Российская подлодка у берегов америки. Атомные подлодки северного флота дошли до сша

Российская многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО – Akula), имеющая на вооружении крылатые ракеты, в течение нескольких недель патрулировала воды у берегов США в Мексиканском заливе, оставаясь незамеченной. Эту информацию в середине августа распространило американское интернет-издание со ссылкой на неназванных американских чиновников. Подчёркивая слабость американской противолодочной системы, также сообщается, что присутствие субмарины вблизи территориальных вод США было замечено, лишь когда лодка уже покидала район, и это вызвало серьёзное беспокойство у американских чиновников. Корреспондент «Нашей Версии» решил вспомнить историю противостояния подводных лодок.

Пока информация о присутствии российской субмарины вблизи американских берегов официально не подтверждена ни одной из сторон, и не исключено, что в связи с особой секретностью информация ещё долгое время не будет доступной. Но, по мнению экспертов, успех российских подводников выгоден обеим сторонам. Россия наглядно демонстрирует неувядающую военную мощь, а также ставит под сомнение развёртывание системы ПРО в Европе. Для американских военных данный инцидент выгоден тем, что может повлиять на планы по сокращению оборонных расходов Америки на 487 млрд долларов в ближайшие 10 лет. Неспособность военно-морского флота США отследить российскую подлодку свидетельствует о недостатках в работе противолодочных американских комплексов, финансирование которых как раз попало под сокращение.

Нужно отметить, что российские военные корабли уже не в первый раз пугают американских военных. В 2009 году сразу две «Щуки» были замечены у побережья США. И как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, нахождение в нейтральных водах рядом с территорией других государств – обычный элемент боевой учёбы подводников. Никаких провокаций в дальних походах не планируется. То, что лодка была обнаружена, – очень плохо, по сути, это срыв задания. Американские лодки бывают возле российских берегов, и тот факт, что в последнее время российский ВМФ не сумел раскрыть ни одну, красноречиво говорит о том, что американцы действуют профессиональнее.

Нужно отметить, что подводные лодки считались одним из самым эффективных видов оружия в холодной войне. Шпионя друг за другом, подводные флоты создавали невероятное психологическое давление, не позволяя противнику чувствовать себя в безопасности даже у собственных причалов. Масштабы подводной войны впечатляют: за 30 лет произошло около 25 столкновений американских и советских (затем российских) субмарин только в подводном положении, и это в бескрайнем Мировом океане.

Как правило, инциденты случались в ходе крупных учений, где подводные лодки выполняли боевые пуски. Кроме того, подводные лодки вели активную разведывательную деятельность на подходах к военно-морским базам противника. Субмарины решали множество оперативных задач: вели наблюдение за перемещениями подводных лодок противника в Мировом океане, направлялись на сбор информации по всему периметру морской границы противника.

Нередко подлодки дерзко заходили в чужие территориальные воды и даже в закрытые бухты и акватории военно-морских баз, чтобы перехватывать информацию с береговых радаров и телекоммуникаций. Кроме того, тайно собирали фрагменты боевой техники, подключались к линиям связи. Причём подробности многих операций, проведённых даже несколько десятилетий назад, продолжают храниться под грифом «секретно» и в наши дни.

Но один из эпизодов противостояния с участием подводной лодки, который в буквальном смысле поставил мир на грань войны, получил широкую огласку. В октябре 1962 года во время Карибского кризиса четыре советские дизель-электрические подводные лодки Б-59 проекта 641 («Фокстрот» по классификации НАТО), заряжённые торпедами с ядерными боеголовками, патрулировали у берегов Кубы. 27 октября группа из 11 эсминцев ВМС США, возглавляемая авианосцем «Рэндольф», окружила одну из лодок. Субмарина была обстреляна американским самолётом, по данным советской стороны, против лодки были применены и глубинные бомбы. Капитан советской подводной лодки запаниковал, решил, что война уже началась, и дал команду готовиться запустить ответную атомную торпеду по американским кораблям. Начальник штаба 69-й бригады подводных лодок Северного флота Василий Архипов, который был старшим на борту, убедил командира не делать этого, а всплыть и ждать указаний из Москвы.

Было в истории советского ВМФ и несколько трагикомических случаев, один из который произошёл с советской средней торпедной дизель-электрической подводной лодкой проекта 613 (по классификации НАТО – Whiskey-I) в ночь с 27 на 28 октября 1981 года.

Подводники, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, сбились с курса и оказались глубоко внутри шведской территории. Между тем «Шведский комсомолец» – как потом иронично прозвали на Балтфлоте лодку – не планировал входить в шведские территориальные воды. Но случилась целая цепь обстоятельств, которые привели к крупному международному скандалу. Сначала из-за повреждения о рыбацкие сети антенна навигационной системы определения места «Дека» стала выдавать неверную информацию. Штурман лодки не сумел вовремя заметить, что субмарина в течение нескольких дней двигалась неверным курсом. В результате лодка, которая должна была находиться в сотне миль от скандинавских берегов, села на камни прибрежной отмели Бсела у юго-восточной оконечности Швеции, вблизи острова Турумшер, в 2 километрах от секретной военной базы НАТО в Швеции. Казус ситуации состоит ещё и в том, что для достижения места происшествия корабль должен был пройти через несколько сложных для навигации узких искусственных проливов. К тому же по странному стечению обстоятельств время происшествия совпало с испытаниями новой модели торпед на этой базе.

Ещё один не менее казусный случай произошёл 29 февраля 1996 года. Во время учений НАТО возле отряда кораблей альянса нежданно-негаданно всплыла подводная лодка К-448 «Тамбов». Оказалось, что один из членов её экипажа нуждался в срочной медпомощи из-за перитонита, развившегося после операции по удалению аппендикса. Примечательно, что российская подводная лодка следила за учениями и даже условно потопила несколько кораблей. Несмотря на это, противник вошёл в положение – больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолётом его отправили в госпиталь.

Кстати, самой сложной и успешной своей операцией ЦРУ до сих пор считается сверхсекретный проект «Плющ» (Ivy Bells), предполагавший съём информации с советских подводных кабельных линий связи. Эта операция была проведена с активным использованием подводных лодок. Началась она в 1970 году. Тогда ЦРУ проявляло повышенный интерес к сведениям о результатах запусков наших межконтинентальных баллистических ракет, которые поражали цели на камчатском полигоне. Субмарина «Халибат» тайно проникла в советские территориальные воды и зависла над подводным кабелем, который связывал город Петропавловск-Камчатский, расположенный рядом с островом Карпинский ракетный полигон «Кура» и базу подводных лодок «Крашениково» с материком. Четверо глубоководных водолазов установили специальное оборудование, и подводная лодка в течение несколько суток снимала совершенно секретную информацию.

Дальше процесс съёма информации был усовершенствован. На кабель установили стационарный аппарат, созданный по заданию ЦРУ. Это устройство, получившее характерное название «Кокон», было способно снимать информацию с кабеля без вскрытия его внешних оболочек.

Эта шпионская аппаратура воплотила в себе последние достижения радиоэлектронных технологий того времени. По внешнему виду это был цилиндрический контейнер, в хвостовой части которого располагался ядерный источник питания, снабжавший электричеством бортовые радиоэлектронные системы. Электронный шпион работал длительное время в автономном режиме и передавал накопленную информацию выходящей в этот район подводной лодке.

Таким образом американцы в течение десятилетия воровали секретную информацию. До сих пор достоверно неизвестно, как удалось выявить прослушку. По одной версии, устройство обнаружили ремонтники, которые искали обрыв кабеля, случайно задетого рыбацким якорем, по другой – советские разведчики получили информацию от своего агента, работающего над этим проектом в ЦРУ.

По оценкам экспертов, выходы атомных субмарин на боевую службу не прекратились и после развала Советского Союза, хотя и значительно сокращены.

Мои неоднократные предложения повысить эффективность сдерживания агрессивных устремлений США наконец-то услышаны. Итальянская газета «Corriere della Sera» сообщила о возможном присутствии у берегов США российских атомных подводных лодок. Обозреватель этой газеты Гвидо Олимпио в своей статье «Тайна кремлевского корабля, ведущего наблюдение за побережьем Флориды» пишет:

«Совершенно очевидно, что большому спасательному российскому буксиру «Николай Чикер» нравится находиться у побережья Флориды, особенно теперь, когда кризис на Восточной Украине вошел в самую напряженную фазу. Этот корабль ВМФ России совершает интересные маневры. В середине февраля «Чикер» вышел из Гибралтара и достаточно быстро достиг Карибских островов. На его борту находится 50 человек, команда специалистов по подводным работам, современная аппаратура, платформа для вертолета, вместительный трюм, в котором хранятся запасы, обеспечивающие длительное автономное плавание корабля. «Чикер» — мощный зверь, буксир, чья высота позволяет ему действовать и в арктических водах. Корабль участвовал во многих сложных операциях, в том числе и в работах по подъему подводной лодки «Курск». Действительно, субмарины являются привычными товарищами по плаванию: буксир оказывает им поддержку, сопровождает их как тень. По мнению многих экспертов, буксир оказывает поддержку, по меньшей мере, двум подводным лодкам, которые Москва направила к берегам США. Буксир также работает и с другими кораблями-шпионами. Именно такого рода деятельность осуществлялась в последние недели».


Наша справка:

«Спасательные буксиры СБ 135 типа «Фотий Крылов», в том числе и «Николай Чикер», были построены в 1989 году в Финляндии по заказу Военно-морского флота СССР. Их предполагалось использовать в первую очередь для буксировки крупнотоннажных кораблей, то есть авианосцев, и проведения спасательных операций. Постройка этих двух судов обошлась Военно-морскому флоту в 50 миллионов долларов.

Сразу после постройки во время испытаний тип «Фотий Крылов» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как судно, способное создать самое мощное тяговое усилие при буксировке. Мощность силовой установки составляет 25 000 лошадиных сил. Эти характеристики, а также особенности конструкции позволяют ему буксировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при волнении моря в восемь баллов со скоростью четыре узла. Показатели до сих пор непревзойдённые.

Хотя назвать это судно просто буксиром, пусть и самым мощным в мире, язык не поворачивается. Это целый спасательный комплекс. Установленное на нём водолазное оборудование позволяет производить сложные глубоководные работы. Он оснащён барокамерой, гидрокостюмами, подводными телекамерами, средствами для размывки грунта, подводной сварки и резки, металлоискателями.

Помимо всего судно способно подавать на терпящие бедствие корабли пламегасящую жидкость, с помощью собственных установок тушить пожары.

Вертолетная площадка поддерживает всепогодную 24-часовую операцию вертолета с дозаправкой.

Полностью оборудованная операционная и три больничных палаты».

(Википедия)

После пребывания у Карибских островов, сообщает итальянский журналист, буксир прибыл в квадрат в районе Кингс-Бей, базы американских атомных подводных лодок 7-го флота США. Гвидо Олимпио также информирует, что «Чикер» был там не один: неподалеку курсировал «Виктор Леонов», российский разведывательный корабль:

«Появление российских кораблей совпало по времени с первой фазой кризиса в Крыму. После этого буксир побывал в районе мыса Канаверал, затем совершил еще один заход на Карибы, и во вторую неделю апреля вновь оказался у берегов Флориды. 15 апреля корабль вновь вышел в район космодрома. По времени данный эпизод совпал с обострением ситуации на Украине, переброской колонн военной техники и угрозами».

И вот — о возможной встрече с российской АПЛ:

«Вчера утром «Чикер» остановился к югу от полигона NASA, как будто заняв наблюдательную позицию. Теорий по поводу «Николая Чикера» у пляжей Флориды много. Начиная с самой очевидной: выполнение разведывательных задач. Другие эксперты полагают, что речь идет о встрече с российской ядерной подводной лодкой. Или даже о встрече с разведывательным кораблем «Виктор Леонов», который уже длительное время находится в данном регионе. Странные передвижения в районе Карибского моря наводят на мысль о каких-то подводных работах. Наконец, речь может идти о наблюдении за космическим центром на мысе Канаверал, быть может, о сборе секретной информации».

Наша справка:

«Виктор Леонов» — средний разведывательный корабль, является одним из семи СРЗК проекта 864 польской постройки 1985-1990 годов. Первоначально ССВ-175, введенный в строй ВМФ СССР в 1988 году, носил название «Одограф» и входил в состав Черноморского флота. В 1995 году был переведен на Северный флот и в апреле 2004 года переименован в «Виктор Леонов».

(Википедия)

Появление «Виктора Леонова» у берегов Америки, кстати, было отмечено еще в феврале.

Последний крупный скандал вокруг появления российских АПЛ у берегов США был в 2012 году, когда в середине августа западные СМИ написали, что российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО — «Акула»), способная нести на борту крылатые ракеты большой дальности, якобы в течение месяца находилась незамеченной в Мексиканском заливе относительно недалеко от побережья США, о чем стало известно после того, как АПЛ покинула этот район.

Если верить итальянскому журналисту, у берегов США в настоящее время могут находится две российские АПЛ — одна у тихоокеанского побережья, другая — у атлантического, у мыса Канаверал, где и были замечены российский буксир «Николай Чикер» и разведывательный корабль «Виктор Леонов». Скорее всего это не ударные, а малошумящие многоцелевые лодки проекта проекта 971 «Щука-Б», предназначенные для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Они также могут наносить удары по наземным объектам высокоточными крылатыми ракетами «Гранат» на которые может быть установлен ядерный заряд.

Осенью 1983 г. у берегов США, в Саргассовом море, совершила всплытие многоцелевая советская АПЛ «К-324». Американские СМИ опубликовали снимки лодки лежавшей в дрейфе, с частично оголенным гребным винтом. Происходило все в самый разгар холодной войны, поэтому западные СМИ подняли громкий крик о смертельной опасности для «свободного мира». Советское же руководство хранило молчание, т.к. на тот момент толком не представляло, что приключилось с находящейся на боевом дежурстве АПЛ. Как выяснилось позднее, причиной шумихи было не всплытие лодки вблизи берегов США, а то что было намотано на винт субмарины…

Атомная ПЛ «К-324» пр.671-РТМ, именуемая в NATO «Victor-III» строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии, входила в состав Северного Флота и выполняла задачи боевой службы у берегов США. В описываемое время американские ВМС испытывали новейшую гидро-аккустическую систему (ГАС) «ТаcTAS», и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ. Информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось долгое время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.
Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.

Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, вышла из строя главная турбина субмарины. С увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация, стоять стало невозможно не взявшись за поручни. Главная турбина была остановлена, корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.
Ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался «трос от рыбацкой сети» – «что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности». В темноте устранить помеху было невозможно. Днем, при солнечном свете, разглядели, что не трос от сетей сковывал движения подлодки. На хвосте субмарины был намотан кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – той самой, сверхсекретной новейшей ГАС.

После сообщения о случившемся в штаб флота, командование, приказало сохранить антенну любой ценой и доставить ее в базу. Сделать это было не просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Кроме того, после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия АПЛ прибыли эсминцы «Piterson» и «Nicolson» (типа «Spruance») с противоположной задачей – любыми средствами помешать русским заполучить секретную антенну.
Позднее выяснилось, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Кроме этого, на нем, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!
На помощь К-324 срочно направили спасательное судно «Алдан», но до его прибытия экипажу предстояло любой ценой сохранить, а если не удастся сохранить, то уничтожить ценнейшую находку.

Скоростные эсминцы США почти 10 суток преследовали советскую лодку, которая могла двигаться с помощбю гребных электромоторов крайне медленно. Американские эсминцы многократно пересекали курс субмарины, проходили в непосредственной близости. К концу затянувшегося преследования, действия эсминцев стали особенно опасными и было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу. Обстановка разрядилась, но американские эсминцы продолжали сопровождение вплоть до Кубы.
После прибытия на Кубу на лодке были исправлены повреждения и она вернулась на родную базу. Ценный «улов» сразу был передан для исследования.

На Северном флоте впервые рассказали об операции, испортившей немало нервов командованию ВМС США. В 2013 году атомные субмарины Северного флота незамеченными пришли в район Мексиканского залива и расположились на дистанции ракетного удара у одной из основных баз американских подлодок.

Нашим подводным лодкам была поставлена задача занять позиции в районе военно-морских баз Соединенных Штатов Америки. Задача была выполнена с честью. Лодки оставались незамеченными, пока сами не обозначили себя в данных районах, а затем скрытно вернулись на базу, - рассказал телеканалу "Звезда" командир дивизии атомоходов капитан первого ранга Сергей Старшинов.

В походе участвовали подлодки проекта 971 "Щука-Б". Названия кораблей, понятное дело, не сообщаются, но комдив рассказывал об операции на пирсе среди двух представителей этой серии, прозванной также "кошачьей" из-за названий субмарин. Подлодки "Пантера" и "Тигр" - одни из самых новых, они были переданы флоту в 1990-93 годах. "Пантера" в 2006-2008 году прошла капитальный ремонт с модернизацией - в частности торпедные аппараты корабля приспособили для запуска крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В "Тигр" изначально закладывалась повышенная скрытность.

Впрочем, незаметность - отличительное свойство любого представителя серии. В 1996 году "Щука-Б" прошла в Средиземное море. ВМС США засекли ее при прохождении Гибралтара и попытались преследовать, но субмарина оторвалась от слежки и сама незамеченной наблюдала за американскими субмаринами - в том числе ударной, типа Los Angeles.

В том же году субмарина под командованием капитана первого ранга Алексея Буриличева в отдаленном районе Атлантики американский стратегический атомоход и, не обнаруживая себя, проследила за его выходом в район боевого патрулирования. После этого похода Буриличев стал Героем России.

Забавный случай произошел во время противолодочных маневров НАТО у берегов Великобритании. После того, как учения по поиску субмарин были благополучно завершены, посреди ордера британских кораблей всплыла незамеченная никем подлодка и запросила помощи - у матроса случился приступ аппендицита, понадобилась срочная операция в госпитале. Матроса спасли, а в подлодке опознали все ту же "Щуку".

Справка "РГ"

На юго-востоке США в штате Джорджия находится американская военно-морская база Кингс-Бей - один из двух основных пунктов базирования атомных подводных лодок на атлантическом побережье. Здесь находится штаб 10-й группы подводных лодок и две эскадры стратегических атомоходов типа Ohio с баллистическими ракетами Trident II на борту. Из нейтральных вод до Кингc-бей - менее 50 миль. Для "Калибра" это минута полета…