Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны? Кто из названных высших руководителей ссср был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного.

Действительно, в 1929 г. происходит существенный сдвиг в процессе индустриализации. Тогда же страна столкнулась с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 гг. Были определены три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.

В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным.

Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье Сталина «Год великого перелома» (1929 г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно ее оборонных отраслей. «Подхлестывание» развития экономики подогревалось еще и тем, что во второй половине 1929 г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.

В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Среднегодовой прирост продукции, например, на 1931 г. был поднят до 45% вместо 22% по пятилетнему плану.

В результате производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение первой пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10% национального дохода, выросла примерно до 29% в 1930 г., 40% - в 1931 г. и 44% - в 1932 г.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103% фактический рост его произошел на 60-70% (см.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М, 1989. С. 53, 55). Улучшение происходит позже, к концу второй пятилетки. К 1937 г. была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

Огромные трудности пришлось испытать деревне в годы ее форсированного скачка к социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учетом и мирового опыта, и достижений отечественной науки. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. А. Рыбникова и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, полезность соединения индивидуально-семейной и коллективной форм организации производства.

В 1926 г. возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Для страны, вступившей на путь индустриализации, возникла сложная проблема. Положение еще больше обострилось в 1928 г. Влияли и социальные процессы, происходившие в деревне, которые характеризовались дроблением крестьянских и увеличением числа середняцких хозяйств. Во многом дробление крестьянских хозяйств было следствием начавшейся в 1927 г. политики ограничения кулачества. Кулаку не продавалась крупная сельскохозяйственная техника, возросли налоги и т. д. В этих условиях часть кулаков, распродав свое имущество, уезжали в города, а другие делили свое хозяйство между членами семьи, чтобы перейти в разряд середняцких хозяйств. По данным комиссии СНК

СССР, в 1927 г. среди крестьянских хозяйств было 3,9% кулацких, 62,7% середняцких, 22,1% бедняцких и 11,3% батрацких. Основную массу составляли середняки (см .-.Данилов В. Коллективизация: Как это было? Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 334). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вел к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

Однако из этого не следует, что мелкое крестьянское хозяйство к 1927 г. полностью исчерпало себя. К примеру, если производство зерна с 1925 по 1929 г. колебалось на уровне чуть выше довоенного, то поголовье скота увеличивалось примерно на 5% в год. Возможности развития мелкого крестьянского хозяйства были ограничены только с точки зрения потребностей развития крупной индустрии. В ходе ее развития резко возрастал спрос на продукцию сельского хозяйства как со стороны быстро растущего населения городов, так и со стороны промышленных предприятий, которые нуждались в сырье.

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия и внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в период 1926-1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему государственные и политические деятели страны Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский, Н. А. Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация.

5 января 1930 г. было принято постановление правительства «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три группы районов: Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны - Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т. е. к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельная доля крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, равнялась 0,8%, то к началу марта 1930 г. она составила свыше 50%. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявлялась в экономике деревни, особенно в период голода, в 1932-1933 гг. Это отразилось и на индустриализации, и в целом на социально-экономическом развитии страны.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков как эксплуататоров началась еше в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и Гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 г. их насчитывалось около 900 тыс. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т. д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. Один из специалистов по истории крестьянства, В. Данилов, считает, что в ходе раскулачивания было ликвидировано не менее 1 млн кулацких хозяйств.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. При этом допускались нарушения принципов колхозной демократии.

В итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 г. в колхозной деревне стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень организации.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с этим процессом. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства. Колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С другой стороны, в ходе его осуществления мы наблюдаем игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации, в нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что приводило временами к замедленному развитию сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 1930-е гг. предполагало осуществление множества связанных между собой задач, включая в том числе идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70% взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85%, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80%, села - более 43,3%.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Организовывались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 1930-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. В эти же годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.

В целом система, сложившаяся в 1930-1940-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой.

1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны.

По-прежнему существовала однопартийная система власти. Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием партийных руководящих органов и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно- командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны в тот период, когда было начато социалистическое строительство, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для построения социализма. Поэтому придавалось огромное значение субъективным факторам, среди которых соответствующую роль играла деятельность партийных структур правящей Коммунистической партии. Под руководством партийных органов работали и профсоюзные, и комсомольские органы и организации. Тем самым в партийных органах концентрировалась реальная политическая власть. К тому же нормативных документов, регламентировавших отношения партии и государства, не было.

Нужно учитывать и такой момент. В условиях неразвитости демократии, монопольной власти одной партии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

Социальный и кадровый состав партии находился в прямой связи с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став «новыми рабочими», они чувствовали себя в городе неуверенно, не были защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т. д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало людей управляемыми.

Этой категории рабочих, составлявших в 1930-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства, сформировавшийся в те годы. В своем большинстве эти руководители формировались в годы Гражданской войны: для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина. В нем сильная воля, огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т. д.

С конца 1920-х гг. меняется внутрипартийный режим в сторону ужесточения дисциплины и свертывания демократии. Заметно снижается уровень информированности низовых партийных звеньев: прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, прекращается издание журнала «Известия ЦК ВКП(б)», все реже и нерегулярнее проходят партийные съезды, конференции и пленумы ЦК ВКП(б). Все это приводило к свертыванию гласности, демократии.

Эти и другие изменения, происшедшие в партии, отражаются на всем политико-экономическом механизме страны. На смену политическим и экономическим методам работы приходят административно-командные методы руководства. Общество не прошло настоящей школы демократии. В стране, где веками существовало крепостное право, где до 1917 г. сохранялось самодержавие, отсутствовали демократические традиции. Россия была многонациональной страной, населенной более чем ста нациями и народностями. Для нее были характерны острые классовые, национальные и религиозные противоречия. Имела значение и живучесть принципов «военного коммунизма», которые реанимировались в новых условиях.

Необходимо учитывать также, что важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага», который десятки лет формировал психологию «осажденной крепости».

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей - Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел судебный процесс по делу троцкистеко-зиновьевского «объединенного центра»; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М. П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. состоялся процесс над участниками «параллельного антисоветского троцкистского центра», среди которых были названы видные руководители партии и государства: Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. В июне

  • 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я. Б. Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М. Н. Тухачевским и другими видными военными. Все были расстреляны. В марте
  • 1938 г. - процесс по делу антисоветского «правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, X. Г. Раковский (К. Станчев), А. И. Икрамов, Ф. У. Ходжаев и др.). Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 1930-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929-1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т. д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.

СССР в послевоенный период. Тест по истории 9 класс.

1 . Вторая Мировая война закончилась

2 . Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:

А) расширение демократии на заводах и колхозах

Б) ослабление власти государственного аппарата

В) прекращение политических репрессий

Г) укрепление тоталитарного режима

3 . Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 40-х гг.:

А) отмена карточной системы

Б) установление пенсии колхозникам

В) восстановление восьми часового рабочего дня

Г) отмена подписки на госзаймы

4 . Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:

А) подготовкой к началу третьей мировой войны

Б) монополией США на атомную бомбу в условиях « Холодной войны»

В) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США

Г) необходимостью продажи ядерного оружия странам « третьего мира»

5. Чем было вызвано усиление в СССР и идеологического давления и репрессий в 1945-1953гг.:

А) массовыми выступления населения против власти

Б) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима

В) восстаниями узников ГУЛАГа

Г) опасностью иностранного вторжения в СССР

6 . Какая из наук оказалась фактически запрещённой в СССР в конце 40-х гг.:

А) кибернетика

Б) ядерная физика

В) биология

Г) история

7 . План восстановления народного хозяйства был принят в:

8 . Что объединяет даты 1949г. и 1953г. :

А) проведение экономических реформ в промышленности

Б) ввод советских войск в другие страны

В) заключение международных договоров

Г) испытание в СССР ядерной бомбы и водородной бомбы

9 .В каком из названных периодов был проведён процесс по «ленинградскому делу»:

А) 1941-1945 гг.

Б) 1945-1953гг.

В) 1950-1953гг.

Г)1965-1985гг.

10 . Послевоенная денежная реформа предусматривала:

А) введение золотого эквивалента рубля

Б) обмен « старых» денег на « новые» из расчёта 10:1

В) открытие личных счетов трудящихся

Г) увеличение денежной эмиссии

11 . Постановление ЦК ВКП(б) « О журналах « Звезда» и «Ленинград» было принято в:

12 . Первый берлинский кризис разразился:

13 . ФРГ была создана:

14. Совет экономической взаимопомощи был образован в:

15. Расположите в хронологической последовательности:

А) Ялтинская конференция

Б) Речь У. Черчилля в Фултоне

В) «Доктрина Трумэна»

Г) Создание НАТО

16 .Расположите в хронологической последовательности:

А) послевоенная денежная реформа

Б) начало четвёртой пятилетки

В) «дело врачей»

Г) «ленинградское дело»

17 . Установите соответствие:

1. Образование НАТО А) 1952г.

2. Берлинский кризис Б) 1945 г.

3. Упразднение ГКО В) 1949г.

4. 19 съезд ВКП(б) Г) 1948г.

18. Установите соответствия:

1. И. Сталин А) Великобритания

2.У.Черчилль Б) Югославия

3.И. Броз Тито В) СССР

4.Г. Трумэн Г) США

19. Сравните политическое развитие СССР в 30-е гг. с политическим развитием после окончания войны. Что было общего и в чём различие(не менее двух общих и трёх различий).

ДЕ 47.

1. Впервые ядерное оружие было испытано в:

а) Великобритании в) фашисткой Германии

б) США г) СССР

2. Речь У. Черчилля в Фултоне была началом:

а) создания системы Варшавского Договора

б) создания Североатлантического альянса (НАТО)

в) создания Совета Экономической Взаимопомощи

г) «Холодной войны»

3. К понятию «железный занавес» относится:

а)ограничения, поставки изделий из металлов из США в СССР

б) единая пограничная система стран «социалистического лагеря»

в) раскол Европы на две части по идеологическому принципу

г) организация «железной» дисциплины среди государственных служащих США

4. Форсирование государственно-политическим руководством СССР мер по созданию ядерного оружия было вызвано:

а) попыткой совершить мировую революцию

б) желание И.В. Сталина установить мировое господство

в) монополией США на оружие массового поражения

г) потребностями военно-промышленного комплекса СССР

5. Год создания НАТО ____________ г.

6. Наиболее ярко «Холодная война» проявилась в:

а) спортивном соперничестве

б) научной сфере

в) гонке обычных и ядерных вооружений

г) культурной сфере

7. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был создан в:

а) марте 1946 г. в) марте 1953 г.

б) январе 1949 г. г) феврале 1956 г.

8. Год образования Варшавского договора (ОВД) _________ г.

9. Установить соответствие между локальными конфликтами и их датами:

а) Война в Корее 1) 1950-1953 гг.

б)Арабо-израильский конфликт 2) 1967 г.

в) Война в Афганистане 3) 1979-1989 гг.

10. Восстание в Венгрии в октябре-начале ноября 1956 г. вспыхнуло из-за:

а)недовольства навязываемой советской модели социализма

б) усиления НАТО в Европе

в) денежной реформы

г) активизации миграционных процессов

11.Установить соответствие между событием и датой:

а) Нюрнбергский процесс 1) 1948 г.

б) Создание Совета Экономической 2) 1955 г.

Взаимопомощи (СЭВ)

в) Первый «Берлинский кризис» 3) 1945-1946 гг.

г) создание Организации 4) 1949 г.

Варшавского договора

12. Карибский кризис связан с:

а) размещением на Кубе советских ракет средней дальности

б) активизацией СССР поддержки национально-освободительных движений народов Латинской Америки

в) созданием СССР Организации Варшавского договора

    1. Г) испытанием в ссср первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты

    2. 13. Дипломатические отношения с фрг были установлены при:

а) И.В. Сталине в) Л.И. Брежневе

б) Н.С. Хрущеве г) М.С. Горбачеве

14. Соглашения о контроле над стратегическими вооружениями и ограничением систем противоракетной обороны подписали:

а)Л. Брежнев и Р. Никсон

б) И. Сталин и Г. Трумэн

в) Н. Хрущев и Д. Кеннеди

г) М. Горбачев и Р. Рейган

15. Год подписания в Хельсинки Заключительного акта Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в _____________ г.

а) августе 1968 г. в) декабре 1979 г.

б) марте 1969 г. г) феврале 1989 г.

17. Политика «разрядки» означала:

а)полное прекращение «Холодной войны»

б) усиление противостояния между СССР и Западом

в) временное «потепление» в отношениях между СССР и США, переход к конструктивному диалогу

г) отсутствие стремления противоборствующих сторон к соглашениям во имя мира

18. Резкое обострение между странами Запада и СССР в конце 1970-х годов было вызвано:

а) усиление противоречий по берлинскому вопросу

б) установлением просоветских режимов в Анголе и Сомали

в) вводом советских войск в Афганистан

г) обострением противоречий с Китаем

19. Год уничтожения советским истребителем «Боинга-747» южнокорейской гражданской компании ___________ г.

ДЕ 48.

1. Приоритетной сферой в программе восстановления народного хозяйства в СССР в послевоенный период была:

а) тяжелая промышленность

б) легкая промышленность

в) сельское хозяйство

г) социальная сфера

2. Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:

а) развитие демократизации в советском обществе

б) ослабление власти государственного аппарата

в) прекращение политических репрессий

г) укрепление тоталитарного режима

3. Понятие «куль личности» И. В. Сталина включало:

а) развитие контактов с лидерами стран Азии

б) эрудиция и осведомленность вождя в вопросах культуры

в) поклонение Сталину и его неограниченную власть

г) сосредоточение внимания руководителя на вопросах развития культуры и искусства

4. Тяжелое положение населения в 1945-1950-х гг. сохранялось из-за:

а) существования 10 часового рабочего дня

б) регулярных задержек заработной платы

в) введения рыночных отношений между городом и деревней

г) недостатка жилищного фонда

5. Ко второй половине 1940-х гг. относится:

а) отмена карточной системы

б) установление государственных пенсий колхозникам

в) восстановление 8-часового рабочего дня

г) отмена подписки на государственные займы

6. Для послевоенного экономического развития страны было характерно:

а) Отказ государства от монополии внешней торговли

б) Достижение уровня промышленного производства в тяжелой индустрии к 1948 г.

в) Разрешение индивидуальной трудовой деятельности и частной торговли

г) Переход к рыночным отношениям.

7. Год преобразования народных комиссариатов в министерства _________ .

8. Год ВКП (б) переименования в КПСС ___________.

9. В период с 1945-1953 гг. критике со стороны властей подвергся:

а)А. Шнитке в) Д. Шостакович

б) В. Соловьев-Седой г) А. Александров

11. Год разрыва советско-югославского договора имел место _________.

12. Хронологическая последовательность событий:

а) Судебный процесс по «Ленинградскому делу»

б) Начало борьбы с «космополитизмом»

в) Судебный процесс по делу «еврейского антифашистского центра»

г) Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда»

13. Год объявления в прессе о «деле врачей-отравителей» __________.

14. Год роспуска еврейского антифашистского центра был осуществлен в __________.

15. «Сталинский план преобразования природы» предусматривал:

а)Создание искусственного моря в Западной Сибири и плотины через Тихий океан

б) Увеличение лесопосадок

в) Строительство городов за полярным кругом

г) Введение новых методов мелиорации

16. Год испытания первой атомной бомбы в СССР ________.

17. Для космополитизма не характерно:

а)отрицание национальных различий

б) развитие патриотических настроений

в) тяга к «мировой» культуре

г) «мировое гражданство»

18. Проведение насильственной коллективизации в странах Прибалтики осуществлялось в:

а) 1945-1946 гг. в) 1952-1953 гг.

б) 1949-1950 гг. г) 1957-1958 гг.

19. Год открытия Волго-Донского судоходного канала _____________.

20. Пятый пятилетний план развития народного хозяйства включал период:

а)1946-1950 гг. в) 1956-1960 гг.

б) 1951-1955 гг. г) 1961-1965 гг.

ДЕ 49.

1. Установить хронологическую последовательность событий:

а) запуск первого искусственного спутника земли

б) смерть И.В. Сталина

в) деление партийных и хозяйственных органов на городские и сельские

г) визит Н.С. Хрущева в США

2. К мероприятиям внутренней политики Н.С. Хрущева относилось:

а) сокращение продолжительности рабочей недели

б) увеличение производства мяса, молока и хлеба

в) введение платного образования

г) сокращение объемов жилищного строительства

3. Установить хронологическую последовательность событий:

а) похороны И.В. Сталина

б) публикация И. Эренбурга романа «Оттепель»

в) арест Л.П. Берия

г) ввод войск в Тбилиси и подавление выступлений с помощью танков и огнестрельного оружия.

§ 2. Форсирование социалистического строительства и его политические последствия

Действительно, в 1929 г. происходит существенный сдвиг в процессе индустриализации. В эти же годы страна столкнулась с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 гг. Было определено три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.

В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным.

Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье И. Сталина "Год великого перелома" (1929 г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно ее оборонных отраслей. «Подхлестывание» развития экономики подогревалось еще и тем, что во второй половине 1929 г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.

В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Среднегодовой прирост продукции, например на 1931 г., был поднят до 45 % вместо 22 % по пятилетнему плану.

В результате производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение первой пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10 % национального дохода, выросла примерно до 29 % в 1930 г., 40 % - в 1931 г. и 44 % - в 1932 г.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103 % фактический рост его произошел на 60–70 % (Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М., 1989. С. 53, 55). Улучшение происходит позже, к концу второй пятилетки. К 1937 г. была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

Огромные трудности пришлось испытать деревне в годы форсированного скачка ее к социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учетом и мирового опыта и достижений отечественной науки. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. А. Рыбникова и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, полезность соединения индивидуально-семейной и коллективной форм организации производства.

В 1926 г. возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Для страны, вступившей на путь индустриализации, возникла сложная проблема. Положение еще больше обострилось в 1928 г. Влияли и социальные процессы, происходившие в деревне, которые характеризовались дроблением крестьянских и увеличением числа середняцких хозяйств. Во многом дробление крестьянских хозяйств было следствием начавшейся в 1927 г. политики ограничения кулачества. Кулаку не продавалась крупная сельскохозяйственная техника, возросли налоги и т. д. В этих условиях часть кулаков, распродав свое имущество, уезжали в города, а другие делили свое хозяйство между членами семьи, чтобы перейти в разряд середняцких хозяйств. По данным комиссии СНК СССР, в 1927 г. среди крестьянских хозяйств было 3,9 % кулацких, 62,7 % - середняцких, 22,1 % - бедняцких и 11,3 % - батрацких. Основную массу составляли середняки (Данилов В. Коллективизация: Как это было? Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 334). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вел к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

Однако из этого не следует, что мелкое крестьянское хозяйство к 1927 г. полностью исчерпало себя. К примеру, если производство зерна с 1925 по 1929 г. колебалось на уровне чуть выше довоенного, то поголовье скота увеличивалось примерно на 5 % в год. Возможности развития мелкого крестьянского хозяйства были ограничены только с точки зрения потребностей развития крупной индустрии. В ходе ее развития резко возрастал спрос на продукцию сельского хозяйства как со стороны быстро растущего населения городов, так и со стороны промышленных предприятий, которые нуждались в сырье.

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия и внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в период 1926–1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему государственные и политические деятели страны Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский, Н. А. Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация.

5 января 1930 г. было принято постановление правительства "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству", в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три группы районов: Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны - Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т. е. к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельная доля крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, равнялась 0,8 %, то к началу марта 1930 г. она составила свыше 50 %. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявлялась в экономике деревни, особенно в период голода, в 1932–1933 гг. Это отразилось и на индустриализации, и в целом на социально-экономическом развитии страны.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков как эксплуататоров началась еще в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и Гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 г. их насчитывалось около 900 тысяч. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т. д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. Один из специалистов по истории крестьянства, В. Данилов, считает, что в ходе раскулачивания было ликвидировано не менее 1 млн. кулацких хозяйств.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции (МТС) получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. При этом допускались нарушения принципов колхозной демократии.

В конечном итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 г. в колхозной деревне стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень организации.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с этим процессом. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства. Колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С другой стороны, в ходе его осуществления мы наблюдаем игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации, в нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что приводило временами к замедленному развитию сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая и проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 30-е гг. предполагало осуществление множества взаимосвязанных между собой задач, включая в том числе и идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70 % взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85 %, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80 %, села - более 43,3 %.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Организовались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 30-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. В эти же годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.

В целом система, сложившаяся в 30-40-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой.

1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны.

По-прежнему существовала однопартийная система власти… Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием партийных руководящих органов и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно-командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны в тот период, когда было начато социалистическое строительство, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для построения социализма. Поэтому придавалось огромное значение субъективным факторам, среди которых соответствующую роль играла деятельность партийных структур правящей Коммунистической партии. Под руководством партийных органов работали и профсоюзные, и комсомольские органы и организации. Тем самым в партийных органах концентрировалась реальная политическая власть. К тому же нормативных документов, регламентировавших отношения партии и государства, не было.

Нужно учитывать и такой момент. В условиях неразвитости демократии, монопольной власти одной партии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

Социальный и кадровый состав партии находился в прямой ^вязи с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став "новыми рабочими", они чувствовали себя в городе неуверенно, были не защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т. д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало их управляемыми.

Этой категории рабочих, составлявших в 30-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства, сформировавшегося в те годы. В своем большинстве эти руководители формировались в годы Гражданской войны: для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина. В нем сильная воля, огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т. д.

С конца 20-х гг. меняется внутрипартийный режим в сторону ужесточения дисциплины и свертывания демократии. Заметно снижается уровень информированности низовых партийных звеньев: прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, прекращается издание журнала "Известия ЦК ВКП(б)", все реже и нерегулярнее проходят партийные съезды, конференции и пленумы ЦК ВКП(б). Все это приводило к свертыванию гласности, демократии.

Эти и другие изменения, происшедшие в партии, отражаются на всем политико-экономическом механизме страны. На смену политическим и экономическим методам работы приходят административно-командные методы руководства. Общество не прошло настоящей школы демократии. В стране, где веками существовало крепостное право, где до 1917 г. сохранялось самодержавие, отсутствовали демократические традиции. Россия была многонациональной страной, населенной более чем ста нациями и народностями. Для нее были характерны острые классовые, национальные и религиозные противоречия. Имела значение и живучесть принципов "военного коммунизма", которые реанимировались в новых условиях.

Необходимо учитывать также, что важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться "образ врага", который десятки лет формировал психологию "осажденной крепости".

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс", опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей - Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел процесс троцкистско-зиновьевского центра; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М. П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. - процесс троцкистского центра, по которому проходили видные руководители партии и государства: Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. В июне 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я.Б.Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М.Н.Тухачевскими другими видными военными. Все были расстреляны. В марте 1938 г. - процесс антисоветского "правотроцкистского блока". По процессу проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, X. Г. Раковский, А. И. Икрамов, Ф. У. Ходжаев и др. Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 30-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т. д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Политические последствия СССР не стал агрессором в 1939 году: народы Прибалтики «сами хотели» в СССР. В Польшу СССР вступил поздно, «спасал» украинцев и белорусов. А вот теперь, 14 декабря 1939 года, СССР был исключен из Лиги Наций. К тому времени Лига Наций стремительно теряла

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 3. СССР НА ПУТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 3 СССР на пути социалистического строительства

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Вскоре после похорон Воровского, 20 июня 1923 года, Советское правительство издало декрет «О бойкоте Швейцарии». Оно разорвало советско-швейцарские торговые отношения и запретило «въезд в СССР всем швейцарским гражданам, не принадлежащим к

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Глава вторая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

Глава восьмая ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

1. Назревшая необходимость социалистического преобразования сельского хозяйства. Курс на развертывание колхозного строительства Марксизм-ленинизм обосновал теоретически, а жизнь подтвердила на практике программное положение о том, что без социалистического

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Глава 11. Советское государство в годы социалистического

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии В такой напряженной обстановке партия, преодолевая сопротивление как правых, так и «левых» оппортунистов, мобилизуя активность и

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Проблемы социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина 1.1. В. И. Ленин о построении социализма. В последний период своей жизни (1922–1923) Ленин продиктовал ряд писем и статей («О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

ГЛАВА XII ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ В БОРЬБЕ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОВЕДЕНИЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ (1935-1937

Из книги Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны автора Коллектив авторов

Часть первая ВСТУПЛЕНИЕ СССР В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА, СОЗДАНИЯ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

Глава VIII ПЕРВЫЕ ШАГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ Великая Октябрьская социалистическая революция утвердила в России диктатуру пролетариата. Был создан новый тип государства - социалистическое государство, которое дало «невиданное в мире развитие и

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

Глава XXII ВСТУПЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ССР В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги С.М. КИРOB Избранные статьи и речи 1916 - 1934 автора Д. Чугаева и Л. Петерсон.

МЫ ВЫШЛИ НА ШИРОКУЮ ДОРОГУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Доклад на торжественном заседании VIII губернского съезда ленинградских металлистов 19 апреля 1926 года/Печатается по сокращенной стенограмме. - Ред. /СССР - САМОЕ ТВЕРДОЕ И УСТОЙЧИВОЕ ГОСУДАРСТВО В МИРЕТоварищи,

1) введение войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию

2) ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

3) Карибский кризис 4) война во Вьетнаме

38.Какое событие произошло в СССР в 1962 г.?

1) ХХ съезд КПСС 2) полет в космос Ю.А. Гагарина

3) подавление выступления рабочих в Новочеркасске

4) арест Л.П. Берии

39.Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев

3) Л.И. Брежнев 4) М.С. Горбачев

40.В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1) 1953 г. 2) 1963 г. 3) 1970 г. 4) 1980 г.

41.Что из названного было одной из причин усиления сепаратистских тенденций в национальных регионах СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. ?

1) неэффективность реформ, проводимых в период перестройки

2) нарастающее усиление центральной власти

3) стремление руководства национальных регионов изменить Конституцию СССР

4) отсутствие экономической поддержки Россией союзных республик

42.Какие мероприятия внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?

А)вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

Б)подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе

В)заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

Г)ввод советских войск в Венгрию

Д)вывод советских войск из Афганистана

Е)подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВД 3) БВГ 4) ГДЕ

43.Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990-х гг. называется

1) национализацией 2) инвестицией

3) экспроприацией 4) ваучерной приватизацией

44.Какое понятие стало символическим обозначени ем разделения капиталистического и социалистического мира в период «холодной войны»?

1) «новый мировой порядок» 2) «пятая колонна»

3) «политика невмешательства» 4) «железный занавес»

45.Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию атомного оружия в первые послевоенные годы?

1) подготовкой к началу третьей мировой войны

2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»

3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США

4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»

46.Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945 – 1953 гг.?



1) массовыми выступлениями населения против власти

2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима

3) восстаниями узников ГУЛАГа

4) опасностью иностранного вторжения в СССР

47.Даты 1953 г., 1964 г., 1985 г. в истории СССР связаны с(со)

1) принятием новых Конституций

2) вводом войск в другие страны

3) проведением в СССР международных фестивалей молодежи

4) сменой руководителей страны

48.В число мероприятий внутренней политики Н. Хрущева входило

1) сокращение продолжительности рабочей недели

2) увеличение производства мяса, молока, хлеба к началу 1960-х гг.

3) введение платного образования

4) сокращение объемов жилищного строительства

49.Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после ХХ съезда КПСС?

А)существование нескольких партий

Б)волна политических арестов за критику Сталина

В)освобождение политзаключенных из лагерей

Г)разрешение существования всех идеологических направлений в искусстве

Д) реабилитация некоторых репрессированных при Сталине народов

Е) увеличение числа издаваемых журналов

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) ГДЕ 3) БГЕ 4) ВДЕ

50.Какие меры в сфере сельского хозяйства были предприняты в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ?

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)укрупнение колхозов

В)снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

Г)ликвидация МТС

Д)введение денежных окладов в колхозах

Е)начало массовых закупок зерна за границей

Укажите верный ответ.

1) БГЕ 2) АВД 3) АБВ 4) ГДЕ

51.Прочтите отрывок из постановления Пленума ЦК КПСС в июне 1957 г. и укажите фамилии участников названной группы.

«Пленум … рассмотрел вопрос об антипартийной группе …, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС …

С целью изменения политической линии партии эта группа антипартийными фракционными методами добивалась смены состава руководящих органов партии …



Они вели ничем не оправданную борьбу против активно поддержанного колхозами … призыва партии – догнать в ближайшие годы США на производству молока, масла и мяса на душу населения …»

1) Булганин, Берия, Ворошилов

2) Хрущев, Жданов, Микоян

3) Маленков, Молотов, Каганович

4) Громыко, Суслов, Косыгин