Как адаптироваться к кризису? Рекомендации психолога. Новая среда

Для полной адаптации на новом рабочем месте специалисту требуется от полутора месяцев до года (у тех, для кого это первая работа, период может продлиться от года до полутора лет).

Конечно, если вы вышли на работу в большую корпорацию, где работает грамотная кадровая служба и используется система наставничества , то адаптационный период займет меньше времени. К сожалению, не все компании могут похвастаться такими идеальными условиями для новых сотрудников, поэтому будьте готовы ко всему.

Впереди вас ждет два вида адаптации: профессиональная и социально-психологическая .

И у той, и у другой есть свои стадии, через которые проходит специалист, осваиваясь в новом для него коллективе.

Первая - ознакомление. Человек получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

Вторая - приспособление. На этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

Третьей стадией является ассимиляция. Время, когда происходит полное приспособление к окружающей среде, вы начинаете идентифицировать себя с новой группой.

Итоговая стадия - идентификация, когда ваши личные цели отождествляются с целями предприятия.

О том, что вы успешно проходите профадаптацию, говорит следующее:

  • Выполняемая работа не вызывает у вас чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной.
  • Вы овладели необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы, и пользуетесь ими.
  • То, что вы делаете, устраивает ваших непосредственных руководителей.
  • У вас появилось желание совершенствоваться в профессии, вы связываете свое будущее с данной работой.

А теперь непосредственно советы от бизнес-тренера для скорейшей адаптации:

  • Прежде чем приступить к работе, спросите у сослуживцев и у руководителя о том, был ли до вас кто-то на этой должности, сколько он проработал, почему ушел , чем не устраивал, что нравилось руководителю и сослуживцам в прежнем сотруднике.
  • Посмотрите документацию, которую вел предыдущий сотрудник, постарайтесь понять ее логику. Когда прекратились записи, как регулярно составлялась отчетность, удобно ли это для компании, связана ли документация с документами других подразделений. Если вы готовы сделать отчетность удобнее, предложите обсудить это руководителю.
  • Если при попытках узнать особенности вашей работы у сослуживцев, вы столкнулись с нежеланием вам помогать, обращайтесь к руководителю. Возможно, это особенность местной корпоративной культуры - начальство не передает никаких полномочий подчиненным.

Снижаем влияние стресса

Адаптационный стресс может сыграть злую шутку с человеком. В таком состоянии вы начинает вести себя не так, как обычно. Вы как бы регрессируете в детское поведение : невпопад или не совсем уместно шутите, стесняетесь задать вопрос, используете неуместные мимику и жесты, замолкаете, когда идет общий разговор. Снизить влияние стресса можно попробовать следующими способами:

  • Обустроить свое рабочее место так, чтобы вам было удобно работать (и не противоречило требованиям компании). Выбросить ненужные вещи, оставшиеся от предыдущего сотрудника. Принести из дома кружку для кофе-пауз, любимый сувенир, картинку, фото семьи.
  • Подобрать одежду, похожую на ту, которую носят окружающие, но удобную именно для вас.
  • Приносить из дома перекусы и приглашать на кофе-паузы не только тех, кто вам симпатичен, но и других коллег - расширяйте свой круг общения.
  • Интересуйтесь хобби, которыми увлекаются окружающие, рассказывайте про свои интересы.
  • Находите минуту посмотреть на себя в зеркало.
  • Иногда руководитель забывает, что вы новичок и только осваиваетесь, и может случайно предъявить претензии. Выслушайте их внимательно. Скажите, что вам жаль, что так получилось - ошибка в отчете, не соблюдены сроки, не выполнен план. Спросите, как избежать этого в следующий раз. И вежливо напомните , что адаптация, которую вы сейчас проходите, это процесс, требующий некоторого времени и помощи более опытных коллег.
  • После работы найдите возможность рассказать кому-нибудь, кто готов вас выслушать и с чьим мнением вы считаетесь, то, что вас волнует, раздражает, смешит на работе. Если такой возможности нет, то заведите дневник: записывайте туда что-то похожее на короткие офисные истории.
  • Обязательно балуйте себя в свободное время - «водите» в кино, ходите в кафе, в парк. Побольше отдыхайте, ешьте вкусняшки и даже «тупите» в игры или зависайте в соцсетях.
  • Обязательно давайте себе выспаться .

Крики чаек, шум моря, красота гор сменились офисной суетой и звонками неумолкающих клиентов…Отпуск закончился.

Никто так не нуждается в отпуске, как только что отдохнувший. Скажете, парадокс? Ошибаетесь. Для многих окончание отпуска и возвращение на работу ассоциируется с мучением и терзанием.

Тема - вопрос очень деликатный. Наш организм изрядно напрягается, попадая в новые условия. Ведь ему необходимо полностью перестроиться под окружающую среду. Курортник, прямо с самолета кидающийся под палящие лучи южного солнца, приносит организму больше вреда, чем пользы. Так и перед отъездом обратно необходимо как можно меньше пребывать на солнце, максимально снизив физические и эмоциональные нагрузки. В том же режиме следует существовать и первые дни по возвращении. Не кидайтесь сразу же делать генеральную уборку или рьяно исполнять служебные обязанности. Лучше немного погуляйте по любимому городу, почитайте книги или журналы, посмотрите веселые телепередачи.


Истина 1. Ученые-медики установили, что минимальная длительность полноценного отпуска — ключевое слово «полноценного»! — двадцать один день. Неделя полагается на к отпускному периоду, вторая — на восстановление истощенных за год ресурсов и третья — необходима на адаптацию после отпуска и возвращение к привычному образу жизни. И это минимум. Мы же зачастую не используем его, довольствуясь максимум 10-14 днями каникул, и значит — недели на адаптацию к доотпускному бытию нам как раз и не хватает.


Истина 2. Скорость возвращения в рабочее состояние зависит и от степени ответственности сотрудника. Чем больше ответственности, тем меньше нужно времени на постотпускную «раскачку». Любопытно, что в вопросе адаптации после отпуска не последнюю роль играет и темперамент. Энергичному холерику как раз полезно разбивать отпуск на две части (более длительные каникулы попросту утомят), а переключиться с работы на отдых получится за 2-3 дня.

Медлительный флегматик и чувствительный меланхолик должны отдыхать долго, с чувством и с расстановкой — им следует брать отпуск целиком, чтобы 5-7 дней уже в домашнем формате привыкнуть к погоде и ранним пробуждениям.

Сангвиникам — их, кстати, не зря причисляют к трудоголикам, — порой ограничиваются всего парой дней отпуска, после которого восстановление не требуется совсем.


Истина 3 . Бывает и так, что сразу после выхода из отпуска «приходится» заболеть. Оказывается, это своеобразная защитная реакция организма, классический прием — продлить себе отпуск (часто такого рода напасть списывают на акклиматизацию). Безусловно, работу по дому никто не отменял даже для «больных» леди, зато на работу ходить не надо. Выходит, болезнь позволяет сделать переход в текущее бытие более мягким.


Истина 4 . Впервые дни на работе стараться не перетруждаться и ложиться спать пораньше, чтобы восполнить недостаток энергии.


Истина 5. Психологи настоятельно советуют выходить на работу не с понедельника, а в среду-четверг — так вы успеете адаптироваться к работе и не устанете от первых дней. Иными словами, понедельник-вторник выделите на неспешную разборку чемоданов, привыкание к погоде и ритму родного города.


Истина 6. Пламенное желание разгрести сразу все «завалы» до добра не доведет. Переступив порог офиса, не бросайтесь на «простаивающую» работу. Иначе ощущения паники и ужаса от масштаба несделанных работ нагонит на вас еще большую хандру. Впервые дни «у станка» лучше провести спокойно — для любого старта важна разминка.

Постарайтесь распланировать так, чтобы сначала заниматься простыми делами: разберитесь с почтой, наведите порядок на столе, закажите необходимую канцелярию, познакомьтесь с новыми сотрудниками, подробно узнайте, чем занимались ваши коллеги, пока вы отдыхали. Второй день можно занять планированием своих действий на ближайшие дни, недели, месяцы. А там уже можно и за работу приниматься.


Истина 7. Немецкие ученые установили, что у человека, пару недель понежившегося на пляже, коэффициент интеллектуального развития падает на 20 пунктов. Однако не стоит думать о себе слишком плохо или писать заявление об увольнении, если вам покажется, что за время отпуска вы несколько… поглупели. По возвращении IQ быстро восстановится — это дело нескольких дней. Если, конечно, вы не станете висеть в «контакте», бесконечно пересматривая свои отпускные фотографии.


Истина 8. Поддержать настроение в тонусе и продержаться первые несколько дней помогут гормоны счастья — эндорфины. Во время отпуска они вырабатывались сами, за счет положительных эмоций и отдыха, а сейчас вам придется «поставлять» их организму извне. Лучшие эндорфинные носители: горький шоколад, бананы, хурма, зеленый лук. Также можно пропить курс витаминов или успокоительных препаратов.


Истина 9 . Скрасить первые дни после выхода на работу можно «пролонгированием» отпуска. К примеру, в свободное время (вечером, на выходных) сделайте то, что не успели в отпуске: почитать книгу, которая зря «путешествовала» в чемодане, посмотрите захваченную в отпуск мелодраму или комедию, устройте веселый девичник, который планировался на отпуск. Это поможет продлить ощущение каникул без издержек для бурного рабочего ритма.


Истина 10. Французский психолог Жан-Клод Лиоде выяснил, что мы склонны «очеловечивать» свой офис, сознательно перенося на него отношения — как было у нас в детстве с родителями. Иными словами, мы возлагаем на свою работу ответственность за свои горести и радости. А ведь работа — это всего лишь работа (в западной культуре это называется work-life balance). Напоминайте себе, что работа, конечно, обязывает, но вы внутренне независимы и можете сменить эти отношения на иные — главное, чтобы вам нравилось.


Истина 11 . Поставьте перед собой новые , например, покупка нового телефона, машины и т.п. .

Отдых, несомненно, важная составляющая нашей жизни. Раз в год мы получаем возможность отвлечься от своих повседневных обязанностей и набраться новых впечатлений. А вот пройдет это время с пользой или причинит вред, всецело зависит от Вас!

Как говорил мудрый Конфуций: делайте то, что любите делать, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня.

Каждый выпускник школы слышал: «У тебя ещё всё впереди, студенчество - лучшая пора!». Однако, подавая документы в малознакомом здании, прогуливаясь по новым коридорам и оглядываясь на школьное прошлое, кажется, что всё самое беззаботное и лучшее – уже позади.

«Как же я буду здесь учиться? Как сдавать экзамены? Как поладить с коллективом? Где буфет? Гардероб? Нужная аудитория? Как зовут этого лектора? А куратора?» - это лишь несколько из миллионов беспокоящих первокурсника вопросов.

Но на самом деле всё оказывается гораздо проще, чем кажется. Что же стоит знать первокурснику, чтобы перестать волноваться? Мы собрали 5 самых нужных советов.

  1. Разведка. Дабы избежать лишнего волнения и неловких ситуаций в первый месяц обучения, заранее выясните все организационные моменты: где и во сколько будет проходить торжественная «линейка», какой у вас номер группы (да, на фоне волнения и о таком забывают), как зовут вашего куратора. Если есть возможность прогуляться по зданию университета, обязательно зайдите, посмотрите какие аудитории располагаются на определённых этажах, где находятся туалеты, гардеробная, столовая, библиотека и прочие места. Чем больше вы знаете – тем меньше беспокоитесь.
  2. Помните про репутацию с самого начала. В первые дни лекций случается всякое, однако если вы без уважительной причины пропустите много занятий, либо просто будете вести себя на лекции шумно, привлекая к себе внимание недовольного преподавателя, вы рискуете заработать определённый «ярлык». Далее вам будет крайне сложно доказать преподавателю, что на самом деле вы вовсе не прогульщик или двоечник, а обычный студент, хорошо знающий его предмет.

Конечно, не стоит также и сидеть, сложа на парте руки, как учили в первых классах и слушать лекцию, совсем ни на что не отвлекаясь. Так у вас очень скоро потеряются силы. Ведь быть сосредоточенным по 4-5 часов подряд крайне сложно. Просто постарайтесь не привлекать к себе негативного внимания, записывайте основное, что диктует лектор и постарайтесь ответить на вопрос, если лектор обратился с таковым к аудитории, а вы знаете ответ. Не стесняйтесь, никто не станет закидывать вас ручками и едкими комментариями «ботаник», а вот в глазах учителя вы получите «плюс».

  1. Не переживайте по поводу коллектива . Как правило, эта проблема разрешается сама собой. Всегда в группе выбирается староста, который, собственно, и способствует укреплению взаимоотношений в коллективе. Ведь именно он является тем самым хранителем журнала, и в большинстве случаев, он сам отмечает (или, по просьбе одногруппников, не отмечает) отсутствующих. Ничто так не сближает студентов, как общие тайны о прогулах друг друга и списанном домашнем задании.Кстати, будьте готовы к тому, что тех, кто не даёт списывать, в коллективе не очень любят =). Это не значит, что вы должны делать домашнее задание один за всех, но иногда нужно пойти на встречу.

Если старостой выбрали вас, попробуйте организовать встречу группы вне стен университета, чтобы получше познакомиться. Это здорово помогает всем освоиться в новом коллективе.

  1. Готовьтесь к экзаменам задолго до них . Нет, мы сейчас не о том, чтобы требовать от лектора список вопросов уже в сентябре и садиться за учебники. Оценка на экзамене очень сильно зависит от того, как вы отвечали на семинарах, как писали контрольные, промежуточные тесты и т.д. Поэтому постарайтесь сделать всё возможное, чтобы здесь у вас было всё в порядке. В большинстве случаев, это поможет вам получить оценку, на пару баллов более высокую, даже если вы не очень хорошо подготовились.
  2. Не оставляйте пробелы . Если вы чувствуете, что с самого начала не понимаете предмет и вряд ли разберётесь сами, обязательно обратитесь к репетитору или к другому человеку, который может доступно объяснить материал. Самым популярным предметом, с которым возникают проблемы на первом курсе является высшая математика . Тут важно сразу разобраться в том, как решаются задания, ведь дальше эти знания определённо понадобятся. Возьмите короткую консультацию по определённому заданию у репетитора , если не знаете, как его решить. А если впереди контрольная – позанимайтесь несколько полноценных уроков. Это поможет не только разобраться в предмете и не волноваться каждый раз, когда вас вызывают к доске, но и заработать хорошие оценки, которые сыграют роль на экзамене.

TutorOnline желает всем студентам успехов и хорошего настроения!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Минуло лето - период, когда дети выпадают из учебного процесса, - и вот уже снова им надлежит адаптироваться к школьным будням. Получается, каждый раз - в первый класс. Стресс переживают и родители. Ситуацию на страницах издания ”Здоровье для всех” исследует психолог Ольга Васильева.

Многое меняется в жизни детей и родителей с 1 сентября. Другой режим, другая нагрузка и другая ответственность. Не обойтись без промежутка адаптации, когда дети входят в норму, и он может длиться иногда до месяца.

Адаптация - способность приспособиться без особых эмоциональных потерь к более жесткому режиму дня, заполненному ранним подъемом и четким распорядком дня, ориентированным на учебный процесс. Хочешь не хочешь, а надо рано ложиться спать, о чем позабылось за 3 летних месяца - можно было засиживаться за компьютером за полночь, посвящать свое время книгам и не волноваться о предстоящих делах.

Ранние подъемы требуют больших усилий, и родители знают, как непросто поднимать ребенка. У клиентов, с которыми работает психолог, вдруг ухудшается самочувствие, и на поверку выясняется, что симптомы недомоганий усиливаются под действием безотчетного страха перед началом учебного года. Ужасно: опять предстоит уговаривать ребенка вечером вовремя лечь спать, поднимать утром, не дать ему опоздать на уроки и не опоздать на работу самим. А потом еще проконтролировать уроки. Все это, безусловно, вызывает у родителей большое напряжение.

А ведь мамы, воспринимающие учебный год как надвигающуюся катастрофу, справлялись с ситуацией в предыдущем году. Значит, пугает, прежде всего, ощущение, что опять все разом навалится, и не удастся справиться со своей родительской ролью. Структурируем ситуацию. Менять режим дня нужно так, чтобы не скандалить с ребенком относительно того, во сколько ему следует ложиться спать. Вчера он лег в 12 часов, а сегодня нужно уложить его в 22.00. Конечно, он будет этому противиться, так как организм не подготовлен. Адаптация не может произойти сразу, на нее необходимо время. Нужно договариваться. Хочешь не хочешь - школа требует вставать рано, а рано вставать - значит рано ложиться. Давай будем сдвигать время хотя бы по полчаса в день. Еще лучше дать ребенку возможность самому расписать свой режим дня и, если нужно, подправить, не критикуя возможные изъяны. Это помогает избежать хаоса, который возможен при бездумном подходе к новой обстановке.

Подпитаем ребенка энергией

Важно дисциплинировать ребенка, чтобы он осознавал: уроки - обязательная составная его жизни. Если ребенок не приучен к школьному распорядку, он найдет тысячу более приятных дел, чем прямые обязанности, и будет заниматься чем угодно, лишь бы ”забыть” об уроках.

Слова относительно режима, организации труда и отдыха, набившие нам оскомину еще в советские времена, не утратили своей актуальности и сегодня. Во-первых, ребенку после школы нужен какой-то отдых. Пусть он успел сходить в свою секцию по интересам и вроде бы отвлекся, все равно нужен час-полтора отдыха перед переключением на ”выполнение долга”.

Как для работы нам нужна энергия, так нужна энергия и для школьного обучения. Летом дети могли обходиться продуктами растительного происхождения, и не требовалось особо питать мозг. Во время учебного года мозг требует соответствующего топлива.

Подмечено: если родители готовят для ребенка, он питается нормально, ему нет нужды перехватывать гамбургерами или, хуже того, пустыми сладостями. Если же ребенок предоставлен сам себе и сам решает, что купить, он, конечно, предпочтет "повкуснее" и подешевле: не яблоко, а булочку - быстрые углеводы, не способные питать мозг. Важно позаботиться о режиме и характере питания, включая достаточно медленных углеводов (в овощах и фруктах), чтобы ребенка не тянуло на булочку.

Когда вы готовите для ребенка, целесообразно исходить из детских пристрастий. Если он отказывается от какого-то продукта, зачем заставлять это есть, пытаясь втолковать пользу блюда?! ”Знаю семью, - говорит Ольга Васильева, - где мама каждый день сражается с ребенком, чтобы он ел рыбу. Но он ее есть не будет! Дело неизменно оборачивается испорченными отношениями”. Надо считаться с детскими запросами и строить рацион, устраивающий каждого.

Контролировать - не опекать

ТОП

Мы мечтаем, чтобы дети были самостоятельными - и в то же время постоянно их опекаем. Есть ли тут золотая середина? Надо понимать, что внимание младшего школьника удерживается 30-40 минут, более старшего - 45 минут. Не случайно урок длится именно три четверти часа: это связано с физиологией мозга, который в период своего становления не способен удерживать внимание дольше. Если ребенок сидит за уроками третий час, он уже не может выдать продуктивное решение или идею. Бесполезно кричать, ругаться. Может, лучше, чтобы он погулял, переключился на что-то и через 15 минут снова сел за дело. Это более продуктивно, чем растягивание выполнения уроков на весь вечер.

К концу начальной школы ребенок должен уметь самостоятельно выполнять домашние задания. А к родителям обращаться только для уточнения или в случае каких-то затруднений. Контролировать - не значит решать за ребенка примеры, чтобы было быстрее. Дети - сметливый народец. Они привыкают, что мама/папа всегда рядом, быстро понимают, как от них получить, например, ответ. Не обладая должным терпением и выдержкой, родители начинают подсказывать и решать за ребенка задачу - он моментально это просекает и использует вновь и вновь. В итоге у него просто нет шансов научиться действовать самостоятельно.

Заслужи доверие

Важно еще, чтобы ребенок социализировался, обретал связи со сверстниками и место в их кругу. И на этом пути свои подводные течения, связанные с социальными сетями.

В Интернете все связи для нас скрыты, и мы не знаем, что занимает там нашего ребенка. Но когда взрослые умеют рассказать ребенку о своих интересах в Сети, равно как о своем негативном отношении к ее отдельным сторонам, тогда проще получить ответную реакцию от ребенка.

Важно быть в курсе, кто вступает с ребенком в разговоры и суть этих разговоров, со всей заинтересованностью общаться с ребенком, чтобы быть в курсе того, что его интересует, с кем он общается.
Иногда родители явно чувствуют: что-то не так. Как вызвать ребенка на откровенный разговор?

Если вдруг родители замечают какие-то напряжение у ребенка или странное поведение, что-то в нем изменилось - это тот случай, когда необходимо задать прямой вопрос. Ребенку важно, чтобы его интересы разделял кто-то близкий, кто не ограничивался бы дежурными фразами типа ”Как дела?”.

С позиции позитивного отношения

Переход ребенка из начальной школы в основную или из основной - в гимназию сопряжен с дополнительными переменами. Ребенку заново надо влиться в коллектив и занять в нем свою позицию. При этом гиперактивный ребенок может оттолкнуть от себя сверстников, а малообщительный, наоборот, при всем старании не может привлечь к себе чье-то внимание. К этому ребенка тоже надо постараться подготовить, рассказывая, что у него будут новые друзья, новые спутники, далеко не похожие на него. Даже у гиперактивного ребенка гиперактивность тоже обусловлена тревогой. Ему неспокойно в этом мире. И у того, кто, забившись, стоит у стеночки, тоже своя тревога, он тоже боится неизвестности. То есть и тому, и другому нужна поддержка.

Достаточно внушить вашему ребенку: ”Все будет хорошо, все ребята хорошие. Ты пойми: у этого все складывается вот так, у другого - по-другому. Важно интересоваться другими людьми”. Такие элементарные подсказки правил общения пригодятся ему в жизни. Быть может, младшими школьниками эта тема еще не осознается в должной мере, поэтому полезно проиграть ситуацию. В игре часто выявляются проблемные моменты, которые можно проговорить. Например: ”Вот посмотри - я тот мальчик, что тебя задевает, и мне страшно. Может, найдем для этого человека нужные слова?” Уже тем самым вы способны вооружить ребенка должной инициативой.

К сожалению, у родителей нередко наблюдается личный негативный настрой. Мало того, что дети не готовы к перемене летнего образа жизни, сами родители усугубляют такое настроение: ой, опять школа. А школа по сути - это интересно, это место, где много познавательного и увлекательного. Заражайте детей позитивным отношением к школе через собственное позитивное отношение к своей работе. Это облегчит жизнь и тем, и другим.

Источник: РБК

Возвращение к активной жизни после летнего отпуска – сильнейший стресс для организма. Недаром, входя в рабочий ритм, многие чувствуют себя еще более уставшими и раздражительными, чем до того, как уехали отдыхать. Можно ли избежать подобных проблем?

По мнению ученых, причина кроется в психологии и физиологии. За две недели организм человека сильно расслабляется: едва он успевает привыкнуть к отдыху, как надо снова выходить на работу. Это и приводит к стрессу. Его проявления бывают разные: одни становятся нервными, раздражительными и вспыльчивыми, у других наблюдаются апатия, рассеянность, сонливость, подавленность и тоска.

"Независимо от того, где вы отдыхали, на даче или в Арабских Эмиратах, смена места, деятельности, атмосферы, часовых поясов, рациона влияют на ваше состояние. Однако организм человека – мощная самовосстанавливающаяся система, и при желании всегда можно привести в порядок нервную систему, нормализовать сон", - говорит психолог и писатель Наталья Толстая.

Специалисты называют несколько причин послеотпускного стресса. Одна из них – нелюбовь к работе или усталость от профессии. Слабость после отдыха объясняется сбоем биологических ритмов. Каждый человек имеет 24-часовые биологические часы, с помощью которых регулируются фазы сна. Если вы удалились слишком далеко от своего часового пояса, то организм обязательно даст сбой: день путается с ночью, возникают перепады давления, боли в сердце, ухудшается внимание и память.

Многие во время отдыха меняют привычный географический и климатический регион, что также влияет на происходящие в организме процессы. В южных широтах человек страдает от непривычной жары, духоты, влажности или недостатка кислорода. На продолжительность акклиматизации влияют различные факторы: возраст, состояние здоровья, особенности данного географического района. После возвращения домой начинается обратная адаптация организма, которая протекает болезненно и жестко. Наступает дезориентация во времени и пространстве, стресс, сменяющийся депрессией. Чем комфортнее вы чувствовали себя на отдыхе, тем тяжелее проходит адаптация.

Для того чтобы вливание в работу прошло безболезненно, психологи рекомендуют тщательно продумать летний отпуск, спланировать все таким образом, чтобы вернуться домой за 3-4 дня до выхода на работу. Это поможет наладить режим сна (продолжительность сна должна быть не менее 8 часов), адаптироваться к городскому климату, к привычной обстановке, разобрать накопившиеся домашние дела.

По словам специалистов, в первые три дня после отпуска можно позволить себе небольшую раскачку, например, просмотреть документы, изучить ситуацию, сложившуюся за время отсутствия, вспомнить, чем занимались до отъезда, составить план действий. Главное – не надо сразу бросаться в бой, все должно быть в меру, эффективность вашей работы все равно будет ниже обычной.

Несмотря на яркие впечатления от отдыха, лучше не обсуждать эту тему с коллегами, так как это может вызвать их раздражение или зависть, возможно, их отдых прошел не так удачно, как ваш. "Болтовня на работе не понравится вашему начальству, к тому же не все любят слушать истории. Если вы придете на работу с альбомами, начнете день с чаепития и завершите его словами: "Как ужасно на работе!", то вы на бессознательном уровне создадите в офисе отрицательную энергетику", - говорит Н. Толстая. Не нужно жить воспоминаниями и думать о том, что следующий отпуск наступит еще нескоро, подобные мысли лишь ухудшат рабочий настрой.

Вид отдыха также влияет на процесс адаптации к рабочему процессу. Чем активней отдых, тем легче вернуться на работу. Во время отдыха следует держать себя в тонусе: плавать, гулять, ходить на экскурсии, общаться с интересными людьми. Люди, которые занимаются спортом не только во время отдыха, но и в обычной жизни, быстрее адаптируются к работе, перелетам, смене обстановки и восстанавливаются после болезни.

Чтобы организм вернулся в привычный режим, специалисты советуют следить за рационом (очень полезны бананы, апельсины и горький шоколад), больше спать (старайтесь спать днем и вечером ложиться на час раньше) и принимать контрастный душ (улучшает работу сердечно-сосудистой системы).