Современная военная реформа вооруженных сил рф. Современные военные реформы вооруженных сил россии

Коренная трансформация системы международных отношений, принятие новой военной доктрины, сокращение численности Вооруженных сил, ориентирование на качественные параметры в оборонном строительстве - указанные и многие другие факторы диктуют необходимость военной реформы в России. Поэтому военная реформа стала императивом общественно-политической практики в России после окончания «холодной войны» . Необходимость военной реформы в РФ обусловлена геополитическими изменениями. Именно геополитические особенности предопределяют значительный масштаб преобразований, который необходимо осуществлять в условиях масштабных социально-экономических реформ.

Вооруженные силы, доставшиеся РФ в наследство от СССР, создавались как средство для противостояния в «холодной войне» и по многим параметрам не отвечают требованиям, предъявляемым к современным вооруженным силам. Российская армия недостаточно подготовлена к локальным и этническим конфликтам, сказывается слабое техническое оснащение российской армии, недостаточный профессионализм солдат и офицеров. Одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса» , а также малоэффективные механизмы социальной защиты военнослужащих. Все указанные проблемы и многие другие невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии - для решения многочисленных проблем вооруженных сил России необходимо осуществление военной реформы как комплексного ряда мер, направленных на радикальное преобразование ВС РФ.

Военную реформу не следует отождествлять с реформой Вооруженных сил, так как реформа Вооруженных сил рассматривается в качестве составной части реформирования всего военного строительства в стране. В данном контексте следует также отметить и некоторые другие проблемы, сопутствующие осуществлению процесса военной реформы в современной России, которые, так или иначе, требуют пристального изучения.

Кризис российской армии усугубился в конце 1980-х г.г. К концу 80-х г.г. расходы на ВПК и содержание многомиллионной армии усугубили экономический кризис. Недооценка фактора неготовности российской армии к отражению угроз глобальной, региональной и национальной безопасности привела к просчетам в осуществляемой в России военной реформы. Следует также отметить, что все эти факторы создают предпосылки для осуществления военной реформы с целью усилить боеспособность российской армии.

В качестве основных негативных факторов, предопределившие снижение боеготовности советской, а затем и российской армии, К. Цирулис и В. Бажанов указывают:
1. Непримиримое противоречие коррумпированной касты с остальной офицерской массой;
2. Отчужденность между генералитетом, офицерами, сержантами и солдатами;
3. «Дедовщина» , создававшая тенденцию криминализации армии и систему уродливых неформальных взаимоотношений;
4. Интенсивное развитие техники и вооружения, обострившее противоречие между потребностью в росте профессионализма личного состава и устаревшими методами осуществления боевой подготовки и ее организации;
5. Падение престижа воинской службы в Вооруженных силах РФ из-за привлечения военнослужащих боевых специальностей к хозяйственным работам, что привело к снижению боеготовности.

Неудовлетворительная боеготовность связана с переходом от формы организации армии присущей командно-административной системе советского типа к форме организации армии демократического государства. Однако, события начала 1990-х годов препятствовали быстрому осуществлению военных преобразований. В 1990-х гг. военная реформа не была осуществлена. Государственная политика сокращения военных расходов без реформирования Вооруженных сил привела к развалу армии. Дефицит финансирования Вооруженных сил привел к использованию неприкосновенных запасов.

Разрабатываемые программы военной реформы имели политическое значение, а военная реформа на практике означала теоретическую, методологическую, организационную и правовую базу. Однако, успешному проведению военной реформы в конце 1990-х г.г. препятствовали недостаточное финансирование, дефицит средств и отсутствие политической воли для реализации задуманных мер. За время проведения военной реформы с 1992 по 2001 г.г., которые можно назвать, по выражению Л. Певеня «десятилетием упущенных возможностей» , не были выполнены ее главные задачи:
- не обеспечена высокая боевая готовность войск;
- не разработаны эффективные меры по социальному обеспечению военнослужащих.

Отдельного внимания заслуживает аспект постепенного перехода российской армии на контрактную основу комплектования должностей. В контексте военной реформы в России это процесс можно рассматривать как затрагивающий не только организацию российской армии, но и влияющий на российской общество. Это обуславливает эффективное использование контрактниками новейшей техники и повышения профессионализма военнослужащих и российской армии в целом. Однако, начальные затратные расходы на содержание солдат-контрактников значительно превышают затраты на солдатов-призывников. Первые эксперименты по формированию воинских частей из контрактников проводились в начале 1990-х г.г. Первый неудачный эксперимент по переводу армии на контрактную систему комплектования рядовых и сержантского состава в России начался в 1992-м году. Пик неудачного эксперимента пришелся на лето ― осень 1993-го года ― эксперимент провалился из-за недостаточного финансирования и отсутствия социального пакета льгот для контрактников.

Однако и сейчас материальное вознаграждение и социальные льготы для контрактников минимальны. Можно предположить, что при условии предоставления благоприятных социально-экономических условий для значительной части призывников данный вид службы в Вооруженных силах может стать привлекательным и престижным видом государственной службы. Важную роль в росте мотивации служить по контракту может сыграть позитивная реклама в СМИ. Поддержка перехода к профессиональной армии существенно выше среди групп, обладающих более высокими социальными ресурсами и потенциалом для их реализации.

Введение альтернативной гражданской службы (АГС) стало важным событием в общественно-политической жизни РФ. Возможно в будущем институт АГС пополнится большим числом потенциальных участников, численность которых может измеряться десятками и сотнями тысяч. Рабочие места для мобилизуемых в рамках альтернативной гражданской службы могут быть найдены в детских приютах и домах, домах престарелых, инвалидов. Данные рабочие места, как правило, характеризуются относительно тяжелыми условиями труда и являются непрестижными и малопривлекательными для большей части традиционных работников, но общественная потребность в объемах подобных работ возрастает. Военные реформы встречают поддержку в российском обществе, особенно среди тех категорий призывников и других общественных групп, которые получают социальные льготы или преимущества в результате введение комплектования состава альтернативной гражданской службы. Проблема оценки социально-экономических последствий комплектования состава альтернативной гражданской службы с трудом поддаются долгосрочному прогнозированию. Следует предположить, что многие социальные группы выиграют от данных нововведений. Однако, в существующем виде данные преобразования не могут решить основную проблему российской армии - бедственного положения солдат (призываемых для несения срочной службы) и офицеров.

Социальные аспекты военной реформы Вооруженных сил России

В пореформенной России сложные, противоречивые и зачастую непредсказуемые социальные процессы оказывают существенное влияние не только на определенные социальные группы российского общества, но и на военнослужащих и их семьи. Действительно, одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса» , малоэффективные механизмы социальной защиты солдат и офицеров. Все указанные и многие другие проблемы невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии. Поэтому для решения многочисленных социальных проблем российской армии необходимо осуществление комплексных мер, цель которых ― принятие целенаправленных действий, направленных на радикальное преобразование системы социальной защиты российских военнослужащих.

Низкая оплата труда военных и недостаточное финансирование расходов на содержание армии превратились в одну из важных проблем, требующих немедленного решения. В связи с этим были приняты или намечены к принятию экономические меры Правительства, цель которых - замена льгот военнослужащих на денежные компенсации. Рассчитанная на 2002-2010 гг. программа «Государственные жилищные сертификаты» отчасти способствовала решению данной проблемы. Функционирование системы ипотеки для офицеров позволит решить жилищную проблему для многих военнослужащих.

Рассмотрев основные аспекты военной реформы и влияние ее социальных аспектов на российское общество, можно прийти к следующим выводам:
1. Россия как великая держава, от которой зависит международная безопасность, должна иметь боеспособную армию, отвечающую самым современным требованиям. Необходимость противодействовать террористическим угрозам и отражать угрозы потенциальных агрессоров обязывает военнослужащих постоянно совершенствовать военно-техническое оснащение армии.
2. В современной российской армии сложился весьма негативный социальный климат, весьма часты случаи «неуставных отношений» . Для повышения доверия общества к армии необходимо обуздать дедовщину. Частые случаи нарушения основных прав человека в армии обуславливают негативное отношение многих призывников к срочной службе. Распространены многочисленные незаконные способы уклонения от воинского призыва.
3. Военная реформа, осуществляемая в России на протяжении более чем полтора века, стала одним из ключевых событий российской общественно-политической жизни. Она оказывает большое влияние на российское общество и затрагивает интересы многих социальных групп и лобби.
4. Актуальнейшая проблема военной реформы имеет рациональное, посильное для российской экономики и общества реализуемое решение. С 2001 года она перешла в стадию процесса ускоренного осуществления. Успешное осуществление военной реформы ВС РФ позволит перейти к новой системе комплектования войск без ущерба для боевых возможностей воинских частей, обеспечить необходимую численность обученного резерва, устранить многие аспекты социальной напряжённости в обществе, которая характерна для действующей системы призыва и обеспечить поддержку российским обществом проведения реформ.

Работа с личным составом

Ссылаясь на авторитетные исследования отечественных специалистов в области военного строительства и военного управления, Б.Л. Беляков выделяет проблемы воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации, а также сосредотачивает свой исследовательский интерес на содержательных характеристиках их влияния. Он указывает, что проблемы современного воинского воспитания обуславливают такой фактор, как дезинтеграция ранее функционировавшей в Вооруженных силах Российской Федерации относительно эффективной и сложившейся на протяжении десятилетий системы воспитательной работы, в том числе и по укреплению воинской дисциплины, с военнослужащими разнообразных этносов и наций, наряду с привнесением в армейскую среду конфессионального фактора.

Замедленное и затянувшееся поэтапное создание новой системы воспитательной работы, не отвечающей основным целям и задачам концепции перехода к унитарной системе воспитательной работы в воинских коллективах различных родов войск Вооруженных сил. Данный замедленный процесс перехода к унитарной системе воспитания, по его мнению, также затрудняет более эффективную и слаженную работу командования и командиров воинских соединений, а также системы бюрократических ведомств воспитательной работы по сплочению и проведению воспитательной работы в многонациональных или полиэтнических воинских коллективах Вооруженных сил Российской Федерации. Более того, негативно сказывается отсутствие в Вооруженных силах научно и концептуально обоснованной системы и программы подготовки специалистов-гуманитариев (филологов, этнологов и историков), специально обученных для ведения социально-ориентированной работы (информационной, воспитательной и т.д.) с военнослужащими различных этносов и национальностей, населяющих Российскую Федерацию.

В 70-е годы прошлого века в советской армии отсутствовали сколько-нибудь серьезные межнациональные или межэтнические конфликты, а в системе социальных отношений в армейских коллективах преобладала дедовская структура. Позднее, когда солидарность в армейских коллективах по национальному, этническому или земляческому принципу приобрела масштабный характер, земляческо-статусная система социальных отношений во многих случаях преобладать в армейских коллективах над традиционно «дедовской» и даже разрушать последнюю. С распадом СССР и возросшей национальной гомогенностью российской армии на первый план выдвинулась блатная система.

В современной российской армии многим командирам и их помощникам по воспитательной работе необходимо работать и действовать, главным образом, в экстраординарных условиях и с некоторыми элементами новаторства и даже, при определенных условиях, риска решать актуальные проблемы и задачи повышенной педагогической сложности. При этом необходимо также принять во внимание, что некоторые командиры потеряли прежние идеологические и морально-ценностные ориентиры традиционной системы воспитательной работы, сложившейся в русской и советской армии, а новые духовные ценности в воспитательной деятельности так и не сформировались. Неудачные эксперименты с поиском национальной идеи, показное обращение к национальным и этно-конфессиональным источникам, падение жизненного стандарта существенного числа населения страны привело к социально-правовой уязвимости и неуверенность в будущем у значительного числа военных. Все эти факторы отрицательным образом влияют на педагогическую деятельность офицеров в армии по укреплению воинской дисциплины в воинских коллективах. Следует также отметить, что решение многих указанных выше проблем и вызовов возможно посредством обращения к теоретически-концептуальным и практическим методам социологической науки и приобщения профессиональных социологов к устранению последствий данных дисфункциональных явлений в Вооруженных силах Российской Федерации.

Вместе с этим читают:
Политика и военная реформа
Реформирование армии
ВТС с Францией

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры” обоснована необходимость военной реформы и определены этапы, содержание и сроки военных преобразований. Военная реформа осуществляется в два этапа.

На первом этапе (до 2000 г.) произошло заметное сокращение численности ВС. Уже к концу1998 г. она составила 1,2 млн. военнослужащих. Одновременно шел процесс оптимизации структуры боевого состава Вооруженных Сил. Во второй половине 1997 г. проведено объединение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Военно-космических войск (ВКС) и войск Ракетно-космической обороны (РКО). Созданы качественно новые Ракетные войска стратегического назначения. Далее - в 1998 г. объединены Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска противовоздушной обороны (ПВО). Созданы качественно новые Военно-воздушные силы . В ходе реформы происходили серьезные изменения и в Военно-Морском флоте , хотя его структура в целом сохраняется. Крупные преобразования произошли в Сухопутных войсках .На основе соединений и частей сокращенного состава и кадра созданы базы хранения вооружения и боевой техники (БХВТ). Что важно с мобилизационной точки зрения. Реформируется оборонно-промышленный комплекс . Создаются условия для военно-технического перевооружения армии и флота. За счет объединения учебных заведений и их преобразования проведена коренная реорганизация системы военного образования .

Однако после завершения первого этапа военной реформы совершенствование военной организации страны заметно замедлилось.

Переломным в плане проведения реформы стал 2000 год. Дважды - в августе и ноябре - совет безопасности рассматривал вопросы военного строительства. Система функционирования Вооруженных Сил была признана не просто разбалансированной, а неэффективной. Проделана основательная, серьезная работа, учитывающая прогнозы развития Вооруженных Сил и экономики страны. Были определены объемы финансирования до 2010 г. с разбивкой по годам и статьям расходов. План строительства ВС до 2005 г ., представляющий собой комплекс из более, чем 30 взаимосвязанных документов, подписан Президентом РФ.

В ближайшие три-четыре года численность армии и флота уменьшится на 365 тыс. военнослужащих и 120 тыс. гражданских специалистов. Однако сокращение армии и флота никоим образом не отразится на качественном состоянии частей постоянной готовности. Главная задача преобразований - способность локализовать вооруженный конфликт на стратегических направлениях. Поскольку таких направлений у нас сейчас шесть, а военных округов семь, ПриВО и УрВО планируется объединить в один военный округ.


Крупнейшим структурным изменением станет переход Вооруженных сил на трехвидовую основу: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот - по принципу “трех стихий”. А на базе ракетных войск стратегического назначения будут созданы два рода Вооруженных Сил: РВСН и образованный путем слияния Военно-космических сил с войсками Ракетно-космической обороны.

Было принято решение и о сокращении так называемых воинских формирований других министерств и ведомств (в том числе сокращение военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования).

Понятно, что процесс реформирования названными мероприятиями не ограничится. Многое еще придется менять - будь то социальная сфера, военное образование или наука. Однако первый решительный шаг в нужном направлении сделан.

Справка : если в 90-е годы Вооруженные силы России не выходят из затяжного кризиса, то во много раз в более тяжелом положении оказались национальные армии государств-участников Договора коллективной безопасности и Союза независимых государств (СНГ). Практически повсеместно отмечается резкое снижение боевой выучки и уровня боевой готовности войск. Несмотря на наличие зачастую значительного количества вооружений, лишь весьма малая доля его пригодна к боевому использованию (за исключением Вооруженных сил Белоруссии).

Значительная часть техники находится на хранении, причем в разукомплектованном виде. Так, из вертолетов армейской авиации в воздух способны подняться лишь единицы. В частях ВВС исправных самолетов менее 30%. Многие образцы вооружений (90%) морально устарели, современных образцов военной техники в национальных армиях практически нет. Весь парк боевых машин и автомобилей не имеет аккумуляторных батарей. Боевая подготовка стала условной, так как на выход военной техники из парка выделяется в лучшем случае 5-15% горюче-смазочных материалов от потребностей.

Одной из главных причин подобного состояния дел считается слабость и некомпетентность национальной военной элиты, высших командных кадров стратегического и оперативно-тактического уровня.

Многие офицеры и генералы титульных национальностей, поспешно выдвинутые на самые высокие руководящие посты в своих армиях, не имеют необходимого опыта службы и военного образования даже оперативно-тактического уровня.

Наконец, новым государствам просто не хватает средств. Если, например, всего годового украинского военного бюджета в целом достаточно для содержания только одной боеготовой дивизии по стандартам НАТО, то в остальных республиках бывшего СССР положение еще хуже.

Выводы :

Наследники многовековой ратной славы - Вооруженные Силы России имеют четко обоснованную структуру - состоят из видов, родов войск, каждый из которых выполняет задачи по своему предназначению. На оснащении ВС РФ состоят современные, эффективные образцы вооружения, в большинстве своем превосходящие аналоги зарубежных армий.

Изменения военно-политической обстановки, задач и условий военной безопасности страны диктуют необходимость проведения комплексной военной реформы.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ………….. 5мин. 1.Напомнить тему, какие вопросы рассмотрены, цели занятия, как они достигнуты. 2.Ответить на вопросы студентов 3.Объявить итоговые оценки студентам, подвергавшимся опросу во время занятия, отметить отличившихся, указать общие недостатки. 4. Объявить тему следующего занятия, место его проведения. 5.Объявление задания на самоподготовку с указанием литературы: а)Изучить по конспекту: - предназначение, состав и задачи основных видов Вооруженных Сил и родов Сухопутных войск; - понятие объединение, соединение, часть, подразделение; - содержание этапов военной реформы Вооруженных Сил. б)Выписать в рабочую тетрадь: - со слайда диапроектора и знать наизусть схему состава Вооруженных Сил РФ; - из Боевого устава СВ, ч.2 и знать наизусть аббревиатуру сокращений мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений. При отсутствии вопросов у обучаемых задать 1-2 вопроса по пройденной теме. Обратить внимание на то, что выполнение задание будет проверено контрольной летучкой на следующем занятии.

С начала военной реформы Сердюкова-Макарова прошло семь лет: в этом году завершается второй этап преобразований. Впереди еще пять лет. Санкт-Петербург.ру рассказывает о том, что уже сделано для реформирования Вооруженных сил, что еще только предстоит сделать и какая же она, армия будущего.

Если коротко: суть реформы

Россия пережила немало военных реформ. Наибольшее значение для нас сегодня имеют те, что были приняты при Петре Первом и после него: собственно Петровская, Потемкинская, Милютинская, Фрунзенская и другие. Текущие преобразования в военной сфере называют «реформой Анатолия Сердюкова», бывшего министром обороны страны с 2007 по 2012 годы, однако изменения, уже свершившиеся и грядущие, связаны не только с его именем. Авторству Сердюкова действительно принадлежат идеи о новом взгляде на военные расходы, о гуманизации военной службы, о выведении бытового обслуживания военнослужащих на аутсорсинг. Однако перемены в структуре Вооруженных сил инициировали экс-начальники Генерального штаба ВС РФ: Николай Макаров и Юрий Балуевский. Проще говоря, если социально-экономической стороной дела занимался Сердюков, то «военный» раздел реформы разрабатывал Макаров, а до него — Балуевский.


Николай Макаров (слева) сменил Юрия Балуевского в Генштабе
фото: svoboda.org

О начале новой военной реформы Сердюков объявил 14 октября 2008 года на заседании коллегии своего ведомства. На выполнение новой Государственной программы вооружения было предусмотрено 19,2 трлн рублей. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ: численность состава, систему подготовки офицеров, структуру центрального управления, а также предусматривает поэтапное оснащение армии современной военной техникой. Условно реформа была поделена на три этапа. В первом (2008-2011) были заявлены оптимизация численности личного и управляющего составов, а также реформа военного образования. Во втором (2012—2015) — повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. В третьем (2016—2020), самом затратном, — перевооружение.

Концептуальная основа реформы — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на активное развитие которых было направлено около 2 трлн рублей. Фундаментальная цель реформы состоит в том, чтобы перейти от советской системы к более современному устройству Вооруженных сил. То есть на смену армии массовой и мобилизационной, адаптированной под мирового масштаба войну (к примеру, с НАТО) должна прийти более компактная, адекватная нынешним экономическим, социальным и территориальным возможностям страны и адаптированная под локальные региональные конфликты армия постоянной готовности.

Разумеется, научными исследованиями дело не ограничится. Не менее приоритетной областью стало совершенствование стратегических ядерных вооружений. В частности, развитие наземной ракетной группировки и модернизация стратегической авиации — Ту-95 и Ту-160 (на эти цели направлено столько же средств, сколько и на научные исследования, — 2 трлн рублей) и внедрение тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для замены устаревших МБР РС-18 и РС-20 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

«Первые ласточки»

План первого этапа (2008—2011), озвученный Сердюковым в октябре 2008 года, подразумевал сокращение численности Вооруженных сил РФ до одного млн военнослужащих к 2012 году. При этом офицерский состав должен быть оптимизирован до 150 тыс. человек, что влекло за собой значительное сокращение: в 2008 году он составлял 355 тыс. офицерских должностей. В военно-воздушных силах РФ с 2009 по 2012 год планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей. Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2-2,5 раза. И, наконец, реорганизация системы военного образования предполагала создание 10 системообразующих вузов — трех военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет — на базе уже существовавших 65 военных учебных заведений. Что же из намеченного удалось воплотить и насколько качественными оказались перемены?

Ввод оперативно-стратегических командований

До Сердюкова и Макарова, о чем шла речь выше, основы для реформы уже были заложены Балуевским. Так, ему принадлежит идея создания оперативно-стратегических командований. ОСК полезны тем, что объединяют силовые группировки на той или иной территории (исключение составляют Стратегические ядерные силы) и позволяют создать единую систему управления войсками, одинаковую в условиях и мира, и войны. Иными словами, если начнутся боевые действия, время на переустройство системы тратить не придется: она уже будет готова к работе.

В 1970-80-х годах ОСК бытовали и в СССР: тогда они были сформированы для управления войсками на зарубежных театрах военных действий и были ликвидированы после распада организации Варшавского договора и развала СССР. С того момента войсками на территории РФ начали управлять через систему военных округов, заложенную еще Дмитрием Милютиным, министром обороны Российской Империи в 1861-1881 годах. Генерал Балуевский начал введение ОСК, Макаров продолжил его дело и ликвидировал систему округов. Сегодня существует четыре ОСК: «Запад» (генштаб в Санкт-Петербурге), «Восток» (Хабаровск), «Центр» (Екатеринбург) и «Юг» (Ростов-на-Дону). На сегодняшний день ОСК подчиняются все силы общего назначения, в том числе части ВВС/ПВО и ВМФ. Одновременно и военных округов стало не шесть, а четыре.

Перевод Сухопутных войск на структуру бригад

Другая перемена, инициированная Балуевым и доведенная Макаровым «до ума», — ликвидация дивизий и перевод Сухопутных войск на структуру бригад, которые стали мобильными составными частями группировок под управлением оперативного командования — штаба армии. Существовавшие дивизии преобразовали в три типа бригад численностью 5-6,5 тыс. человек: «тяжелые», «средние», «легкие». К «тяжелым» относятся танковые и большинство мотострелковых бригад. Их отличает повышенная ударная сила и живучесть. «Средние» бригады оснащены БТР и предназначены для ведения боевых действий в специфических условиях, как городских, так и природных, к примеру, на горной или лесистой местности. «Легкие» бригады отличает высокая проходимость: они снабжены соответствующей автомобильной техникой.

«Разгрузка» управленцев

Перемены затронули также и управленческий корпус. Во-первых, командиры воинских частей и соединений постоянной готовности теперь не решают хозяйственные вопросы, что позволило им сконцентрироваться на своей непосредственной работе, а обязанности по обеспечению тыла легли на начальников учебных центров и вузов.

Во-вторых, Генеральный штаб стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооруженными силами совместно с Министерством обороны.

В-третьих, внутри Минобороны, которое долгое время оставалось главной командной инстанцией, возникли два отдельных направления. «Военное» ответвление Минобороны во главе с Генеральным штабом занимается исключительно вопросами боевой подготовки Вооруженных сил и управлением войсками. «Гражданское» ответвление, в котором заняты соответствующие профильные департаменты, решает все возникающие в тылу финансовые, жилищные, медицинские, хозяйственные вопросы, в том числе занимается закупками военной техники. Многие эксперты полагают, что эта мера помогает снизить коррупцию в сфере закупок вооружений и сделать управление денежными средствами Минобороны транспарентным.

Новая система базирования войск

Она предполагает образование 184 военных городка, в которых сможет разместиться личный состав Вооруженных сил общей численностью более 700 тыс. человек. Чтобы оптимизировать систему базирования авиации Вооруженных сил, 31 авиационная база Военно-воздушных сил была сокращена до 8. Для повышения мобильности и огневых возможностей войск были созданы базы армейской авиации.


фото: arms-expo.ru

Формирование офицерского и сержантского корпусов

Сокращение армии и ее комплектование — самый болезненный пункт во всей реформе. В частности, сокращение офицерского корпуса. Если в 2008 году количество офицеров (это генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты) составляло 365 тыс. человек, то уже в 2012 году их осталось лишь 142 тыс. Были упразднены должности прапорщика и мичмана. Однако в процессе изменений пришлось корректировать подход: Министерство обороны решило «отмотать назад» и оставить в ВС 220 тыс. офицеров. Формальным объяснением этого изменения стало создание сил Воздушно-космической обороны как отдельной структуры, однако, по мнению ряда специалистов, главная причина заключается в том, что 142-тысячный офицерский корпус был в итоге сочтен недостаточным для управления Вооруженными силами. В итоге указом Дмитрия Медведева недостающие 80 тыс. были возвращены в состав ВС.

Аналогичные «метания» сопровождали решение Минобороны относительно перевода армии на полностью контрактную службу. Сначала ведомство наращивало долю контрактников и стремительно сокращало количество военных срочной службы. Затем снова сократило число контрактников, объясняя свои действия трудностями, вызванными экономическим кризисом. Наконец, в 2011 году ставку снова сделали на «кадровиках» — именно они теперь должны составлять основу армии.

Такая неопределенность в свою очередь поставила под угрозу сержантский корпус. После реформирования офицерского корпуса и ликвидации должностей прапорщиков и мичманов было принято решение о том, что их должны заменить сержанты и старшины. Но на практике оказалось, что обучать сержантов пока негде, а зарплата сержанта настолько невелика, что собрать необходимое количество служащих почти невозможно. В итоге в начале 2013 года должности прапорщиков были возвращены. Сегодня, с повышением денежного довольствия и постепенным усовершенствованием сержантских школ, вопрос о формировании сержантского корпуса уже не стоит так остро.

Реорганизация системы военного образования

Для того чтобы новая система работала без перебоя, появилась необходимость в повышении профессиональной подготовки военнослужащих, новых программах их обучения и создании современной сети военно-учебных заведений. С 1 сентября 2011 года военно-учебные заведения Минобороны приступили к обучению офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой и высшей военной оперативно-стратегической подготовкой по программам дополнительного профессионального образования.


фото: unn.ru

В Минобороны начали применять единые подходы к обучению в военной и гражданской школе: офицеров первичного звена стали готовить по программам подготовки специалиста, а в видовых академиях и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ — по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональных сержантов теперь готовят в учебных соединениях и воинских частях, в школах сержантов и в высших учебных заведениях Минобороны по программам среднего профессионального образования. В 2009 году такая подготовка была развернута в шести вузах Минобороны России, в том числе в Центре подготовки сержантов (Рязань), в 2010-м — в 19 вузах, в 2011-м — в 24.

Второй этап: гуманизация армии

Перемены в инфраструктуре армии стали основной задачей второго этапа реформ (2011—2015). Последние годы он ведется под эгидой программы «Эффективная армия» — комплекса решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил. Он позволил повысить денежное довольствие военнослужащих, запустить целевое обеспечение их жильем. Кроме того, программа подразумевает возведение типовых штабов, казарм, спортзалов и столовых. Это значит, что к концу реформы все войсковые части будут оснащены одинаковой инфраструктурой, работающей качественно и слаженно.

Так, уже к началу нового десятилетия была сформирована единая система материально-технического обеспечения войск – единые логистические центры, управляющие всеми видами снабжения и перевозок в масштабах военного округа. Одновременно с этим начался переход к сервисному обслуживанию технических парков на предприятиях, выполняющих ремонт вооружения и военной техники. Что самое важное, множество функций по обеспечению инфраструктуры войск взяли на себя гражданские предприятия. На условиях аутсорсинга теперь ведется сервисное обслуживание и ремонт техники, питание личного состава, банно-прачечные услуги, перевозка грузов, заправка кораблей ВМФ топливом и моторными маслами, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.

Квартиры

Из-за кардинальных перемен численности офицерского корпуса обострилась проблема нехватки жилья. Дело в том, что каждый офицер, прослуживший более 10 лет и ушедший со службы (не по порочащим основаниям), имеет право на квартиру по выбранному месту жительства. Почти 170 тыс. офицеров было сокращено, и большинство из них нуждалось в жилье для своих семей. Образовалась очередь, но к концу 2010 года она сократилась до 120 тыс. человек, а в 2011 году — до 63,8 тыс. человек. Если учесть, что в 2013 году служебное жилье получили 21 тыс. военнослужащих, а в 2014 — 47 тыс., то можно смело говорить, что квартиры получили все ушедшие со службы офицеры. Что самое главное, кв. метрами начали обеспечивать тех, кто еще состоит на службе: в начале 2015 года почти 4 тыс. российских военных получили жилье. Жилищный вопрос для военных оказался вполне разрешимым, и нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в конце 2000-х годов.

Питание

До 2010 года система питания лежала на плечах самих военнослужащих, причем в буквальном смысле: горячее питание готовили сами солдаты, срочники проходили школу поваров, солдаты чистили картошку на кухне. Еще одно достижение военной реформы состоит в том, что питание передали гражданским фирмам, после чего, по отзывам служивых, качество питания резко возросло, а солдаты наконец смогли заниматься своими непосредственными обязанностями — военной службой. Аутсорсинговые компании обеспечивают процесс от и до: поставка, подвоз, хранение, приготовление, раздача, обслуживание по нормам. Гражданские службы также начали содержать военные городки, убирать казармы и прилегающие территории, шить форму, организовывать воинские перевозки и ремонт техники и вооружения.


фото: voenternet.ru

Система аутсорсинга была перенята у армий стран НАТО. С 1990-х годов она действует в армиях США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Ее введение было связано с резким сокращением военных бюджетов. Пионерами в деле аутсорсинга выступили страны, где преобладал частный сектор экономики — США, Англия, Австралия. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство. В Россию аутсорсинг пришел внезапно, и внедрять его стоит постепенно: от простых проектов (клининговые услуги и поставки питания) до крупных и сложных (техническое обеспечение военной техники).

Денежное довольствие

Увеличение денежного довольствия также связано с активизацией программы «Эффективная армия». По этой программе внедрена автоматизированная система учета материальных средств, предусмотрено развитие военной медицины, создание системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала. В частности, увеличивается размер выплат военнослужащим: несколько лет назад средний размер денежного довольствия составлял 57,8 тыс. рублей, а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. рублей. Пенсия военнослужащих была проиндексирована с 1 октября на 7,5%: теперь ее средний уровень составляет 21,5 тыс. рублей.

В апреле 2015 года был полностью согласован общий бюджет Министерства обороны России: он составит 3,6 трлн рублей. Расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, что в свою очередь гарантирует инвестиции в ВПК: гарантированные заказы военным, металлургическим, химическим, электронным, текстильным и сельскохозяйственным предприятиям.

Ликвидация дедовщины

Условия прохождения срочной службы за последние пять лет поменялись кардинально: помимо сокращения срока, изменилась и сама суть. Во-первых, в прошлое ушла классическая «дедовщина» как воспроизводящийся с каждым призывом формат неуставных отношений по принципу «старший-младший». В армии по-прежнему есть проблемы с неуставными отношениями, основанными на физическом превосходстве в сочетании с недостаточными моральными принципами отдельных солдат, на землячествах, но предпосылки для них есть и в гражданской жизни, старая же «дедовщина» в армии больше не существует.

Изменился принцип реагирования на жалобы солдат. Если раньше случаи неуставных отношений и их последствия старались скрывать, то сейчас подобное сокрытие может обойтись допустившему его командиру дороже, чем сам факт неуставных отношений в подразделении. Солдаты, получив право на использование мобильного телефона, а часто и интернета (иногда с того же самого телефона), стали куда подробнее информировать родственников о том, как им живется и служится.

Мобилизация и гуманизация как основы армии будущего

Главное и ощутимое достижение первого этапа реформы — повышение боевой готовности и мобильности Вооруженных сил. Высокая боевая готовность предполагает более совершенную структуру армии, которая позволяет действовать незамедлительно после получения приказа, тратя на подготовку до нескольких часов. Причем комплектные подразделения готовы к самостоятельным активным действиям и выполнению боевых задач. Именно перевод армии на систему батальонов и бригад позволил повысить мобильность и боевую готовность Вооруженных сил. Если добавить к этому итоги второго этапа — коренные перемены в инфраструктуре армии, то картина складывается более чем обнадеживающая. В ходе реформ, во-первых, был сломлен консерватизм системы, во-вторых, внедрены мобилизация и гуманизация войск — есть опорные точки новой армии, и именно благодаря им возможно перевооружение, которое ей только предстоит.

Обозреватель - Observer 2003 № 6 (1 6 1 )

ВОЕННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

Олег Лисов,

начальник сектора ВИМИ

Первые попытки серьезного и планомерного реформирования Вооруженных Сил нашего государства в последние десятилетия были предприняты в 70-е годы, когда по указанию Министра Обороны СССР Д.Устинова на новые организационно-кадровые штаты и новую технику была переведена целая армия (28-я, дислоцированная в Белоруссии). После сколачивания и полного оснащения новой техникой она приняла участие в маневрах "Запад-81", показав по тем временам прекрасные результаты. К сожалению, этот опыт не был использован, а последовавшие затем период застоя и так называемая "перестройка" не позволили руководству страны дальше заниматься реформированием армии.

В последние 10 лет во всех слоях российского общества и в первую очередь российских политиков не стихают дебаты о необходимости сокращения армии и реформе Вооруженных Сил России. Руководством страны неуверенно (или от незнания, или от боязни?) предпринимаются попытки что-то делать в этом направлении, но значительных и, главное положительных результатов от этих попыток нет до сих пор. В это же время Вооруженные Силы окончательно теряют свою боеготовность и боеспособность, лучшие, молодые и перспективные офицеры уходят из армии, техника стареет, резко растет число аварий, а престиж Вооруженных Сил упал до самого низкого уровня. Служба в армии стала не почетной обязанностью и долгом (как это записано в Конституции РФ и как это должно быть), а чуть ли не позором.

Проводившаяся в России, с середины 1997 г., военная реформа была призвана приспособить Вооруженные Силы РФ к новым военным потребностям государства и к его изменившимся экономическим возможностям. Однако, финансово-экономический обвал августа 1998 г. прервал программу цивилизованной военной реформы и на много лет затянул ее проведение.

Нормативно-правовая база реформы

До 1998 г. руководящим документом по определению стратегии реформирования ВС был одобренный Президентом "Замысел реформы и строительства ВС РФ", который затем был заменен "Основами (концепцией) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года", утвержденный Указом Президента РФ в июле 1998 г. В соответствии с этим документом, к сожалению, каждое силовое ведомство разрабатывало свои внутренние планы реформирования сил, которые затем должны были согласовываться с Генеральным Штабом ВС и объединяться в общий документ, чтобы по единому плану обеспечить планомерный процесс реформирования, строительства и укрепления военной безопасности России. В соответствии с этим планом некоторые организационно-штатные мероприятия удалось осуществить, но с течением времени оказывалось, что принимаемые меры не достигают поставленных задач, а многие преобразования не улучшали, а наоборот, ухудшали систему организации безопасности страны и требовали отмены или замены новыми (табл. 1).

Основные мероприятия военной реформы РФ, осуществляемые до 2005 г.

Этапы и основные мероприятия

по реформированию Вооруженных Сил РФ

Решаемые цели, задачи

и возможные последствия

1 этап - до 2000 г.

(Значительные сокращения личного состава войск, сокращение (укрупнение) военных округов, изменение структуры войск и организации военного командования).

Сокращение численности личного состава Сухопутных войск РФ с 420 тыс. чел. до 348 тыс. чел.

Повышение эффективности управления войсками

Реформирование Главного командования Сухопутных войск.

Значительное сокращение численности.

Включение военно-космических сил (ВKC) и войск ракетно-космической обороны (РKО) в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Сокращение численности управленческого аппарата.

Образование из ВKC и РKО нового самостоятельного рода войск - космического и передача его в состав ВВС РФ.

Сокращение расходов на содержание руководящего состава.

РВСН - переформирование из вида войск в род войск.

Сокращение расходов на проведение НИОKР и научных разработок.

Завершение формирования структуры ВС РФ, состоящей из четырех видов - Сухопутных войск, ВМФ, ВВС и стратегических сил.

Ликвидация параллелизма в работе военных штабов и руководящего состава.

Слияние ВВС и ПВО страны в один вид ВС РФ - ВВС.

Установление единой системы военно-админи-стративного деления территории РФ на стратегические направления: Северо-Западного - в границах Ленинградского военного округа; Западного - в границах Московского военного округа; Юго-Западного - в границах Северо-Kавказского военного округа; Сибирского военного округа и Дальнево-сточного - в границах Дальневосточного военного округа (5 военных округов).

2 этап - до 2002 г.

(Сокращение численности, увеличение финансирования, повышение боеготовности, перевод некоторых частей на службу по контракту).

Воссоздание Главного командования сухопутных войск (2001 г.).

Повышение боеготовности и боеспособности частей и соединений.

Повышение боеготовности, модернизация и разработка новых типов и видов вооружения.

Реформирование и усиление оборонно-промышленного комплекса РФ.

Создание частей и соединений "постоянной готов-ности":

Сохранение офицерского кор-пуса.

сформированы три дивизии и четыре бригады "постоянной готовности" в Ленинградском, Московском, Северо-Kавказском и Сибирском военных округах, которые укомплектованы л/с не менее чем на 80%, вооружены на 100%, обучены и к ним постоянно предъявляются повышенные требования).

Поднятие социального и морального статуса военно-служащего.

Шаги по увеличению в Вооруженных Силах чис-ленности контрактников.

Повышение социального статуса и прав военно-служащих.

Экспериментальный перевод дивизии ВДВ на контрактную основу, с последующим изучением опыта и его внедрением в другие войска.

Разработка и принятие Закона "Об альтернативной гражданской службы в РФ (АГС)".

3 этап - до 2005 г.

(Увеличение частей и соединений "постоянной готовности", увеличение закупок военной техники. Перевод Вооруженных Сил РФ и всей системы защиты государства на принцип "эффективной достаточности").

Kонцентрация усилий и средств на постепенное уве-личение числа соединений и частей "постоянной готов-ности" (такие части и соединения должны быть созданы во всех видах ВС. В Сухопутных войсках планировалось иметь до 10 полнокровных дивизий).

Повышение эффективности войск и боевой техники.

Совершенствование структуры управления и руковод-ства войсками.

Усиление роли и места оборонно-промышленного комплекса в системе обороноспособности страны.

Перевод собственно Вооруженных Сил на трехвидовую структуру организации (суша, воздух-космос, море).

Модернизация и совершенствование оружия и боевой техники.

Увеличение боевой мощи ВС, усиление процесса пере-вооружения армии, внедрение новых видов и образцов ору-жия и боевой техники.

Увеличение закупок вооружения и боевой техники, усиленное и эффективное их внедрение войска.

Реализация конституционного права гражданина на альтерна-тивную службу.

Подготовка нормативно-правового, организационно-штатного и социально-экономического обоснования введения в РФ альтернативной гражданской службы (АГС), наряду с обязательной военной службой (закон АГС вводится в действие в РФ только с 2004 г.).

Выполнение взятых на себя международных обязательств.

Создание единого тыла ВС для армии, флота, авиа-ции, войск МЧС России, пограничных, внутренних и же-лезнодорожных войск.

Сокращение числа призыв-ников.

Выход на 100% обеспечение Вооруженных Сил всеми ресурсами (боевыми, финансовыми и др.).

Научно-техническая разра-ботка новых образцов техни-ки и освоение этой техники.

Кроме того, с течением времени выяснилось, что реформы в силовых ведомствах велись и ведутся определенными группировками не заинтересованных в них некоторых должностных лиц, и их действия часто основаны не на научно-разработанных и хорошо выверенных расчетах, а на своих сугубо личных ощущениях, накопленном опыте и знаниях. Результаты такой работы - ежегодное сокращение численности, слияние и разделение видов и родов вооруженных сил, укрупнение округов, реорганизация управленческого аппарата, реформирование боевых соединений, ликвидация научных школ и всей системы подготовки научных кадров, сокращение военных училищ и академий. Но где ожидаемый результат - положительный эффект? Такое осуществление организационно-штатных мероприятий не решает главной задачи - укрепление военной безопасности государства, а наоборот, ослабляет ее и усугубляет положение Вооруженных сил России. Результаты каждого реформирования крайне болезненно отражаются не только на личном составе, его морально-психологическом состоянии и материальном положении, но на наиболее важном - боеспособности и боеготовности сил и средств по защите государства. Анализ мер, осуществляемых в рамках реформирования российской военной машины, показывает, что результативность (эффективность) многих проведенных до последнего времени мероприятий, откровенно говоря, не соответствует первоначальным расчетам - не появляется лишних финансовых средств, не сокращается численность, не уменьшаются расходы. В результате, не повышается боеготовность, а некоторые мероприятия остаются экспериментами и принятые ранее решения отменяются или заменяются другими (например, ликвидация и воссоздание Главкомата Сухопутных войск). От такого рода мероприятий вначале резко снижается эффективность функционирования всего военного организма, затем идет потеря лучшей, опытной части кадрового состава войск и, наконец, частичная или полная потеря боеготовности частей и соединений. Так, если к началу 90-х годов в сухопутных войсках имелось 80 боеготовых соединений, то в 2002 г. - жалкое существование влачат 20 соединений сухопутных войск и 15 - в других видах ВС, из этого числа только одна 42-я дивизия в Чечне отвечает этим повышенным требованиям.

Интересен также состав призываемого на военную службу контингента призывников - 89% из юношей призывного возраста или уклоняются от службы, либо освобождаются от нее различными путями - заболевают, рожают более 2-х детей, ударяются в бега, уезжают за границу и т.п.

Из 11% призываемых, в основном из глухих районов и отдаленных местностей, 7% имеют начальное образование, 30% - среднее, а 40% нигде, никогда не учились и практически не работали и только около 20% отвечают предъявляемым требованиям.

Анализ первого этапа проведения военной реформы в России позволил "внимательным" исследователям из Лондонского института стратегических исследований в своем докладе "Военный баланс 1999-2000 гг." сделать весьма пессимистические и довольно дилетантские выводы. Смысл их заключается в следующем: "общее состояние боеготовности всех Вооруженных Сил РФ, за исключением ядерных, остается низким из-за нехватки средств для подготовки, содержания и закупок вооружения. Однако, несмотря на трудности в 1999 г. ВС РФ продемонстрировали более высокую, чем казалось бы, способность к развертыванию больших комбинированных сил". За какой счет и какими усилиями?

Основные направления осуществления реформы

Как показывает опыт и практика, главным в решении сложнейшей и громаднейшей проблемы нашего государства - реформировании ее Вооруженных Сил - должен быть системный подход. Сюда, в первую очередь, входит:

Правильная постановка политических задач, стоящих перед государством и Вооруженными Силами;

Научное определение будущего облика Вооруженных Сил (какими должны быть ВС);

Оптимальное реформирование тех частей и соединений, которые существуют на момент реформирования;

Постепенное строительство и создание новых частей и соединений для успешной обороны страны и возможного ведения войны на ближайшие 10, 20, 30 и более лет.

Реформы в Вооруженных Силах, как правило, осуществляются по четырем главным направлениям - изменение системы управления ВС, изменение системы комплектования, изменение системы обучения и воспитания, изменение системы оснащения войск вооружением, боевой техникой, различными видами довольствия и содержания. Этого до последнего времени в наших ВС не осуществлено. Военная наука утверждает, что имеется три состояния уровня боеготовности любой воинской части или соединения - боеспособная, ограниченно боеспособная и небоеспособная. Начальник Генерального штаба ВС ввел четвертую категорию - закритический уровень боеготовности всех Вооруженных Сил РФ - таково современное состояние наших ВС.

Общеизвестно, что все указанные выше задачи должны определяться и формулироваться в главных государственных документах - "Военной доктрине Российской Федерации" - политическом документе, определяющим основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства и защищенности страны от внешних и внутренних угроз; "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" - политическом документе, определяющим военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ряде других основополагающих нормативно-правовых планирующих, исполнительных актах. К сожалению, эти правовые документы начали появляться лишь в 2000 г. Можно считать, что с этого момента на основе целого пакета таких нормативно-правовых актов в нашей стране и начала продолжаться планомерная работа по осуществлению реформирования ее Вооруженных Сил.

Экономические аспекты проведения военной реформы

С распадом Советского Союза, образованием Российской Федерации и вступлением ее в перестроечную эпоху военные расходы государства стали резко сокращаться, и если в 1992 г. они составляли 5,56% от ВВП, то в 2002 г. - примерно - 2,5% от внутреннего валового продукта, а в 2003 г. - 2,65%. Причем уменьшение расходов происходило синхронно и сопровождалось огульным сокращением численности Вооруженных Сил России, разбазариванием и уничтожением вооружения и военной техники (табл. 2). Практически же, реальные расходы на национальную оборону с учетом инфляции, войны в Чечне и ряда других экономических и экологических последствий и других негативных моментов нашей истории, по подсчетам специалистов, в последние годы сократились на 70-75%.

Признавая важность и необходимость четкого и обязательного проведения военных реформ в силовых структурах РФ, Правительство РФ наконец-то обозначило выделяемые ассигнования на ее проведение отдельной строкой в бюджете. Причем, если в 2001 г. на эти цели выделялось всего 4,5 млрд. руб., то в 2002 г. уже 16,544 млрд. руб., т.е., практически, сумма увеличена почти в 4 раза, а в 2003 г. - 15,8 млрд. руб. В следующем году эта сумма должна быть более существенна, и причем руководством страны оговаривается, что для этих целей возможно увеличение ассигнований.

Ассигнования на национальную оборону РФ в 1992-2003 гг.

Показатели

ВВП, млрд. руб.

Фактические расходы на националь-ную оборону, млрд. руб.

Фактические ассигнования, % к ВВП

Главным элементом реформирования ВС, к сожалению, в соответствии с принятыми решениями было и остается радикальное сокращение численности войск. Из общего числа личного состава силовых структур 2 млн. 360 тыс. чел. военных и 960 тыс. чел. гражданского персонала должно быть уволено около 600 тыс. чел. Из собственно Вооруженных Сил РФ, численность которых составляет 1 млн. 200 тыс. чел. (табл. 3), должно быть уволено 365 тыс. чел., а из других силовых структур около 140 тыс. чел.. Практически, в течение 2001 г. штатная численность ВС РФ была сокращена на 91 тыс. чел. и 14,5 тыс. чел. гражданского персонала. На 1 января 2002 г. численность Вооруженных Сил РФ составляла 1,274 млн. военнослужащих. В последующем, некоторыми политиками предлагается довести численность ВС России до 600-800 тыс. чел., однако, научно обоснованно, что для надежной организации военной безопасности государства численность Вооруженных Сил любой страны должна составлять 1% от численности населения. По подсчетам Генерального Штаба ВС РФ, Россия должна иметь Вооруженные Силы численностью в 1 млн. 200 тыс. чел., что позволит надежно обеспечивать охрану границ и военную безопасность государства и вполне укладываться в рамки ее финансовых возможностей.

Согласно принятой "Концепции национальной безопасности РФ" уровень расходов на национальную безопасность (сюда входит и оборона) должен примерно составлять 5,1% от ВВП, а по мнению нашего Президента, эта цифра должна не превышать 3,5% от внутреннего валового продукта. Главная задача для Вооруженных Сил на данном этапе - создание во всех видах и родах войск частей и соединений "постоянной готовности". Такая задача поставлена Президентом РФ при встрече с высшим военным командованием в июле 2002 г. В ближайшем будущем Сухопутные войска будут иметь 10 полнокровных дивизий "постоянной готовности", а в других видах ВС число таких соединений планируется довести

Показатели

Численность

Состав ВС РФ

Общая численность

Офицеры и прапорщики (мичманы)

Солдаты и сержанты, (матросы и старшины); (служба по призыву)

Прапорщики (мичманы), сержанты и солдаты (старши-ны и матросы); (служба по контракту)

Другим, не менее важным направлением реформы является создание боеспособных частей и соединений с привлечением в них большего числа контрактников. По мнению многих экспертов, при современном уровне развития техники это можно осуществить лишь путем перевода Вооруженных Сил на контрактную основу. Такие опыты уже проводятся. В Псковской дивизии ВДВ осуществляется такой эксперимент. По скромным подсчетам, перевод лишь одной дивизии на контрактную основу оценивается в 3-3,5 млрд. руб., а всех Вооруженных Сил в 150-200 млрд. руб. Это только перевод.

Сколько будет стоить содержание таких войск пока никто не подсчитывал. Однозначно, как показывает мировой опыт, решить все проблемы армии с помощью контрактников невозможно. По опыту большинства европейских стран комплектование Вооруженных Сил в этих странах двоякое - по контракту и по призыву. Иностранные специалисты однозначно считают эту модель комплектования армии наилучшей и давно уже отказались от полностью наемных Вооруженных Сил. И это правильное решение.

Третьим важным направлением реформирования Вооруженных Сил является разработка и принятие совершенно нового для нашей страны нормативно-правового акта, позволяющего призывающимся на военную службу молодым людям проходить не военную, а также гражданскую - альтернативную службу. Принятие такого документа повлечет за собой создание целой государственной системы организации такой службы и, вероятно, потребует больших расходов. 24 июля 2002 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе в РФ (АГС)", который вступит в силу в нашей стране уже в январе 2004 г.

Появление такого необычного для нашей страны документа диктуется предоставлением гражданам России права на альтернативную службу, что записано в статье 59 Конституции РФ, федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" и "Об обороне". После принятия Закона "Об альтернативной гражданской службе" необходимо будет разработать и принять положение о прохождении альтернативной гражданской службы (АГС), адаптировать его к условиям отдельных регионов, определить орган исполнительной власти, который будет осуществлять этот контроль и нести ответственность за прохождение человеком этой службы. Это, безусловно, потребует новых расходов.

Некоторые расчетные данные

1998-1999 гг. по поручению Президента РФ и правительства страны Генеральный Штаб ВС совместно с рядом НИИ провели комплексное научное исследование "Прогноз финансово-экономического обеспечения строительства ВС РФ на период до 2010 года". Вся работа строилась исходя из научно-обоснованной численности ВС в 1 млн. 200 тыс. чел., существующих объемов денежного довольствия, норм снабжения вещевым имуществом и продовольствием, установившимся уровнем медицинского и других видов довольствия, обслуживания и обеспечения.

В табл. 3, 4 и 5 приведены результаты этих исследований. Несмотря на значительное время, прошедшее после опубликования этих данных с небольшими поправками, можно было бы их использовать для дальнейших разработок.

Результаты прогноза финансово-экономического обеспечения строительства ВС РФ на период до 2010 г. свидетельствуют о том, что даже в случае реализации самого успешного варианта развития экономики России, Министерство Обороны страны сможет получить финансовые средства в необходимых объемах лишь начиная с 2005 г. Это обстоятельство явно потребует пересмотра некоторых сроков реализации наиболее важных мероприятий военной реформы Вооруженных Сил РФ.

млрд. руб. (в ценах 1998 г.)

подготовка

Закупки ВВТ

Строитель-

Таблица 5

Потребное распределение суммарных расходов МО РФ

по целевому назначению в 1988-2005 гг.

подготовка

Закупки ВВТ

Строитель-

Некоторые выводы

1. Несмотря на целый ряд отрицательных моментов (иногда слабая теоретическая обоснованность проводимого мероприятия, отсутствие достаточного и реального финансирования, нежелание некоторых высших руководителей осуществлять непопулярные преобразования, неправильно организованное и не до конца проведенное мероприятие и т.п.), в Российской Федерации продолжает осуществляться ряд организационно-штатных, структурных, финансовых и социальных преобразований в русле военного реформирования ее Вооруженных Сил.

2. Ежегодное увеличение финансирования хода военной реформы (с 4,5 млрд. руб. в 2001 г. до 16,5 млрд. руб. в 2002 г.) придает новый импульс к ее продолжению и расширению.

3. В ходе проводимой реформы в ВС РФ уже созданы и функционируют три новых дивизии и четыре новых бригады "постоянной готовности" в Ленинградском, Московском, Северо-Кавказском и Сибирском военных округах. Они укомплектованы личным составом не менее чем на 80%, имуществом и вооружением на 100% и к ним постоянно предъявляются повышенные требования. Такие части и соединения планируется иметь во всех видах ВС.

4. Президентом РФ перед руководством Вооруженных Сил поставлена главная задача - создать части и соединения "постоянной готовности" во всех видах ВС. В частности, в Сухопутных войсках планируется иметь 10 таких соединений, а само строительство ВС и всей обороны страны должно осуществляться по принципу "эффективной достаточности".

5. Практические шаги по созданию частей и соединений, укомплектованных на контрактной основе (перевод Псковской дивизии ВДВ), должны дать практический результат по дальнейшему расширению этого эксперимента на все виды и роды ВС.

6. При реформировании частей и соединений необходимо использовать опыт и просчеты, выявленные в ходе проведения антитеррористической операции в Чечне, боевых действий НАТО в Югославии и ВС США в Афганистане и возможно будущих сражений в Ираке.

7. Принятием руководством РФ в 2002 г. Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе в РФ (АТС)" и введением его в действие с января 2004 г. продолжается процесс закрепления в государстве законодательных норм на осуществление российскими гражданами своих прав и обязанностей (сейчас проходят военную службу только 11% призывного контингента, 89% юношей призывного возраста уклоняются от службы в ВС).

8. Как показывает опыт и практика строительства и реформирования Вооруженных Сил других государств, подобные негативные решения и ошибки всегда присутствуют при осуществлении таких грандиозных преобразований, каким является военная реформа. Для их сокращения необходимы:

Участие в процессе преобразования большого числа незаинтересованных участников (экспертов);

Грамотный подход и научно- обоснованная разработка существа, хода и конечных результатов любого проводимого в жизнь мероприятия;

Практическое закрепление полученных результатов непосредственно в войсках;

Оценка и использование полученного опыта для осуществления дальнейших шагов в процессе реформирования.

9. Целенаправленный характер военного строительства в новых изменившихся условиях требует довольно сложной и хорошо разработанной системы планирования и реализации всего процесса этого строительства. Для этого надо иметь пакет специальных разработанных нормативно-правовых актов, определяющих цели, задачи и функциональные обязанности различных государственных органов в управлении военным строительством и в целом укреплении боевой мощи государства. Для дальнейшей, целенаправленной и узаконенной работы по претворению в практическую жизнь намечаемых мероприятий по реформированию Вооруженных Сил России было бы целесообразно принятие Закона РФ "О военной реформе" - определяющего основные принципы, этапы, границы, нормы и правила военного строительства.

этапы и основное содержание реформы
Все реформы в Российской Армии проходили в результате крупных военных поражений страны в борьбе за свободу и независимость. Военные реформы Ивана Грозного в конце XVII – начале XVIII в. были вызваны необходимостью укрепления русского войска в связи с созданием единого государства и защитой от набегов соседей. Петр Великий создает регулярную армию и флот на основе рекрутской повинности. После мощных поражений от северных соседей, после поражения России от англо-франко-турецкой коалиции в Крымской войне 1853–1856 гг. в стране назрела необходимость проведения очередной военной реформы. После военного поражения в русско-японской войне 1904–1905 гг. правительством Николая II была предпринята попытка проведения очередной военной реформы (1905–1912 гг.) и т. д.

Основная цель последних военных реформ – создание высоко-оснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных Сил.

При планировании реформы руководством страны учитывалась сложная социально-экономическая ситуация в России, ограниченные возможности финансирования мероприятий реформы.

Всю реформу планировалось осуществить во временном отрезке в течение 8–10 лет, который разбит на 2 этапа.

На первом этапе (1997–2000) планировалось перейти от пяти видов Вооруженных Сил к четырем видам.

Выполнение этого этапа реформ проходило под мощное одобрение западных государств, видевших в этом свои интересы, стран-участниц НАТО, выделявших деньги для утилизации (уничтожения) советских систем обороны и нападения. В период 1997–1998 годов войска ВВС и ПВО были объединены. Сухопутные войска были реформированы, прошла оптимизация структур ВМФ. Все это сводилось к созданию ограниченного количества боеготовных соединений и частей, расширению функций и сферы влияния оставшихся, укомплектованных людьми и оснащенных современной техникой.

Завершился первый этап военной реформы оптимизацией всей структуры Вооруженных Сил России.

Второй этап реформы должен принести следующие результаты:

– переход на трехвидовую структуру ВС;

– создание многофункциональных новых видов вооружения стратегического, оперативного и тактического назначения;

– создание научно-технической и технологической основы для перевооружения Российской Армии;

– преобразование Военно-Космических Сил в самостоятельный род войск.

В результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации локальных конфликтов и войн, а также реализации международных обязательств России.

Для решения этих задач ВС России должны иметь в своем составе:

– силы ядерного сдерживания (СЯС) – для удержания ядерных держав от возможного развертывания ядерной войны, а также других государств, имеющих мощное обычное вооружение, от неядерных войн;

– силы неядерного сдерживания для удержания возможных государств-агресссоров от развязывания неядерных войн;

– мобильные силы – для скорейшего разрешения военных конфликтов;

– информационные силы – для противодействия возможному противнику в информационной войне.


Эти задачи должны решать уже реформированные виды Вооруженных Сил России.