СПП с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения в русском языке

1. Придаточное предложение отделяется или выделяется от главного запятыми,

например:

придаточное предложение после главного предложения: Он остался ночевать на работе, чтобы выполнить все отчеты;

придаточное предложение перед главным предложением: Пока Алиса копалась в огороде, Мартынов сделал завтрак;

придаточное предложение внутри главного предложения: В том, что Сашка мошенник, уже никто не сомневался.

Обратите внимание!
1) Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения. При этом обычно используют

вертикальные черточки, демонстрирующие границы простых предложений, с соответствующими номерами.

В том, /1 что Сашка мошенник, /2 уже никто не сомневался /1. Простые предложения: в том уже никто не сомневался; Сашка мошенник; подчинительный союз что.

2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения, за исключением частицы ли, которая стоит в середине придаточного предложения.

Я не знаю, /1 выполнит ли он работу /2.

Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово.
На работе старались не говорить о Сашке, /1 отъезд которого так потряс всех /2. Союзное слово "которого" является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть, от которого грамматически зависит.
Все объявления

2. Между главным и следующим за ним придаточным предложением Запятая не ставится в следующих случаях:

А) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):

Учтите и что он сделал, и как он это сделал;
б) если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:

Она уехала и не сказала куда.

В) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:

Попытайтесь разузнать не куда они уже съездили, а куда они собираются поехать;

3. Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного союза (ввиду того что, благодаря тому что, для того чтобы, потому что, с тех пор как, после того как, прежде чем и др.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное следует за главным или находится внутри него, и, чаще, после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.

Например: Деревья засохли, оттого что личинки съели все корни;

В зависимости от смысла, интонации и других условий союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как указательное слово, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (то есть перед союзом что, чтобы, как, чем).

Например: Она не выполнила задание, потому что была больна (упор в сообщении делается на самом факте невыполнения, причина его не подчеркивается); Она не сделала задание потому, что была больна (на первый план выдвигается указание на причину невыполнения).

К условиям расчленения составного союза относятся следующие:

Если перед союзом присутствует отрицательная частица не:

Федоров сошелся с Анютой, не потому что был одинок.

Если перед союзами присутствуют усилительные, ограничительные и другие частицы:

Он разрешил присутствовать разве только для того, чтобы унизить ее; Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки;
Если перед союзом находится вводное слово:

Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их;
Если включена первая часть (указательного слова) в ряд однородных членов или параллельных конструкций:

Море приняло особенный вид потому, что вода видна сквозь голые кустарники, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет.

Обратите внимание!
1)Если придаточное предложение предшествует главному, то чаще составной союз не расчленяется.

Прежде чем Петров догадался помочь ей, она подняла с полу папку; После того как повязку сняли, боли до некоторой степени прошли.

2) Никогда не расчленяются составные союзы: так как, в то время как, тогда как, между тем как, словно как, так что, а также простые союзы с примыкающей к ним усилительной частицей: лишь только, чуть только, даже если, лишь когда, лишь едва и др.
Почему-то в ожидании ее на месте, в то время как она бродила по саду, он увидел себя взрослым, а ее – маленькой; Лишь только Божье проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие объятья навек остыли для меня.

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

Вариант 1

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?

    потому что, чтобы, но;

    оттого что, сколько, как, кто;

    с тех пор как, словно, тоже.

2. Укажите сложноподчиненное предложение:

    С приближением к морю все больше исчезали широколист­венные древесные породы, зато преобладающим сделались саянская ель, белокорая пихта (Катаев).

    Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).

3. Укажите, какая часть сложного предложения является главной:

(1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду (Сергеев-Ценский).

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союзного слова:

    Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг (Есенин).

    Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (А. Пушкин).

    Ты говоришь, что опять дождемся весны (Каверин).

    Я считаю, что лес - прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства (Сергеев-Ценский).

5. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное?

    Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща раз­рослась.

    Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Фадеев).

    Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде пото­ки цветов (Астафьев).

    Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные лю­ди.

6. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное изъяснительное?

    Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций (Каверин).

    Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

    Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

    Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно (Каверин).

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное причины?

    Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искри­лось (Сергеев-Ценский).

    Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно ни трех запыленных портретах в черных деревянных рамах (Каверин).

    Было так темно, что она с трудом различала дорогу.

    Окрик показался ей настолько громким, что она ничком упала на землю (А. Толстой).

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?

    Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, силь­ный, волевой человек (Полевой).

    Несколько минут он стоял неподвижно и старался опреде­лить, откуда доносился этот нарастающий гул (Фадеев).

    Решено было идти завтра, если дождь перестанет (Симо­нов).

    Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные ро­зы (Ахматова).

9. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное меры и степени?

    И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес налился сотнями голосов.

    Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости (Сергеев-Ценский).

    И смутно понял я тогда, что мне на родину следа не проло­жить уж никогда.

    Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь (Б. Зайцев).

10. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное сравнительное?

1) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески (Сергеев-Ценский).

2) Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач.

3) Мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бес­шумно проходит мимо меня (Сергеев-Ценский).

4) Туман как опрокинутое море висит над лесом (Сергеев-Ценский).

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным цели?

1).. .с увлечением читал, что бы...

2)...пришел туда, чтобы...

    Очень хотел, чтобы...

    Долго болел, если...

Нам понадобится проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений.

1) 1; 2) 2,3; 3) 3; 4) 1,3.

Вариант 2

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинитель­ными союзами?

    который, куда, также;

    если, так как, чтобы;

    и, однако, откуда.

2. Укажите сложноподчинённое предложение:

    Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку (Сергеев-Ценский).

    Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами (Чехов).

3. Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной:

(1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело (Арсеньев).

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союза:

    Он чрезвычайно любил своего отца, которого не знал с самого детства (Горький).

    Я обещала ей молчать, что бы со мной ни случилось.

    Было время, когда старый замок служил убежищем всякому бедняку.

    Мне и в голову не приходило, какая грустная минута предстоит нам (Арсеньев).

5. В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является определительным?

    У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

    Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

    Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое (Достоевский).

    Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

6. В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является изъяснительным?

    На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

    Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус это прежде всего чувство меры (Солоухин).

    Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

    Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению (Каверин).

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное цели?

    Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

    Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки (Лермонтов).

    Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

    Если за день ничему не научишься, значит, весь день назад (Астафьев).

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

    Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись за­навески (Сергеев-Ценский).

    Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.

    Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми (Соколов-Микитов).

9. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное образа действия?

    В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.

    Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось (Арсеньев).

    Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.

    Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно (Арсеньев).

10. Какой пример является простым предложением со сравнительным оборотом?

    После дождя все вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли горы и равни­ну подмели (Астафьев).

    Азовское море цветет в начале августа как цветут реки и пруды (Паустовский).

    Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хру­стел под ногами (Арсеньев).

    Многие русские слова само по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск (Гоголь).

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным определительным?

    Рассказал, как...

    Рассеянность, с какой он слушал...

    Хотел, чтобы...

    Выглядел так, словно...

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на которых в предложении должны стоять запятые?

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы (Паустовский).

1)1; 2)1,3; 3)3; 4) 2, 3.

Вариант 3

1. Союзы или союзные слова являются членами предложения?

    союзные слова.

2. Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложноподчинённое предложение?

В самолете потемнело...

    но вокруг стали собираться мрачные тучи.

    и вокруг стали собираться мрачные тучи.

    оттого что вокруг стали собираться мрачные тучи.

    однако вокруг стали собираться мрачные тучи.

3. Чем является выделенное слово, связывающее части сложного предложения?

Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка (Короленко).

    союзным словом.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с указательным словом:

    Женщина глядела вдаль, где зиял простор, залитый глубо­ким, непроницаемым мраком (Каверин).

    Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон (Сергеев-Ценский).

    Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно ничего не было видно (Песков).

    Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Куприн).

5. В каком предложении придаточное определительное можно преобразовать в обособленное определение?

    Николай ехал берегом озера, из которого вытекала речки.

    Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и талантливо нарисовал художник, трогают сердца зрителей.

    Давно я не читал книги, которая бы произвела на меня такое сильное впечатление (Астафьев).

    Песня, которую поют дети, звучит оптимистично утверждающе.

6. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное условное?

1) Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать и умею, я буду идти вперед (Арсеньев).

2) О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве.

3) Было так приятно лежать на мокрой траве, что я невольно закрыл глаза (Бабаевский).

4) Иной раз народится такой день, что радости не оберешься (Каверин).

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное уступительное?

    Сидел я в таких зарослях, что сверху меня не было видно.

    Ослепительно роскошный пейзаж предстал во всей красе, когда солнце залило светом и блеском весь остров (Крутилин).

    Он вежливо поклонился ему, на что последний ответил тем же (Быков).

    Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то что он сам работал полным ходом (Сергеев-Ценский).

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное присоединительное?

    Уж моя соломенная шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (Арсеньев).

    Было слышно только тюканье молотков по камню, точно землю клевала железными носами стая каких-то мудреных птиц (Каверин).

    Ты помнишь ли, как мы с тобою прощались позднею по­рою? (Ахматова).

    Мы часто с утра ждали, когда музыкант возьмет скрипку (Короленко).

9. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Пришвина нужно перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его говором ключей и благоуханием трав.

1) сравнительный оборот;

    изъяснительное придаточное;

    сравнительное придаточное;

    вводная конструкция.

10. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Горький любил и досконально знал Россию, знал, как говорят, во всех «разрезах» - и в пространстве, и во времени.

1) сравнительный оборот;

    изъяснительное придаточное;

    сравнительное придаточное;

    вводная конструкция.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

1. Определение сложноподчиненного предложения.

2. Структура сложноподчиненного предложения. Позиция придаточной части по отношению к главной.

3. Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

Союзы и союзные слова.

4. Указательные слова в главном предложении.

5. Классификация сложноподчиненных предложений:

1) сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;

2) сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

3) сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными:

а) места; б) времени; в) причины; г) цели; д) условными; е) уступительными; ё) образа действия и степени; ж) следствия; з) сравнительными; и) присоединительными.

Литература

1. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык. – М., 1991.

2. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов /Лекант П.А., Диброва Е.Н., Касаткин Л..Л., Клобуков Е.В./ - М., «Дрофа», 2000.

3. Современный русский язык /Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. – 3-е изд. – СПб., 2001.

4. Современный русский язык. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М., «Просвещение», 1978.

5. Полный справочник по орфографии и пунктуации /Под ред. О.Л.Соболевой. – М.,: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется сложноподчиненным предложением?

2. Какое предложение называется главным, какое придаточным?

3. Какое место может занимать придаточная часть по отношению к главной?

4. С помощью чего связывается придаточное предложение с главным?

5. Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слов?

6. Что такое указательное слово? Где оно находится?

7. Какие виды придаточных предложений выделяются в зависимости от характера смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, выраженных подчинительными союзами и союзными словами?

8. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными. К какому слову главного предложения они относятся, чем прикрепляются и на какой вопрос отвечают?

9. Каковы особенности придаточных изъяснительных? К чему относятся, чем связываются с главной частью, на какие вопросы отвечают?

10. Какие обстоятельственные придаточные предложения выделяются по значению? Расскажите об особенностями каждого вида.

Практические задания

Задание 1. Укажите главные предложения и придаточные определительные и изъяснительные. Определите слова в главной части, к которым относится придаточная часть. Каким союзом или союзным словом соединяется она с главным предложением? Есть ли в главном предложении указательные слова?

Слава бор­цам, что за правду вставали, знамя победы высоко несли (Михалк.); Тот, кто с нами хочет плыть, очень смелым должен быть (Л.-К.)", Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал (Купр.); Не зря говорила Вера Ильинична, будто Лена похожа на ге­роинь (А. Лиханов); Ветер дул в ту сторону, куда ушел Гайдар (Пауст.); Спасибо, что потрудились лично за­ехать (Фад.); Я вздыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь (А. Алексин); Вдруг я узнаю, что отец едет в Сергеевку (А. Алексин); Я рад, что мы встретились; Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла (А. Плещ.); Какой уход, такой и доход (поcл.); Отец Аграфены служил лесни­ком рядом с усадьбой, где Чайковский жил как-то летом (Пауст.); Теперь мне стало совершенно ясно, откуда доносился голос (Чак.); Он [Чехов] знал, где лежит дорога к человеческому благородству, достоин­ству и счастью, и оставил нам все приметы этой дороги (Пауст.); Стояла такая тишина, что было слышно шуршание снега, задевавшего на лету за рваные листы кровельного железа (Пауст.).

Задание 2. Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения причастными оборотами.

Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое про­извела на него сестра, и непонятная обида шевельну­лась в нем (Фад.); Девочка, которая заснула было у печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас (Тург.);"На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса (Чех.); В офицере же с сумкой, которого лицо он видел где-то, ему все казалось против­но и нагло (Л. Т.); Автору пришлось присутствовать при сцепе у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти (Тург.); Облако обратилось в белую тучку, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо (Пушк.).

Задание 3. Определите типы придаточных предложений (см. таблицу 1).

1. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на нее первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку (Т.). 2. Вдруг мне показалось, что в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Т.). 3. Попроси мамашу, чтобы нас взяли на охоту (Л. Т.). 4. Как можно, чтобы женщина не производила в твои лета известного впечатления? (Дост.). 5. Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность (Добр.). 6. Терентий знает, какими травами лечат болезни, он не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет (Ч.). 7. Пашка часа два стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь (Ч.). 8. Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе (Кор.). 9. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелки в пути не дро­жали (Пришв.). 10. Эту легенду я вспомнил, когда думал о нашем удивительном писателе Александре Грине (Пауст.). 11. Он не сводит глаз с дороги, что ведет через рощу (Гонч.). 12. Как увидела тебя, так уже не своя стала (Остр.). 13. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия (П.). 14. Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда (Ч.). 15. Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь (Павл.).

Табл. 1. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

rowspan=2 bgcolor=white> Назва-
Определи- Изъясни- Обстоятельственные
а) места б) времени в) образа

действия

и степени

Примеры Ужель та самая Татьяна, кото-рой он наедине... читал когда-то наставленья. (П.)

Я давно мой

край оставил,

где цветут

луга и чащи.

Всех, кто честен душою, мы зовем за собою.

Вдруг мне по-

казалось, как

будто в ком-

нате слабо

и жалобно

прозвенела

струна. (Т.)

Где-то за са-

дом несмело,

там, где ка-

лина цветет,

нежная девуш-

ка в белом

нежную пес-

ню поет. (Ес.)

Сергей Тюленин родился,

когда незачем идти в подполье. (Ф.)

С тех пор как солдат заступил на

пост, у немцев ничего не было слышно.

Сережка

утренний

разбудил

Вопросы,

на которые

отвечает

придаточ-

какой? к а-

к а я? какое?

кто? что?

(все падежные

вопросы) ка-

где? куда? когда? как

д о л г о? с каких пор? до каких

пор? н а сколько

как? каким о б-

до к а кой степени?

Прикрепля-

ется сою-

нет что, чтобы,

будто бы,

как, словно,

как будто

нет когда, пока.

как только,

едва, в то вре-

мя как и др.

что,
союзными который, ка-

кой, откуда,

чей, когда,

что, кто, где,

кто, что, ко-

торый, чей,

отчего, почему,

когда, сколь-

где, куда, от- как
Какое сло-

во в глав-

ном пред-

поясняет

существитель-

ное или место-

глагол (со зна-

чением речи,

мысли, чувства), местоимение, слова: рад, известно в роли сказуемых

сказуемое или

обстоятельство

сказуемое или

обстоятельство

сказуемое

или обстоятельство

образа действия

Какое ука-

зательное

слово в гла-

вном пред-

тот, такой

(во всех паде-

жах и родах)

то, тот, каж-

дый, всякий

там, туда. тогда, до тех

пор, после то-

го как и др.

так, такой.

таким об-

разом, на-

столько и

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

придаточные
г) сравни­тельные д) цели е) причины ж) услов­ные з) уступи­тельные и) следст­вия Присоеди­нительные
Как дере-

во роняет

стья, так

грустные

слова. (Ес.)

Мы живем,

чтоб учи-

создавать

и растить

И сердце

вновь горит и любит - от-

того, что

не любить

оно не мо-

Мы победим потому, что мы - с ра-

бочим на-

И если

туча оросит,

дремучий,

с его ветвей уж ядовит стекает

в песок го-

рючий. (П.)

Чудес, хоть я

живу давно, не видел я покуда. (Марш.)

До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на

поля ни войти, ни въехать.

Ямщику вздума-лось ехать рекою, что должно было сократить наш путь тремя

верстами.

к а к? н а- з а ч е м?

для чего?

почему?

в следствие

при каком условии? несмотря на нет нет
словно,

точно, словно как, что, будто, как

будто, будто бы, чем

чтобы потому

того что,

если, когда,

кабы, еже-

ли, бы, ко-

хотя, пус-

кай, пусть,

так что нет
сколько,

насколько,

нет нет нет сколько ни, нет относительное местоимение что

и наречия

отчего, за-

все пред-

обстоятель-

ство образа

действия

или меры и

сказуемое сказуемое сказуемое прикрепляется ко всему главному прикрепляется ко

всему главному

прикрепляются ко

всему главному

так, столь- для того, потому,

ввиду того,

вследствие

того и др.

в случае, несмотря нет нет

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).

Союзы ли... или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или .

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так , то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится .

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире , если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал... (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел – это его дело.

Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил ).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей , что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой , которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль , что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна ), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему …), (почему …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо , отвечает на вопрос какое на котором ); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь , отвечают на вопрос что ?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то , (что разъединяет его с людьми ), а то ), (что соединяет его с ними ) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что …), а то ), (что …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает , отвечает на вопрос что ?, присоединяется союзом что ), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то , отвечает на вопрос какое (то) ?, присоединяется союзным словом что ).