Уильям джеймс принципы психологии читать. Уильям Джеймс — Один из основателей функциональной психологии

Джеймс Уильям Джеймс Уильям

(Джемс) (1842-1910), американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Брат Г. Джеймса. Единственная реальность, по Джеймсу, - непосредственный чувственный опыт, критерий истины - практическая успешность действия. В психологии развил концепцию «потока сознания» - непрерывно сменяющихся целостных психических состояний; учение об эмоциях - один из истоков бихевиоризма.

ДЖЕЙМС Уильям

ДЖЕЙМС (Джемс) (James) Уильям (11 января 1842, Нью-Йорк - 26 августа 1910, Чокоруа, шт. Нью-Хэмпшир), американский философ и психолог, основатель прагматизма. (см. ПРАГМАТИЗМ)
Жизнь и труды
Начав свое образование с изучения живописи в Ньюпорте, Джеймс поступил затем в Научную школу Лоренса (Lawrence Scientific School) Гарвардского университета (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) , которую двумя годами позже сменил на Медицинскую школу. Продолжил обучение в Германии, где штудировал медицину, физиологию и естественные науки под руководством Гельмгольца (см. ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд) и Вирхова (см. ВИРХОВ Рудольф) . По возвращении в Гарвард Джеймс получил в 1868 степень доктора медицины. После этого он пережил тяжелый душевный кризис, который преодолел только в 1870 благодаря увлечению философией Ш. Ренувье (см. РЕНУВЬЕ Шарль) , утверждавшего миропонимание свободы и творчества. Памяти Ренувье Джеймс посвятил написанную тогда же рукопись «Некоторые проблемы философии» (опубликована она была только после смерти автора). В 1871 при участии Джеймса создается Метафизический клуб, объединивший Ч. Пирса (см. ПИРС Чарлз Сандерс) , Ч. Райта, Дж. Росса, Ф. Эббота и других математиков, естествоиспытателей, юристов, теологов. Джеймс очень высоко оценил доклады Пирса, учеником и последователем которого он стал. После того как в 1873 Джеймса приглашают занять должность профессора Гарвардского университета, он начинает регулярно вести занятия - сначала по анатомии и физиологии, затем по психологии и, наконец, по философии.
Фундаментальный двухтомный труд «Принципы психологии» (1890) приносит ему известность как крупному психологу, а сборник философских работ «Воля к вере» (1897) создает ему репутацию влиятельного мыслителя. Благодаря своим лекциям, пользующимся неизменной популярностью, Джеймс часто получает приглашения из различных университетов США и Европы. Его сочинения, написанные в начале века, - «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Прагматизм» (1907), «Плюралистический универсум» (1909) - провозглашают прагматизм особым философским направлением.
Психология
Отталкиваясь от психофизики Фехнера (см. ФЕХНЕР Густав Теодор) , психологии Вундта (см. ВУНДТ Вильгельм) , концепции сублимированного сознания Бине (см. БИНЕ Альфред) , используя идеи Дарвина (см. ДАРВИН Чарлз Роберт) и Т. Гексли (см. ГЕКСЛИ Томас Генри) , откликаясь также на философские воззрения Маха (см. МАХ Эрнст) , Авенариуса (см. АВЕНАРИУС Рихард) и Бергсона (см. БЕРГСОН Анри) , Джеймс создает оригинальное учение о психическом. Сознание, по Джеймсу, - это слитный, недифференцированный поток мыслей, непосредственных ощущений и впечатлений (stream of thought), индуцируемый непрерывностью нервных возбуждений. Этот нескончаемый витальный поток поставляет материал чистого опыта для наших рефлексий (см. РЕФЛЕКСИЯ) , которые преобразуют его с помощью органических психических структур, отражающих физиологические процессы и телесные движения. Например, мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим. На основе инстинктов формируются привычки, а затем и разум, понимаемый как функциональный и динамический инструмент приспособления к среде.
Радикальный эмпиризм
Единственным веществом мира и одновременно высшей инстанцией познания выступает опыт - чувственный, эмоциональный, религиозный и т. п., определяющий и все мысли, и все вещи. Именно прагматизм, по мнению Джеймса, оказывается самой радикальной формой эмпиризма (см. ЭМПИРИЗМ) , избегающей абстракций, априорных (см. АПРИОРИ) оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем и ложных абсолютов, отличающих так называемую профессиональную философию. Человек извлекает из опыта и комбинирует группы чувственных элементов в зависимости от своего внимания и интереса, поэтому необходимо обращаться к конкретному и доступному многообразию живой природы, к адекватности фактов и поступков, а не к искусственным и умозрительным рационалистическим конструкциям. Непосредственно наблюдаемая Вселенная не нуждается в каких бы то ни было внеэмпирических опорах (support).
Прагматизм как метод
В силу своей нацеленности на конкретность опыта прагматизм Джеймса не привязывается к каким-либо особым результатам или системам мира, а является продуктивным методом. Для сравнения воззрений или теорий надо посмотреть, как будут различаться между собой получаемые из них выводы. Если практические последствия не будут действительно различны, то и соответствующие представления принципиально не различаются. Любые понятия и научные законы представляют собой полезные инструменты в борьбе за существование, выбираемые из соображений удобства. Именно прагматизм позволяет преодолеть догматические претензии на окончательную истину.
Истина
Истинны, согласно Джеймсу, все те идеи, вера в которые полезна и выгодна для нашей жизни. Извлеченные из опыта идеи становятся истинами, когда они демонстрируют свою оперативную способность (satisfactoriness) упрощать и экономить наши усилия, а их практические следствия соответствуют нашим ожиданиям. Истинность идеи - это событие, процесс ее самопроверки и подтверждения (veri-fication). При этом истина может основываться на доверии (кредитная система истин) и должна быть совместима с другими истинами и новыми фактами.
Плюрализм
Поскольку познавать и действовать может только человек, конкретный индивид, причем только в мире собственного относительного опыта, то и мировоззрений, и истин может быть много. Плюралистическая Вселенная Джеймса незамкнута и незакономерна, это «великий цветущий и жужжащий беспорядок», где случай постоянно порождает новое. Многообразие действительности делает ее податливой человеческим усилиям, позволяет создавать множество картин мира. Но не существует такой точки, из которой можно было бы охватить весь универсум так, чтобы выразить его в одной мировоззренческой системе.
Моральный выбор
При всей своей универсальности сам по себе чувственный опыт не способен дать ответ на вопросы морали. Проблемы смысла жизни, свободы, нравственных ценностей неразрешимы с помощью теории, поэтому они требуют прагматического выбора. Факты сами по себе безразличны, ценностно нейтральны - предпочтения задаются воспринимающим индивидом в зависимости от его удовлетворения или разочарования. Джеймс считает достойными выбора те ценности, которые в процессе своей реализации способны подчинить себе меньшее число других и одновременно сохранить богатство возможностей универсума. Единственный регулятор здесь - моральная воля. Следует принять наш горький мир, из которого не изгнан элемент серьезности, и стремиться уменьшить количество зла в нем.
Религиозный опыт
Все богатство форм опыта нуждается в осмыслении, а религиозный опыт - особенно, поскольку мистическое расширяет, по Джеймсу, область воспринимаемого, открывает новые измерения и возможности, обеспечивает контакт с невидимым. Будучи не менее реальным, чем научный, религиозный опыт и не менее полезен, а значит - истинен. Принцип воли к вере позволяет человеку совершать свой эмоциональный выбор в тех случаях, когда рациональные основания отсутствуют. Вера в существование высших сил, занятых спасением мира в смысле наших собственных идеалов, дает надежду на лучшее.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Джеймс Уильям" в других словарях:

    - (James) Джеймс Уильям (James, William) (1842 1910) Американский философ идеалист, психолог. Брат писателя Джеймс Генри (James). Представитель радикального эмпиризма, один из основателей прагматизма. Афоризмы, цитаты Человек самый страшный… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Джеймс Уильям - (1842–1910) американский психолог и философ. Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется, только исходя из эволюционной теории, считающей его орудием адаптации к среде. На этом основании разработал моторно биологическую… … Большая психологическая энциклопедия

    Уильям Джемс (традиционное написание; правильно Джеймс, англ. William James; 11 января 1842, Нью Йорк 16 августа 1910, Чокоруа, Нью Хэмпшир) американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма … Википедия

    ДЖЕЙМС Уильям - (JAMES, William) (1842 1910) Американский психолог и философ. Стремился к тому, чтобы психология подобно экспериментальной физиологии и биологии имела научную основу («Принципы психологии» James, 1890). В философии Джеймс стал основателем нового… … Социологический словарь

    Джеймс, Уильям - см. Джемс, Уильям … Педагогический терминологический словарь

    ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ - (James, William) (1842 1910) канский психолог и философ прагматик, см. Прагматизм … Большой толковый социологический словарь

    Джеймс Уильям Фулбрайт James William Fulbright … Википедия

    Джеймс Уильям Форсайт James William Forsyth Джеймс У. Форсайт Дата рождения 8 августа 1835(1835 08 08) Место … Википедия

«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни,
- потратить жизнь на дело, которое переживёт Вас»

Уильям Джемс

Американский психолог.

Отец Уильяма Джеймса был последователем мистического учения Эммануила Сведенборга , что явно отразилась на взглядах учёного на религию.

Уильям Джеймс развивал концепцию Потока сознания / Stream of consciousness , которую он сформулировал в Принципах психологии / Principles of Psychology в 1890 году.

«… сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь (или ряд) психических явлений», не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно. В сознании нет связок, оно течёт непрерывно . Всего естественнее к нему применить метафору «река» или «поток». Говоря о нём ниже, будем придерживаться термина «поток сознания» (мысли или субъективной жизни)».

Уильям Джемс, Психология, М., «Педагогика», 1991 г., с. 62.

Уильям Джеймс писал в книге «Многообразие религиозного опыта»: «Мой мир - это лишь один из миллиона, равным образом реальных для тех, кто может их выделить. Сколь различными должны быть миры в сознании муравья, каракатицы или краба!».

«Гений похож на человека, который приносит в жертву свою жизнь, чтобы приобрести достаточно средств для спасения от голода своей округи; и в то время, как он, умирающий, но удовлетворённый, приносит сотню тысяч рупий, необходимых для покупки хлеба, Бог отбирает у него эти деньги, оставляя ему лишь одну рупию, со словами: «Вот это ты можешь отдать им; только это ты приобрёл для них. Остальное - для Меня».

Вильям Джемс, Многообразие религиозного опыта, СПб, «Андреев и сыновья», 1992 г., с. 314.

Учёный считал, что психология как наука только формируется:

«Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в её пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, её первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете... Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путём. Нам не известны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология ещё не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой»

Уильям Джемс, Психология, СПб, 1911 г., с. 407.

Уильям Джеймс открывает главу «Воображение» следующим определением: «Ощущение, испытанное однажды, изменяет нервную организацию так, что копии этого ощущения возникают вновь в уме, после того, как исчез первоначальный стимул, вызвавший это ощущение».

Уильям Джемс, Научные основы психологии, Минск «Харвест», 2003 г., с. 329.

Но при этом У. Джеймс добавляет, что эти копии могут быть буквальными или же содержать новые комбинации элементов прошлого опыта.

«Уильям Джеймс не получил школьную подготовку в общепринятом значении этого слова. Но он пережил необычайное многообразие контактов и многое «усвоил» из них, а не из предметов обычной школы. […] …рассматривать Уильяма Джеймса как философа невозможно без внимания к развитию Уильяма Джеймса - человека, то есть к тому, как на это развитие повлияли отношения в его семье и неформальное, но жизненно значимое образование и близость с разнообразными людьми и профессиями. Данный факт является, бесспорно, тем пунктом, который больше всего потряс меня при чтении этих томов. По моему мнению, Уильям Джеймс представляет собой выдающийся поворотный момент в истории американской философской мысли именно потому, что человеческое всегда брало в нём верх над профессионально-философским. Он говорил о самом себе: «Поначалу, чтобы стать физиологом, я изучал медицину, но потом по воле какого-то рока меня занесло в психологию и философию. Философии я нигде никогда не учился. А первой услышанной мною лекцией по психологии была лекция, впервые прочитанная мной самим».

К столетию «Принципов психологии» У. Джемса

Джеме У.

Д40 Психология/Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с. (Классики мировой психологии).ISBN 5-7155-0402-3

В ряду основателей психологической науки заметная роль принадлежит американскому философу и психологу Уильяму Джемсу (1842-1910). В основу настоящего издания положена книга «Психология», вышедшая в 1922 г. Многие из развитых Джемсом представлений не просто составляют часть истории психологии, но подчас помогают понять ее настоящее, глубже исследовать, например, природу личности, ее самосознание.

Для психологов и читателей, интересующихся проблемами психологии.

ISBN 5-7155-0402-3

ББК 88

Научное издание

Джеме УильямПСИХОЛОГИЯ

Зав. редакциейГ. С. Прокопенко Редактор С. Д. Кракова

Художественный редакторЕ. В. Гаврилин

Художник серии В. В. Истомин

Технические редакторы С. Н. Жданова, Т. Е. Морозова

Корректор Л. И. Сорнсва

Сдано в набор 18.12.90. Подписано в печать 27.05.91. Формат 84Х108"/з2, Бумага кн.-журн. Печать высокая. Гарнитура литературная. Усл. печ. л. 19,32. Уч.-изд.л. 20,75+0,02 форз. Усл. кр.-отт.19.9. Тираж 50 000 экз. Зак. 833.Цена 3 руб.

Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по печати,. 11.9034, Москва, Смоленский б-р., Д. 4.Набрано и сматрицировано в типографии издательства Татарскогорескома КПСС. г. Казань, 420066, ул. Декабристов, Д. 2.

Отпечатано с матриц во Владимирской типографии ГоскомпечатиСССР. 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.

© Составление, вступительная статья, оформление. Издательство «Педагогика», 1991

Вступление

Уильям Джеме (1842-1910) -яркая фигура в истории американской и мировой психологии. Он - первый профессор психологии в Гарвардском университете, создатель первой американской психологической лаборатории (1875), его перу принадлежат знаменитые «Принципы психологии» в двух томах (1890). Предлагаемое читателю издание воспроизводит сокращенный вариант этого труда, который был подготовлен самим Джемсом как учебник по психологии в 1892 г. *

В 1990 г. исполнилось 100 лет со времени выхода фундаментальной книги Джемса. Однако можно с уверенностью сказать, что сегодня она представляет для нас не только исторический интерес. Чем же примечателен этот труд? Для ответа на поставленный вопрос обратимся, в частности, к суждениям психологов-современников Джемса.

«...Джемc прежде всего повлиял на современную психологию необычайным мастерством в описании отдельных групп психических фактов, во всей их жизненности и непосредственности, помимо всяких теорий и искусственных построений... У многих после появления «Принципов психологии» Джемса точно спала какая-то повязка с глаз, и мы, так сказать, лицом к лицу встретились с этой непосредственной психической жизнью» - так характеризует влияние книги Джемса Н. Н. Ланге (Психический мир. М., 1914. С. 52-53). «Изложениядушевного движения в психологических учебниках носили слишком академический, слишком условный характер, а Джемс предложил нам сырой материал, привел нас к источнику действительного переживания» - таково суждение Э. Титченера (цит. по: Выготский Л. С. 1 В основу настоящей книги положен,с некоторыми ограничениями и редакционными уточнениями, текст переведенного на русский язык издания 1922 г.

Собр. соч.; В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 96), перекликающееся с вышеприведенным мнением.

Среди основателей науки психологии Джемсу действительно принадлежит особое место. Он не является основоположником психологической школы или системы. По сути, им обозначен целый ряд устремленных в будущее линий продуктивного развития новой, формировавшейся области. «Не прорабатывая деталей, Джемснаметил четко обрисованный широкий план, показывающий другим, в каких направлениях двигаться и как делать первые шаги» - так пишет о вкладе Джемсаавтор одной из известных книг по истории психологии (Thomson R. The Pelican History of Psychology. L„ 1968.P. 127).

Оценивая состояние современной ему психологии, Джемс полагал, что научной психологии пока не существует. Эта область пребывает в ожидании своего Галилея, который преобразует ее в науку. Свою задачу сам Джемс видел в том, чтобы, следуя в основном аналитическому методу непосредственного самонаблюдения, изучать «первичные данные» - душевные явления в их целостности и связи с обусловливающими их физиологическими процессами.

Метод самонаблюдения обращен автором и к естественно складывающемуся личному опыту, и к специально организуемым ситуациям (как, например, в случае с «веселящим газом»). Во многом благодаря этому книга насыщена богатыми данными «его блестящего самонаблюдения» (слова Л. С. Выготского), непосредственным, «живым» психологическим материалом, в известном смысле «узнаваемым» читателем и близким ему. В отечественной психологии после некоторого периода забвения ныне оживляется интерес к возможностям метода самонаблюдения, и в этом отношении книга Джемса представляет собой классическое учебное пособие.

Для психологии Джемса характерен своего рода энциклопедизм: в его поле зрения оказывается широкий спектр явлений человеческой психики - от функционирования мозга до медиумизма и религиозного экстаза. Причем на всех уровнях подход отличается гармонией научной глубины, ясности здравого смысла, философской широты. Возможно, и с этим связан отмечаемый многими читателями (не только специалистами-психологами) эффект чтения книг Джемса с неизменным интересом и удовольствием.

Наряду с уже названными «Принципами психологии» (в двухтомном и сокращенном вариантах) к психоло- гическим работам Джемса относятся «Беседы с учите- лями о психологии» (1899) и «О многообразии религи- озного опыта» (1902). В книгах Джемса найдут для себя интересные материалы и те, кто составляет экспе- риментально-лабораторную модель психологии, и те, кто тяготеет к гуманитарной психологической традиции. В этом отношении его панорамный подход оказался как бы открыт будущему.

В богатом многообразии идей и данных предлагае- мой книги Джемса есть и такие, которые вошли в клас- сический фонд мировой психологии, есть и претерпев- шие изменения к настоящему времени, а есть просто устаревшие. К последним можно, например, отнести многие естественнонаучные представления, которыми оперирует Джемс, в том числе из области физиологиивысшей нервной деятельности. (Кстати, именно поэтому при переиздании опущены главы с III по IX.)

Современная психология во многом по-иному в срав- нении с Джемсом (но не единообразно!) понимает при- роду инстинкта, воли. Этот перечень легко продолжить. Однако в большинстве случаев в психологии Джемса ведином комплексе представлений сочетаются одновре- менно инвариантное, изменчивое и устаревшее. Это весь-

мл характерно для истории науки, и это, з частности, можно увидеть на примере теории эмоций Джемса, его представлений о личности, сознании и т. п. Даже в слу- чае существенного расхождения с Джемсом в интерпре- тации истоков, природы психических явлений мы тем не менее находим у этого автора много интересного и полезного - в их описании, понимании функций, напри- мер в обучении и воспитании.

В целом позицию Джемса отличает психолого-педа- гогический оптимизм, вера в большие возможности во- спитания и самовоспитания. В его психологических ра- ботах рефреном звучит тезис: «Наша судьба находится в наших собственных руках... Ад, ожидающий нас з загробной жизни, о котором нам говорят богословы,-пишет Джеме,- не хуже того ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характер в ложном направлении» (Беседы с учителями о психо- логии. Пг., 1919. С. 49-50).

Джеймс Уильям (ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ) (William James, 1842-1910) - амер. психолог и философ, один из основателей философии прагматизма и функционализма как направления в психологии. Не удовлетворенный элементаристскими концепциями сознания, основания которых их авторы находили в физиологических и физических науках (В. Вундт, Г.Т. Фехнер), Д. считал основой психологии биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к среде, что послужило предметом исследования психологов Чикагской школы (Дж. Дьюи , Дж. Энджелл, Дж. Г. Мид и др.).

Определенную роль в критике господствующего в современной Д. психологии элементаризма сыграли интроспективные описания Д. психической жизни как «потока сознания», в котором невозможно вычленить «атомы» и «ассоциации» как жесткие связи между ними, а можно увидеть постоянное изменение качеств, наличие смутных и малоосознаваемых содержаний, отчетливую избирательность (селективность) сознания и т.п.

Джеймс Уильям известен созданием одной из первых в психологии теории личности. осознание своего личного существования, по Д., имеет 2 стороны:

Я как «познаваемое», которое называл Д. «эмпирическим Я», или «личностью»,
и «Я как познающее», называемое «чистым Я».

Эмпирическое Я имеет следующую структуру

  1. физическая личность (собственная телесная организация, одежда, дом, семья, состояние и т.п.);
  2. социальная личность (признание в нас личности со стороны др. людей: у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен);
  3. духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., ядром которого является чувство активности Я).

Многие понятия, которые Джеймс Уильям использовал для анализа отдельных сторон личности (самооценка, притязания, успех и неуспех и др.), впоследствии развивались в психологии личности. Джеймс Уильям является также автором т.н. периферической теории эмоций, которая парадоксально решала проблему возникновения эмоционального переживания (см . Джемса-Ланге теория эмоций ). См . также Функциональная психология . (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Джеймс Уильям (1842–1910) - американский психолог и философ. Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется, только исходя из эволюционной теории, считающей его орудием адаптации к среде. На этом основании разработал моторно-биологическую концепцию психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание («Принципы психологии», 1890). Членение сознания на элементы отвергалось, и выдвигалось положение о его целостности и динамике («поток сознания»), реализующей нужды индивида. Эти положения стали основополагающими для философии психологических исследований в США. Особое значение придавалось активности и избирательности сознания, а также его функции в жизнедеятельности личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.

Согласно Д., сознание соотносилось не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личности, под которой понималось «все, что человек считает своим». Личность отождествлялась с понятием «Я», рассматриваемым в качестве особой тотальности, имеющей несколько форм: материальную, социальную, духовную. Тем самым намечался переход от чисто гносеологического понимания «Я» к его системно-психологической трактовке и поуровневому анализу. Стремясь трактовать психику в единстве ее внешних и внутренних проявлений, Д. предложил (одновременно с датским анатомом К.Г. Ланге) теорию эмоций, согласно к-рой испытываемые субъектом эмоциональные состояния (страх, радость и др.) представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. Это отражало установку на то, чтобы дать детерминистское, естественнонаучное объяснение чувствам.

Спецификация: Функциональная психология
Уникальное отличие : Один из основателей функциональной психологии и философии прагматизма, предшественник трансцендентальной психологии. Один из самых выдающихся психологов ивлиятельных американских мыслителей своего времени. Отец американской психологии.
Пол: Мужской

Цитаты : 1. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. 2. Человек может изменить свою жизнь, просто изменив свое отношение к ней. 3. Мы пришли в этот мир, чтобы помогать друг другу в нашем путешествии по жизни. 4. Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором. 5. В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир. 6. Чувство собственного достоинства равняется успеху, поделенному на притязания. 7. Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет нас. 8. Каждый день или через день заставляй себя проделывать то, чего ты не любишь делать, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не захватил тебя врасплох. 9. Если вы опечалены, вы не можете сразу же развеселится, но если вы будете сидеть, двигаться и говорить веселым видом, вы невольно воспрянете духом.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог и философ
Основной вклад (чем известен): Джеймс был одним из основателей функциональной психологии и философии прагматизма и предшественником трансцендентальной психологии. Он был наиболее влиятельным американским мыслителем своего времени и отцом американской психологии.
Вклады: 1. Вильяма Джеймса принято считать отцом американской психологии : он написал первый учебник по психологии, он был первым профессором психологии в американских университетах (начал преподавать психологию в 1875 году), так он писал: «Первая лекция по психологии, которую я посетил, была та, которую прочитал я сам».
Он основал первую психологическую лабораторию в США (в 1875 году), но так как эта лаборатория была плохо оснащена и использовалась преимущественно в учебных целях, принято считать, что первая экспериментальная психологическая лаборатория была основана в 1879 году в Германии Вильгельмом Вундтом и в 1883 году в США Стэнли Холлом, а затем уже повторно Вильямом Джеймсом в 1891 году).

2. Функционализм. Как ревностный эволюционист и убежденный сторонник функционализма он заявлял, что сознание, со всеми его функциями, следует рассматривать как орган первичной адаптации к окружающей среде и подчеркивал важность изучения процессов и функций, а не содержаний и структур сознания. Он считал привычку, «базовым телесным принципом» (“bottom a physical principle”).
3. Методы психологии: он использовал интроспекцию, изучение продуктов деятельности и сознания, изучение анатомии и физиологии.
4. Сознание. Он провозгласил, что психическая жизнь представляет собой непрерывно текущее и изменяющееся единство. Он считал, что сущностными признаками сознания является адаптивность, активность, избирательность и телеологичность. Он ввел термин «поток сознания» , который оказал значительное влияние на модернистскую литературу и искусство.
5. Воля. Джеймс утверждал, что воля реализует убеждения, что она первична, а знания инструментальны, а сам разум способен свободно выбирать между любым количеством вариантов.
6. Эмоции. Джеймс в 1884 и Ланге в 1885 году, независимо предложили теорию Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции в первую очередь зависят от наших физиологических реакций: так «мы страдаем, потому что ощущаем, что плачем» или «при встрече с медведем мы убегаем и поэтому начинаем чувствовать страх».
7. Педагогическая психология. Цикл его лекций в Кембридже «Беседы с учителями о психологии» (1899) считается первым учебником по педагогической психологии.
8. Психология религиозного опыта. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) он подчеркивал важность различных «измененных состояний сознания», он также считал, что расширение и углубление диапазона чувствительности может привести к состоянию экстаза и самообновлению или исцелению верой. Он также нтересовался мистицизмом, спиритизмом, телепатией и ясновидением.
9. Теория гениальности. В своих лекциях «Великие люди и их окружение», он заявлял, что гениев надо воспринимать как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина. Он ввел понятие «восприимчивость к историческому моменту» и подчеркивал, что «Гениальность - это всего-навсего непривычный взгляд на вещи.
10. Его философская система включает три состовляющие, волюнтаризм, который утверждал идею свободы воли и «мягкого детерминизма», прагматизм , ставшим основным американским образом мышления и «радикальный эмпиризм », в котором утверждается, что эмпирически наблюдаемая и непосредственно постигаемая Вселенная не нуждается в сверхъестественных объяснениях природных явлений. Джеймс утверждал, что мы никогда не можем доказать истинность идеи, вместо этого, мы должны оценивать полезность идеи, или, как он говорил «денежную стоимость» идеи.
Почётные звания, награды : Член Американской национальной, Берлинской, Королевской Датской и Королевской Прусской академии наук.
Основные труды: Основы психологии (1890), Воля к вере и другие очерки популярной философии (1897), Бессмертие человека: два предполагаемые возражения против доктрины (1898), Многообразие религиозного опыта (1902), Прагматизм (1907), Плюралистическая Вселенная (1909), Смысл Истины (1909), Некоторые проблемы философии (1911), Очерки радикального эмпиризма (1912).

Жизнь:

Происхождение: Уильям Джеймс родился в Astor House в Нью-Йорке. Джеймс был первым ребенком богатого богослова Генри Джеймса и Мэри Уолш.
Образование: Джеймс обучался в частных школах в Нью-Йорке. В Европе Уильям Джеймс учился в школах Женевы, Парижа и Булонь-сюр-Мер. Он также учился в мастерской Уильяма Морриса Ханта в Ньюпорте, штат Род-Айленд. С 1864 учился медицине в Гарвардской медицинской школе и в 1869 году получил степень доктора. В 1875-1876 он прошел курс психологии в Гарвардском университете.
Основные этапы профессиональной деятельности: В 1869 году в Гарварде он получил степень доктора медицины, но никогда не работал врачом.
Джеймс провел всю свою академическую карьеру в Гарвардском университете (1873 — 1907) (в качестве преподавателя по анатомии и физиологии, а также профессора психологии и философии). В 1891 году он, совместно с Мюнстербергом, основал первую в США лабораторию прикладной психологии.
Студенты: знаменитые люди — Борис Сидис, Теодор Рузвельт, Джордж Сантаяна, Гертруда Стайн и психологи — Мэри Уайтон Калкинс, Эдвард Торндайк, Стэнли Холл и Джон Дьюи.
Он встречался с Зигмундом Фрейдом , во время его приезда в Бостон в 1909 году.
Он дважды становивился президентом Американской психологической ассоциации - в 1894 и в 1904 годах.
Основные этапы личной жизни: В молодости Джеймс страдал различными психическими, «душевными» расстройствами.
В 1878 году, в 36 лет, он женился на бостонской учительнице Элис Хоув Гиббенс, они имели пять детей. После женитьбы его неврастения и депрессия полностью прекратились.
Он в равной степени интересовался живописью (в восемнадцать лет он решил стать художником), литературой, философией и наукой.