Где находится варанаси. Все о Варанаси — Городе мертвых

А закончить здесь свой жизненный путь и тем самым разорвать колесо Сансары и завершить череду перерождений мечта каждого верующего! Варанаси он же Бенарес и Каши - город света считается самым древним живущим городом на земле. Согласно легендам он был создан Шивой более 5000 лет назад, а исходя из научных данных 3000 лет. Но не смотря на всё выше написанное, для не подготовленного путешественника город может вызвать состояние замешательства или даже шока, наверное больше, чем какой другой город Индии. Наибольшее впечатление производят процессы кремации усопших на берегу Ганга.

Варанаси древнейший город на земле, стоящий на берегах священной реки Ганг. Когда-то он был ровесником Луксора, Вавилона и Ниневии. Теперь от тех великих Метрополией остались только руины, а Варанаси стоит и считается древнейшим живущим городом на Земле.

Может он и на самом деле охраняется великим Шивой, создавшим его.

Для Индусов трудно переоценить значение этого города, каждый верующий должен побывать здесь и окунуться в священную Гангу, хотя бы раз в жизни. А умереть в святом городе предел всех желаний для правоверного индуса. Не удивительно, что многие из них считают его центром вселенной.

Ещё одно название у Бенареса - город погребальных костров. Когда англичане впервые попали в Бенарес, они были просто шокированы происходящим. На гхатах вдоль всей набережной города горели костры, сжигающие трупы. На место сброшенных в Ганг обгоревших головешек, тут же подносили новых усопших. Костровые палками, перемешивали недогоревшие человеческих останки с тлеющими углями. Запах паленого мяса и волос стоял над всем городом. Это был нереальный, громадный крематорий, жизнью которого жил весь город. После увиденного англичане, решили все привести к цивилизованному ввиду, в своем понимание этого слова. Они захотели перенести все подальше от города, но встретили отчаянное сопротивление и возмущение людей. Боясь восстания, они отказались от своей затеи и оставили всё как есть. И по сегодняшний день в Варанаси, пусть и не в таких масштабах, происходят кремации на берегу Ганга. Сейчас основным местом кремации является Маникарниа гхат. Погребальные костры там горят не останавливаясь, а вдоль узких улочек к этим кострам постоянно подносят носилки с усопшими. Для многих все происходящие может показаться сюжетом из фильма ужасов, когда мешают палкой костер с усопшим, у трупа может отвалиться рука или голова. Можно увидеть собаку, грызущую человеческую кость. Или плавая на лодке по Гангу на ткнуться на всплывший раздутый труп. Согласно индуистским понятиям, девственниц, монахов и грудных детей не кремируют, а так "хоронят" в Ганге.
Конечно Варанаси, не однозначный город и не каждому он будет понятен. Но некоторые возвращаются сюда снова и снова. Я находясь там почувствовал не объяснимое спокойствие и умиротворение. А еще прикосновение к вечности.

Варанаси старше истории, старше традиций,
старше даже легенд а выглядит вдвое старше,
чем все они вместе взятые.
Марк Твен

Варанаси цены

Цены на питание: Омлет из 2 яиц 30-50 рупий, блюдо из курицы в среднем 150 рупий, кофе с молоком или чай 15-30 рупий, лепешка с сыром 35 рупий, рис с тушеной картошкой со специями 90 рупий, бутылка воды 2 литра в магазине 25 рупий.
В среднем на питание в день будет стоить 300-350 рупий.

Цены на проживание: кровать в хостеле примерно 100 рупий, цены на комнату в хостеле на берегу Ганга от 150 рупий. Дальше цены буду выше в зависимости от уровня отеля. Но не всегда то что дороже лучше, я лично с этим столкнулся и переехал из более дорого и менее удобного отеля, который находился в 1 км от Ганга, в более дешёвый на самом берегу реки.
Имейте ввиду, что цена на отель может быть выше если вас туда привезёт велорикша или таксист, так как он получит комиссию за это. Оптимальный вариант не переплачивать за проживание за счет комиссии, договорится с владельцем отеля, в котором собираетесь жить, что бы встретил вас на вокзале.

Цены на транспорт: вело рикши от 50 рупий расстояние от ж/д вокзала до старого города. Это же расстояние может стоить и 250 рупий в зависимости от времени и обстоятельств.

В среднем стоимость 1 дня проживания в Варанаси примерно будет 350(питание)+200(проживание)=550 рупий - это без учета транспорта.

Фото путешествия в Варанаси

Варанаси день первый


Улицы Варанаси


Практически все центральные улицы города заполнены людьми, велорикшами, тук-туками, машинами и автобусами и все это двигается в одной колоне, с шумом и гамом. Такое скопление людей, транспорта и звуков, не подготовленного человека просто шокирует.


На центральных улицах Варанаси, почти все время происходит движение. Вокруг тебя целая куча людей, машин, животных, цветов и звуков. Может кого-то такой колорит привлекает, но мне его хватало на 15 минут.


Я был очевидцем, когда два автобуса едва не раздавили пролезающего между ними человека. Первое желание, которое у меня было, это осмотреть все, что планировал побыстрей и свалить из этого шалмана.


Но когда я поселился в гестхаусе на самом берегу Ганги с видом на саму реку, погребальные дрова и на всю окрестность. Меня посетило непонятное спокойствие и умиротворение с ощущением прикосновения к вечности. И я поймал себя на мысли, что желание покинуть город совсем пропало.


С бокового окна моего гестхауса был вид на крыши древнего Бенареса. Вот адрес этого геста: Kashi guest house top restaurant with Ganga view ck9/5, Manikarnika (Burring) Ghat, Varanasi e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Стоимость номера в 2012 году была 150 рупий. tel:9305144163 9648993739. Можно позвонить и за вами приедут. И даже лучше так сделать, а то местные таксисты любят привозить в другие гесты, что бы получить комиссию за вас, а вы получите цену за жилье с учётом этой комиссии.


В гестхаусе было кафе на вид не взрачное, но с видом на Ганг и древние храмы. И к тому же с не плохой кухней. На тот момент там была приятная компания молодых французов, которые покуривали анашу, слушали регги и созерцали окружающие виды великого города или просто валялись на топчане. Была так же молодая англичанка, которая так же покуривала и после нескольких затяжек бралась за спицу и что-то вязала.


Храм на берегу Ганга


Первые колоритные персонажи встреченные мной на пути к гхатам и к священной Ганги. Вообще в Варанаси много всяких интересных личностей. Некоторые из них настоящие аскеты или служители своего бога. А многие наряжаются что бы заработать на фото с туристами.


На берегах Ганга индусы моются, стирают вещи, молются, а в саму реку сбрасывают кремированные трупы. С определенного времени здесь можно и заработать на туристах. Для многих эта река вся жизнь.


Вечный город - Варанаси (Бенарес, Каши) и его небоскребы.


Ступени на улочках старого города.


Пилигрим


Молитва нового дня.


Большая стирка.


Погребальные дрова на берегу Ганги на Маникарника гхат. Manikarnika Ghat, считается одним из самых священных гхатов (гатов). Процессы кремации происходят, практически постоянно. Обугленные останки сбрасывают в реку.


Наставник и ученик.


Лодочник.


Гхаты Варанаси.


Вот подходит к концу еще один день в вечном городе.


Закат в Варанаси.


Верный слуга господа.


А это очень уважаемый баба. Вокруг него стояло много людей, которые задавали ему множество вопросов. На них он отвечал с очень важным видом.


Вечерами в Варанаси на гхате Дашашвамедх, происходит завораживающие зрелище. Индуистские священники - брахманы, проводят арати. Арати это ритуал с зажжёнными свечами в процессея, которого преподносят подношения в виде цветов, фруктов и конфет. Священный ритуал выражает поклонение Шиве, матери Ганге, Сурье (солнцу), Агни (огню), и всей вселенной.


Ритуальные чаши.


Ритуал арати, очень зрелищный, его посещают огромное количество людей, как самих индийцев, так и туристов. Многие занимают заранее удобные места, чтобы сделать наиболее удачные и красивые фотографии.

Второй день в Варанаси


Гхаты в Варанаси на берегу Ганга, самое посещаемое туристами место. Но не смотря на это жизнь здесь идёт своим чередом. Кто-то моется, кто-то молится, кто-то стирается, а кто-то разглаживает сари, как в данном случае. Индия тем и хороша, что не смотря на строгие жизненные правила, для туристов почти везде свободный доступ. И получается так, как будто ты сам окунаешься в этот мир и живешь одной жизнью с окружающими тебя людьми, а не наблюдаешь за всем из окна туристического автобуса.


Гхаты Варанаси. У многих жителей священного города на Ганге проходит вся жизнь. Здесь они рождаются, живут и обязательно отсюда нужно отправиться в последний путь.


Индийский факир, заклинатель змей.


А здесь кобра решила "наплевать" на магию и заклинания факира и уползти в нужном ей направлении. Но не тут то было! Змея важная часть, способствующая заработку для этого индуса.


Ну а как же священном городе без священных животных.


Погребальные дрова.


Здесь очень хорошо видно, как происходит взвешивание погребальных дров и по всей видимости обсуждение цены за них. У многих не хватает денег, что бы оплатить количество дров, нужное для полного сожжения усопшего. И тогда в Ганг сбрасывают все что успело сгореть.


Весы для погребальных дров.


Значимая часть ближайших к Маникарника гхату улочек заставлена дровами для кремаций.


Улочки старого города.


Справа один из самых почитаемых для поклонения в Индии символов лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган). Соединение этих двух символов обозначает, что мужская и женская основы - вечная и неизменная суть человеческого бытия.


Уставший старик.


Местные


Скромный быт жителей Бенареса. Справа на стене видна свастика. Свастика в Индии - символ жизни, света, щедрости и изобилия.


Вот такие двери имеют дома в старом городе.


И такие старинные окна в паутине не редкость.


На древней двери, даже можно разглядеть табличку с адресом.


Лодки в Варанаси имеют огромное значение. Это не только способ переправы, но и способ заработка для местных жителей, на них катают туристов по Гангу. Стоимость в час примерно 150 рупий в 2012 году.


Дашашвамедх гхат


Ритуальные омовения.


Не только туристы плавают на лодках по Гангу, но и сами индусы любят это делать.


Опустилась ночь на Бенарес.


Ночной вид на Варанаси с восточного берега Ганга. На восточном берегу нет и считается, что некогда не было не каких строений. Он считается, тем миром куда Шива переправляет души умерших. Считается, что кому повезло умереть здесь завершает цикл перерождений и смертей. Для правоверного индуса это высшее благо. Многие чувствуя приближение смерти специально приезжают сюда. Для таких людей в Варанаси есть предназначенные для этого приюты.


Маникарника гхат считается основным гхатом для кремаций. На людей с фотоаппаратом там косо поглядывают, не говоря уже о том, что бы свободно делать фото. Фотографировать можно только по специальной договорённости и за не малую плату. По этому мне пришлось делать фотографии ночью с противоположного восточного берега Ганга.


Панорама великого города Варанаси, Бенареса, Каши. Города жизни, смерти и света, созданного Шивой более 5000 лет назад.

Варанаси один из старейших городов мира. Он святой для буддистов, джайнистов и особенно – индуистов. Индуисты считают его центром Земли. Сюда приезжают, чтобы умереть.

  • Долгая дорога из Пури в Варанаси. Про индийские поезда
  • Варанаси — город-ад
  • Трясу браслетами и думаю

Долгая дорога из Пури в Варанаси. Про индийские поезда

Едем из в священный Варанаси.

В индийских поездах три полки, если че. На верхней можно задохнуться. С нижней даже на секунду попу приподнять – место потерять, и ехать придется всемером. Вторая – полка – это среднее удовольствие между нижней и верхней.

Ночной слипер в Варанаси был самым адским поездом за всю . И только самый прожжённый аскет назовет эту дорогу приятным времяпрепровождением. Это был тот самый индийский поезд, где окна были зарешечены железными прутьями, люди висели гроздьями на вагонах и ехали на крыше, большинство ехало без билетов. Весь пол вагона, включая место под нижними полками, тамбур, туалеты были заняты людьми.

Поезд сразу поверг в шок. Пытались договориться с кондуктором за доплату перейти в другой вагон, но получили отказ. Ну, делать нечего. Расселись, расслабились, проехали пару остановок. И тут началось. На одной из остановок в вагон завалилось целое село какого-то воинственного племени . Предводитель – муж – седой худощавый молчаливый старикан сел напротив меня. Рядом с ним на полку расселись четверо! его жен разных возрастов и очарований, еще трое умудрились упаковаться на второй полке, а остальные облепили боковые полки и пол. Я насчитала 12 теток, сопровождающих старика. Все были в татуировках и пирсинге. Взгляды сурово уставлены на нас. Тети пытались согнать Макса с полки. Меня пытались подвинуть. Мы отстаивали места как могли. Одного молодого индусика-студента они таки согнали с места, хотя у него был билет. В поезд начали заходить люди с билетами на эти места – все было бесполезно, дружную семью не могли согнать с оккупированных мест ни кондуктор, ни полицейский. Вся их компания ехала без билетов, контролер был ими послан и больше к ним не лез. Остаток пути был как вечный бой до кровавых соплей – приподнимаешься, чтобы пойти в туалет, племенные тетки уже кидаются с пола, чтобы занять твое место.

Отец семейства был одет в белые одежды, держался прямо, разговаривал со своим гаремом не словами, а одним лишь взглядом. А они понимали его и прислуживали: подавали воду, покупали еду. Рассчитывалась за покупки главная старшая жена. Кошелек в виде латунного шарика был закручен в край сари и заправлен за нижнюю юбку ближе к телу.

У торговца жены купили молоко для старикана. Жена проткнула пакетик трубочкой и протянула мужу. Он пьет, жены смотрят. Выпил и выбросил пакет за окно. Я воскликнула: «Что же ты делаешь?!». Это чуть не стоило мне здравия. Те жены, что сидели напротив, привстали в мою сторону с шипением и выпученными глазами, они махали на меня руками, некоторые кричали. Те жены, что сидели подальше, уже были в полупрыжке, готовые броситься. Дедуля не пошелохнулся, он смотрел на меня с усмешкой в глазах – он был спокоен с такой сворой собак.

Одна радость – на одной из остановок они решили свалить в другой вагон. Кажется, все вокруг вздохнули спокойно. На места напротив сели обычного вида индусы.

Индийский поезд – это цирк на колесах, живущий своей жизнью. По вагонам не прекращается броуновское движение просящих: калек, детей, стариков, музыкантов, трансвеститов-хиджра, женщин с младенцами. Интересно, что к хиджрам индийские мужчины относятся с трепетом – они чаще подают им и при этом закрывают глаза и складывают руки в молитве. Но неприкасаемые, конечно, выглядят очень занятно – если тайцы-трансы выглядят женственно, то хиджры – это крупные мужики накрашенные и переодетые в женскую одежду, громкие, смеющиеся, неугомонные. Все это похоже на плохой цирк и страшных клоунов.

Следующий шок я испытала, когда выбралась-таки в тамбур к туалету. Народ сидел, стоял, лежал, висел везде. В проходах между сиденьями вагона, под нижними полками – везде были люди. Чтобы пройти к туалету, нужно было наступить на нескольких человек. Вдобавок вечером в вагоне выключили электричество. Не было ни вентилятора, ни света, ни воды. Жара стояла такая, что, кажется, вот-вот задохнешься. Нас снова выручило белье, взятое из дома, потому что грязь в вагоне была страшная.

На боковой полке к уже имеющимся двум индусам разместился мужчина с маленькой девочкой лет пяти – дочкой. Девочка ползала по полке в трусах с дыркой на попе. Когда проходил очередной продавец ненужных вещей, папа почему-то решил купить дочке носовой платочек розового цвета. Лучше бы он ей купил трусы. Девочка несколько часов играла с платочком, а потом заснула в голых грязных ногах соседей по полке.

Индусы покупают на остановках цепи – чтобы пристегивать к оконным прутьям свой скарб.

А за окном поезда мелькали трущобы, какающие люди и помойки. Те самые трущобы, в которых живет каста неприкасаемых, существуют реально. Это помойки, из которых сделаны целые города. Здесь есть тоннели между мусора, из мусора сделанные лачуги. По отходам бегают дети – это их дом, их улица, их район, их город. Их жизнь. Они отсюда никогда не выберутся. Никогда не будут ходить в школу, не узнают как там, внутри обычного дома или магазина, не пройдут по центральной улице, не заговорят с незнакомцем – им нельзя, они неприкасаемые.









Варанаси — город-ад

По легенде Варанаси создал Шива 5000 лет назад. По науке Варанаси стоит уже 3000 лет. 3000 лет! У кого в голове укладывается такой возраст? Город расположен в штате Уттар-Прадеш и входит в семёрку священных городов индуизма. Каждый индуист должен хоть раз побывать в таком городе, чтобы остановить колесо сансары. А лучше здесь умереть. Поэтому индуистских паломников сюда едут массы. Люди едут сюда не жить – они едут в Варанаси умирать . Здесь совершаются похоронные обряды и омовения в водах священного Ганга. В Варанаси расположено около двух тысяч храмов. Главный — храм Каши-Вишванатх, Золотой храм, в честь Шивы. Здесь кожей, кончиками волос и шестым чувством разведчика ощущаешь особую энергетику. И она не положительная. Тысячелетиями намоленное место. Тысячелетиями покрываемая пеплом истлевших тел земля. Тысячелетиями Ганг стирает молитвы и просьбы живых и пепел воспоминаний мертвых. Ганг здесь как большая братская могила, на протяжении 3000 лет принимающая останки плоти поколений.

Все просто. Из дров складывается лежанка, поджигается, на нее кладут тело в саване. Вокруг стоят несколько человек и смотрят на занимающуюся огнем плоть. Огонь разгорается все ярче и быстро превращается в большой костер. Вокруг еще несколько таких костров. Пахнет жженым мясом. На месте сгоревших костров делают новые – эта работа здесь идет постоянно, потому что бегом, под звон фанфар приносят все новые и новые тела. Пепел, оставшийся после кремации, собирают и развеивают над Гангом. Иногда тело сгорает не полностью, оставшиеся части тоже бросают в Ганг. Таких гхатов в Варанаси несколько , самый старый – Маникарника . Рядом индуисты совершают омовения, купаются с мылом, моют детей, стирают, чистят зубы. Самое большое количество людей приходят к гхатам утром на рассвете, чтобы совершить утренний обряд омовения. Это место как сама жизнь – броуновское движение, в котором смешались вечное и обыденное. И смущаться этому некогда, потому что жизнь продолжается.

В Варанаси рикша отвез нас в старый город, а полицейский показал нам дорогу к хостелу. Здесь стояла страшная жара – 47 градусов. Казалось, что уже из следующего вдоха не сможешь получить ни грамма кислорода и всё. Невыносимо. В Варанаси мы взяли номер в отеле с пафосным видом на Ганг и балконом. Но номер выходил на солнечную сторону и нагревался днем так, что на стенах можно было жарить яичницу. Комнату нам поменяли, правда окон в ней не было – зато был кондиционер.

По узким улицам древнего священного города Варанаси машины не ездят, по ним бродят коровы, в углах сидят бомжи-отшельники, тротуары почти сплошь покрыты человеческими фекалиями. Коровьи лепешки сушат и продают, чтобы использовать их в печи. Такого смрада и грязи я не видела еще ни где. Жара усугубляла ситуацию.

Утром мы арендовали лодку и поехали встречать рассвет на Ганге и смотреть на омовение с гхатов. Все правда – в одном месте люди молятся, стирают, моются, чистят зубы. Мимо проплывет пепел с погребальных костров и культяпки недогоревших тел. Обматывают себя тряпицами. Стринги придумали индусы!

По Варанаси ходит много всяких укурков , гашиш здесь можно купить свободно. Малахольные бродяги, мужики с подвешенным к члену грузом, бомжи в дредах, косящие под садху и обмазываеющие лицо и тело пеплом сгоревших тел – все это священный город Варанаси , веками накрываемый пеплом сожженных тел.

Вечером – Маникарника – ритуальная набережная, самый известный и закопченный гхат Варанаси . Агрессивно настроенные местные. Видела их в одной из серий «Хочу домой». Пытались взять с меня денег за то, что я с фотиком хожу, потом хотели отобрать у меня фотоаппарат, я убежала. Целые стаи прохиндеев пытаются что-нибудь урвать у туриста, они ведут себя то услужливо, то агрессивно в зависимости от ситуации. Может быть есть где-то святость и религиозность, но только не здесь.

В Варанаси было настолько гадко, что нервы сдали. Наступил пик кипения. Никуда не хотелось идти, ни на что не хотелось смотреть. Индия обрыдла, опротивела, все здесь надоело и вызывало отторжение.















Мысли. Трясу браслетами и думаю

Такая странная религия – с синими чудищами. Первобытное и дикое. Когда индусы вертят своими белками навыкат, кажется, что внутри них живет это синее чудище.

Что мы здесь делаем? За свои же деньги, тратя такое драгоценное время, после года ожидания отпуска. 15 мая. Сегодня на Таймыре, пурга, снег, актировка по 11 класс. Почему я здесь и чему это должно меня научить? Больше всего мне неудобно, что я притащила сюда Макса. Когда в автобусе я чуть не разревелась от обиды, он просто поцеловал меня, взял за руку и сидел рядом молча. В свои 15 лет он поражает философским отношением к любой неприятности и спокойствием. В Варанаси он сказал просто: «Я хочу вмиг раствориться из этой страны. По своей воле я сюда больше не поеду». Сейчас, на непальской границе, он спит после 4-х дней изнурительной дороги и скитания, а я думаю: «Зачем я притащила сюда 15-летнего пацана? У него в жизни еще столько всякого дерьма и без моей помощи будет. Чему его научит Индия?». Здесь, в Индии, мы уже две недели. И если сначала я могла выдавливать из себя позитив, то сейчас нет. Я начала понимать, что вокруг много лживых людей. Мне их жалко. Они действительно ужасно живут. Мне понятно, почему мы мечтаем продлить жизнь, а они мечтают остановить сансару. А погребальные костры будто гарантия полного уничтожения — что весь, до последней крупинки сгоришь, и больше не появишься на этом свете. Нам очень повезло родиться и жить не в этой стране, не в этой религии, не здесь.

, https://сайт/wp-content/uploads/2019/04/DSC5106.jpg 536 800 Светлана Хэйро https://сайт/wp-content/uploads/2016/11/Круг-новый-180x180.png Светлана Хэйро 2019-04-03 09:39:32 2020-01-25 20:30:17 Самый жуткий город Индии Варанаси

Варанаси — один из древнейших городов мира и самое священное место у индусов. Варанаси не зря называют Городом Мертвых — ежедневно в этот город привозят, сжигают и топят в реке Ганг сотни мертвых тел .

Самый неприятный город из нами посещенных в Индии.

Варанаси с населением в 1 500 000 человек является центром индийского паломничества. Миллионы индусов ежегодно совершают религиозное паломничество в город мертвых — Варанаси с обязательным омовением в священной реке Ганг . Огромное количество белых туристов приезжает сюда чтобы отречься от мирских проблем, проникнуться духовностью, достичь душевного равновесия. Большое значение этот город имеет и для буддистов , ведь именно в пригороде Варанаси — Сарнатх — Будда , по преданию, прочел свою первую после просветления проповедь пяти первым последователям.

Добраться до Варанаси можно несколькими способами:

  • на самолете (не только из индийских городов, но и напрямую из других стран, т.к. аэропорт в этом городе международный);
  • на автобусе из соседних городов;
  • на поезде . Из или Калькутты.

Поезд Дели — Варанаси

Самый оптимальный, на наш взгляд способ — это поезд . Не так дорого как самолет и не так долго и утомительно как автобус. Мы ехали на поезде — Варанаси . Билеты на поезд, лучше всего покупать заранее , т.к. это направление достаточно популярное и их может не оказаться на ближайшие даты. Удобнее всего приобретать их через интернет. Как это сделать можете прочитать в нашей . Билеты обошлись нам в 840 индийских рупий со всеми налогами, а сама поездка заняла 17 часов в вагоне-слиппере.

Река Ганг и её воды

Несомненно, главной достопримечательностью Варанаси является река Ганг и ее набережные — Гхаты .

Ганг — одна из самых длинных рек (2700 км) в Южной Азии и безусловно, одна из самых грязных . Сюда сбрасываются стоки промышленных предприятий, человеческие нечистоты , отходы жизнедеятельности, не догоревшие тела кремированных на ее берегу трупов. Более того, некоторые категории умерших не сжигают . К ним привязывают камень и сбрасывают в многострадальную реку. И несмотря на это, индусы купаются в ней, моются и даже пьют . Ганг для них священна , она для них мама . Индусы убеждены , что ее воды смывают грехи, а поэтому она априори чиста и, мало того, что безопасна , но и обладает оздоровительным эффектом. Но не думайте, что река не оказывает никакого отрицательного влияния на самих индусов, не говоря уже о неподготовленных иностранцах. Оказывает, и еще как, особенно на слабые детские организмы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, из 1,5 млн индийских детей , которые ежегодно умирают от заболеваний, передающихся через воду , 30-40% на счету Ганга . Просто большинство индусов не связывают плохое самочувствие с купанием в реке. А те кто связывают все равно совершают ритуалы омовения, потому что она священна, потому что религия того требует.

Купаться в реке мы, конечно, не стали, но на лодке покатались по ее водам. Осматривать город отсюда куда приятнее, чем толкаясь на узких улочках Варанаси. А на другом берегу реки за 20 рупий можно покататься на лошадях.

Вид с противоположенной стороны реки Ганг

Гхаты Варанаси

Набережная Ганга состоит из ступеней простирающихся на несколько километров и называемых Гхатами . Гхаты служат для ритуальных обрядов. Большинство из них используется для купания в реке (а также бытовых нужд, таких как стирка, мытье и вообще для чего угодно), на двух из них происходят обряды кремации .


Каждый набожный индус мечтает умереть в Варанаси и быть кремированным на берегу священного Ганга, ведь тогда он гарантированно завершит цикл перерождений и достигнет высшего состояния — мокши . Считается, что огонь очищает душу умершего, но есть такие категории покойников, которые и так чисты, поэтому в сжигании не нуждаются. Их то как раз и сбрасывают с камнем в реку . К ним относятся монахи , отказавшиеся от мирской жизни и посвятившие себя молитвам и медитациям, дети , беременные женщины (потому что внутри ребенок ). Так же не кремируют умерших от укуса кобры . Считается, что они не умирают , а впадают в кому . Их заворачивают в пленку, кладут на плот из бананового дерева, прикрепляют записку с именем и адресом и пускают в плаванье по Гангу в надежде, что медитирующий на берегу монах выловит и оживит «уснувшего» .

В Варанаси, городе мертвых, существует два Гхата , где кремируют огнем, но есть еще электрокрематорий (не такой священный и почетный), для нищих , у которых совсем нет денег на дрова. Кремации происходят постоянно, 24 часа в сутки .


Гхаты Варанаси, с погребальными кострами

На паре других Гхатов ежедневно на рассвете и на закате проводится церемония Ганга Арати . Так индусы отдают дань уважения матери Ганге . Церемонию проводят пять браминов (с утра — семеро ). Они жгут ароматические палочки, поют, проводят манипуляции с горящими чашами. В конце церемонии многие опускают на воду корзиночки с горящими свечками, при этом загадывая желание.


Вечерняя церемония у реки Ганг

Утренняя церемония поклонения реке Ганг, Варанаси

Наши впечатления от Варанаси

Что же касается наших впечатлений от Варанаси, города мертвых, то они у нас больше негативные , чем нейтральные. Даже если не брать в расчет, что мы приехали сюда в самый жаркий сезон и помирали от жары — город не располагает к себе . Очень тесный , грязный и многолюдный . На улочках, где можно дотянуться руками до двух стоящих напротив друг-друга домов умудряются ходить толпы индусов, ездят мотоциклы и гадят коровы. Мусором покрыт практически каждый клочок земли и везде жутко воняет . Не сказать, что это все удивительные для Индии в целом явления, но в Варанаси это все более ярко выражено и пересекает черту здравого смысла .

Надо быть крайне необъективным псевдо-супер-духовным человеком, чтобы отыскать во всем этом мракобесии хоть что-то духовное, возвышенное и космическое.

Мы провели здесь 4 дня, бродили по городу, сплавлялись по Гангу, наблюдали за кремацией, различными обрядами и церемониями, пытались отыскать хоть что-то позитивное, но все напрасно. Хотя, один приятный момент все же был. Это рассвет на реке. Такой чистый, красивый, спокойный, такой не сочетающийся со всем, что происходит вокруг…


Рассвет на реке Ганг, Варанаси
Рассвет на реке Ганг, Варанаси

«Моя экспедиция, проехав Дели, Раджастхан, побывав у индийских цыган и мумбайских проституток, померзнув целую ночь на ночном вокзале Агры, к новому, 2015 году въехала в город-герой Варанаси», - эксклюзивно для Бигпикчи рассказывает Петр Ловыгин .

(Всего 32 фото)

1. Варанаси - город для индийцев особенный. Не всякий мечтает в нем жить, не всякий успевает в нем умереть, но быть сожженным на берегах Варанаси и выпасть пеплом в Гангу мечтает каждый индиец. Варанаси для них город особого погребального назначения. Но я не индиец. Я выбрал Варанаси для встречи нового, 2015 года. Это не беда, что 1 января в городе вдруг отключились водоснабжение и канализация, а в нашей комнате в декабрьские морозы отсутствовали стекла в окне. Мы его заложили картой Индии в раме, что сняли со стены. Бессовестно протекала крыша, потому что первый день нового года лило с неба весь день. Но несмотря на это Варанаси - Великий город.

2. Ганга - это вена города. Не было бы Ганги - не было бы и Варанаси. Ей город обязан всем. Набережная Ганги - это своеобразная площадь города. Каждый вечер здесь наступает время Пуджи, индуистского ритуала, когда десяток молодых людей при большом скоплении народа на суше и несметном количестве лодок на воде подносят своим божествам пищу, огонь и прочие подарки. Тут же цирюльники стригут людей, проводятся индуистские собрания, йоги гнут себе конечности на благо Вселенной.

3. Гаты (спуски к воде) Ганги - это еще и публичная баня под открытым небом. Литрами с их ступенек льется в воду Pantene Pro-V. Толстопузые мужики погружаются в воды. Из воды торчат головы святых старцев с длиннющими бородами, и непонятно, как они находят среди всей этой белоснежной поросли рот, когда хотят есть.

5. В одной красивой книге с шелестящими на ветру страницами я читал, что индийцы давно уже соединили у Ганги один конец с другим. И течет она теперь по кругу. Потом построили священную электростанцию с вечным двигателем.

6. Стирается белье. Моется скот.

7. Сушится белье на таких грязных поверхностях, что смысла в стирке особого нет. Оно тотчас же становится таким, как и прежде. В этом есть специфика всех индийских прачечных: есть постоянная занятость! Постирал - положил сушиться - испачкалось - снова начал стирать - постирал - положил сушить - и так далее…

8. Небо над Гангой занято войной воздушных змеев. Лески от них протянулись с одного берега Ганги на другой так, что все эти горы белья, стираемые в его водах, можно сушить и поперек течения. А пока женщины в сари до этого не додумались и просто раскладывают эти рубашки и сорочки, трусы и километровые простыни на солнце так, что со спутника можно прочитать магический символ Ом.

9. А один старик взял и из коровьих лепешек соорудил новую автодорогу от Варанаси до Аллахабада.

10. Но главная достопримечательность Варанаси - два гата, на которых сжигают тела умерших. Снимать здесь категорически запрещено. Эти кадры сделаны на мой страх и риск, благо моя камера имеет возможность оставаться незамеченной. Очередь из дровяных запасов начинается еще задолго до подхода к воде.

11. Чтобы сжечь человека, требуется несколько часов и около 400 килограммов дров. Поджигать у индийцев получается плохо. У меня вот есть друг, который в любой дождь, с одной спички… до 70% кожного покрова. И конечно, помимо дров, самый популярный товар здесь - средство для розжига.

12. Камера не позволяет приблизиться к трупу. Но, проходя мимо, на расстоянии полуметра, можно увидеть, что труп далеко не свежий. Скажем так, «полежавший». И явно не неделю, а больше. Как у цыган в Молдавии - покойничек лежит по несколько недель и никто не торопится его хоронить.

13. Все индийцы по мере возможности следят за тем, чтобы фотосъемка не производилась. На выходе с главного гата я был пойман за руку с просьбой показать последние кадры: мол, мы видели, как вы только что снимали (на самом деле ничего они не видели, просто решили, раз с камерой - значит снимал). С веселыми возгласами: «Шухер! Мусора! Линяем!» мы ускорили шаг по узким варанасийским улочкам. На призыв проявившего бдительность индийца наказать залетных ни один из его соотечественников не откликнулся.

14. Одновременно на каждом из двух гатов сгорает от трех до шести тел. Процедура совершенно обычная, хоть и собирающая толпу зевак - как индийцев, так и иностранцев.

15. Конечно, радует и отношение индийцев к похоронным делам. Процессии с трупом идут прямо по улицам города к гатам, они легко различимы по а) несомому на носилках телу, б) большому количеству радующихся людей. Они бьют в барабаны, танцы танцуют и веселятся, словно Индия только что выиграла очередной матч в крикет.

16. В мой первый приезд сюда у меня был замечательный лодочник, что катал нас по Ганге. Паркуясь у берега, он бился кормой о голову чьего-то трупа, лежащего в воде. Рядом в костре догорал еще один. Обгорелые ноги торчали среди дров с одной стороны, с другой дотлевала голова.

17. И снова в пяти метрах от меня и этого «крематория на воде» группа индийцев исполняет залихватские танцы. И кажется, что еще чуть-чуть - и наступит праздник Ивана Купалы, найдут папоротник и начнутся прыжки через этот костер.

19. А есть и те, кто сам или его бедные родственники не способны найти деньги на дрова. И тогда труп сбрасывается в Гангу прямо так.

20. Он пристанет к ее берегам чуть ниже по течению. Станет кормом для бродячих собак.

21. Полосатые набережные Варанаси.

22. Много местных ходят по набережной с неиссякаемой задачей «кого бы еще сжечь». Как только завидят бесхозное тело - начинают тормошить его и заглядывать в зрачки. Тело просыпается. «Живая! Туды ее в качель…» - сокрушаются индийцы.

23.27. И в глубине улочек, в полумраке, и вот в таких open-air-забегаловках, где чумазые ребята посадят тебя с твоим подносом тали в самый центр стола, начнут что-то расспрашивать про Россию, и, как обычно, их знания ограничатся именем Vladimir Putin, а повар потом положит тебе добавки прямо собственной рукой, и неизвестно, что он до этого ею делал. Прием пищи в Индии - это всегда хождение по минному полю.

28. В той самой красивой книге с шелестящими на ветру страницами написано также, что в Индии все давно уже вышли в астрал. Редко кого на улице встретишь, да и те японские туристы. Теперь индийцы занимаются переводом в астрал коров. К чемпионату мира в России перевод коров в астрал обещали полностью завершить.

32. И все-таки Варанаси - город сказочный. Город с лицом. И не беда даже, что весь первый день нового года беспрестанно лил дождь и приказала долго жить вся канализация и водоснабжение, а в окно безудержно дуло. Нам на это нечего смотреть. Лишь бы похоронное дело Варанаси жило и процветало.

С первыми лучами утреннего солнца на берегу реки Ганга, пожилой человек протягивает руки по направлению к медленно поднимающемуся огненному шару и произносит "намасте" (преклонение и прославление Всевышнего). Такие сцены повторяются каждый день в течение вот уже более трех тысяч лет в Варанаси, священном городе Индии. Наблюдая за происходящим на берегу реки Ганга, создается впечатление о городе, застывшем во времени. Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире. Путешествуя по северной Индии, постарайтесь не обойти стороной этот древний город.

Основанный за тысячу лет до Рождества Христова, Варанаси является одним из старейших городов в мире. Его нарекли многими эпитетами - "город храмов", "священный город Индии", "религиозная столица Индии", "город огней", "город просвещения" - и только совсем недавно было восстановлено его официальное название, впервые упоминавшемся еще в джатаки – древнем повествовании индуской литературы. Но многие до сих пор продолжают использовать английское название Бенарес, а паломники называют его не иначе как Каши – именно так нарекли город три тысячи лет.

На протяжении тысячелетий, Варанаси был центром философии и теософии, медицины и образования. Английский писатель Марк Твен, потрясенный посещением Варанаси, написал: "Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых". Многие известные и наиболее почитаемые индийские философы, поэты, писатели и музыканты проживали в Варанаси. В этом славном городе жил классик литературы хинди Кабир, поет и писатель Тулсидас написал эпическую поему Рамачаритаманаса, ставшей одной из самых знаменитых произведений литературы на языке хинди, а Будда произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, всего в нескольких километрах от Варанаси. Воспетый мифами и легендами, освященный религией, он всегда привлекал большое количество паломников и верующих с незапамятных времен.

Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганги. Каждый индийский ребенок, слушавший рассказы своих родителей, знает, что Ганга является самой крупной и святой из всех рек в Индии. Главная причина посещения Варанаси, это, конечно же, увидеть реку Ганга. Значение реки для индусов не поддается описанию. Она входит в число 20 крупнейших рек мира. Бассейн реки Ганга является наиболее густонаселенным в мире, с населением более чем 400 миллионов человек. Ганга является важным источником орошения и коммуникации для миллионов индийцев, живущих вдоль русла реки. С незапамятных времен ей поклонялись как богине Ганга. Исторически сложилось так, что ряд столиц бывших княжеств располагались на ее берегах.

Для набожных индусов, река Ганга значила то же, что богиня земли Гея для древних греков: даритель жизни, помощи и спасения. Индусы рассматривают реку Ганг как амрита, эликсир жизни, который приносит чистоту жизни и спасения мертвым. Религиозные убеждения индусов побуждают их предпринять паломничество в Варанаси хотя бы один раз в течении жизни. Индусы считают, что река Ганга течет на землю с небес, чтобы смыть мирские грехи с простых смертных. Поэтому вся жизнь в городе сосредоточена вокруг священной реки. Незадолго до рассвета берег Ганги оживает, когда тысячи паломников - мужчин, женщин и детей - спускаются к реке, чтобы встретить восходящее солнце, и тогда погружение в священную реку очистит их от страданий и смоет их грехи. Ежедневно, более 60 000 человек приходят к берегу реки, чтобы окунуться в священных водах Ганги, вознести свои молитвы к силам природы, восходящему солнцу, умершим предкам, унесенные водами священной реки. Людей к реке привлекает твердое убеждение, что вода может снять грехи многих поколений.

Каждый человек совершает свой собственный ритуал соприкосновения со священной Гангой: одни купаются; другие пьют воду, третьи преподносят воде свои жертвоприношения в виде цветов, фруктов, четвертые заполняют принесенные горшки святой водой, чтобы забрать в свои дома для выполнения религиозных ритуалов.

Варанаси больше всего известен своими гхатами - бесконечная цепь каменных ступеней, спускающихся к воде. Каждый из около 100 гхат, больших и малых, имеет свой лингам (мужской орган Шивы), и занимает свое особое место в религиозной географии города. Некоторые из них пришли в упадок на протяжении многих лет, другие продолжают принимать с раннего утра купальщиков. Некоторые гхаты покрыты легендами и мифами, некоторые находятся уже в частной собственности. Большинство гхат предназначены для купания, несколько из них используются для кремации.

Во все времена паломники приезжали в город со всех концов Индии , даже за несколько тысяч километров, чтобы искупаться в Ганге, очиститься от грехов и… умереть, дабы мгновенно возвысится к небесам. Смерть является неплохим бизнесом в Варанаси. Слабые, больные, и пожилые приезжают в город в ожидании смерти. Умереть в городе на берегу реки жизни означает умереть с надеждой на спасение, с надеждой на избавления от бесконечного цикла жизни и смерти (реинкарнации), и получить мокша, то есть вечное блаженство. Таким образом, на протяжении веков индусы приходили в Варанаси, чтобы умереть или принести прах умерших, дабы развеять его над святыми водами реки Ганга.

Набожные индусы рассматривают кремацию в качестве важного обряда, освобождающего душу от тела, что позволяет умершему возвыситься на небеса. В традиционной культуре индусов, когда человек умирает, тело усопшего ритуально омывается, труп сжигается на костре, затем члены семьи рассыпают прах над святой рекой. В Варанаси каждый день ритуально кремируют от 200 до 300 тел в нескольких гхатах вдоль реки. Кремация мертвых тел происходит 24 часа в сутки. Умерших несут на бамбуковых носилках по улицам старого города, затем окунают в реку, и лишь тогда сжигают. Тела окутаны блестящей тканью и покрыты гирляндами цветов. Чтобы скрыть запах горящих тел, в костер бросают благовония. Туристы могут наблюдать за церемонией кремации, при этом должны быть одеты должным образом. Делать фотографии не разрешается.

Умерших детей в возрасте до 10 лет, тела беременных женщин и больных оспой не кремируют. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.

Ганга арати

Одно из самых завораживающих зрелищ Варанаси происходит каждый вечер на гхате Дашашвамедх. Группа молодых индусских священников - брахман исполняет арати - своеобразный ритуал в индуизме с зажженными свечами, в ходе которого преподносят пожертвования: благовония, цветы, фрукты и прочее. Красочный 45-минутной ритуал выражает поклонение Шиве, священной Матери Ганга, Сурье (Солнцу), Агни (огню), и всей Вселенной. Ритуал арати чрезвычайно зрелищный. Тысячи людей посещают эту церемонию, в том числе многочисленные туристы.

По легенде, Варанаси был основан индуистским богом Шивой 5000 лет назад, хотя современные ученые полагают, что возраст его исчисляется примерно тремя тысячами лет. Город находилась под контролем индуистских правителей в течении многих сотен лет до конца 12 века, когда пал в руки целого ряда мусульманских завоевателей. Результатом стало полное уничтожение индуистских и буддистских храмов и строительство на их месте мусульманских мечетей. Поэтому возраст самых старых зданий и храмов Варанаси датируется 18 веком.

И все же ощущение древней истории здесь вполне осязаемо. Лабиринты узких улочек наполнены паломниками, покупающих цветы для пуджи (молитвы), скорбящими родственниками, несущих умерших, и пением священнослужителей - впечатления, которые забыть невозможно.

Вместе с тем, знакомство с городом имеет две стороны медали. Дороги переполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, рикшами, велосипедами, телегами, людьми, козами, коровами и буйволами. Раскаленный воздух загрязнен неимоверно. Узкие улицы в очень плохом состоянии, зачастую отсутствуют тротуары, священные для индусов коровы роются в уличном мусоре. От шума и запахов голова может пойти кругом. Варанаси впечатляет и шокирует одновременно.

Варанаси славится изготовлением изделий из шелка, являющихся неотъемлемой частью свадебного приданого каждой индийской девушки. Изготовленная в Варанаси парча исторически считается одной из лучших в Индии и хорошо известна во всем мире. Ее особенностью является вышивка из золотых и серебряных нитей. Такие изделия сравнительно тяжелые в силу того, что узор украшен золотыми и серебряными нитями. В зависимости от сложности дизайна и моделей, изготовление сари занимает от 15 дней до одного, а иногда до нескольких месяцев. Техника изготовления весьма сложная и требует большого опыта. В этот бизнес вовлечены целые семьи, дети начинают познавать азы искусства с самого раннего возраста. Традиционно, на протяжении веков, шелк изготовляла мусульманская община города. Произведенные в Варанаси шелковые ткани можно встретить в любом уголке Индии, их высокое качество общепризнано: говорят, что тело Будды было завернуто в саван из шелка, изготовленном в Варанаси.
Предприимчивые дельцы и водители рикш всеми силами стремятся затащить туристов в магазины, чтобы затем получить свои комиссионные. Поэтому совершать покупки в Варанаси вполне может превратиться в настоящий кошмар, но качество текстильных изделий стоит того.

Сарнатх

Воспользуйтесь возможностью и обязательно посетите Сарнатх. Он расположен примерно в 10 км от Варанаси и известен как место, в котором Буда, достигнув просветления, произнес свою первую проповедь около 2500 лет назад. На протяжении свыше 1000 лет Сарнатх привлекал многочисленных паломников, здесь проживало около 3000 монахов, он был важным центром изучения буддизма. Но постоянные мусульманские нашествия и грабежи уничтожили монастыри и их материальные ценности в конце 12 века. Восстановленный в конце 19 века, сегодня он по-прежнему привлекает много паломников, но из древних построек здесь сохранилась только груда кирпичей от разрушенных монастырей и Ступа Дхамек. Построенная примерно в 500 году, высотой 31 м, Ступа, как говорят, обозначает то место, где Будда поведал свой Восьмеричный Путь, ведущий от окончания вечных страданий человека к нирване.

Варанаси лучше всего посетить в период празднования Дипавали. На 15-й день Дивали, с наступлением сумерек, каждый гхат освещен огнями, тысячи свечей плывут по реке Ганга, сопровождаемые пением ведических гимнов. Считается, что боги спускаются с небес, чтобы искупаться в реке по этому поводу. В периоде с апреля по октябрь погода стоит очень жаркая и влажная. В июле и августе часто идут дожди, густой туман окутывает город в декабре и январе.