Утонувшие подлодки. Почему погиб весь экипаж подлодки «Курск

В народе говорят, что жар костей не ломит, однако на деле оказывается, что жаркая погода может стать для человека ситуацией, близкой к экстремальной. Жара влияет на все процессы организма, и важно знать, как это влияние минимизировать.

Температурные рекорды

Влияние жары на человека людей интересовало всегда. В ходе экспериментов было установлено, что человек способен в течение одного часа выдерживать температуру в 71°С. 49 минут - выдерживать температуру 82°С, 33 минуты - температуру в 93°С и только 26 минут - температуру в 104°С. Для чистоты эксперимента замеры проводились в сухом воздухе.

Предельная температура, при которой человек может ровно дышать, - 116°С.

Впрочем, в истории были случаи, когда люди выдерживали и более высокие температуры. Так, в 1764 году французский медик Тиллет предоставил Парижской академии наук данные об одной женщине, находившейся в печи с температурой 132°С на протяжении 12 минут.

В 1828 году было задокументировано 14-минутное пребывание мужчины в печи с температурой в 170°С, а в 1958 году в Бельгии человек находился в термокамере с температурой в 200°С.

В ватной одежде человек может выдерживать нарастание температуры до 270°С, без одежды - 210°С.

В водной среде устойчивость человека к высокотемпературным экспериментам ниже. В Турции один мужчина окунался с головой в котел с водой, нагретой до 70°С.

Жара и сердце

Медики отмечают, что самому серьезному удару во время сильной жары подвергается сердечно-сосудистая система человека. При повышенной температуре воздуха сердце начинает работать интенсивнее, учащается пульс, сосуды расширяются, часто падает кровяное давление.

В жару тело теряет много жидкости, а вместе с ней - минеральные соли. При этом калий и магний, дефицит которых в жару ощущается особенно остро, необходимы для работы сердца и сохранения сердечного ритма.

Ещё одним следствием обезвоживания является сгущение крови. В тандеме с пониженным артериальным давлением, это увеличивает риски образования тромбов.

Пот в три ручья

Первая реакция организма на жару - активное потоотделение. Таким образом происходит терморегуляция. В этом отношении нам повезло - у животных потовые железы развиты слабо и терморегуляция у них происходит главным образом через рот. Интенсивность охлаждения организма в жару напрямую зависит от объема и скорости испарения пота с поверхности тела.

Кроме того, через сальные железы также выделяются жировые вещества, что также способствует более эффективному потоотделению.

Обезвоживание организма, дефицит воды - не главная проблема. Главное, что вместе с потом организм теряет соли и минералы. Их дефицит напрямую влияет на сердечно-сосудистую систему и на функциональность работы мозга.

Обезвоживание в жару напрямую зависит от уровня активности человека. При интенсивной работе или занятиях спортом влагопотери могут составлять 5-6 литров. При ходьбе на открытом солнце потоотделение увеличивается в два раза, при беге - в 4-6 раз.

Серьёзно влияет на самочувствие не только повышенная температура, но и влажность. Температура 40°С и относительная влажность 30% воспринимается организмом так же, как температура 30°С и влажность 80%.

Жара и уровень агрессии

Жара влияет не только на физиологию человека, но и на его психику. Причем влияет негативно. Доктор психологических наук Дэвид Майерс изучил уровень преступности в шести штатах США и установил следующую тенденцию: повышение температуры всего на два градуса серьезно увеличит агрессию в обществе.

По словам Майерса, каждый год случаев агрессивного поведения граждан будет становиться на 50 000 больше.

Самая критическая и провоцирующая на агрессию температура, по мнению Майерса, 27–30 градусов. Если температура меньше 27°С, то человек с ней успешно справляется; если температура выше 30°С и приближается к 40°С, то уже не до агрессии. Организм в таком пекле тратит много сил на поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды) и у человека включается «энергосберегающий режим».

Что делать?

В жару нужно носить правильную одежду. Идеально, чтобы она была свободного кроя и закрывала все тело (вспомните халаты бедуинов).

Шорты и майка - это, конечно, хорошо, но для долгого пребывания на солнце это лук не подходит. Большие открытые участки тела могут спровоцировать не только тепловой, но и солнечный удар, можно также получить солнечный ожог.

Особенно в жару нужно беречь голову. Панамы, шляпы и кепки светлых расцветок будут в самый раз. Идеально же - тюрбан или платки, как у бедуинов. Конечно, нужно много пить. И не обязательно воду. Хорошо спасают от обезвоживания несладкие соки, отвары шиповника, липы или чабреца, вода с лимоном, компоты. Так как с потом выходят соли, хорошо утолять жажду в жару негазированной минеральной водой и изотониками, которые восстановят водно-солевой баланс. Алкоголя нужно избегать. Он только усилит обезвоживание.

Может помочь точечная криотерапия - прикладывание холодных предметов к лимфоузлам, кистям рук и за ушами.

В журу нужно избегать тяжелой пищи, не есть жареного, жирного мяса, соленой пищи (соль задерживает воду в организме и ухудшает теплоотдачу). Ешьте свежие фрукты, овощи, понемногу, но часто, 5-6 раз в день. Сердечникам врачи настоятельно рекомендуют носить с собой лекарственные средства, такие как «Корвалол», «Валидол» и «Нитроглицерин».

Российские синоптики с грустью констатируют, что экстремальная жара не собирается покидать центральные и западные регионы России. Ещё как минимум до августа наши термометры будут показывать 29-31 градус днём и не меньше 19-20 градусов ночью. Так что, если вы решили сэкономить на вентиляторе или кондиционере, думая, что мол вот-вот это всё закончится - самое время пересмотреть свой финансовый план.

Тем более что, в отличие от чисто бытовых неудобств, проблемы со здоровьем вряд ли удастся просто перетерпеть. Экстремальная жара - это, прежде всего, нагрузка на сердце, и чем дольше погода будет демонстрировать подобные «тропические» выкрутасы, тем сильнее пострадает ваш «пламенный мотор». Причин этому несколько:

Любой организм реагирует на жару расширением сосудов и, следовательно, кровяное давление падает. Чтобы сохранить при этом нормальный кровоток, сердцу приходится работать в усиленном режиме, практически на пределе своих возможностей.

В жару тело теряет много жидкости и вместе с ней минеральных солей. Тем временем, калий и магний, например, необходимы для поддержания сердечного ритма, и при серьёзном нарушении водосолевого баланса в организме сердце человека может просто-напросто остановиться.

Следствием обезвоживания также становится сгущение крови. Вкупе с расширением кровеносных сосудов это значительно увеличивает риск образования тромбов, а значит и всех связанных с этим проблем. Возрастает риск инфарктов, инсультов, лёгочной эмболии и т.п.

Поводы для опасений

Реакцией нашей сердечно-сосудистой системы на жару в основном и объясняется плохое самочувствие, одышка и постоянная усталость. Впрочем, столь «лёгкими» последствиями могут отделаться только относительно здоровые люди; а вот те, у кого уже есть проблемы с сердцем или располагающие к ним состояния - им может грозить как минимум обострение болезни, как максимум - инфаркт и все вытекающие. И даже если раньше проблем с «главным насосом» у вас не было, ряд факторов в сочетании с капризами погоды могут спровоцировать беду. Согласно рекомендациям Американской кардиологической ассоциации, таких факторов 10.

1. Возраст. В общем числе пациентов, умерших от тех или иных сердечных болезней, 83% составляют люди старше 65. Впрочем, врачи говорят, что в последние годы тот же инфаркт изрядно «помолодел». Всё чаще встречаются подобные проблемы у мужчин около 35-40; для женщин этот порог чуть выше, но также постепенно опускается.

2. Пол. У мужчин сердечнососудистые заболевания (ССЗ) не только начинаются раньше, но и заканчиваются хуже. В структуре смертности от инфарктов представители сильного пола составляют большинство - возможно, из-за вредных привычек и пониженного внимания к своему здоровью.

Некоторые врачи также связывают эту зависимость с влиянием определённых половых гормонов на организм. Эту теорию подтверждает тот факт, что у женщин риск инфаркта заметно возрастает после наступления менопаузы, то есть после серьёзных гормональных изменений. Однако при этом первенство в печальной статистике всё равно принадлежит сильному полу.

3. Семейный анамнез. Считайте, что у вас появился лишний повод поинтересоваться здоровьем своих родственников. Если у кого-то из них имеются сердечнососудистые заболевания, вы также находитесь в группе повышенного риска.

4. Раса. Этот пункт, наверное, не должен вызвать беспокойства у большинства населения нашей страны. Согласно статистике, ССЗ заметно чаще поражают выходцев из Африки, Азии и Латинской Америки.

5. Курение. Эта вредная привычка негативно влияет на состав крови, препятствует её насыщению кислородом, повышает холестерин и провоцирует тромбообраоване. В итоге риск каких-либо проблем с сердечнососудистой системой возрастает в 2-4 раза в зависимости от срока курения и наличия сопутствующих заболеваний.

6. Уровень холестерина. «Страшилки» о холестериновых бляшках сейчас известны, наверно, всем. И хорошо: чем больше в вашей крови «плохого холестерина», тем больше риск закупорки сосудов и, соответственно, инфаркта. Помимо уже названного курения, повышению уровня холестерина способствует гиподинамия (отсутствие физической активности) и неправильное питание с большим количеством животных жиров.

7. Кровяное давление. Все гипертоники знают о потенциальной опасности их состояния, но далеко не каждый вообще подозревает, что он гипертоник. Если вы никогда не заботились об уровне своего давления, сейчас пора об этом задуматься, ведь гипертония повышает нагрузку на сердце, истончает и ослабляет кровяные сосуды и может вызывать инфаркты, инсульты и отказ почек.

8. Сидячий образ жизни. Повышает риск ишемической болезни сердца, а также провоцирует другие заболевания, которые отражаются на состоянии сердечнососудистой системы. Как показали исследования британских кардиологов, всего 20 минут физической активности в сутки снижают шансы заработать инфаркт на 25-30%.

9. Лишний вес. Особенно опасны избыточные жировые отложения в области талии и живота. Люди, обладающие таким «грузом», более склонны к ССЗ с летальным исходом даже при отсутствии других факторов риска. Причём потеря веса имеет терапевтический эффект: каждый сброшенный с талии сантиметр уменьшает шансы на раннюю смерть на 6-7%.

10. Диабет. Самой частой причиной смерти диабетиков являются те или иные проблемы с сердцем или сосудами (по статистике это около 75% случаев).

Если вы обнаружили, что входите в группу риска, и опасаетесь за своё здоровье, соблюдайте несколько простых правил безопасности в жару:

Поменьше трудитесь. Всю мало-мальски серьёзную физическую активность следует по возможности отложить. Не таскайте тяжёлых сумок, не устраивайте долгих прогулок по жаре и, конечно, оставьте в покое дачные грядки. Последние, кстати, наиболее опасны: когда вы сгибаетесь пополам, пытаясь окучить какой-нибудь кустик, и без того ослабленный отток крови от головы падает - и вы можете потерять сознание прямо в огороде.

Бойтесь холодной воды. Это касается и городских водоёмов, и обычного душа, и фонтанов, и т.д. и т.п. При резком перепаде температур расширенные кровеносные сосуды сужаются; фактически, происходит их спазм, а это может вызвать приступ стенокардии и даже инфаркт.

Не находитесь на солнце дольше 15-20 минут подряд. Если почувствуете одышку и учащённое сердцебиение, немедленно прячьтесь в тень или охлаждаемое помещение.

Пейте минералку. Она поможет организму эффективно охлаждаться через усиленное потоотделение и в то же время поддержит нормальный водосолевой баланс в теле.

Не наедайтесь. Трудноперевариваемая пища вроде мяса и жирной выпечки усиливает нагрузку на ЖКТ и, как следствие, кровеносную систему. Лучше есть побольше водосодержащих овощей и фруктов, особенно хороши арбузы, капуста и огурцы.

Служащие военно-морского флота Дании подняли на борт хозяина самой большой частной подлодки UC3 Nautilus Петера Мадсена, после того как судно затонуло в заливе Кёге к югу от Копенгагена. По словам мужчины, на лодке он был один и никто не пострадал. Полиция подозревает его в убийстве журналистки, которая также могла быть на борту. Мы выяснили, кто такой Петер Мадсен и зачем он построил себе подлодку.

Утром 11 августа у берегов Дании пропала крупнейшая в мире частная подводная лодка UC3 Nautilus, следовавшая из Копенгагена к берегам Швеции. Сначала в новостях сообщили, что на борту были двое: инженер, который построил подлодку, и он же её владелец 46-летний датчанин Петер Мадсен и журналистка.

Началась спасательно-поисковая операция. Вскоре служащие ВМФ Дании нашли Петера Мадсена в водах залива Кёге, в нескольких милях к югу от Копенгагена. По его словам, на борту подлодки он был один, журналистка осталась на берегу. Мадсен серьёзно не пострадал.

А вот лодка утонула. В комментарии для датского канала TV2 Петер объяснил, что произошло.

Из-за отказа балластной цистерны «Наутилус» утонул за 30 секунд. Не думаю, что когда-нибудь удастся его поднять.

Вечером 11 августа полиция задержала Петера Мадсена. Его подозревают в убийстве. Находившаяся на борту журналистка Ким Уолл считается пропавшей: в последний раз её молодой человек говорил с ней 10 августа, он не может её найти.

Ким сфотографировали на борту «Наутилуса», пишет сайт Ekstrabladet , их видели вместе с Мадсеном. Уолл - популярная журналистка, которая писала для многих изданий, включая Vice и New York Times. Она готовила статью о Мадсене.

Петер утверждает, что высадил её на берегу в Копенгагене поблизости от одного ресторана. Владелец ресторана уже предоставил записи с видеокамер полицейским, но что на них видно, не сообщается. Лодку обнаружили в 50 километрах от Копенгагена на глубине 50 метров. Её обследовали водолазы, но внутрь попасть не смогли. Вероятно, её всё-таки поднимут и отбуксируют в порт, чтобы обследовать.

Петер Мадсен - художник, инженер и изобретатель. По специальности он инженер аэрокосмических двигателей. Мужчина возглавляет собственную небольшую компанию RML Spacelab, конечная цель которой - запустить живого человека в космос на частной ракете, которая будет построена без участия какого-либо государства или крупной корпорации.

Деньги на свои проекты Мадсен собирает краудфандингом, но компания не отказывается от коммерческих проектов, чтобы поддерживать свою деятельность. Например, недавно она выполнила заказ на машину, которая красиво плюётся огненными шарами, для одного датского музыкального фестиваля.

До этого Мадсен участвовал в некоммерческом проекте Copenhagen Suborbitals, основанном в 2008 году. Идея была в том, чтобы отправить в суборбитальный полёт человека с помощью небольшой ракеты. Мадсен проектировал для неё двигатель. Стартовать ракета должна была с небольшой плавучей платформы, а астронавт должен был взлетать в кабине стоя (потому что ракета была маленькая). Сейчас он уже вышел из проекта, но его бывшие коллеги не сдаются и постепенно приближаются к цели.

Подлодка «Наутилус» - уже третья подлодка, которую построил Петер Мадсен. Она самая большая и была самой надёжной до сегодняшнего дня. На воду её спустили ещё в 2008 году.

«Наутилус» - почти 18 метров в длину, ширина корпуса - два метра. По расчётам он способен погружаться на глубину до 400 метров, но в реальности никогда не опускался глубже 100 метров. На перископную глубину он погружается минимум за восемь секунд, всплывает немного медленнее. На борту есть место для восьми человек (четверо могут там даже ночевать), но подлодкой легко можно управлять в одиночку.

Интерьер у «Наутилуса» спартанский. Как он выглядит снаружи и внутри, а также каково на нём было погружаться, можно увидеть в этом ролике.

По словам Мадсена , ракетостроением он увлёкся, потому что с детства мечтал полететь к другим планетам. С возрастом мужчина не отступил от космической мечты, хотя межпланетный полёт вряд ли удастся реализовать. Мадсен считает, что у подлодок и ракет есть много общего: в них человек отправляется во враждебную среду, уходит с «нулевой отметки», которой можно считать поверхность Земли.

В 2011 году первая удачная ракета Петера Мадсена HEAT 1X, названная «Тихо Браге» в честь великого датского астронома, успешно стартовала с плавучей платформы в Балтийском море и вышла на заданную траекторию. Пока что на её борту взлетает только манекен. Мадсен продолжает совершенствовать двигатели, а другие инженеры его команды работают над кабиной, и тестовый запуск с пилотом на борту - дело ближайшего будущего.

Будет ли он строить четвёртую подводную лодку, пока неизвестно.

Пока что из всех частных компаний к запуску человека в космос ближе всего SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса. Оба уже научили свои аппараты взлетать и вертикально садиться обратно, но ракета Falcon 9 Маска умеет , а New Shepard Безоса - , а также отстреливать головной отсек, который садится на парашютах и собственных реактивных посадочных двигателях.

Правда, в отличие от маленькой лаборатории Петера Мадсена, обе эти компании дотируются другими корпорациями своих владельцев, тесно связаны с правительством США, имеют налоговые льготы, а Маск получает государственные заказы на свои ракеты.

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.
Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».
До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.
В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.
Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.
А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.
Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.