Сценическое воображение. А.Гребенкин

  • 6. Борьба России за выход к Балтийскому морю.
  • 7. Россия в эпоху "дворцовых переворотов".
  • 8. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  • 9. Внутренняя и внешняя политика Павла.
  • 10. Александр I и его реформы.
  • 12. Россия в годы правления Николая I.
  • 13. Общественное движение в России в первой половине XIX века.
  • 14. Начало царствования Александра II. Отмена крепостного права.
  • 15. Реформы Александра II.
  • 16. Контрреформы Александра III.
  • 17. Общественное движение в России во второй половине XIX века.
  • 18. Россия на рубеже XIX-XX веков.
  • 19. Образование политических партий и их программы.
  • 20. Первая русская революция.
  • 21. Создание парламента в Российской империи.
  • 22. Третьеиюньская политическая система.
  • 23. П.А. Столыпин и его программа модернизации России.
  • 24. Россия в годы iww.
  • 25. Основные этапы и пути вхождения в состав Российского государства новых территорий и народов. Особенности управления Российской империей как многонациональным государством.
  • 26. Свержение самодержавия.
  • 27. Возникновение двоевластия в России. Кризисы Временного правительства.
  • 28. Конец двоевластия. Корниловский мятеж и его последствия.
  • 29. Захват власти большевиками. II съезд Советов.
  • 30. Установление большевистской власти в центре и на местах. Разгон Учредительного собрания.
  • 31. Формирование большевизма как государственной структуры. Новые органы власти и управления.
  • 32. Выход Советской России из Первой мировой войны.
  • 33. Гражданская война в Советской России.
  • 34. Политика "военного коммунизма". Чрезвычайные меры большевиков.
  • 35. Кризис большевистской власти в начале 1920-х гг.
  • 36. Новая экономическая политика.
  • 37. Образование и дальнейшее развитие ссср.
  • 38. Обострение борьбы за власть в руководстве большевистской партии в 1920-е гг.
  • 39. Установление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинскому режиму.
  • 40. Сталинский вариант модернизации советской экономики.
  • 41. Основные направления советской внешней политики в годы нэПа.
  • 42. Нарастание международное напряженности в 1930-е годы. Пакт Молотова-Риббентропа.
  • 43. Внешняя политика Советского государства в начале iiww.
  • 44. Начальный период Великой Отечественной войны.
  • 45. Разгром фашистской Германии.
  • 1943 Г.
  • 46. Ссср в составе антигитлеровской коалиции.
  • 48. Геополитические итоги iiww. Начало "холодной войны".
  • 49. Ссср в первое послевоенное десятилетие. Новая волна репрессий.
  • 50. Противоречивость внутренней и внешней политики н.С. Хрущева.
  • 51. Советская страна в 1964-1985 гг.
  • 52. Перестройка м.С. Горбачева.
  • 53. Распад ссср. Образование снг.
  • 54. Россия на современном этапе.
  • 18. Россия на рубеже XIX-XX веков.

    Вторая половина XIX в. - начало XX в. - это период активного формирования гражданского общества в России. Развитие буржу­азных отношений создало необходимые условия для возникнове­ния и становления политических элементов гражданского обще­ства, к которым относятся местное самоуправление, сеть обще­ственных организаций и партийная система.

    Всесословные органы местного самоуправления в лице земств, городских дум и управ появились в результате либе­ральных реформ 60-70-х гг. XIX в. В центре внимания земств находились народное образование, библиотечное дело, здраво­охранение, ветеринария, статистика. Благодаря им увеличилось число врачей, больниц, аптек, создавались фельдшерские и медицинские курсы. Земства устраивали сельскохозяйственные выставки, открывали артели кустарей, содействовали образова­нию школ и училищ и т. д. Власть с самого начала ревниво отно­силась к деятельности земств, стремилась ограничить их компе­тенцию и поставить под свой полный контроль. Однако обще­ственная роль земств была гораздо шире их конкретных управ­ленческих функций. Они стали центрами оппозиционного либе­рально-конституционного движения. Развернувшись в последней четверти XIX в., оно достигло своего пика в годы, непосред­ственно предшествовавшие первой российской революции. К организационным формам земского движения относились пода­ча земских адресов и ходатайств, проведение полулегальных со­браний и съездов, издание брошюр и статей, участие в деятель­ности различных обществ и комитетов, создание нелегальных политических организаций («Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения» и др.).

    В XX в. Россия вступила, будучи абсолютной, неограниченной монархией. Ее политическая система не отвечала экономическим и социальным реалиям и требовала коренного обновления. Боль­шие надежды в этом отношении в российском обществе связыва­лись с вступлением на престол Николая II (1894 - 1917). Однако уже в одном из первых своих публичных выступлений (17 января 1895 г.) разговоры о создании представительного правления в России молодой император назвал «бессмысленными мечтания­ми». С этого момента началось формирование в обществе отрица­тельного образа последнего российского самодержца. Впоследствии он был дополнен Ходынкой, Кровавым воскресеньем, военными неудачами, распутинщиной.

    19. Образование политических партий и их программы.

    После 1905 г. начинает формироваться партийная система, Первые политические партии возникли еще в XIX в. Однако действовали они нелегально. Отсутствие демократических свобод и возможностей для нормальной политической деятельности привел к тому, что первоначально появились партии социалистической революционной ориентации, национальные партии, и только после начала революции 1905 - 1907 гг. стали создаваться полити­ческие партии, выражающие интересы буржуазно-помещичьих кругов. Многие политические партии являлись эфемерными по своей сути и быстро сошли с политической сцены. Лишь несколь­ко партий превратились в достаточно крупные общероссийские политические организации.

    Левый фланг партийной системы заняли Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалис­тов-революционеров (ПСР, эсеры). РСДРП была провозглашена на съезде в Минске в 1898 г., в 1903 г. она раскололась на две фракции - большевиков и меньшевиков, ставших впоследствии самостоятельными политическими партиями. Партия социалис­тов-революционеров сложилась в результате слияния неонарод­нических групп в 1901 г., в 1906 г. от нее откололись народные социалисты (правое крыло) и эсеры-максималисты (левое кры­ло). На левом фланге партийно-политического спектра действова­ли также анархисты. Однако они не сумели создать сплоченной политической партии и были представлены несколькими течени­ями - анархо-коммунистов, анархо-индивидуалистов, анархо-синдикалистов и др.

    В центре находились две либеральные партии - Конституци­онно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октября» (ок­тябристы). Обе партии образовались осенью 1905 г. и были доста­точно широко представлены в Государственной думе. Октябристы и их лидер А. И. Гучков непродолжительное время активно сотруд­ничали с правительством П. А. Столыпина. В 1912 г. на основе ле­вого крыла октябристов и частично правою крыла кадетов офор­милась партия прогрессистов.

    Самой крупной политической партией на правом фланге был «Союз русского народа» (СРН), образованный в ноябре 1905 г. Эта правомонархическая партия претендовала на роль проправительственной. В период революции 1905 - 1907 гг. Николай II бла­говолил к СРН, но затем охладел к нему. Его, по-видимому, от­пугнула прямолинейно-реакционная тактика СРН. В 1908 г. от «Со­юза русского народа» отделился «Союз Михаила Архангела», за­нявший более умеренные позиции.

    Среди национальных партий наибольшим влиянием пользова­лись армянский «Дашнакцутюн» (образован в 1890 г.), еврейский Бунд (создан в 1897 г., некоторое время являлся автономной час­тью РСДРП), Всеукраинская организация (возникла в 1897 г. как федерация украинских громад, в 1904 г. на ее основе были образо­ваны украинские демократическая и радикальная партии) и не­которые другие.

    Итак, 17 октября 1905 был издан высочайший манифест, содержавший обещание политических и гражданских свобод и придания Государственной думе зако­нодательного характера. 18 октября было объявлено о создании Совета ми­нистров и придании ему функций постоянно действующего высшего правительственного учреждения; председателем Совета министров стал С. Ю. Витте. Эти шаги знаменовали постепенный поворот Российской империи на конституционный путь развития.

    Итак, началось создание либеральных политических партий. На базе Союза земцев-конституционалистов и Союза освобождения оформилась Конституционно-демократическая («кадетская») партия (лидер П. Н. Милю­ков), ведущую роль в которой играли представители интеллигенции. Про­грамма кадетов предусматривала превращение России в конституционную монархию, введение в стране всеобщего, равного и прямого избирательною права; в аграрном вопросе кадеты выступали за образование специальною земельного фонда (из государственных, удельных, монастырских и части помещичьих земель) для наделения малоземельных крестьян. Праволиберальный фланг занял «Союз 17 октября» (октябристы; лидеры А. И. Гучкоп, М. В. Родзянко), в котором преобладали крупные помещики и предприни­матели. Позднее оформились также крайне правые партии («Союз русскою народа», «Союз Михаила Архангела» и др.).

    Введение.

    Рубежи веков - грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия безнадежно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезет - тот погибнет под обломками, кому повезет - тот останется бездомным. Это многие предчувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России - от науки до религии.

    Люди сохранившие простое и ясное, мировосприятие XIX века (прежде всего социалисты, а также крайние консерваторы) не понимали этого настроения катастрофичности, клеймили его как «декадентское» (упадочническое). Но, как ни странно, именно это настроение подтолкнуло новый взлет русской культуры в начале века. И еще один парадокс: в достижения культуры начала XX в. наименьший вклад внесли как раз те «оптимисты», которые бодро разоблачали «декадентов».

    Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

    Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

    1.Социально-экономическое развитие России в начале XX века.

    В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

    В современной науке выделяют три эшелона модернизации:

    Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США)

    Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия) уровнем развития капитализма

    Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии)

    На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

    Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину) характерными признаками империализма являются:

    создание в промышленности крупных объединений, предприятий – монополий (провести аналогию с современными ТНК – транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке;

    образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, типа капитала - финансового;

    вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю;

    экономический раздел мира между союзами монополий;

    политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны.

    Монополии: крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров. Основные формы монополий:

    Картель: участники сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия;

    Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт;

    Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию;

    Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью

    Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.

    Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

    Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

    В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

    В-четвертых, национальных - различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.

    В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:

    1880-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;

    1900-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков; 3. 1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;

    1913-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом.

    Россию принято относить ко второму эшелону модернизации. Существуют разные точки зрения исследователей на вопрос об уровне развития капитализма в Росси: средний или слабо-средний. Кроме того, наряду с мнением о «догоняющем» характере российской модернизации (формационный подход) существует мнение и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности «гонки за лидером» (цивилизационный подход).

    Особенности

    В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.

    Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.

    В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.

    Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.

    Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.

    Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.

    Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:

    в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;

    в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);

    в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;

    в существовании значительного государственного сектора в экономике;

    в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;

    в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

    Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

    многоукладный характер экономики - наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;

    неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;

    зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;

    сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на пушу населения и технической вооруженности труда;

    российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;

    наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.

    Промышленность

    Для России была характерна цикличность.

    Кризис 1900-1903 гг. – падение цен, сокращение производства, массовая безработица.

    1901 – паровозостроительный синдикат «Продпаровоз»

    1902 – синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»

    1904-1908 гг. – спад темпов промышленного производства (депрессия).

    С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое.

    2-е место в мире – добыча нефти

    4-е – машиностроение

    5-е – добыча угля, железной руды, выплавка стали

    В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз.

    Сельское хозяйство

    Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:

    зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному

    перенаселению и истощению земель;

    зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;

    маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);

    месторасположение России - «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;

    сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

    Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства.

    Финансы

    В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

    Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.

    В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.

    В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.

    Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.

    Транспорт

    В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891-1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

    По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.

    Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.

    В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

    Реформы С. Ю. Витте

    Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

    При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

    В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

    усиление роли государства в экономике:

    Введение единых тарифов на железных дорогах;

    Государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;

    Сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

    Расширение государственного сектора в промышленности;

    Активизация деятельности Госбанка;

    Введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

    Гибкое налоговое законодательство;

    Борьба с дефицитом бюджета;

    Укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);

    Умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.

    Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря.

    Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905-1907 гг.

    Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось Ее менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих «инородцев» - абсолютного большинства

    2.Первая русская революция(1905-1907гг.)

    Причины и характер первой русской революции 1905-1907 гг.

    В начале XX в. в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.

    Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).

    Периодизация революции: 1-й этап - начальный - с 9 января до осени 1905 г.; 2-й этап - кульминационный - с осени 1905 г. по декабрь 1905 г.; и этап - завершительный - январь 1906 г. - июнь 1907 г.

    Ход революции

    Началом революции принято считать 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. Действительно, стремясь предотвратить развитие революционности масс и постав и их деятельность под контроль, правительство сделало шаги в этом направлении. Министр внутренних дел Плеве оказал поддержку экспериментам С. Зубатова по постановке под контроль оппозиционного движения. Им был разработан и внедрен «полицейский социализм». Его суть состояла в организации рабочих обществ, которые занимались экономическим просвещением. Это, по мнению Зубатова, должно было увести рабочих от политической борьбы. Достойным продолжателем идей Зубатова стал Георгий Гапон, создававший политические рабочие организации.

    Именно провокационная деятельность Гапона дала толчок началу революции, В разгар петербургской всеобщей стачки (участвовало до 3-х тысяч человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Гапон заранее уведомил полицию о предстоящей демонстрации, это позволило правительству спешно подготовиться к подавлению беспорядков. В ходе расстрелов демонстрации было убито более 1 тыс. человек. Таким образом, 9 января 1905 г. стало началом революции и получило название «Кровавое воскресенье».

    1 мая началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 г. был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям.

    Начало второго (кульминационного) этапа революции приходится на осень 1905 г. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел А. Булыгину были поручено разработать проект создания Государственной думы. 6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.

    В октябре - ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов, 11 ноября 1905 г. началось восстание в Севастополе, в ходе которого матросы под руководством лейтенанта П. Шмидта разоружили офицеров и создали Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 15-16 ноября 1905 г. восстание было подавлено, а его руководители расстреляны. С середины октября правительство теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство пыталось найти выход из тупика и пойти на еще большие уступки.

    17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов).

    Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г. Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.

    Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики.

    3.Столыпинская аграрная реформа.

    Центральное место в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Революция показала несостоятельность политики, проводившейся по отношению к крестьянству после отмены крепостного права. В частности, надежды на общину как на гарант спокойствия деревни себя не оправдали. Напротив, лишенные в силу общинного характера землевладения "понятия о собственности" (как в свое время говорил С.Ю.Витте) крестьяне оказались весьма восприимчивы к революционной пропаганде. Общинные традиции воспитывали у крестьян привычку к коллективным действиям, вносили в их движение элементы организованности. Поэтому правящие круги начали ориентироваться на разрушение общины и на насаждение в деревне собственника, способного стать оплотом порядка (в силу своей кровной заинтересованности в нем) в условиях медленного, но неуклонного ухода в прошлое старых патриархальных отношений и сопутствовавшего им наивного монархизма, с помощью которого власть ранее удерживала в повиновении крестьянские массы. С ликвидацией общины с ее неизбежными спутниками - чересполосицей, принудительными севооборотами и т.п. - связывались надежды на улучшение обработки земли, что должно было уменьшить потребность крестьян в дополнительных угодьях, обеспечить увеличение сельскохозяйственного производства и тем самым заложить основы для устойчивого экономического развития, роста государственных доходов.

    Новый курс в аграрном вопросе, во многом, впрочем, являвшийся продолжением той линии, которую в свое время наметило Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, начал реализовываться еще в период революции. Правовую основу для него заложил именной указ 9 ноября 1906 г., разрешивший свободный выход крестьян из общины и укрепление надельной земли в личную собственность. Указ позволял отвод укрепленной земли к одному месту в целях образования отрубов или хуторов (в последнем случае на участки из деревни переносились дома и хозяйственные постройки). Акт 9 ноября 1906 г. был издан в порядке 87-й статьи Основных законов, позволявшей правительству принимать меры законодательного характера (в перерывах между сессиями Думы с последующим их внесением на ее утверждение). Осенью 1906 г. I Дума была уже распущена, а ее преемница еще не собралась. Впрочем оппозиционная II Дума не стала рассматривать правительственный законопроект, подготовленный в соответствии с указом 9 ноября 1906 г. Этим занялась III Дума, одобрившая его голосами правых и октябристов (при противодействии кадетов, трудовиков и социал-демократов). Санкционированный затем Государственным советом законопроект 14 июня 1910 г. был утвержден Николаем II и обрел силу закона. Одной из наиболее существенных поправок, внесенных в законопроект в процессе его движения по упомянутым инстанциям, являлась та, в соответствии с которой общества, не производившие переделов со времени наделения их землей, автоматически переходили к наследственному владению. Важную роль в реализации реформы сыграл и закон 29 мая 1911 г. В соответствии с ним землеустроительные работы, направленные на ликвидацию чересполосицы, могли проводиться вне зависимости от укрепления земли в собственность. При этом сам факт устранения чересполосицы превращал общинников в собственников.

    Линия на разрушение общины дополнялась попытками правительства решить в той или иной мере проблему крестьянского малоземелья. Существенная роль здесь отводилась Крестьянскому банку, который еще в 1895 г. получил право скупать помещичьи имения и, раздробив их на участки, перепродавать крестьянам. Наконец, были приняты энергичные меры по стимулированию переселенческого движения за Урал.

    Результаты нового аграрного курса, выявившиеся к началу первой мировой войны, были довольно противоречивы. К 1915 г. из общины вышло 3084 тыс. дворов (32,5% к числу общинников) по данным на 1905 г., а с учетом продолжавшегося дробления хозяйств - 26%. Однако среди вышедших преобладали бедняки, стремившиеся, укрепив наделы в собственность, их продать. Слой зажиточных деревенских хозяев, который хотел создать П.А.Столыпин, не успел сложиться в более или менее крупную силу к тому моменту, когда страна вступила в полосу очередных потрясений. Наиболее активно выход из общины шел в Поволжье и на юге Украины. Значительно отставали в этом отношении земледельческий центр, северо-восточные и северные губернии Европейской России. Следует отметить, что далеко не всем хуторянам и отрубникам удалось наладить крепкое хозяйство. Государство не могло оказать им помощи в том размере, в каком требовала ситуация, поскольку не располагало необходимыми финансовыми ресурсами. Землеустроительная часть столыпинской аграрной реформы во многом была лишена надлежащего финансового обеспечения, и это обстоятельство негативно отражалось на процессе модернизации российской деревни. Особенно маломощными были хутора и отруба центрально-черноземных губерний.

    Деятельность Крестьянского банка способствовала увеличению земельных угодий, принадлежавших крестьянам. Всего для продажи им банк приобрел в 1906-1916 гг. 4614 тыс. десятин земли. Вместе с тем лишь сравнительно узкая прослойка богатых крестьян смогла с выгодой для себя воспользоваться услугами банка, налагавшего на заемщиков большие проценты. Переселенческое движение благодаря содействию правительства достигло значительных масштабов. За 1906-1914 гг. из губерний Европейской России за Урал переселилось примерно 3100 тыс. человек (в два раза больше, чем за предыдущее десятилетие). При этом изменился социальный состав переселенцев. Если прежде среди них преобладали середняки, то после 1906 г. - бедняки. Значительное само по себе число переселившихся крестьян (даже при том, что около 17% выехавших, в частности по недостатку средств, не смогло прижиться на новом месте и вернулось назад) тем не менее покрыло всего менее 20% естественного прироста сельского населения и, таким образом, не компенсировало увеличившегося избытка рабочих рук.

    Столыпинская аграрная реформа, бесспорно, ускорила становление буржуазных структур в сельском хозяйстве России, способствовала его развитию. Накануне первой мировой войны наблюдался существенный рост сельскохозяйственного производства. С 1901 по 1913 гг. посевная площадь в 62 губерниях империи (без Закавказья, Туркенстана и Дальнего Востока) расширилась на 15,6%. Это обстоятельство, а также рост урожайности обусловили увеличение годового сбора сельскохозяйственных культур. Среднегодовой валовой сбор хлебов в 1904-1908 гг. составлял 3,8 млрд пудов, а в 1909-1913 гг. - 4,6 млрд пудов (повысился на 20%). Производительность единицы посевной площади в России по-прежнему оставалась более низкой, чем в наиболее развитых государствах. Так, средний урожай зерновых с гектара составлял в России 8,7 центнеров, в Австрии - 13,6, в Германии - 20,7, в Бельгии - 24,2. Тем не менее сдвиги, происшедшие в аграрном секторе российской экономики, позитивно отразились на положении крестьянства. Доход на душу деревенского населения от сельского хозяйства, будучи по-прежнему в целом низким, все же с 1900 по 1913 г. увеличился с 30 до 43 руб., в том числе чистый доход (т.е. за вычетом налогов, платежей за купленную и арендованную землю и т.п.) - с 22 до 33 руб. Необходимо, впрочем, отметить, что рост сельскохозяйственного производства, улучшение экономического положения крестьян в предвоенный период являлись не только результатом реформы, но и следствием благоприятных в целом погодных условий и повышения цен на сельскохозяйственную продукцию на мировом и внутреннем рынке, отмены выкупных платежей.

    Новая аграрная политика стимулировала социальное расслоение в деревне и тем самым создавала почву для острых социальных конфликтов. Общинные традиции оказались весьма живучими. В целом по Европейской России лишь 26,6% выделившихся из общины получили согласие сельского схода, тогда как остальные пошли на укрепление земли в собственность против воли односельчан. Ситуация в отдельных губерниях, однако, могла существенно отличаться от общероссийской. Выход из общины во всяком случае часто сопровождался столкновениями выделяющихся с крестьянами-общинниками, последних с властями, которые столь же интенсивно стремились покончить с общиной, как прежде пытались ее законсервировать. Нередко в роли ревнителей общинных традиций выступали деревенские богачи, использовавшие старые порядки для эксплуатации односельчан. В целом прерванный войной новый курс в аграрном вопросе при всей противоречивости обозначившихся к 1914 г. результатов, при всех, во многом вполне естественных, проблемах, возникавших в процессе его реализации, создавал условия для более органической, естественной капиталистической эволюции страны. Реформа не ликвидировала застарелого и столь громко заявившего о себе впоследствии антагонизма между крестьянами и помещиками, порожденного не только экономическими факторами, но и привилегированным положением дворянства, чуждостью его образа жизни всему деревенскому быту, который, не мог сколько-нибудь ощутимо измениться за сравнительно непродолжительный период проведения новой аграрной политики.

    Заключение.

    В Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма. Россия к началу XX в. продолжала оставаться самодержавной монархией. Царь обладал всеми правами, в том числе и правом издавать законы. Государь являлся и главой русской православной церкви. У монарха было только две обязанности - соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру.

    В управлении страной царь опирался на бюрократический аппарат.

    Исполнительная власть принадлежала министерствам. Сенат выполнял функции Верховного суда и следил за исполнением законов. Сенаторы назначались самим государем. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

    Важную роль в местном самоуправлении играли земства. Большинство в этих органах составляли дворяне. Городские думы, к выборам в которые допускались только домовладельцы, решали вопросы городской жизни. В сельской местности опорой царизма оставалась община.

    В России все жители были разделены на сословия, каждое из которых обладало определёнными правами или было ограничено в них.

    Новой силой, которая рвалась к власти, была буржуазия. Она занимала главное положение в экономике. Роль буржуазии в политической жизни оставалась незначительной. Общая численность предпринимателей была менее 3 млн. человек.

    Около 85 млн. человек насчитывало крестьянство. Оно было главным податным сословием. Крестьян подвергали телесным наказаниям. До 1906 г. они не могли свободно распоряжаться своим земельным наделом. В деревне быстро шёл процесс расслоения на бедняков и кулаков. Главную причину своего бедственного положения крестьяне видели в существовании помещичьего землевладения.

    С развитием промышленности быстро росла численность рабочего класса. К началу XX в. она составила более 10 млн. человек. Рабочие России были лишены многих гражданских прав. Несмотря на то, что переход из одного сословия в другое был крайне затруднён, это было возможно при наличии денег, связей или способностей.

    Россия - страна многонациональная. Более половины её населения составляли нерусские народы. На протяжении нескольких столетий проводилась политика терпимости к инородцам. В результате многие территории добровольно вошли в состав империи. Положение начало меняться в XIX в. Нерусские народы стали подвергаться притеснениям. Это выражалось в стремлении покончить с автономией Финляндии, запрещении преподавания на национальных языках, ограничении прав инородцев и т.п. Особенно большие перемены произошли в правление Александра III и Николая II. Национальный вопрос обострился. Тем не менее возможности культурного развития народов России продолжали сохраняться.

    Особенности экономики страны на рубеже XIX-XX веков заключались в следующем:

    1) Складывание системы государственного монополистического капитализма. В России на рубеже веков начинают организовываться монополии — т.е. союзы капиталистов для создания выгодных условий производства и сбыта товаров. Русские монополии были в основном 2 типов — синдикаты, т.е. объединение с целью совместного сбыта.

    Но особенностью их развития была поддержка государства, которая предоставляла им льготные кредиты, субсидии, гос. заказы, т.е. искусственно ставило монополии вне конкуренции с предприятиями свободного рынка. Таким образом, если в передовых странах Запада издаются антимонопольные законы, то в России обратное явление. Причина этого кроется в том, что наша тяжелая промышленность отставала от промышленности Западной Европы и необходимо было «догнать за рекордно — короткие сроки».

    2) Широкое внедрение иностранного капитала в государственные займы, что делало царизм все более зависимым от Европейского денежного рынка. В производственной сфере иностранный капитал внедрялся в тяжелую промышленность. Его сумма в акционерном капитале в горно-добывающей, машиностроительной, металлообрабатывающей отраслях была выше, чем российского. Франко-бельгийские капиталы в металлургической и угольной промышленности юга России. Английский капитал в нефтяную промышленность Бакинского района; — германский капитал в тяжелую промышленность Польши. Иностранный капитал не организовывал все монополии, а складывал деньги в уже существующие предприятия.

    3) Многоукладность экономики. Уклады: частнокапиталистический (фабрики, заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства),мелкотоварный, капиталистический, монополистический, полунатуральный (кустарное ремесленное производство). Высокоразвитая промьппленность и финансово-банковская система в сочетании с отсталым аграрным сектором, сохранение феодальный пережитков.

    Особенности российского капитализма на рубеже XIX-XX веков:

    • монополистические объединения: «Продамет», «Продвагон», «Продуголь»
    • слияние банковского и промышленного капитала принимало форму трестов и финансово-промьппленных групп. Например, в группу Русско- азиатского банка входили военно-промышленные концерны. Кроме того, в сфере влияния находились крупные ж/д общества„предприятия машиностроительной, горнорудной и каменноугольной промышленности.

    4) Российская буржуазия не имела политической власти, находилась в оппозиции к самодержавию, которое тормозило экономический прогресс

    5) Неравномерность зкономического развития как по регионам, так и по отраслям.

    Особенности российского империализма- Сравнительно невысокая степень активности в вывозе капитала (главным образом на Восток и в Ср. Азию) Развитие капитализма в сlх. Наблюдается тенденция роста производства, повышение товарности: 47% всего товарного хлеба производилось в поместье помещика. После отмены крепостного права с/х развивалось по («русскому пути». Освобождение крестьян без земли, государство помещичьего землевладения, сохранение общины, круговая порука, переделы земли привели к малоземелью. За аренду земли крестьяне платили испольщину, издольщину, что составляло до половины и более урожая, отрабатывали на земле помещика (полукрепостной труд). Шел процесс расслоения крестьянства; беднота уходила в город. деревня перенаселена — 23 млн. лишних рук. 20%-зажиточных крестьян. Они давали 50% товарного хлеба. Помещичьи земли обрабатывались лишь 10%.

    В начале ХХв Россия — среднеразвитая капиталистическая страна, индустриализация и монополизация совпали по времени. Россия превосходила развитие капиталистической страны по темпам развития и степени концентрации промышленности производства. На смену капитализму, свободной конкуренции приходит монополистический капитализм. Развивающееся промышленное производство сочеталось с отсталым землевладением. засильем крепостных пережитков в с/х.

    Государственный строй России на рубеже XIX-XX веков

    Самодержавная монархия. Российская империя ХХв — абсолютная самодержавная монархия, в которой вся полнота власти принадлежала царю-императору. Николай II (1894 — 1917). Начало царствования ознаменовалось кровавой трагедией 18 мая 1896г (Ходынка), расстрел 9 января 1905г, поражение в русско-японской войне. Безволие.

    Огромное влияние жены гессенской принцессы Александры Федоровны.

    Главным совещательным органом при царе был Государственный Совет. члены назначались императором. Органы управления — Священный Синод, министерства.

    Руководил ими Комитет (с 1905 Совет) министров. Во главе губерний — губернатор.

    Политическое следствие осуществляла жандармерия. В н. ХХв появились розыскные отделения «охрана».

    Россия была разделена на 57 губерний. Органы местного самоуправления — земства. Они ведали ремонтом дорог, медициной, просвещением„статисткой.

    Фактически всей жизнью России управляли чиновники. К чиновник относились профессора, учителя гимназий, члены Академии наук и др. интелигенции.

    Социально-классовая структура на рубеже XIX-XX веков

    Помещики: латифундисты (владельцы земли), утрачивали чисто дворянский характер, с другой стороны, мелкие дворяне разорались и пополняли число чиновников.

    Для поднятия престижа, Россия вступает в Русско-японскую войну 1904 г.

    Латифундисты занимали господствующее положение.

    Буржуазия: выделялись 3 группы:

    1) Крупные капиталисты, которые превратили свои семейные. -фирмы в предприятия, лидировали здесь Московские капиталисты.

    2) Узкий слой финансовой олигархии (преимущественно Петербургские). Они вышли из числа высших служащих, банков.

    3) Капиталисты, действовавшие в сфере торгового капитала (провинциальные)

    Рабочий класс: увеличил удельный вес индустриального пролетариата, рост потомственного пролетариата в 2 раза, широко использовался детский и женский труд;

    растет концентрация рабочего класса на крупнейших предприятиях — 60% на предприятии более 1000 человек, отсутствие охраны труда.

    1.Причины кризиса европейского концерта: А) Уход с политической арены руководителей, воспитанных в традициях Священного союза и монархо-аристократической солидарности (Бисмарк, Горчаков, Александр II, Фридрих-Вильгельм IV и др.). Им на смену пришло новое поколение деятелей, для которых на первом плане были лишь узкоэгоистические понимания национальных интересов Б)Прогресс военной техники явно опережал сознание военно-политического руководства великих европейских держав. Политические и военные лидеры были уверены в том, что большая европейская война будет вполне приемлемой с точки зрения своих последствий и в любом случае быстро закончится безпоследствий для их государств. В)Ослабление идеологического единства европейского концерта не было компенсировано соответствующими усилиями в международно-правовой и организационной сферах. Не было эффективных организаций международной безопасности. Неструктурированность европейского концерта лишала его возможности управлять международной обстановкой на рубеже веков. Г)Прогресс военной техники и технологии, гонка морских и сухопутных вооружений вносили дополнительную напряженность в международную обстановку. Великие европейские державы с крайней подозрительностью следили за военной подготовкой друг друга, рассматривая свои военные мероприятия как исключительно миролюбивые и ответные меры, а аналогичные меры другой стороны как явное доказательство агрессивности

    Д)При этом великие европейские державы, как ни в чем не бывало, продолжали игнорировать неевропейский мир в своих политических расчетах, как будто не было ни США, ни Японии.

    Несмотря на значительное количество революций в XVIII-XIX века, в Европе сохранялось немало пережитков прошлого. Здесь образовалось лишь три республики -Франция, Швейцария, Сан-Марино, в других государствах так и осталась монархия. В политической жизни важную роль продолжала играть родовая аристократия, которая составляла военную элиту и бюрократию.

    Экономические изменения привели к тому, что многочисленным классом общества стали наемные рабочие. Они были лишены собственных средств производства, а следовательно, гарантированных возможностей к существованию. Они зарабатывали себе на жизнь, продавая свою рабочую силу владельцам предприятий. Потеря работы становилась для них настоящей жизненной катастрофой, отвергала до предела голодного существования.

    Естественное стремление рабочих к обеспечению относительных гарантий своей социальной стабильности,породило массовое рабочее и социалистическое движение, доминирующей идеологией которого во второй половине XIX - Начале XX века, стал марксизм.

    К началу XX ст. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзы и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках 2-го интернационала, который был. образован вместо 1-го Интернационала в 1889 г.

    Среди социалистов не было единства относительно способов борьбы за интересы рабочих. Левые течения считали, что нужна социалистическая революция и диктатура пролетариата.

    Умеренные социалисты хотели улучшить жизнь рабочих через представительную демократию и социальное законодательство.

    Рабочее движение стало основной силой в борьбе за демократию.

    Под давлением рабочего и различных демократических движений в странах началась "эпоха реформизма". Она обеспепечила относительный социальный мир с 1870 г, до 1917 г. ее инициаторами были в основном либеральные партии. Благодаря реформам, которые удалось провести в странах Запада, были созданы первые системы соціального страхования, укреплены демократические институты.

    2. Основные тенденции развития мо на рубеже 19-20вв.

    Международные отношения на рубеже 19-20 вв. характеризовались глубокими переменами. Ведущие страны- Великобритания, Франция, США, Германия- достигшие высокого экономического развития, стремились добиться особого положения в системе международных отношений и навязать свою волю другим государствам.

    Конец 19-го начало 20-го века ознаменован появлением 4-х тенденций в развитии международных отношений.

    1-я тенденция заключалась в том, что ведущие державы начали острое военно- политическое и экономическое противоборство за передел мира, за захват территорий.

    Примером тому явилось испано-американская война 1898 года за Кубу, которая давно привлекала внимание американских монополий. Используя национально - освободительную войну кубинцев против испанского владычества. США захватили Кубу, Пуэрто- Рико, Филиппины, остров Гуам в Тихом океане.

    К числу войн за передел колониальных территорий относится и англо- бурская война 1899- 1902 гг. в Южной Африке. Здесь голландские колонизаторы и их потомки буры образовали республики Трансвааль и Оранжевую. Вскоре в Южной Африке были найдены алмазы и сюда устремились англичане. В 1899 г началась англо- бурская война, которая закончилась победой Англии. В бывших бурских колониях вводилось английское управление.

    2-я тенденция в развитии международных отношений заключалась в стремлении ведущих держав достичь военно- экономического превосходства. Это привело к созданию крупных военных союзов и к острому противоборству к Первой мировой войне 1914-1918гг.

    В конце 19 в. В Европе существовал Тройственный союз- куда вошли Германия, Австро- Венгрия и Италия, в котором самым мощным партнером была Германия. Экономическая мощь Германии сопровождалась её стремлением проникнуть на Ближний Восток сталкиваясь с интересами Англии. Тройственному союзу противостояла Антанта, куда вошли Англия, Франция, Россия.

    К 3-й тенденции международных отношений следует отнести усиление гонки вооружений, появление новых, более мощных видов оружия. В 1883 году американский инженер изобрел станковый пулемет. Появились автоматические винтовки, бронеавтомобили, вооруженные пулеметами и легкими пушками. Перед первой мировой войной появились разведки и бомбометания. На море создавались крупные броненосцы. Германия приступила к строительству подводных лодок для борьбы с мощным флотом Великобритании.

    4-я тенденция вытекает из первых трех- резкое возрастание конфликтности в межгосударственных отношениях. Особой остроты достигла межблоковая напряженность, когда малейший повод мог привести к масштабному военному противостоянию. Примерами стали 1-ый и 2-ой марроканский кризисы 1905-1906 гг и 1911 г, Тооснийский кризис 1908г., 2 Балканские войны, 1912 -1913 гг и 1913г, вовлекшие в них все ведущие державы, которые привели к Первой мировой войне.

    3. Колониальная система мира на рубеже 19-20вв.

    В начале 20-го века великие державы начали борьбу за передел мира. Они стремились делить уже захваченное ранее, грабить награбленное, стремясь ухватить друг у друга более лакомые куски.

    Борьба за передел мира выливалась в острые конфликты, в которые вовлекались страны Азии, Африки, которые несли огромные человеческие и материальные жертвы. Это англо-бурская война в Южной Африке, испано-американская война за Кубу и Филиппины, русско-японская война. Результатом этих войн стало изменение соотношения сил в пользу держав-победительниц (США, Англия, Япония).

    Крупнейшей метрополией была Великобритания. В её колониях проживало 70% всего колониального населения. У Франции 9,5%. У Германии 2,3%. Англии принадлежали обширные территории в Африке- Египет, Судан, Нигерия. В Азии- Индия, Цейлон, Непал. В Америке Канада, Австралия, Новая Зеландия.

    Колониальные страны оказывались в тяжелой экономической, финансовой и военной зависимости от великих держав. Колониальные страны имели монокультурную направленность экономики, т.е выращивание одной культуры, например, чайное производство в Индии, рис во Вьетнаме, хлопок в Египте.

    Западные страны вкладывали капиталы в строительство железных дорог, что приносило им высокие прибыли. Закабаление происходило путем создания в странах иностранных промышленных предприятий, особенно в добывающих отраслях. Иностранным монополиям предоставлялись концессии на разведку и добычу полезных ископаемых, которые переходили в собственность иностранных компаний.

    В начале 20-го века усилилась экспансия великих держав на Африканском континенте. Англичане приступили к захвату Египта, Судана, завершили завоевание Южной Африки, где в 1910 году был образован британский доминион- под названием южно-африканский союз.

    Второй по величине колониальной империей была Франция, которая в 1904 году создала единую колониальную систему- Французская западная Африка, в состав которой входили- Французская Гвинея, берег слоновой кости (Кот де Ивуар), Верхнюю Вольту (Буркина-Фасо), Мавритания, Нигер. В 1910 году была создана французская экваториальная Африка, в составе Габона, Чада и Конго. Обширными были Португальские колониальные владения, это Ангола, Мозамбик и Португальская Гвинея. Бельгии принадлежало независимое государство Конго, в 1915 г. по указу короля преобразованное в Бельгийское Конго. Двумя колониями в Африке владела Италия. Испания утратила свое былое могущество, как колониальная империя. Ей принадлежали 2 маленькие территории в западной Африке- Реомуни и Испанская Сахара.

    Высокую активность в борьбе за колонии проявляли Соединенные Штаты Америки, их интересовали территории Латинской Америки, на Дальнем Востоке и Тихом океане. США отняли у Испании Кубу и Филиппины, в 1903 году захватили Панаму у Колумбии, навязали неравноправные договоры ряду латиноамериканских стран, провозгласили политику «открытых дверей» в Китае.

    Жестокая эксплуатация и рабские условия труда в колониальных странах порождали недовольство и рост национально-освободительного движения в странах Азии в начале 20-го века.


    На рубеже XIX - XX вв. Россия продолжала оставаться абсолютной монархией, вся власть в которой принадлежала императору и не была ограничена никакими законами. Более того, сам закон утверждал, что «император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». Большие или меньшие издержки такой системы власти зависели исключительно от того, кто именно являлся императором.

    Осенью 1894 г. на российский престол вступил император Николай II. Самодержавную власть Николай II считал делом чисто семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну во всей полноте. Уже в январе 1895 г., выступая перед депутатами от дворянства, земств и городов, молодой император, оговорившись, назвал "бессмысленными мечтаниями" распространившиеся в обществе надежды на либерализацию режима.

    Монархическая форма правления перестала удовлетворять потребности государственного управления того времени. В большинстве стран Европы развитие политического строя давно шло по линии складывания парламентской системы на основе выборов.

    К началу XX столетия изменилось отношение к монарху, происходит падение его авторитета. Огромный вред авторитету монархии наносила "деятельность" при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наиболее разрушительным оказалось влияние "святого старца" Григория Распутина (Г. Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II. Впервые появившись при дворе в 1905 г., бывший конокрад постепенно стал пользоваться неограниченным доверием царской четы.

    Начало XX в. для России было бурным и тяжелым. В условиях назревающей революции правительство стремилось к сохранению существующего строя без каких-либо существенных политических изменений. Основной социально-политической опорой самодержавия оставались дворянство, армия, казачество, полиция, разветвленный бюрократический аппарат, Церковь. По-прежнему правительство использовалось вековые иллюзии народных масс о царе, их религиозность, политическую темноту. Но были и новшества. Правительственный лагерь был неоднородным: правые стремились блокировать все попытки реформ, отстаивали неограниченное самодержавие, выступали за подавление революционных выступлений, а либеральные демократы понимали необходимость расширения и укрепления социально-политической базы монархии, союза дворянства с верхами торгово-промышленной буржуазии.

    В начале XX в. сложился либеральный лагерь. Его формирование протекало медленно, поскольку представители буржуазии твердо стояли на верноподданнических позициях, демонстративно уклоняясь от политической деятельности. 1905 г. стал переломным, но даже и в это время российская буржуазия не отличалась особым радикализмом. Либералы активизировали свою деятельность накануне революции 1905 г. Свою цель они видели в замене самодержавия правовым буржуазным государством в форме конституционной монархии на основе раздела власти между дворянами, буржуазией и народными массами, а ставку делали на ненасильственные методы борьбы.

    Однако набирало силу и рабочее, и крестьянское движения. При этом четко прослеживались масштабность рабочего движения и его направленность от экономических стачек к антиправительственным демонстрациям, от экономических требований к политическим действиям, а также борьба крестьян против безземелья, помещичьего землевладения, налогового гнета. В 1900-1904 гг. впервые в истории политические выступления пролетариата и крестьянства совпали по времени.

    В России социально-экономические пережитки феодализма в сельском хозяйстве (отсталое помещичье хозяйство, использование отработки, аграрные порядки в российской деревне) сочетались с развитием капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, что способствовало обострению общественных противоречий. Главным политическим пережитком феодализма являлась российская абсолютная монархия - самодержавие, препятствовавшее каким-либо существенным изменениям и неспособное пойти на модернизацию общественного строя России. Аграрный кризис конца XIX в., рост крестьянского малоземелья и увеличение крестьянских повинностей обеспечили возникновение крестьянских выступлений. Весной 1902 г. в 14 губерниях Европейской России вспыхнули крестьянские восстания. Главным требованием всех участников - и бедняков и зажиточных - был передел помещичьей земли. В 1902 г. было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством министра финансов С.Ю. Витте, которое пришло к выводу о необходимости перейти от общинного к подворному и хуторскому землевладению, уравнять крестьян в правах с другими сословиями и активизировать переселение крестьян из Центра на малонаселенные земли. Но Николай II в Манифесте от февраля 1903 г. объявил о сохранении сословного строя и неотчуждаемости общинных наделов. При этом в деревне была отменена круговая порука (1903), телесные наказания для крестьян (1904), сделан ряд небольших уступок.