Превращение казачества в военно-служивое сословие Российской империи.Реформы Петра1.Булавинское восстание. Расказачивание при Екатерине II

А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи
1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год
2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год
А2. В 1897-1899 гг. министром финансов СЮ. Витте была проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение:
1) золотого обращения 3) медного рубля
2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов
А3. Как в российской империи называлось казачье поселение, состоящее из одного-двух дворов?
1) станица 3) хутор
2) уезд 4) волость
А4. В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I,
1) университетам предоставлялась широкая автономия
2) деятельность студенческих организаций запрещалась
3) открылись земские школы для крестьянских детей
4) вводилось всеобщее среднее образование
А5. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.
«...Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубецкой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».
1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»
2) «Союз благоденствия» 4) «Земля и воля»
А6. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?
1) в 1801 г. 3) в 1807 г.
2) в 1803 г. 4) в 1812 г.
А7. Кому из государственных деятелей императором Николаем I было поручено проведение реформы управления государственными крестьянами?
1) М.М. Сперанскому 3) Я.И. Ростовцеву
2) П.Д. Киселеву 4) А.Х. Бенкендорфу
А8. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.
1) за выкуп при содействии государства
2) за выкуп при содействии земских управ
3) за счёт государственной казны
4) за счёт ссуды помещика
А9. Что из названного является одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции
2) стремление Турции завоевать Болгарию
3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией
4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах
А10. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-политической мысли принадлежал автор.
«Русский народ имеет прямое право как народ на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая...»
1) западникам 3) декабристам
2) славянофилам 4) народовольцам
А11. Что из названного относится к социально-экономическим процессам первой половины XIX в.?
1) формирование вотчинного землевладения
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
А12. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр - героические страницы истории войны
1) Ливонской 3) Крымской
2) Отечественной 4) Первой мировой
А13. Как в газете «Голос» от 16 февраля 1880 г. современниками был назван период, когда М.Т. Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства?
1) «период контрреформ» 3) «диктатура сердца»
2) «эра либеральных реформ» 4) «эра меркантилизма»
А14. Активный рост сельского хозяйства в 70-90-х гг. XIX в. сдерживало
1) сохранение крестьянской общины
2) частичное уничтожение помещичьего землевладения
3) внедрение новых сельскохозяйственных машин
4) усиление сельскохозяйственной специализации районов страны
А15. Прочтите высказывание А.И. Герцена о письме и укажите имя его автора.
«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело полное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними - десятилетнее молчание, 14 декабря, виселицы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».
1) А.С. Пушкин 3) Н.Г. Чернышевский
2) В.Г. Белинский 4) П.Я. Чаадаев
А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) введение всеобщей воинской повинности
Б) ограничение барщины двумя днями в неделю
B) личное освобождение крепостных крестьян
Г) освобождение дворян от военной службы
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД

Казачество в Российской империи

Казачество в Российской империи было особым военным сословием (точнее сословной группой) стоявшим особняком от прочих. В основе сословных прав и обязанностей казаков лежал принцип корпоративного владения войсковыми землями и свободы от повинностей при условии обязательной военной службы.

Казачьи войска с XVIII века стали получать наименование по названию территории расселения казаков:Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и т. д. В конце века казачья старшина получила права российского дворянства. Выборность атаманов была ликвидирована. Назначенные атаманы получили название "наказных". Сложилась новая военная организация казачества, с некоторыми изменениями просуществовавшая до 1917. Казачество стало военным сословием Российской империи.

С 1827 г. верховным атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. В 1835 г. были утверждены Положение и штаты Донского казачьего войска, позднее распространенные на другие казачьи войска. Казакам запрещалось переходить в другие сословия, служить в регулярных войсках, заключать браки с представителями других сословий; земельные наделы казаков были значительно больше, чем наделы крестьян. Срок военной службы для казаков, первоначально определенный в 25 лет, постепенно снизился до 20, а затем и до 18 лет. Первые три года казаки находились в подготовительном разряде, где должны были готовить воинское снаряжение и обучаться военному делу. После этого следовала 12-летняя служба в строевом разряде, разделенная на три очереди, по четыре года каждая. Казаки первой очереди непосредственно служили в войсках, а второй и третьей очереди жили в станицах, но проходили лагерные сборы. Последний разряд считался запасным. Каждое казачье войско обязано было выставлять определенное количество конных, пеших и артиллерийских частей, а также команд для несения полицейской службы.
К нач.
XX в. в России существовало 11 казачьих войск (Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское), а также казачьи поселения в 2-х губерниях.

При атамане действовал войсковой штаб, на местах управление осуществляли атаманы отделов (на Дону - окружные), в станицах - избираемые станичными сходами станичные атаманы.

Принадлежность к казачьему сословию была наследственной, хотя формально запись в казачьи войска для лиц других сословий не исключалась.

При прохождении службы казаки могли достигать чинами и орденами дворянства. В этом случае принадлежность к дворянству сочеталась с принадлежностью к казачеству.

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Амурское казачье войско

Старшинство - не установлено. Войсковой праздник и круг - 17 марта (установлен 24.12.1890).

Войсковой штаб - Благовещенск Амурской области (1.02.1913 г.)

Астраханское казачье войско

Войсковой управление - Астрахань

Донское казачье войско

Забайкальское казачье войско

Войсковой штаб - Чита Забайкальской области (1.02.1913 г.)

Кубанское казачье войско

Оренбургское казачье войско

Штаб войска - Оренбург (1913 г.)

Семиреченское казачье войско

Квартирование войскового наказного атамана - Ташкент Сырдарьинской области (02.1913 г.)

Сибирское казачье войско

Терское казачье войско

Штаб войска - Владикавказ Терской области (1.02.1913 г.)

Уральское казачье войско

Штаб войска - Уральск

Уссурийское казачье войско

Старшинство - не установлено. Войсковой праздник и круг - 17 марта.

Кубанские казаки.

Кубанское казачество было образовано переселившимися на правый берег Кубани «верными Запорожцами». Земли эти были им пожалованы императрицей Екатериной II по ходатайству войскового судьи Антона Головатого при посредничестве князя Потёмкина. В результате нескольких походов все 40 куреней бывшего войска Запорожского переселились в кубанские степи и образовали там несколько поселений, при этом изменив название с запорожских казаков на кубанских. Поскольку казаки продолжали являться частью регулярной русской армии, то у них было и военное задание: создать оборонительную линию вдоль всех границ поселения, что они с успехом и выполнили.
По сути, кубанское казачество представляло собой военизированные сельскохозяйственные поселения, в которых все мужчины в мирное время занимались крестьянским или ремесленным трудом, а во время войны или по приказу императора формировали военные отряды, выступавшие в составе российских войск отдельными боевыми единицами. Во главе всего войска стоял наказной атаман, который выбирался из среды казачьей знати путем голосования. Он же имел и права губернатора этих земель по приказу российского царя.
Перед 1917 годом общая численность казачьего кубанского войска составляла более 300 000 сабель, что являлось огромной силой даже в начале ХХ века.

Донские казаки

С начала XV века в диких, никому не принадлежащих землях по берегам реки Дон стали селиться люди. Разный это был народ: беглые каторжники, крестьяне, которым хотелось найти больше пахотной земли, калмыки, пришедшие из своих далеких восточных степей, разбойники, авантюристы и другие. Не прошло и пятидесяти лет, как царствовавшему в те времена на Руси государю Ивану Грозному посыпались жалобы от ногайского князя Юсуфа, что его послы стали пропадать в донских степях. Они становились жертвами грабителей-казаков.
Это было время зарождения донского казачества, которое получило своё название по реке, около которой люди ставили свои станицы и хутора. Вплоть до подавления восстания Кондратия Булавина в 1709 году, донское казачество жило вольной жизнью, не зная над собой царей или другого управления, кроме своего, однако и им пришлось подчиниться Российской империи и влиться в великую русскую армию.
Основной расцвет славы войска Донского приходится на XIX век, когда эта огромная армия была разделена на четыре округа, в каждом из которых набирались полки, ставшие вскоре знаменитыми по всему миру. Общий срок службы казака составлял 30 лет с несколькими перерывами. Так, в 20 лет юноша отправлялся на службу первый раз и служил три года. После чего на два года отправлялся домой на отдых. В 25 лет его снова призывали на три года, и опять после службы два года он находился дома. Повторяться так могло до четырёх раз, после чего воин оставался в своей станице уже насовсем и мог призваться в войско только во время войны.
Донское казачество можно было бы назвать военизированным крестьянством, имевшим многие привилегии. Казаки были освобождены от многих податей и повинностей, которыми облагались крестьяне в других губерниях, а от крепостного права они избавлены были изначально.
Нельзя сказать, что донским жителям легко достались их права. Они долго и упорно отстаивали каждую уступку царя, а иногда даже с оружием в руках. Нет ничего страшнее казачьего бунта, это знали все правители, поэтому требования воинственных поселенцев обычно удовлетворялись, хоть и неохотно.

Хопёрские казаки

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг. Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших. С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне. Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды - сотни, полусотни - на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Запорожские казаки

Слово «казак» в переводе с татарского означает «вольный человек, бродяга, искатель приключений». Изначально так оно и было. За днепровскими порогами, в дикой степи, которая не принадлежала ни одному государству, стали возникать укрепленные поселения-сечи, в которых собирались вооруженные люди, преимущественно христиане, называвшие себя казаками. Они совершали набеги на европейские города и на турецкие караваны, не делая никаких различий между теми и другими.
В начале XVI века казаки стали представлять собой значительную военную силу, что было замечено польской короной. Правящий тогда Речью Посполитой король Сигизмунд предложил казакам службу, но был отвергнут. Однако столь большое войско не могло существовать без какого-либо командования, в связи с чем постепенно формировались отдельные полки, называвшиеся куренями, которые объединялись в более крупные соединения - коши. Над каждым таким кошем стоял кошевой атаман, а совет кошевых атаманов и был верховным командованием всего казачьего войска.
Чуть позже на днепровском острове Хортица была воздвигнута главная твердыня этого войска, которую называли «сечь». А поскольку остров находился сразу за порогами реки, то и название она получила - Запорожская. По имени этой крепости и казаков в ней находившихся стали называть запорожскими. Позже так назывались все воины, независимо от того, жили они в сечи или в других казачьих поселениях Малороссии - южных границ Российской империи, на которых теперь расположено государство Украина.
Позже польская корона всё же получила себе на службу этих несравненных воинов. Однако после бунта Богдана Хмельницкого войско Запорожское перешло под власть русских царей и служило России до самого своего расформирования по приказу Екатерины Великой.

Хлыновские казаки

В 1181 году новгородцы-ушкуйники основали на реке Вятке укрепленный стан, городок Хлынов (от слова хлы́н — «ушку́йник, речной разбойник»), переименованный в конце XVIII века в Вятку и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году за Уральский хребет на берега реки Обь.

К концу XV века хлыновские казаки сделались страшными по всему Поволожью не только для татар и марийцев, но и для русских. По свержении татарского ига Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями — главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах приведены в Москву и там казнены; земские люди переселены в Боровск, Алексин и Кременск, а купцы в Дмитров; остальные обращены в холопов.

Большая часть хлыновских казаков с своими женами и детьми ушла на своих судах:

Одни на Северную Двину (по разысканиям атамана станицы Северюковской В. И. Меньшенина, хлыновские казаки поселились по реке Юг в Подосиновском районе).

Другие вниз по Вятке и Волге, где укрылись в Жигулевских горах. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать «зипуны», а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую хлыновцы могли получать хлеб и порох. В первой половине XVI столетия эта вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом расселилась по этой реке вплоть до Азова.

Третьи на Верхнюю Каму и Чусовую, на территорию современного Верхнекамского района. Впоследствии в Приуралье появились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков из числа бывших хлыновцев для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель.

Мещерские казаки

Казаки Мещерские (они же Мещера, они же Мишаре) - жители так называемой области Мещера (предположительно юго-восток современной Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ Касимовских Татар и малочисленного великорусского суб-этноса Мещеры. Станы мещерских были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, а также в Кадомском и Шацком уездах. . Мещерские казаки того времени - это вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав Верховых Донских казаков, Касимовских Татар, Мещеры и коренного великоросского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и прочих губерний. Сам термин “мещера”, предположительно имеет параллель со словом “можар, мадъяр” - т. е. по-арабски “сражающийся человек”. Станицы Мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих Мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе.

Северские казаки

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.

Как представители служилого люда, севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Волгское (волжское) войско

Появились на Волге в XVI столетии. Это были всякого рода беглые из Московского государства и выходцы с Дона. Они "воровали", задерживая торговые караваны и мешая правильным сношениям с Персией. Уже в конце царствования Иоанна Грозного на Волге было два казачьих городка. Самарская лука, в то время покрытая непроходимыми лесами, представляла для казаков надежный приют. Небольшая река Уса, пересекающая Самарскую луку по направлению с юга на север, давала им возможность предупреждать караваны, шедшие по Волге. Заметив с вершин утесов появление судов, они на своих легких челнах переплывали по Усе, переволакивались затем на Волгу и врасплох нападали на суда.

В нынешних селениях Ермаковке и Кольцовке, находящихся на Самарской луке, и теперь еще признают места, где некогда жили Ермак и его товарищ Иван Кольцо. Для уничтожения казацких разбоев московское правительство посылало на Волгу войска и строило там города (последние указаны в историческом очерке Волги).

В XVIII в. правительство начинает организовывать на Волге правильное казачье войско. В 1733 г. между Царицыном и Камышенкой поселены были 1057 семей донских казаков. В 1743 г. повелено было селить в Волгские казачьи городки выходцев и пленников салтан-ульских и кабардинских, принимающих крещение. В 1752 г. отдельные команды Волгских казаков, живших ниже Царицына, соединены были в Астраханский казачий полк, чем положено было начало Астраханскому казачьему войску, образованному в 1776 г. В 1770 г. 517 семейств Волгских казаков переведены были на Терек; из них образованы были казачьи полки Моздокский и Волгский, которые входили в состав казаков Кавказской линии, преобразованной в 1860 г. в Терское казачье войско.

Сибирское войско

Официально войско вело и ведёт своё начало от 6 декабря 1582 г. (19 декабря по новому стилю), когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 г. И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского).

Войско как таковое было сформировано только во второй половине XVIII — первой половине XIX в. целым рядом разновремённых, вызванных военной необходимостью распоряжений центральной власти. Рубежом можно считать Положение 1808 г., от которого обычно и ведут отсчёт истории собственно Сибирского линейного казачьего войска.

В 1861 году войско подверглось существенной реорганизации. К нему причислили Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк, и установили комплект войска из 12 полковых округов, выставлявших на службу сотню в Лейб-гвардии Казачий полк, 12 конных полков, три пеших полубатальона со стрелковыми полуротами, одну конно-артиллерийскую бригаду из трех батарей (впоследствии батареи были обращены в регулярные, одна включена в состав Оренбургской артиллерийской бригады в 1865 г. и две в состав 2-й Туркестанской артиллерийской бригады в 1870 г.).

Яицкое войско

Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.

Астраханское войско

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 28 марта 1750 года на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году, в состав его были включены все казаки Астраханской и Саратовской губерний.


Обновлен 05 ноя 2016 . Создан 10 окт 2016

Около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи и вступили в армию , однако, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей.

Часть запорожцев сперва ушла в Крымское ханство , а затем на территорию Турции , где осели в дельте Дуная . Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию.

Однако, ликвидация такого крупного воинского формирования, как Запорожская Сечь, принесла целый ряд проблем. Ведь при этом, все ещё сохранялась внешняя военная угроза России со стороны Турции. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов , который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско Верных Запорожцев », и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому , Антону Головатому и Захарию Чепеге знамёна и другие клейноды , которые были конфискованы в 1775 году .

Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско , участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 , стало впоследствии основой для Азовского и Кубанского казачьих войск.

Упразднение Екатеринославского казачьего войска

Было сформировано князем Потемкиным из поселённых в Екатеринославском наместничестве Бугских казачьих полков и однодворцев - бывших солдат Украинского ландмилицского корпуса , а также из приписанных к войску старообрядцев , мещан и ремесленников Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств в 1787 году . Численность населения войска по состоянию на 1788 год составляло более 50 000 человек, из них боевой состав достигал 10 000 человек. Отличилось во время взятия Аккермана , Килии и Измаила , принимая участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов .

Определенного законоположения о порядке службы екатеринославских казаков издано не было, и старшины Войска Донского управляли местными казаками по своему произволу. В силу этого, а также благодаря военным обстоятельствам, войско пришло в расстройство, и значительная часть екатеринославских казаков подала ходатайство о возвращении их в «первобытное состояние».

Расказачивание при Александре I

Упразднение Ногайских конных полков

Два Ногайский конных полка на правах казачьих, по пять сотен в каждом, были образованы в 1802 году из обращённых в казачье состояние ногайцев, обитавших в Таврической области на Молочных водах.

Из казаков было сформировано четыре уланских полка [Ольвиопольский (над бужскими порогами; ныне Первомайск), Бугский, Вознесенский и Одесский ], сведённые в Бугскую уланскую дивизию.

Упразднение Чугуевского казачьего войска

Расказачивание при Александре II

В частности, процесс расказачивания большой части казачьего сословия происходил при императоре Александре II .

Идеи расказачивания

Впервые курс на “расказачивание” был взят в ходе реформ 1860-х гг. Был выдвинут лозунг о том, что “роль и задача казачества уже окончены”, поскольку закончилась Кавказская война.

В Петербурге был создан специальный "Особый комитет по пересмотру казачьих законоположений". Как объявлялось, деятельность комитета должна была быть направлена на "повышение благосостояния" и "гражданственности" казаков. Однако, комитет даже не принял к рассмотрению предложения, выработанные к тому времени в Казачьих Войсках. На первом же заседании комитета военный министр Российской империи Дмитрий Алексеевич Милютин отметил, что в случаях противоречий между воинскими традициями казаков и “гражданственностью”, надо отдавать предпочтение последней.

К пропаганде против казачества широко подключилась пресса. В газетах писалось, что в структуры армий “современного” европейского государства не вписывается “архаичное” казачество. В частности, в либеральной газете “Голос” напрямую заявлялось о том, следует ли вообще поднимать вопрос о "благоустройстве" казачества и соответствующих расходах, если спорным является необходимость "самого существования этих Войск", поскольку их "силы" и "боевые качества" "не могут быть совершенны".

Это вызвало волну протестов. Всеобщее расказачивание пришлось отложить. Однако, были расформированы Дунайское и Башкирско-мещерякское Казачьи Войска.

Принудительное расказачивание

Не обошлось и без принудительного “расказачивания”.

От Кубанского Войска был отделен Черноморский край от Новороссийска до Адлера, который стали заселять армянами. Были отделены от Кубанского Войска и земли Ставропольской бригады. 12 казачьих станиц было переведено на положение крестьян. Такая же участь постигла и Адагумский полковой отдел.

От Оренбургского Войска была отделена западная часть Самарско-Оренбургской линии, а казаки тоже переведены в крестьяне.

На Казачьи Войска были распространены общегражданские суды, земства.

Расказачиванию подверглись и все сибирские станичные казаки : расказачены и перечислены в крестьяне. Перевод в

Происходило и постепенное вытеснение казаков со своей земли. Наделы казачьих офицеров и чиновников, которые раньше давались войском вместо окладов и пенсий, теперь стали частной собственностью, которую можно было продать, в том числе, и неказакам. И пришлые стали скупать землю. В итоге, число "иногородних" на Кубани и Тереке составляло в 1878 г. – 18 %, в 1880 г. – 44 %, по сравнению с 1 – 2 % в 1864 г.

В результате, всего два Войска сохранили свою территориальную целостность: Донское (которое было самым большим, а также потому, что донской войсковой атаман ещё до введения этих реформ получил все права губернатора) и Уральское (где земли были слишком неплодородными и куда не ехали "иногородние"). Земли остальных Войск были раздроблены. На землях казачьих войск вперемешку с казачьими юртами располагались гражданские волости.

Военная реформа

В это время была проведена серьёзная военная реформа, суть которой состояла в замене рекрутской системы воинской повинностью.

В 1875 г. Устав о всеобщей повинности был распространен и на казаков, однако это было воспринято как оскорбление. Казаки всегда рассматривали свою службу в качестве главного предназначения всей своей жизни, священного долга, а не какой-то “повинности”. Однако, в Уставе Казачьи Войска были указаны, практически, в самом конце - после войск запаса, перед частями, сформированными из инородцев, которых, вообще, относили к “вспомогательным войскам”, а не к основному кадровому составу армии. Срок строевой службы казаков был сокращен до 4 лет. При этом, казачьи полки были распределены “четвертыми полками” в общеармейские кавалерийские дивизии. Но и вся кавалерия была значительно сокращена военным министром. Осталось всего 16 кавалерийских дивизий, среди них лишь одна казачья - 1-я Донская. Всего, в армии мирного времени оставалось лишь 20 казачьих полков. Кроме того, по новым требованиям на военную службу призывались не все казаки, а лишь те кому выпал жребий. Те, на кого жребий не пал, должны были платить особый налог вместо службы.

Кроме того, по мысли реформаторов казачества, все особенности казачества должна была стереть подобная недолгая и не для всех служба в обычных кавалерийских дивизиях. Помимо прочего, быть казаком стало невыгодно и с материальной точки зрения - ведь, даже не отправляясь на военную службу, казак должен был "за свой кошт справить" коней (двух), форму, оружие (хотя, возможно его вовсе и не призовут на военную службу), нести войсковые обязанности, отвлекаться на регулярные военные сборы. Зачем нужно все это, если можно свободно выйти из казачьего сословия и, став крестьянином, мещанином или купцом, заниматься собственным хозяйством, торговать, заводить промыслы? Так, как по соседству живут все остальные. А в случае призыва на военную службу, то отслужить можно без всех этих хлопот по "самовооружению" и "самообмундированию", на полном государственном обеспечении.

Но, несмотря на это, факты добровольного выхода из казачества были, буквально, единичными.

Дальнейшему ходу расказачивания помешала русско-турецкая война (1877-1878) , в которой Россия, недооценив силы противника, столкнулась с турецкой армией, прекрасно обученной, вооруженной крупповскими пушками, новыми английскими винтовками и прекрасной кавалерией, сформированной из черкесов и чеченцев, вооруженных новейшими магазинными “винчестерами”. В значительной мере ситуацию спасло казачество, которое выполнило роль полноценного войскового резерва и смогло выставить 125 тыс. воинов. При этом, составляя лишь 2,2 % населения страны, казачество дало 7,4 % личного состава всех вооруженных сил.

Примечания

Новую Одессу .

  • Шамбаров В.  Первое “расказачивание” // Сайт  «www.shambarov.ru»
  • » (как не входящее во временные рамки существования Российской империи и Русского царства).

    Расказачивание при Михаиле Федоровиче

    Упразднение мещерского казачества

    Упразднение северского казачества

    Расказачивание при Алексее Михайловиче

    Упразднение хоругвей «грунтовых» казаков бывшего Смоленского княжества

    Расказачивание при Петре I

    Упразднение Червленоярского (хоперского) казачества

    Упразднение городового казачества крепостей Белгородской черты

    Упразднение сердюцких (охочепехотных) казачьих полков

    Расказачивание при Екатерине II

    Упразднение Бахмутского казачьего полка

    Упразднение слободских казачьих полков

    Упразднение малороссийских казачьих полков Гетманщины

    Упразднение компанейских (охочекомонных) казачьих полков

    Упразднение Запорожской Сечи

    Без сомнения, наверное, самым известным фактом расказачивания в Российской империи является ликвидация в 1775 году Запорожской Сечи , после ликвидации которой и упразднения Запорожского казачьего войска казаки были предоставлены своей судьбе - бывшим старшинам была дано дворянство , а нижним чинам разрешалось вступить в регулярные гусарские и драгунские полки.

    Около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи и вступили в армию , однако, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей.

    Часть запорожцев сперва ушла в Крымское ханство , а затем на территорию Турции , где осели в дельте Дуная . Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию.

    Однако, ликвидация такого крупного воинского формирования, как Запорожская Сечь, принесла целый ряд проблем. Ведь при этом, все ещё сохранялась внешняя военная угроза России со стороны Турции. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов , который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско Верных Запорожцев », и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому , Антону Головатому и Захарию Чепеге знамёна и другие клейноды , которые были конфискованы в 1775 году .

    Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско , участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 , стало впоследствии основой для Азовского и Кубанского казачьих войск.

    Упразднение Екатеринославского казачьего войска

    Было сформировано князем Потемкиным из поселённых в Екатеринославском наместничестве Бугских казачьих полков и однодворцев - бывших солдат Украинского ландмилицского корпуса , а также из приписанных к войску старообрядцев , мещан и ремесленников Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств в 1787 году . Численность населения войска по состоянию на 1788 год составляло более 50 000 человек, из них боевой состав достигал 10 000 человек. Отличилось во время взятия Аккермана , Килии и Измаила , принимая участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов .

    Определенного законоположения о порядке службы екатеринославских казаков издано не было, и старшины Войска Донского управляли местными казаками по своему произволу. В силу этого, а также благодаря военным обстоятельствам, войско пришло в расстройство, и значительная часть екатеринославских казаков подала ходатайство о возвращении их в «первобытное состояние».

    Расказачивание при Александре I

    Упразднение Ногайских конных полков

    Два Ногайский конных полка на правах казачьих, по пять сотен в каждом, были образованы в 1802 году из обращённых в казачье состояние ногайцев, обитавших в Таврической области на Молочных водах.

    Из казаков было сформировано четыре уланских полка [Ольвиопольский (над бужскими порогами; ныне Первомайск), Бугский, Вознесенский и Одесский ], сведённые в Бугскую уланскую дивизию.

    Упразднение Чугуевского казачьего войска

    Расказачивание при Александре II

    В частности, процесс расказачивания большой части казачьего сословия происходил при императоре Александре II .

    Идеи расказачивания

    Впервые курс на “расказачивание” был взят в ходе реформ 1860-х гг. Был выдвинут лозунг о том, что “роль и задача казачества уже окончены”, поскольку закончилась Кавказская война.

    В Петербурге был создан специальный "Особый комитет по пересмотру казачьих законоположений". Как объявлялось, деятельность комитета должна была быть направлена на "повышение благосостояния" и "гражданственности" казаков. Однако, комитет даже не принял к рассмотрению предложения, выработанные к тому времени в Казачьих Войсках. На первом же заседании комитета военный министр Российской империи Дмитрий Алексеевич Милютин отметил, что в случаях противоречий между воинскими традициями казаков и “гражданственностью”, надо отдавать предпочтение последней.

    К пропаганде против казачества широко подключилась пресса. В газетах писалось, что в структуры армий “современного” европейского государства не вписывается “архаичное” казачество. В частности, в либеральной газете “Голос” напрямую заявлялось о том, следует ли вообще поднимать вопрос о "благоустройстве" казачества и соответствующих расходах, если спорным является необходимость "самого существования этих Войск", поскольку их "силы" и "боевые качества" "не могут быть совершенны".

    Это вызвало волну протестов. Всеобщее расказачивание пришлось отложить. Однако, были расформированы Дунайское и Башкирско-мещерякское Казачьи Войска.

    Принудительное расказачивание

    Не обошлось и без принудительного “расказачивания”.

    От Кубанского Войска был отделен Черноморский край от Новороссийска до Адлера, который стали заселять армянами. Были отделены от Кубанского Войска и земли Ставропольской бригады. 12 казачьих станиц было переведено на положение крестьян. Такая же участь постигла и Адагумский полковой отдел.

    От Оренбургского Войска была отделена западная часть Самарско-Оренбургской линии, а казаки тоже переведены в крестьяне.

    На Казачьи Войска были распространены общегражданские суды, земства.

    Расказачиванию подверглись и все сибирские станичные казаки :

    • 19 апреля 1868 года Калтайские станичные казаки , которые состояли из татар-мусульман , были расказачены и перечислены в сибирские инородцы . Перевод в Сибирское казачье войско запрещался.
    • 17 июня 1868 года станичные казаки Томской губернии были расказачены и перечислены в крестьянское сословие. Но с разрешением на переселение в Сибирское казачье войско .
    • в 1870-х гг все станичные казаки Туруханского края и Енисейского уезда расказачены и перечислены в крестьяне. Перевод в Казаки Енисейской Губернии запрещался.
    • в 1876 все станичные казаки Якутской области , в т.ч., казаки Походской станицы расказачены и перечислены в мещане. Перевод в Якутский казачий полк запрещался.

    К концу правления Александра II станичные казаки исчезли как класс.

    Обезземеливание казаков

    Происходило и постепенное вытеснение казаков со своей земли. Наделы казачьих офицеров и чиновников, которые раньше давались войском вместо окладов и пенсий, теперь стали частной собственностью, которую можно было продать, в том числе, и неказакам. И пришлые стали скупать землю. В итоге, число "иногородних" на Кубани и Тереке составляло в 1878 г. – 18 %, в 1880 г. – 44 %, по сравнению с 1 – 2 % в 1864 г.

    В результате, всего два Войска сохранили свою территориальную целостность: Донское (которое было самым большим, а также потому, что донской войсковой атаман ещё до введения этих реформ получил все права губернатора) и Уральское (где земли были слишком неплодородными и куда не ехали "иногородние"). Земли остальных Войск были раздроблены. На землях казачьих войск вперемешку с казачьими юртами располагались гражданские волости.

    Военная реформа

    В это время была проведена серьёзная военная реформа, суть которой состояла в замене рекрутской системы воинской повинностью.

    В 1875 г. Устав о всеобщей повинности был распространен и на казаков, однако это было воспринято как оскорбление. Казаки всегда рассматривали свою службу в качестве главного предназначения всей своей жизни, священного долга, а не какой-то “повинности”. Однако, в Уставе Казачьи Войска были указаны, практически, в самом конце - после войск запаса, перед частями, сформированными из инородцев, которых, вообще, относили к “вспомогательным войскам”, а не к основному кадровому составу армии. Срок строевой службы казаков был сокращен до 4 лет. При этом, казачьи полки были распределены “четвертыми полками” в общеармейские кавалерийские дивизии. Но и вся кавалерия была значительно сокращена военным министром. Осталось всего 16 кавалерийских дивизий, среди них лишь одна казачья - 1-я Донская. Всего, в армии мирного времени оставалось лишь 20 казачьих полков. Кроме того, по новым требованиям на военную службу призывались не все казаки, а лишь те кому выпал жребий. Те, на кого жребий не пал, должны были платить особый налог вместо службы.

    На вопрос Сколько в Российской Империи было казачьих войск? Какие были их наименования? заданный автором Кратковечный * лучший ответ это К началу Первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:
    Донское казачье войско, старшинство - 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)
    Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)
    Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
    Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)
    Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 - Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)
    Забайкальское казачье войско, 1655 (Забайкальский, Бурятия)
    Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)
    Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская)
    Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская)
    Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский)
    Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский)
    Кубанские -украинцы, а все остальные казаки -русские.
    Лучшее Средство от паразитов
    Просветленный
    (20283)
    Ну, конечно, украинские казаки. Запорожская сечь.

    Ответ от Марк Геллерштейн [гуру]
    Почитайте Костомарова


    Ответ от Владимир Щукин [гуру]
    Кругом только предательство....


    Ответ от Захария [гуру]
    Хорошо известно, что матерью Владимира Мономаха – Красное Солнышко была иудео-хазарская царевна Малка (Малуша) , а воспитателем был его дядя, брат Малки, Довбр. Он был иудео-хазарским витязем (богатырём) , поступил на службу к Святославу, чтобы быть рядом с племянником и сестрой. С него, видимо, нужно начать счёт службе иудео-хазар русским князьям, а Довбр (Добрыня Никитич как гласит легенда) играл большую роль в крещении Руси, и его нужно считать первым «выкрестом» . Притом Довбр был не один, с ним была иудео-хазарская дружина.
    Происхождение казаков не давало покоя православной церкви. Дабы скрыть их иудейские корни ею распространялась легенда о татарских корнях казаков (лишь бы не еврейских) . В летописях Войска Донского я обнаружил упоминание о том, что название станицы Кагальницкой произошло от «турецкого» слова КАГАЛ.
    Действительно, есть свидетельства хождения среди русских казаков в недалеком прошлом наречия похожего якобы на тюркское. Например, в повести Л. Толстого “Казаки” упоминаются казачки, говорящие на каком-то “татарском” языке. Даже Л. Толстой не мог или не хотел себе представить, что многочисленный народ – казаки говорят на еврейском языке. С татарским было проще. Не требовалось никаких разъяснений.
    Но все-таки трудно себе представить чубатого казака с шашкой, изучавшего в субботу недельную главу Торы. А между тем это так и было. Несмотря на то, что казаки говорили по-русски и приняли православие, они никогда не признавали себя русскими.
    Они представляли себя так: Мы не русские, мы особый народ.
    Вот что пишет Владимир Гольдин. Я из донских казаков. Моя мама – стопроцентная казачка из старого казачьего рода Уваровых-Мотасовых-Пчелинцевых. В родных краях меня все считали казаком или, по крайней мере, русским. Переехав с женой в Закарпатье, я сразу попал в категорию евреев. Далее он пишет. «Есть у меня в родне донские казаки. Внешне более семиты, чем средний ашкеназ. Они скорее похожи на сефардов или бухарских евреев. Характер, правда, крутоват. Не еврейский, как мне казалось, характер. Казалось, пока я не увидел своими глазами в чисто религиозном еврейском поселении и скачки на лошадях с диким криком, и драку, устроенную молодым парнем, отколовшимся от религии.
    В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки, Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, Перехристы.