Русский символизм и ее истоки. Кто же они

Истоки символизма

В русской литературе 80-х и начала 90-х годов 19-го века тон задавала проза, а поэтов равных Пушкину, Лермонтову или Некрасову не было. Слова наиболее популярного поэта того времени С. Надсона: «Лишь бы хоть как-нибудь было излито, Чем многозвучное сердце полно» вызывали сочувствие многих, забывавших о том, что «как-нибудь» в литературе говорить нельзя. Между тем на Западе, прежде всего во Франции, с середины 19 века один за другим появлялись крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. У каждого из них были свои пристрастия: Бодлер учил видеть красоту в безобразном, Верлен завораживал читателей музыкальностью стиха и тончайшими оттенками поэтической живописи, Рембо поражал неистовой энергией, Малларме загадочностью содержания, и когда в 1886году поэт Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма», новой школы во французской поэзии, он опирался на их опыт.

Кто же они

Стефан Малларме в 70-80 гг. стал одним из поэтов французского символизма. При демократической настроенности неудовлетворённости буржуазной действительностью, жажде идеала («Лазурь», «Окна», «Ветер с моря») и готовности импрессионистически оценить красочность мира. Малларме пришёл к трагической концепции разрыва поэзии и жизни («Лебедь»), к идее крайне замкнутой поэзии, лишь посредством символов передающей сверхчувственное.

Весеннее обновление.

Недужная весна печально и светло

Зимы прозрачное искусство разломала,

И в существе моём, где кровь владычит вяло,

Зевотой долгою бессилье залегло.

Окован Череп мой, и, как в могиле,

Парные сумерки давно седеют в нём,

И, грустен, я в полях брожу за смутным окном.

Там, где спесивые посевы в полной силе

И валит с ног меня деревьев аромат,

Измученный ничком мечте могилу рою.

И землю я грызу, где ландыши звенят,

Боясь, обрушенный, восстать опять тоскою…

И на плетне лазурь смеётся и рассвет

Пёстро расцветших птиц щебечет солнцу вслед.

Артюр Рембо - великий французский поэт. Эпоха, в которую он жил, вызвала у него в начале 1871 г. кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 г. вернула Рембо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции. В поэзии Рембо развивались реалистическая образность, психологизм и сатира. Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Рембо. Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символический период Рембо создал т.н. «Последние стихотворения» и стихотворения в прозе. Впоследствии Рембо отошёл от литературы и после долгих скитаний был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В XX в. вокруг наследия Рембо развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Рембо были восприняты Аполлинером, П.Элюаром, поэтами Сопротивления.

Аполлинер Гийом. Его настоящее имя - Гийом Аполлинарий Костровицкий. Его лирике присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея»), слитое с радостью её приятия, противостояние утратам и времени (ст. «Мост Мирабо»). В книге стихов «Алкоголь» - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе.

В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции.

Чем был символизм во Франции? Один-единственный ответ на этот вопрос дать нельзя. Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный им самим смысл и направлявшие мысль читателя по пути прихотливых ассоциаций и претендовавшие на то, чтобы определить словами ещё никем не познанную сущность Вселенной.

Эти известные французские поэты при демократической настроенности в своём творчестве выражали неудовлетворённость буржуазной действительностью, жажду идеала, готовность импрессионистически оценить красочность мира. Многие из них пришли к трагической концепции разрыва поэзии и действительности, к идее крайне замкнутой поэзии, лишь посредством символа передающей сверхчувственное.

В целом же символизм - значительное и многогранное явление поэтической культуры на рубеже 19-20 -го столетий, складывавшееся под влиянием ряда идей и теорий того времени, но в котором слова-символы рассматривались чаще, чем конкретные значения.

Символ - 1) у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы, тайного общества и т.п.; 2) предмет, действие и т.п., служащие условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Символисты, считая, что существующие философские системы не в состоянии объяснить природу человека или помочь гибнущей цивилизации, искали новых путей в литературе. Искусство начала 20-го столетия стремилось найти человеку новое место в мире - это задача, над которой трудились все значительные художники эпохи. Символизм искал путей из тупика на фоне кризиса традиционного гуманизма, ощущения нестабильности бытия, сознания бессилия, разочарованности и растерянности. Тяготея к «чистому искусству», новое течение заявляло о своём неприятии действительности и решительно отрицало натуралистическое отношение к жизни. Возникает вопрос, как же, в таком случае, современное искусство должно отражать жизнь? Символисты утверждали, что объективное отражение действительности невозможно: поэт способен передать лишь своё субъективное отношение жизни, делясь своими сугубо личными ощущениями с другими. Убеждённые во всесильности искусства и в его способности переделать несовершенный мир, символисты утверждали, что через субъективизм они неизбежно придут к высшему уровню объективной характеристики действительности. В лирике символистов преобладает экзистенциальная тема неизбежной смерти и размышления о тайне загробной жизни, их поэзия проникнута мистикой и верой в сверхъестественные силы, находящиеся, по их мнению, за пределами рационального мышления. Считая, что зеркальное отражение жизни чуждо их искусству, они уходили в мир средневековья, античности, черпали вдохновение в народных преданиях и легендах, наполняя свои работы элементами фольклора.

Русский символизм возник не изолированно от Запада, но позже на десятилетие. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу, т.к. русская поэзия переживала упадок, почти болезнь. В 80-90-е гг. русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряжённость и силу, она выцвела и поблёкла. Сама стихотворная техника лишилась истинно творческого начала и энергии. Великое новаторское слово Некрасова в ней стало только преданием. Большие таланты в поэзии будто вымерли навсегда. Лишь словно бы по инерции писали эпигоны гражданственной некрасовской школы, лишённые глубины и яркости. «Поэтов нет…/ Не стало светлых песен,/ Будивших мир, как предрассветный звон», - жаловался в 90-х гг. Н.Минский.

Первыми ласточками символистского движения в России были трактат Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 г.), его сборник стихотворений «Символы», а также книги Н.Минского «При свете совести» и А.Волынского «Русские критики».

Очень часто творчество Достоевского называют символичным, а его самого - предтечей символизма , так как особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно . Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить «Преступление и наказание». Уже первое слово - «преступление» - символ. Каждый герой «переступает черту», черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание «преступить» или «переступить черту» пронизывает весь роман, «переходя из уст в уста». «Во всем есть черта, за которую перейти опасно но, раз переступив, воротиться назад невозможно». Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они «сумасшедшие», т.е. сошедшие с пути, лишенные разума. В Петербурге много народу, люди ходят, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Именно Петербург - фантастический город Александра Сергеевича Пушкина и Н. В. Гоголя с его вечной «духотой и нестерпимой вонью» превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это ещё внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя тоже не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою «не хватает воздуху». «Родион» означает «родной», но Раскольников - это раскол, раздвоение. И вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий цвет - желтый. Для М. А Булгакова это тревога, надрыв; для А.А.Блока - страх; для А.А.Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М.Достоевского он желчен и злобен. «А желчи-то, желчи в них во всех сколько!» Этот «яд» оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а «воздуху нет», только духота, «безобразная», «страшная». И в этой духоте Раскольников бьется «в лихорадке», у него «озноб» и «холод в спине» (самое страшное наказание ада - наказание холодом). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А.А.Ахматовой «восхождение» - счастье, а «нисхождение» - беда. Герои «мечутся» по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Есть в романе и герой, «выбравшийся из-под земли», но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.

Ни у одного из героев нет настоящего дома, а только комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им «некуда пойти». Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят «толпами» (библейский мотив). Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. «Тридцать сребренников», превращаются в тридцать копеек, которые Соня даёт Мармеладову на выпивку; под камнем, вместо могилы Лазаря оказываются спрятанными украденные после убийства вещи; Раскольников, как Лазарь, «воскресает» на четвёртый день. Символика цифр (четыре - крест, страдание; три - троица, абсолютное совершенство), основанная на мифологии, переходит в символику созвучных слов, где «семь» значит «смерть», «узость» порождает «ужас», а теснота переходит в тоску. Символ веры поистине безграничен, ведь «во что веришь, то и есть». Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и, прежде всего, символом возрождения его души.

Основоположником русского символизма по праву считается В.Я.Брюсов. Будучи ещё восемнадцатилетним гимназистом, он в 1892 году прочёл статью о французских символистах и сразу почувствовал - здесь есть нечто очень интересное, что сможет привиться и на русской почве.

Он начал робко создавать новое литературное направление, переводя французов (больше всего Верлена) и слагая собственные стихи:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине

Входит месяц обнажённый

При лазоревой луне

Звуки реют полусонно

Звуки ластятся ко мне.

«Творчество» 1895 г.

Стихотворение возмутило читателей кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт В.Соловьёв написал даже пародию, где высмеивал «двойную луну». Между тем толковый комментарий может прояснить этот пейзаж: тени домашних пальм - латаний - отражаются в блестящих, как эмаль, кафелях печи; за большим фонарём напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где всходит уже настоящий месяц… Но такая расшифровка ещё очень мало говорит о смысле стихотворения. Подсказкой скорее служит его название - «Творчество». В полутёмной комнате всё преображается в ожидании вдохновения.

Творцу за окружающим его миром, видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы («несозданные создания»), делая мир странным, совсем непохожим на привычный.

Или другое стихотворение - «Ночью» (1895 г.).

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,

Грязные крылья по тёмной почве раскинуты,

Кругло - тяжелые веки безжизненно сдвинуты,

Тянется шея беззвучная, черная Яуза.

Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе

Чу! Что за шуси? Не летят ли арабские всадники?

Нет, качая грузными крыльями в воздухе,

То приближаются хищные птицы - стервятники.

Падали запах знаком крылатым разбойникам,

Встанешь, глядишь, а они все кружат над покойником,

В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.

символизм литературный искусство философия

Само сравнение Москвы с африканской птицей позволяло представить столицу такой же загадочной, как самая таинственная часть света. Но почему говорится не просто о страусе, а именно о самке? Скорее всего, для того, чтобы оба существительные были одного, женского рода. Кроме того, возникает и звуковое подобие: «Москва - самка» (и там и там два слога, и там и там сходно звучащие гласные). Во второй и начале третьей строк нагнетаются сочетания: гр - кр - рск - кр, напоминающие крик страуса. К тому же, как писал Брюсов, «уже одно ожидание рифмы к слову « страуса» навевает мистический трепет». А тут ещё удалось найти рифму необычную «страуса - Яуза». И необычный для поэзии того времени размер - с разным количеством ударных слогов в строках. И красоту безобразного (грязные крылья, стервятники, падаль). Все это было непривычным для русского читателя. Брюсов намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги» (1894год), или фразой из предисловия к первой книге стихов: «Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

Три сборника «Русские символисты» (1894 - 1895гг), издателем и главным автором, которых был Брюсов, переведенные им «Романсы без слов» Верлена и собственная книга, гордо озаглавленная «Chefs"d oeuvre» («Шедевры»), всколыхнули русскую поэзию. В буре критических нападок понятие « символизм» утвердилось, сделалось расхожим, им стали широко пользоваться. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников ? Прежде всего - новые темы, новый язык. В 1893году он записывает в дневнике: «Что, если бы я вздумал на гомеровском языке писать трактат по спектральному анализу? У меня не хватило бы слов и выражений. То же, если я вздумаю на языке Пушкина выразить ощущения Findesiecle!»

В. Брюсов и его соратники так же непохожи друг на друга, как и французские символисты. Для самого Брюсова в 90-х годах символизм в первую очередь - « поэзия намеков». К. Бальмонт жаждал « изысканности русской медлительной речи», А. Л Миропольский описывал мир духов, доступный спиритам. И все они стремились продемонстрировать обостренную чувствительность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные видения.

Очень актуальной для поэзии символистов стала идея двоемирия, заимствованная ими у романтиков. Эту идею развивал в своей поэзии Владимир Соловьёв. Земная действительность - только искажённое подобие запредельного мира, и человек - «связующее звено между божественным и природным миром». В своей мистической религиозно-философской прозе и в стихах В.Соловьёв звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему - вечному и прекрасному миру. В стихотворении «Хоть мы навек…» проходит идея двоемирия, переданная намёками, иносказаниями. Жизнь человека мимолётна, она зависит от «воли высшей». Человек на земле должен совершить «круг, что боги очертили». В стихотворении «Бескрылый дух» лирическому герою во сне видится «прежний мир в немеркнущем сиянье». Пробуждение от сна - тяжкое. Душа живёт в ожидании ночи, ждёт «вновь отблеска нездешнего виденья, вновь отзвука гармонии святой». Мысль о том, что наш мир всего лишь отблеск отражена и в стихотворении «Милый друг…». Соловьёв оказал огромное влияние на русских символистов, а эта идея о двух мирах - «двоемирие» - была глубоко усвоена ими. Он сообщил символистам осуществление идеи связи человека с Богом, свою веру в воплощение Мудрости, Добра и Красоты, олицетворением которого он назвал «Вечную женственность», или мудрую Софию, призванную спасти мир. Соловьёв утверждал, что София - единственная носительница духовности в мире. Культ красоты, преклонение перед ней во многом определили проблематику поэзии символистов. Поставив своей целью достижение гармонии и идеальной жизни и связывая свой идеал с неземным образом Софии, поэты воплощали идею Соловьёва в различных формах. В своих философских и поэтических произведениях Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления. По мнению поэта для символизма характерны :

  • - поэтика намёка и иносказания;
  • - эстетизация смерти как бытийного начала;
  • - знаковое наполнение обыденных слов;
  • - апология мига, мимолётности, как отражение Вечности.

К этому следует добавить и указания на следующие качества:

  • - стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты;
  • - отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к семантически труднопередаваемой вести, как к шифру некой духовной тайнописи;
  • - глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;
  • - изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлениям. К поэтам-символистам с самого зарождения нового течения прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадёжности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм. В сознании большинства читателей той поры «символизм» и «декадентство» были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обозначением всех модернистских течений. Между тем в сознании новых поэтов «декадентство» и «символизм» соотносились не как однородные понятия, а почти как антонимы.

Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Символистов, как вспоминал Владислав Ходасевич, рисовали « голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом». Психиатры утверждали, что новая поэзия - симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный, мир.

Прозвищем «декаденты» думали их уязвить, а они сделали его своим вторым именем. С точки зрения символистов этот «упадок» значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали «декадентские» стихи, но и вели «декадентский» образ жизни.

Один из самых ярких поэтов русского символизма Андрей Белый в октябре 1903 г. заказал в типографии и разослал по знакомым визитные карточки:

ВИНДАЛАЙ ЛЕВУЛОВИЧ

ЕДИНОРОГ

БЕЛЛЕНДРИКОВЫ ПОЛЯ

24-Й ИЗЛОМ, 1Б 31

ПОЛЬ ЛЕДОУКОВИЧ

МИУС КОЗНИ

РОГОВАТАЯ УЛИЦА

Д. ШАЖРАНОВА

«Фамилия» Фафивва была для особой выразительности набрана церковно-славянским шрифтом с двумя - в то время уже не употреблявшимися буквами - фитой и ижицей. Этими карточками Белый хотел создать особую атмосферу, в которой игра (смешные вымышленные имена и адреса) и мифические персонажи (единорог, а на других карточках - кентавры, карлики) становились частью окружающего реального мира. Ведь отпечатанные в типографии визитные карточки приходили по настоящей почте или их приносил посыльный. Быть человеком круга Белого (и всех московских символистов) значило не отрицать возможности существования единорогов в московских закоулках. Всякого рода «странности» в среде русских символистов появились практически одновременно с рождением символизма. Ещё в 90-х гг. Брюсов поражал собеседников загадочными речами, намеренно ничего не разъясняя. А Бальмонт «дикими» выходками покорял женщин и доводил до исступления мужчин.

Воспитанный в такой атмосфере читатель уже не удивлялся тому, что Прекрасная Дама (из одноимённого цикла стихов Блока) - девушка, в которую влюблён поэт, и в то же время воплощение Вечной Женственности.

Жизнь порождало искусство, искусство переливалось в жизнь - строило её по своим законам. Игра перерастала в реальность, и всё оказывалось соответствием всего.

В сегодняшних встречах виделись бывшие когда-то. Сюжет «Повести XVII века» (с таким подзаголовком печатался роман Брюсова «Огненный ангел»,1907) воспроизводил известные многим события из жизни автора. А в стихотворении «Конь блед» на обычной улице с кэбами, автомобилями, вывесками вдруг возникал «всадник огнеликий», в руках у которого «длинный свисток» с надписью: «Смерть».

Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ею жили и дышали. Таков был московский символизм, который в 90-е гг. не хотели пускать в серьёзные журналы, а книги можно было издавать только за свой счёт. В северной столице всё обстояло несколько иначе.

Ещё за два года до «Русских символистов молодой поэт Д.Мережовский издал книгу стихов и символы (Песни и поэмы)» и прочитал нашумевшую лекцию. «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе». И в стихах и в лекции автор, как и москвичи, стремился нарисовать человека findesiecle. Мережовский считал, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны… Мы свободны и одиноки!» Девиз предшествующего поколения русских поэтов - строки Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Мережковский же утверждал: « три главных элемента нового искусства - мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Но в стихах самого Мережковского, воспитанного той самой гражданской поэзией 80-х гг., принципы которой он отвергал ни одного из этих « элементов» практически не было.

И первое, и второе, и третье появилось в стихах других петербургских символистов - Зинаиды Гиппиус и Федора Сологуба. В одном из стихотворений Зинаида Гиппиус писала:

Смотрю на море жадными очами

К земле прикованный, на берегу…

Стою над пропастью над небесами -

И улететь к лазури не могу

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков…

Мне кажется, что истину я знаю -

И только для неё не знаю слов

«Бессилие» 1893г

Начало стихотворения как будто перекликается с лермонтовским «Белеет парус одинокий…» и настроение кажется схожим с тем, что господствует во многих, обычных для русской лирики романтических стихах. Но у Гиппиус море и небо словно перепутаны («стою над небесами», лазурь в равной мере морская и небесная) - это уже не элементы реального пейзажа, а нечто призрачное, абстракное. В брюсовском стихотворении «Ночью» одинаково важны и Москва и её подобие - страус. Здесь же, у Гиппиус, море, берег, небо, облака, лазурь лишь повод для того, чтобы высказать главное:

«Мне кажется, что истину я знаю -

И только для неё не знаю слов»

А вот стихотворение Ф. Сологуба:

Я ухо приложил к земле,

Чтобы услышать конский топот, -

Но только ропот, только шепот

Ко мне доходит по земле

Нет громких стуков, нет покоя,

Но кто же шепчет, и о чем?

Кто под моим лежит плечом

И уху не дает покоя?

Ползет червяк? Растет трава?

Вода ликапает до глины?

Молчат Окрестные долины,

Земля суха, тиха трава.

Пророчит что-то тихий шепот?

Иль может быть, зовет меня,

К покою вечному клоня,

Печальный ропот, темный шепот?

«Я ухо приложил к земле»

Будто бы и пейзаж конкретен, и поведение человека вполне реально, но даже самый далекий от символизма читатель почувствует здесь и некий другой, гораздо более важный смысл. Кто-то увидит в этом стихотворении размышление о вечной и простой сути природы, а кто-то изображение души, ждущей предвестий и их же получающей или предчувствующей смерть… Возможны и другие толкования. Главное чтобы стихотворение имело не один лишь внешний смысл. И Мережковский, и Гиппиус, и Сологуб не только поэты, как московские символисты. В первые книги Гиппиус и Сологуба вошли стихи и рассказы, дополнявшие друг друга. В прозе символистов тоже было множество смыслов. Но они описывали события настолько реальные, характеры настолько узнаваемые, что читатель незнакомый с символистической литературой, мог воспринимать рассказы и романы Гиппиус и Сологуба как вполне традиционное повествование, правда, с некоторыми « странностями». Конечно, такое прочтение не исчерпывало всей глубины их произведений, но имело право на существование. В рассказе Гиппиус «Яблони цветут» (1896г.) герой размышляет про себя: «Я думаю, что я скоро умру. У меня нет, кажется никакой болезни, но я должен умереть, потому что живет тот, кто хочет, кто имеет волю жить, а у меня нет воли. В последние дни, когда я это осознал и увидел, что мне больше и ждать нечего, - я даже думал о самоубийстве. Но я не могу. Я боюсь». Именно такой тип людей Зинаида Гиппиус страстно отвергала на протяжении всей своей жизни. Индивидуальное, личное переживание по мысли Гиппиус (и Мережковского), только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви настоящей подлинной любви. Но и это не всё. За тайной любви человеку должна открыться тайной новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой (ведь и само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь»). Поэтому петербургский символизм иногда называют «религиозным». Религиозность, однако понимается максимально широко - это не только православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания от народных, сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей. И Ветхий и Новый Завет, считали Мережковский и Гиппиус, уже исчерпаны. Человечество должно перешагнуть в царство, предсказанное Апокалипсисом. И они старались показать современному православию новый путь Третьего Завета. Мережковский в своих романах стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Гиппиус определила с крайней отчетливостью то, о чем говорила всю жизнь:

Тройною бездонностью мир богат

Тройная бездонность дана поэтам.

Но разве поэты не говорят

Только об этом?

Только об этом?

Тройная правда и тройной порог

Поэты, этому верьте верному

Только об этом думает Бог:

О человеке.

И Смерти.

«Тройное» 1927г

Не говоря впрямую о религии, многие сходные вопросы пытался разрешить в своих романах и Ф.Сологуб. Таким образом, петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и «упадничество» не возводилось в доблесть. Поэтому и критика относилась к нему менее враждебно (хотя и тут без скандальных отзывов, но обошлось). Кроме того, в Петербурге существовал журнал «Северный вестник», охотно печатавший символистов. Один из его руководителей А.Л.Волынский, интересовавшийся исканиями новых поэтов, в своих статьях резко критиковал гражданскую поэзию, почитавшуюся русскими интеллигентами. Он попытался философски обосновать нищету материализма, в чем тоже оказался союзником символистов. На страницах «Северного вестника» стихи и проза Мережковского, Гиппиус, Сологуба соседствовали с именами Льва Толстого, Лескова, Чехова. Тем самым символизм делался уважаемым литературным явлением, а не забавой полоумных. Брюсов мог целый раздел книги озаглавить «Сонеты и терцины», Гиппиус написала цикл «Три формы сонета». Нередки были и эксперименты совсем экзотичные: рондо, триолет, секстина, спенесерова строфа, старо французская баллада и многое другое - классическая русская поэзия не знала ни этих форм, ни этих жанров.

Соллогуб создавал свой мир, где звезда Майр озаряла страну Ойле и реку Лигой, а сам поэт с гордостью говорил: «Я - бог таинственного мира». Бальмонт, завораживал читателей невероятной для того времени напевностью, вещал о таинствах любви и экзотических странах. Гиппиус страстно молила: « Я хочу то, чего нет на свете!»

Символисты сделали достоянием русского читателя творчество поляка Станислава Пшибышевского, норвежца Кнута Гамсуна, итальянца Габриеле д"Аннунцио, бельгийца Эмиля Верхарна, малоизвестных поэтов прошлого.

В те же первые годы XX столетия в литературу пришло новое поколение символистов - их называли «младшими», «соловьевцами», «теургами».

«Младшие» были даже более решительны в представлении Иванова, как и Белого, и в (меньшей степени) Блока, поэт- символист - связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.

Вячеслав Иванов говорил: «истинному символизму свойственнее изображать земное, нежели небесное ему важна не сила звука, а мощь отзвука.

Приход «второй волны» символистов предвещал возникновение противоречий в символистском лагере. Именно поэты «второй волны», младосимволисты, разрабатывали теургические идеи. Трещина прошла прежде всего между поколениями символистов - старшими и младшими. Революция 1905 года, в ходе которой символисты заняли отнюдь неодинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. Опять-таки по разному они стремились к развитию учения и поэтической культуры русского идеалистического мыслителя Вл. Соловьева. Наряду с этим источником разумеется, обращались к другим: наследству русской классики, сочинениям Канта и Шопенгауэра, Ницше, поэтов-мистиков мировой литературы. Но именно идея Соловьева - достижение особой теократии (всеобщего равенства в результате духовного преображения мира), мотивы его творчества: самоотверженные поиски во имя суждения грядущему, искусство как сила, рождающая духовный подъем, художник, способный ответитьзовом страждущей и гармоничной «мировой души», «вечной женственности» - были положены в фундамент младосимволистской эстетики. Она, несмотря на заоблачные идеалы, гораздо тесней была связана с запросами эпохи, предлагала куда более действенную роль литературы, чем эстетика Мережковского. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. В марте этого года сначала в Москве, затем в Петербурге, в Обществе ревнителей художественного слова, Вячеслав Иванов прочитал свой доклад «Заветы символизма».

В поддержку Иванова выступил Блок, а позднее и Белый. В.Иванов выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, «жизнеустройство», «преображение жизни». Брюсов же звал теургов быть творцами поэзии и не более того, он заявлял, что символизм «хотел быть и всегда был только искусством». Поэты - теорги, замечал он, клонят к тому, чтобы лишить поэзию ее свободы, ее «автономии». Брюсов все решительнее отмежёвывался от ивановской мистики, за что Андрей Белый обвинял его в измене символизму.

«Ключами тайн» Брюсов открывал новый журнал русских символистов «Весы», начавший выходить с января 1904 года. Создание своего журнала означало - на литературной арене действуют не одиночки, а целостная группа, готовая к боям и рассчитывающая на победы.

В первые два года своего существования «Весы» объединили всех,

Кто стремился противопоставить себя искусству, забывшему о всечеловеческом и вечном. «Младшие» все резче заявляли о несогласиях со «старшими».

Если в 1907 году большинство критиков говорили о том, что символизм занимает ведущее положение в русской литературе, то уже к весне 1910 года стало очевидно: он - в серьезном кризисе.

Но смерть символизма не означала, что писатели - символисты уже не играли никакой роли в литературе. В 10-х и начале 20-х гг. были созданы: третий том лирической трилогии Блока (смотрите статью «Александр Александрович Блок»); «Петербург» и «Первое свидание» Андрея Белого; едва ли не лучшие поэтические книги. Вячеслава Иванова, по-прежнему кристально чистые стихи Ф. Сологуба; «Неопалимая Купина» М. Волошина… И даже отошедшие от символизма поэты понимали, что символизм,

По точному выражению О. Мандельштама то «широкое лоно», которому обязана жизнью вся русская поэзия XX века.

Символизм проявился не только в литературе. Символизм можно наблюдать в русской живописи, хотя и не стал столь же авторитетным явлением, как во Франции и Германии. Впервые его черты проявились в 18г в творчестве М.Врубеля. Однако он оставался практически единственным художником этого направления до начала 20 века. Вторая волна символизма началась в живописи с В.Борисова-Мусатова, который не только утвердил новые принципы в изобразительном искусстве, но и оказал существенное влияние на современников, прежде всего входивших в объединение «Голубая роза», - П.Кузнецова, П.Уткина, братьев Николая и Василия Милиотин. Третья волна символизма связана с организацией в 20 годы группы «Маковец». Своебразие символизма в русской живописи связано и с тем, что здесь не было ни стройной теории, ни единого объединения художников. Их сближала свобода ассоциаций,предположений и догадок, интерпретации сходных явлений жизни, общий образный мир. Предложенные ими приемы - расплывчатые цветовые пятна, «межфигурное пространство», динамика цветовых переходов - будут позже востребованы беспредметным искусством, станут частью эстетики абстракционизма. Не менее показательно обращение символистов к театру. Считая драматургию идеальным средством для выражения мысли, они расматривали театр как сферу практического воплощения результатов своих поисков. Главными теоретиками драмы в России были А.Блок, В.Иванов и Андрей Белый. Они стремились противопоставить свои пьесы натурализму и реализму. В их трактовке театр обрел фантастическую многозначность сновидения. Однако главная роль в разрабатываемом ими типе драмы отводилась не актерам, а драматургу, поэтому их пьесы скорее предназначались не для постановок, а для чтения. Аналогичные тенденции мы встречаем и в Европейском театре. В драматургии М.Метерлинка вместо людей на сцене действуют бесплотные тени, знаки, блики, звуки. Действие развивается одновременно в двух планах. Например, пьесу «Слепые» можно рассматривать и как конкретный эпизод, где заблудившиеся слепые пытаются найти выход из леса, и как поиски пути человечества к неизвестной цели.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффективной аллитерации были К. Бальмонт, В.Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре 20 века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей. Идея «соборного искусства» со стороны выглядела утопичной, но символисты и не рассчитывали на ее быструю практическую реализацию. Важнее было вновь обрести позитивную перспективу, возродить веру в высокое предназначение искусства. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным. Вот почему наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной художественной сокровищницей.

«Старшие символисты»

Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворения Мережковского, вошедшие в сборники Символы, Вечные спутники, строились на «уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давали субъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабном культурном и историческом материале (история античности, Возрождения, отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства, искал нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного».

В «электрических», по словам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника).

Если Д.Мережковский и З.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздельно, бесцельно.

Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

От творчества Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирике К.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственной связи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бес Варвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, три сестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, три чеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм – основные приметы символистской манеры Сологуба.

Огромное влияние на русскую поэзию ХХ в. оказал психологический символизм И.Анненского, сборники которого Тихие песни и Кипарисовый ларец появились в пору кризиса, спада символистского движения. В поэзии Анненского – колоссальный импульс обновления не только поэзии символизма, но и всей русской лирики – от А.Ахматовой до Г.Адамовича. Символизм Анненского строился на «эффектах разоблачений», на сложных и, в то же время, очень предметных, вещных ассоциациях, что позволяет видеть в Анненском предтечу акмеизма. «Поэт-символист, – писал об И.Анненском редактор журнала «Аполлон» поэт и критик С.Маковский, – берет исходной точкой нечто физически и психологически конкретное и, не определяя его, часто даже не называя его, изображает ряд ассоциаций. Такой поэт любит поражать непредвиденным, порой загадочным сочетанием образов и понятий, стремясь к импрессионистическому эффекту разоблачений. Разоблаченный таким образом предмет кажется человеку новым и как бы впервые пережитым». Символ для Анненского – не трамплин для прыжка к метафизическим высотам, а средство отображения и объяснения реальности. В траурно-эротической поэзии Анненского развивалась декадентская идея «тюремности», тоски земного существования, неутоленного эроса.

В теории и художественной практике «старших символистов» новейшие веяния соединились с наследованием достижений и открытий русской классики. Именно в рамках символистской традиции с новой остротой было осмыслено творчество Толстого и Достоевского, Лермонтова (Д.Мережковский Л.Толстой и Достоевский, М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества), Пушкина (статья Вл.Соловьева Судьба Пушкина; Медный всадник В.Брюсова), Тургенева и Гончарова (Книги отражений И.Анненского), Н.Некрасова (Некрасов как поэт города В.Брюсова). Среди «младосимволистов» блестящим исследователем русской классики стал А.Белый (книга Поэтика Гоголя, многочисленные литературные реминисценции в романе Петербург).
Татьяна Шабалина


Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов. Д.С. Мережковский В.Я. Брюсов «Русские символисты»(1894 г)Лекция «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы


Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать: 1) мистицизм; 2) символизм 3) расширение художественной впечатлительности. Одновременно он издает поэтический сборник «Символы» (1892), с которого, собственно, и началась история русского символизма.






К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. Это было связано: --во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; -- во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства


Художественные принципы символизма Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов. Символ позволяет постичь то, что нельзя выразить словами, что находится за пределами чувств. Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу. Стихи символистов отличаются музыкальностью, так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов. Как и в романтизме, в символизме господствует идея двоемирия: миру земному, реальному противопоставляется мир запредельный «реальнейший», вечный. Поэзия символистов подчеркнуто сосредоточена на внутреннем мире лирического героя, на его многогранных переживаниях связанных с трагическим состоянием мира, с таинственной связью человека и вечности. Слово в произведениях символизма многозначно.Многозначность слова определяется не только тем и смыслами, которые вкладывает в него автор, но и контекстом произведения, контекстом творчества писателя.


Символизм - внутренне неоднородное явление. В начале 900-х годов обозначилось три течения в символизме: «Декаденты» - Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус и некоторые другие связывали искусство с богоискательскими идеями. Они проповедовали идею «религиозной общественности». «Литературный символизм» или старшие символисты. Здесь главенствовали В.Брюсов и К.Бальмонт. «Младшие символисты» - А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Эллис. Они объявили себя приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе Вл.Соловьева.


Манифестами декаданса стали книги: Ж.К.Гюисманса «Наоборот» ("A rebuars, 1884) М.Нордау «Вырождение» (1883) Русский декаданс - одно из течений внутри символизма. Он усматривал свои истоки не в психической, а в социальной сфере.



Символизм и русские поэты-символисты Истоки символизма: Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление

p Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, содержащим в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский: на первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

От гр. symbolon - знак, символ. p Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. p Связь с мировой культурой. p Интерес к отечественной классике. p Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса. p Особая роль творчества. p Поэт - пророк. p

Появился в России в 80 -90 гг. XIX в. p Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни p Представители в литературе: p В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт А. Белый Ф. К. Сологуб И. Ф. Анненский p Представители в живописи: А. Бенуа К. Сомов М. Врубель

Особенности русского символизма p p Главным принципом ранних русских символистов становится панэстетизм, эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали. Русский символизм, активно впитывая модернистскую литературу запада, стремится поглотить и включить в круг своих тем и интересов все явления мировой культуры, которые, по представлению русских символистов, отвечают принципам «чистого» , свободного искусства. Старшие русские символисты (1890 -е годы) поначалу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки. Русский символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям.

p p p Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике - обновление жанров лирики - новые принципы циклизации - смысловая полифония Идея самоценности искусства (независимость от всего) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление

Русские поэты-символисты p У истоков данного течения стояли Д. Мережковский(1) и З. Гиппиус(2) (в Санкт. Петербурге), В. Брюсов(3) (в Москве). Представители младших символистов: В. Иванов, А. Белый, А. Блок, В. Соловьёв 2 3 1

Старшие символисты В. Брюсов Ю. Балтрушайтис К. Бальмонт 1903 Брюсов «Ключи тайн»: Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

Младосимволисты 1900 гг. -рубеж веков В. Иванов А. Белый А. А. Блок Л. Л. Эллис Философия Соловьева …Мы подошли -и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны… божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность, противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России

Владимир Соловьев Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 -1900). Стихи отличаются тоном напряжённой мистикофилософской исповеди и элементами новой, специфически символической образности. Личный облик Соловьёва - житейская беспомощность, скитальчество, подвижничество, делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи. Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева.

Зинаида Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 - 1945). Идеолог символизма. Все произведения З. Гиппиус объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте» , по всему необъяснимому» , «навеки недоступному и навеки непонятному» . Большинство книг вызвали ожесточенное неприятие либеральной и народнической критики - за невиданность, претенциозность, противоестественность героев Гиппиус. Она формулирует свою метафизику любви и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения» , а для того, чтобы выразить и «отдать всю душу» . Такая любовь предполагает решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него - если это способствует росту души, самовыявлению личности. Стихи: «Предел» , «Если» , «Знайте» , «Господи, дай увидеть!»

Мережковский Д. С. Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Индивидуальное, личное переживание, по мнению Мережковского, только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви – настоящей, подлинной любви. Но и это еще не все. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.

Творчество поэтов-символистов Ф. К. Сологуб Д. С. Мережковский Подыши ещё немного Чужбина-родина Подыши еще немного Тяжким воздухом земным, Бедный, слабый воин Бога, Странно зыблемый, как дым. Что Творцу твои страданья? Кратче мига - сотни лет. Вот - одно воспоминанье, Вот - и памяти уж нет. Страсти те же, что и ныне. . . Кто-то любит пламя зорь. . . Приближаяся к кончине, Ты с Творцом твоим не спорь. Бедный, слабый воин Бога, Весь истаявший, как дым, Подыши еще немного Тяжким воздухом земным. Нам и родина - чужбина, Всюду путь и всюду цель. Нам безвестная долина Как родная колыбель. Шепчут горы, лаской полны: "Спи спокойно, кончен путь!" Шепчут медленные волны: "Отдохни и позабудь!" Рад забыть, да не забуду; Рад уснуть, да не усну. Не любя, любить я буду, И прокляв, не прокляну: Эти бледные березы, И дождя ночные слезы, И унылые поля. . . О, проклятая, святая, О, чужая и родная Мать и мачеха земля!