Поэзия начала 20 века серебряный век. Поэзия «серебряного века» (общий обзор)















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : дать толкование понятия “Серебряный век”; сделать обзор поэзии серебряного века, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи; актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.

Оборудование: презентация Power Point, тесты стихотворений, учебник, рабочие тетради

Ход урока

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А.А.Ахматова

Оргмомент. Целевая установка.

слайд 2 .

Какова история развития литературы XX века?

(Судьба литературы XX века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули родину Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Цветаева, Северянин и др. В годы “красного террора” и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев. Покончили самоубийством Есенин, Цветаева, Маяковский. Многие имена на долгие годы были преданы забвению. И только в 90-е годы стали возвращаться читателю их произведения.)

Настроения многих творческих людей начала 20 века отразились в стихотворении А.Блока из цикла “Возмездие”:

Двадцатый век... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот некоторые исследователи связывают с именем Н. Бердяева, другие Николая Оцупа.

Серебряный век русской поэзии (в основном с поэзией связан термин в литературе) – единственный век в истории, который длился чуть больше 20 лет. 1892 – 1921 гг.?

Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. (Эпиграф) слайд 4 (1)

Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ. Слайд 5

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.

На доске – таблица (учащиеся заполняют ее в ходе лекции)

символизм акмеизм футуризм
Отношение к миру Интуитивное постижение мира Мир познаваем Мир надо переделать
Роль поэта Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
Отношение к слову Слово и многозначно, и символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом
Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажение слов

Слайд 6. Представители символизма: В. Брюсов, К.Бальмонт. Д.Мережковский, З.Гиппиус (старшие), А.Белый, А.Блок (младшие).

Слайд 7. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.

Мы знакомы со стихотворениями поэтов-символистов с 5 класса. – Чтение наизусть и анализ стих-я А.Блока.(д/з)

Слайд 8. Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам. Акмеизм – Слайд 9. отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Увлечение красочными, экзотическими деталями в поиске ярких эпитетов было характерно поэтам –акмеистам.

Чтение и анализ А.Ахматовой. (д/з)

Слайд 10. Представители футуризма: В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Маяковский.

Слайд 11. Футуризм – отрицали художественное и нравственное наследие, провозглашали разрушение форм и условностей искусства. Ф. ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.

Слайд 12. Имажинизм – С.Есенин.Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство – метафора. Для творчества имажинистов характерен эпатаж. Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.

Чтение и анализ стих-я С.Есенина

Слайд 13. Поэты вне направлений: И.Бунин, М.Цветаева.

Слайд 14. Что объединяет все литературные направления? Работа с таблицей.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)

О чем это стихотворение?

Каким размером написано стихотворение? Что это дает? (трехсложный анапест – неторопливое движение)

Чем похожи строки? Какой прием использует поэт? (повтор) Какова его роль? Какие чувства вызывает прием? На что похоже? (гипноз, ворожба)

Что вы увидели в стих-ии? Какие картины предстали перед вами? (Башня, винтовая лестница, дорога вертикальная, отрывается от земли, но не уходит, находится в пределах видимости. Людей нет. ОДИН – Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ)

Можете ли определить время действия в произведении? Историческое время? (переходное время суток, не более. Нет быта, бытовых условий. Не можем сказать, когда это происходит. Лирический герой находится в особом условном мире, возможно, в идеальном).

Найдите слова, определяющие внутренне состояние героя (нет, кроме мечтою )

Какие действия совершает лирический герой (работа с глаголами движения по строфам)?

Сравните 1 строку 1 строфы и 1 строку последней строфы. Чем они похожи и чем отличаются? (процесс познания и момент познания)

Кольцевая композиция – возвращение к началу пути (путь духовного познания бесконечен)

Как вы думаете, какова идея стих-я? (познавая себя, познаешь мир)

Слайд 18, 19. Итоги урока.

Что такое Cеребряный век? Назовите основные модернистские течения серебряного века. Каковы их особенности?

Серебряный век – это не просто научный термин, это эпоха, подарившая миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности, отличающиеся беспокойством мысли и изысканностью форм.

Д/З: Сообщение о жизни и творчестве А.Блока. Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений по выбору.

Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX — начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век — это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл.

Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.

Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, — З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» — А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов — Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.

В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).

Валерий Брюсов в начале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты». Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру».

Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы». Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».

Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда». В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:

Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной.

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.

Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.

Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал: Материал с сайта

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин…

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кратко о серебряном веке
  • русская литература конца 19 века
  • тема свободы в поэзии
  • русская литература начало 19 века краткое содержание
  • краткая характеристика серебряного века

Серебряный век русской поэзии относят в начало 20-ого столетия, хотя его началом является 19 век, и все его истоки в "веке золотом ”.
По сути это даже не век, это грандиозный пласт, по количественному и качественному составу поэтов, сравниться с которым не сможет никакой другой век.
Сам термин "серебряный век” является образным и весьма условным. Предложил его (возможно даже в шутку) философ Н. Бердяев,
но подхватили его и прочно вошло в литературное сообщество в 60-е годы ХХ века.Главный признак - мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести.
Поэзия являлась сублимациейвнутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.
Вся поэзия "серебряного века”, с головой воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную мифологию,сердцем и душой, оказалась тесно связана с русским фольклором, местными, народными сказаниями и частушками, песнями и плачами.Впрочем есть мнение, что "серебряный век" – явление западническое. Возможно, он воплотил пессимизм Шопенгауэра, эстетизм Оскара Уайлда, что-то от Альфреда де Виньи, сверхчеловека Ницше. Также есть предположение что это "качественное" название. Есть золотой век с А.С.Пушкиным, а есть серебряный, недотянувший по качеству до золотого.

Творчество поэтов серебряного века.

Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения. И хотя название этого времени "серебряный", несомненно, именно оно было самой яркой и творческой вехой в российской истории.
Имена поэтов, составивших духовную основу Серебряного века, всем известны:Сергей Есенин, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова,Николай Гумилев, Марина Цветаева, Игорь Северянин Борис Пастернак и многие другие.
В наиболее насыщенном виде суть Серебряного века совершила выплеск в начале двадцатого века. Это был взлет поэзии в многообразии красок и теней - художественных, философских, религиозных.Поэты боролись с попытками увязать поведение человека с соц.средой и продолжали тенденцию русской поэзии, для которой человек был важен такой какой он есть, важен в своем отношении к Творцу, в своих мыслях и чувствах, его личное отношение к вечности, к Любви и Смерти во всех проявлениях и смыслах. Особенно в этом преуспели шесть поэтов серебряного века - В.Маяковский, Н.Гумилев, С.Есенин, А.Блок, А.Ахматова, И.Северянин.

Они свято верили в искусство, в силу слова. Поэтому их творчество это глубокое погружение в стихию слова и озадачено поиском новых средств слововыражения. Они чтили не только смысл, но и о стиль - для них был важен звук, словоформа и полное погружение в стихию.
Дорого это обходилось. Почти все поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили. Хотя, по большому счету, почти все поэты не очень счастливы в личной жизни, да и в жизни вообще.
"Серебряный век русской поэзии” – удивительно сложное, но и вместе с тем изумительное полотно, истоками из 90-х годов XIX века.