Обособление уточняющих дополнений. Каковы правила обособления дополнений

А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Действительно, знаки препинания – это графические (письменные) знаки, помогающие расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые нужны для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали строение и смысл текста. Это высказывание А.П.Чехова вспомнилось еще и потому, что ярко иллюстрирует особенность обособленных членов предложения, так как признаками обособляющей интонации, как отмечал известный языковед Александр Матвеевич Пешковский, являются пауза, логическое ударение, ритм, мелодический рисунок.

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет или лицо и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных чего? кого? чему? кому? чем? кем? о чём? о ком?

Обычно дополнения тесно связаны с теми словами, к которым относятся. Поэтому дополнения обособляются редко. Как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и другие.

Например: Я ничего не слышал, кроме шума листьев . (А. Пушкин.) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей . (М. Горький.)

Обособление дополнений связано с их смысловой нагрузкой, степенью близости к основной части предложения, объемом конструкции, желанием говорящего или пишущего подчеркнуть их роль в предложении, стилистическим заданием. Обособленные обороты этого типа обычно не выражают объектных значений, не связаны по смыслу с действием как предмет, на который переходит действие или который является результатом действия и т. д., поэтому причисление их к дополнениям и обозначение термином “обособленные дополнения” весьма условно. Основание для этого чисто внешнее - связь предложного управления и возможность поставить к ним падежный вопрос.

Чтобы легче было запомнить предлоги, с которыми дополнение становится обособленным, выучите это четверостишие:

Обособленные дополнения

Теоретические сведения

1. Обособленные дополнения – это выделенные интонационно и пунктуационно падежные формы имен существительных с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением и др.), имеющие значениевключения, исключения, замещения .

Например: Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин).Вместо сбивания кольев , можно воспользоваться стволами растущих вблизи деревьев (Арсеньев).Многие из бойцов, помимо своей винтовки , были вооружены трофейными автоматами (Б. Полевой).Настроение экипажа, сверх обыкновения , было приподнятое (Новиков-Прибой).От сытного котла все казаки были веселые, зa исключением Степана Астахова (Шолохов).

2. В зависимости от смысловой нагрузки, объёма оборота, подчёркивания его роли в предложении они могут обособляться.

3. Обычно не обособляются небольшие обороты, стоящие в начале предложения.

Например: Кроме зарплаты они получают премиальные.

4. Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним обычно не обособляется.

Например: Вместо чемодана лучше взять дорожную сумку. Вместо Даши на фестиваль поехала Наташа.

14.Обособление сравнительных оборотов

Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее передать свои мысли и чувства.

В сравнении обычно выделяются три элемента:

1) то, что сравнивается, - предмет ;

2) то, с чем что-то сравнивается, - образ ;

3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, - признак .

Например: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. (М. Лермонтов)

Элементы этого сравнения:

1) воздух - предмет,

2) поцелуй ребёнка - образ,

3) свежесть, чистота - признак.

Значение сравнения в русском языке выражается разными способами:

- наречием образа действия: оскалить зубы по-волчьи;

- сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа (эту конструкцию иногда называют творительным сравнения):Радость ползёт улиткой (= ползёт, как улитка), у горя бешеный бег. (В. Маяковский);

- сочетанием прилагательного в форме сравнительной степени с существительным: Правда дороже золота. (Пословица);

- сравнительным оборотом: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С. Маршак);

- словосочетаниями со словами похож на... (похож на ребёнка), подобен... (подобен старинной иконе), кажется... (кажется драгоценным камнем),напоминает ... (напоминает весенний день);

- сложноподчинённым предложением с придаточным сравнения:

- Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М. Горький)

Тема урока . Условия обособления дополнения

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места. 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Работа с текстом

Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

    Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

    Какова основная мысль текста?

    Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

    Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор?

    Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

    Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

    Написание каких слов следует объяснить?

    Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

    Объясните значение слова «экзотический ». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово?

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных дополнений.

Тема: БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения

Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: таблицы, карточки

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

Запятая меду частями БСП:

    части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

III. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в

Алгоритм анализа БСП:

3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части:

На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Двоеточиие 1: (потому что)Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Народы знают: правда есть!

Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение,дополнение. Схема.

1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение : .

2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина : .

3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение : .

4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение : [ и ].

5. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение : . .

6. Печален я: со мной друга нет. причина : .

7.Однако пора спать: уже без четверти шесть причина : .

8.Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. дополнение : . .

9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина :

IV. Подведение итогов урока.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: упражнение, придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

3 1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

4 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

5 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

6 Упражнения для закрепления:

7 Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

8 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

9 Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

10 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

11 Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.

Обособление дополнений

Дополнения, выраженные именами существительными, могут присоединяться к главному слову (чаще всего глаголу-сказуемому) с помощью производных предлогов несмотря на, невзирая на, начиная с, исходя из, исключая, включая, благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, за неимением, в силу, кроме, за исключением, помимо, в связи с, вместо, наряду с и др. В этом случае дополнения, особенно распространённые, интонационно выделяются в речи, а на письме могут обособляться.

1. Обязательно обособляются в любом месте предложения дополнения с предлогами несмотря на, невзирая на , образовавшимися от деепричастий, поскольку тяготеют к деепричастным оборотам:

, братья крепко любили друг друга.

Братья, несмотря на разницу характеров , крепко любили друг друга.

Братья крепко любили друг друга, несмотря на разницу характеров .

2. Дополнения с остальными предлогами обособляются факультативно . Как правило, дополнения с этими предлогами обособляются , если находятся в середине предложения и занимают место непосредственно перед глаголом-сказуемым, то есть при обратном порядке слов. Тогда весь оборот имеет значение уточнения с особой смысловой нагрузкой:

Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих , затянулась.

Всю неделю, начиная с понедельника , светило солнце.

3. Дополнения, как правило, не обособляются , если стоят в начале или в конце предложения.В начале предложения они служат распространителем всего высказывания (детерминантом), а в конце занимают своё обычное место после сказуемого и лишаются особой смысловой нагрузки:

Начиная примерно с 1797 года старость Державина овеяна любовными помыслами и исканиями.

Врач поставил диагноз исходя из состояния больного .

4. Обороты с союзом кроме обособляются , если имеют значение исключения из общего контекста предложения (предлог кроме синонимичен предлогу за исключением ):

В комнате, кроме (= за исключением) небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели.

Те же обороты не обособляются , если имеют значение включения в общий контекст предложения (здесь предлог кроме синонимичен предлогу наряду ):

Кроме небольшого столика с зеркалом в комнате стояла кровать (= Наряду с небольшим столиком с зеркалом, в комнате стояла кровать).

5. Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним не обособляется : Вместо шубы надел пальто (взамен шубы); Он сел в кабину машины вместо шофера (за шофера, в качестве шофера).

6. Оборот кроме того в значении вводного сочетания всегда выделяется запятыми .

Поскольку обособление дополнений в основном факультативно, нужно внимательно следить за интонацией учителя при диктовке, а при выполнении упражнений учитывать порядок слов.

Упражнение к теме «Обособление дополнений»

Задание: расставьте знаки препинания, опираясь на правило обособления дополнений.

1. Кроме немногих ракит всегда готовых к услугам да двух-трех тощих берез мы ничего не увидим.

2. Отец кроме французской орфографии кажется ничего основательно не знал.

3. Кроме хищников дневных орлов ястребов и соколов в наших лесах живут и различные ночные филины совы сычи.

4. Редактор слушал его и помимо своей воли улыбался.

5. Вместо голых утесов увидел я около себя зеленые горы и деревья.

6. В задней комнате дома сырой и холодной на убогой кровати покрытой лохматой буркой с попоной вместо подушки лежал Чертопханов уже не бледный а изжелта-зеленый.

7. К великому удивлению Каштанки столяр вместо того чтобы испугаться вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек.

8. Я уже начинал думать что иного места кроме литературы нет для меня.

9. Слова подавшие повод к нашей ссоре показались мне еще гнуснее когда вместо непристойной насмешки я увидел в них обдуманную клевету.

10. За исключением немногих незначительных недостатков Полутыкин был отличный человек.

11. Все лето исключая конечно непогожие дни я прожил в саду.

12. Лебедь черношеий имеет оперение белого цвета но голова за исключением белых бровей и три четверти шеи черного цвета.

13. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видел кроме деревушки окруженной бревенчатым забором.

14. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний кроме желания думать.

15. Кто кроме охотника испытал как трудно бродить на заре по кустам?

16. В комнате кроме раздвижного покоробленного стола на тринадцати ножках неравной длины да четырех старых соломенных стульев ничего не было.

17. Извозчик мой сказал мне что Ермолов ни у кого не бывает кроме как у отца своего простого набожного старика что он принимает одних только городских чиновников.

18. В сопровождении моей продрогшей собаки взошел я на крылечко в сени отворил дверь но вместо обыкновенных принадлежностей избы увидел несколько столов заваленных бумагами два красных шкафа оловянные песочницы в пуд весом длиннейшие перья и прочее.

19. Он разделся так как обыкновенно раздевался дома готовясь лечь под байковое одеяло то есть снял с себя все кроме белья потом сел на табурет и глядя в зеркало начал выделывать над собой удивительные штуки.

20. Он был порядочный лентяй и кроме того чрезвычайно неумен.

21. В темной дали ничего не было кроме сверкающих огней.

22. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

23. Вся команда судна включая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек.

24. Кроме крендельной у нашего хозяина была еще и булочная.

25. Самолет наряду с пассажирами захватил и почту.

27. Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных ее характеров.

28. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.

29. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое.

30. Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается.

Ответы:

1. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, мы ничего не увидим.

2. Отец, кроме французской орфографии, кажется, ничего основательно не знал.

3. Кроме хищников, дневных орлов, ястребов и соколов, в наших лесах живут и различные ночные филины, совы, сычи.

4. Редактор слушал его и, помимо своей воли, улыбался.

5. Вместо голых утесов, увидел я около себя зеленые горы и деревья.

6. В задней комнате дома, сырой и холодной, на убогой кровати, покрытой лохматой буркой с попоной вместо подушки, лежал Чертопханов, уже не бледный, а изжелта-зеленый.

7. К великому удивлению Каштанки, столяр, вместо того, чтобы испугаться, вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек.

8. Я уже начинал думать, что иного места, кроме литературы, нет для меня.

9. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще гнуснее, когда, вместо непристойной насмешки, я увидел в них обдуманную клевету.

10. За исключением немногих незначительных недостатков, Полутыкин был отличный человек.

11. Все лето, исключая, конечно, непогожие дни, я прожил в саду.

12. Лебедь черношеий имеет оперение белого цвета, но голова, за исключением белых бровей и три четверти шеи, черного цвета.

13. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.

14. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

15. Кто, кроме охотника, испытал, как трудно бродить на заре по кустам?

16. В комнате, кроме раздвижного покоробленного стола на тринадцати ножках неравной длины да четырех старых соломенных стульев, ничего не было.

17. Извозчик мой сказал мне, что Ермолов ни у кого не бывает, кроме как у отца своего, простого набожного старика, что он принимает одних только городских чиновников.

18. В сопровождении моей продрогшей собаки взошел я на крылечко, в сени отворил дверь, но, вместо обыкновенных принадлежностей избы, увидел несколько столов, заваленных бумагами, два красных шкафа, оловянные песочницы в пуд весом, длиннейшие перья и прочее.

19. Он разделся так, как обыкновенно раздевался дома, готовясь лечь под байковое одеяло, то есть снял с себя все, кроме белья, потом сел на табурет и, глядя в зеркало, начал выделывать над собой удивительные штуки.

20. Он был порядочный лентяй и, кроме того, чрезвычайно неумен.

21. В темной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.

22. Вместо веселой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

23. Вся команда судна, включая и капитана, и главного механика, и буфетчика, состояла из восьми или девяти человек.

24. Кроме крендельной, у нашего хозяина была еще и булочная.

25. Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.

26. Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища.

27. Мы, вместо рассказа содержания повести, представим только коротенький очерк главных ее характеров.

28. Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.

29. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

30. Весь материал, включая дневники путешественников, тщательно изучается.

См. также: (обособление дополнений).

Источники:

  • §95 «Обособленные дополнения» в пособии Розенталя Д.Э., Джанджаковой Е.В., Кабановой Н.П. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию»
  • Глава «Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения» в пособии Валгиной Н.С., Светлышевой В.Н. «Русский язык. Орфография и пунктуация»

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОБОРОТАХ С НЕПЕРВООБРАЗНЫМИ1 ПРЕДЛОГАМИ

Общие правила

Обстоятельственные обороты могут вводиться в предложение при помощи непервообразных (производных) предлогов – простых (благодаря, вопреки, вследствие, наперекор, согласно и др.) и составных (в зависимости от, во избежание, в связи с, за отсутствием и др.). Такие конструкции могут обособляться, однако пунктуационная трудность состоит в том, что их обособление не всегда уместно, а иногда даже ошибочно.

Оборот обособляется , если требуется обозначить его границы (чтобы предложение не выглядело двусмысленным):

Во избежание неверного понимания фразы директором , были внесены изменения в документ. – Во избежание неверного понимания фразы , директором были внесены изменения в документ.

Оборот не обособляется , если он входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. (Как правило, в таких случаях оборот нельзя изъять из состава предложения, не исказив при этом смысл фразы.) Например:

... Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь... М. Лермонтов, Герой нашего времени. (смысл у Лермонтова: Казбич вообразил, будто отец Азамата дал согласие на кражу.) Ср. изменение смысла при обособлении оборота: ... Казбич вообразил, будто Азамат, с согласия отца, украл у него лошадь... (=Казбич вообразил, будто Азамат украл лошадь.)

Ср. также: Сыны ветра разделили людей вопреки их желанию . И. Ефремов, На краю Ойкумены. С высоко поднятой головой она идет по жизни наравне с мужчиной , ибо свобода невозможна без полной ответственности за свою судьбу . И. Ефремов, Лезвие бритвы. В комнате Коли вечер наступал согласно законам природы , поскольку свет там давно не горел. Л. Петрушевская, Козел Ваня.

В остальных случаях можно говорить о факультативности обособления оборота (в зависимости от степени его распространенности, близости к основной части предложения, порядка слов в предложении, авторского замысла и других факторов). При этом можно выделить ряд факторов, влияющих на постановку знаков препинания.

Обычно обособляются обороты , которые:

    располагаются между подлежащим и сказуемым: Достаточно надавить пальцем на глазное яблоко, и все реальные предметы в отличие от галлюцинаций – раздвоятся . А. и Б. Стругацкие, Понедельник начинается в субботу. Левая стена , в противовес правой , отражала концепцию ранней смерти. И. Ефремов, Час быка. И мать , наперекор всем несчастьям , собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился . В. Распутин, Уроки французского. У нас всю ночь горели костры, и корабль , на случай тревоги , был готов к отплытию . В. Ян, Финикийский корабль. Обеденный стол , в зависимости от обстоятельств , превращался то в письменный, то в кровать, когда оставался ночевать кто-нибудь из друзей, приезжавших с фронта . В. Каверин, Открытая книга.

    находятся не в начале и не в конце предложения: Ровно в три часа, в соответствии с трудовым законодательством , принес ключи доктор наук Амвросий Амбруазович Выбегалло. А. и Б. Стругацкие, Понедельник начинается в субботу. ...Я заново изучил ситуацию в Праге, которая должна стать – наравне с Веной и альпийским редутом – центром решительной битвы против большевизма. Ю. Семенов, Семнадцать мгновений весны. На первых порах чего только, наряду с похвалами моему художеству , не наслушался я! В. Катаев, Трава забвенья.

    содержат объяснение того, о чем говорится в предложении, и выделяются интонационно: ...Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться… И. Тургенев, Малиновая вода. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта , что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчитывает время . Г. Троепольский, Белый Бим Черное Ухо.

Однако возможны и иные варианты пунктуационного оформления, обусловленные замыслом автора. Например: И всё же, выбрав удобный момент, Хижняк в нарушение всех правил пошел на обгон с правой стороны и поравнялся с «виллисом»... (В. Богомолов, Момент истины) – невыделение оборота, находящегося между подлежащим и сказуемым; На следующее утро благодаря многочисленным пришельцам в четверть часа остов новой землянки был закончен (В. Обручев, Земля Санникова) – невыделение оборота, находящегося не в начале и не в конце предложения.

В спорных случаях окончательное решение о постановке знаков препинания принимает автор текста.

Некоторые закономерности

Обороты со следующими предлогами могут обособляться или не обособляться в зависимости от приведенных выше условий: благодаря, ввиду, в зависимости от, в нарушение, во избежание, во исполнение, в отличие от, вплоть до, в противовес, в противоположность, в связи с, в силу, вследствие, в случае, в соответствии с, за вычетом, за недостаточностью, за неимением, за отсутствием, назло, на основании, наперекор, наравне с, наряду с, на случай, под видом, подобно, под предлогом, по истечении, по мере, по меркам, по праву, по причине, по случаю, по условиям, при наличии, при условии, против (в знач. «вопреки»), сверх (в знач. «кроме, помимо») согласно, соответственно .

Обычно обособляются (за исключением тех случаев, когда оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу) обороты с отглагольными предлогами включая , исключая , исходя из, начиная с, невзирая на, несмотря на, смотря по, судя по, а также ограничительно-выделительные обороты с предлогами вопреки, за исключением, кроме, независимо от, помимо.

Обычно не обособляются обороты с предлогами вместо, в ответ на, в результате, вроде, за счет, наподобие, напротив, не доходя, по поводу, ради, спустя.

1 Все предлоги делятся на первообразные и непервообразные (производные). Первообразные предлоги – это небольшая замкнутая группа слов, не связанных живыми словообразовательными отношениями с какими-либо знаменательными словами. К ним относятся такие предлоги, как в, за, к, от, под и др.

Непервообразные предлоги – предлоги, имеющие живые словообразовательные отношения и лексико-семантические связи с знаменательными словами – существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями). Непервообразные предлоги гораздо более многочисленны, чем предлоги первообразные. Все они делятся на три группы: предлоги отыменные (ввиду, вследствие, за исключением, наподобие, насчет, под видом и др.), наречные (напротив, подобно, согласно и др.) и отглагольные (включая, исключая, не считая, спустя и др.).

Некоторые составные отыменные предлоги, сохранившие живые и тесные связи с соответствующим существительным (например: в противоположность, на основании, под предлогом и др.), называют предложными сочетаниями .