Что такое суборбитальный космический полет. Суборбитальный и орбитальный космический туризм, в чем разница? Скорости, необходимые для суборбитальных полетов

В прошлом веке люди летали в космос только по служебной необходимости. Для абсолютного большинства из них - профессиональных космонавтов и астронавтов - это была основная работа. Правда, иногда случались и служебные командировки на орбиту. Например, в декабре 1990 года японская телекомпания TBS отправила на станцию «Мир» журналиста Тоёхиро Акияму. Ранее примерно по такой же схеме трижды летал на шаттлах американец Чарлз Уолкер, сотрудник компании McDonnell Douglas.

Первый частный космодром VIRGIN GALACTIC

VIRGIN GALACTIC и SPACESHIPTWO


С наступлением нового тысячелетия стало возможным выйти за пределы атмосферы не числясь ни в одном отряде космонавтов или астронавтов, а по собственному желанию - туристом. Первым таким космическим путешественником стал американский миллионер Деннис Тито, который в апреле 2001 года отправился к Международной космической станции (МКС) на российском корабле «Союз ТМ-31». Именно тогда в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм». Правда, сам Тито (и его последователи) называет себя не туристом, а участником космического полета (spaceflight participant). Этот термин используется и в официальных кругах.
После Денниса Тито на МКС побывали еще пятеро космических туристов: южноафриканец Марк Шаттлуорт (2002) и граждане США - Грегори Олсен (2005), Анюше Ансари (2006), Чарлз Симоньи (2007) и Ричард Гэрриотт (2008). (Кстати, трое последних - уроженцы Ирана, Венгрии и Великобритании соответственно.) Причем в начале 2009 года Чарлз Симоньи начал готовиться к своему второму полету. Проходили предполетную подготовку и другие кандидаты в космические туристы. Среди них, например, японский предприниматель Дайсукэ Эномото, отстраненный буквально накануне старта из-за обострения хронического заболевания почек. Вместо него на МКС отправилась Анюше Ансари. А дублером Грегори Олсена был россиянин Сергей Костенко, возглавляющий представительство американской компании Space Adventures - той самой, что организует подбор клиентов для космических путешествий.

ПЛЕЧЕМ К ПЛЕЧУ С ПРОФИ


Полет на МКС начинается с довольно мягкого старта ракеты и вполне переносимых 3-4-кратных перегрузок, за которыми вступает в игру главный фактор космического полета - невесомость. За двое суток, пока «Союз» доберется до станции, турист успевает вдоволь налюбоваться красотами нашей планеты с высоты более 350 километров и почувствовать себя настоящим космонавтом.
Затем следуют стыковка и около недели пребывания на МКС. Орбитальная станция не задумывалась как отель, и статус туриста не означает предоставление на борту какого-то особого обслуживания. Впрочем, новые космонавты пока на это и не рассчитывают. Наоборот, они стремятся почувствовать себя полноценными членами экипажа. Но, конечно, их подготовка уступает профессиональной. И первое время это вызывало столь сильные опасения, что NASA отказывалось допускать на космическую станцию туристов. А когда при поддержке Роскосмоса, которому очень нужны были внебюджетные средства, Деннис Тито все же отправился в полет, ему, американцу, было запрещено появляться в американском сегменте МКС.

Дни на станции пролетают быстро. И вот уже пора снова садиться в корабль, причем не в тот, на котором прибыли с Земли, а в другой, который около полугода назад доставил членов основного экипажа МКС и с тех пор дежурил на станции в качестве спасательной шлюпки. Когда включаются тормозные двигатели, сводящие корабль с орбиты, то перегрузки в ходе спуска в атмосфере (если все идет штатно) не превышают 4 единиц. Однако иногда бывает, что корабль срывается в баллистический спуск, при котором экипаж испытывает перегрузки до 10g, а кратковременно даже выше. Так что к здоровью космических туристов предъявляются весьма строгие требования.
Чтобы проблемы со здоровьем на орбите не привели к срыву программы полета, космический турист проходит медкомиссию в Институте медико-биологических проблем РАН. Кандидатов отбирают по тем же принципам, что и профессиональных космонавтов: изучается медицинская карта, проводится всесторонний медосмотр, выполняются анализы, затем начинаются функциональные нагрузочные тесты на велоэргометре, проверка вестибулярного аппарата. Наконец, кандидата допускают к стендовым тестам - центрифуге, барокамере и другим испытаниям.
Минимальный срок подготовки к полету в космос, как по технике, так и по медицине, составляет полгода. За это время кандидат изучает устройство корабля «Союз», знакомится с невесомостью в гидробассейне и на специально оборудованном самолете, участвует в так называемом «выживании» в лесу и морских тренировках на Черном море - на случай нештатного приземления.


К сожалению, орбитальные полеты космических туристов могут на неопределенное время прекратиться, поскольку с весны 2009 года постоянный экипаж МКС увеличивается до шести человек. Для их доставки и возвращения понадобится вдвое больше «Союзов», чем раньше, и свободных мест для туристов на них не останется. Соответственно и новых туристических полетов не планируется.
Впрочем, за одним исключением. В июне 2008 года компания Space Adventures объявила о договоренности с Роскосмосом об отправке во второй половине 2011 года первой в истории частной космической миссии на МКС. Специально для этого будет заказан и построен отдельный космический корабль «Союз-ТМА», места в котором займут двое космических туристов и российский космонавт-профессионал. Этот «Союз» специально оборудуют для более комфортного полета и проведения образовательных, научных и прикладных экспериментов. Мало того, говорят, что будущие космические туристы смогут в специальных скафандрах выйти в открытый космос и провести там до полутора часов.
Не исключено, что в экипаж этого первого туристического корабля войдет американец российского происхождения Сергей Брин, один из основателей поисковой системы Google. Он уже внес депозит в размере 5 миллионов долларов в фонд «Круга орбитальных исследователей» - консорциума будущих космических туристов, созданного в рамках Space Adventures. По заявлению компании, кандидаты, заплатившие этот взнос, будут иметь бронь на места в «Союзах» и, таким образом, получат больше шансов полететь в космос.

КОСМИЧЕСКОЕ ТАКСИ ЗАКАЗЫВАЛИ?


Как шутят медики, здоровых пациентов не бывает, есть недообследованные. Поэтому практически у каждого кандидата обнаруживаются те или иные отклонения. Риски классифицируют по степени влияния на программу полета. Одно дело, если они касаются только самочувствия самого туриста. Так было, например, с уже упоминавшимся японским журналистом Тоёхиро Акиямой, который весь полет мучился от «космической болезни» - вестибулярного нарушения, вызванного невесомостью, что, впрочем, не помешало ему написать книгу «Удовольствие космического полета». Хуже, когда состоянием здоровья туриста приходится заниматься остальным членам экипажа. И уж совсем неприемлема возможность экстренного возвращения на Землю.
Допуск к полету дают, если риск возникновения медицинских проблем в расчете на год не превышает 1-2% и не влияет на программу экспедиции. В противном случае составляется специальный документ - вейвер (в переводе с английского waiver - «отклонение от правил»). Он готовится очень тщательно: собираются все научные публикации по заболеванию, проводятся тесты, привлекаются специалисты. В итоге врачи указывают, могут ли они справиться с возникшей ситуацией и, пойдя на определенный риск, отступить от правил. Окончательно решение, непременно на основе консенсуса, выносит Совет по космической медицине МКС (ISS Multilateral Space Medicine Board), включающий представителей всех участвующих в проекте космических агентств.
Из шестерых уже слетавших космических туристов наиболее здоровым оказался Марк Шаттлуорт. У медиков практически не было к нему претензий. А вот у Грегори Олсена обнаружились серьезные отклонения в дыхательной и сердечнососудистой системах. Ему пришлось сделать операцию, год реабилитироваться, и только после этого он смог продолжить подготовку и успешно слетал на МКС.

ПРЫЖОК В КОСМОС


На сегодня орбитальный полет - это наилучшая возможность космического путешествия. Однако высокая стоимость «тура» - за восемь лет она выросла с 20 до 35 миллионов долларов - ограничивает число людей, готовых на такое приключение. Впрочем, взглянуть на Землю со стороны можно значительно дешевле, если согласиться на суборбитальный полет.
21 июня 2004 года построенный на частные деньги пилотируемый аппарат впервые в истории преодолел условную 100-километровую границу атмосферы. Ракетоплан SpaceShipOne (SS1) стартовал на высоте 14 километров с борта самолета-носителя Whight Knight («Белый рыцарь»), включил двигатель и почти вертикально ушел в небо. Спустя 24 минуты он в планирующем режиме вернулся на взлетно-посадочную полосу экспериментального аэродрома в пустыне Мохаве. Система была построена фирмой Scaled Composites под руководством знаменитого авиаконструктора Берта Рутана. Ключевую роль в успехе проекта сыграл его основной инвестор - американский миллиардер Пол Аллен, совладелец компании Microsoft, вложивший в него от 20 до 30 миллионов долларов. 29 сентября и 4 октября того же года система WK1+SS1 совершила еще два суборбитальных полета, достигнув высоты 112 километров. Тем самым была одержана победа в призовом конкурсе Ansari X-Prize, по условиям которого 10 миллионов долларов полагалось первой частной фирме, чей трехместный корабль сможет дважды за две недели подняться выше 100 километров. Но еще не дождавшись исхода этих исторических полетов, 27 сентября 2004 года британский миллиардер Ричард Брэнсон, владелец группы компаний Virgin и большой энтузиаст космического туризма, выкупил у Пола Аллена пакет технологий, положенных в основу SS1. И в этот же день Брэнсон запустил новую компанию - Virgin Galactic, которая должна стать первым космическим «туроператором».
Кораблю SS1 больше не суждено было подняться в воздух. Его сдали в музей, а команда Берта Рутана приступила к разработке ракетоплана второго поколения SpaceShipTwo (SS2). По заказу Virgin Galactic за 200 миллионов долларов должно быть построено пять восьмиместных (два пилота и шесть пассажиров) кораблей и два новых самолета-носителя White Knight 2. При цене билета около 200 000 долларов проект может окупиться уже после полусотни стартов каждого корабля. Первые два ракетоплана будут готовы еще в этом году. Им дадут имена VSS Enterprise и VSS Voyager в честь знаменитых звездолетов из сериала «Звездный путь».

Суборбитальный полет по схеме Virgin Galactic начинается взлетом самолета-носителя WK2. На высоте около 14 километров от него отделяется SS2. Несколько секунд он свободно падает, одновременно задирая нос кверху, а затем включает собственный двигатель и начинает почти вертикальный подъем. За стартом ракетоплана могут наблюдать пассажиры самолета-носителя, например, друзья или родственники космических туристов.
Топливо заканчивается примерно за 90 секунд. К этому моменту корабль набирает высоту около 50 километров и скорость 4200 км/ч. Дальше подъем продолжается по инерции. Через пару минут, достигнув высоты 110 километров, корабль начинает, постепенно ускоряясь, падать. В период этого баллистического полета наступает состояние невесомости, которое длится примерно 4 минуты (в рекламных материалах говорится о 6 минутах, но для этого пришлось бы подниматься как минимум до 200 километров). Пассажиры могут отстегнуться от кресел, плавать по просторной кабине корабля и любоваться видами Земли из многочисленных иллюминаторов, разбросанных по всему фюзеляжу. Затем пилоты попросят их снова занять места в противоперегрузочных креслах. На это отводится 40 секунд. Но на случай если кто-то не успеет сесть, пол салона сделан из мягкого материала. Это позволяет, пусть и не слишком комфортно, пережить спуск, при котором перегрузки на короткое время могут достигать весьма значительной величины - 6-7g. Чтобы оценить их, представьте, что на вас положили шесть человек равного с вами веса.
В верхней точке траектории специальные пневмоприводы поднимают хвостовые балки ракетоплана вместе с крылом на угол примерно 65°. При такой конфигурации вход в атмосферу осуществляется в аэродинамически устойчивом положении, не требующем вмешательства пилота. На высоте 20-25 километров, когда скорость ракетоплана упадет, его крылья и хвост возвращаются в исходное положение, и SS2 осуществляет планирующий спуск к месту посадки на аэродроме.

ОЧЕРЕДЬ ЗА БИЛЕТАМИ


Невероятно, но факт: хотя регулярные полеты с космическими туристами еще не начались, «билеты» на ближайшие рейсы уже распроданы! Места на SS2 забронировали 500 человек из 35 стран. Большинство из них - граждане США. На втором месте с небольшим отрывом идет Великобритания. Есть среди очередников и граждане России, например, один из основателей компании «Евросеть», Тимур Артемьев. Проявляют интерес к полетам и звезды шоу-бизнеса. Ходят слухи, что места на суборбитальном корабле уже зарезервировали Джон Траволта, Сигурни Уивер, а также светская львица Пэрис Хилтон.
Однако самым необычным пассажиром Virgin Galactic станет, вероятно, прикованный к инвалидному креслу знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг. Говорят, что его полет Ричард Брэнсон согласился финансировать «за счет заведения». Кстати, в апреле 2007 года Хокинг уже испытал невесомость на специально оборудованном самолете «Боинг-727-200F» компании Zero-G, в котором при выполнении горки на 25 секунд возникает состояние невесомости. В это время ученый парил в воздухе без своего кресла.
Virgin Galactic - не единственный оператор, претендующий на долю рынка суборбитальных туров. Компания RocketShip Tours (Аризона, США) объявила в конце ноября 2008 года, что стоимость полета на двухместном - пилот плюс пассажир - корабле Lynx («Рысь»), который создан корпорацией XCOR Aerospace, составит «всего» 95 000 долларов. Регулярные полеты должны начаться в 2010 году. Более 20 рейсов уже зарезервированы клиентами, внесшими депозиты по 20 000 долларов. Первым пассажиром станет датский инвестиционный банкир и искатель приключений Пер Виммер.
Конечно, Lynx значительно уступает системе WK2-SS2. Эта машина должна взлетать и садиться, как самолет, и сможет подниматься максимум на 61 километр, что заметно не дотягивает до условной границы космоса. За 30 минут полета турист получит всего-навсего 90 секунд невесомости, которые проведет, не вставая с кресла, а при возвращении в нижние слои атмосферы испытает перегрузку в 4 единицы. У Virgin Galactic полет будет длиться 2,5 часа, а в невесомости туристы проведут в три раза больше времени. Зато у XCOR вдвое дешевле билеты. Так что у клиентов будет возможность выбора.
Выйти на рынок суборбитального космического туризма пытаются и другие компании. Так, европейский аэрокосмический консорциум EADS выдвинул проект, в котором планируется к 2012 году построить суборбитальный самолет, способный, стартуя с поверхности Земли, достичь высоты 100 километров. В его конструкции совмещаются турбовинтовой и ракетный двигатели. Однако это может сделать машину слишком дорогой, что подтверждается уже объявленной ценой билетов - 200 000 евро.
В России тоже предпринимались попытки создать коммерческую суборбитальную систему. Еще в марте 2002 года конструкторское бюро имени Мясищева представило полноразмерный макет ракетоплана C-XXI, рассчитанного на старт с высотного самолета-носителя М-55 «Геофизика». Однако после смены руководства КБ работы по проекту были заморожены. Интерес к теме вновь вспыхнул в начале 2006 года, когда компании Space Adventures и Prodea (принадлежащая Анюше Ансари) предложили совместно с КБ Мясищева создать на основе этого задела новый ракетоплан Explorer. Но дело опять не пошло, и на сегодня от всех разработок остался только отчет на нескольких сотнях страниц, хотя в Space Adventures считают, что проект еще ждет своего часа.
Все мы привыкли думать, что освоение космоса связано с огромными опасностями. Оглянемся в прошлое. На 100 запусков «Союзов» приходятся две катастрофы с человеческими жертвами (в 1-м и 13-м полетах). Еще в двух случаях полет прерывался аварийно (при взрыве ракеты на старте и при отказе третьей ступени). Американцы за 124 полета шаттлов потеряли два корабля с экипажами. Отсюда можно грубо оценить, что, отправляясь на орбиту, космонавт рискует погибнуть с вероятностью около 2%, что сравнимо с риском альпинистов, восходящих на Эверест. С другой стороны, гражданские реактивные лайнеры разбиваются в среднем один раз на несколько миллионов полетов. То есть риск гибели здесь составляет менее 0,00005%. По суборбитальным запускам подобной статистики пока нет. Берт Рутан сравнивает этот риск с полетами на первых коммерческих аэропланах 1920-х годов, что в сотни раз безопаснее орбитального полета.
И все же это довольно высокий по бытовым меркам показатель. Поэтому, прежде чем на борт WK2 ступит первый пассажир, будет выполнено не менее трех десятков тестовых полетов. И, конечно, комплексные испытания будут проводиться с ракетопланом SS2. А для убедительной демонстрации безопасности системы в первый рейс полетит Ричард Брэнсон с родителями и детьми, а также конструктор Берт Рутан - совсем как в фантастических книжках начала прошлого века, где инвестор и конструктор, создав ракету, сами отправлялись покорять просторы космоса.

«КОСМОПОРТ АМЕРИКА»


Важную роль в обеспечении безопасности суборбитального полета играет развитая инфраструктура космопорта с длинной взлетно-посадочной полосой, свободным воздушным пространством и стабильными погодными условиями. Одним из подходящих мест является штат Нью-Мексико. Именно здесь строится «Космопорт Америка» (Spaceport America), откуда уже в 2010 году должны стартовать первые коммерческие космические рейсы. Его сооружение началось в 2006 году и обойдется компании Virgin Galactic примерно в 250 миллионов долларов. Планируемая пропускная способность первого коммерческого космопорта - четыре полета в день. 18 декабря 2008 года «Космопорт Америка» получил лицензию Федеральной авиационной администрации США на отправку и прием частных суборбитальных космических кораблей с горизонтальным или вертикальным взлетом и посадкой.

Пока американцы готовятся подпрыгивать над Землей на 100 километров, в России поговаривают о куда более амбициозных проектах. Например, в контексте разработки нового шестиместного корабля «Клипер» обсуждалась возможность возить на орбиту не по одному, а сразу по четыре туриста. Однако смена руководства в Ракетно-космической корпорации «Энергия» заставила пока забыть об этих планах. Впрочем, это не останавливает полет фантазии. Время от времени руководители и Роскосмоса, и той же «Энергии» продолжают напоминать журналистам об идее туристического облета Луны на борту модернизированного корабля «Союз». Ориентировочная стоимость билета на такой рейс - 100 миллионов долларов за место. Суждено ли сбыться этим полуфантастическим планам - покажет время. А вот американская идея создания настоящих космических отелей на орбите медленно, но верно близится к своему воплощению. Роберт Бигелоу, владелец большой сети отелей в Лас-Вегасе, всерьез намеревается перенести свой бизнес в космос. Уже осуществлены два успешных экспериментальных запуска, в ходе которых в космосе отрабатывалась технология разворачивания надувных герметичных отсеков - «Генезис-1» и «Генезис-2». Возможно, именно такими станут в будущем места развлечений для туристов.

ЛУННЫЕ КРУИЗЫ И ОРБИТАЛЬНЫЕ ОТЕЛИ


Однако «Космопорт Америка» вряд ли надолго останется уникальным. Рассматривается вопрос организации стартовых площадок в Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре и Австралии. Серьезным кандидатом является Швеция, с правительством которой Virgin Galactic ведет переговоры о строительстве в северной части страны космопорта «Кируна».
Надо сказать, что в туристической программе космопорту отводится весьма важная роль. Здесь в течение нескольких дней можно будет пройти медицинское обследование, выполнить упражнения на различных стендах и тренажерах, пообщаться с профессиональными астронавтами и, наконец, получить допуск к полету, который становится кульминацией всей этой большой экскурсионно-тренировочной программы.

Еще до того как Кеннеди публично заявил о взятом страной обязательстве послать человека на Луну, Америка, подобно вошедшему в пословицу спящему гиганту, проснулась, чтобы сыграть свою роль в космосе. Пятого мая первый американец, астронавт Алан Шепард, выполняя программу проекта «Меркурий», полетел в космос, хотя пробыл там, совершая суборбитальный полет на высоте 186,4 км, только 15 минут.
Летчик морской авиации Шепард летал на самых современных реактивных истребителях на морской авиабазе в Патуксенте Министерства обороны. Он принадлежал к элитному кругу старших морских летчиков-испытателей. Он также проводил испытательные посадки военно-морских истребителей на авианосец и дозаправку горючим в воздухе и отслужил два срока в авиационной эскадрилье, базирующейся на авианосце.
Полет Шепарда был как раз тем, в чем нуждалась в тот момент страна, и сорок пять миллионов американцев смотрели по телевизору на то, как капсула «Фридом-7» уносилась в небо с космодрома на мысе Канаверал ракетой «Рэдстоун». Среди них был президент, следивший из Белого дома за полетом вместе с первой леди и главными представителями администрации, включая Линдона Джонсона. Только после старта Шепарда и напряженного ожидания сообщения о том, что он вернулся и находится на борту спасательного вертолета, президент наконец улыбнулся и расслабился. Он повернулся к присутствующим и сказал тихо: «Это успех».
Суборбитальная вылазка оказалась успешной, без каких-либо серьезных неполадок, и нетерпеливое желание Шепарда слетать в космос было позднее увековечено в книге Тома Вульфа «Битва за космос». Менее чем за три минуты до начала обратного отсчета, управление «Меркурия» подало сигнал задержки, не первый за это утро. Перспектива увидеть, что задержка может привести к серьезной отсрочке полета, не радовала Шепарда. «Ну ладно, - произнес он со злостью, - я спокойнее, чем вы. Почему бы вам не справиться с вашей маленькой проблемой... и не зажечь эту свечу». Это, казалось, помогло; через несколько минут система управления «Меркурия» объявила старт, и Шепард

отправился в путь. При преодолении звукового барьера Шепард испытал тряску, которая оказалось очень сильной: космический корабль достиг максимального ускорения за 90 секунд. В этот момент вибрация стала почти критической, и Шепард так ударился головой, что не мог различить показания приборов. В течение двух минут астронавт испытывал максимальную перегрузку. Затем, через 22 секунды, двигатели отключились; в тот момент Шепард летел со скоростью 8215 км/ч. Сначала он летел лицом вперед, но теперь, для возвращения в плотные слои атмосферы, капсула автоматически развернулась, и Шепард повернул теплозащитный экран на 34°. Когда в действие вступили ракеты торможения, чтобы замедлить движение космического корабля, его сильно стукнуло о кресло, что позднее космонавт назвал «приятным толчком в зад».
Первый суборбитальный полет выполнялся полностью, от взлета до возвращения, у всех на виду, чем резко отличался от почти полной секретности, сопровождавшей полет Гагарина за несколько недель до этого. И короткий полет Шепарда имел не меньшее техническое значение. Приближаясь к максимальной высоте, Шепард переключил систему управления ориентацией капсулы «Фри- дом-7» с автоматического режима на ручной, по одной оси за раз: наклон, рыскание и крен. Он быстро провел эксперименты по всем трем осям, а это главное тренировочное упражнение при демонстрации пилотирования, выполняемого космонавтом. Разумеется, публика встретила Шепарда как настоящего героя, и в Вашингтоне в честь него был проведен большой парад по Пенсильвания-аве- шо, который смотрели более 250 ООО человек.
Второй пилотируемый суборбитальный полет «Меркурия» был совершен июля 1961 года. Вирджил Гриссом командовал космическим кораблем, который он назвал Liberty Bell, что в переводе означает «Колокол свободы». Гриссом, коренной индеец, внес в программу «Меркурий» целый ряд выдающихся достижений. Будучи пилотом военно-воздушных сил, он сделал 100 боевых вылетов в Корее на знаменитом реактивном истребителе Ф-86. Он получил награду - крест «За летные боевые заслуги» за преследование северо-корейского самолета МиГ-15, который пытался сбить американский разведывательный самолет. Потом он стал летчиком-испытателем и испытывал всепогодные истребители для военно-воздушных сил. Для короткого полета Гриссома, когда он 10 минут пребывал в невесомости, главным было визуальное наблюдение. В отделяемой кабине был один иллюминатор, который давал обозрение вперед почти на 30 ° во все стороны. Гриссом взлетел в 7:20 утра. Поднявшись на высоту 190 км, он повторил некоторые из тех же манипуляций с управлением, что и Шепард, и затем быстро приготовился к вхождению в плотные слои атмосферы. Фаза спуска прошла успешно. Как только отделяемая кабина коснулась вод Атлантического океана, Гриссом приготовился к выходу из нее, сообщив по радио двум находящимся поблизости вертолетам о том, что его надо подобрать.
Кабина «Колокола свободы» имела боковой люк с крышкой, которая была закреплена болтами; астронавт должен был сдвинуть удерживающий штифт и затем
нажать фиксатор, чтобы освободить дверь и получить свободный выход из кабины. Всего 70 болтов, каждый снабженный взрывным запалом, удерживали боковой люк закрытым. Когда в кабине астронавт потянул за штифт, крышка люка открылась от удара силой около 2,5 кг. Гриссом оповестил об этом спасательный вертолет. Когда спасательная команда приблизилась, они увидели почти катастрофическую картину. Позднее Гриссом сообщит: «Я лежал там, занимаясь своим делом, когда услышал глухой звук удара». Внезапно крышка люка вылетела, и соленая вода начала наполнять кабину. Позже Гриссом сообщит комиссии по расследованию, что не может вспомнить все свои действия в тот момент, он был уверен, что не прикасался к плунжеру, активизирующему люк. Гриссом выбрался из кабины и поплыл. Пилоты вертолета считали, что Гриссом может сам о себе позаботиться в воде, и один вертолет принялся спасать кабину. В конце концов, наполненная водой, кабина оказалась слишком тяжелой для вертолета, и ее пришлось отпустить. Она погрузилась на глубину 850 м на дно Атлантического океана, а Гриссом чуть не утонул. Когда кабина стала погружаться, он едва смог ухватиться за спасательную петлю, сброшенную с вертолета, но был вытащен и спасен. Клапан его космического скафандра не был закрыт, так что он быстро наполнился водой. Когда Гриссома подняли на вертолет-спасатель, кабина «Колокола свободы» опустилась на океанское дно, и его не поднимали в течение 40 лет. История Гриссома является серьезным напоминанием об опасностях, связанных с возвращением и спасением. Оба суборбитальных полета, несмотря на потерю отделяемой кабины «Колокола свободы», были успешными. И все-таки они казались бледными и скромными по сравнению с достижением Юрия Гагарина.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 7 мая 2017; проверки требуют.

Суборбитальный полёт - полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической , то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли .

Суборбитальный полёт - полёт аппарата с эллиптической скоростью по баллистической траектории с апоцентром , с перицентром , находящимся ниже поверхности планеты, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника планеты .

Согласно второму определению, суборбитальный полёт может осуществляться также при скоростях, превышающих по величине значение первой космической скорости вплоть до величины второй космической (параболической) скорости. Такие полёты возможны, например, при строго вертикальном наборе скорости, а также в других случаях, в которых вектор скорости аппарата в момент отключения двигателей ориентирован таким образом, что сформированная траектория имеет перицентр ниже поверхности планеты. При этом аппарат не может стать искусственным спутником планеты, несмотря на достаточную по величине скорость.

22 июля 1951 года состоялся суборбитальный полёт собак Дезик и Цыган на ракете «Р-1В », которые стали первыми животными, которые побывали на высоте 101 км и вернулись оттуда живыми. Полёты «Р-1Б» были предусмотрены как подготовительные по секретной программе «Проект ВР-190 » суборбитальных полётов космонавтов, которая по официальным данным была отменена, хотя некоторые сторонники конспирологических теорий заговоров утверждают, что неудачные пилотируемые полёты всё-таки были совершены в 1957-1959 гг.

В 1960-х годах в США были осуществлены 15 пилотируемых суборбитальных полётов. Два полёта проведены по программе «Меркурий» (Mercury ) - корабли «Фридом-7» (Freedom-7 ) и «Либерти Белл-7» (Liberty Bell-7 ) выводились на баллистическую траекторию ракетой-носителем «Редстоун» (Redstone ) . Оба этих полёта признаны космическими по версии МФА и ВВС США , а их пилоты стали первыми астронавтами США.

Тринадцать суборбитальных полётов были осуществлены на ракетном самолёте «Х-15А ». Все эти тринадцать полётов признаны космическими по версии ВВС США. Только два полёта «Х-15А » (№ 3 и 4 в таблице) признаны космическими также и ФАИ .

В 1975 году во время вывода на орбиту

Если вы желаете принять участие в новой лунной экспедиции в 21-м веке, не торопитесь. Пока на Земле, в первую очередь в США, витает дух кризиса, кассы NASA будут оставаться пустыми. .Но не стоит расстраиваться, в последнее время своё место в исследовании космического пространства заняли частные компании, которые, кроме сотрудничества с американским космическим агентством, проектируют путешествия для космических туристов.

Пребывание на международной космической станции, параболические полёты в стратосферу, надувные «галактические» отели.. если вы всегда мечтали освободиться от земного притяжения, — занимайте очередь, настал момент космических каникул! Чтобы почувствовать себя в шкуре астронавта, станьте пассажиром SpaceShipTwo, — космического шаттла для суборбитальных полётов, недавно представленного британской компанией Virgin Galactic, на котором в 2011-м году 6 пассажиров и 2 пилота смогут достичь космического пространства на высоте 110 км. За «символические» 200 тысяч долларов вы получите 5 минут «плавания» по кабине в состоянии невесомости, симулированной специальным манёвром.

Дополнение: 20 марта 2010 г. Virgin Galactic представила новый шаттл — VSS Enterprise класса SpaceShipTwo. Космический корабль-носитель, взлетевший из Mojave Air and Spaceport, в Калифорнии, доставил шаттл на высоту более 13 км, где они расстыковались. Следующим шагом для этого класса шаттлов будет их дальнейший полёт в полностью автономном режиме.

Космическая рысь.

Для тех у кого мало времени, но он все-же не хочет отказываться от космической прогулки, идеально подойдёт Lynx .

Последнее детище калифорнийской аэрокосмической компании Xcor Aerospace . Похожий на маленький двухместный самолётик, этот космический челнок может отправить в суборбитальный полёт пилота и одного туриста на высоту 60-70 км. Полёт длится 25 минут. Некоторые затрачивают больше времени чтобы добраться до работы.

Суборбитальный полёт.

Каждый спутник, вращающийся вокруг Земли, для компенсации силы земного притяжения, должен поддерживать определенную скорость, называемую первая космическая. Но если скорости не хватает, космический корабль не может противостоять силе гравитации и «падает» назад в атмосферу, не успев завершить полный оборот. В этом случае речь идёт о суборбитальном полёте: для возвращения обратно нужно только использовать силу притяжения нашей планеты.

Надувной отель.

Любой нормальный отпуск должен предполагать также и длительное пребывание. В этом вам поможет Bigelow Aerospace — американская частная компания, которая проектирует надувной отель, который можно будет запустить на орбиту с помощью небольшой ракеты.

Космический модуль, прототипы которого Genesis I и Genesis II вращаются на орбитах над нашими головами уже более трёх лет, состоит из гибких сверхпрочных материалов среди которых специальная волокнистая ткань, называемая «вектран». Попав на орбиту, эта ткань надуется в огромный шар длиной в 4,5 метра, не так уж легко пробиваемый. Как утверждает производитель, возможные микрометеориты будут отскакивать от его поверхности без нанесения вреда.

Трафарет.

Перед отправкой в космос, каждая ваша деталь, — от размера комбинезона до объёма задницы, должны быть тщательно измерены. Тот, кого вы видите на фото — это Guy Laliberte, миллиардер французского происхождения, помещённый в гипс, чтобы сделать трафарет для изготовления космического снаряжения. Чтобы осуществить свою мечту о проведении десятка дней на МКС, он отдал себя в руки Space Adventures, «туристического агентства» для космических туристов, которое с 2001 года по сегодняшний день уже отправило в космос 7 человек.

Это общество планирует также организовать туристические полёты вокруг Луны, и, в настоящий момент оно единственное, которое может предложить своим клиентам опьяняющее ощущение от прогулки среди звёзд — под присмотром опытного космонавта на 90 минут выйти в открытый космос и подрыгать ногами в темноте Вселенной.

Всем по карману.

Планировать космические путешествия остаётся пока что роскошью только для мультимиллионеров.

Но рано или поздно ситуация изменится: «Мы работаем над тем, чтобы снизить стоимость космических полётов, таким образом, чтобы многие могли себе их позволить» — можно прочитать на сайте Blue Origin , космической компании, основанной мультимиллиардером, «папой» Amazon Jeff Bezos.

Вобщем, новые технологии позволяют создать недорогой космический челнок. Надеемся, более эффективный чем Goddard, — космический «рожок», запущенный в техасской пустыне в ноябре 2006, и упавший на землю через десять секунд после старта, установив таким образом новый негативный рекорд продолжительности полёта.

Броненосец, летящий на Луну. Вы бы доверили себя в руки космической компании, называющейся Armadillo — «Броненосец»? И, к тому же, объявившей, что выбрала это название, чтобы её не принимали слишком серьёзно?Не беспокойтесь, техасская компания Armadillo Aerospace, достаточно респектабельная, в настоящее время не занимается космическим туризмом. В сфере их интересов — наше возможное возвращение на Луну.Со своей ракетой Mod (на фото) компания заняла 2-е место в Northrop Grumman Lunar Lander Challenge — конкурсе, проведённому среди частных компаний, сумевших создать лунный посадочный модуль, способный непринуждённо двигаться по поверхности нашего спутника.

Космический грузовик.

Экономические трудности возможно могут отдалить встречу с луной, однако никак не могут остановить эстафету астронавтов между землёй и Международной Космической Станцией. Еды, воды, кислорода и горючего на МКС всегда будет достаточно. Поэтому многие частные компании вместо инвестиций в космический туризм, предпочитают сотрудничать с NASA, посвящая себя тем, кто «едет» в космос на работу.

Чтобы гарантировать регулярность снабжения МКС нужными ресурсами, недавно NASA заключило договорённость с частной компанией SpaceX. Ракеты Falcon 1 (на фото) и Falcon 9 (ещё на стадии сборки) должны транспортировать материалы в космос по цене 10 млн долларов за каждую тонну груза, — в данный момент самая низкая цена на рынке.

Аварийный выход. В снабжении МКС материалами, конкурирует так же американская компания Orbital Science, которая со своей ракетой Taurus II вначале 2011 года сможет запускать тяжёлые спутники (до 5ти тонн) на так называемую «низкую орбиту» (200-2000км). На фото ещё одно детище Orbital Science — транспортное средство Launch Abort System, предназначенное в случае черезвычайной ситуации, вернуть на землю астронавтов из капсулы Orion (космический корабль, который по подсчётам NASA, должен войти в пользование в следующем десятилетии).

На поднятых парусах.

Lightsail-1 будет путешевствовать благодаря лучам Солнца. Космический парус, полностью экологически чистый, создан организацией The Planetary Society. Огромный «воздушный змей» площадью 32 кв. метра будет обращаться вокруг Земли, движемый давлением фотонов (частиц солнечного света), падающих на его отражающую поверхность. Цель миссии, которая предусматривает три запуска уже в этом году, — показать, что возможно создать на орбите постоянную наблюдательную платформу (пока без присутствия людей) не загрязняя околоземное космическое пространство.

СУБОРБИТАЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ

В 2014 году не состоялось ни одного суборбитального пилотируемого полета.

Хотя всё первое полугодие владелец компании «Вирджин Галактик» Ричард Брэнсон называл конец ушедшего года, как время начала регулярных полетов ракетоплана «Энтерпрайз». Однако в сентябре он объявил, что начало эксплуатации летательного аппарата откладывается до весны следующего года. По его словам, необходимо было доработать ряд бортовых систем, чтобы обеспечить безопасность полетов.

Однако, сделать это, похоже, не успели, потому что 31 октября «Энтерпрайз» разбился во время очередного испытательного полета. Подробнее об этом уже было рассказано выше.

Теперь очень сложно назвать сроки, когда суборбитальный космический туризм станет реальностью. «Вирджин Галактик» потребуется не один месяц, чтобы устранить выявленные в ходе расследования недостатки, внести необходимые изменения в конструкцию ракетоплана, построить следующий экземпляр и провести его летные испытания.

Даже если не возникнет новых осложнений, наступивший год вряд ли станет первым годом суборбитальных космических полетов: «Вирджин Галактик» еще долго не оправится от «потрясения», а другие участники гонки гораздо дальше от конечного результата, чем Брэнсон.

Вероятнее всего, первые туристы отправятся за границу атмосферы и космоса где-то в 2016 году. Но это будут единичные полеты. Более или менее регулярные полеты ракетопланов начнутся в 2017-2018 году. Если, конечно, не будет новых аварий.

Да, еще один момент, связанный с суборбитальным туризмом.

В обзоре за 2013 год я поднимал вопрос о том, как называть участников таких полетов. Хотелось найти всем понятный термин, отражающий суть «процесса». К сожалению, этого сделать не удалось. Пару месяцев на форуме журнала «Новости космонавтики» этот вопрос обсуждался, но потом дискуссия «сошла на нет», так и не принеся результата.

В принципе, учитывая сложившуюся ситуацию, у нас есть еще не менее двух лет, чтобы как-то «определиться» и что-то предложить. Но это должно быть простое и всем понятное определение. Без всяких там «не менее 75 минут», «не менее 100 километров» и так далее, и тому подобное. Чем сложнее будет определение, чем больше в нём будет цифр и допущений, тем меньше шансов, что оно приживется в умах людей.

В нынешнем обзоре я не буду делать, для «затравки», никаких предложений на этот счет. Буду надеется, что читатели сами «помогут» мне в этом.