Россия модернизирует титановые подлодки. Анализ потерь атомных подлодок вмф ссср и вмс сша

Услышав название «К-10», кто-то, возможно, вспомнит металлические двери – так называется марка одной из них; кто-то – конденсаторы керамические; кто-то – микропроцессоры: у некоторых из них та же аббревиатура... Моряки-подводники сразу же подумают об атомоходе Тихоокеанского флота, которым командовал капитан 1-го ранга Валерий Медведев. И, конечно же, сразу вспомнят слухи о том, как Медведев потопил китайскую подводную лодку, в результате чего якобы погибли около ста человек.

21.01.1983. Атомная ракетная ПЛ К-10. Проект 675, НАТОвское обозначение Echo-II. В подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия ничего, кроме пятен соляры, обнаружено не было. Никто из стран Тихоокеанского региона об авариях своих ПЛ не сообщал. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ. Официально эти события не сопоставлялись.

Мы попытаемся сопоставить. Хотя бы потому, что сам Медведев вот уже 28 лет живёт с этим воспоминанием.

Секреты холодной войны

Недавно мы встретились с бывшим капитаном АПЛ «К-10» Валерием Николаевичем. Подмосковный Обнинск. Обычная квартира с обычной обстановкой. Картины на стенах с изображением моря и подлодок сообщают, что здесь живёт семья моряка. На журнальном столике виднеется толстый кусок металла – часть обшивки прочного корпуса: видно, командир готовился к встрече с журналистом. Валерий Николаевич в офицерском мундире. Для смелости?

Для начала вспоминаем, что столкновение «К-10» с «какой-то» лодкой не было ни первым, ни последним. Если перечислять все подводные столкновения, то может сложиться впечатление, что Мировой океан кишит плавающими в нём подлодками, как суп минестрони – варёными овощами. Кстати, в числе недавних версий аварии пассажирского лайнера «Конкордия» у итальянских берегов тоже присутствует версия столкновения с подводной лодкой. Из других памятных слухов: американцев не раз обвиняли в том, что это именно по их вине произошла катастрофа «Курска»: дескать, две штатовские подлодки проекта Los Angeles – Memphis и Toledo – находились в районе учений Северного флота 12 августа 2000 года. А после катастрофы Memphis зашла в норвежский порт Берген на ремонт. Но Минобороны США не позволило российской стороне осмотреть эти корабли, чтобы убедиться, что ни один из них не повреждён.

Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов вспоминал случай, когда наша «К-306» так протаранила американскую «Патрик Генри», что та всплыла, и её экипаж начал энергично бороться за живучесть.

Адмирал Игорь Касатонов в своих воспоминаниях «Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время. Наиболее тяжёлым был таран «К-19» 15 ноября 1969 года, уложивший американскую лодку «Гэтоу» на дно Баренцева моря. Тогда только чудо спасло американцев от гибели».

…Таких примеров – десятки, если не сотни. Аварии и катастрофы, как правило, не описывались в прессе – во времена холодной войны, да и после них было принято всё засекречивать. И тогда не было Интернета и Викиликса. Да и моряки в силу привычки не склонны к тому, чтобы ворошить прошлое. Но хоть и с большим опозданием, а правда пытается всплыть наружу. Так всплывает маслянистое пятно, сигнализируя о том, что где-то в глубине моря произошла авария. И только недальновидный отмахнётся, глядя на это пятно. Правда нужна ведь не для того, чтобы покопаться в старой ране. Она нужна хотя бы для того, чтобы извлечь уроки и не допустить повторения трагедии.

Мой знакомый подводник, ныне пенсионер, Анатолий Сафонов в своём сайте написал: «…капитан 1-го ранга Валерий Медведев является патриотом своей страны, которой он всю свою жизнь беззаветно служил. Свою любовь к Родине он проявил в образцовом исполнении служебных обязанностей…»
Похоже на строчку из партийной характеристики. Но, по словам самого Сафонова, не склонного ни к сентиментальности, ни к большому уважению к партийно-политическим органам, слова эти применительно к Медведеву справедливы и точны.

Единственное, что не клеилось у Сафонова в образцовой характеристике бравого моряка, – немой вопрос истории: почему так долго молчал и не решался сказать правду о произошедшем? Забегая наперёд, отмечу: мне показалось, что во время нашей беседы Валерий Николаевич сказал далеко не всё.
Итак, передо мной сидел невысокого роста крепкий пенсионер. Говорил он тихо, не так, как обычно на флоте говорят командиры.
Валерий Николаевич вспоминал…

Китайский таран

22 января 1983 года «К-10» находилась в Южно-Китайском море. Боевая служба шла своим чередом, и, как пишут в таких случаях, «ничто не предвещало беды». Глубина под килем – 4500 метров (подводники шутят: «Пять минут езды на автобусе»). Была суббота. После помывки личный состав подлодки смотрел художественный фильм в первом отсеке.

К назначенному для выхода на связь району подошли на восемь часов раньше установленного срока. В сам район требовалось войти в строго назначенное время.

Командир Медведев решил проверить отсутствие слежения со стороны противолодочных сил США и Японии. При развороте на обратный курс получил соответствующие доклады от гидроакустиков. Всё было чисто! Глубина погружения – 54 метра.

Вдруг произошёл толчок: ощущение, будто лодка столкнулась с каким-то препятствием. Удар был мягким, но мощным. От столкновения сильно содрогнулся весь корпус подлодки. «К-10», будто сцепившись с неизвестным объектом, в течение некоторого времени двигалась вместе с ним. Затем они расцепились. Мгновенно была объявлена аварийная тревога. Первые носовые три отсека были загерметизированы вместе с находившимися в них людьми.

По громкоговорящей связи Медведев запросил первый отсек. В ответ – тишина. Оглушительная. Можно представить себе чувства командира в эти минуты. Между тем лодка шла своим курсом и заданной глубиной, с небольшим падением скорости. Чуть-чуть увеличился дифферент на нос.

Медведев говорит: «Я постоянно запрашивал первый отсек. От удара при столкновении матросы наверняка получили сильный стресс, надо было выяснить обстановку… Через две минуты, показавшиеся мне вечностью, из первого прошёл доклад: отсек герметичен!»

В 21 час 31 минуту всплыли в надводное положение. Над морем свирепствовал тайфун. Чудовищной силы ветер и огромные волны бросали лодку, как маленькую щепку. Ночи в тех широтах тёмные, может, поэтому, осматривая через перископную оптику море, Медведев, по его словам, ничего не увидел. Дал команду вернуться в точку столкновения. Прибыв туда, они со штурманом и сигнальщиком увидели оранжевый проблесковый огонь удалявшейся подводной лодки. Приблизительно через 30–40 секунд огонь исчез.

Медведев несколько раз повторил: «Об увиденных проблесковых огнях подводной лодки я говорю сейчас впервые…»

Валерий Николаевич замолчал. Видимо, он вспоминал те трудные минуты. Он сотни раз мысленно возвращался в тот район и пытался понять, с какой именно лодкой произошло столкновение. Пришёл к выводу, что с китайской. И вот почему. В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 9.01.1959 в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959 года были подготовлены рабочие чертежи и техническая документация по проекту 629 с комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ для передачи их Китайской Народной Республике. К осени 1960 года на судостроительном заводе в Даляне (КНР, бывший г. Дальний) состоялась закладка первой из китайских ПЛ проекта 629. Для ускорения её постройки широко использовались советские конструкции, а также оборудование и механизмы с ПЛ «К-139» (спущена на воду в мае 1960 года). Постройка китайской ПЛ была закончена в конце 1961 года и получила бортовой номер 200. Одновременно в г. Комсомольск-на-Амуре заложили ПЛ под заводским номером 138.

После постройки корабль по частям перевезли в КНР и в конце 1962 года ввели в строй под номером 208. Позже, года через два после случая с «К-10», стало известно, что в 1983 году эта китайская ПЛ № 208 погибла со всем экипажем и группой учёных и инженеров во время испытаний китайской баллистической ракеты JL-1.

Учитывая, что на лодках проекта 629 экипаж составляет около 100 человек и что была ещё группа гражданских специалистов, можно только предполагать точное количество жертв.

Примечательно, что китайская сторона официально так и не связала столкновение с гибелью этой лодки. Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». Окажись подводная лодка «К-10» в точке столкновения на пять секунд раньше, возможно, она лежала бы сейчас на глубине 4500 метров.

…О столкновении Медведев, разумеется, сразу же доложил на флот. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал их подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки (для этого был создан дифферент на корму) выяснилось, что её носовая часть имеет сильнейшие повреждения. Среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла. Килевая стальная дорожка «К-10» толщиной 30 мм и длиной порядка 32 метров при столкновении была срезана, как бритвой.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Конечно, это было почти безумием: при таких-то повреждениях – и в подводном положении! Но приказ есть приказ. Без акустических станций, практически на ощупь, но 4500 км прошли нормально. Медведев был уверен в своём экипаже. И экипаж не подвёл своего командира. За такой переход в иной ситуации морякам светили бы награды.
Но не в этот раз. В этот раз Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков объявил Медведеву взыскание.

«Слепые» и «мёртвые»

Сами собой всплывают не только подробности того случая, но и вопросы: как такое могло случиться? Сложная гидрология в районе? Плохие возможности гидроакустических станций? Плохая подготовка гидроакустиков? Наличие так называемых слепых или мёртвых зон? Почему те же ошибки совершил и экипаж лодки КНР?

Известно, что было расследование причин аварии специалистами комиссии технического управления ТОФ и ВМФ. Почему в таком случае даже подводники ТОФ о нём не знали?

Есть мнение участника тех событий. Александр Доброгорский служил на «К-10», и в тот день он исполнял обязанности вахтенного инженера-механика. Вот что он написал мне: «Насколько я помню – а времени прошло немало, – мы начали циркуляцию влево, и последовал удар. То есть столкновение. Значит, они (китайская ПЛ. – Прим. авт.) сидели у нас на хвосте. Либо это роковая случайность, во что я не верю: слишком велик Мировой океан для подобных случайностей.

…Почему китайцы не разгадали наш маневр, т.е. циркуляцию? Одному Богу известно. Скорее всего у них были плохо подготовлены гидроакустики. Насколько я знаю, при слежении ПЛ за ПЛ глубины должны быть разными и должно быть определённое расстояние до объекта, чтобы в случае чего можно было успеть совершить противоманевр. Но в тот раз этого не случилось: две песчинки встретились в безбрежных глубинах, это просто феномен какой-то...

…По прибытии в Камрань нас уже ждали члены Госкомиссии. К пирсу нас не пустили, поставили на якорь. Подошёл катер с членами комиссии и водолазами. Никого наверх не пускали. Спецы всё осмотрели. Выводы осмотра нам не докладывали. Медведеву вроде задробили академию, не дали капраза (звание капитана 1-го ранга. – Ред.) и объявили выговор от имени Главкома ВМФ.

…После возвращения в Павловск у нас начали вырезать изуродованные торпедные аппараты, крышки которых поотрывало в момент удара, а там ведь были торпеды с ЯБП (ядерными боеприпасами).

После общения с некоторыми другими подводниками выяснилось, что старшим на борту «К-10» был начальник штаба 29-1 дивизии ПЛ капитан 2-го ранга Крылов. После столкновения лодок сотрудник особого отдела арестовал вахтенные журналы центрального поста и штурмана. Крылов долго общался с особистом. В результате приватного разговора было принято решение переписать эти журналы. Переписали даже журнал главной энергетической установки, т.к. скоростной режим АПЛ при следовании её в район боевого дежурства был сильно нарушен и лодка пришла в район на 3 часа раньше. Войти в район дежурства раньше нельзя было. Поэтому болтались возле него, пока не столкнулись с китайцами».

А вот мнение бывшего командира АПЛ Виктора Бондаренко, с которым мы встретились там же, в Обнинске:
– Валерий Николаевич всё делал правильно. Почему он подошёл к району раньше на 8 часов, видимо, на это были какие-то основания, но это его проблемы. Плохо то, что нет временных параметров – когда столкнулись, когда вернулись на место столкновения, какие были скорости и т.д.
Слежение китайской дизельной подводной лодки за атомоходом – так может рассуждать только дилетант. Китайцы проводили очередной этап испытаний, экипаж не отработан, им вообще запрещено отвлекаться на несвойственные задачи, кроме испытаний. Даже если они обнаружили советский атомоход, то должны были передать об этом по радио на берег и продолжить свою работу. Общее у подводных лодок было то, что по техническим характеристикам у них были практически одинаковые акустические станции.

Экипаж на «К-10» был отработан, а маневр на проверку кормовых курсовых углов очень ответственен, и акустики очень внимательно к этому относятся.

Давайте думать. Раз лодки столкнулись, значит, они находились на одной глубине – 54 метра. Далее Медведев говорит, что в это время наверху свирепствовал шторм. А раз так, то шумы обеих подводных лодок маскировались шумами моря. В этой ситуации даже хорошая акустика и отличник-гидроакустик не выделят шум подводной лодки от шума моря – это аксиома.
Медведев отмечает, что после всплытия он обнаружил оранжевый проблесковый огонь. Значит, лодка китайцев тоже всплыла, а почему после этого она утонула – это вопрос. Если она не утонула после столкновения, а всплыла, а потом утонула, то это уже совсем непонятно. Значит, что-то они сделали неправильно, потому что чудес не бывает, если бы всё было так сложно, то после столкновения они бы камнем ушли на дно, поминая Мао. Так что Валерию Николаевичу незачем на себя вешать всех собак.

Акустическая тень

В 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской и американской атомной подводных лодок. Тогда американская субмарина своей рубкой протаранила кормовую часть советского новейшего ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-211», только что вошедшего в состав Северного флота и отрабатывавшего элементы боевой подготовки. Американская лодка в районе столкновения не всплыла. Но через несколько суток в районе английской военно-морской базы Холи-Лох появилась атомная лодка США с ярко выраженными повреждениями рубки. Наша лодка всплыла и своим ходом пришла на базу. Здесь её ожидала комиссия, состоявшая из специалистов флота, промышленности, науки и проектанта.

Комиссия, смоделировав ситуацию маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что американская лодка следила за нашей лодкой в её кормовых секторах, оставаясь для неё в акустической тени. Как только наша лодка изменила курс, американская лодка потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму советской лодки. Её поставили в док, и там при осмотре были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки американской субмарины. Более того, по отдельным деталям комиссии удалось установить, что столкновение произошло именно с американской подводной лодкой класса «Стёрджен», что потом и подтвердилось появлением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой именно этого класса.

…Проецируя этот случай на случай столкновения с китайской лодкой, невольно приходишь к версии о том, что причиной столкновения могли стать эти пресловутые «кормовые сектора с акустическими тенями».

Можно также вспомнить и другой случай – столкновение атомной подводной лодки класса «Сиерра» (Северный флот) с атомной подводной лодкой «Батон Руж» (ВМС США) 11 февраля 1992 года. Советская атомная торпедная подводная лодка (предположительно это была «К-239» «Карп») находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2-го ранга И. Локтев. Лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход осуществлял слежение за своим русским «собратом», следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с «Сиеррой», и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир «Батон Руж» решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и также начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Произошло столкновение субмарин. При столкновении «Сиерра» своей рубкой протаранила днище американской ПЛ. Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели.

…Это пример вроде бы случайности. Но случайностей в море, как известно, не бывает. Статистика свидетельствует: с 1968 по 2000 год произошло около 25 столкновений иностранных АПЛ (в основном американских) с советскими и российскими субмаринами в подводном положении. Из них 12 – у наших берегов, на подходах к основным пунктам базирования АПЛ на Северном (девять столкновений) и Тихоокеанском флотах (три столкновения). Как правило, инциденты случались в полигонах боевой подготовки (БП), где подводные лодки после смены части экипажа отрабатывают задачи курса боевой подготовки.

По данным исследовательского центра Defense Express, в истории флота зафиксировано семь случаев затопления атомных подводных лодок: двух американских («Трешер» и «Скорпион») и пяти советских («К-8», «К-219», «К-278» «Комсомолец», «К-27», АПЛ «Курск»). Четыре атомные подводные лодки СССР погибли в результате аварии, и одна была затоплена в Карском море по решению ответственных государственных ведомств из-за невозможности восстановления и дороговизны утилизации.

В большинстве случаев, если точно не удавалось определить причины гибели какой-либо субмарины, виновные предпочитали отрицать свою причастность к этому. Причём порой даже несмотря на очевидные доказательства, пользуясь старым добрым принципом «Не пойман –не вор».

Фигура умолчания

Однажды я познакомился с военно-морским атташе США в России. Маленького роста, крепенький, с кучей наградных планок на белоснежной форменной рубашке… Казалось, он излучал радость от удавшейся своей жизни. Расправленные плечи эту радость, собственно, и демонстрировали. Оказалось, что он – бывший командир атомной подводной лодки типа «Лос-Анджелес». «Я был командиром аж четыре года!» – с неподдельной гордостью сказал он.

«Подумаешь, четыре года, – ответил я, – у нас вон по 8–9 лет командирами…» Он с недоверием посмотрел на меня. Но я подозвал знакомого адмирала, тоже бывшего командира АПЛ, и попросил его подтвердить мои слова. Тот подтвердил.

Американец был сильно удивлён. «Как же, – не мог он поверить до конца, – ведь я же знаю, как это тяжело… Восемь лет… Это невозможно».
Ну да, ну да… Что немцу (американцу в данном случае) смерть, то русскому вполне возможно.

И я вспомнил Медведева, который командиром АПЛ был девять (!) лет. Выглядел пенсионер Медведев хорошо. Но плечи его в моменты нашего разговора о престиже службы не были развёрнуты от чувства гордости. Это я хорошо помню. Как и то, что чего-то бывший командир мне про то столкновение так и не сказал…

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…

Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер» . Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» - последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.


Перо руля USS Tresher (SSN-593)


Вскоре ужасная история получила продолжение - американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион» .

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.


Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)


Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8 . Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец» .


К-219 с развороченной ракетной шахтой


Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай - взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.


К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом "Мир".


Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» - субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск» . Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).



Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159 . Причина - потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

Двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

Пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море - в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 - 0,24 у наших и 0,5 - 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! - ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! - могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина - обычная халатность.


USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса


Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.


Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно - ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.


"Батон Руж" отправляется на гвозди


Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941


Мемориал погибшим подводникам, Мурманск

сайт нередко пишет об авари ях на отечественных подводных лодках. Цель понятна: воздать должное погибшим и пострадавшим военным морякам и их мужеству. Но если разобраться, то самый аварийный флот мир а принадлежит США . И не только потому, что он самый большой в мире. Или, как любят констатировать американск ие журналисты , "самый мощный".

Или, как говорят даже некоторые экономисты из США, самый дорогой. Или самый забавный флот в мире — так очень часто выражаются завсегдатаи российских военно-морских интернет-форумов. При этом в среде, так сказать, мировой военно-морской общественности очень часто на многих языках звучит фраза, что флот США — самый бестолковый и малоэффективный среди подобных сил других развитых стран (имеется в виду соотношение финансовых затрат и боевой эффективности). Кажется также, что уважаемые янки в погонах обладают редким талантом допускать просчеты, необъяснимые с точки зрения логики обычного военного человека.

Выяснилось это, кстати, еще в годы Второй мировой. Так, американцы не заметили вспышки и не услышали гром залпов японских 203-миллиметровых орудий с расстояния 20 миль. После этого и случился так называемый ночной погром у острова Саво, более известный в истории войны на Тихом океане как "второй Перл-Харбор". Японцы просто-напросто обошли остров против часовой стрелки, расстреляв одного за другим спящие крейсеры ВМС США.

Или как можно после успешных оборонительных боев, имея все шансы на победу, вдруг сдать десятикратно уступающему по численности неприятелю неприступный "бетонный броненосец" Коррехидор? 43 года американцы готовились к этому бою, забетонировали и одели в броню небольшой остров, уже почти победили… и сдались на милость японцев. К их неподдельному изумлению, еще и выполнив множество весьма строгих условий капитуляции. Конечно, это трагедия, и вечная память всем гражданам США и других стран, воевавших за мир. Но странная какая-то, нелепая это трагедия…

Но вернемся к подводному флоту. "Реальной открытой статистики аварийности ВМС США в целом и в атомном подводном флоте этой страны в частности — попросту не существует , — считает давний автор Pravda. Ru, эксперт по Международному морскому праву, публицист и историк капитан I ранга Сергей Апрелев . — Дело в том, что уже три десятилетия в США практически не публикуются данные об авариях на флоте, доступ прессы к таким фактам запрещен. Конечно, бывают утечки информации — но чаще всего случайные.

И руководство ВМС все-таки комментирует случившееся, только когда не сделать этого уже нельзя, когда сами факты и так уже становятся известными широкой общественности. Свобода слова там весьма своеобразная. Издания, которые публикуют "несогласованные" данные о происшествиях на флоте, могут нарваться на крупные неприятности. Потому-то в открытой прессе содержится лишь весьма скудная информация об аварийности ВМС США, и мы о ней мало что реально знаем…".

Но хотя многое об американцах нам неизвестно, согласно хотя бы имеющейся статистике Россия все равно по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает "первенство" ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным.

В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий и происшествий, а в американском — около 30. Соотношение, согласитесь, не в пользу США. А если американцы "откроют" еще и свою "закрытую" аварийную статистику, да мы ее приплюсуем к уже имеющимся данным…

Американскими кораблестроительными верфями в XX веке было построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с советских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании — 25, во Франции — 12, в Китае — шесть. Кстати, от строительства дизельных подлодок в США отказались еще более полувека назад.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, например, сам вице-президент США Альберт Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке "Парго". Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 серьезных инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Наибольшее число аварий "у них" вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств.

Напоследок, только некоторые избранные, аварии и происшествия в ВМС США, вошедшие в историю. Некоторые из нижеприведенных фактов есть только в англоязычной прессе, и Pravda. Ru публикует их для русскоязычной аудитории впервые.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину "Трешер". Кто мог представить, что простой двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира "Скайларк" мог закончиться подобной катастрофой? Причина гибели "Трешера" остается загадкой.

Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки — был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ "Скорпион". Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически, как наш "Курск"!).

Существует более экзотическая легенда, согласно которой "Скорпион" потопили русские в отместку за гибель подлодки К-129. Тайна гибели "Скорпиона" до сих пор будоражит умы моряков — так, в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

11 февраля 1998 года американская субмарина "Ла Холья" в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно "Янг Чанг".

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись "Кентукки" и "Сан Хуан". Обе лодки были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

Крейсер ВМС США "Порт Ройял" стоимостью в миллиард долларов 5 февраля 2009 года сел на мель у Гавайских островов. Следствие установило причины аварии: навигационное оборудование на корабле было неисправно, вахтенные потеряли бдительность, не работал эхолот, и никто не смог определить глубину под килем.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США "Гринвилл" протаранила японскую рыболовную шхуну "Эхиме Мару". Погибло 9 японских рыбаков, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США "Натаниел Грин". Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Лодки столкнулись удачно — ремонт нашего корабля занял полгода, а история американской субмарины оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. "Батон Руж" доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

В 1969 году американская атомная подводная лодка "USS Guitarro" затонула на глубине 10 метров прямо у причальной стенки. Авария произошла в результате несогласованных действий двух групп специалистов: одна из них заполняла водой носовые балластные цистерны, а другая — кормовые. Каждая из этих стандартных операций необходима для калибровки инструментов, однако одновременное их выполнение бригадами, даже не подозревающими друг о друге, привело к затоплению корабля. Операция по подъёму и восстановлению подлодки обошлась Штатам в сумму 20 миллионов долларов. Интересно, что эта подлодка носила бортовой номер 665 — почти, извините, "три шестерки"…

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная подводная лодка "Гринвилл" при отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху столкнулась с японской учебной рыболовецкой шхуной "Экси Мару". Шхуна затонула, но американцы ничего не предприняли для спасения тонущих рыбаков.

20 марта 1993 года в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Несмотря на серьезные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

14 мая 1989 атомная подлодка проекта "Лос-Анджелес" возвращаясь, что интересно, после съёмок "Охоты за Красным Октябрём" в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ 1,4 миллиона долларов…

В 1959 году советская дизель-электрическая подлодка С-360 в Средиземном море скрытно проникла в район боевого маневрирования авианосца "Рузвельт", оставшись незамеченной. В том же походе наши подводники буквально поставили "на уши" весь шестой флот США: С-360 свободно "прогулялась" под кораблями боевого охранения тяжелого крейсера "Де Мойн".

В начале февраля 1992 года USS Baton Rouge, атомная подводная лодка из Лос-Анджелеса столкнулась с российской субмариной «Кострома» неподалеку от Мурманска. Baton Rouge наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Она также не обнаружила активные гидролокаторы «Костромы». Таким образом, ни одно из судов не использовало активные гидролокаторы, в то же время их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другую лодку на мелководье.

Об этом пишет The National Interest, передает ZN.UA.

Считается, что гидролокатор — это радар, который работает под водой. Тем не менее, вода является гораздо менее совместимой средой, чем воздух, даже для самых современных датчиков. И условия ветра, температурные колебания и звуки, отскакивающие от дна океана, могут резко ухудшить его производительность. При попытке обнаружить современные чрезвычайно тихие подводные лодки, даже несколько неблагоприятных факторов могут свести на нет и без того сложную задачу.

Поэтому подводная лодка, занимающаяся шпионажем поблизости порта приписки противника, может не заметить другую подводную лодку, идущую навстречу аж до самого столкновения. Такие последствия могут быть хуже, чем маленькая неприятность.

11 февраля 1992 года американская подводная атомная подводная лодка «Батон-Руж» из Лос-Анджелеса, скрывалась на глубине 20 метров у острова Кильдин, в 22 км от российского порта Мурманск. Советский Союз распался всего двумя месяцами ранее, однако флот США все еще старался внимательно следить за тем, что происходило с мощным военно-морским флотом России.

Точный характер шпионской деятельности подлодки «Батон-Руж» до сих пор не известен. Возможно, таковыми были записи звуков российских подводных лодок для последующего определения или тестирование разведывательных устройств. В 8:16, 110-метровая американская атомная подводная лодка «Батон-Руж» получила массивный удар снизу. В первую очередь был поцарапан корпус и пробиты балластные цистерны. Тем не менее, корпус американской подводной лодки не был поврежден.

Оказалось, что это «Кострома» B-276, российская ядерная быстроходная подводная лодка высшего класса, попыталась всплыть и попала под американскую субмарину. На скорости 13 километров в час корма русской лодки ударилась в брюхо американского корабля. Двухкорпусный титановый парус «Костромы» был частично разрушен под воздействием «Батон-Руж», и куски гидролокатора американской подводной лодки были позже обнаружены на ее поверхности.

Обе подводные лодки были предназначены для запуска крылатых ракет из торпедного аппарата, некоторые ракеты теоретически могли быть снабжены ядерными боеголовками. Однако Россия и Соединенные Штаты недавно согласились отказаться от таких боеголовок в соответствии с договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Поэтому, вполне вероятно, что на «Батон-Руж» таких боеголовок больше не было. Тем не менее, более серьезное столкновение могло нарушить реактор на судне и облучить подводные лодки и окружающие воды.

К счастью, подобного не произошло. «Батон-Руж» кружила вокруг и связывалась с другой подводной лодкой, чтобы убедиться, что она не нуждается в помощи, а затем оба судна вернулись в порт для ремонта.

Авария привела к одному из первых дипломатических инцидентов США с новым российским правительством, а государственный секретарь США Джеймс Бейкер встретился с Ельциным лично и заверил того, что Соединенные Штаты уменьшат количество разведывательных операций в российских водах. Однако уже в следующем году появилось сообщение о другом столкновении подводных лодок, на этот раз на Кольском полуострове.

Этот инцидент также выявил различия в определении понятия «международных вод». Соединенные Штаты следуют стандарту измерения двенадцати миль от ближайшего сухопутного массива. «Батон-Руж» была в соответствии с этим принципом. Однако Москва определила эти стандарты как протяженность двенадцати миль от линии, образованной двумя сторонами залива. Согласно такому определению, «Батон-Руж» нарушала территориальные воды России.

Субмарине «Батон-Руж» было всего семнадцать лет. Однако стоимость ремонта судна длиной 110 метров в сочетании с уже запланированными расходами на ядерную заправку была оценена как чрезмерная и лодка была выведена из эксплуатации в январе 1995 года. Однако «Кострома» была отремонтирована и возвращена в море в 1997 году и ходит по сей день. Русские моряки нарисовали на своей корме «победную» маркировку, чтобы отметить «поражение» «Батон-Руж».

Как такое вообще стало возможным? Некоторые статьи в прессе охарактеризовали случившиеся, как зашедшуюю слишком далеко игру в «кошки-мышки» между подводными лодками. Действительно, такие опасные игры были распространены между суднами противоборствующих стран и уже приводили к столкновениям в прошлом. Однако эта версия маловероятна, ведь подводная лодка может играть в «кошки-мышки», если она способна обнаружить другой корабль. А на мелководье поблизости от острова Кильдин вряд ли такое было возможно.

Это связано с тем, что на мелководье ударными волнами создается, по меньшей мере, в десять раз больше фоновых помех для гидролокаторов, что сильно затрудняет распознавание почти бесшумного винта подводной лодки. Кроме того, даже обнаруженные сигналы будут отражаться от поверхности океана и прибоя, так что будет трудно их выявить среди фоновых помех.

Аналитик Евгений Мясников в 1993 году подсчитал, что диапазон обнаружения медленно движущейся подводной лодки высшего класса в такой шумной среде с использованием пассивных гидролокаторов, вероятно, составлял бы от ста до двухсот метров, или меньше, при условии ветреной погоды. Однако диапазон обнаружения, возможно и вовсе мог упасть до нуля, в случае приближения российской подлодки под дугой в шестьдесят градусов позади «Батон-Руж», у которой не было технической возможности заметить противника в таких условиях.

У российской подводной лодки также было бы мало шансов обнаружить более тихую американскую субмарину. Более мощные противолодочные датчики могли бы быть эффективными в подобных условиях только на расстоянии от трех до пяти километров, чего недостаточно, чтобы заметить «Батон-Руж». Подводные лодки могут также разворачивать буксируемые гидролокаторы, чтобы увеличить зону их действия, однако их трудно контролировать на мелководье и поэтому они не использовались во время инцидента.

На подводной лодке или на надводном корабле можно было также использовать гидролокаторы для запуска звуковых волн, которые способны отражаться от корпуса другого подводного корабля. На мелководье это может увеличить дальность обнаружения до нескольких километров. Однако при этом, платформа, где используется активный гидролокатор будет видна на поверхности.

«Батон-Руж» наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Использование активных гидролокаторов «Костромой» также не было зафиксировано. Таким образом, оба судна не использовали активные гидролокаторы, а их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другого на мелководье. Это объясняет, почему подводные лодки длиной больше футбольного поля, могли столкнуться, не заметив присутствия друг друга.

Как свидетельствует тревожное столкновение в 2009 году французской подлодки «Триумфан», вооруженной ядерными ракетами с британской субмариной «Авангард», риски подводных столкновений между атомными подводными лодками и сегодня остаются вполне реальными.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram , страницу «Хвилі» в

Столкновение АПЛ «К-276» с американской АПЛ «Батон Руж».

11 февраля 1992 г. столкнулась наша АПЛ «К-276», названная потом «Костромой» под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя с американской АПЛ «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес».

В 1992 г., когда как будто уже окончилась холодная война, прекратилось геополитическое и идеологическое противостояние России и США (во всяком случае, с нашей стороны), мы отвели свои лодки от американских берегов, а планы операций подводных сил ВМС США практически не изменились. Американская атомная лодка «Батон Руж» водоизмещением 6000 тонн, вооружённая ракетами «Томагавк», занималась сбором разведывательной информации о военно-морской активности советского ВМФ в районе Кольского полуострова.

Американская лодка после обнаружения советской лодки пристроилась за нейв её кормовом секторе, в зоне акустической тени, и на параллельном
курсе пересекла вместе с нашей лодкой границу территориальных вод России.

Через некоторое время акустики «К-276» обнаружили какие-то неясные шумы. Командир капитан 2 ранга Локоть подвернул, чтоб
дать возможность акустикам более точно определить источник шума. Этот маневр пропустили на американской лодке, контакт у них был потерян.
Командир американской лодки коммандер Гордон Кремер стал метаться, началвсплытие, в надежде осмотреть чистоту горизонта, а может и обнаружить
там подводную лодку под перископом. Для уточнения обстановки он бездумновсплыл на перископную глубину, чем окончательно потерял возможность
обнаружения К-276 гидроакустическими средствами, и сам оказался в мертвой зоне ее средств наблюдения (почти над ней).

Так как наступило время очередного сеанса радиосвязи с командным пунктом флота, Игорь Локоть вынужден был начать всплытие на перископную глубину без дополнительного уточнения обстановки на поверхности. В это время, в 20.16 и произошло столкновение. При подходе к перископной глубине «К-276» ударила американскую АПЛ передней частью ограждения боевой рубкив прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько относительно небольших пробоин, позволивших «Батон Руж» самостоятельно дойти до своейВМБ. Но ее корпус получил внутренние напряжения, сделавшие ремонт лодки нецелесообразным, и она была списана из боевого состава ВМС США, а ее командир снят с должности, что у них случается крайне редко. По неофициальным данным тот таран обошёлся американским подводникам в пять жизней. Наша участница этого инцидента через год уже несла боевую службу в океане. Если бы «К-276» начала всплытие на 7-10 секунд раньше, то она ударила бы американскую субмарину своей носовой частью, имеющей мощный набор корпуса, и проломила бы ее борт, что привело бы к затоплению АПЛ ВМС США. В другом случае могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах «К-276», и тогда погибли бы обе атомные лодки на входе в Кольский залив в 10 милях от берега, в районе, через который проходят все корабли и суда, идущие в Мурманск, Североморск и из них.

«Кострома» входит сейчас в состав той же 7-й дивизии, что и «Курск». На боевой рубке этой лодки нарисована красная пятиконечная звезда с цифрой «1» в центре. Так в годы Великой Отечественной войны наши подводники вели счётсвоим победам. Традиции у подводников живы. Командир «Костромы» Владимир Соколов так ответил на вопрос а не ругается ли начальство на такую символику: «Вначале, конечно, морщились, мол, американцы нам теперь друзья, затем вроде как попривыкли, ну а после «Курска» кто и что может мне сказать на этот счёт? Разве только то, что цифра уж очень не велика!»

Как ни странно, но при том подводном инциденте об опасности экологической катастрофы, угрожающей радиоактивным заражением не только северным берегам России, но и всей Скандинавии, не проронили ни слова ни экологи Норвегии, ни международный «Гринпис».

Президент России Борис Ельцин обвинил тогда США в продолжении развёртывания своихподводных сил в непосредственной близости от российских берегов. Чтобы уладить скандал, тогдашний президент Америки Джордж Буш-старший (его сын, Буш-младший, ныне также американский президент) прилетал в Москву, и, пообещав большой кредит, сумел кое-как уладить дело. Но этот факт столкновения своей лодки американцы упорно скрывали от мировой общественности в течение нескольких лет.

Валерий Алексин, разбирался с этим столкновением, пришёл к выводу, что оба командира и в мыслях не имели желания столкнуться, оно не было преднамеренным. Но американский командир совершил ряд нарушений, таких, как вход в территориальные воды РФ, направил корабль в зону полигона боевой подготовки, координаты которой доведены до сведения всех государств, как зоны чрезвычайно высокой степени риска. А после того, как потерял контакт с нашей лодкой, он должен был, как этого требует хорошая морская
практика управления кораблём, во избежание столкновения не совершать лихорадочные маневры, а застопорить ход и осмотреться, более детально
прослушать горизонт, оценить обстановку.

Может сложиться впечатление, что всегда американские подводники выступали в роли кошек, гоняющих беспомощных советских котят. В апреле 1980 г. при проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки командир АПЛ К-314 Валерий Хоровенков, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовал ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых (2-3 км) с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнал под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта ТОФ. Надо только, чтобы все себе четко представляли, что такие гонки без правил подводных объектов водоизмещением по 5000 тонн каждый на скорости 55 км/час добром не кончаются. При любом неверно понятом маневре оба гиганта разобьют друг друга всмятку вместе с 250 человеками их экипажей, ядерными реакторами и почти сотней ракет и торпед. Отваги и воли к победе командирам наших атомоходов не занимать. Только не надо испытывать их терпение.

После столкновения лодок в 1992 году бывший подводник из первого экипажа первой атомной лодки Советского Союза контр-адмирал в отставке Н.Мормуль написал статью, которая была опубликована в «Комсомольской правде» под названием «Не валяй дурака, Америка!» с вопросом в подзаголовке: «Почему бы нам не подать в суд на ВМС США?» В статье он описал это столкновение, заключил, что «…авторство неуклюжего маневра принадлежит командиру субмарины США. Почему бы американской стороне, в таком случае, не оплатить стоимость ремонта нашей повреждённой лодки?» И далее высказал идею, «что Военно-морскому флоту СНГ следует обратиться с иском в Международный суд и её восстановление произвести за счёт ВМС США». «Восстановление нашей лодки потребует серьёзных материальных затрат. Дружба дружбой, а виноват – плати…. Если мы сегодня промолчим, если не будем действовать по принятым в цивилизованном обществе законам, нас просто не поймут – в первую очередь за рубежом».

Н.Мормуль обратился тогда с письмом к Главнокомандующему ВМФ России адмиралу флота В.Чернавину. Получил ответ. Это был доклад начальника Главного штаба ВМФ адмирала К.Макарова с резолюцией Главкома – «Согласен». Вот этот доклад Главкому, его приводит в своей книге «Катастрофы под водой» Н. Мормуль.

«Командующему ВМФ адмиралу флота В.Н.Чернавину. Докладываю: обращение в Ваш адрес контр-адмирала запаса Мормуля Н.Г. о компенсации ущерба за счёт ВМС США через Международный суд за столкновение нашей ПЛ с ПЛ «Батон Руж» в феврале 1992 года рассмотрено.
Установлено следующее.

1. Международных правил предупреждения столкновений субмарин в подводном положении не существует. МППСС-72 обеспечивает безопасность плавания кораблей и судов, находящихся только в надводном положении, на визуальной или радиолокационной видимости друг удруга.

2. Учитывая, что вопрос предупреждения столкновений подводных лодок международным правом не урегулирован, оснований для обращения в международный суд нет.

3. В столкновении этих подводных лодок, равно как и любых других судов, виноваты оба командира.
Степень вины каждого из них установить в данном случае не представляется возможным.

4 .По случаю данного столкновения от имени правительства России вручена нота правительству США. Основной причиной столкновения стало нарушение подводной лодкой ВМС США границы территориальных вод России. Американской стороной факт нарушения наших тервод отрицается. Вопрос о данном инциденте обсуждён на 6 съезде народных депутатов РФ.

5. Российская и американская стороны признали существование проблемы предотвращения инцидентов с подводными лодками. В мае 1992 года В Москве состоялась первая рабочая встреча представителей ВМФ России и ВМС США по данному вопросу, в ходе которой нами были предложены конкретные меры предупреждения столкновений ПЛ наших стран в полигонах боевой подготовки ВМФ.

Стороны условились продолжить диалог по данному вопросу.

Относительноустановления взаимопризнанных границ территориальных вод в ближайшее время будут начаты переговоры экспертов двух стран по линии МИД РФ.

Адмирал флота К. Макаров».

В 1992 году, после столкновения АПЛ «К-276» «Кострома» и «Батон Руж», Главным штабом ВМФ был подготовлен проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод». Оно включало в себя организационные, технические, навигационные и международно-правовые мероприятия. С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: «Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов кнам по этой проблеме». Однако вскоре после этого тогдашний начальник штаба ВМС США адмирал Бурда застрелился, а АПЛ НАТО продолжают ходить в Баренцево море, как в свой огород, подвергая опасности подводные лодки ВМФ России, жизнь их экипажей и угрожая экологическими катастрофами всей Северной Европе. Так этот договор и не был подписан, а вопросов по этой проблеме с гибелью «Курска» только прибавилось.