Развитие психологии от античности до наших дней. История психологии - От Античности до наших дней - Ждан А.Н

Родилась 10 мая 1934 в г. Шатура Московской области. В 1952 г. поступила на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, а в 1957 году окончила отделение психологии данного факультета. С 1958 года работала на отделении психологии философского факультета, а с основания факультета психологии МГУ в 1966 г. по настоящее время – на данном факультете. В 1968 году защитила кандидатскую диссертацию под руководством П.Я.Гальперина, а в 1994 году – докторскую диссертацию. Доцент с 1976, профессор кафедры общей психологии с 1997, заслуженный профессор МГУ (2006). Член-корреспондент РАО (2005).

Область научной деятельности - теории учения, общая психология и история психологии. Входила в научную школу П.Я. Гальперина , её кандидатская диссертация была выполнена на тему “Опыт применения психологической теории о типах учения к построению учебного предмета (морфологии русского языка)” (1968); в ней экспериментально исследовались типы ориентировки процесса учения, и специально - третий, высший тип.

С начала 1970-х гг. занимается историей психологии. Этой области посвящена докторская диссертация “История психологии как становление её предмета” (1994). Развивая традиции и идеи П.Я.Гальперина, (в отношении истории психологии) провела исследование источников и детерминант развития психологических знаний в мировой и отечественной науке в соотношении с междисциплинарными связями, предложила новый концептуальный подход к историко-психологическому анализу, согласно которому история психологии предстает как процесс изменения ее предмета, методов и основных проблем, совокупно раскрывающих природу психического как объекта научного познания. На основе этого подхода был разработан новый вариант учебного курса по истории психологии для студентов психологических факультетов, составлены программы и созданы учебные пособия.

А.Н.Ждан – признанный специалист в области истории психологии и общей психологии. Ее учебник «История психологии. От античности до наших дней» выдержал уже 5 изданий (последнее переработанное издание вышло в 2004 г. в серии «Классический университетский учебник»). Она является также соредактором (вместе с П.Я.Гальпериным) двух известных Хрестоматий по истории психологии, по которым учится уже не одно поколение студентов (первые издания были соответственно в 1980 и 1986 гг.; в настоящее время обе хрестоматии объединены в одну книгу «История психологии: ХХ век/Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан; 4-е изд. вышло в 2002 г.). А.Н.Ждан является также автором программы по истории психологии, которой пользуются психологи многих учебных заведений нашей страны, а также автором многочисленных трудов по истории психологии и общей психологии: “Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков”(1972, в соавт.), “История зарубежной психологии (30-е - 60-е годы ХХ в.). Тексты” (1986, в соавт.), “Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии” (1988, ред.), “История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов ХХ в.) Тексты” (1992, в соавт.) и др.

Более 30 лет Антонина Николаевна читает курсы по истории психологии студентам дневного и вечернего отделений факультета психологии МГУ, а также слушателям ФПК. Они пользуются неизменным успехом, поскольку сочетают в себе информативность, научность и увлекательность изложения материала.

См. также:

  • Торжественные мероприятия, посвящённые 80-летию проф. А.Н. Ждан .

Доктор психологических наук и преподаватель истории психологии в МГУ, А. Н. Ждан предложила собственную концепцию истории психологии – с позиций постепенной трансформации ее предмета, методологии и круга базовых проблем. Никакого научного знания не может быть сформировано без погружения в историю вопроса и определение проблемы исследования. И то, как менялись эти критерии в ходе развития научной психологии, представляет несомненный интерес не только для психологов, но и для всех, кто интересуется психологией. Историческое формирование психологического знания применимо, в том числе, при разрешении актуальных проблем.

Почему сегодня важно изучать историю психологии?

Во-первых, чтобы сориентироваться в многообразных школах, направлениях и концепциях современной психологии. Во-вторых, для того чтобы сформировать уникальные подходы с учетом наработанного мирового опыта. Внутренний мир человека потенциально бесконечен и неповторим, поэтому к нему не может быть унифицированного подхода. Что «работает» в одном случае, перестает давать эффект в другом.

Предметом истории психологии являются воззрения на психическую реальность, формировавшиеся исторически и собранные в систему. Новизна подхода А. Н. Ждан – в том, что она предложила трактовку истории психологии как поэтапное формирование ее предмета. Меняется предмет – меняется и сама методология науки. И это действительно увлекательное путешествие в мир научных достижений и озарений.

Этапы развития психологического знания

Первая глава научного труда посвящена изучению ранних концепций психологии – как науки о душе, сначала в единстве с телом, а затем – в отрыве от телесного, в исследовании собственно психических феноменов, процессов и состояний. Уникальной их чертой выступала возможность их осознавания. То есть, первоначально предметом исследования была осознаваемая психика. Данный подход формировался с эпохи античности и достиг своего пика в XVI веке, с развитием анатомии и медицины. Сознание начало восприниматься в качестве «отдельного» феномена, при том что главным методом изучения психики была в древние времена интроспекция (самонаблюдение).

Вторым важным этапом стал конец XIX в., когда свою несостоятельность метод самонаблюдения обнаружил при исследовании поведенческих стратегий животных, детей, лиц с психическими заболеваниями и т. п. Функциональная психология и школа бихевиоризма сконцентрировались на объективизации изучения. Внутренние причины поведения не рассматривались, а анализировались внешние проявления. Предметом исследования стало поведение, в ущерб психике и сознанию. В пределах необихевиоризма зародилось направление, вобравшее в себя синтез поведенческих моделей и предопределяющих его феноменов: образов, установок, когниций и т. п. Это дало импульс зарождения современных когнитивных подходов в психологии. Они были сконцентрированы на роли знания в поведенческих стратегиях личности.

Психоаналитическая школа помогла показать, что психика и сознание – далеко не одно и то же. Психоаналитики дали мощный стимул для изучения природы и феномена бессознательного и о глубинных структурах психики.

С ходом времени стало очевидно, что нельзя сбрасывать со счетов ценности и смысловые ориентиры. Что касается российской науки, то там культурно-исторический и деятельностный подходы актуализировали базовое значение культурного усвоения и персональной деятельности в формировании, функционировании и развитии психики.

Следующей стадией развития психологической мысли стал возврат к синтезу сознания и поведения благодаря воплощению объективного подхода к психологическому исследованию.

Периодизация истории психологии

Психология считается относительно молодой наукой, однако первые воззрения в ее русле появились уже в VI в. до н. э. В монографии А. Н. Ждан сделан акцент на двух огромных периодах:

  • слияния психологии с философией и естествознанием (VI в. до н. э. - середина XIX в.);
  • ответвления психологии в самостоятельную отрасль научного знания (середина XIX в.- нынешнее время).

Это самый общий подход. Более детальная периодизация может осуществляться по векам развития, с учетом деления на мировую и отечественную науку либо как-то иначе. А. Н. Ждан предлагает взять за основу содержательные категории, обусловившие изменение воззрений на психические феномены. Причем длительность периодов вовсе не одинакова. Чем более раннее знание, тем дольше оно существует в науке. И напротив, чем оно современнее, тем быстрее трансформируется. К примеру, представления о душе в качестве предмета изучения психологии сохранялось практически два столетия, а в 21 веке наука шагнула далеко вперед, и сейчас появляются новые концепции, включая изучение энергетического потенциала человека и духовные практики.

Основными этапами развития психологии в книге А. Н. Ждан являются следующие:

  • с эпохи античности до XVI века – в качестве концепции «души» как центрального понятия;
  • с XVI века по первую половину XIX века, когда понятие сознания вышло на первые позиции в исследовании психологической науки;
  • в XIX – начале ХХ века, когда зародилась ассоциативная и экспериментальная психология;
  • в XVIII – XIX веках в связи с обогащением психологических знаний благодаря достижениям естественных наук и физиологии;
  • 60-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в. – время определения психологии в качестве самостоятельной науки;
  • период открытого кризиса в зарубежной психологии (10-е – середина 30-х гг. XX в.);
  • советская психологическая школа;
  • современное состояние психологического знания.

Труд А. Н. Ждан напоминает энциклопедию: он содержит не только контрольные вопросы для студентов, изучающих курс истории психологии, но и глоссарий. В нем всесторонне рассмотрена эволюция взглядов на предмет и методы психологического знания, с приведением биографических сведений и результатов экспериментов, с мощной научной базой психологических трудов и цитацией классиков психологической науки. Представляется, что данная монография – попытка систематизации поистине необъятного материала, знание которого не просто дает базу для студентов специализированных факультетов, но также позволяет вырабатывать уникальные современные методы и подходы к теоретической и практической работе.

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.- 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан - М.: Академический Проект, 2007.- 576 с.- («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008.

2. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии.- М.:КДУ, 2000.

3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. – М. 1977.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2009.

7. Морозов А.В. История психологии [Текст]: Учебное пособие. М.:Академический проект, 2004.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии [Текст] – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

10. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1963.

11. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.- М.: МОДЭК, 2009.

12. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2009.

13. Якунин В.А. История психологии [Текст].- СПб., 1998.


1. Леоненко Наталия Олеговна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, рабочий телефон 336-15-83 (Подготовила темы: II. Развитие психологии в период античности; V. Развитие ассоциативной психологии XVIII–XIX в.в.; VII. Развитие психологии внутри естествознания (XIX в.).; VIII. Оформление психологии как самостоятельной науки; Х. Психоанализ и его эволюция в ХХ в.; XI. Гештальтпсихология: становление и развитие в ХХ в.; XII. Теории и школы гуманистической психологии.



2. Адушкина Ксения Валерьевна, старший преподаватель кафедры психологии образования, рабочий телефон 336-15-83 (Подготовила темы: I ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, IV. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ, VI. РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В XVIII - XIX ВЕКАХ (ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, РОССИЯ), IХ. БИХЕВИОРИЗМ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ, ХIII. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ХIV. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.

Тираж экз. Заказ

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

a:2:{s:4:"TEXT";s:274:"

Дается общий обзор развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются основные направления научных исследований и научно-практических работ. Утверждается положение об определяющей роли в развитии науки фундаментальных исследований.

";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Ждан А.Н. Творчество О.К. Тихомирова: историко

a:2:{s:4:"TEXT";s:309:"

В статье воссоздаются этапы творчества О.К. Тихомирова. В центре внимания находятся программы исследований мыслительной деятельности человека. Раскрывается содержание смысловой теории мышления. Определяется вклад школы О.К. Тихомирова в развитие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Ждан А.Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследование и преподавание // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 3-11.

a:2:{s:4:"TEXT";s:409:"

В статье описываются этапы становления и развития работ по истории психологии в Московском университете. Раскрывается вклад С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, М.В. Соколова и других ученых в разработку исторического анализа психологической мысли. Характеризуются традиции и современное состояние историко-психологической науки на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ.


";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Ждан А.Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №3 - с. 4-17.

a:2:{s:4:"TEXT";s:516:"

В статье раскрывается роль Г.И. Челпанова в развитии университетского образования в России и в становлении системы подготовки профессиональных психологов в университетах. В контексте социокультурных и общенаучных условий воссоздаются вехи научной биографии, реконструируются особенности философско-психологического мировоззрения Г.И. Челпанова. Воссоздается портрет Г.И. Челпанова как университетского профессора-наставника, основателя первой отечественной научно-образовательной психологической школы.


";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Название : История психологии - От Античности до наших дней.

Учебник представляет результат многолетнего опыта преподавания автором курса "История психологии" в Московском государственном университете. Представлено систематическое изложение истории отечественной и зарубежной психологии от Античности до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. Рассмотренные трансформации предмета психологии в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического. В данное издание вошел новый материал, основанный на первоисточниках и исследованиях последних лет.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Предмет истории психологии
Периодизация истории психологии
Движущие силы и причины исторического развитии психологических идей
Таблица 1. Хронология этапов развития психологии
Продолжение таблицы 1
Окончание таблицы 1
Принципы историко-психологического анализа
Методы истории психологии
Источники истории психологии
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Глава 1. АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
Учение о душе
Учение о познании
Проблема чувств
Проблема воли и характера
Идеалистическая психология Платона
Учение Аристотеля о душе
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Учение о процессах познания
Учение о чувствах.
Проблема воли.
О характере
Учение античных врачей.
Дальнейшее развитие и итоги психологии в Античности
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика психологии Средневековья
Учение о душе и познании в основных направлениях схоластической философии
Значение мистических учений
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ идеи эпохи Возрождения
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА И ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ
Глава 1. ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИ
Психологическое учение Рене Декарта
Р. Декарт (1596-1650)
Психология Бенедикта Спинозы
Глава 2. ОФОРМЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ О ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ XVII в
Эпифеноменализм Т. Гоббса
Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка
Дж. Локк (1632-1704)
Исторический смысл полемики Г. Лейбница с Дж. Локком
Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Д. Гартли (1705-1757)
Глава 4. СТАНОВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПСИХОЛОГИИ XVIII В
Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О РОССИИ В XVIII В.71
Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
И.Ф. Гербарт (1776-1841)
Глава 2. РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX В
Глава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В XIX в
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ В XIX В
Э.Г. Вебер (1795-1878) Сформулировал закон различной чувствительности
Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ
Г.Т. Фехнер (1801-1887) Основатель психофизики
Глава 3. РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В БИОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
Ч. Дарвин (1809-1882)
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (60-е гг. XIX в.- 10-е гг. XX в.)
Глава 1. ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
В. Вундт (1832-1920) (в центре) с сотрудниками. Лейпциг, 1912
Пансион «Trierianum» при Лейпцигском университете, в котором в 1879 г. был основан Институт экспериментальной психологии
И.М. Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рук
К.Д. Кавелин. Писатель, юрист, философ. Известен в связи с полемикой с И.М. Сеченовым по вопросам развития психологии как самостоятельной науки
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Э. Титченер (1867-1927)
К. Штумпф (1848-1936)
У. Джемс (1842-1910)
Дж. Дьюи (1859-1952)
Н.Я. Грот (1852-1899). Основал первый в России журнал по вопросам философии и психологии «Вопросы философии и психологии» (1889)
Г.И. Челпанов (1862-1936) и его ученик, впоследствии известный философ и психолог Г. Шпет
H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
В.М. Бехтерев (1857-1927)
И.П. Павлов (1849-1936)
Глава 3. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Г. Эббингауз (1850-1909)
Психологический институт им. Л.Г. Щукиной при Московском университете. Основан в 1912 г.
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-е - СЕРЕДИНА 30-х гг. XX в.)
Глава 1. кризис В ПСИХОЛОГИИ
Глава 2. БИХЕВИОРИЗМ
Дж. Уотсон (1878-1958)
К. Халл (1884-1952)
Глава 3. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
M. Вертгеймер (1880-1943)
В. Кёлер (1887-1967)
Глава 4. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
3. Фрейд (1856-1939)
Система психоанализа
Индивидуальная психология А. Адлера
А. Адлер (1870-1937)
Аналитическая психология К. Юнга
К.Г. Юнг (1875-1961)
Неофрейдизм
Эрих Фромм (1900-1980)
Глава 5. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Э. Дюркгейм (1858-1817)
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)
Глава 6. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В. Дильтей (1833-1911)
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Л.С. Выготский (1896-1934)
А.Р. Лурия (1902-1977)
С.А. Рубинштейн (1889-1960)
А.Н. Леонтьев (1903-1979) и A.B. Запорожец (1905-1981)
П.Я. Гальперин (1902-1988)
Б.Г. Ананьев (1907-1972)
Контрольные вопросы
Литература
Раздел 8. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
У. Найссер (p. 1928 г.) Один из основателей когнитивной психологии
К. Роджерс (1902-1987). Разработал модель недирективной клиент-центрированной психотерапии
Ж. Пиаже (1896-1980). Основатель швейцарской школы генетической психологии
Таблица 2 Классификация стадий развития интеллекта
К. Леви-Строc (р. 1908). Основатель структурной антропологии
Контрольные вопросы
Литература
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Преподавание психологии в Московском университете
Литература
МОСКОВСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1885-1922)
Литература
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.

Методы истории психологии .
Реальной опасностью в истории психологии является эмпиризм, т. е. описательность в представлении исторического материала. Опасность заключается, конечно, не в самом обращении к эмпирии, в качестве которой здесь выступают представления о психике в прошлом. «Эмпиризм в истории проявляется не в том. что обращаются к фактам, а в том. как обращаются с ними, в беспомощности перед лицом фактов. Работа, содержащая лишь нагромождение фактических данных, непроверенных, несистематизированных, необъясненных, теряет качество научного исследования и примыкает к разряду источников, нуждающихся в обработке».

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Вместе эти компоненты составляют эмпирию историко-психологического исследования.

Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования. Она предполагает как знание конкретного материала, так и владение методологией исторического исследования, понятийным аппаратом историка, открывающим возможности для ориентировки в материале.