К какой сословной группе принадлежали декабристы. Декабристы в России — кто такие и почему восстали

Забавно: сегодня я задавал всем один и тот же вопрос. Точнее - два вопроса:
1) Что сегодня за день?
2) Как звали главных Декабристов?

И если на первый вопрос люди еще могли ответить, то второй вызвал у многих серьезные затруднения.

Вот они, знакомьтесь - слева направо: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский.

Есть очень хорошая книга "Свет праведников" французского писателя (с армянскими корнями) Анри Труайя, посвященная как раз декабристам. Достойное чтение, кстати.

А пока - краткий экскурс в историю вопроса:

Каждый образованный человек знает эту историю: 14 декабря 1825 года, Сенатская площадь. Пять человек: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский - призвали войска восстать против самодержавия, собираясь принудить Сенат принять их «Манифест к русскому народу». Восстание получилось сумбурным - войска собирались слишком долго, и к вечеру было уже поздно - сенат присягнул новому царю.
Провал, катастрофа. А дальше - казни, репрессии, ссылки. И десятки историй о верности и благородстве.
Но что привело к такой развязке?


Карл Кольман. Восстание декабристов.

Сами декабристы называли себя «детьми 12-го года», и это верно - но лишь отчасти: строго говоря, тайные общества в России существовали и до войны 12 года.
Важную роль здесь сыграла Великая французская революция 1794 года, ставшая первым серьезным шагом в борьбе против феодального строя в Европе.
Да, победа над Наполеоном способствовала пробуждению национального сознания: военные походы 13-14 года стали для многих офицеров своего рода «политической школой»: знакомство с идеями французских революционных движений, трудами философов-просветителей, образование франко-масонских лож - все это служило фундаментом для будущих революционных настроений в России. Особенно важным фактором здесь является масонство - уход в подполье, создание тайных обществ, конспиративная деятельность, как первый шаг к продвижению собственных идей. Консервативные круги дворянства всячески противились внедрению новых идей. Так, еще до войны 12 года были отвергнуты реформы Сперанского (предлагавшего грамотное и глубокое преобразование системы - вплоть до созыва госдумы). И после войны становилось лишь хуже: «Аракчеевщина», военные поселения. Все это лишь нагнетало обстановку и каждый раз приводило к новому витку развития тайных обществ.


Декабристы в Минусинске.

Что характерно, российское освободительное движение началось не «с низов». Практически все декабристы были дворянами, офицерами, носили княжеские титулы, служили в гвардейских полках. И это очень важно для понимания - они боролись не за себя.
Просвещенные, успешные люди - они знали, на что идут («ах, как славно мы умрем!» - знаменитая фраза Одоевского).

И в самом деле: если декабристы были дворянами, князьями, у них были деньги и все блага, зачем они полезли на рожон?
Я пол дня потратил на то, чтобы объяснить своему племяннику значение слова «идеалы».
- Но у них было все! - Возмущался мальчишка. - Зачем они вышли на Сенатскую площадь? Я понимаю, когда голодный и бедный человек начинает бороться за свою жизнь. Но они были богаты и сыты - чего им не хватало?
- Они хотели, чтобы все было честно. - Сказал я. - Чтобы не было рабства.
- Ну, тогда для начала они могли бы освободить своих своих собственных крепостных.
-- Не все так просто. В то время офицер не мог просто взять и отпустить крепостных на волю - для этого требовалась целая куча разрешений от вышестоящих инстанций. Кроме того, крепостные ведь тоже не могли просто уйти -- им нужна земля, место для жизни. Отпустить их на волю в то время было равносильно убийству. Куда они пойдут? Кому они нужны? В этом и заключалась проблема. Крепостных не считали за людей -- дворяне могли обмениваться ими, как вещами. Талантливых крепостных - поваров, кузнецов, конюхов -- помещики дарили друг другу на день рождения (разве что в подарочную бумагу не заворачивали). И это не говоря уже о так называемом "праве первой ночи": когда крепостной приходил к помещику просить разрешения жениться, помещик оставлял за собой право провести с его избранницей первую брачную ночь.

Первое серьезное тайное общество появилось в 1811 году. Кружок под названием «Чока», основанный Н.Н.Муравьевым, просуществовал недолго - до войны 1812 года, но все же попал в историю как пример первого витка развития тайных обществ в России.
Позже, в 1821 году, Н.Н.Муравьев стал одним из важнейших представителей движения и разработал свой проект конституции. Проект его, впрочем, содержал множество спорных параграфов: освобожденные крестьяне не имели права на землю, но при этом лишь земельный собственник имел право голосовать. Подобное противоречие подрывало саму идею отмены крепостного права - потому что оставляло освобожденных крестьян за бортом политической и социальной жизни.
Конституция Муравьева провозглашала свободу передвижения, слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный трибунал и вводился суд присяжных заседателей для всех категорий граждан.
Что касается политической направленности - то проект Муравьева был ограниченно-монархическим. Верховный правитель, по его мнению, это лишь «верховный чиновник русского правительства», не имеющий законодательной власти. Все царские придворные были лишены избирательного права - это следовало сделано, чтобы избежать интриг и дворцовых переворотов. Правитель был верховным главнокомандующим, но при этом не имел права ни объявлять войны, ни заключать мир без согласия народа.
Вообще, Муравьев был очень высокого мнения о государственном устройства Соединенных Штатов Америки, и потому будущую Россию тоже видел федеральным государством. Он предлагал разделить империю на пятнадцать федеративных единиц, он называл их «державы». В каждой державе должна была быть своя столица. Державы делились на уезды. Все должности, включая судей, были выборные.

Вторым значительным витком революционного движения считается проект Конституции Павла Ивановича Пестеля, «Русская правда». Проект этот кардинально отличался от Муравьевского и носил скорее республиканский характер.
Важнейшим пунктом «Русской правды» было постановление об освобождении крестьян. И здесь сразу видна полемика с Муравьевым. Пестель считал, что наделить крестьян личной свободой недостаточно - нужно дать им землю. Для этого был разработан аграрный проект, где, с одной стороны говорилось о том, что «земля принадлежит народу» и не может быть частной собственностью, но, с другой стороны, уточнялось, что «труды и работы суть источники собственности» и тот, кто землю обрабатывает, имеет право владеть ей, тем более, что земледелие требует больших материальных и энергетических затрат, и тратить свои силы на землю согласится лишь тот, кто этой землей владеет.
Поскольку два этих тезиса противоречили друг другу, Пестель предложил разделить русские земли на две равные половины, и за каждой из них закрепить один из этих принципов. Первая половина земли является публичной собственностью - она не является товаром, ее нельзя продать, она предназначена для людей, желающих заниматься земледелием, для производства урожая. Она делится между волостными общинами, и каждый крестьянин непременно обязан быть приписан к одной из волостей и имеет право на время безвозмездно получить свой кусок земли и возделывать его. Этот закон был принят с целью защиты народа от нищенства и голода. «Каждый россиянин будет всем нужным обеспечен и уверен, что в собственной волости постоянно клочок земли отыскать может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних и не оставаясь в их зависимости от трудов, которые приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей яко члены волостного общества вровень с иными гражданами. Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни находил, но все же в виду иметь будет, что нежели успехи стараниям изменят, то в волости собственной, в сем политическом собственном семействе, постоянно пристанище и хлеб насущный отыскать может».
Вторая часть земель являлась частной собственностью. Если землевладелец желал расширить свой участок, он вполне мог купить еще земли из этой второй «частной» части.

В отношении самодержавия Пестель придерживался крайне реакционных взглядов. Ему было недостаточно уничтожить идею монархии, он был приверженцем цареубийства.
Считая республику - оптимальным вариантом политического строя в России (ее основные параграфы изложены в «Государственном завете» и в показаниях Пестеля во время допроса после 14 декабря 1825 года), Пестель говорил о себе: «Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». «Люд русский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не люд существует для блага правительства». Все сословия должны быть объединены в «единое сословие гражданское». Дворянство, по мнению Пестеля, должно было исчезнуть наравне с другими сословиями (все люди - благородны и равны перед законом).
Проект Пестеля был более жестким и безжалостным по отношению к дворянству и монархии, но в то же время более прогрессивным и продуманным, чем проект Марувьева.
В отличие от Муравьева, Пестель не вводил никакого материального ценза - голосовать имел право каждый совершеннолетний гражданин.

1 декабря 1825 года в Таганроге, в доме Папкова, от горячки скончался Александр Первый. Принять власть должен был Константин, но он отрекся от трона. Следующим претендентом был Николай.
Возникший во власти «вакуум» вынудил революционеров действовать.
Что было дальше - мы все знаем: Сенатская площадь, выстрел Каховского в генерал-губернатора Милорадовича, разгон восставших, суд, смертная казнь через повешенье, каторга… и сотни историй о благородстве и верности своим близким и своим идеалам.

И все-таки - чему нас учит история?
Моему племяннику 14, он любит задавать вопросы.
- А это правда, что историю пишут победители? - Спросил он.
- Нет. Историю пишут историки. - Ответил я.
Он посмеялся, потом пожал плечами.
- Нет, серьезно. Нам учитель сказал, что историю пишут победители. Но если это так, то почему в книгах гораздо чаще говорят о проигравших?
- Например?
- Например, декабристы. - Он листает учебник. - Они ведь проиграли. У них не было шансов. Почему мы их помним?
Я рассказал ему о Христе и Сократе, о трехстах спартанцах, державших Фермопилы под натиском персидского войска.
- Если ты сражаешься за правое дело, малек, значит ты уже победил.
- Даже если проиграл?
- Да, даже если проиграл - то все равно победил.
- Хрень какая-то.
- Победа в бою и победа в истории - это разные вещи. Если бы они сражались за себя, их бы забыли через неделю после казни. Но они сражались за других - и поэтому их помнят.

История первая. О том, как декабриста Дмитрия Завалишина сослали… (внимание!)... из Сибири обратно в Европу.

В 1856 году, спустя 30 лет с начала суровой сибирской ссылки, декабристов помиловали. И многие из них решили вернуться на Большую Землю, кто в Петербург, кто в Москву, а кто-то в деревню к родственникам. Но живший в Забайкалье политический ссыльный Дмитрий Завалишин возвращаться домой не торопился. Почему? Да потому, что бывший морской офицер и заговорщик наконец-то нашел своё место в жизни, нашел своё настоящее призвание - он ударился в публицистику, сегодня его бы назвали блогером. Завалишин активно печатался на политические темы, писал статьи, в которых разоблачал злоупотребления местных властей. Поэтому генерал-губернатор Муравьёв послал императору прошение и монаршим указом Завалишин был сослан из города Читы обратно - в Европейскую часть России. Уникальный случай!

В ссылке декабристы скучали по Петербургу, поэтому, когда Дмитрию Завалишину предложили поработать над планом городского строительства, он распланировал всё точно по клеточкам, как в столице. Поэтому в Чите по сей день так много прямых улиц, прямых углов и прямоугольных кварталов. Кстати, этот город известен самой большой за Уралом городской площадью.

История третья. О том, как декабрист Луцкий дважды убегал с каторги, а после помилования остался жить в Сибири.

Эта история достойна экранизации. Активный участник декабрьского восстания Александр Николаевич Луцкий, красавец-офицер, юнкер лейб-гвардии Московского полка, (того самого полка, который вышел на Сенатскую площадь), во время движения на каторгу по этапу, поменялся именами с одним из уголовников. Наивный сиделец наверное просто не знал - что там за восстание такое произошло в Петербурге, и за что выслали в Сибирь этого богатого господина. За обмен было предложено 60 рублей - это гигантская сумма по тому времени. Уголовник за эти деньги отдал свою лёгкую статью и красивое имя. Вот так в селе под Иркутском и поселился Агафон Непомнящий, бывший дворянин Луцкий.

Однако, спустя три года подмену обнаружили. Видать, жил не по средствам, к тому же слишком изыскано и утонченно изъяснялся мужик Агафон Непомнящий. Ну, вот откуда вор может знать французский язык, и совершенно не владеть феней? За свой дерзкий поступок Луцкому врезали 100 ударов розгами, и отправили в Новозерентуйский рудник Нерчинской каторги, где заковали в кандалы. Луцкий вёл себя примерно, и через некоторое время убедил администрацию в своём «беспорочном» поведении. Ему позволили жить вне острога, хотя каторгу не отменили. Он был обязан каждый день вкалывать в руднике. Декабрист воспользовался своим вольным положением и совершил побег. Его поймали, снова наказали розгами, но на этот раз стали держать в тюрьме, причем там его приковали к тачке.

История четвертая. О том, как декабристы повышали аграрную культуру населения.

Стоит отметить, что ссыльные декабристы выписывали очень много книг, в том числе на иностранных языках. Комендант генерал Станислав Лепарский должен был следить, что именно читают его подопечные. Сначала он пытался сам прочитывать всё, что заказывали ссыльные, но так как он знал только четыре языка, то разобраться ему было сложно, и он это неблагодарное занятие оставил. Сибирская глушь 19-го века и книги на древнегреческом и латыни - представляете себе уровень образования!?

Уже известный вам многогранный человек, моряк, мятежник, публицист, топограф, лекарь и учитель Дмитрий Завалишин выводил породы молочных коров и держал более 40 лошадей. Он выписывал семена по почте и раздавал их крестьянам. Вдумайтесь! - семена по почте! А почта исключительно на лошадиной тяге. Это же… сколько времени семена из Европы шли в Забайкалье?

Кстати, сад Владимира Раевского в иркутском селе Олонки сохранился до сегодняшнего дня. Тот же Раевский выводил у себя на огороде особо крупные арбузы. Его примеру последовали окрестные жители, и скоро дешевые и сладкие олонские арбузы стали вытеснять с рынка дорогие, привозимые издалека, из европейской России. Алексей Юшневский под Иркутском первым стал разводить кукурузу. Михаил Кюхельбекер сам, своими руками, в селе Баргузин возделал три гектара земли, огородил их и посеял хлеб. Это был первый хлеб, посеянный на баргузинской земле. Следом за ним и крестьяне начали расчищать землю под посевы - так в этих краях началось хлебопашество. Более того, политссыльный Кюхельбекер хлопотал перед начальством о том, чтобы крестьяне были снабжены картофелем для посадки.

История пятая. О том, как декабристы лечили людей.

Декабрист Фердинанд Вольф, в прошлом, во время Отечественной войны 12-го года штаб-лекарь 2-й армии, отбывал наказание в Читинском остроге. Он был образованным и искусным врачом. Сначала он лечил только своих товарищей в тюремных казематах, потом начал лечить и тюремщиков, и постепенно стал оказывать помощь всем, кто к нему обращался: служащих и рабочих завода, горожан-читинцев и даже бурят из дальних кочевий. Когда его перевели в Тобольск, то там при местной тюрьме он без всякого вознаграждения исполнял обязанности врача. Когда он умер, то провожать доктора в последний путь вышел весь Тобольск. Очевидец похорон декабрист Владимир Штейнгель описал это так: "Длинный кортеж тянулся до самой могилы. Между простыми людьми слышны были рассказы о его бескорыстной помощи страждущим - это лучшая панегирика доктору Вольфу!"

Когда в середине 19-го века на Тобольск обрушилось страшное бедствие - холера, декабристы Бобрищев-Пушкин, Фонвизин и Свистунов вместе со своими женами, рискуя жизнью, ухаживали за больными. Михаил Кюхельбекер успешно лечил русских, бурят и тунгусов в Баргузине. Нарышкин с женой оказывали медицинскую помощь населению в Кургане. Шаховской - в Туруханске, вездесущий Дмитрий Завалишин - в Чите, Ентальцев, Якушкин, Пущин - в тюменском ЯлУторовске. Друг и однокурсник Пушкина Иван Пущин потом вспоминал об этом так: "Масса нас всех принимает за лекарей и скорее к нам прибегает, нежели к штатному доктору, который всегда или большей частью пьян и даром не хочет пошевелиться".

История шестая. О том, как сибирское изгнание мужей разделили 11 женщин.

Самая лучшая шутка про жён декабристов звучит так: они поехали за мужьями в Сибирь, и испортили им всю каторгу. Это конечно смешно. Но и грустно. Потому как, на самом деле, они их очень сильно поддержали. Поступок 11-ти женщин можно смело назвать подвигом. Ведь в те годы Сибирь была не такой благоустроенной как сегодня. Ни тебе электричества, ни стиральных машин, ни канализации, ни компьютеров с интернетом, ни модных магазинов, ни кафе. Глушь, тайга, отсутствие дорог, и мужья в острогах. Известно, что когда Екатерина Трубецкая, прибыв в Сибирь, увидела в щель тюремного забора мужа в оборванном тулупчике и в кандалах, то потеряла сознание.

Итог всему вышесказанному. У современника, который близко наблюдал жизнь изгнанников на поселении, есть следующие слова: "Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобретали необыкновенную любовь народа". Их действительно любили и уважали. Потому, что, даже находясь в стесненных условиях, они помогали людям. Они строили и пахали. Они лечили и учили. Они приносили пользу людям и Отечеству.

А сколько бы всего хорошего, вечного и доброго они могли бы ещё сделать в своей жизни для своей страны, если бы однажды холодным декабрьским утром не вышли на Сенатскую площадь.

190 лет тому назад Россия пережила события, которые с известной условностью можно считать попыткой совершения первой русской революции. В декабре 1825-го и в январе 1826 годов произошли два вооружённых выступления, организованных Северным и Южным тайными обществами декабристов.

Организаторы восстания ставили перед собой весьма амбициозные задачи — изменение политического строя (замена самодержавия на конституционную монархию или республику), создание конституции и парламента, отмену крепостного права.

До того момента вооружённые выступления представляли собой либо масштабные бунты (в терминологии советского периода — крестьянские войны), либо дворцовые перевороты.

На этом фоне восстание декабристов было политическим событием совершенно иного характера, доселе невиданного в России.

Масштабные планы декабристов разбились о реальность, в которой новый император Николай I сумел жёстко и решительно покончить с выступлением борцов с самодержавием.

Как известно, несостоявшаяся революция называется мятежом, а его организаторов ждёт весьма незавидная участь.

Для рассмотрения «дела декабристов» учредили новый суд

Николай I подошёл к делу тщательно. Указом от 29 декабря 1825 года учреждена была Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева . Манифестом от 13 июня 1826 года был учреждён Верховный уголовный суд, который и должен был рассматривать «дело декабристов».

К следствию по делу было привлечено около 600 человек. Верховный уголовный суд вынес приговоры 120 обвиняемым по 11 различным разрядам, начиная от смертной казни и заканчивая лишением чинов с разжалованием в солдаты.

Здесь надо иметь в виду, что речь идёт о дворянах, участвовавших в восстании. Дела солдат рассматривали отдельно так называемые Особые комиссии. По их решению, более 200 человек подверглись «проводу сквозь строй» и другим телесным наказаниям, а более 4 тысяч были отправлены воевать на Кавказ.

«Провод сквозь строй» представлял собой наказание, при котором приговорённый проходил сквозь ряды солдат, каждый из которых наносил ему удар шпицрутеном (длинным, гибким и толстым прутом из лозняка). Когда количество подобных ударов достигало нескольких тысяч, подобное наказание превращалось в изощрённую форму смертной казни.

Что касается дворян-декабристов, то Верховный уголовный суд, исходя из законов Российской империи, вынес 36 смертных приговоров, из которых пять предполагали четвертование, а ещё 31 — отсечение головы.

«Примерная казнь будет им справедливым возмездием»

Утвердить приговоры Верховного уголовного суда должен был император. Николай I смягчил наказание для осуждённых по всем разрядам, включая приговорённых к смерти. Всем, кому должны были отсечь голову, монарх сохранил жизнь.

Было бы сильным преувеличением сказать, что участь декабристов Верховный уголовный суд решал самостоятельно. Исторические документы, опубликованные после февраля 1917 года, показывают, что император не только следил за процессом, но и чётко представлял себе его исход.

«Касательно главных зачинщиков и заговорщиков примерная казнь будет им справедливым возмездием на нарушение общественного спокойствия», — писал Николай членам суда.

Инструктировал монарх судей и относительно того, каким именно образом должны быть казнены преступники. Четвертование, предусмотренное законом, Николай I отверг как варварский способ, не подобающий европейской стране. Расстрел также не подходил, поскольку император считал осуждённых недостойными казни, которая позволяла офицерам не уронить достоинства.

Оставалось повешение, к которому суд и приговорил в итоге пятерых декабристов. 22 июля 1826 года смертный приговор был окончательно утверждён Николаем I.

Смертной казни подлежали вожди Северного и Южного обществ Кондратий Рылеев и Павел Пестель , а также Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин , непосредственно руководившие восстанием Черниговского полка. Пятым приговорённым к смерти стал Пётр Каховский , который на Сенатской площади смертельно ранил генерал-губернатора Петербурга Михаила Милорадовича .

Нанесение смертельной раны Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу. Источник: Public Domain

Экзекуцию отрабатывали на мешках с песком

Новость о том, что декабристы взойдут на эшафот, для российского общества стала шоком. Со времён императрицы Елизаветы Петровны смертные приговоры в России не приводились в исполнение. Емельяна Пугачёва и его товарищей в расчёт не принимали, поскольку речь шла о бунтовщиках-простолюдинах. Казнь же дворян, пусть и посягнувших на государственный строй, была событием из ряда вон выходящим.

Сами обвиняемые, как те, кому вынесли смертный приговор, так и те, кто был приговорён к другим видам наказания, о своей судьбе узнали 24 июля 1826 года. В доме коменданта Петропавловской крепости судьи оглашали приговоры декабристам, которых приводили из казематов. После оглашения приговора их возвращали в камеры.

Тем временем власти были заняты другой проблемой. Отсутствие в течение длительного времени практики казней привело к тому, что в Петербурге не было ни тех, кто знал, как строить эшафот, ни тех, кто умел приводить приговоры в исполнение.

Накануне казни в городской тюрьме провели опыт, при котором наспех сделанный эшафот тестировали при помощи восьмипудовых мешков с песком. Экспериментами руководил лично новый генерал-губернатор Петербурга Павел Васильевич Голенищев-Кутузов .

Сочтя результаты удовлетворительными, генерал-губернатор приказал разбирать эшафот и везти его в Петропавловскую крепость.

Часть эшафота потерялась по дороге

Казнь была назначена в кронверке Петропавловской крепости на рассвете 25 июля 1826 года. Этот драматический акт, который должен был поставить точку в истории движения декабристов, получился трагикомическим.

Как вспоминал начальник кронверка Петропавловской крепости Василий Беркопф , один из извозчиков, перевозивших части виселицы, умудрился заблудиться в темноте и появился на месте со значительным опозданием.

С полуночи в Петропавловской крепости шла экзекуция над теми из осуждённых, кто избежал казни. Их выводили из казематов, срывали мундиры и ломали над головой шпаги в знак так называемой «гражданской казни», затем одевали в хламиды заключённых и отправляли назад в камеры.

Тем временем полицмейстер Чихачёв с конвоем из солдат Павловского гвардейского полка забрал из камер пятерых приговорённых к смерти, после чего отконвоировал их в кронверк.

Когда их привели на место казни, то смертники увидели, как плотники под руководством инженера Матушкина впопыхах пытаются собрать эшафот. Устроители казни нервничали едва ли не больше осуждённых — им казалось, что телега с частью виселицы исчезла не просто так, а в результате саботажа.

Пятёрку декабристов посадили на траву, и они какое-то время обсуждали друг с другом свою участь, замечая, что были достойны «лучшей смерти».

«Надо отдать последний долг»

Наконец с них сняли мундиры, которые тотчас сожгли. Вместо них на приговорённых надели длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых значилось слово «преступник» и имя осуждённого.

После этого их отвели в одно из близлежащих зданий, где они должны были ожидать окончания строительства эшафота. В доме смертников причастили: четверых православных — священник Мысловский , лютеранина Пестеля — пастор Рейнбот .

Наконец эшафот удалось достроить. Приговорённых к смерти вновь привели на место казни. При приведении приговора в исполнение присутствовали генерал-губернатор Голенищев-Кутузов , генералы Чернышев , Бенкендорф , Дибич , Левашов , Дурново , обер-полицмейстер Княжнин , полицмейстеры Посников , Чихачёв , Дерщау , начальник кронверка Беркопф , протоиерей Мысловский , фельдшер и доктор, архитектор Герней , пятеро помощников квартальных надзирателей, два палача и 12 солдат-павловцев под командой капитана Польмана .

Полицмейстер Чихачёв прочитал вердикт Верховного суда с заключительными словами: «За такие злодеяния повесить!».

«Господа! Надо отдать последний долг», — заметил Рылеев, обращаясь к своим товарищам. Протоиерей Пётр Мысловский прочитал короткую молитву. На головы осуждённым накинули белые колпаки, что вызвало у них недовольство: «К чему это?».

Казнь превратилась в изощрённую пытку

Всё продолжало идти не по плану. Один из палачей неожиданно рухнул в обморок, и его пришлось срочно унести. Наконец зазвучала барабанная дробь, на шеи казнимых накинули петли, из-под их ног выдернули скамью, и через несколько мгновений трое из пяти повешенных рухнули вниз.

По свидетельству начальника кронверка Петропавловской крепости Василия Беркопфа, изначально под виселицей была вырыта яма, на которую положили доски. Предполагалось, что в момент казни доски выдернут из-под ног. Однако виселицу строили в спешке, и оказалось, что стоящие на досках смертники не достают шеями до петель.

Снова начали импровизировать — в разрушенном здании Училища торгового мореплавания нашли скамейки для учеников, которые и поставили на эшафот.

Но в момент казни три верёвки оборвались. То ли экзекуторы не учли, что вешают приговорённых с оковами, то ли верёвки изначально были плохого качества, но трое декабристов — Рылеев, Каховский и Муравьёв-Апостол — упали в яму, пробив доски тяжестью собственных тел.

Мало того, оказалось, что повешенный Пестель носками ног доставал до досок, в результате чего его агония растянулась почти на полчаса.

Некоторым из свидетелей происходящего стало дурно.

Муравьёву-Апостолу приписывают слова: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!».

Возможно, это лишь легенда, но надо признать, что слова очень подходили в тот момент.

Закон против традиции

Руководители казни отправили посыльных за новыми досками и верёвками. Процедура затягивалась — найти эти вещи в Петербурге рано утром было не такой уж простой задачей.

Существовал ещё один нюанс — воинский артикул того времени предписывал производить казнь до наступления смерти, но была ещё и негласная традиция, согласно которой повторять экзекуцию не полагалось, ибо это означало, что «Господь не желает смерти осуждённого». Традиция эта, кстати, имела место не только в России, но и в других странах Европы.

Принять решение о прекращении казни в данном случае мог Николай I, находившийся в Царском Селе. С полуночи ему отправляли посыльных каждые полчаса, дабы докладывать о происходящем. Теоретически император мог вмешаться в происходящее, но этого не произошло.

Что касается сановников, присутствовавших при казни, то для них довести дело до конца было необходимым, дабы не поплатиться собственной карьерой. Николай I запретил четвертование как варварскую процедуру, но то, что творилось в итоге, было варварством не меньшим.

Наконец новые верёвки и доски принесли, троих сорвавшихся, получивших травмы при падении, вновь втащили на эшафот и повесили вторично, на сей раз добившись их смерти.

За всё ответил инженер Матушкин

Крайним за все упущения сделали инженера Матушкина, которого за некачественное строительство эшафота разжаловали в солдаты.

Когда врачи констатировали смерть повешенных, их тела сняли с виселицы и положили в разрушенном здании Училища торгового мореплавания. К этому времени в Петербурге рассвело, и вывезти трупы для захоронения незаметно было невозможно.

По свидетельству обер-полицмейстера Княжнина, следующей ночью тела декабристов были вывезены из Петропавловской крепости и захоронены в братской могиле, на которой не было оставлено никакого знака.

Точных сведений, где именно похоронили казнённых, нет. Наиболее вероятным местом считается остров Голодай, где хоронили государственных преступников со времён Петра I. В 1926 году, в год 100-летия казни, остров Голодай переименовали в остров Декабристов, установив там гранитный обелиск.

Декабристы являются участниками восстания, произошедшего 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в городе Санкт-Петербург.
В этой статье мы коротко рассмотрим, кто такие декабристы и какие убеждения они отстаивали. Также в статье вы сможете прочитать о том, какой деятельностью занимались декабристы.

Кем были декабристы

Декабристами стали образованные дворяне, многие из которых имели военные чины. Эти люди выступали за отмену крепостного права в России, стремились ввести конституцию и ограничить царскую власть. Первое тайное общество декабристов было создано в 1811 году. В 1816 году это общество было окончательно сформировано и получило название "Союз Спасения". Позже появилось еще несколько союзов.

Главной целью этих обществ было начало революции. Случай для ее начала представился декабристам в 1825 году. Тогда 1 ноября в Таганроге внезапно умер Александр I. У императора не было детей, но оставались братья. По закону престол унаследовать должен был старший из них. Однако старший брат Константин задолго до смерти отца отрекся от престола.

Многие по каким-то причинам не знали о том, что младший брат Николай также решил отречься от престола, и стало это известно лишь после присяги, на которую он не явился.

Престол должен был перейти к Николаю, однако декабристы вышли на Сенатскую площадь и сказали, что отказываются присягать ему на верность.

Революция не состоялась по причине нерешительности декабристов, а также запоздалого выступления "Южного Общества". В результате, пока декабристы стояли на Сенатской площади, еще не успевший принять присягу Николай быстро организовал войска, и декабристов арестовали. Позже над ними состоялся суд и большинство декабристов были казнены, а часть сосланы в Сибирь вместе с женами.

Лишь в 1856 году Александр II объявил амнистию оставшимся в живых декабристам.

Если вы хотите узнать больше исторической информации - добро пожаловать в раздел .

Декабристами называют участников восстания, которое произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади.

В основном декабристами были передовые, образованные дворяне, многие из них были военными. Эти люди хотели отменить в России крепостное право, ввести конституцию, ограничить или совсем отменить царскую власть. Свою организацию будущие декабристы стали создавать после Отечественной войны 1812 года. В 1816 году они образовали первое тайное общество — «Союз спасения», а в 1818 — «Союз благоденствия», в который вошло около 200 членов. В январе 1821 года «Союз благоденствия» разделился на две части: «Северное общество» (в Петербурге) и «Южное общество» (на Украине). В составе этих организаций преобладало офицерство. Оба «Общества» занялись подготовкой революционного восстания. Оставалось только ждать удобного случая для выступления.

И такой случай представился, когда 19 ноября 1825 года неожиданно умер лечившийся в Таганроге российский император Александр I. Детей у него не было, но остались братья: Константин и Николай. По закону о престолонаследии царем должен был стать старший из братьев — Константин, который в то время был царским наместником в Польше. Однако он отрекся от престола еще задолго до смерти Александра I.

Отречение было сделано почему-то втайне, и о нем почти никто не знал. Поэтому столица, а за ней и вся Россия присягнули «императору Константину Павловичу». Он же отказался приехать в Петербург и уже официально, в письме, подтвердил свое нежелание быть царем. На 14 декабря 1825 года была назначена присяга следующему брату — Николаю. Сама собой возникла обстановка междуцарствия, и воспользоваться ею решили декабристы.

14 декабря декабристы вышли на Сенатскую площадь в Петербурге и отказались присягать царю Николаю. Им не составило бы никакого труда захватить Зимний дворец и арестовать всю царскую семью, но декабристы проявили нерешительность. Пока они стояли на площади, новый император не терял времени даром. Ему удалось быстро собрать верные правительству войска, которые окружили восставших. Сила была за царем, и декабристы сдались. 29 декабря началось запоздалое выступление частей «Южного общества», но и оно было быстро подавлено. Начались массовые аресты участников восстания.

Состоялся суд. Большинство декабристов было лишено дворянских титулов и прав, осуждено на бессрочные каторжные работы и сослано на поселение в Сибирь. Рядовых солдат прогнали через строй. Пятеро руководителей восстания: П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, К.Рылеев, М.Бестужев-Рюмин и Каховский — были повешены 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.

Некоторые из жен сосланных участников восстания проявили самоотверженность и добровольно последовали за мужьями в Сибирь. Лишь немногие декабристы дожили до 1856 года, когда вступивший на престол император Александр II объявил амнистию.