Сценарий 30 лет чернобыльской аэс. Сценарий программы, посвященной Международному Дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф «Долгое эхо Чернобыля

Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский политехнический техникум»

СЦЕНАРИЙ

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

РАЗРАБОТКА

мероприятия посвященного 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской АЭС

Для студентов 1 курсов

Группы 192 ТП, 193 ТП, 194 ЭБ, 195 Д, 196 ОП, 197 ТА, 198 ТА, 199 ЭБ, 200 ТП

Дата проведения: 26.04. 2016 г.

Время проведения: 11.40 – 13.20

Место проведения: Актовый зал

Присутствовали:

1. Пилипчак Д.А. - инженер Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю

2. Воронина С.А. - начальник Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

3. Джурило М.И. - представитель краевой администрации

4. Арутюнян И.Г. -заместитель директора по УВР ГБПОУ КК «КПТ»

5. Шарапов В.Ф. -преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «КПТ»


Памятник ликвидаторам

катастрофы на ЧАЭС

в г. Краснодаре

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

Оформление. На сцене и в зале полумрак. На экране заставка.

Звон колоколов – сначала тихо, потом громче.

Девушка в черном платье и свечой в руке читает на сцене молитву

Господи! Спаси и сохрани!

В имени твоём – моя надежда.

Покаянье грешников возьми,

И прости, как ты прощал нам прежде…

Звон колоколов стихает. Включается свет.

Преподаватель . Сегодня наше мероприятие посвящено 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской атомной электро - станции.

Ведущий 1. Люди познакомились с явлениями радиоактивности относительно недавно, чуть более 100 лет тому назад, в 1896-1898 годах, Пьер и Мария Кюри, сумели объяснить свойство урана испускать радиоактивные лучи, проникающие повсюду. С тех пор люди интенсивно изучают явление радиоактивности и пытаются применить его на практике.

Ведущий 2. Современные технологии, использующие явление радиоактивности, - это в первую очередь ядерное оружие и ядерная энергетика, а также новые системы переработки сырья и отходов. Широко внедрение радиоактивных элементов и в различные области науки, техники, медицины.

Преподаватель. Энергетика – это основа мировой цивилизации.

Первым освоенным человеком видом энергии была энергия огня. Огонь позволял обогреть жилище и приготовить пищу. а также использовать энергию огня для изготовления орудий для охоты и нападения на другие группы людей, то есть в «военных» целях. 1

Одним из основных источников энергии в современном мире является энергия сгорания нефтепродуктов, природного газа или каменного угля. Следующий прорыв в освоении энергии произошел после открытия явления электричества. В настоящее время электроэнергетика является фундаментом всего того, без чего невозможно представить современную цивилизацию.

Атомная энергетика имеет огромное значение для современной жизни, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии, вырабатываемого атомным реактором, в разы меньше, чем при выработке киловатта электричества из углеводородного сырья или угля. С помощью мирного атома строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками, массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

История овладения атомной энергией началась с 1939г., когда была открыта реакция деления урана.

В 1946 г. в России был сооружен и запущен первый на Европейско-Азиатском континенте ядерный реактор. Создается уранодобывающая промышленность.

В 1954 г. начала работать первая в мире атомная станция в г. Обнинске, а через 3 года на океанские просторы вышло первое в мире атомное судно – ледокол «Ленин».

На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. В России имеется 9 атомных электростанций (АЭС). В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

В случае безаварийной работы атомные электростанции не производят практически никакого загрязнения окружающей среды, кроме теплового. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них: в 1957 г. – в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. – в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. – в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. – на АЭС Три-Майл-Айленд (США), в 1986 г. – на Чернобыльской АЭС (СССР).

Ведущий 1. Чернобыль – небольшое милое украинское местечко, утопающее в зелени. Слово «чорнобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году.

Ведущий 2. Чернобыльская АЭС расположена на Украине, вблизи города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.

Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. Это город атомщиков.

Город основан 4 февраля 1970 года. Численность на ноябрь 1985 года составляла 47тысяч 500 человек. Средний возраст 25 лет.

По ходу чтения ведущих на экране демонстрируется фильм о строительстве ЧАЭС.

Ведущий 1.

На берегу песчаном Припяти – реки,

Средь сосен, водосбора и осоки

Поднялись гордо корпуса –

Нет, не обычного завода.

А века нашего прогресс.

Эмблемой мира всех народов.

Где протекают тихо воды,

Взметнулась песнею ЧАЭС!

Ведущий 2. Здесь в генераторах огромных,

Не упрощенный – укрощенный,

Умом и волей всех ученых,

В турбины просится уран.

Ведущие уходят, по окончании фильма. Звучит веселая музыка, на сцену выходит чтец и под его стихотворения юноши и девушки гуляют по сцене. У них в руках цветы, воздушные шарики.

Чтец 1. Мир так прекрасен! Травы и цветы,

Ручья журчанье, запах земляника…

И было солнце! И была весна!

И жить хотелось! Ах как жить хотелось!

Воспрянула природа ото сна,

И всё в весеннем вальсе завертелось.

И отовсюду разливался детский смех –

Звенящей песней будущего счастья!

Он обещал цвести земле вовек!

Весной так трудно верится в несчастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв. Свет гаснет. Юноши и девушки изображают страх, некоторые падают на сцену. На экране видео взрыва, стоп-кадр.

Земля и воздух зло в себе таят,

Плоды и злаки, и цветы и травы -

Всё смерть несёт, всё истощает яд,

Дыхание губительной отравы.

Чернобыля зловещая звезда,

Незримая, как рок, горит над нами.

В тревоге и печали города,

И цепенеет страх над деревнями.

Звучит музыка, на сцену выходя юноши и девушки, танцуют танец «Белое и черное, ДО и ПОСЛЕ»

На экране появляется слайд или фото 4-го блока ЧАЭС уже после аварии, звучит органная музыка.

Преподаватель. 26 Апреля 1986 года, суббота. В 1 час 23 минуты 40 секунд произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, разделивший историю Земли и человечества на «ДО и ПОСЛЕ». 3

Ведущий 3. (юноша)

Второй час ночи. Всё спокойно…

Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…

И взвыли бешено сирены,

В борьбу вступили смерть и жизнь.

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дыбу.

Мир содрогнулся. Весть эфиром

Гудит на разных языках.

Не над Чернобылем, над миром,

Повис радиационный страх.

На экране показывают фильм или слайды аварии.

Преподаватель. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе 4-го блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления урана, реактор пошел в разгон. Температура урановых топливных стержней выросла до несколько тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Грянул взрыв.

Он порвал, словно гнилые нитки, две тысячи стальных и циркониевых труб и коммуникаций, и «выстрелил» в воздух верхней плитой перекрытия. Эта махина весом 1,5тысячи тонн зависла над развороченным реактором, медленно повернулась и всей своей массой рухнула ребром на помещение центрального зала и на остатки реактора.

Брызнувшие в разные стороны обломки урановых стержней, труб и куски графита, разогретые до тысячи градусов, от соединения с кислородом воздуха вспыхнули бенгальским огнём и посыпались на крышу соседнего турбинного зала, покрытую рубероидом.

Реактор 4-го блока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн испарившегося радиоактивного топлива. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и много людей, получившие сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.

На экране электронные часы отсчитывают время:

Ведущий 3.

1 час 23 минуты 40 секунд взрыв атомного реактора;

1 час 26 минут 03 секунды – сработала пожарная сигнализация;

1 час 28 минут – к месту взрыва прибыл дежурный пожарный караул станции;

1 час 35 минут – на станцию прибыл пожарный караул города Припять;

2 часа 10 минут – сбит огонь на крыше машинного зала;

2 часа 30 минут – подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения;

4 часа 50 минут – огонь в основном локализован;

6 часов 35 минут пожар ликвидирован.

Преподаватель. Первыми по тревоге к месту пожара прибыли пожарные станции, которых называют «Шеренга №1»

Проваливаясь в плавящуюся трясину прожигающего сапоги рубероида, открытые чудовищной силе излучению, вдыхая радиационные аэрозоли, в смертельное сражение вступили шестеро пожарных Шеренги №1.

Эти мужчины отдали свою жизнь, сбивая ночью пламя, не давая огню перекинуться на соседние блоки станции. Страшно даже представить, что было бы, не соверши они в эту ночь, всё что возможно и даже не возможно для человека. Они заслонили собой не только ближних своих, но дальних. Каждого из нас.

Вечная им память…

На сцену выходят ведущие, а на экран выводятся фотографии пожарных станции.

Ведущие называют их имена, и звучит музыка (скрипка в живом исполнении)

Ведущий 1. Герой СССР лейтенант Владимир Павлович Правик.

Ведущий2. Герой СССР лейтенант Виктор Николаевич Кибенок.

Ведущий 3. Сержант Николай Васильевич Ващук.

Ведущий 1. Сержант Владимир Иванович Тишура.

Ведущий 2. Старший сержант Николай Иванович Титенок.

Ведущий 3. Старший сержант Василий Иванович Игнатенко.

Преподаватель. Они ценой своей жизни выполнили свою работу. Но это было только началом страшной беды, под названием Чернобыльская катастрофа.

Ведущий 1. Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. В течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 тысяч работников, или “ликвидаторов”, из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 тысяч человек.

Ведущий 2. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для здоровья. Они смывали водой радиоактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальтов.

Ведущий 3. Самые большие дозы радиации получило около 240 тысяч ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Из них около 100 тысяч стали инвалидами,

Более 50 тысяч человек умерли.

Преподаватель. Подвиги:

Лейтенанта Владимира Правика, который со своим нарядом пожарных первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю реакторного зала;

Врача скорой помощи Виктора Белоконя, который оказывал первую помощь облученным;

Инженера-физика Александра Ситникова, который заглянул в самоё сопло реактора и сообщил, что реактор разрушен;

В. Перевозчикова начальника смены реакторного цеха, который спасал людей;

П. Шабанова – воина-афганца, вертолетчика, который участвовал в облётах реактора в самой опасной зоне;

И многих, многих, многих других – это примеры не только героического поведения людей в критической ситуации, но и примеры нравственности и чистоты человеческой души. 5

Ведущий 2. Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм тысяч людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Запомним тех, кто гнал каскады,

На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,

Свинец грузил, бетон возил.

Страшным жизненным уроком

Ожила чужая боль.

Помолчим же все немного…

Помолчим же мы с тобой…

Преподаватель. 30 лет миновало со дня Чернобыльской катастрофы, и большинства из тех, кого именуют ликвидаторами, увы, уже нет в живых. Конструкторов и солдат, пожарных и врачей, физиков и вертолётчиков, шофёров и шахтёров, и просто добровольцев. Спасая жизни других, они подвергали собственные смертельной опасности. Степень этой опасности знал и понимал не каждый.

Почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать.

Включается метроном.

Преподаватель. Прошу всех сесть.

Ведущий 1. В субботу и воскресенье 26 и 27 апреля 1986 года, жители Припяти, города энергетиков Чернобыльской АЭС, как и положено, отдыхали после очередной трудовой недели: дети возились в песочницах, молодые выезжали за город, ловили рыбу в реке, играли в футбол, справляли свадьбы. Жизнь била ключом.

Не вызывал ни у кого беспокойства и дым над 4-м энергоблоком. Людям ещё ничего не сообщили, и поэтому никто из них ещё не знал, что все они уже приговорены логикой предшествующих событий к тому, чтобы стать участниками и жертвами невиданной доселе ядерной трагедии.

Ведущий 2. После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая и была проведена 27 апреля.

В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-ти километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-ти километровой зоны.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

На экране проецируется колонна автобусов.

Ведущий 2. Представьте себе колонну из 1тысячи 100 автобусов, с зажженными фарами, идущую по шоссе и выводящая из поражённой зоны многотысячное население города Припять.

Преподаватель. Людей поспешно «выкорчёвывали» с родной земли. Трудно представить себе горе тех, кто навсегда прощался с родиной, с домом, где родился и вырос, с землёй, с которой связана вся жизнь, похоронены родные и близкие.

Ведущий 1. Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома. Люди были молчаливы, многие пребывали в шоке. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога.

Ведущий 2. Когда-то цветущие города Чернобыль и Припять, а с ними и многочисленные украинские и белорусские деревни и села – опустели…

Звучит «Реквием» Вольфганга Моцарта.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Мертвый город…

Город – призрак

Плачет небо над тобой…

За обыденности призмой

Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны

И рыданья не слышны…

Пострадали миллионы,

Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый

Уничтоживший покой –

Техногенный выстрел в спину

Среди радости людской.

Этот ад напомнит многим

Очень многим о себе…

Через горе – к Богу в ноги

И к молитве о судьбе.

На экране слайды саркофага над реактором.

Ведущий 3. Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ним решено было соорудить бетонное укрытие – Саркофаг. Все радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года.

Ведущий 1. После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки “саркофага”, 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.

В 1991 году на 2-м энергоблоке вспыхнул пожар, и в октябре этого же года реактор был полностью выведен из эксплуатации. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока.

Преподаватель. На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в нём проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.

Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения.

Город Припять остался пустым и заброшенным.

Ведущий 3. Нам жителям этой планеты, нельзя забывать и о страшных войнах, и о природных катастрофах, и о крупных авариях, которые уносят сотни и тысячи жизней, которые загрязняют окружающую среду и делают её не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Ведущий 1. Самый главный урок Чернобыля – это ещё более обострённое ощущение зыбкости человеческой жизни, её уязвимости. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерёг: не упивайся своим могуществом человек, не шути с природой.

Ведущий 2. Пристальней и ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты – причина, но и следствие. Учитывая, что у человека смена поколений идёт каждые 20 лет, то человечеству для выздоровления понадобится 800 лет.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Чернобыль…

Звучит это страшно…

Душа холодеет и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие…

Что началось радиационное бедствие.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам черные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.


Преподаватель. Мы, дети Земли,

должны понимать, что не

Земной шар принадлежит нам,

а мы принадлежим ему.

И нам надо передать будущим поколениям чистую, здоровую

и счастливую планету.

Это наш дом! Это ваш дом!

Сценарий классного часа «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».

Цель и задачи:

1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии;

способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

2.Развивать позитивную активную жизненную позицию;

3.Воспитывать чувство сострадания .

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Слайд 2

«Беларусь… Для мира мы terr а incoqnita – неизвестная, неизведанная земля. «Белая Россия» - так примерно звучит название нашей страны на английском языке. О Чернобыле все знают, но только в связи с Украиной и Россией. Мы ещё должны рассказать о себе…»

Ход мероприятия.

Ведущий.

Слайд 3.

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 58 секунд – серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной вблизи белорусской границы. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.

Слайд 4-5.

Черно́быль (укр. Чорно́биль производное от растения «чернобыльник», полынь) - город . Чернобыль расположен на реке , недалеко от её впадения в . До аварии в городе проживало около 13 тысячи человек.

На карте хорошо видны приграничные государства. Самая близлежащая территория Беларусии. Для маленькой Беларусии (население 10 млн. человек) взрыв атомной электростанции явился национальным бедствием, хотя у самих белоруссов нет ни одной атомной станции. Это по-прежнему аграрная страна, с преимущественно сельским населением. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с их жителями. После Чернобыля страна потеряла 485 деревень и посёлков: 70 из них уже навечно захоронены в земле. В войну погиб каждый четвёртый белорус, сегодня каждый пятый живёт на зараженной территории. Это 2,1 млн. человек, из них же – 700 тыс. детей. Среди факторов демографического угасания радиации занимает главное место. В Гомельской и Могилёвской областях (наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы) смертность превысила рождаемость на 20 %.

Для справок.

В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50 ∙ 10 6 К u радионуклидов, из них 70 % выпало на Беларусь: 23 % её территории заражено радионуклидами с плотность больше чем 1 К u /км² по цезию – 137. Для сравнения: на Украине 4,8 % территории, в России - 0,5 %. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku /км² сотавляет свыше 1,8 млн. гектаров, стронцием-90 с плотностью 0,3 и больше Ku /км² - около 0,5 гектаров земли. Беларусь - страна лесов. Но 26 % лесов и большая часть лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения…

Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации – с каждым годом в стране увеличивается число больных раковыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутация.

Слайд 6 – 7.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира. Радиация – это ионизирующее излучение, распространяющееся в виде потока квантов или элементарных частиц. Она измеряется дозиметром. В нашей жизни безопасный уровень радиации есть во всем, что нас окружает. Например, в медицине – рентгеновский аппарат. На каждой территории есть свой естественный радиационный фон, но безопасным для населения считается величина, равная приблизительно 0,5 микрозиверт (µЗв) в час (до 50 в час). При нормальном радиационном фоне наиболее безопасным уровнем внешнего облучения человеческого тела считается величина до 0,2 (µЗв) микрозиверт в час (значение, равное 20 микрорентгенам в час).

Самый верхний предел допустимого радиационного уровня – 0.5 µЗв - или 50 мкР/ч .

Для справок.

Ионизирующим это излучение называют потому, что радиация, проникая в кровь сквозь любые ткани, ионизирует их частицы и молекулы, что приводит к образованию свободных радикалов, которые ведут к массовой гибели клеток ткани. Воздействие радиации на организм человека называется облучением.

Слайд 8.

Саркофаг – это специальная конструкция, которую разработали инженеры из Питера, для четвёртого реактора. Срок службы на 30 лет использования. И если бы в 1986 году не спрятали реактор в саркофаг, масштабы катастрофы были бы гораздо больше…

Для справок.

В Украине разрабатывалось строительство нового саркофага «Арка»…

Четвертый реактор, именуемый «Укрытие», по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 200 тонн ядерных материалов. Причём топливо частично перемешано с графитом и бетоном.

Слайд 9 – 10.

Город призрак – пустые многоэтажные дома, театры, больницы, детские сады, школы и всё это с одеждой, вещами, мебелью, которые никто и никогда не сможет использовать.

Ученик 1.

В память героям Чернобыля

Чернобыль – город без людей,
Как призрак с памятью ужасной.
Не слышны голоса детей.
Нет, не отмечен кровью красной,
Но смерть таится здесь везде…

Ученик 2.

В пустом подъезде хлопнут двери…
Лишь ветер носит смерти пыль,
Не слышно птиц, не видно зверя.
Не сказка это – жизни быль.

Ученик 3.

В ту ночь… апрельскою, жестокой,
Случилась страшная беда.
Вдруг стала здесь земля опасной,
Не на года, а на века.

Ученик 4.

Молчанье тихое, ночное
Вдруг разорвало взрыва гром
И смерти чудище немое
Объято дымом и огнем.

Ученик 5.

Машин пожарных вереница
На помощь мчится, на войну,
С чудовищным огнём сразиться,
Закрыть собою всю страну.

Ученик 6.

Как много их: сынов любимых,
Отцов, мужей в одном строю.
И беззащитных и ранимых,
Стоящих прямо на краю.

Ученик 7.

Стоящих прямо перед смертью,
Не ощущая страшный час,
И за открытой смерти дверью
Они находятся сейчас.

Ученик 8.

Мы помним всех их поименно,
Мы помним лица их и боль.
Пред ними мы стоим в поклоне.
Сжимает сердце скорби боль.

Слайд 11.

Город Чернобыль (основан в 1193 году) - стал "административным центром" в 1986 году, из-за высокого уровня радиации на прилегающих территориях. Решение об отчуждении земель было вызвано существенным радиоактивным загрязнением территорий, смежных с атомной электростанцией. Было введено три зоны:

Специальная зона (непосредственно промплощадка АЭС);

10 км зона;

30 км зона (Чернобыль находится в 9.5 км от станции).

Для справок.

В них был организован строгий радиационный контроль транспорта. На границах зон, организованны трансплантационные сооружения для рабочих при переходе от одного транспортного средства до другого, чтобы уменьшить воздействие радиоактивных веществ.

В городе базируются главные предприятия, занятые работами для обслуживания зон в экологически безопасных условиях, включая предприятия, управления радиационными условиями 30-километровой запретной зоны.

В Чернобыле расположен персонал Министерства внутренних дел Украины, занятый защитой территории 30-километровой зоны и контролем незаконных проникновений.

Спустя более 30 лет после Чернобыльской аварии постоянное влияние малых доз радиации продолжает отрицательно влиять на природу 30-километровой зоны отчуждения. Вокруг атомной электростанции стало меньше птиц и насекомых (чем выше уровень радиации, тем меньше насекомых).

По мнению многих ученых, процветает дикая природа в специальной зоне, поскольку воздействие радиации не позволяет вносить свои коррективы со стороны человеческого фактора. Уровень радиации в области был опасен для жизни только в первые два года, и в течение десяти лет он упал в 1000-10000 раз в разных областях.

Как видно, история города Чернобыль носит разносторонний характер. Это древний город со своими обычаями и устоями, которые сохранились и по сей день. Ведь сейчас Чернобыль - мертвый город.

Слайд 11 – 15.

Ведущий.

Кто спасал людей всей планеты от невидимого убийцы – радиации? На ликвидацию последствий аварии было брошено двести десять воинских частей, около трех­сот сорока тысяч военнослужащих. Самое пекло дос­талось тем, кто чистил крышу... Впервые дни сотни молодых солдат работали на самой крыше реак­тора. В дальнейшем горные спасатели – шахтёры из Москвы, Киева, Днепропетровска, Шахты. Среди ликвидаторов и вертолётчики.

Впервые дни верхний зараженный слой земли был снят и захоронен, вместо него насыпали доломитового песка.

Солдатам выдавали свинцо­вые фартуки, но фон шел снизу, а там человек был не­прикрыт. Они - в обыкновенных кирзовых сапогах... В день по полторы-две минуты на крыше... На крыше гребли топливо и реакторный графит, осколки бетона и арматуры... Двадцать – тридцать секунд, чтобы нагрузить носилки, и столько же, чтобы сбросить «мусор» с крыши. Одни эти специаль­ные носилки весили сорок килограммов. Так что пред­ставьте себе: свинцовый фартук, маски, эти носилки и бешеную скорость... Представляете? В музее в Кие­ве лежит муляж графита величиной с фуражку, гово­рят, будь он настоящим, весил бы шестнадцать килограммов. Радиоуправ­ляемые манипуляторы часто отказывались выполнять команды или делали совершенно не то, так как их электронные схемы в высоких полях разрушались. Самыми надежными «роботами» были солдаты. Их окрестили «зелеными роботами» (по цвету военной формы). Через крышу разрушенного реактора про­шло три тысячи шестьсот солдат.

Был момент, когда существовала опасность ядерного взрыва, и потребовалось спустить из-под реактора грунтовую воду, чтобы туда не попал расплав урана и графита, вместе с водой они дали бы критическую массу. Взрыв - три-пять мегатонн. Не только бы в Киеве и Минске, но и на огромной части Европы нельзя было бы жить. Представляете?! Европейская катастрофа: Поставили задачу: кто нырнет в эту воду и откроет там задвижку спускного клапана? Искали добровольцев. И они нашлись! Ребята ныряли, много раз ныряли и открыли эту задвижку.

Вертолётчики в рядах спасателей… Четыре-пять вылетов в тече­ние суток, при высоте триста метров над реактором, температура в кабине - до шестидесяти градусов. А что творилось внизу, когда мешки с песком сбрасыва­лись? Представляете... Пекло... Активность достигала тысячи восемьсот рентген в час. Пилотам становилось плохо в воздухе. Чтобы метнуть прицельно, попасть в цель - огненное жерло, они высовывали головы из ка­бины... Смотрели вниз... Иного способа не было…

Молодые ребята... Они сейчас тоже умирают, но они понимают, что если бы не они... Это еще и люди особой культуры. Культуры подвига. Жертвы.

В нашем классе учится внук одного из первых ликвидаторов - Усачёв Александр. Его дедушка вернулся с высокой дозой облучения. После долгой болезни его не стало.

Ведущий.

Давайте почтим память героев минутой молчания.

Ученик 9.

Ликвидаторам Чернобыльской аварии

Ты знаменит худою славою,
Но лучше бы не знать её.
Над облучённою державою
Опять кружится вороньё…

Ученик 10.

А электронные дозиметры
Сходили бешено с ума,
Но вырастала по периметру
Для радиации тюрьма.

Ученик 11.

Коварны шутки с мирным атомом,
Он на свободе, как бандит,
И пионеров-ликвидаторов
Своими ядрами бомбит…

Ученик 12.
Настройте души под локаторы
На милосердия волну...
Мы, ветераны-ликвидаторы,
Прошли Чернобыль, как войну.

«Беда..

Чернобыль….

Человек…»

Слова звучат за кулисами
Стон Земли.

    Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

    Не год, не два, а миллиарды лет,

    Я так устала…Плоть моя покрыта

    Рубцами ран -живого места нет.

    Терзает сталь мое земное тело,

    И яды травят воды чистых рек,

    Все то, что я имела и имею,

    Своим добром считает человек.

    Мне не нужны ракеты и снаряды,

    А ведь на них идет моя руда,

    А что мне стоит только штат Невада,

    Его подземных взрывов череда.

    Зачем друг друга люди так боятся,

    Что позабыли о самой земле?

    Ведь я могу погибнуть и остаться

    Обугленной песчинкой в дымной мгле.

    Не потому ли, загораясь мщением,

    Я против сил безумных восстаю,

    И, сотрясая Твердь землетрясеньем,

    На все обиды свои ответ даю

    И не случайно грозные вулканы

    Выплескиваю с лавой боль земли…
    Очнитесь, люди!

    Призовите страны,

    Чтобы меня от гибели спасти.

И было солнце! И была весна!
И жить хотелось! Ах, как жить хотелось!
Воспрянула природа ото сна,
И все в весеннем вальсе завертелось.
И отовсюду разливался детских смех
Звенящей песней будущего счастья!
Он обещал цвести земле вовек!
Весной так трудно верится в ненастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв... На экране видео взрыва, стоп- кадр.
Медленно выходят ведущие и чтец. Чтец читает на ходу.

ЧТЕЦ1: Земля и воздух зло в себе таят,-
Плоды и злаки, и цветы, и травы –
Всё смерть несёт, всё истощает яд,
Дыхание губительной отравы.
Чернобыля зловещая звезда,
Незримая, как рок, горит над нами.
В тревоге и печали города,
И цепенеет страх над деревнями.
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, дорогие друзья!

С тех пор прошло немало вёсен,

Закончился двадцатый век,

Но не закрыта ещё тема:

Беда…

Чернобыль…

Человек…

ВЕДУЩИЙ 2:: 26 апреля 1986 года произошла страшнейшая катастрофа в истории человечества. И спустя 30 лет этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

ВЕДУЩИЙ 1: Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше. Об их подвиге должны помнить мы все.

ВЕДУЩИЙ 2: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее.
ВЕДУЩИЙ 1: Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.
ВЕДУЩИЙ 2: Мы хотим рассказать вам, как это было…
ЧТЕЦ2:
Второй час ночи. Все спокойно…
Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…
И взвыли бешено сирены,
В борьбу вступили смерть и жизнь.
Мир содрогнулся. Весть эфиром.
Гудит на разных языках.
Не над Чернобылем, над миром,
Повис радиационный страх.

Пауза. Ведущие-чтецы остаются на сцене. Звучит колокольный набат на его фоне.
ЧТЕЦ3: Бьет колокол глухой,
Чуть слышный дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу…
ВЕДУЩИЙ 1: 1 час 23 минуты 40 секунд - 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности реактора, росту давления. А еще через 4 секунды - глухой взрыв, сотрясший все здание. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.

ЧТЕЦ4: Взметнулся в небо столб огня.
И взрыв разбрызгал блока глыбу.
Застыла в ужасе земля,
Бедой поднятая на дыбу.

ВЕДУЩИЙ 2: С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель.

ВЕДУЩИЙ 1: На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти роботы: «сходили с ума».

ВЕДУЩИЙ 2: А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена… Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода.
ЧТЕЦ5: Огонь и мрак - невидим враг.
До смерти шаг - потом бессмертие.
Ни перестрелок, ни атак.
Но жить лишь так - ценою смерти.

На экране электронные часы отсчитывают секунды.
ВЕДУЩИЙ 1: 1 час 26 минут 03 секунды - сработала пожарная сигнализация.
ВЕДУЩИЙ 2: 1 час 28 минут - к месту аварии прибыл дежурный караул станции. Через 7 минут прибыл караул г. Припять.
ЧТЕЦ6: Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвертого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали.

ВЕДУЩИЙ 1: 2 часа 10 минут - сбит огонь на крыше машинного зала. Через 20 минут подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения.
ВЕДУЩИЙ 2: 4 часа 50 минут - огонь в основном локализован.
ВЕДУЩИЙ 1: 6 часов 35 минут - пожар ликвидирован.

ВЕДУЩИЙ 2: В результате ядерной аварии произошла крупнейшая катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России. Чернобыльский взрыв выбросил в окружающую среду не менее 130 миллионов кюри самых разнообразных радиоактивных веществ, разбросав их на площади более 56 тысяч квадратных километров.

ЧТЕЦ7: Да, многое зависит от людей!
На ниточке висит моя планета
Толчок – и нет ни взрослых, ни детей,
Ни снежных зим, ни солнечного лета…
ВЕДУЩИЙ 1: У каждого времени - свои герои. Но в этот раз люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже страшнее вооруженного до зубов агрессора. Этот враг был неощутим и невидим. Он жесток и коварен, безжалостен и смертельно опасен.
ВЕДУЩИЙ 2: Они выполняли свою работу. А ситуация была необычной - рядом «дышал» смертельным дыханием реактор. Огонь расползался по крыше машинного зала. Страшная невыносимая жара заставила снять респираторы. Битум плавился и тек, наполняя воздух отвратительным удушающим перегаром. Огромный потолок над машинным залом и вспомогательным корпусом с треском падал. Расплавленное покрытие прожигало обувь, одежду, обжигало тело.
ВЕДУЩИЙ 1: Но не было времени думать о своей безопасности. Нужно было спасать станцию. Люди слабели от страшного дыма, невыносимой жары, огромнейшей дозы радиации, боли. Они теряли силу, падали. Но выстояли! Они спасли станцию, закрыли ее собой и предотвратили еще большую беду, которая могла случиться. Но это было только началом беды.
ВЕДУЩИЙ 2: Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. Они смывали водой радиактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальт.

ВЕДУЩИЙ 1: Опасность витала в воздухе!.. Спасатели получали большую дозу облучения. И это отразилось на их здоровье. Последствия не заставили себя долго ждать. Многие из ликвидаторов, так их и называют и сейчас, ушли из жизни, а многие стали инвалидами.
ВЕДУЩИЙ 2: Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.
ЧТЕЦ8: Запомним тех, кто гнал каскады,
На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,
Свинец грузил, бетон возил.

Ведущ 2 Памяти погибших посвящается –

Минута молчания.

Танец Огня

С каждым днём всё больше ликвидаторов пополняют этот список. Нельзя допустить, чтобы оборвалась память сердца, чтобы потомки, забыв прошлое, ещё раз прошли по пути ошибок! Помните Чернобыль! Не дайте повториться где-нибудь на Земле второму Чернобылю!

ВЕДУЩИЙ 1: В ликвидации аварии принимали участие 20 тысяч граждан Орловской области. В их числе наши земляки. к 30-й годовщине аварии На Чернобыльской АЭС их осталось всего 10 человек:

ВЕДУЩИЙ 2: из пос. Долгое: Эльбрус Акопян

Дмитрий Власов

Николай Петухов

Евгений Петров

Николай Распопов

Александр Сухинин

ВЕДУЩИЙ 1 из Кровцовой Плоты: Николай Степанов

Иван Ягупов

Михаил Животов из К. Демьяновского

Михаил Доронин из с. Никольское

Эти люди, сильные духом, способные на великое самопожертвование. Почти все имеют ордена и награды правительства, а также медали «За спасение погибавших». Хвала им, честь и слава!.

Песня Ликвидаторам

ВЕДУЩИЙ 1: Авария вызвала крупномасштабное радиоактивное заражение местности не только на Украине, но и далеко за её пределами. Радиоактивное загрязнение зафиксировано более чем в 30 странах мира.
ВЕДУЩИЙ 2: Одной из важнейших задач ликвидации последствий аварии была изоляция разрушенного реактора и предотвращение поступлений радиоактивных веществ в окружающую среду. Первым этапом её решения было сооружение укрытия, которое назвали саркофаг.
ЧТЕЦ9: Отвернувшись от рыжего леса,
Излучая тревогу и страх,
В центре зоны над раной ЧАЭСа
Замер серый, как слон, саркофаг.
ВЕДУЩИЙ 1: Высота «саркофага» составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров. По характеристикам безопасности саркофаг рассчитан лишь на 20-30 лет и постепенно разрушается.
ВЕДУЩИЙ 2: Сейчас ведётся работа над сооружением нового укрытия над объектом «Арка». Оно рассчитано на 100 лет безопасной эксплуатации.
ВЕДУЩИЙ 1: Для работ в районе Чернобыльской АЭС применялась бронированная техника с повышенной защитой от радиации, но это практически не помогало. Через неделю использования их приходилось хоронить в могильниках, так как металл начинал буквально «светиться» от радиации. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 км от атомной станции.
ЧТЕЦ10: Забытый колодец, безлюдной деревни хранитель,
Некошеный, серый, под солнцем стареющий луг.
И купол вдали золотится, святая обитель,
И город пустой, перед ним возникающий вдруг.
И странные люди, одетые не по сезону,
И всё, что ты видишь вокруг, называется зона.
ВЕДУЩИЙ 2: Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей.
ВЕДУЩИЙ 1: На окраине города Хойники есть монумент погибшим в результате чернобыльской катастрофы деревням. Скульптура скорбящей женщины на фоне полукруглой стены с названиями мёртвых деревень Хойникского района. На стене 21 населённый пункт. Это только относительно крупные нежилые деревни – маленьких намного больше…
ЧТЕЦ11: Остановилось всё и замерло внезапно,
Чернобыля раздался страшный стон.
Стоят с тех пор забытые деревни,
На жизнь глядя проёмами окон.

ВЕДУЩИЙ 2: Чернобыль. Сейчас это слово знает весь мир. До сих пор мы ощущаем последствия этой трагедии. Мутации на зараженных территориях, рождение детей с врожденными потологиями, рак и лейкемия. Это очень страшно! Враг невидим и он не дремлет!

ВЕДУЩИЙ 1: Тридцатикилометровая зона так и остается незаселенной. Потому что пострадал не только человек, но и природа - луга, поля, леса, птицы и звери. Все, что раньше радовало глаз и приносило пользу человеку, стало для него опасным.
ВЕДУЩИЙ 2: Чернобыльская зона вычеркнута из жизни на 500, а может быть, и на тысячу лет, никто не знает, что и когда удастся сделать науке, чтобы вернуть её к жизни.

ЧТЕЦ 12: Мертвым городом стала Припять,
Больше людей там не отыскать.
Трагедии страх все еще жив там,
И на историю не повлиять.

Пусто в домах, не слышны разговоры,
Больше не ездят туда поезда.
И не стихают о горе том споры,
Погасла над станцией счастья звезда.

Мы поскорбим о несчастно погибших,
Вспомним героев Чернобыля лет.
Годы идут, о трагедиях бывших
Все еще свеж тот мучительный след.

Раскинулось эхом Чернобыля горе,
И пострадал невинный народ.
Мигом мирились те, кто был в ссоре
Но беспощадным для всех стал исход

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня там среди многих тонн брошенной техники, которую невозможно дезактивировать и потому даже в переплавку не отправишь, бродят дикие кабаны, скачут одичавшие табуны лошадей, а из пруда бывшего охладителя реактора выныривают гигантские головы сомов-мутантов.
ВЕДУЩИЙ 2: Печально, но участь зоны определена: ей суждено стать местом захоронения жидких и твердых ядерных отходов…Украины… Европы.
ЧТЕЦ13: Есть священный обычай славян:
Оставлять свою землю потомкам.
Я предатель своей земли,
Умирает мой сад.
Сытой тяжестью яблок ласкает он взор,
Нелегко примириться со смертью.
Мы корнями вросли в эту землю,
От нее отчуждаемся страхом.
Даже враг не сумел нашу землю отнять,
Как спастись от нее теперь нам?
Я надел на нее терновый венец
Этой мертвой Чернобыльской зоны.

ВЕДУЩИЙ 2: Как в Японии символом мира стал журавлик в руках ребёнка, так и у Чернобыля появился символ, им стал Чернобыльский аист.
5. «Чернобыльский аист» (одноимённый клип)
ВЕДУЩИЙ 1: После Чернобыля атомная энергетика испытала сильнейший удар, но наша наука, наши конструкторы и проектировщики стали пытаться сделать атомную энергетику более безопасной.
По мнению ученых, общество придет к тому, что надо развивать атомную энергетику как самый безопасный и самый дешевый способ снабжения электроэнергией. Прогресс не остановить! У нас в России будущее за атомной энергетикой!

ВЕДУЩИЙ 2: И мы надеемся на то, что построенные по всем правилам и с пониманием всей ответственности, которая лежит на плечах взрослых мужей учёных, проектировщиков, строителей и работников современных атомных электростанций, наши дома всегда будут наполнены светом, теплом и детским смехом, а природе и людям, а значит и нашему Земному шару ничего не будет угрожать.

    Не важно, кто первый на кнопку нажмет,

    А бедной планеты обугленный рот,

    Кричит: «Что творите вы люди со мной?

    Поймите, земляне, вы в связке одной!

    Вам вместе лететь в термоядерный ад.

    Закрою глаза - океаны кипят.

    Это время пока что! Но время не ждет.

    Сегодня на Припяти тронулся лед.

    Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль!

    За души ослепшие бой.

    Не уж то меня не прикрыл ты собой?

    И запад твой страшный урок

    Не поймет?

ВЕДУЩИЙ 2: Наша программа завершается, мы рассказали вам о событиях, которые произошли 30 лет назад и надеемся, что такая трагедия больше никогда не повторится!

ВЕДУЩИЙ 1: Люди будьте бдительными! Не дайте погибнуть всему живому на Земле!

Чернобыль- это память на много веков.
Чернобыль- это безутешное горе для вдов.
Чернобыль- это нынешний ядерный век.
Чернобыль - здесь заложником стал человек.
Чернобыль- это смерть саркофагом укрыта.
Чернобыль - здесь никто и ничто не забыто.

Дорогие друзья, мы прощаемся с вами. До свидания, до новых встреч

Внеклассное занятие «Помнит мир спасённый…» /посвящённый 30- летию Чернобыльской трагедии/

Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; в оспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.

Задачи:

  • формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;
  • развивать позитивную активную жизненную позицию;
  • воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись метронома, презентация

Ход занятия:

Подвиг - это тот поступок, который совершается во имя жизни и безопасности абсолютно незнакомого мне человека? Или подвиг – это что – то другое? То, что выше нормальных человеческих возможностей

Более двадцати семи лет отделяет нас от трагедии двадцатого столетия,

От апрельской ночи, когда атом мощь свою познав,

Потерял контроль, потряс зловещим взрывом спящую планету,

Показал неукротимый нрав.

Сегодня мы поговорим о трагедии, произошедшей в Чернобыле. Последствия этой катастрофы могли бы быть ещё более непредсказуемыми.

Но навстречу смертельной опасности шагнуло 28 работников пожарной охраны.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на приехали пожарные расчеты. Они оказались первыми, кто встретил вселенскую беду.

Лейтенант Правик, прибыв на объект, правильно оценил обстановку. Он пошёл в разведку сам. Право на главное решение было лишь у него, а ошибиться в выборе последующих действий было нельзя. Действуя за пределом, всех человеческих возможностей, 28 бойцов пожарной охраны сумели справиться с пожаром – ценой собственной жизни, – спасая нашу с вами жизнь!

Святые люди! Понимая, что вокруг них бушует радиация, они боролись с огнем, отсекали ему путь к соседнему реактору. Боролись, пока не укротили пламя, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них. Получившие страшную дозу радиации, они были помещены в лучшую клинику Москвы, где их, казалось бы, должны были спасти. Слишком велика была доза облучения...

Чернобыль унёс жизни мужчин и женщин, отцов и матерей. Он забрал любовь….

Их любовь – гимн мужеству мужчины, защищавшему Человечество, и любви женщины, спасавшей дорогого ей человека.

У вас на столах горестные письма. Прочтите их нам

Письмо 1.

«Я не знаю, о чём рассказывать…О смерти или о любви? Или это одно и тоже…О чём?

…Мы недавно поженились. Ещё ходили по улице и держались за руки. Я говорила ему: «Я тебя люблю». Но я ещё не знала, как я его любила…Не представляла…

Жили мы в пожарной части, где он служил. На втором этаже. А на первом стояли красные пожарные машины. Это была его служба. Всегда я в курсе: где он? Что с ним?

Письмо 2.

Среди ночи слышу сильный шум. Муж увидел меня: «Закрой форточки. Ложись спать. Скоро буду. Семь часов утра. Он в больнице. Все жены бежали туда. Я увидела его. Отекший весь. Опухший, глаз почти нет.

Письмо 3.

Москва. Я просила и молила врачей пустить меня к мужу. Я его нашла. Мне не разрешали быть с ним. Я осталась с ним до самого конца».

«Не целуй и не обнимай меня!» - говорил он мне

Письмо 4.

«Американский профессор сделал моему сыну операцию. Утешал меня и говорил, что есть маленькая надежда. У меня в памяти встреча с человеком, лица которого не помню: «Перед вами уже не сын, не родной человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки».

Мой сын, получил тысячу шестьсот рентген. Смертельная доза для человека – 400. Он умер на 14 день. Ему было 23 года. Мне принесли его орден.».

Это письма жён, матерей пожарных, защитивших своей жизнью нашу с вами жизнь…

Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты.

Давайте ещё раз вспомним их имена и почтим память погибших пожарных, минутой молчания

Дети, это наша история, наше прошлое. Давайте поговорим о настоящем и будущем

Вы объединены в микрогруппы. Я предлагаю вам, используя маркеры, на листе ватмана составить проект «Что такое подвиг?»

После небольшого размышления каждая группа учащихся высказывает свои мысли, которые записаны на плакате. Посмотрим на ваши проекты и выберем слова, которые хорошо определяют слово «Что такое подвиг?»

Нам ни на миг нельзя о мужестве и подвиге забыть –
И в безмятежный мирный час, и в нелюдимой стороне, и в самой будничной рутине.

Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о, каким надо быть человеком, чтобы суметь пожертвовать своей жизнью ради жизни других

На память о нашей встрече я хочу вам подарить белых журавлей, символизирующих мир на всей планете, память павших, символ миролюбия и бережного отношения к нашей истории