрет, отображая то определённую сторону личности, то весь свой характер. В «Мцыри» автор воплотил свое вольнолюбие в образе главного героя. Свобода от условностей, правил и догматов являлась основной его чертой. Судьба Лермонтова очень напоминает три дня, проведенные беглецом вне стен монастыря: поэт прожил яркую, полную страстей и творчества, но недолгую жизнь.

Мцыри – это романтический герой. Его мятежная душа изнемогает в плену и томится по идеалу – родине, где пленник мог обрести дом, братьев по духу и свободу. Его судьба искалечена, ведь с самого детства кавказский юноша лишен выбора. Неслучайно он бежит именно перед постригом: налицо попытка обрести хотя бы право выбрать между рабством и смертью. Поэма строится на конфликте между личностью и окружающим миром, типичном для романтизма. Герою претит действительность, он спасается от нее в иллюзии успешного побега. Он вряд ли верил в успех, ведь толком ничего не планировал, все получилось спонтанно, и с точки зрения здравого смысла неразумно. Мцыри руководствовался инстинктом, природным чутьем, которое толкнуло его на иррациональный поступок. Он – естественный, свободный герой, его темпераментом восхищается Лермонтов, воспевая сильных и вольных людей, отважившихся идти против общества ради свободы. Общество Мцыри – монахи. Их герой считает слабыми и жалкими: как можно добровольно отказаться от родины, независимости и самой жизни, прозябая в мрачных, холодных стенах храма? Он бунтует не только против своего окружения, он бросает вызов и божественной власти, что принуждает его к неволе и лжи. Разве мог гордый сын Кавказа искренне восхвалять свой плен и благодарить за рабское ярмо? Нет. Юноша выбирает единственно честный путь: стремиться к своей мечте несмотря ни на что.

Побег Мцыри – символ человеческого существования. Он встречает прекрасную грузинку (познал страсть к женщине), он побеждает барса (сражался и одержал верх), он испытал радость вольной жизни и увидел красоту мира, наконец, он лишается надежды, вновь вернувшись к своей тюрьме. Многие люди умирают не от болезней или старости, а от отчаянья. Жизненные силы как будто покидают их. Оказавшись снова в монастыре, пленник погибает не от ран, его убивает безысходная тоска по жизни, которой он давно уже был лишен. Вместо того, чтобы жить в кругу родных и товарищей на своей земле, выполняя свое предназначение, он чахнет в заточении и терзается сомнениями, «для воли иль тюрьмы» родился человек. Сердце подсказывает, что для воли, но монастырь диктует свой устав. Герой должен был поступить по зову сердца, даже бог учит нас не лукавить, разве можно вить Мцыри в неблагодарности, предательстве или сумасбродстве? Конечно же, нет. Его душа чиста, намерения честны, а поступки естественны, лишены и тени расчета, подлости, жестокосердия. Он не может дать ложный обет, например, или хотя бы втайне спланировать бегство. Юноша открыт и прямолинеен, его унизила бы хитрость.

Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда

Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью только для чужих, посторонних людей. Этот побег был подготовлен годами. Монахи думали, что Мцыри готов отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных:

Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, «упоение в бою», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике:

Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

Но сцена битвы и вполне конкретна, как картина битвы горца, в котором заговорила кровь его отцов. Ведь Мцыри сын своего отважного народа. Он в детстве никогда не плакал. И такие рукопашные схватки были приняты среди хевсуров. Они носили на большом пальце железные кольца с зубцами, нанося в драке удары, не уступающие кинжальным. А рогатый сук, который схватил Мцыри, так же был, вероятно, орудием драк горских подростков. И Мцыри бился с барсом, как было принято драться в его ауле. Он был достоин своих сородичей-храбрецов.

Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов, - слова, которые могут быть восприняты в прямом смысле, могут и переосмысливаться в плане высокой романтики. Они могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, поколению, о котором размышлял Лермонтов в «Думе» и которому бросал устами участника сражения упрёк в «Бородине»:

– Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! На этот упрёк современник Лермонтова отвечал словами Мцыри: На мне печать свою тюрьма Оставила…

В других исторических условиях и он бы мог стать героем. Но вот барсов в Грузии не было. На Кавказе эти сильные звери водились редко и встречались только в Абхазии. Барс был нужен Лермонтову для развития действия поэмы, для того, чтобы раскрыть до конца образ его героя. Для поэтического мира Лермонтова барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.

В поэме «Мцыри» поэт продолжает свою «гордую вражду с небом». Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:

… за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…

Старик, качая головой, Ему внимал: понять не мог Он этих жалоб и тревог, И речью хладною не раз Он прерывал его рассказ.

Тут и ночная свежесть леса, и золотистый рассвет, и радужные краски утра, и зелень пронизанной солнцем листвы, и все волшебные голоса природы. Тут и благоухание земли, освеженной грозой, и темнота ночи в горах:

Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста. Но больше всего в поэме воспета гроза, так как именно гроза ближе всего по духу Мцыри: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой?.. Первую ночь на воле Мцыри проводит над бездной, близ потока: Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился.

В звуковых повторах воспроизведен и самый шум потока, и дано музыкальное разрешение – его затихание вдали. Так и представляется, как этот «усиленный грозой» поток сдвигает и ворочает камни на своём пути:

Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней.

Музыкальную картину бурного звучания сменяет сделанная в мягких тонах акварели картина рассвета:

… в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы…

И кажется, будто в предрассветном тумане навстречу дню вместе с пробуждающимися цветами поднимает голову Мцыри.

Поэма «Мцыри» была опубликована самим поэтом в его книге «Стихотворения М. Лермонтова» с датой 1840 год. Однако сохранилась и рукопись – частично авторизованная копия, частично автограф, - где есть другая, по-видимому более точная, дата, написанная рукой Лермонтова: «1839 года Августа 5». В рукописи имеется зачёркнутый поэтом французский эпиграф: «Родина бывает только одна».

В Грузии существует старинная песня о битве юноши с тигром, нашедшая отражение в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Лермонтов, прекрасно знакомый с фольклором Грузии, вероятно, знал и эту песню. Мцыри ещё имеет и другой смысл: «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий вокруг себя родных, близких.

Ещё в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В 1830 году в незаконченной поэме «Исповедь» он рассказал о молодом испанском монахе, заключённом в монастырскую тюрьму. По своему характеру созданный здесь образ близок Мцыри. Но поэма не удовлетворила Лермонтова и осталась незаконченной. Однако замысел создать такой характер не исчез у поэта. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет.- С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»

Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горюн: в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа: сиена борьбы Мцыри с барсом подсказана хевсурской песней о тигре и юноше и сценой борьбы Тариэла с тигрицей из поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

«Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил...Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нем лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нем – лермонтовская обреченностьПрирода, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картин кавказской природы объясняется тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются действия, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, т. е. оказывается одним из способов создания романтического образа.

(Г.Ломовцева - М.Лермонтов "Мцыри", конкурс 2013 )

Поэма написана как романтическое произведение, а его главным героем является кавказский парень, львиная доля жизни которого прошла в пределах унылых монастырских стен. Он был пленен русскими, и все время вспоминал родных людей и свой родной край. Когда юноша сбегает, его жизнь взрывается калейдоскопом ярких красок, и наполняется смыслом. Три дня показались Мцыри целой жизнью, ведь в стенах монастыря он был далек от природы, а на воле смог ощутить себя хозяином своей судьбы, насладиться свободой. Символично, что вернувшись после воли в монастырь, Мцыри умирает.

На воле Мцыри удалось почувствовать Бога, объединение с миром, также важную роль играет гроза во время побега, природа бунтуется, как и он, но не пугает, а зачаровывает. В природе он находит то, что не смог найти в людях, он воспринимает окружающий мир как одухотворенный. Персонаж видит стройную девушку, хочет подойти к ней, но ощущает себя чужим и сторонится ее. Важнейшим моментом для Мцыри является победа над диким зверем, она символизирует также победу над рабством, которое он вынужден был переносить в монастыре. Однако юноша понимает, что не может жить сам, за годы в монастыре его силы недостаточно, и хотя он хочет домой, не может осуществить задумку. Мцыри опять возвращается в монастырь, чтобы умереть, вспоминая родных людей и счастливые дни на воле.

В поэме образ монастыря очень важен, и числиться среди ключевых образов. С помощью монастыря и его условий Лермонтов позволяет показать сущность Мцыри как можно глубже. Для Мцыри стены монастыря являются краем мира, его границей. Поскольку герой вынужден проводить в монастыре большую часть жизни, для него монастырь - весь мир. Он не видит жизни, которая кипит вокруг, не видит яркой природы, и не может ощутить свободу.

Монастырский образ позволяет полноценно создать контраст, который невозможно не заметить: в безликом монастыре единственным доступным звуком является заунывный звон колокола. Он зовет всех проживающих в монастыре на молитву. Этой пустоте и безразличию противопоставляется природа. Из описания становится понятны ее разнообразие, яркость, живость, красочность, они присущи природе Кавказа.

("Военно-Грузинская дорога близ Мцхета". Художник М.Ю. Лермонтов, 1837 )

Полноценно оценить внешний вид монастыря невозможно, поскольку Лермонтов не дал описания строения во время проживания в нем Мцыри. Нам доступно только его расположение, и о деталях можно только строить догадки. Однако для создания большего контраста Лермонтов все же дает некое описание, но оно касается здания после многих лет, за которые строения превратились в руины. Здесь автор также воспользовался возможностью добавить символичности. И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот, в этих словах можно найти не только то, что монастырь по каким-то причинам был разрушен или заброшен и пришел в упадок. Можно сделать вывод, что монастырь, как объект, лишающий людей свободы, также должен быть разрушен. Хотя Мцыри не попал на родину и погиб, его победа и правота подчеркнута этим разрушением.