Психологический портрет идеального руководителя образовательного учреждения. Войти забыли пароль


Подобные документы

    Подходы к изучению личности руководителя, основные принципы составления его психологического портрета согласно теориям менеджмента. Характеристика ряда качеств, которые требуются для его профессионального успеха. Классификация стилей руководства.

    презентация , добавлен 26.07.2015

    Система деловых качеств руководителя, необходимых для успешного руководства. Этические нормы поведения руководителя, потенциальные ограничения в эффективной деятельности. Умение формирование коллектива, качества лидера. Методы оценки качеств руководителя.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Способность руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Психологические типы личности руководителя. Мотивы деятельности руководителя и формирование стиля руководства, его компоненты.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Анализ совокупности личностно-психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата. Методы оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на управление коллективом.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Психологические закономерности управленческой деятельности, требования, предъявляемые к личности руководителя. Влияние личностных качеств руководителя на успешность его деятельности. Стили управления коллективом и способы развития управленческих качеств.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Личность современного руководителя. Факторы, влияющие на формирование имиджа. Соотношение экстраверсии и интроверсии в личности. Понятия этики и этикета. Организация работы над созданием имиджа руководителя. Проблема становления руководителя как личности.

    реферат , добавлен 20.02.2012

    Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя, социальные характеристики. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными. Стили управления коллективом.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2009

    Личностные качества руководителя. Что нужно уметь, чтобы стать лидером в управлении. Особенности российского лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива. Создание в коллективе рабочей обстановки. Нормы этикета в деятельности руководителя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Подходы к изучению личности руководителя, основные принципы составления его психологического портрета согласно теориям менеджмента. Характеристика ряда качеств, которые требуются для его профессионального успеха. Классификация стилей руководства.

    презентация , добавлен 26.07.2015

    Система деловых качеств руководителя, необходимых для успешного руководства. Этические нормы поведения руководителя, потенциальные ограничения в эффективной деятельности. Умение формирование коллектива, качества лидера. Методы оценки качеств руководителя.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Способность руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Психологические типы личности руководителя. Мотивы деятельности руководителя и формирование стиля руководства, его компоненты.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Анализ совокупности личностно-психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата. Методы оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на управление коллективом.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Психологические закономерности управленческой деятельности, требования, предъявляемые к личности руководителя. Влияние личностных качеств руководителя на успешность его деятельности. Стили управления коллективом и способы развития управленческих качеств.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

1)Биографические характеристики (пол,возраст,образование)

Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Роль соцокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус-мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов. Успех женщин-руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей-личным качествам (Р.Рене, США). Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать этого не приходится. Вторая группа факторов проявляется в большей зависимости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятия сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф.Денмарк, А.Иглн, Б.Джонсон ценят «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Большинство исследователей придерживается противоположной точки зрения: повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М.Рихтер).(1)

Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. Современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера: более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей-генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. В Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности-63,5 года, в США-59 лет (Т.Коно). Вице-президенты несколько моложе-примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет, и занимает этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффективных руководителей весьма зрелого возраста-старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейпш») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале-знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров и сложно определить четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.(1)

Образование. К объективным факторам эффективного руководства относится социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф.Е.Фидлер: «Лучший способ стать президентом компании-родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных примеров, но корреляция (лат. Соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим положением и занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование: выходцы из богатых семей имеют более широкие возможности получения самого лучшего образования и места работы. Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъективными факторами эффективной менеджерской деятельности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уровня интеллекта.

Основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Практический интеллект - способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект - способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

Адекватная самооценка - выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Общие и специальные способности руководителя.

Общие организаторские способности:

I общеуправленческие, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности, как типа профессиональной деятельности.

Были раскрыты Уманским и включают в себя:

1. психологическая избирательность, которая проявляется в следующем:

Быстрое, точное, неосознанное отражение психологических составляющих других людей

Эмоциональная синхронность, заключается в эмпатии

Возможность быстро и адекватно охарактеризовать психические способности других людей

Избирательная психологическая память и наблюдательность

Склонность к психическому анализу

2. практический психологический ум:

Адекватное распределение обязанностей, с учетом индивидуальных особенностей людей.

Быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний

Способность вызвать стимулирующие мотивы деятельности

Найти пути и способы заинтересовать людей делом

Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психических различий людей при объединении для выполнения коллективной деятельности

Высокая степень обучаемости

3. психологический такт

Чувство меры во взаимодействии с людьми

Речевая адаптация к разным людям

Чувство ситуации

Чуткость, простота в общении

Объективность подхода к подчиненным

4. общественная энергичность.

Эмоционально- речевое воздействие

Волевое побуждение

Логическая убедительность

Уверенность в своих силах

Вера в дело и возможность его осуществить

Оптимизм

Способность рисковать

5. требовательность.

Смелость

Постоянство

Гибкость

Самостоятельность

Разнообразие форм выражения

Индивидуализация

6. критичность.

Критичная наблюдательность, как умение увидеть недостатки

Самостоятельность

Доброжелательность

Логичность и аргументация критики.

7. склонность к организаторской деятельности.

Спонтанное включение в организаторскую деятельность.

Принятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей

Эмоционально положительное самочувствие при выполнении.

Основные способности, обусловливающие эффективное выполнение отдельных управленческих функций:

1. способность к целеполаганию

Способность к генерированию, формулированию и определению приоритетов цели

Способность к формулированию цели перед подчиненными

2. способность к прогнозироваию

Умение руководителя предугадать развитие событий и строить управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно- прогностической стратегии.

3. способность к планированию.

4. способность к принятию решений. Не компенсируема.

5. коммуникативные способности.

В психологическом плане базируются на: общительности, эмпатичности, рефлексивности…

6. мотивирующие

7. способность контроля.

Адекватная оценка результатов деятельности подчиненных и следующая за ней поощрительные или карательные санкции.

II специальные способности.

Связаны с развитием основных психических процессов. Чем выше уровень развития, тем выше показатель эффективности. Долговременная память является основой профессионального опыта. Оперативная основой реализации функций оперативного управления. Развитие перцепции, имажинативные процессы, практическое мышление.

Личностные черты руководителя.

1. Доминантность и уверенность в себе как профессионально важные качества личности руководителя.

Наиболее известной, содержащей характеристики качеств личности руководителя является работа Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3 тыс испыт. В результате сравнительного частотного анализа были выделены следующие качества личности руководителя:

Доминантность (господство, влияние). Черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности- механизма властных отношений. Результаты исследования показывают, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя- подчиненных, последние реализуют свой рабочий потенциал на 60%. Предпосылка авторитарного стиля руководства.

Уверенность в себе

2. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость руководителя.

Эмоциональная стабильность

Спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям. Повышенная эмоциональная стабильность предполагает снижение непосредственно эмоционального реагирования на проблемы и повышение роли рационального компонента понимания. Негативной составляющей, возникшей у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью могут многократно отражать в состояниях подчиненных, что влечет за собой снижение эффективности всей совместной деятельности группы или коллектива. Результаты исследования показали, что успешное продвижение по службе те или иные достижения на работе и в целом успех в жизни на 80% зависит от эмоционального компонента и на 20% от когнитивного.

Стрессоустойчивость- умение саморегуляции. Г.Селье впервые выделил стресс как широкий спектр состояний повышенной напряженности, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Основные стрессоры управленческой деятельности:

1.фактор информационной нагрузки

2.фактор информационной неопределенности

3.фактор ответственности- основной стрессор т к включает в себя ответственность за результат, за себя, за других

4.фактор дефицита времени

5.фактор межличностных конфликтов

6.факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов

7.фактор поля фокусности поведенческой деятельности. Необходимость выполнения многих функций приводит к интерференции.

8.система внешне средовых факторов:

Факторы конкуренции

Факторы влияния криминогенной среды

Факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики

В зависимости от степени стрессоустойчивости выделяют 3 типа личности руководителя:

1 могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время адаптируясь к стрессу (стресс «вола»)

2 даже при относительно коротких стрессовых воздействиях дают сбои (стресс «кролика»)

3 могут эффктивно работать только в состоянии стресса (стресс «льва»)

Условия стрессоустойчивости:

1. параметр интернальности/ экстернальности

2. общая мотивационная направленность личности (на себя- личностно-карьерная; на дело –социально-профессиональная).

Формы поведения в условиях стресса:

1 контроль страха

2 контроль опасности.

3. Креативность, мотивация достижения успеха, предприимчивость, независимость.

Креативность- творческие способности т.е способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и продуцировать новые идеи. Характеристики креативности руководителя:

1 беглость

2четкость

3 гибкость мышления

4 чувствительность к проблемам

5 оригинальность

6 конструктивность

7 изобретательность

Креативный метод в управленческой деятельности основывается на:

1 открытом и критическом мышлении. В открытом мышлении акцент делается на активное поощрение как можно большего количества оригинальных идей независимо от возможности их реализации и от того насколько они аргументированы.

Характеристики: эмоциональность и полностью интуитивное действие, комбинация самых разнородных новых элементов, нет запретов.

Критическое мышление предполагает рациональное обсуждение идей с учетом таких параметров как направленность идей на решение задачи, время, бюджет…

Характеристики: аналитичность, практичность реализации идеи, ориентация на политические и экономические реалии.

2 алгоритм креативного процесса в виде 5 стадий.

Информационная

Инкубация- важнейшая стадия на которой происходит творческая работа на бессознательном уровне. Собрав нужную информацию делают перерыв.

Озарение- идеи приходят спонтанно.

Интеграция- объединение идей, доведение до окончательной формы

Иллюстрация- определение какие идеи будут осуществлены, а какие нет.

3 креативный метод- техники открытого мышления. Важнейший катализатор креативного мышления, который позволяет стимулировать генерацию множества идей, комбинировать разные элементы, создавать новые сочетания, поддерживать креативное направление мысли, временно отказываясь от стереотипного мышления и критичного анализа.

4 техника номинальной группы. Индивидуальная работа, результаты которой впоследствии будут обсуждаться в группе. Выделяют 6 этапов:

1 генерация идей – каждый работает самостоятельно, но фиксирует идеи на бумаге

2 обмен идеями- каждый по очереди представляет свои идеи

3 развитие идей – обсуждают и разъясняют смысл своих предложений

4 выбор лучших вариантов

5 пересмотр принятых решений- высказываются замечания.

Стремление к достижениям

Предприимчивость

Ответственность

Независимость

Общительность

4. Коммуникативная компетентность руководителя.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

1. Творческое мышление;

2. Культуру речевого действия;

3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4. Культуру жестов и пластики движений;

5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6. Культуру эмоций.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации ииндивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

Введение 4 1. Личностные качества и психологические особенности руководителя. 5 1.1.Психологические типы руководителей. 7 2. Исследование психологического портрета эффективности руководителя в сфере автомобильного бизнеса(на примере автосалона «KIA») 10 2.1. Изучение системы руководства автомобильного салона «KIA» 10 2.2. Функции и обязанности сотрудников автосалона «KIA» 11 2.3. Методики исследования 12 3. Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией 15 Заключение 18 Список использованной литературы 21 Приложение 1 24

Введение

В наше время все больше внимания уделяется вопросам определения возможностей, личных и деловых качеств, которыми непременно должен обладать современный руководитель. К сожалению, выдвинуть основные требования довольно трудно, потому что те или иные качества могут быть полезны в одной, и быть совершенно не к месту в другой профессиональной области. Чем крупнее и стабильнее организация которую возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний и навыков он должен обладать. Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, т.е. руководитель должен иметь опыт работы в данной должности. Очень часто не хватает полученных навыков, знаний и опыта работы для управления организацие, именно поэтому и возникает вопрос о социально – психологическом портрете руководителя, его умение сходиться с другими людьми, не испытывать социальный барьер. Целью представленной работы является изучение социально – психологического портрета руководителей, стилей управления и типов руководства организацией. Изучение данной темы требует решения следующих задач: 1) изучение психологических типов руководителя; 2) определение профессионально-важных качеств успешного руководителя 3) исследование психологического портрета эффективности руководителя Объектом исследования являются руководители различных уровней, а предметами исследования выступают индивидуально-типологические характеристики руководителей организации. Метод исследования – анкетирование. База исследования – автомобильный салон «KIA»

Заключение

В результате проведенного мною исследования можно обозначить ряд выводов. На эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать, смотивировать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели. Независимо от психологического типа руководителя, нужно стараться работать более коллективно, чем возлагать все трудности либо на себя, либо на подчиненных. Психологические ресурсы руководителя включают систему психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения руководителя в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др. Практически все психологические характеристики включают в себя личностные деловые качества, независимо от типа руководителя, он должен ими обладать (компетентность, деловитость, работоспособность и организованность), специфические управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции руководителя в иерархии и от ее особенностей. Значимость практически всех психологических качеств руководителя возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами руководителя, поскольку дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и менеджеру. Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Руководитель как никто другой, должен придерживаться профессиональной этики в общении с подчиненными, партнерами или с вышестоящим руководством. Для эффективного руководства коллективом руководитель должен обладать умеренной общительностью, умением разбираться в людях. Он должен, научится делать работу руками своих подчиненных, то есть уметь правильно распределить между ними конкретные задания. Быть объективным и разделять личное и служебное – одна из важнейших задач успешного руководителя. Бытует мнение, что нельзя привлекать к работе друзей и родственников, но опять же, это уже каждый управляющий решает лично сам. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все отражает стиль руководства. Важно уметь собирать команду, как мы уже заметили в исследовании, необходимо учитывать пол, возраст, опыт работы, квалификацию сотрудников, комбинировать людей разного темперамента. Впоследствии, такие люди будут дополнять друг друга. Быть руководителем - значит быть головой компании, нести ответственность не только за себя и свою работу, но и за работу каждого сотрудника. Важно быть не только начальником, но и психологом, в некоторой степени даже педагогом. Сложные задачи решать с помощью компромиссов и всегда стараться идти на уступки.

Список литературы

1. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль,1983. 207 с. 2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 295 с. 3. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 222 с. 4. Емельянов С. М. Технологии управления конфликтами. С-Пб., 2001. 5. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с. 6. Иосефович Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 384 с. 7. Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М.: «ЮНИТИ», 1999. 176 с. 8. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 с. 9. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. 143 с. 10. Кукушин В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: МарТ, 2003. 368 с. 11. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с. 12. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. 257 с. 13. Организационная психология. / Сост. И общая редакция Винокурова Л. В., Скрипюка И. И. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 14. Основы психологии: Практикум. / Под ред. Столяренко Л. Д. Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. 704 с. 15. Панкратов В. Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во Института ПсихотерПсихология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М,2004. 544 с. 16. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М: Владос, 1999. 248 с. 17. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС пресс,2003. 336 с. 18. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 145с. 19. Руководитель. Коллектив. Личность. Сокр. М.: Экономика, 1974. 221с. 20. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 352 с. 21. Рыбокова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 158 с. 22. Сементовская В. К. Ваша деловая жизнь – приглашение к размышлению. Л.: Лениздат, 1985. 189 с. 23. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 24. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с. 25. Степкин Ю. П. Авторитет руководителя. // Промышленная социальная психология. Л., 1982. 26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232 с. 27. Сухарев В. А. Как достичь успеха деловому человеку. Мн.: Беларусь, 1997. 128 с. 28. Таранов П. С. Золотая книга руководителя: Законы, советы, правила. М.: Вече: Персей: АСТ, 1994. 560 с. 29. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 144 с. 30. Уэйтли Д. Новая динамика победы. М.: ЮНИТИ, 1996. 144 с. 31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.апии, 1999. 142 с.