Рабочая программа внеурочной деятельности "Классная физика" (7 класс).

Немного про физику 7 класс

Одним из новых предметов в седьмом классе является физика. Эта наука позволяет узнать многое о техническом прогрессе, строении вещей, свойствах вещества и тд.
Но при этом физика 7 класса имеет и довольно сложные задачи, которые понять с первого раза может не каждый. Но на нашем сайте вы найдете абсолютно все для того, чтобы с изучением данного предмета не возникало никаких проблем.

Что необходимо для постижения физики в 7 классе?
У нас в широком ассортименте представлены книги и рабочие тетради, где имеются многочисленные задачи по физике 7 класс. На ваш выбор все авторы и редакции, которые рекомендованы министерством образования. Поэтому вам больше нет смысла посещать книжные магазины в реальной жизни.
Также мы предоставляем гдз по физике 7 класса с подробным разбором всех заданий. Благодаря таким материалам, вам не придется тратить время и деньги на дополнительные занятия. Ведь ваш ребенок будет все понимать самостоятельно.
При этом у нас имеются уроки физики 7 класса на видео. Любой ученик сможет пересматривать пропущенный материал большое количество раз. В итоге, о плохих оценках можно забыть навсегда.
Что такое физика в седьмом классе?

Это предмет, который на начальных этапах напоминает природоведение или окружающий мир. Но программа развивается довольно стремительно. Переход от простого к сложному происходит быстро. В итоге, школьнику приходится в самые короткие сроки осваивать применение формул и решать различные задачи.
Справиться с таким натиском поможет решебник по физике для 7 класса, с помощью которого можно сверить ответы и разобрать порядок действий.

У нас имеются все ответы по физике 7 класса, которые необходимы школьнику. Но использовать их следует с умом. Ведь если вы не начнете разбираться в этой науке с самого начала, то потом у вас возникнут серьезные проблемы.

Пояснительная записка Программа включает дополнительный материал по физике, адресована школьникам, интересующимся физическими опытами, конструированием, изготовлением лабораторных и демонстрационных приборов, наблюдениями физических явлений природы, историей физики и мотивированным на повышение уровня общей культуры.

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Цель данного курса: создание условий для развития творческого мышления обучающихся, умений самостоятельно применять и пополнять свои знания через решение практических задач.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач :

    предоставить ученику возможность реализовать интерес к выбранному предмету;

    формировать умение работать в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

    познакомить с методами измерения физических величин, приобрести умения практического использования измерительных приборов; обработки и анализа результатов при решении экспериментальных задач;

    дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;

    углубить и расширить знания основного курса физики, повысить интерес к его изучению.

Программа внеурочной деятельности «Классная физика» адресована обучающимся 7 классов, рассчитана на один год изучения по одному часу в неделю.

Прохождение курса построено на повторении теоретического учебного материала, а также использования дополнительного материала для расширения кругозора обучающихся. Лабораторный и демонстрационный эксперимент не требует специального оборудования, прост в исполнении и доступен для объяснения обучающимся.

Как показывает опыт работы в школе, выбирают курсы по физике не только те обучающиеся, которые могут освоить более сложные вопросы, но и школьники, интересующиеся физическими опытами, конструированием, изготовлением приборов, наблюдениями явлений природы, историей физики. Их познавательные возможности не обязательно превышают средний уровень. Учитывая это, глубина изучения материала, математический аппарат, применяемый при изложении, подбор задач, методика преподавания курса во многом совпадают с принятыми в основном курсе. Однако, они отличаются большей дифференциацией обучения, учетом индивидуальных особенностей школьников, их образовательных запросов.

Содержание учебного материала.
В курсе выделены четыре логически связанных раздела. В ходе знакомства с разделом «Физические величины - азбука физики» на примере физических величин, часто встречающихся в повседневной практике (длина, масса, площадь, температура, плотность и др.), отрабатываются приемы прямого измерения, выражения свойств природы числами. Осваивается умение считывания результата со шкалы прибора с учетом погрешности (половина цены деления), формируется представление об измерении как части физического исследования природы. Рассматриваются ситуации, в которых процесс измерения требует известной сообразительности, смекалки, находчивости.

При изучении разделов «Движение в природе, жизни человека, технике», «Гидро – и аэродинамика», «Механическая работа, мощность, энергия» школьникам предлагается провести ряд вполне законченных исследований. По существу речь идет о феноменологическом описании явлений, установлении закономерностей с помощью совместных измерений. Выполняя исследования, обучающиеся осваивают приемы получения и обработки результатов (графическое, табличное представление), получают представление об ошибке эксперимента. Стоит подчеркнуть, что курс, насыщенный действием, оперированием с предметами (приборами, приспособлениями), отвечает возрастным особенностям детей 12-13 лет, еще не готовых «копаться» в безупречных логических построениях, но любящих действовать, фантазировать, изобретать. В таком курсе каждый ребенок получает возможность проявить свои способности (интеллектуальные, практические, конструкторские, художественные). Работа в группе позволяет реализовать «учение с увлечением», учение через общение.

Предполагается, что освоение курса обучающимися позволит сформировать устойчивую мотивацию к предмету;

Формы организации занятий: практические работы, учебные проекты, теоретические занятия, экскурсии.

Программа основывается преимущественно на активных формах обучения (лабораторные работы, самонаблюдения, экскурсии, интерактивные методы) и отсутствии обязательного домашнего задания. Для реализации программы имеются видеоматериалы, компьютерные программы, подобрано оборудование. Занятия проводятся в кабинете физики, компьютерном классе, библиотеке школы.

К средствам обучения по этому курсу относятся: физические приборы, учебные пособия по физике, справочные материалы, научно-популярная литература, дидактические материалы, компьютерные обучающие программы

Предусматривается итоговый и промежуточный контроль (анкетирование, индивидуальные собеседования, круглый стол с защитой эксперимента). Система контроля – безотметочная.

Личностными результатами обучения физике в данном курсе являются:

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.)

Предметные результаты обучения физике представлены в содержании курса по темам.

В процессе обучения у обучающихся формируются метапредметные учебные действия:

    строить план исследования;

    самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения практической работы;

    проводить простые измерения и выполнять обработку результатов;

    участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения;

    применять теоретический материал к решению практических задач.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

    основные законы и понятия различных разделов физики;

    цикл познания в естественных науках: фактов, гипотез, экспериментов, следствий.

Тематическое планирование

Содержание программы

Тема 1 «Физические величины - азбука физики» (7 час.)

Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир. Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы.

Практические работы.

    Измерение роста человека с помощью разных линеек.

    Определение толщины нити или проволоки.

    Наблюдение за строением вещества.

Тема 2 «Движение в природе, жизни человека, технике» (13 час.)

Механическое движение, его виды: поступательное, вращательное, колебательное. Плотность. Ареометр. Сила - векторная величина. Вес тела. Невесомость. Давление.

Практические работы.

    Измерение скорости вращения минутной стрелки часов.

    Наблюдение равномерного и неравномерного движения.

    Определение скорости диффузии в жидкости.

    Определение скорости диффузии в газах.

    Измерение плотности твердых тел правильной формы.

    Определение силы мышц руки человека.

    Измерение силы тяжести, действующей на тело известной плотности с использованием мензурки.

    Изучение явления невесомости и перегрузки.

    Расчет давления, производимого человеком на почву.

    Определение массы латуни и алюминия в капроновом мешочке, не раскрывая его.

Тема 3 «Гидро - и аэродинамика» (8 час.)

Давление газов. Пневматические машины и инструменты. Давление жидкости. Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля. История открытия атмосферного давления. Барометр. Альтиметр. Сила Архимеда.

Практические работы.

    Обнаружение зависимости давления газов от температуры.

    Измерение давления жидкости на дно сосуда.

    Выявление зависимости атмосферного давления от высоты.

    Определение силы Архимеда для тел правильной формы известной плотности.

Тема 4 «Механическая работа, мощность, энергия» (5 час.)

Механическая работа. Мощность. Энергия. Подвижный и неподвижный блок. Практические работы.

    Измерение развиваемой мощности при подъеме на высоту.

    Определение выигрыша в силе при использовании подвижного блока.

    Измерение потенциальной энергии силы тяжести.

Экскурсия. (1 час.)

Практические работы Приложение 1 «Измерение роста человека с помощью разных линеек».

Оборудование: линейки длиной 20 см, 40 см и 1 м, ростомер переносной.

Задание: измерьте свой рост или рост своего товарища, используя разные линейки и ростомер. Запишите результаты в таблицу и сравните их.

Сделайте вывод. 2 «Определение толщины нити или проволоки» Оборудование: проволока, линейка, карандаш, штангенциркуль. Задание: намотайте 10-20 витков нитки или проволоки на карандаш плотно друг к другу, измерьте длину получившейся намотки, а затем поделите на число витков. Вы получите диаметр проволоки. Проверьте правильность ваших измерений штангенциркулем. Сделайте вывод.
3 «Наблюдение за строением вещества» Оборудование: микроскоп, различные сыпучие вещества (мел, песок, уголь, поваренная соль). Задание: рассмотрите вещества под микроскопом и нарисуйте строение. Сделайте вывод. 4 «Измерение скорости вращения минутной стрелки часов» Оборудование: различные циферблаты часов, нитка, линейка. Задание: прикладывая нитку по краю циферблата, измерьте длину окружности. Вспомните, за какое время минутная стрелка совершает один оборот по окружности и формулу скорости. Найдите скорость вращения стрелки. Сделайте вывод. 5 «Определение скорости диффузии в жидкости» Оборудование: три сосуда с водой разных температур (20 0 С, 40 0 С, 80 0 С), крупинки марганцовки, пинцет. Задание: разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и пронаблюдайте за изменением окраски воды. Сделайте вывод. 6 «Определение скорости диффузии в газах». Оборудование: два флакончика с одинаковым одеколоном, спиртовка или свеча, часы. Задание: эти эксперименты желательно проводить в двух помещениях с одинаковой температурой. Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами места. Затем повторите опыт, предварительно немного нагрев пробирку с одеколоном. Сделайте вывод.
7 «Измерение плотности твердых тел правильной формы» Оборудование: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела правильной формы, линейка Задание: измерьте необходимые размеры твердого тела и вычислите его объем. Затем определите с помощью рычажных весов массу этого тела. По этим данным определите плотность. Сделайте вывод. 8 «Определение силы мышц руки человека» Оборудование: силомер. Задание: сожмите 3-4 раза силомер сначала левой рукой, а затем - правой. Определите средние значения силы ваших мышц левой и правой рук.
9 «Измерение силы тяжести, действующей на тело известной плотности с использованием мензурки» Оборудование: мензурка, 3-4 тела. Задание: измерить объемы тел мензуркой. Рассчитать массу тела, а затем силу тяжести и сравнить с силой тяжести, измеренной с помощью динамометра. Сделать вывод. 10 «Изучение явления невесомости и перегрузки» . Оборудование: динамометр, набор грузов. Задание: исследуйте явления невесомости и перегрузки при движении динамометра вверх и вниз. Опишите, что вы заметили, (если вы будете бросать динамометр, то на пол обязательно постелите что-нибудь мягкое).
11 «Наблюдение равномерного и неравномерного движения» Оборудование: парашют с грузом, наклонная плоскость, несколько шариков. Задание: пронаблюдайте за движением указанных в таблице тел и выясните: равномерное оно или неравномерное.
12 «Расчет давления, производимого человеком на почву» Оборудование: весы, миллиметровая бумага, карандаш. Задание: встаньте на миллиметровую бумагу и постарайтесь как можно точнее обвести карандашом свою ступню. Посчитайте площадь опоры. Измерьте свою массу и определите по формуле давление, производимое вами на почву. 13 «Обнаружение зависимости давления газов от температуры» Оборудование: 3-4 воздушных шарика. Задание: надуйте шарик. Поместите его сначала в холодильник или на улицу за окно, а затем в теплое место возле батареи или печи. Что происходило при этом с объемом шарика? Сделайте вывод. 14 «Измерение давления жидкости на дно сосуда». Оборудование: 3-4 сосуда с различными жидкостями, линейка. Задание: линейкой измерьте высоту столба жидкости и рассчитайте ее давление на дно сосуда.
15 «Выявление зависимости атмосферного давления от высоты». Оборудование: барометр, веревка длиной 10-30м. Задание: поднимаясь с этажа на этаж школы, измерьте атмосферное давление. Результаты запишите в таблицу. Высоту вашего расположения относительно земли предлагаем определить с помощью веревки. Сделайте вывод.
16 «Определение силы Архимеда для тел правильной формы известной плотности» Оборудование: линейка, 3-4 тела правильной формы, таблица плотностей. Задание: измерьте размеры тел и вычислите объем. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на эти тела в воде и масле.
17 «Измерение развиваемой мощности при подъеме на высоту» Оборудование: часы, весы бытовые, веревка длиной 10 -20 м, линейка. Задание: измеряя время подъема пешком на 3-4 этаж, рассчитайте мощность, которую вы развиваете. Проделайте опыт 3-4 раза(поднимаясь медленно, быстрым шагом, бегом) . Сделайте вывод.
18 «Определение выигрыша в силе при использовании подвижного блока» Оборудование: подвижной блок, динамометр, веревка, 3-4 груза, линейка. Задание: равномерно поднимая груз на блоке, измерьте силу, действующую на веревку. Измерьте высоту, на которую поднят груз. Измерьте силу без блока. Рассчитайте работу, которую необходимо совершить при поднятии груза с помощью блока и без него. Сделайте вывод.
19 «Измерение потенциальной энергии силы тяжести» Оборудование: рычажные весы, разновесы, линейка, 3-4 тела. Задание: измерьте массу тела и высоту, на которой он находится от поверхности пола. По этим данным рассчитайте потенциальную энергию силы тяжести.

Рабочая тетрадь учащегося 7________ класса для изучения темы «Введение».

Урок № 1 «Что изучает физика. Наблюдения и опыты».

Физика – наука _________________________________________________

биология _______________ ______________ _____________

Материя-_______________________________________________________

Вещество-_______________________________________________________

Тело-___________________________________________________________

Приведите пример:

Из каких веществ состоят следующие физические тела:

Линейка _________________, капля росы ____________________,

Чашка __________________.

Физические явления-_____________________________________________

Примеры явлений:

Назовите слово, обозначающее физическое тело.

А. Тетрадь. Б. Бумага. В. Воздух. Г. Вода .

Назовите слово, обозначающее физическое явление.

А. Алюминий. Б. Ложка. В. Секунда. Г. Кипение

Как изучают явления?

Измерения гипотеза выводы

Фронтальный опыт

Перенос жидкости из одного сосуда в другой.

Цель опыта : найти способ переноса жидкости из одного сосуда в другой, не касаясь этих сосудов.

Приборы и материалы : сосуд с водой, пустой сосуд (вместимостью меньше) и стеклянная трубка.

Задание : перенести воду из одного сосуда в другой, не касаясь их.

Урок № 2 «Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений».

Что значит измерить физическую величину?________________________

______________________________________________________________

высота масса ____________ ______________

Международная система единиц СИ

Основные единицы

Длина- __________ (1 м)

Время -_____________ (1 с)

Масса- ______________ (1 кг)

Физический прибор_____________________________________________

______________________________________________________________

Для того чтобы определить цену деления, необходимо:

-______________________________________________________________

_______________________________________________________________

-_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Определите цену деления следующих приборов:

ЦД=____________________ ЦД=_______________________________

ЦД=_____________________ ЦД= ______________________________

ЦД=________________________

Определите цену деления:

1. ___________________________

1. 2. ___________________________

3.____________________________

4.___________________________

В физике допускаемую при измерении неточность называют ________________________________________________________________

Чем __________ цена деления, тем ___________ точность измерения.

Запишите длину стороны с учетом погрешности измерений._____________________________________

Урок № 3 Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора».

Цели : научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости.

Приборы и материалы : мензурка, стакан, колба, окрашенная вода

Задание:

Результаты

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание

  1. Какой множитель означают приставки мега-, санти-, деци-?

____________________________________________________

  1. Запишите в стандартном виде: 100; 6400000; 0,00032.

100=___________

6400000=__________

0,00032=________

Предварительный просмотр:

М.В. Ломоносов

Аристотель

специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства. Физическое тело Вещество Материя Физические явления Физическая величина Физический прибор Физические термины

Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет. Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений. Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

МАТЕРИЯ означает все то, что существует во Вселенной Вещество- то, из чего состоят окружающие тела Поле - особый вид материи, отличный от вещества

Механические явления Электрические явления Магнитные явления Оптические явления Акустические явления Тепловые явления Атомные явления Физические явления

Физическим телом называют любое из окружающих тел: каплю воды, тетрадь, школу, птицу, песчинку и др. Физические тела могут иметь определенную форму и занимать некоторый объем тела одинаковой формы, но разного объема Тела разной формы, но одинакового объема

Источники физических знаний наблюдения опыты

Установите соответствие явление вещество тело движение Звук телефона Горение свечи стекло Ель Железо игрушка Планета

1. Что изучает физика? 2. Почему физика помогает человеку занять главенствующее положение среди живых организмов? 3. Как взаимодействуют физика и техника? 4. Верно ли утверждение: «Физика является фундаментом, основой всех естественных наук?» 5. С какими наиболее общими физическими понятиями вы познакомились на этом уроке? Ответь на вопросы:

Домашнее задание §§ 1–3 Л: №12 принести тетради 12 или 18 листов: для контрольных работ по физике для лабораторных работ по физике

1 . А.В.Перышкин «Физика 7 класс» Дрофа, 2010 2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач М.Просвещение 2009г. Картинки http://www.google.ru/search?h Портреты ученых http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&biw Видео http://www.youtube.ru Литература и интернет ресурсы


Водный урок «Что изучает физика» в 7 классе

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.

Научить различать физические явления и тела.

Познакомить с методами изучения физики.

Воспитательные:

Показать значение познания мира через мышление.

Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Развивающие:

Развивать внимание и любознательность.

Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Структура урока:

Организационный этап (1 мин).

Мотивационный этап (8 мин).

Изучение нового материала (25 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (1 мин).

Ход урока:

Организационный этап

Прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие в мир физики, давайте определимся с учебниками и тетрадями:

1. Учебники

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;

2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;

для контрольных работ по физике.

Сборник задач по физике Лукашик В.И., Иванова Е.В. 7- 9 классы.

2. Мотивационный этап

Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»

Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Что изучает физика? - спросите вы. Я отвечу: «Физика - это всё, что нас окружает!!!...»

Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.

В течение всей своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо - синее, трава - зелёная, клубника - красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас - это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика.

Изучение нового материала

Сейчас посмотрим с вами фильм.

3.1. Просмотр обучающего фильма «Что изучает физика»

Классификация физических явлений:

1. К первой группе явлений относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. Такие явления называются механическими явлениями .

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.

2. Ко второй группе явлений относят явления, связанные с электрическим током. Такие явления называются электрическими явлениями .

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.

3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления называются магнитными явлениями.

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.

4. К четвёртой группе явлений относят явления, связанные со светом. Такие явления называются оптическими , или световыми явлениями.

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.

5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.

6. К шестой группе явлений относят явления, которые связаны со звуком. Такие явления называются акустическими , или звуковыми явлениями.

Все эти явления изучаются в физике.

Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?

На доске вывесить карточки в процессе рассказа

механические

звуковые

тепловые

электрические

световые

магнитные

Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике - это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике - это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея) А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…

3.2 Физические термины

Любая наука использует свои специальные слова - научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Запишем определение

(вывести определения на экран для самых медлительных учеников):

Физическое тело - это каждое из окружающих нас тел.

Приведём примеры физических тел: мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.

Все объекты и физические тела являются материей . Всё что нас окружает материально. Вода, воздух, звёзды - любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Таким образом, запишем определение:

Материя - всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.

Вещество - это материал из которого состоят физические тела.

Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.

Так, гвоздь - физическое тело, железо - вещество;
стол - физическое тело, дерево - вещество;

капля воды - физическое тело, вода - вещество.

Другой вид материи - поле - существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое - нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, не смотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.

3.3. Методы исследования физического явления

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?

Что я держу в руках? (апельсин).

Как вы узнали что это апельсин?

Что мы делаем сейчас? (смотрим на апельсин, наблюдаем за ним: он оранжевого цвета, пористый)

Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры - почувствуем запах апельсина, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент.

(Показывать портреты учёных ученикам)

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Но в одно прекрасное время древнегреческий учёный Архимед, воскликнув «Эврика!», провёл опыт, разоблачив тем самым мошенничество с царской короной. (Легенда об Архимеде)

В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.

Ведь наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную» сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля плоская.

Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.

Для этого мы бросаем два этих тела и наблюдаем результат. На основании этого опыта мы можем сказать, что тело, которое тяжелее падает быстрее. Но мы не можем ответить на вопросы «Почему оно падает быстрее?» ; «Что будет, если оба тела незначительно отличаются по массе?»

И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин . Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

По прошествую эксперимента выводят физический закон .

Просмотр обучающего фильма «Как замерзает мыльный пузырь»

Закрепление изученного материала

Задачник Лукашик №1, 4, 5.

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженного, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет)

Домашнее задание

Выписать в «физический словарь» понятия:

1. Что такое «физика»?

2. Что такое «физические явления»?

3. Что такое «физическое тело»?

4. Что такое «вещество»?

5. Что такое «материя»?

Урок «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» является одним из уроков рабочей программы по физике, составленной на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7 классе, авторской программой А.В. Перышкина и в соответствии с выбранным учебником: А.В. Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.

Урок по данной теме входит в раздел «Введение». Он является для учащихся первым уроком по новому предмету – физике. Отсюда особенное значение этого урока.

Так как ученики 7 класса, первый раз пришедшие на урок физики, не имеют представления, что они будут изучать, то задача учителя – заинтересовать учащихся с первого урока, представить материал так, чтобы ученики почувствовали жажду новых знаний и ждали следующего урока. Важно показать на первом уроке всю красоту физики, в яркой и увлекательной форме показать широкое ее применение на практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, зажечь ученика стремлением как можно больше узнать, понять.

Поэтому актуализация опорных знаний на уроке проведена в виде отгадывания кроссворда, объяснение нового материала – в виде презентации.

На уроке также проводится закрепление материала. Затруднений при ответе на предложенные вопросы многие учащиеся не испытывают.

После рассмотрения всего материала урока учащимся предлагается демонстрация нескольких опытов, объяснения которым будет дано на последующих уроках. Учащиеся с любопытством, интересом и восторгом воспринимают “фокусы”, пытаются их объяснить по-своему. Важно подчеркнуть, что все эти фокусы ребята скоро сами смогут объяснить, нужно только знать физику. Опыты на первом уроке возбуждают интерес учащихся к физике, заставляют воспринимать окружающий нас мир с другой точки зрения – с точки зрения науки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отгадайте загадки 2. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. 1. Этот глаз - особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет Самый точный ваш портрет. 3. Свернешь - клин, Развернешь - блин.

Отгадайте загадки 4. Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. 5. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. 6. День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но все я слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ.

ФИЗИКА наука о природе

Аристотель. В сочинениях древнегреческого ученого Аристотеля впервые появилось слово физика («фюзис» - природа). АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского

В русский язык слово «физика» ввел в 18 веке М. В. Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

География Биология Астрономия физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д. объясняет, например, как вода из почвы поступает к веткам; почему окунь и камбала имеют разное строение скелета изучает климат изучает растения и животный мир изучает звезды, планеты объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Явления – изменения, происходящие в окружающем нас мире

Физические явления Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые

Механические явления Движение самолетов и автомобилей Обращение Земли вокруг Солнца и спутников вокруг Земли Качание маятника

Электрические явления Электрический ток Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел

Магнитные явления Действие магнитов на железо Влияние Земли на стрелку компаса Магнитное взаимодействие токов

Тепловые явления Таяние льда Кипение воды Образование снега Действие электронагревательных приборов

Звуковые явления Звучание камертона, музыкального инструмента (гитары), голоса

Световые явления Распространение света в различных средах Отражение света от зеркал Свечение различных источников

Главная задача физики Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений

Физические термины Материя Физическое тело

Физическое тело – предметы, которые нас окружают

Материя Весь мир – материя, мой друг, Не та, что для штанов иль платья, А всё, что только есть вокруг Материально. Должен знать я. И ты запомни. Но мир материи, так жаль, Иллюзий нас лишает скоро. Есть вещество и есть поля. Поля, конечно, не с картошкой: Магнитное несет Земля И гравитации немножко. А из веществ – и ты, и я, Автомобиль, и дом, и кошка.

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания Вещество – то из чего состоит физическое тело Поле – особый вид материи, который обнаруживается по его действию

Как ученые изучают физические явления? Наблюдения Опыты

НАБЛЮДЕНИЯ Аристотель Архимед Герон Птолемей

ОПЫТЫ Рене Декарт Блез Паскаль Эванджелиста Торричелли Галилео Галилей

Что изучает наука физика? Физика Наука о природе Изучает явления Использует понятия Использует методы Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые Тело Вещество Материя Наблюдение. Опыты. Математический расчет и вывод.

Физика объясняет Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града? Физика объясняет многие явления в нашей жизни: Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз. Почему масло в воде всплывает. Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка. Почему окна зимой замерзают. Почему нельзя работать со сваркой под дождем. Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном. Сколько весит тело, когда оно падает? Особенностью физики является то, что она изучает все!

Закрепление материала

Что из перечисленного является физическим телом? Тетрадь Воздух Бумага Вода

Какое из слов обозначает вещество? Капля воды Земля Железо Айсберг

Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. Физические тела Вещества Явления

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением?

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением?

Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

Домашнее задание. § 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов

Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:

«Что изучает физика.

Наблюдения и опыты»

7 класс

Кравцова Татьяна Викторовна

Учитель физики МОУ «СОШ №6»

Кольчугино 2010

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
  2. Пояснить связь физики с другими науками.
  3. Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
  4. Выявить источники физических знаний.
  5. Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.

Ход урока

1. Организационный момент.

На доске написана тема урока в виде: «Что изучает …….?»

Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайды 1 и 2) (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):

1. Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

2. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

3. Свернешь - клин,

Развернешь - блин.

4. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

6. День и ночь стою на крыше,

Нет ушей, но все я слышу,

Вдаль гляжу, хотя без глаз,

На экране мой рассказ.

Таким образом формулируется тема урока и затем сообщаются его цели.

2. Изучение нового теоретического материала. (Лекция учителя, сопровождаемая презентацией)

Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика. (Слайд 3)

Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 4)

В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)

Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.

Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.

Примеры (Слайд 6) :

География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.

Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.

На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.

Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями . (Слайд 7)

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. (Слайды 8-14)

Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 15)

Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как материя и физическое тело . (Слайд 16)

Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 17)

Все объекты и физические тела являются материей. (Слайд 18)

Весь мир – материя, мой друг,

Не та, что для штанов иль платья,

А всё, что только есть вокруг

Материально. Должен знать я.

И ты запомни.

Но мир материи, так жаль,

Иллюзий нас лишает скоро.

Есть вещество и есть поля.

Поля, конечно, не с картошкой:

Магнитное несет Земля

И гравитации немножко.

А из веществ – и ты, и я,

Автомобиль, и дом, и кошка.

Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом. (Слайд 19)

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.

Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (Слайд 20)

Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. (Слайд 21)

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (Слайд 22)

А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради) (Слайд 23)

Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд 24)

Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?

Физика объясняет многие явления в нашей жизни:

  1. Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
  2. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
  3. Почему масло в воде всплывает.
  4. Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
  5. Почему окна зимой замерзают.
  6. Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
  7. Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
  8. Сколько весит тело, когда оно падает?

Особенностью физики является то, что она изучает все!

3. Закрепление материала. (Слайд 25)

1. Что из перечисленного является физическим телом? (Слайд 26)

  1. Тетрадь
  2. Воздух
  3. Бумага
  4. Вода

2. Какое из слов обозначает вещество? (Слайд 27)

Дождь

Звезда

Железо

Ветер

Компас

Масло

Молния

Воздух

Кислород

Землетрясение

4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 29) (Да.)

5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 30) (Нет.)

6. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Слайд 31) (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).

4. Домашнее задание. (Слайд 32)

§ 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов

5. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».

1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.

2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.

3. У меня в руках 2 яйца. Одно уже сварено, другое – нет. Как определить, где какое яйцо? Конечно, можно их разбить и проверить! А если не разбивая? (Нужно их вращать. Вареное яйцо будет вращаться быстрее. Провести проверку, очистив вареное яйцо.)

4. «Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку. Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)