Как капитан I ранга Медведев потопил китайскую подводную лодку. Подлодки США: топят, тонут и садятся на мель

сайт нередко пишет об авари ях на отечественных подводных лодках. Цель понятна: воздать должное погибшим и пострадавшим военным морякам и их мужеству. Но если разобраться, то самый аварийный флот мир а принадлежит США . И не только потому, что он самый большой в мире. Или, как любят констатировать американск ие журналисты , "самый мощный".

Или, как говорят даже некоторые экономисты из США, самый дорогой. Или самый забавный флот в мире — так очень часто выражаются завсегдатаи российских военно-морских интернет-форумов. При этом в среде, так сказать, мировой военно-морской общественности очень часто на многих языках звучит фраза, что флот США — самый бестолковый и малоэффективный среди подобных сил других развитых стран (имеется в виду соотношение финансовых затрат и боевой эффективности). Кажется также, что уважаемые янки в погонах обладают редким талантом допускать просчеты, необъяснимые с точки зрения логики обычного военного человека.

Выяснилось это, кстати, еще в годы Второй мировой. Так, американцы не заметили вспышки и не услышали гром залпов японских 203-миллиметровых орудий с расстояния 20 миль. После этого и случился так называемый ночной погром у острова Саво, более известный в истории войны на Тихом океане как "второй Перл-Харбор". Японцы просто-напросто обошли остров против часовой стрелки, расстреляв одного за другим спящие крейсеры ВМС США.

Или как можно после успешных оборонительных боев, имея все шансы на победу, вдруг сдать десятикратно уступающему по численности неприятелю неприступный "бетонный броненосец" Коррехидор? 43 года американцы готовились к этому бою, забетонировали и одели в броню небольшой остров, уже почти победили… и сдались на милость японцев. К их неподдельному изумлению, еще и выполнив множество весьма строгих условий капитуляции. Конечно, это трагедия, и вечная память всем гражданам США и других стран, воевавших за мир. Но странная какая-то, нелепая это трагедия…

Но вернемся к подводному флоту. "Реальной открытой статистики аварийности ВМС США в целом и в атомном подводном флоте этой страны в частности — попросту не существует , — считает давний автор Pravda. Ru, эксперт по Международному морскому праву, публицист и историк капитан I ранга Сергей Апрелев . — Дело в том, что уже три десятилетия в США практически не публикуются данные об авариях на флоте, доступ прессы к таким фактам запрещен. Конечно, бывают утечки информации — но чаще всего случайные.

И руководство ВМС все-таки комментирует случившееся, только когда не сделать этого уже нельзя, когда сами факты и так уже становятся известными широкой общественности. Свобода слова там весьма своеобразная. Издания, которые публикуют "несогласованные" данные о происшествиях на флоте, могут нарваться на крупные неприятности. Потому-то в открытой прессе содержится лишь весьма скудная информация об аварийности ВМС США, и мы о ней мало что реально знаем…".

Но хотя многое об американцах нам неизвестно, согласно хотя бы имеющейся статистике Россия все равно по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает "первенство" ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным.

В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий и происшествий, а в американском — около 30. Соотношение, согласитесь, не в пользу США. А если американцы "откроют" еще и свою "закрытую" аварийную статистику, да мы ее приплюсуем к уже имеющимся данным…

Американскими кораблестроительными верфями в XX веке было построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с советских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании — 25, во Франции — 12, в Китае — шесть. Кстати, от строительства дизельных подлодок в США отказались еще более полувека назад.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, например, сам вице-президент США Альберт Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке "Парго". Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 серьезных инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Наибольшее число аварий "у них" вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств.

Напоследок, только некоторые избранные, аварии и происшествия в ВМС США, вошедшие в историю. Некоторые из нижеприведенных фактов есть только в англоязычной прессе, и Pravda. Ru публикует их для русскоязычной аудитории впервые.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину "Трешер". Кто мог представить, что простой двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира "Скайларк" мог закончиться подобной катастрофой? Причина гибели "Трешера" остается загадкой.

Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки — был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ "Скорпион". Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически, как наш "Курск"!).

Существует более экзотическая легенда, согласно которой "Скорпион" потопили русские в отместку за гибель подлодки К-129. Тайна гибели "Скорпиона" до сих пор будоражит умы моряков — так, в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

11 февраля 1998 года американская субмарина "Ла Холья" в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно "Янг Чанг".

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись "Кентукки" и "Сан Хуан". Обе лодки были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

Крейсер ВМС США "Порт Ройял" стоимостью в миллиард долларов 5 февраля 2009 года сел на мель у Гавайских островов. Следствие установило причины аварии: навигационное оборудование на корабле было неисправно, вахтенные потеряли бдительность, не работал эхолот, и никто не смог определить глубину под килем.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США "Гринвилл" протаранила японскую рыболовную шхуну "Эхиме Мару". Погибло 9 японских рыбаков, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США "Натаниел Грин". Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Лодки столкнулись удачно — ремонт нашего корабля занял полгода, а история американской субмарины оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. "Батон Руж" доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

В 1969 году американская атомная подводная лодка "USS Guitarro" затонула на глубине 10 метров прямо у причальной стенки. Авария произошла в результате несогласованных действий двух групп специалистов: одна из них заполняла водой носовые балластные цистерны, а другая — кормовые. Каждая из этих стандартных операций необходима для калибровки инструментов, однако одновременное их выполнение бригадами, даже не подозревающими друг о друге, привело к затоплению корабля. Операция по подъёму и восстановлению подлодки обошлась Штатам в сумму 20 миллионов долларов. Интересно, что эта подлодка носила бортовой номер 665 — почти, извините, "три шестерки"…

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная подводная лодка "Гринвилл" при отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху столкнулась с японской учебной рыболовецкой шхуной "Экси Мару". Шхуна затонула, но американцы ничего не предприняли для спасения тонущих рыбаков.

20 марта 1993 года в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Несмотря на серьезные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

14 мая 1989 атомная подлодка проекта "Лос-Анджелес" возвращаясь, что интересно, после съёмок "Охоты за Красным Октябрём" в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ 1,4 миллиона долларов…

В 1959 году советская дизель-электрическая подлодка С-360 в Средиземном море скрытно проникла в район боевого маневрирования авианосца "Рузвельт", оставшись незамеченной. В том же походе наши подводники буквально поставили "на уши" весь шестой флот США: С-360 свободно "прогулялась" под кораблями боевого охранения тяжелого крейсера "Де Мойн".

Столкновение АПЛ «К-276» с американской АПЛ «Батон Руж».

11 февраля 1992 г. столкнулась наша АПЛ «К-276», названная потом «Костромой» под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя с американской АПЛ «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес».

В 1992 г., когда как будто уже окончилась холодная война, прекратилось геополитическое и идеологическое противостояние России и США (во всяком случае, с нашей стороны), мы отвели свои лодки от американских берегов, а планы операций подводных сил ВМС США практически не изменились. Американская атомная лодка «Батон Руж» водоизмещением 6000 тонн, вооружённая ракетами «Томагавк», занималась сбором разведывательной информации о военно-морской активности советского ВМФ в районе Кольского полуострова.

Американская лодка после обнаружения советской лодки пристроилась за нейв её кормовом секторе, в зоне акустической тени, и на параллельном
курсе пересекла вместе с нашей лодкой границу территориальных вод России.

Через некоторое время акустики «К-276» обнаружили какие-то неясные шумы. Командир капитан 2 ранга Локоть подвернул, чтоб
дать возможность акустикам более точно определить источник шума. Этот маневр пропустили на американской лодке, контакт у них был потерян.
Командир американской лодки коммандер Гордон Кремер стал метаться, началвсплытие, в надежде осмотреть чистоту горизонта, а может и обнаружить
там подводную лодку под перископом. Для уточнения обстановки он бездумновсплыл на перископную глубину, чем окончательно потерял возможность
обнаружения К-276 гидроакустическими средствами, и сам оказался в мертвой зоне ее средств наблюдения (почти над ней).

Так как наступило время очередного сеанса радиосвязи с командным пунктом флота, Игорь Локоть вынужден был начать всплытие на перископную глубину без дополнительного уточнения обстановки на поверхности. В это время, в 20.16 и произошло столкновение. При подходе к перископной глубине «К-276» ударила американскую АПЛ передней частью ограждения боевой рубкив прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько относительно небольших пробоин, позволивших «Батон Руж» самостоятельно дойти до своейВМБ. Но ее корпус получил внутренние напряжения, сделавшие ремонт лодки нецелесообразным, и она была списана из боевого состава ВМС США, а ее командир снят с должности, что у них случается крайне редко. По неофициальным данным тот таран обошёлся американским подводникам в пять жизней. Наша участница этого инцидента через год уже несла боевую службу в океане. Если бы «К-276» начала всплытие на 7-10 секунд раньше, то она ударила бы американскую субмарину своей носовой частью, имеющей мощный набор корпуса, и проломила бы ее борт, что привело бы к затоплению АПЛ ВМС США. В другом случае могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах «К-276», и тогда погибли бы обе атомные лодки на входе в Кольский залив в 10 милях от берега, в районе, через который проходят все корабли и суда, идущие в Мурманск, Североморск и из них.

«Кострома» входит сейчас в состав той же 7-й дивизии, что и «Курск». На боевой рубке этой лодки нарисована красная пятиконечная звезда с цифрой «1» в центре. Так в годы Великой Отечественной войны наши подводники вели счётсвоим победам. Традиции у подводников живы. Командир «Костромы» Владимир Соколов так ответил на вопрос а не ругается ли начальство на такую символику: «Вначале, конечно, морщились, мол, американцы нам теперь друзья, затем вроде как попривыкли, ну а после «Курска» кто и что может мне сказать на этот счёт? Разве только то, что цифра уж очень не велика!»

Как ни странно, но при том подводном инциденте об опасности экологической катастрофы, угрожающей радиоактивным заражением не только северным берегам России, но и всей Скандинавии, не проронили ни слова ни экологи Норвегии, ни международный «Гринпис».

Президент России Борис Ельцин обвинил тогда США в продолжении развёртывания своихподводных сил в непосредственной близости от российских берегов. Чтобы уладить скандал, тогдашний президент Америки Джордж Буш-старший (его сын, Буш-младший, ныне также американский президент) прилетал в Москву, и, пообещав большой кредит, сумел кое-как уладить дело. Но этот факт столкновения своей лодки американцы упорно скрывали от мировой общественности в течение нескольких лет.

Валерий Алексин, разбирался с этим столкновением, пришёл к выводу, что оба командира и в мыслях не имели желания столкнуться, оно не было преднамеренным. Но американский командир совершил ряд нарушений, таких, как вход в территориальные воды РФ, направил корабль в зону полигона боевой подготовки, координаты которой доведены до сведения всех государств, как зоны чрезвычайно высокой степени риска. А после того, как потерял контакт с нашей лодкой, он должен был, как этого требует хорошая морская
практика управления кораблём, во избежание столкновения не совершать лихорадочные маневры, а застопорить ход и осмотреться, более детально
прослушать горизонт, оценить обстановку.

Может сложиться впечатление, что всегда американские подводники выступали в роли кошек, гоняющих беспомощных советских котят. В апреле 1980 г. при проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки командир АПЛ К-314 Валерий Хоровенков, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовал ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых (2-3 км) с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнал под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта ТОФ. Надо только, чтобы все себе четко представляли, что такие гонки без правил подводных объектов водоизмещением по 5000 тонн каждый на скорости 55 км/час добром не кончаются. При любом неверно понятом маневре оба гиганта разобьют друг друга всмятку вместе с 250 человеками их экипажей, ядерными реакторами и почти сотней ракет и торпед. Отваги и воли к победе командирам наших атомоходов не занимать. Только не надо испытывать их терпение.

После столкновения лодок в 1992 году бывший подводник из первого экипажа первой атомной лодки Советского Союза контр-адмирал в отставке Н.Мормуль написал статью, которая была опубликована в «Комсомольской правде» под названием «Не валяй дурака, Америка!» с вопросом в подзаголовке: «Почему бы нам не подать в суд на ВМС США?» В статье он описал это столкновение, заключил, что «…авторство неуклюжего маневра принадлежит командиру субмарины США. Почему бы американской стороне, в таком случае, не оплатить стоимость ремонта нашей повреждённой лодки?» И далее высказал идею, «что Военно-морскому флоту СНГ следует обратиться с иском в Международный суд и её восстановление произвести за счёт ВМС США». «Восстановление нашей лодки потребует серьёзных материальных затрат. Дружба дружбой, а виноват – плати…. Если мы сегодня промолчим, если не будем действовать по принятым в цивилизованном обществе законам, нас просто не поймут – в первую очередь за рубежом».

Н.Мормуль обратился тогда с письмом к Главнокомандующему ВМФ России адмиралу флота В.Чернавину. Получил ответ. Это был доклад начальника Главного штаба ВМФ адмирала К.Макарова с резолюцией Главкома – «Согласен». Вот этот доклад Главкому, его приводит в своей книге «Катастрофы под водой» Н. Мормуль.

«Командующему ВМФ адмиралу флота В.Н.Чернавину. Докладываю: обращение в Ваш адрес контр-адмирала запаса Мормуля Н.Г. о компенсации ущерба за счёт ВМС США через Международный суд за столкновение нашей ПЛ с ПЛ «Батон Руж» в феврале 1992 года рассмотрено.
Установлено следующее.

1. Международных правил предупреждения столкновений субмарин в подводном положении не существует. МППСС-72 обеспечивает безопасность плавания кораблей и судов, находящихся только в надводном положении, на визуальной или радиолокационной видимости друг удруга.

2. Учитывая, что вопрос предупреждения столкновений подводных лодок международным правом не урегулирован, оснований для обращения в международный суд нет.

3. В столкновении этих подводных лодок, равно как и любых других судов, виноваты оба командира.
Степень вины каждого из них установить в данном случае не представляется возможным.

4 .По случаю данного столкновения от имени правительства России вручена нота правительству США. Основной причиной столкновения стало нарушение подводной лодкой ВМС США границы территориальных вод России. Американской стороной факт нарушения наших тервод отрицается. Вопрос о данном инциденте обсуждён на 6 съезде народных депутатов РФ.

5. Российская и американская стороны признали существование проблемы предотвращения инцидентов с подводными лодками. В мае 1992 года В Москве состоялась первая рабочая встреча представителей ВМФ России и ВМС США по данному вопросу, в ходе которой нами были предложены конкретные меры предупреждения столкновений ПЛ наших стран в полигонах боевой подготовки ВМФ.

Стороны условились продолжить диалог по данному вопросу.

Относительноустановления взаимопризнанных границ территориальных вод в ближайшее время будут начаты переговоры экспертов двух стран по линии МИД РФ.

Адмирал флота К. Макаров».

В 1992 году, после столкновения АПЛ «К-276» «Кострома» и «Батон Руж», Главным штабом ВМФ был подготовлен проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод». Оно включало в себя организационные, технические, навигационные и международно-правовые мероприятия. С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: «Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов кнам по этой проблеме». Однако вскоре после этого тогдашний начальник штаба ВМС США адмирал Бурда застрелился, а АПЛ НАТО продолжают ходить в Баренцево море, как в свой огород, подвергая опасности подводные лодки ВМФ России, жизнь их экипажей и угрожая экологическими катастрофами всей Северной Европе. Так этот договор и не был подписан, а вопросов по этой проблеме с гибелью «Курска» только прибавилось.

«Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно. Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погоня советских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью, глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт, вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучи обнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».
«Задача обесшумливания советских подлодок в восьмидесятых годах решаться начала. Правда, они всё равно оставались в 3—4 раза шумнее американских АПЛ типа «Лос-Анджелес».

Вот такие высказывания постоянно встречаются в российских журналах и книгах, посвященных отечественным атомным подводным лодкам (АПЛ). Взята эта информация не из каких-либо официальных источников, а из американских и английских статей. Именно поэтому ужасная шумность советских/российских АПЛ и есть один из мифов США.

Следует отметить, что с проблемами шумности столкнулись не только советские кораблестроители, и если нам удалось сразу создать боевую АПЛ, способную нести службу, то у американцев проблемы с первенцем оказались серьезнее. «Наутилус» имел множество «детских болезней», что так характерны для всех экспериментальных машин. Его двигатель выдавал такой уровень шума, что сонары - главное средство ориентирования под водой - практически глохли. В результате во время похода в Северных морях в районе о. Шпицберген, эхолокаторы «проглядели» дрейфующую льдину, которая повредила единственный перископ. В дальнейшем американцы развернули борьбу за снижение шумности. Для достижения этого они отказались от двухкорпусных лодок, перейдя к полуторокорпусным и однокорпусным, пожертвовав при этом важными характеристиками субмарин: живучестью, глубиной погружения, скоростью хода. В нашей стране строили двухкорпусные. Но были ли советские конструкторы не правы,а двухкорпусные АПЛ столь шумными, что их боевое применение стало бы бессмысленным?

Было бы, конечно, хорошо взять данные по шуму отечественных и зарубежных АПЛ и их сравнить. Но, сделать это невозможно, потому что официальная информация по данному вопросу до сих пор считается секретной (достаточно вспомнить линкоры Айовы, по которым реальные характеристики были раскрыты только по прошествии 50 лет). По американским лодкам вообще нет никакой информации (а если она появится, то относиться к ней следует столь же осторожно, как к информации о бронировании ЛК Айова). По отечественным АПЛ иногда встречаются разрозненные данные. Но что это за информация? Вот четыре примера из разных статей:

1) При проектировании первой советской АПЛ создавался комплекс мер по обеспечению акустической скрытности…… Однако амортизаторы для главных турбин создать так и не удалось. В результате подводная шумность АПЛ пр. 627 на повышенных скоростях возрастала до 110 децибел.
2) ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий для того времени уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). Её шумность на полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот была менее 80, в инфразвуковом - 100, в звуковом - 110 децибел.

3) При создании АПЛ третьего поколения удалось достигнуть снижения шумности по сравнению с лодками предыдущего поколения на 12 Децибел, или в 3,4 раза.

4)Начиная с 70-х годов прошлого века АПЛ снижали свою шумность в среднем на 1 дБ в два года. Только за последние 19 лет - с 1990 года по настоящее время - средняя шумность АПЛ США снизилась в десять раз, с 0,1 Па до 0,01 Па.

Сделать какой-либо вменяемый и логичный вывод по этим данным об уровне шума в принципе невозможно. Поэтому нам остается один путь - проанализировать реальные факты службы. Вот наиболее известные случаи из службы отечественных АПЛ.

1) В ходе автономного похода в Южно-Китайском море 1968 г. подлодка К-10 из числа первого поколения атомных ракетоносцев СССР (675 проект), получила приказ на перехват авианосного соединения ВМС США. Авианосец «Энтерпрайз» прикрывал ракетный крейсер «Лонг-Бич», фрегаты и корабли обеспечения. В расчетной точке капитан 1 ранга Р. В. Мазин вывел субмарину через оборонительные рубежи американского ордера прямо под дно «Энтерпрайза». Прикрываясь шумом винтов исполинского корабля, подводная лодка сопровождала ударное соединение тринадцать часов. За это время были отработаны учебные торпедные атаки по всем вымпелам ордера и сняты акустические профили (характерные шумы различных судов). После чего К-10 успешно покинула ордер и на дистанции отработала учебную ракетную атаку.В случае реальной войны все соединение было бы уничтожено на выбор: конвенциональными торпедами или ядерным ударом. Интересно отметить, что американские специалисты оценивали проект 675 крайне низко. Именно эти подлодки они окрестили «Ревущими коровами». И именно их не смогли обнаружить корабли авианосного соединения США. Лодки 675-го проекта использовались не только для слежения за надводными кораблями, но иногда «портили жизнь» и американским атомоходам, несшим дежурство. Так, К-135 в 1967 году в течении 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ «Патрик Генри», оставаясь не обнаруженной сама.

2) В 1979 г. во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 (пр.671) осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США. Поход продолжался 6 месяцев. Участник похода А.Н. Шпорко докладывал, что советские АПЛ действовали в персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование и отработать условное уничтожение. Впоследствии эти выводы были подтверждены данными разведки. В то же время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности применения оружия и в случае получения приказа они были бы отправлены на дно с вероятностью близкой к 100%

3)В марте 1984 года США и Южная Корея проводили свои очередные ежегодные военно-морские учения Team Spirit.. В Москве и Пхеньяне внимательно следили за учениями. Для наблюдения за американской авианосной ударной группой, состоящей из авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей США была отправлены торпедная атомная подводная лодка К-314 (пр.671, это второе поколение АПЛ, также упрекаемое за шумность) и шесть боевых кораблей. Через четыре дня К-314 удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем проводилось в течение последующих 7 суток, затем после обнаружения советской АПЛ, авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. "К-314" оставалась вне территориальных вод.

Потеряв гидроакустический контакт с авианосцем, лодка под командованием капитана 1-го ранга Владимира Евсеенко продолжила поиск. Советская субмарина направилась в предполагаемую точку нахождения авианосца, но его там не оказалось. Американская сторона хранила радиомолчание.
21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выяснения обстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было начало одиннадцатого. По словам Владимира Евсеенко, было замечено несколько американских кораблей, которые шли навстречу. Было принято решение погружаться, но было поздно. Незамеченный экипажем подводной лодки авианосец с выключенными ходовыми огнями двигался со скоростью около 30 км/ч. К-314 находилась впереди Kitty Hawk. Произошел удар, за ним еще один. Сначала команда решила, что повреждена рубка, но при проверке воду в отсеках не обнаружили. Как выяснилось, при первом столкновении был погнут стабилизатор, при втором был поврежден винт. Ей на помощь был выслан огромный буксир «Машук». Лодку отбуксировали в бухту Чажма, в 50 км к востоку от Владивостока, где ей предстояло пройти ремонт.

Для американцев столкновение было также неожиданным. По их словам, после удара они увидели удаляющийся силуэт подводной лодки без навигационных огней. Были подняты два американских противолодочных вертолета SH-3H. Сопроводив советскую подводную лодку, они не обнаружили у нее каких-либо видимых серьезных повреждений. Тем не менее, при ударе у подводной лодки был выведен из строя гребной винт, и она стала терять скорость. Винтом был поврежден и корпус авианосца. Оказалось, что его днище было пропорото на 40 м. К счастью, никто в этом инциденте не пострадал. Kitty Hawk был вынужден отправиться на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах перед тем, как вернуться в Сан-Диего. При осмотре авианосца был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, а также куски звукопоглощающего покрытия подводной лодки. Учения были свернуты.Происшествие наделало немало шума: в американской прессе активно обсуждалось, как подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к авианосной группе ВМС США проводящей учения, в том числе с противолодочной направленностью.

4) Зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь члену экипажа подлодки 671РТМ (шифр «Щука», второе поколение+), который перенес на борту судна операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами, ведущими активный поиск. Примечательно, что англичане в официальном заявлении сделанном для СМИ первоначально отнесли «Щуку» к более современному (более малошумному) проекту 971, и только после признали, что не смогли заметить по их же утверждениям шумную советскую лодку пр. 671РТМ.

5) В одном из полигонов СФ недалеко от Кольского залива 23 мая 1981 года произошло столкновение советской АПЛ K-211 (ПЛАРБ 667-БДР) и американской подлодкой типа «Стёрджен». Американская подводная лодка протаранила своей рубкой кормовую часть K-211, во время отработки ей элементов боевой подготовки. Американская субмарина не всплыла в районе столкновения. Однако в районе английской базы ВМФ Холи-Лох через несколько суток появилась американская атомная подлодка с ярко выраженным повреждением рубки. Наша подлодка всплыла, и пришла в базу своим ходом. Здесь субмарину ожидала комиссия, которая состояла из специалистов промышленности, флота, проектанта и науки. К-211 была поставлена в док, и там во время осмотра были обнаружены пробоины в двух кормовых цистернах главного балласта, повреждение горизонтального стабилизатора и лопастей правого винта. В повреждённых цистернах нашли болты с потайными головками куски плекса и металла от рубки субмарины ВМФ США. Более того, комиссии по отдельным деталям удалось установить, что советская субмарина столкнулась именно с американской подлодкой типа «Стёрджен. Огромные ПЛАРБ пр 667 как и все ПЛАРБ не был предназначен для резких маневров, от которых не могла бы увернуться американская АПЛ, поэтому единственное объяснение данного происшествия это то, что «Стерджент», не видел и даже не подозревал о нахождении в непосредственной близости К-211. Следует отметить, что лодки типа «Стерджен предназначались именно для борьбы с подводными лодками и несли соответствующие современное поисковое оборудование.

Следует отметить, что столкновения подводных лодок не так уж редки. Последним для отечественной и американской АПЛ было столкновение у острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года АПЛ К-276 (вступила в строй в 1982 году) под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая осуществляя слежение за кораблями ВМФ России в районе учений, проворонила российскую АПЛ. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.


6)Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии судов проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавшими уверенность Соединенных Штатов в возможности своего ВМФ решать противолодочные задачи.
Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 - К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМФ США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов. А К-147 оборудованная новейшей системой слежения за АПЛ по кильватерному следу, используя указанную систему и акустические средства, выполнила шестисуточное (!!!) слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар». Кроме того субмарины изучали и тактику действия американской противолодочной авиации. Американцам удалось установить контакт только с уже возвращающейся на базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.

7) В марте-июне 87-го года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ — К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли суда в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота — самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Столуорт» (корабли гидроакустического наблюдения), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Для американцев потерпевшим неудачу в 1985 году необходимо было вернуть себе лицо. Несмотря на то, что в район были стянуты все возможные противолодочные силы ВМС США и их союзников, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу» наконец обнаружили. Первые непродолжительные контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения на базу для отрыва от противолодочных средств американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия, до этого момента советские АПЛ успешно скрывались от противолодочных сил исключительно благодаря характеристикам самих субмарин.

Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.

Как видим из имеющихся фактов, американские противолодочные силы не были способны обеспечить обнаружение советских АПЛ в том числе и первых поколений, и обезопасить свои ВМС от внезапного удары из глубин. А все заявления что «Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно» не имеют под собой основы.

Теперь разберем тот миф, что большие скорости, маневренность и глубина погружения не дают никаких преимуществ. И вновь обратимся к известным фактам:

1)В сентябре-декабре 1971 г. советская атомная субмарина проекта 661 (номер К-162) совершала свой первый поход на полную автономность с боевым маршрутом от Гренландского моря до Бразильской впадины.В октябре подлодка встала на перехват авианосного ударного соединения ВМС США, во главе которого шел авианосец «Саратога». Субмарину смогли засечь на кораблях прикрытия и попытались отогнать. В обычных условиях засечка подводной лодки означала бы срыв боевой задачи, но только не в этом случае. К-162развивала скорость свыше 44 узлов в подводном положении. Попытки отогнать К-162, или оторваться на скорости не имели успеха. Шансов у «Саратоги» при максимуме хода в 35 узлов не было никаких. В ходе многочасовой погони советская подлодка отработала учебные торпедные атаки и несколько раз выходила на выгодный ракурс для пуска ракет «Аметист». Но самое интересное, что подводный крейсер маневрировал столь быстро, что американцы были уверены, что их преследует «волчья стая» - группа субмарин. Что это значит? Это говорит о том, что появление лодки в новом квадрате было для американцев столь неожиданным, а точнее неожидаемым, что они считали это контактом с новой ПЛ. Следовательно в случае боевых действий поиск и нанесение ударов на поражение американцы производили бы совершенно в другом квадрате. Таким образом не уйти от атаки, ни уничтожить субмарину при наличии высокой скорости АПЛ практически невозможно.

2) Вначале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, которая действовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд, она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциального противника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря на все попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «с хвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того как командир советской субмарины получил с берега соответствующие приказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-го проекта — пожалуй самым неоднозначным и ярким судном в истории советского подводного кораблестроения. Этот проект заслуживает отдельной статьи. АПЛ пр.705 имели максимальную скорость хода, которая сопоставима со скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальных противников», но главное, благодаря особенностям энергоустановки (не требовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановки при увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводяными реакторами), были способны развить полный ход за минуты, имея практически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скорость позволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного или надводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаружена гидроакустиками противника. По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева, в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могла развернуться «на пятачке», что особенно важно во время активного слежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» не давала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы (то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны для осуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.

Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодки проекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения от торпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже спустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командиры атомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говорили что, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скорости до максимальной и одновременном выполнении разворота с изменением глубины заставлять противника следящего за ними в режиме шумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке — заходить «в хвост» противника «по истребительному».

3) 4 августа 1984 атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. К-278 совершила плавание и маневрирование на глубине 1027м, а на глубине 1000 метров произвела торпедную стрельбу. Журналистам это кажется обычной блажью советских военных и конструкторов. Им непонятно зачем нужно достижение таких глубин, если американцы в то время ограничились 450 метрами. Для этого надо знать океанскую гидроакустику. Увеличение глубины снижает возможность обнаружения не линейно. Между верхним, сильно прогретым слоем океанской воды и нижним, более холодным, лежит так называемый слой температурного скачка. Если, скажем, источник звука находится в холодном плотном слое, над которым расположен теплый и менее плотный слой, звук отражается от границы верхнего слоя и распространяется только в нижнем холодном слое. Верхний слой в этом случае представляет собой «зону молчания», «зону тени», в которую не проникает шум от гребных винтов подводной лодки. Простые шумопеленгаторы надводного противолодочного корабля не в состоянии будут ее нащупать, и подводная лодка может чувствовать себя в безопасности. Таких слоев в океане может быть несколько, и каждый слой дополнительно скрывает субмарину. Еще больший скрывающий эффект имеет ось земного звукового канала ниже которой находилась рабочая глубина К-278. Даже американцы признавали, что обнаружить АПЛ на глубине от 800 м и более невозможно никакими средствами. Да и противолодочные торпеды не рассчитаны на такую глубину. Таким образом К-278 идущая на рабочей глубине была невидима и неуязвима.

Возникают ли после этого вопросы о важности максимальных скоростей, глубины погружения и маневренности для субмарин?

А теперь приведем заявления официальных лиц и учреждений, которые почему-то отечественные журналисты предпочитают игнорировать.

По данным ученых из МФТИ приведенным в труде «Будущее стратегических ядерных сил России:дискуссия и аргументы»(изд. Долгопрудный, 1995).ю даже при самых благоприятных гидрологических условиях (вероятность их возникновения в северных морях не более 0,03) АПЛ пр. 971 (для справки: серийное строительство началось в далеком 1980 году) могут обнаруживаться американскими АПЛ «Лос Анджелес» с ГАКAN/BQQ-5 на дальностях не более 10 км. При менее благоприятных условиях (т.е. при 97% погодных условий в северных морях) обнаружить российские АПЛ невозможно.

Имеется и заявление видного американского военно-морского аналитика Н.Полморана сделанное на слушаньях в комитете по национальной безопасности палаты представительства конгресса США: «Появление русских лодок 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в шумности гораздо раньше, чем мы могли себе предположить. По данным ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность русских лодок 3-го поколения, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки США, была ниже шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles»

По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда (Jeremi Boorda)сделанного в 1995году, американские корабли не в состоянии сопровождать российские АПЛ третьего поколения на скоростях 6-9 узлов.

Вероятно, этого достаточно, чтобы утверждать, что российские «ревущие коровы» в состоянии выполнить стоящие перед ними задачи при любом противодействии противника.

Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…

Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер» . Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» - последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.


Перо руля USS Tresher (SSN-593)


Вскоре ужасная история получила продолжение - американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион» .

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.


Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)


Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8 . Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец» .


К-219 с развороченной ракетной шахтой


Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай - взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.


К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом "Мир".


Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» - субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск» . Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).



Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159 . Причина - потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

Двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

Пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море - в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 - 0,24 у наших и 0,5 - 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! - ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! - могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина - обычная халатность.


USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса


Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.


Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно - ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.


"Батон Руж" отправляется на гвозди


Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941


Мемориал погибшим подводникам, Мурманск

В начале февраля 1992 года USS Baton Rouge, атомная подводная лодка из Лос-Анджелеса столкнулась с российской субмариной «Кострома» неподалеку от Мурманска. Baton Rouge наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Она также не обнаружила активные гидролокаторы «Костромы». Таким образом, ни одно из судов не использовало активные гидролокаторы, в то же время их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другую лодку на мелководье.

Об этом пишет The National Interest, передает ZN.UA.

Считается, что гидролокатор — это радар, который работает под водой. Тем не менее, вода является гораздо менее совместимой средой, чем воздух, даже для самых современных датчиков. И условия ветра, температурные колебания и звуки, отскакивающие от дна океана, могут резко ухудшить его производительность. При попытке обнаружить современные чрезвычайно тихие подводные лодки, даже несколько неблагоприятных факторов могут свести на нет и без того сложную задачу.

Поэтому подводная лодка, занимающаяся шпионажем поблизости порта приписки противника, может не заметить другую подводную лодку, идущую навстречу аж до самого столкновения. Такие последствия могут быть хуже, чем маленькая неприятность.

11 февраля 1992 года американская подводная атомная подводная лодка «Батон-Руж» из Лос-Анджелеса, скрывалась на глубине 20 метров у острова Кильдин, в 22 км от российского порта Мурманск. Советский Союз распался всего двумя месяцами ранее, однако флот США все еще старался внимательно следить за тем, что происходило с мощным военно-морским флотом России.

Точный характер шпионской деятельности подлодки «Батон-Руж» до сих пор не известен. Возможно, таковыми были записи звуков российских подводных лодок для последующего определения или тестирование разведывательных устройств. В 8:16, 110-метровая американская атомная подводная лодка «Батон-Руж» получила массивный удар снизу. В первую очередь был поцарапан корпус и пробиты балластные цистерны. Тем не менее, корпус американской подводной лодки не был поврежден.

Оказалось, что это «Кострома» B-276, российская ядерная быстроходная подводная лодка высшего класса, попыталась всплыть и попала под американскую субмарину. На скорости 13 километров в час корма русской лодки ударилась в брюхо американского корабля. Двухкорпусный титановый парус «Костромы» был частично разрушен под воздействием «Батон-Руж», и куски гидролокатора американской подводной лодки были позже обнаружены на ее поверхности.

Обе подводные лодки были предназначены для запуска крылатых ракет из торпедного аппарата, некоторые ракеты теоретически могли быть снабжены ядерными боеголовками. Однако Россия и Соединенные Штаты недавно согласились отказаться от таких боеголовок в соответствии с договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Поэтому, вполне вероятно, что на «Батон-Руж» таких боеголовок больше не было. Тем не менее, более серьезное столкновение могло нарушить реактор на судне и облучить подводные лодки и окружающие воды.

К счастью, подобного не произошло. «Батон-Руж» кружила вокруг и связывалась с другой подводной лодкой, чтобы убедиться, что она не нуждается в помощи, а затем оба судна вернулись в порт для ремонта.

Авария привела к одному из первых дипломатических инцидентов США с новым российским правительством, а государственный секретарь США Джеймс Бейкер встретился с Ельциным лично и заверил того, что Соединенные Штаты уменьшат количество разведывательных операций в российских водах. Однако уже в следующем году появилось сообщение о другом столкновении подводных лодок, на этот раз на Кольском полуострове.

Этот инцидент также выявил различия в определении понятия «международных вод». Соединенные Штаты следуют стандарту измерения двенадцати миль от ближайшего сухопутного массива. «Батон-Руж» была в соответствии с этим принципом. Однако Москва определила эти стандарты как протяженность двенадцати миль от линии, образованной двумя сторонами залива. Согласно такому определению, «Батон-Руж» нарушала территориальные воды России.

Субмарине «Батон-Руж» было всего семнадцать лет. Однако стоимость ремонта судна длиной 110 метров в сочетании с уже запланированными расходами на ядерную заправку была оценена как чрезмерная и лодка была выведена из эксплуатации в январе 1995 года. Однако «Кострома» была отремонтирована и возвращена в море в 1997 году и ходит по сей день. Русские моряки нарисовали на своей корме «победную» маркировку, чтобы отметить «поражение» «Батон-Руж».

Как такое вообще стало возможным? Некоторые статьи в прессе охарактеризовали случившиеся, как зашедшуюю слишком далеко игру в «кошки-мышки» между подводными лодками. Действительно, такие опасные игры были распространены между суднами противоборствующих стран и уже приводили к столкновениям в прошлом. Однако эта версия маловероятна, ведь подводная лодка может играть в «кошки-мышки», если она способна обнаружить другой корабль. А на мелководье поблизости от острова Кильдин вряд ли такое было возможно.

Это связано с тем, что на мелководье ударными волнами создается, по меньшей мере, в десять раз больше фоновых помех для гидролокаторов, что сильно затрудняет распознавание почти бесшумного винта подводной лодки. Кроме того, даже обнаруженные сигналы будут отражаться от поверхности океана и прибоя, так что будет трудно их выявить среди фоновых помех.

Аналитик Евгений Мясников в 1993 году подсчитал, что диапазон обнаружения медленно движущейся подводной лодки высшего класса в такой шумной среде с использованием пассивных гидролокаторов, вероятно, составлял бы от ста до двухсот метров, или меньше, при условии ветреной погоды. Однако диапазон обнаружения, возможно и вовсе мог упасть до нуля, в случае приближения российской подлодки под дугой в шестьдесят градусов позади «Батон-Руж», у которой не было технической возможности заметить противника в таких условиях.

У российской подводной лодки также было бы мало шансов обнаружить более тихую американскую субмарину. Более мощные противолодочные датчики могли бы быть эффективными в подобных условиях только на расстоянии от трех до пяти километров, чего недостаточно, чтобы заметить «Батон-Руж». Подводные лодки могут также разворачивать буксируемые гидролокаторы, чтобы увеличить зону их действия, однако их трудно контролировать на мелководье и поэтому они не использовались во время инцидента.

На подводной лодке или на надводном корабле можно было также использовать гидролокаторы для запуска звуковых волн, которые способны отражаться от корпуса другого подводного корабля. На мелководье это может увеличить дальность обнаружения до нескольких километров. Однако при этом, платформа, где используется активный гидролокатор будет видна на поверхности.

«Батон-Руж» наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Использование активных гидролокаторов «Костромой» также не было зафиксировано. Таким образом, оба судна не использовали активные гидролокаторы, а их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другого на мелководье. Это объясняет, почему подводные лодки длиной больше футбольного поля, могли столкнуться, не заметив присутствия друг друга.

Как свидетельствует тревожное столкновение в 2009 году французской подлодки «Триумфан», вооруженной ядерными ракетами с британской субмариной «Авангард», риски подводных столкновений между атомными подводными лодками и сегодня остаются вполне реальными.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram , страницу «Хвилі» в