Результаты егэ по географии официальный. Когда будут известны результаты? Где узнать результаты

Биологические термины цитологии

Гомеостаз (гомо - одинаковый, стасис — состояние) - поддержание постоянства внутренней среды живой системы. Одно из свойств всего живого.

Фагоцитоз (фаго - пожирать, цитос — клетка) - крупных твердых частиц. Фагоцитозом питаются многие простейшие. С помощью фагоцитоза, иммунные клетки, уничтожают чужеродные микроорганизмы.

Пиноцитоз (пино - пью, цитос — клетка) - жидкости (вместе с растворенными веществами).

Прокариоты , или доядерные (про - до, карио - ядро) - наиболее примитивного строения. Прокариотические клетки не имеют оформленного , нет , генетическая информация представлена одной кольцевой (иногда линейной) хромосомой. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, за исключением фотосинтезирующих органелл у цианобактерий. К прокариотическим организмам относятся Бактерии и Археи.

Эукариоты , или ядерные (эу - хорошо, карио - ядро) - и многоклеточные организмы, имеющее оформленное ядро. Имеют более сложную организацию, по сравнению в прокариотами.

Кариоплазма (карио - ядро, плазма - содержимое) -жидкое содержимое клетки.

Цитоплазма (цитос - клетка, плазма - содержимое) - внутренняя среда клетки. Состоит из гиалоплазмы (жидкой части) и органойдов.

Органоид , или органелла (орган - инструмент, ойд - подобный) - постоянное структурное образование клетки, выполняющее определенные функции.

В профазе 1 мейоза, каждая из уже скрученных двухроматидных хромосом тесно сближается с гомологичной ей. Это называется конъюгация (ну путать с конъюгацией инфузорий).

Пара сблизившихся гомологичных хромосом называется бивалентом .

Затем хроматида перекрещивается с гомологичной (несестренской) хроматидой на соседней хромосоме (с которой образован бивалент).

Места скрещивания хроматид называется хиазмами . Хиазмы открыл в 1909 году бельгийский ученый Франс Альфонс Янсенс.

А потом кусочек хроматиды отрывается в месте хиазмы и перескакивает на другую (гомологичную т.е. несестренскую) хроматиду.

Произошла рекомбинация генов. Результат: часть генов перекочевало с одной гомологичной хромосомы на другую.

До кроссинговера одна гомологичная хромосома обладала генами от материнского организма, а вторая от отцовского. А после обе гомологичные хромосомы обладают генами как материнского так и отцовского организма.

Значение кроссинговера таково: в результате этого процесса образуются новые комбинации генов, следовательно, больше наследственная изменчивость, следовательно, больше вероятность появления новых признаков, которые могут оказаться полезными.

Митоз – непрямое деление эукариотической клетки.

Основной тип деления клеток у эукариот. При митозе происходит равномерное, одинаковое распределение генетической информации.

Митоз проходит в 4 фазы (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Образуются две одинаковых клетки.

Термин ввел в употребление Вальтер Флеминг.

Амитоз – прямое, «неправильное» деление клетки. Первым описал амитоз Роберт Ремак. Хромосомы не спирализуются, репликации ДНК не происходит, нити веретена деления не образуются, ядерная мембрана не распадается. Происходит перетяжка ядра, с образованием двух неполноценных ядер, с, как правило, неравномерно распределенной наследственной информацией. Иногда даже клетка не делится, а просто образуется двухядерной. После амитоза клетка теряет способность к митозу. Этот термин ввел в употребление Вальтер Флеминг.

  • эктодермы(внешнего слоя),
  • энтодермы(внутреннего слоя) и
  • мезодермы (среднего слоя).

Амеба обыкновенная

простейшее типа Саркомастигофоры (Саркожгутиконосцы), класса Корненожки, отряда Амебы.

Тело не имеет постоянной формы. Передвигаются с помощью ложноножек — псевдоподий.

Питаются фагоцитозом.

Инфузория-туфелька – гетеротрофное простейшее.

Тип Инфузории. Органоиды движения – реснички. Пища проницает в клетку через специальный органойд — клеточное ротовое отверстие.

В клетке два ядра: большое (макронуклеус) и малое (микронуклеус).

Дрожжи — одноклеточные грибы. Используются в кулинарии и производстве спирта

Образуется на влажной почве или продуктах питания. Выглядит как пушистый белый налет, который потом чернеет от образовавшихся спор. Используется для получения продуктов брожения.

Состоит из процессов:

  • синтеза (синонимы — анаболизм, ассимиляция ), идет с поглощением энергии.
  • распада (синонимы — катаболизм, диссимиляция ) —

Катаболизм, диссимиляция — это реакции расщепления и окисления сложных органических веществ с выделением энергии в виде тепла и АТФ.

Три этапа:

  1. подготовительный — расщепление полимерных составляющих пищи на мономеры (у высших организмов происходит в пищеварительном тракте, у простейших — в лизосомах);
  2. бескислородный (a name=»Glikoliz»>гликолиз, анаэробное дыхание, брожение); идет в цитоплазме клетки:
    глюкоза → пировиноградная кислота (ПВК) + 2АТФ
  3. кислородное расщепление (аэробное) -идет на кристах митохондрий):
    ПВК → CO2 + H2O + 36АТФ

АТФ — Аденозинтрифосфорная кислота (аденозинтрифосфорная кислота — универсальный биологический аккумулятор энергии. Состоит из азотистого основания аденина, пятиатомного сахара – рибозы и трех остатков фосфорной кислоты.

– процесс синтеза глюкозы и других органических веществ из углекислого газа и воды за счет энергии солнечного света.

Характерен для растений и некоторых автотрофных простейших.

6CO 2 + 6H 2 O -> C 6 H 12 O 6 + 6O 2

Состоит из двух последовательных фаз:

  • световой (в тилакоидах гран хлоропласта) и
  • темновой (в строме хлоропласта).

Хемосинтез – один из способов автотрофного питания.

При хемосинтезе энергия для образования сложных молекул получается из химических реакций окисления неорганики. Данный способ характерен для прокариот.

<Раздел Биологические термины в разработке — т.е. он будет постоянно пополняться>

Глоссарий по биологии

Абиогенез - развитие живого из неживой материи в процессе эволюции (гипотетическая модель происхождения жизни).

Акарология – наука, изучающая клещей.

Аллель – одно из конкретных состояний гена (доминантная аллель, рецессивная аллель).

Альбинизм – отсутствие пигментации кожи и ее производных, вызванное нарушением образования пигмента меланина. Причины возникновения альбинизма различны.

Аминоациальный центр – активный центр в рибосоме, где происходит контакт кодона и антикодона.

Амитоз – прямое деление клетки, при котором не происходит равномерного распределения наследственного материала между дочерними клетками.

Амниоты – позвоночные животные, у которых в эмбриогенезе формируется провизорный орган – амнион (водная оболочка). Развитие амниот происходит на суше – в яйце, или внутриутробно (рептилии, птицы, млекопитающие, человек).

Амниоцентез -получение амниотической жидкости с находящимися в ней клетками развивающегося плода. Используется для дородовой диагностики наследственных болезней и определения пола.

Анаболия (Надставка) – появление новых признаков на поздних стадиях эмбрионального развития, приводящее к увеличению продолжительности онтогенеза.

Аналогичные органы – органы животных различных таксономических групп, сходные по строению и выполняемым ими функциям, но развивающиеся из разных эмбриональных зачатков.

Анамнии – стадия митоза (мейоза), в которой происходит расхождение хроматид к полюсам клетки. В анафазе I мейоза расходятся не хроматиды, а гелые хромосомы, состоящие из двух хроматид, вследствие чего в каждой дочерней клетке оказывается гаплоидный набор хромосом.

Аномалии развития – нарушение структуры и функции органов в процессе индивидуального развития.

Антигены – вещества белковой природы, вызывающие при попадании в организм иммунологическую реакцию с образованием антител.

Антикодон - триплет нуклеотидов молекулы тРНК, который контактирует с кодоном иРНК в аминоациальном центре рибосомы.

Антимутагены – вещества различной природы, снижающие частоту мутаций (витамины, ферменты и др.).

Антитела – белки-иммуноглобулины, вырабатываемые в организме в ответ на проникновение антигенов.

Антропогенез – эволюционный путь происхождения и развития человека.

Антропогенетика – наука, изучающая вопросы наследственности и изменчивости у человека.

Анеуплодия – изменения числа хромосом в кариотипе (гетероплоидия).

Арахнология – наука, изучающая паукообразных.

Ароморфоз – эволюционные морфофункциональные преобразования общебиологического значения, повышающие уровень организации животных.

Архаллаксис – изменения, возникающие на разных стадиях эмбрионального развития и направляющие филогенез по новому пути.

Архантропы – группа древнейших людей, объединенных в один вид – гомо эректус (человек выпрямленный). К этому виду относят питекантропов, синантропов, гейдельбергского человека и другие близкие формы.

Атавизм – полное развитие рудиментарного органа, не характерное для данного вида.

Аутофагия – процесс переваривания клеткой необратимо измененных ее органоидов и участков цитоплазмы с помощью гидролитических ферментов лизосом.

Близнецы:

Монозиготные – близнецы, которые развиваются из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом (полиэмбриония);

Дизиготные (полизиготные) – близнецы, которые развиваются из двух или более яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами (полиовуляция).

Наследственные – болезни, вызванные нарушением структуры и функции наследственного материала. Различают генные и хромосомные болезни;

Молекулярные – болезни, вызванные генными мутациями. При этом может измениться строение структурных белков и белков ферментов;

Хромосомные – болезни, обусловленные нарушением структуры или числа хромосом (аутосом или половых хромосом) вследствие хромосомных или геномных мутаций;

Вильсона-Коновалова (гепатоцеребральная дегенерация) – молекулярная болезнь, связанная с нарушением обмена меди, что приводит к поражению печени и головного мозга. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу;

Галактоземия – молекулярная болезнь, связанная с нарушением углеводного обмена. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу;

Серповидно-клеточная анемия – молекулярная болезнь, в основе которой лежит генная мутация, что приводит к изменению аминокислотного состава B-цепи гемоглобина. Наследуется по типу неполного доминирования;

Фенилкетонурия – молекулярная болезнь, вызванная нарушением обмена аминокислоты и фенилаланина. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

Базальное тельце (кинетосома) – Стректура в основании жгутика, или реснички, образованная микротрубочками.

Биогенез – Происхождение и развитие организмов из живой материи.

Биология развития – наука, возникшая на стыке эмбриологии и молекулярной биологии и изучающая структурные, функциональные и генетические основы индивидуального развития, механизмы регуляции жизнедеятельности организмов.

Бластодерма – совокупность клеток (бластомеров), образующих стенку бластулы.

Брахидактилия – короткопалость. Наследуется по аутосомно-доминантному типу.

Векторы генетические – ДНК-содержащие структуры (вирусы, плазмиды), используемые в генной инженерии для присоединения генов и введения их в клетку.

Вирусы – неклеточные формы жизни; способны в живые клетки и размножаться в них. Обладают собственным генетическим аппаратом, представленным ДНК или РНК.

Витальная окраска (прижизненная) – метод окрашивания других структур с помощью красителей, не оказывающих на них токсического действия.

Включения – непостоянные компоненты цитоплазмы клеток, представленные секреторными гранулами, запасными питательными веществами, конечными продуктами метаболизма.

Вырожденность генетического кода (избыточность) – наличие в генетическом коде нескольких кодонов, соответствующих одной аминокислоте.

Гаметогенез – процесс образования зрелых половых клеток (гамет) : женских гамет – овогенез, мужских гамет – сперматогенез.

Гаметы – половые клетки, с гаплоидным набором хромосом.

Гаплоидные клетки – клетки, содержащие одинарный набор хромосом (n)

Гастроцель – полость в двух- или трехслойном зародыше.

Гаструляция – период эмбриогенеза, в котором осуществляется формирование двух- или трехслойного зародыша.

Биогельминты – гельминты, в жизненном цикле которых происходит смена хозяев или развитие всех стадий происходит внутри одного организма без выхода во внешнюю среду;

Геогельминты – гельминты, личиночные стадии которых развиваются во внешней среде (аскарида, кривоголовка);

Контактно-передаваемые – гельминты, инвазионная стадия которых может попадать в организм хозяина при контакте с больным (карликовый цепень, острица).

Гемизиготный организм – организм, имеющий единственную аллель анализируемого гена в связи с отсутствием гомологической хромосомы (44+XY).

Гемофилия – молекулярная болезнь, сцепленная с X-хромосомой (рецессивный тип наследования). Проявляется с нарушение свертывания крови.

Ген – Структурная единица генетической информации:

Аллельные гены – гены, локализированные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие различные проявления одного и того же признака.

Неаллельные гены – локализованные в разных локусах гомологичных хромосом или в негомологичных хромосомах; определяют развитие разных признаков;

Регуляторные – контролирующие работу структурных генов, их функция проявляется во взаимодействии с белками-ферментами;

Структурные – содержащие информацию о полипептидной структуре цепи;

Мобильные – способные перемещаться по геному клетки и внедряться в новые хромосомы; они могут изменять активность других генов;

Мозаичные – гены эукариот, состоящие из информативных (экзонов) и неинформативных (интронов) участков;

Модуляторы – гены, которые усиливают или ослабляют действие основных генов;

Обязательные (гены «домашнего хозяйства») – гены, кодирующие белки, синтезируемые во всех клетках (гистоны и др.);

Специализированные («гены роскоши») – кодирующие белки, синтезируемые в отдельных специализированных клетках (глобины);

Голандрические – локализированные в участках Y-хромосомы, негомологичных Х-хромосоме; определяют развитие признаков, наследуемых только по мужской линии;

Псевдогены – имеющие сходные нуклеотидные последовательности с функционирующими генами, но из-за накопления в них мутаций функционально неактивны (входят в состав генов альфа и бета-глобинов).

Генетика – наука, о наследственности и изменчивости организмов. Термин введен в науку в 1906г. Английским генетиком В.Бэтсоном.

Генетическая карта – условное изображение хромосом в виде линий с нанесенными на них названиями генов и с соблюдением расстояний между генами, выраженных в процентах кроссинговера – морганидах (1 морганида = 1% кроссинговера).

Генетический анализ – комплекс методов, направленных на изучение наследственности и изменчивости организмов. Включает в себя гибридологический метод, метод учета мутаций, цитогенетический, популяционно-статистический и др.

Генетический груз – накопление в генофонде популяции рецессивных аллелей, приводящих в гомозиготном состоянии к снижению жизнеспособности отдельных особей и популяции в целом.

Генетический код – система «записи» генетической информации в виде последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

Генная инженерия – целенаправленное изменение наследственной программы клетки с использованием методов молекулярной генетики.

Генокопии – сходство фенотипов, имеющих разную генетическую природу (умственная отсталость при некоторых молекулярных болезнях).

Геном – количество генов гаплоидной клетки, характерное для данного вида организмов.

Генотип – система взаимодействующих аллелей генов, характерных для данного индивидуума.

Генофонд – совокупность генов особей, составляющих популяцию.

Гериатрия – область медицины, занимающаяся разработкой методов лечения престарелых людей.

Геронтология – наука, изучающая процессы старения организмов.

Геропротекторы – вещества-антимутагены, связывающие свободные радикалы. Замедляют наступления старости и увеличивают продолжительность жизни.

Гетерогенность популяций генетическая – наличие у особей данной популяции нескольких аллельных вариантов (минимум двух) одного гена. Обусловливает генетический полиморфизм популяций.

Гетерозиготный организм – организм, в соматических клетках которого содержатся различные аллели данного гена.

Гетероплодия – увеличение, или уменьшение числа отдельных хромосом в диплоидном наборе (моносомия, трисомия).

Гетеротопия – изменение в процессе эволюции места закладки в эмбриогенезе того, или иного органа.

Гетерохроматин – участки хромосом, сохраняющие спирализованное состояние в интерфазе, не транскрибируется. Гетерохронии – изменения в процессе эволюции времени закладки в эмбриогенезе того, или иного органа.

Гибрид – гетерозиготный организм, образовавшийся при скрещивании генетически различающихся форм.

Гипертрихоз – локальный – признак, сцепленный с Y-хромосомой; проявляется в усиленном росте волос на краю ушной раковины; наследуется по рецессивному типу.

Гистогенез эмбриональный – образование тканей из материала зародышевых листков путем деления клеток, их роста и дифференцировки, миграции, интеграции и межклеточных взаимодействий.

Гоминидная триада – совокупность трех признаков, присущих только человеку:

Морфологическая: абсолютное прямохождение, развитие относительно большого головного мозга, развитие кисти, приспособленной к тонким манипуляциям;

Психосоциальная – абстрактное мышление, вторая сигнальная система (речь), сознательная и целенаправленная трудовая деятельность.

Гомозиготный организм – организм, в соматических клетках которого содержатся одинаковые аллели данного гена.

Гомоитермные животные – организмы, способные поддерживать постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды (теплокровные животные, человек).

Гомологичные органы – органы, развивающиеся из одних и тех же эмбриональных зачатков; их строение может быть различным в зависимости от выполняемой функции.

Гомологичные хромосомы – пара одинаковых по размеру и строению хромосом, из которых одна – отцовская, другая – материнская.

Гонотрофический цикл – биологическое явление, наблюдаемое у кровососущих членистоногих, при котором созревание и откладка яиц тесно сопряжены с питанием кровью.

Группа сцепления – совокупность генов, расположенных в одной хромосоме и наследующихся сцеплению. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. Нарушение сцепления происходит при кроссинговере.

Дальтонизм – молекулярная болезнь, сцепленная и Х-хромосомой (рецессивный тип наследования). Проявляется нарушением цветового зрения.

Девиация (отклонение) – появление новых признаков на средних стадиях эмбрионального развития, определяющего новый путь филогенеза.

Дегенерация – эволюционные изменения, характеризующиеся упрощением строения организма по сравнению с предковыми формами.

Делеция – хромосомная аберрация, при которой выпадает участок хромосомы.

Детерминация – генетически обусловленная способность клеток зародыша только к определенному направлению дифференцировки.

Диакинез – заключительная стадия профазы I мейоза, в течение которой завершается процесс расхождения гомологичных хромосом после конъюгации.

Дивергенция – образование в процессе эволюции нескольких новых групп от общего предка.

Диплоидная клетка – клетка, содержащая двойной набор хромосом (2n).

Диплотена – стадия профазы I мейоза – начало расхождения гомологичных хромосом после конъюгации.

Дифференциация пола – процесс развития половых признаков в онтогенезе.

Доминантный признак – признак, проявляющийся в гомо- и гетерозиготном состоянии.

Донор – организм, у которого берут ткань или органы для пересадки.

Древо жизни – схематическое изображение путей эволюционного развития в виде дерева с ветвями.

Дрейф генов (генетико-автоматические процессы) – изменения генетической структуры в небольших популяциях, выражающееся в уменьшении генетического полиморфизма и увеличении числа гомозигот.

Дробление – период эмбриогенеза, в котором происходит образование многоклеточного зародыша путем последовательных митотических делений бластомеров без увеличения их размеров.

Дупликация – хромосомная аберрация, при которой происходит удвоение участка хромосомы.

Естественный отбор – процесс, при котором в результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные организмы.

Жаберные дуги (артериальные) – кровеносные сосуды, проходящие в жаберных перегородках и претерпевающие количественные и качественные изменения в процессе эволюции кровеносной системы позвоночных.

Жизненный цикл – время существования клетки от момента ее образования до гибели или разделения на две дочерние в результате перехода из состояния G 0 в митотический цикл.

Зародышевый период – применительно к человеку период эмбриогенеза с 1-й по 8-ую неделю внутриутробного развития.

Зародышевый организатор – участок зиготы (серый серп), во многом определяющий ход эмбриогенеза. При удалении серого серпа развитие прекращается на стадии дробления.

Зиготена – стадия профазы I мейоза, в которой гомологичные хромосомы объединяются (конъюгируют) в пары (биваленты).

Идиодаптация (алломорфоз) – морфофункциональные изменения организмов, не повышающие уровень организации, но делающие данный вид приспособленным к конкретным условиям жизни.

Изменчивость – свойство организмов менять в процессе индивидуального развития отдельны признаки:

Модификационная – фенотипические изменения, обусловленные влиянием факторов внешней среды на генотип;

Генотипическая – изменчивость, связанная с количественными и качественными изменениями наследственного материала;

Комбинативная – тип изменчивости, который зависит от перекомбинации генов и хромосом в генотипе (мейоз и оплодотворение);

Мутационная – тип изменчивости, связанный с нарушением структуры и функции наследственного материала (мутациями).

Иммунодепрессия – угнетение защитных иммунологических реакций организма.

Иммунодепрессоры – вещества, подавляющие ответ иммунной системы организма реципиента на трансплантат, способствующие преодолению тканевой несовместимости и приживлению пересаженной ткани.

Инверсия – хромосомная аберрация, при которой происходит внутрихромосомные разрывы и переворот вырезанного участка на 180 0 .

Индукция эмбриональная – взаимодействие между частями зародыша, в процессе которого одна часть (индуктор) определяет направление развития (дифференцировки) другой части.

Инициация – процесс, обеспечивающий начало реакций матричного синтеза (инициация трансляции – связывание в пептидном центре малой субъеденицы рибосомы кодона АУГ с тРНК-метионином).

Инокуляция – введение возбудителя болезни переносчиком в ранку со слюной в укусе.

Интерфаза – часть клеточного цикла, в течение которого происходит подготовка клетки к делению.

Интрон – неинформативный участок мозаичного гена у эукариот.

Кариотип – диплоидный набор соматической клетки, характеризующийся числом хромосом, их строением и размерами. Видоспецифический признак.

Квартиранство – одна из форм симбиоза, при которой один организм использует другого в качестве жилища.

Кейлоны – вещества белковой природы, угнетающие митотическую активность клеток. Кинетопласт – специализированный участок митохондрии, обеспечивающий энергией движение жгутика.

Кинетохор – специализированный участок центромеры, в области которого происходит образованиекоротких микротрубочек веретена деления и формирования связей между хромосомами и центриолями.

Классификация хромосом:

Деневерская – хромосомы объеденены в группы на основании их размеров и форм. Для выявления хромосом используется сплошной метод окраски;

Парижская – основана на характеристике внутренней структуры хромосом, которая выявляется с помощью дифференциального окрашивания. Одинаковое расположение сегментов имеется только в гомологичных хромосомах.

Кластеры генов – группы различных генов с родственными функциями (гены глобина).

Клон клеток – совокупность клеток, образовавшихся от одной родоначальной клетки последовательных митотических делений.

Клонирование генов – получение большого числа однородных фрагментов ДНК (генов).

Кодоминирование – тип взаимодействия аллельных генов (при наличии множества аллелей), когда два доминантных гена проявляются в фенотипе независимо друг от друга (IУ группа крови).

Кодон – последовательность из трех нуклеотидов в молекуле ДНК (иРНК), соответствующая какой-либо аминокислоте (смысловой кодон). Кроме смысловых, имеются терминирующие и инициирующие кодоны.

Колинеарность – соответствие порядка расположения нуклеотидов в молекуле ДНК (иРНК) порядку расположения аминокислот в молекуле белка.

Колхицин – вещество, разрушающее микротрубочки веретена деления и останавливающее митоз на стадии метафазы.

Комменсализм (нахлебничество) – одна из форм симбиоза, которая выгодна только для одного организма.

Комплементарность – строгое соответствие азотистых оснований друг-другу (А-Т; Г-Ц)

Тип взаимодействие неаллельных генов, когда развитие признака определяется двумя парами генов.

Консультирование (медико-генетическое) – консультирование обратившегося лица о возможном наследовании определенной болезни и способе ее предупреждения с использованием метода генетического анализа.

Контаминация – способ заражения с помощью переносчика, при котором возбудитель попадает в организм через микротравмы на коже и слизистых оболочках или перорально с загрязненными продуктами.

Конъюгация – конъюгация у бактерий – процесс, при котором микроорганизмы обмениваются плазмидами, в связи с чем клетки приобретают новые свойства:

Конъюгация у инфузорий – особый вид полового процесса, при котором две особи обмениваются гаплоидными мигрирующими ядрами;

Конъюгация хромосом – соединение гомологичных хромосом в пары (биваленты) в профазе I мейоза.

Копуляция – процесс слияния половых клеток (особей) у простейших.

Корреляции – взаимозависимое, сопряженное развитие определенных структур организма:

Онтогенетические – согласованность развития отдельных органов и систем в индивидуальном развитии;

Филогенетические (координации) – устойчивые взаимозависиммости между органами или частями организма, обусловленные филогенетически (сочетанное развитие зубов, длины кишечника у хищных и травоядных).

Кроссинговер – обмен участками хроматид гомологичных хромосом, который происходит в профазу I мейоза и приводит к перекомбинации генетического материала.

Культивирование клеток, тканей – метод, позволяющий сохранить жизнеспособность структур при их выращивании на искусственных питательных средах вне организма для изучения процессов пролиферации, роста, дифференцировки.

Лептотена – начальная стадия профазы I мейоза, в которой хромосомы в ядре клетки видны в виде тонких нитей.

Летальных эквивалент – коэффициент, позволяющий количественно оценить генетический груз популяции. У человека эквивалент равен 3-8 рецессивным гомозиготным состояниям, приводящим организм к гибели до репродуктивного периода.

Лигазы – ферменты, соединяющие («сшивающие») отдельные фрагменты молекул нуклеиновых кислот в единое целое (соединение экзонов при сплайсинге).

Макроэволюция – эволюционные процессы, происходящие в таксономических еденицах выше видового уровня (отряд, класс, тип).

Маргинотомическая гипотеза – гипотеза, объясняющая процессы старения уменьшением молекулы ДНК на 1% после каждого клеточного деления (короче ДНК – короче жизнь).

Мезонерфоз (первичная почка) – тип почки позвоночных, в которой структурно-функциональными элементами являются начинающие формироваться капсулы Боумена – Шумлянского, связанные с капиллярными клубочками. Закладывается в туловищном отделе.

Мейоз – деление овоцитов (сперматоцитов) в период созревания (гаметогенез). Результатом мейоза являются перекомбинации генов и образование гаплоидных клеток.

Метагенез – чередование в жизненном цикле организмов полового и бесполого размножения.

Метанефрос (вторичная почка) – тип почки позвоночных, структурно-функциональном элементом которой является нефрон, состоящий из специализированных отделов. Закладывается в фазовом отделе.

Метафаза – стадия митоза (мейоза), в которой достигается максимальная спирализация хромосом, расположенных по экватору клетки, и формируется митотический аппарат.

Методы генетики:

Близнецовый – метод изучения близнецов путем установления внутрипарного сходства (конкорднантности) и различия (дискордантности) между ними. Позволяет определить относительную роль наследственности и среды развития признаков у потомком;

Генеалогический – метод составления родословных; позволяет установить тип наследования и прогнозировать вероятность наследования признаков у потомков;

Гибридизации соматических клеток – экспериментальный метод, который позволяет осуществить в культуре слияние соматических клеток различных организмов с получением комбинированных кариотипов;

Гибридологический – метод, устанавливающий характер наследования признаков с помощью системы скрещиваний. Он заключается в получении гибридов, их анализе в ряду поколений с использованием количественных данных;

Моделирование наследственных болезней – метод основан на законе гомологических рядов наследственной изменчивости. Позволяет использовать полученные на животных экспериментальные данные для изучения наследственных болезней человека;

Онтогенетический (биохимический) – метод основан на использовании биохимических медодик для выявления в индивидуальном развитии метаболических нарушений, вызванных аномальным геном;

Популяционно-статистический – метод основан на изучении генетического состава популяций (закон Харди – Вайнберга). Позволяет проанализировать количество отдельных генов и соотношение генотипов в популяции;

Цитогенетический – метод микроскопического изучения наследственных структур клетки. Используется при кариотипировании и определении полового хроматина.

Микроэволюция – элементарные эволюционные процессы, происходящие на популяционном уровне.

Митотически (клеточный) цикл – время существования клетки в период подготовки к митозу (G 1, S, G 2) и самого митоза. Период G 0 не входит в продолжительность митотического цикла.

Мимикрия – биологическое явление, выражающееся в подражательном сходстве незащищенных организмов неродственным им защищенным или несъедобным видам.

Митоз – универсальный способ деления соматических клеток, при котором происходит равномерное распределение генетического материала между двумя дочерними клетками.

Митотический аппарат – аппарат деления, формирующийся в метафазе и состоящий из центриолей, микротрубочек и хромосом.

Модификация иРНК – завершающий этап процессинга, происходящий после сплайсинга. Модификация 5’-конца происходит путем присоединения кэп-структуры, представленной метилгуанином, а к 3’-концу присоединяется полиадениновый «хвост».

Зауропсидный – тип мозга позвоночных, в котором ведущая роль принадлежит переднему мозгу, где появляются впервые скопления нервных клеток в виде островков – древняя кора (рептилии, птицы);

Ихтиопсидный – тип мозга позвоночных, в котором ведущая роль принадлежит среднему мозгу (круглоротые, рыбы, амфибии);

Маммальный – тип мозга позвоночных, в котором интегрирующую функцию выполняет кора больших полушарий, полностью покрывающая передний мозг – новая кора (млекопитающие, человек).

Мониторинг генетический – информационная система регистрации числа мутаций в популяциях и сравнения темпов мутирования ряду поколений.

Мономер – структурный элемент (блок) полимерной цепи (в белке – аминокислота, в ДНК – нуклеотид).

В основной период ЕГЭ по географии (29 мая 2017 г.) принимали участие 13 095 выпускников, что составило немногим около 2% всех выпускников общеобразовательных организаций России.

Столь незначительное число участников экзамена объясняется в первую очередь небольшим количеством вузов, которые требуют результаты ЕГЭ по географии.

Экзамен позволил объективно оценить качество подготовки выпускников и дифференцировать их по уровню подготовки для конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Средний тестовый балл ЕГЭ 2017 по географии

Источник информации документ с официального сайта ФИПИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по географии

Доли участников ЕГЭ 2017 г. с тестовым баллом в диапазонах 41–60 и 61–80 увеличились в сравнении с аналогичными показателями 2015 г. на 6,6%, а доля участников с низким тестовым баллом в диапазоне 0–40 сократилась на примерно на 1,1%. При этом доля высокобалльников (81–100 т.б.) сократилась примерно на 1,6%.

Сократилось также число стобалльников (с 90 до 18 человек). Незначительные изменения в экзаменационной работе не повлияли на уровень ее сложности и результаты участников экзамена, однако повлияли на средний процент выполнения отдельных заданий. Так средний процент выполнения заданий 3, 11, 14 и 15 увеличился в среднем на 15, максимальный балл за их выполнение был увеличен до 2 баллов, а средний процент выполнения заданий 9, 12, 13, 19 уменьшился на 15.

Доля выпускников, не набравших минимального количества баллов, составила 9,13%, т.е. сократилась почти на 4% по сравнению с 2016 г., что можно объяснить целенаправленной работой образовательных организаций с выпускниками из «группы риска» на основе рекомендаций и методических пособий, разработанных специалистами ФИПИ по результатам экзаменов прошлых лет.

Средний тестовый балл увеличился на 1,2 до (55,15). Такие значения хотя и свидетельствуют о том, что по сравнению с 2016 г. в целом результаты ЕГЭ 2017 г. по географии несколько выше, но не указывают на тенденцию повышения уровня географического образования, так как средний балл повысился за счет более успешного выполнения сравнительно несложных типовых заданий, а уровень выполнения нестандартных заданий, требующих творческого применения знаний, был несколько ниже.

В 2017 г. выпускники с неудовлетворительным уровнем подготовки составили 9,3% от общего числа участников ЕГЭ по географии. Эти выпускники не продемонстрировали достижение ни одного из требований ФК ГОС, проверяемых на ЕГЭ по географии. Это не означает, что ни один из числа выпускников этой группы не имеет никаких географических знаний, но их знания фрагментарны, не имеют системы, основаны на обыденных представлениях.

Ежегодно выпускники 9 и 11 классов сдают государственные выпускные экзамены, которые являются проверкой качества знаний и билет в новую жизнь. После того, как выпускники прошли этот довольно сложный жизненный путь и этап, перед ними возникает ещё одна небольшая проблема и трудность – где и когда можно узнать результаты ЕГЭ по предметам 2017 года, а также узнать каким образом можно получить возможность для пересдачи на случай неуспеха.

Когда будут известны результаты?

Относительно того, когда и в какие сроки следует узнавать результаты экзаменов, то сегодня обнародованы и зафиксированные следующие даты и сроки, после которых станут известны все результаты.

    1.Математика профильный уровень – не позднее 21 июня.
    2.География и литература – 4-8 июня.
    3.Математика базовый уровень – 15 июня.
    4.Русский язык – 7-11 июня.
    5.Биология – 28 июня.
    6.Английский язык – 22-26 июня.
    7.Немецкий язык – 22-26 июня.
    8.Французский язык – 22-26 июня.
    9.Испанский язык – 22-26 июня.
    10.Физика – 28 июня-2 июля.
    11.Химия – 28 июня-2 июля.
    12.Обществознание – 16-20 июня.
    13.История – 22-28 июня.

Как видно, результата экзаменов по обязательным предметам будут известны не позднее 20 июня, а вот заключительным днём публикации всех результатов ЕГЭ считается 4 июля.

Хотя, имеются и резервные дни, для объявления результатов по каждой из отдельно взятой дисциплине. Но к таким дням прибегают очень редко и в самых крайних случаях. Что же это за дни?

    1.География, иностранные языки, химия, обществознание, информатика и ИКТ – с 30 июня по 3 июля.
    2.Иностранные языки устный ответ – с 31 июня по 4 июля.
    3.Литература, физика, история и биология – 1-5 июля.
    4.Русский язык – 4-8 июля.
    5.Математика базовый и профильный уровень – с 5 по 9 июля.
    6.По всем предметам – с 7 по 11 июля.

Где узнать результаты?

Для того чтобы быть в курсе всех результатов по ЕГЭ, школьник может воспользоваться двумя способами.

  • Во-первых, официальный сайт. Для этого вам необходимо просто-напросто зайти на сайт ЕГЭ и ввести всю необходимую информацию, которая будет затребована. Стоит сказать, что в каждом регионе свои сайты. Какую же необходимо ввести информацию?

    1. Инициалы – фамилия, имя, отчество.
    2. Паспортные данные.
    3. Логин и пароль.
    4. Регион проживания.
    5. Код регистрации.

  • Во-вторых, обратиться в школу или же в пункт, где проводился и проходил экзамен.

Сколько дней проверяются экзамены?

Многих родителей и учащихся, в том числе волнует вопрос, сколько же должно отводиться времени на проверку экзаменационных работ. Относительно этого вопроса и согласно нормативных документов, можно выделить и назвать следующие важные моменты и нюансы.

  • Во-первых, обработка данных в РЦОИ по предметам, которые входят в список обязательных, не должна превышать более 6 календарных дней после момента проведения экзамена.
  • Во-вторых, обработка данных в РЦОИ по предметам по выбору не должна превышать более 4 календарных дней после момента проведения экзамена.
  • В-третьих, централизованная проверка в Федеральном центре тестирования составляет не более 5 рабочих дней.
  • В-четвёртых, утверждение результатов ЕГЭ в Государственной экзаменационной комиссии осуществляется в течение 1 календарного дня.
  • В-пятых, результаты становятся известны в пунктах проведения экзаменов и самими учащимися в течение 1-3 дней.

В том случае, если сроки будут нарушены, то учащийся имеет полное право подать жалобу.

Кто проверяет экзаменационные работы?

После того, как экзамен подошел к концу бланки с работами учащихся собираются и запечатываются, а затем направляются в региональные центры обработки информации, то есть РЦОИ. Именно на этом этапе все работы сканируются специалистами и отправляются сразу же на машинную проверку заданий первой части. В это же время специально созданные предметные комиссии занимаются проверкой заданий второй части экзамена, где имеется развёрнутый ответ.


Относительно вопроса, кто же проверяет работы можно ответить, что вся деятельность по проверке возложена на двоих экспертов, которые работают независимо друг от друга и выставляют свои баллы. Данные результаты вносятся в специальные протоколы проверки, которые затем подвергаются дальнейшей обработке. В том случае, если выставленные баллы двух экспертов одинаковые, то есть совпали, то этот результат считается окончательным. Но, если имеется расхождение в баллах, то конечный результат выводится арифметическим путём, то есть вычисляется среднее арифметическое значение и если необходимо, то балл округляется в большую сторону. В том случае, если расхождение в баллах достаточно существенное, то назначается ещё одна независимая проверка третьим экспертом.

После того, как работы прошли все стадии проверки в РЦОИ работы выпускников отправляются на централизованную проверку в Федеральный центр тестирования ФТЦ для сверки ответов участников экзаменов с правильными ответами и определения первичных и тестовых баллов ЕГЭ.

После ТФЦ все результаты ЕГЭ направляются в Государственные экзаменационные комиссии, которые после утверждения и согласования распространяют и отправляют результаты в пункты приёма экзаменов.

Результаты ЕГЭ по предметам 2017 года имеют ряд сложностей и критериев для их оглашения, поэтому необходимо обязательно быть в курсе всех изменений и устанавливаемых дат, сроков.

Русский язык

Литература

Информатика

Биология

Обществознание

Английский язык

География

Предметы ГИА 2019 года

Математика

Русский язык

Литература

Биология

Обществознание

География

Иностранные языки

Общая информация о ЕГЭ 2018 года

ЕГЭ 2018 года – обязательная итоговая аттестация учеников 11 классов. От ее результатов зависят не только оценки в аттестате, но и успешное поступление в ВУЗ.

Как сдать экзамены на высокий балл? Для этого учащимся нужно как можно раньше определить свои профессиональные приоритеты и разработать эффективный план подготовки к ЕГЭ по обязательным предметам, а также дисциплинам, необходимым для зачисления на выбранный факультет. Углубление теоретических знаний и постоянные практические занятия – это залог успешного окончания школы и получения качественного профессионального образования.

Портал сайт поможет получить всю необходимую информацию об экзаменах. На его страницах выпускники могут узнать:

  • структуре тестов;
  • форме заданий;
  • эффективных стратегиях подготовки;
  • дополнительных материалах, разрешенных для использования на экзамене;
  • критериях оценки тестов и шкале перевода баллов;

Подробное описание теста по каждому предмету и статистика результатов ЕГЭ прошлых лет поможет учащимся объективно оценить сложность работы и правильно распределить усилия на изучение всех необходимых дисциплин.

Также на сайте размещены материалы для подготовки к единому государственному экзамену 2019 года:

  • практические задания;
  • курсы лекций;
  • сочинения;
  • шпаргалки.

Учащиеся могут скачать решения тестов и демонстрационные версии, составленные в соответствии с требованиями ФИПИ к экзаменационным КИМам. Задания, которые в них включены, аналогичны тем, которые могут встретиться на ЕГЭ. Благодаря этому выпускники получают возможность проверять свои знания на всех этапах подготовительной работы, а также научиться быстро и правильно заполнять бланки.

Онлайн тесты ЕГЭ

Тестирование он-лайн представляет собой виртуальную демонстрационную версию ЕГЭ. Варианты формируются из банка экзаменационных заданий, разработанного ФИПИ. На сегодняшний день он содержит в себе около 80 тысяч вопросов по каждой дисциплине.

ЕГЭ он-лайн – оптимальный вариант подготовительной работы для тех, кто имеет постоянный доступ в интернет. Виртуальное тестирование не имеет ограничений по времени. Выпускники могут выбрать для себя режим тренировки, который соответствует их уровню знаний и поставленным задачам:

  • пропускать трудные задания;
  • проверять ответы ;
  • решать тесты online выборочно в произвольном порядке.

При работе с демоверсиями не стоит забывать о том, что они не включают в себя некоторые экзаменационные темы. Чтобы избежать неприятностей на экзамене и получить высокий балл, необходимо изучить все вопросы, предусмотренные кодификаторами ФИПИ. В этом помогут школьные учебники, консультации преподавателей и сайт сайт, который расскажет о капканах ЕГЭ 2019 года .