Понятие аномальных детей, детей с ограниченными возможностями, запущенных и умственно-отсталых. Взрослые и специалисты, которые занимаются каждой группой детей

АЛМАЗОВ Борис Николаевич родился в дворянской семье - поэт и литературный критик.

Детство провел в родовом имении отца в селе Кара­ваеве, где и получил первоначальное об­разование.

В 1839 был определен в Пер­вую московскую гимназию, из четвертого класса которой перешел в частный пан­сион Эннеса.

В 1848-51 учился на юри­дическом факультете Московского университета, где слушал лекции профессора Грановского, Куд­рявцева, Крылова и другими увлекался театром и участвовал в любительских спектаклях. К этому времени относится знакомство Алмазова Б.Н. с А. Н. Островским , А. Ф. Писемским и П. М. Садовским. Оста­вив университет из-за материальной не­обеспеченности (отец Алмазова, по рождению и состоянию принадлежавший к высшему кругу московского общества, к тому вре­мени окончательно разорился), Борис Николаевич вошел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин» (1851-56), в котором выступал (под псевдонимом Эраст Благонравов) с фельетонами, направленными главным образом против «Современника», стихотворными пародиями и жур­нальными обозрениями.

В 1854 поступил на службу в канцелярию попечителя мос­ковского учебного округа.

В 1857 перешел в контору московской синодаль­ной типографии.

В 1861 вышел в отставку в чине губернского секретаря, решив по­святить свою дальнейшую жизнь литера­турной деятельности.

Алмазов Б.Н. вошел в историю русской литерату­ры как «обличительный» поэт. Он актив­но сотрудничал в «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике», «Русском вест­нике», «Современной летописи», в сати­рических журналах 60-х гг. - «Развлече­нии», «Зрителе», «Занозе» и других.

В его сти­хах выведена галерея обличаемых им откупщиков, чиновников-бюрократов, квартальных, либералов-прогрессистов, реакционеров-помещиков. Однако в своем обличительстве Борис Николаевич не поднимался до глу­боких социальных обобщений. Он боролся преимущественно с частными недостатка­ми и пороками людей.

Поэт в своих стихах отстаивал принципы народности, право­славия и самодержавия

«Русь и Запад» , 1854;

«Старая русская партия» , 1864;

«Рус­скому царю» , 1866, и другие.

Воспевая вы­сокие порывы человека к нравственному совершенствованию, он обличал его па­дение, вызванное утратой божественного идеала

«Покаяние» , 1861;

«Истина» , 1861.

В 1859 в сборнике «Утро» Алмазов Б.Н. напечатал крити­ческие статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу в 1858 г.» .

В 1875 он выступил на заседании Общества любителей российской словесности с ре­чью о Писемском. Единственная его про­заическая повесть «Катенька» (1875) в художественном отношении весьма слабая, поступки героев лишены внутренней моти­вировки.

Алмазов Борис Николаевич переводил Гёте, Шиллера, А. Шенье и другие. Пользовался известностью его перевод «Песни о Роланде»

Умер - , Мо­скве.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Б.Н. Алмазов

Екатеринбург 2008

Б.Н. Алмазов

Психология проблемного детства

(пособие школьному психологу и педагогу)

Екатеринбург 2008

Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства.

Книга посвящена так называемому дизонтогенезу личности (недоразвитие, задержки развития, поврежденное и искаженное развитие) Наша цель состояла в том, чтобы обозначить контуры этого феномена с точки зрения психолога, работающего в школе. Задача – обеспечить профессиональную идентичность его диагностического мышления и освободить от зависимости, которую навязывают педагоги, врачи и юристы, прибегающие к его помощи. Своим стилем она больше всего напоминает практическое наставление. И поскольку мы нацелены на формирование навыков, а не на эрудицию вообще, здравый смысл и практический опыт будут доминировать над реферативным подходом. Так что, хотя многое следовало бы рассмотреть теоретически подробнее, законы жанра требуют известных жертв. Надеемся, что авторы, на чье мнение мы не ссылались по ходу изложения, на нас не обидятся, а книга пригодится не только профессионалам, но и родителям детей, недостаточно восприимчивых к традиционным формам обучения и воспитания.

Предисловие

Человек, которого воспитание должно реализовать в нас, – это не тот человек, которого создала природа, но тот, каким общество хочет, чтобы он был, а оно хочет, чтобы он был таким, как требует внутреннее устройство общества.

Э.Дюркгейм

Эта книга предназначена школьным психологам и педагогам. Наверно она будет интересна и полезна не только им, но и всем, кто работает с людьми, и все-таки для нас было важнее всего сосредоточить внимание на более или менее конкретных профессиональных задачах.

В отличие от других специалистов, которым достаточно установить психологический статус на текущий момент времени (в интересах заказчика) или заглянуть в прошлое (в интересах клиента), педагогам и их помощникам-психологам важно и нужно предвидеть, что даст та или иная воспитательная мера в будущем. Каждый взрослый прекрасно знает, что добиться послушания не так уж трудно, пока дети не выросли. Но чаще всего потом мы получаем вовсе не то, на что рассчитывали. Так что прогноз – важнейшее из умений, которому нужно научиться перед тем, как переступить порог школы. Этой задаче мы и намерены посвятить наши усилия. Но перед тем как начать систематическое изложение, хотелось бы сделать несколько замечаний.

Всякое развитие требует энергии. Жизненной активности в движении навстречу культуре, когда речь идет о личности. У энергии должны быть источники . Первый из них – темперамент. Он еще никак не привязан к личности, его сила означает лишь особенность высшей нервной деятельности, которая есть у любого теплокровного животного. Так что его роль, скорее всего, косвенная и опосредованная. Второй – любознательность. Здесь речь должна идти о мощности энергетического потенциала серого вещества головного мозга, результатом деятельности которого выступает интеллект. Каждый знает, что при прочих равных обстоятельствах одни с детства предпочитают узнать новое и обрадоваться, а другие – увидеть знакомое и успокоиться, нисколько не тяготясь монотонностью впечатлений повседневной жизни. Третий связан с так называемым стадным инстинктом (по выражению А.В.Луначарского – основой любой морали). Стремление к отождествлению – мощный источник социальных побуждений, из которого питается вся педагогическая практика. Дети хотят быть в семье, коллективе и среде, так что если учитель ставит досягаемую задачу в зоне ближайшего развития, стремление к когнитивному консонансу гарантировано. На этом строится воспитание навыков и привычек. Когда задача неподъемна, энергия развития уходит на строительство самых разных психологических защит. Четвертый определяется потребностью в отчуждении, когда либидо и самосознание оторвут внешние значения от внутренних смыслов. Наступает время просвещения. Общество заинтересовано придать эгоизму отчуждения нравственные формы (ценности, идеалы, убеждения), полагая, что сейчас уместно не принуждение, а приобщение.

В целом эти источники, образно выражаясь, доброй энергии. Она нормальна и естественна. Но есть еще пятый источник, энергия которого питает так называемые неконструктивные побуждения, которые окрашены чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе, тоски и злобы. От природы они в личность не переходят. Они созданы, как это принято говорить, ненадлежащим воспитанием. На нем мы и сосредоточим основное внимание. И поскольку в названии книги ключевым понятием выступает проблемное в развитии, этому термину следует придать то значение, которое отвечает поставленным нами задачам.

В литературе используется много терминов, которые с той или иной стороны освещают отклонения от нормы. Достаточно вспомнить психическую средовую дезадаптацию, дефектологию, патохарактерологию, социопатичность, патопсихологию , чтобы представить себе масштабы феноменологического пространства, в которое мы намерены вступить. Поэтому для собственного употребления нам нужно вычленить именно то, с чем мы намерены работать. И за основу взять представления об аномальном тех, кто реально формирует развивающуюся личность: родителей, педагогов, врачей. У каждого из них свои цели, которые они достигают собственными методами, не спрашивая совета психолога, да и друг друга.

Родители озабочены послушанием, благодаря которому остальное приложится. И когда все нормально, им бывает вполне достаточно собственного опыта (как они считают), чтобы обеспечить правильное развитие. Педагоги сосредоточены на успеваемости. Врачи обязаны снижать болезненность.

Для экономии текста мы предлагаем несложную схему, разъясняющую нашу позицию (рис. 1).

В зоне пограничных состояний находятся дети, которым необходимо сотрудничество по меньшей мере двух заинтересованных взрослых. Которые, между прочим, не очень к нему стремятся и стараются, главным образом, переложить ответственность друг на друга за возникающие проблемы адаптации. Здесь психолог выступает в роли координатора усилий. Тех же детей, которые попадают в центр обозначенного пространства, и обычно называют аномальными. Их все специалисты с большой охотой отдают психологу. Тому приходится, с одной стороны, сопровождать по жизни, поддерживая морально, а с другой – вмешиваться в социальную обстановку, отстаивая интересы тех, кто не может справиться с трудными обстоятельствами самостоятельно. Ему приходится многое брать на себя. Мы надеемся, что в этом трудном деле наша книга будет ему полезна.

Вопросы:

1.Понятие аномальных детей, детей с ограниченными возможностями, запущенных и умственно-отсталых. Взрослые и специалисты, которые занимаются каждой группой детей.

2. Понятие групповой дезадаптации.

Глава 1. Психология обычного воспитания
(онтогенез личности )

Детство в тягость человеку.

Ж.П.Сартр

У каждого народа свои представления о целях воспитания. Это зависит от того, как варьирует концепция человека в различных обществах. «Ведь древние , – как писал Э.Дюркгейм – также думали, что создают из своих детей людей точно так же, как и мы. Если они отказывались видеть себе подобного в чужестранце, это как раз потому, что в их глазах только воспитание гражданской общины могло создать истинно и собственно человеческие существа. Но человечество они понимали по-своему, не так, как мы. Любое более или менее значительное изменение в организации общества влечет за собой такое же по значению изменение в понятии человека о самом себе ». Тем не менее, каковы бы ни были принципиальные установки, личность всегда формируется в трех сферах: семье, среде и системе. Именно там она перенимает культурную традицию своего народа. Когда мы говорим о ненадлежащем (плохом или небрежном) воспитании, то чаще всего имеем в виду конфликты значения именно в них, считая повод («длинный перечень взаимных слез, упреков и обид») настоящей причиной девиантного развития. Для обыденной жизни такой подход действительно приемлем. Нехорошо, когда ребенка в семье не любят, в коллективе третируют, а во дворе издеваются. Это факт и с ним никто не спорит. Но бывают обстоятельства, когда корни социальной дезадаптации уходят гораздо глубже. Когда, по выражению Ф.М.Достоевского, «шатаются основы » самих воспитывающих институтов. Общество выходит за рамки сложившихся стереотипов, и взрослые теряют уверенность в себе. Прежние рецепты не работают, а новых еще нет. К сожалению (для педагогики), наше общество переживает именно такое время. Мы перенимаем европейскую модель уклада жизни с присущими для нее смыслами поведения (что и раньше пытались сделать, но всякий раз безуспешно). Поэтому нам придется до того, как начать систематическое изложение материала, отвлечься от проблем индивидуального воспитания (онтогенеза) и какое-то время потратить на проблемы в самой воспитывающей сфере (заняться вопросами филогенеза личности как свойства национального характера).

Для нас такое отступление от главной темы необходимо еще и по другой причине. Дело в том, что советская наука не просто не принимала европейскую традицию в психологии (а нынешний психолог читает, в основном, книги из-за рубежа), но и активно боролась с «тлетворным влиянием Запада». Достаточно вспомнить мнения П.Я. Гальперина - «кризисное состояние характерно для зарубежной психологии практически на всем протяжении ее существования и является следствием недостаточности ее методологических основ» или Л.С. Выготского – «круг этого кризиса очерчен таким образом, что он вытекает из самой природы того методологического обоснования, на котором развивается психология на Западе, поэтому внутри себя он не имеет разрешения», чтобы понять, как далеки мы от европейской культурной традиции. И хотя современное психологическое образование базируется главным образом на ее достижениях, академическая наука не торопится преодолеть имеющиеся разногласия. Они остаются как бы под спудом официально провозглашенной толерантности. Так что каждому специалисту приходится лично работать над собственным профессиональным мировоззрением, ориентируясь на здравый смысл больше, чем на отвлеченные знания. Вот и мы предлагаем точку зрения, которая может показаться предвзятой, но по нашему глубокому убеждению она имеет то преимущество, что соответствует природе человека.

О субъектах воспитания

Индивид в своем развитии (онтогенезе) повторяет развитие вида (филогенез). Эту закономерность эволюции, сформулированную учеником Ч. Дарвина, Е.Геккелем, можно проследить и в психологии. Национальный характер с присущей ему традицией формирует личность отдельного человека в строгом соответствии с установками суровых предков. И пока человек развивается в отведенных для этого рамках, он чувствует себя довольно комфортно. Напряжение появляется, когда он выходит за них или попадает в непривычные обстоятельства. Если такое случается по своей воле, скептическое отношение современников не заставляет себя ждать. «Пророков нет в отечестве своем, да и в других отечествах не густо »,- справедливо отметил В.Высоцкий. Оказавшись волею судьбы на чужбине, люди вынуждены долгие годы чувствовать себя новичком со всеми вытекающими из этого статуса проблемами психической средовой адаптации. Но бывает в истории время, когда народ примеряет на себя модель жизненного уклада, взятую со стороны. Тогда подражание тому, что не усвоено с детства, ложится тяжелым грузом особенно на молодежь. Те, кто воспитывает, должны уверенно соотносить общепринятые значения с внутренними смыслами поведения, и если это у них не получается (все чувствуют себя новичками), дети, ощутив приближение «огня губительной свободы», начинают метаться в поисках психологической защиты. Достаточно вспомнить повальную токсикоманию наших отроков 11-13-летнего возраста, предшествующую наступлению перестройки. Никто ее причины не исследовал, и о том, что она была, как бы забыли. А зря; в условиях глобализации, ориентированной на европейскую культурную традицию, многие народы, привыкшие воспитывать подрастающее поколение в идеологических границах (сословных, классовых, религиозных, расовых и т.п.) чувствуют ощутимый дискомфорт, утрачивая почву под ногами. И наша страна не исключение. В какой-то мере нам не повезло больше других. Граница между Европой и Азией проходит не только по нашей территории, но и по психологии национального характера тоже. Мы много лет вроде бы стремимся к сближению с Европой, но оно не идет дальше более или менее формального сосуществования. И в наши дни, когда мы твердо нацелились на демократию по европейскому образцу, нам в очередной раз нужно соотнести, в какой мере наша культурная традиция сопоставима с их воспитывающими институтами.

Зависимость формирования индивидуализма от степени средовой психической адаптации. Типы индивидуализма (личностной позиции) в зависимости от культурной среды (лягушки и мыши).

У них залогом и условием психический средовой адаптации выступает утрированный (по нашим меркам) индивидуализм. Как отмечал Э. Дюркгейм в своих лекциях французским студентам на рубеже Х1Х и ХХ у веков, «мы с вами живем в стране, не признающей никакого властелина, кроме общественного мнения. У каждого из нас существует настолько преувеличенное ощущение своего Я, что мы не замечаем границ, сжимающих его со всех сторон. Создавая у себя иллюзию о собственном всемогуществе, мы стремимся стать самодостаточными. Вот почему мы видим свое достоинство в том, чтобы как можно сильнее отличаться друг от друга и следовать каждому своим собственным путем ». Тем самым, возвращаясь к ассоциациям с биологией, следует считать, что в основе адаптации у людей такого склада должна лежать устойчивость (в психологии - способность к отчуждению). Для нас же важнее изменчивость, в основе которой лежит способность к отождествлению, что позволяет без внутреннего сопротивления соглашаться с мнением единодушно ошибающегося большинства. Как отметил А. Зиновьев, суть и сила сталинской пропаганды заключались не в каких-то манипуляциях с аргументами, а в том, что никому не должно было прийти в голову искать им (аргументам) возражения. А поскольку большевики не меняли, как казалось, а продолжали национальную традицию (по А.И. Солженицину, чье мнение никем не оспаривается), подобную манеру самоутверждения можно отнести к базовым установкам российского характера. В природе такое различие существует между теплокровными (которые тратят массу калорий на поддержание температуры тела, зато могут идти, куда хотят) и холоднокровными, чей организм способен жить в широком диапазоне температур, но лишь в привычной среде. Недаром проблемам сосуществования мышей и лягушек (нонконформистов и конформистов) посвящено множество сказок, с помощью которых предки воспитывали подрастающее поколение. В древности преобладали воинственные сюжеты, современники предпочитают толерантность (герой мультипликационного сериала Шрек популярен, без преувеличения, во всем мире), но все приходят к выводу, что с имеющи мися различиями приходится считаться, хотим мы этого или нет. Фатальны они или преодолимы эволюционным путем, мы и рассмотрим на примере среды, системы и семьи.

Первым воспитателем человека является среда . Та община, из которой вышли все ветви цивилизации. Первобытная, когда племя старалось отгородиться даже от соседей пресловутой «ненавистью варвара к чужаку», а затем – участница все более сложных социальных отношений (по А.Герцену). И пока все потребности удовлетворялись «на месте», порядок жизни зависел больше от характера племени (его «синергизма» по Р. Бенедикт), чем от рациональных установок. Когда стремление к расширению жизненного пространства («пассионарность», по Л. Гумилеву) заставило искать более совершенные формы организации социума, появилось государство. Естественно, оно повторило привычный стиль отношений, но на более высоком уровне. Властвующий слой представлял собой управляющий клан, отношения в котором соответствовали неким общим закономерностям такого объединения:

а/ волеизъявление свободно лишь в рамках традиции;

б/ межличностное сцепление эмоционально (аффилиативно), что делает конформизм не зазорным;

в/ самооценка зависит от близости к лидеру;

г/ роли распределены и конкуренция не поощряется;

д/ проникновение в клан извне возможно лишь при наличии вакансий;

е/ поддержка только своих;

ж/ карающая функция изгнания.

Воспитывающие параметры среды

Стабильность во взаимодействии с населением обеспечивалась институтами власти:

Казна с централизованным распределением ресурсов (редустрибтивным) ;

Принудительный труд (барщина) с отчуждением результатов труда в пользу управляющего слоя;

Наследственная передача социального статуса.

Социальная справедливость (без которой государство, по словам блаженного Августина, не более, чем разбойничья шайка) обеспечивается отчуждением собственности, когда те, кто управляет, лишь пользуются имуществом, но не распоряжаются им, а также правом каждого в источниках пропитания. По исторической легенде, примером такого устройства была древняя Иудея. С течением времени оно трансформировалось в крепостное право и оказалось очень жизнестойким. Во всяком случае, в нашей стране оно удержалось официально до середины Х1Х века, а неформально присутствует в наших традициях и поныне. Как заявил А. Звягинцев (заместитель генерального прокурора России), «наше отечество и сегодня продолжает во многом оставаться страной обычаев; во многих принятых на местах законах вполне отчетливо просматриваются не принципы современного права, а тени недоброй памяти Крепостного уложения » («Аргументы и факты»,№,8, 2007 г.). А известный публицист П. Вощанов развивает и конкретизирует этот тезис. «Главное сходство федеральной и местной власти – кастовость, ставшая нормой. Всюду – исключения крайне редки – начальники организуют для «своего круга» наглухо закрытую от постороннего взгляда жизнь, никак не соприкасающуюся с жизнью голосующего электората » («Новая газета»,№.51,2008 г.) Так что, хотели мы бы этого или нет, но именно среда задает нам (и подрастающему поколению) этические принципы как некие ориентиры личностного развития.

Европейцы выбрали иные социальные ценности. Их властители еще в период раннего средневековья отказались от преимуществ, которые дает крепостной уклад, и заменили казну частной собственностью и гражданским оборотом; принудительный труд свободным предпринимательством; правом распоряжаться жизнью подданных поделились с лавочниками. Иными словами, сделали выбор в пользу системы , где главенствуют не институты власти, а институты права, и управление отдано от «аристокрации» (по А.С.Пушкину) бюрократии, «не допускающей никакой индивидуальности» (по В.И.Ленину). Человек при таком устройстве жизни остается один на один с обществом и государством, получив в придаток к личной независимости «свободу умирать под забором». Общие черты системной организации отношений можно обозначить следующим образом:

а/ личностные качества руководителя не играют роли;

б/ власть раздается по штатному расписанию;

г/ стиль взаимоотношений не допускает индивидуализма;

д/ все участники систеы взаимозаменяемы;

е/социальная поддержка – по действующим правилам, а не из жалости и сострадания;

ж/ порицание и кара – в форме наказания.

Формирующие и воспитывающие параметры системы.

Существующий порядок поддерживается юридическими институтами – совокупностью норм, заключающих однородное содержание и определяющих однородные отношения, в отличие от среды, где право – «инструмент подавления в руках победившего » (по В.И.Ленину), а «в политике важнее люди, а не аргументы » (по Л.Троцкому).

Такой шаг обеспечил непрерывный прогресс на многие века, так как человек раскрепощенный, постепенно освобождаясь от пресловутого страха свободы, оказался способен воспринять производственные отношения на качественно новом уровне. Остается лишь понять, что подвигло европейских аристократов на такой шаг и почему мы до сих пор топчемся на месте. О мотивах далеких предков в наши дни судить трудно. Но наблюдая за тем, каких усилий стоит современным авторитарным режимам перестроиться на демократические рельсы (по сути, они вынуждены идти на политическое самоубийство для сохранения страны ввиду неотвратимых кризисов), можно полагать, что примерно тысячу лет назад от удобного и привычного крепостного права пришлось отказаться под давлением весьма существенных проблем. По-видимому, ближе всего к истине гипотеза А. Фоменко, согласно которой в те годы Европа была оккупирована Россией и влачила постыдное существование лимитрофа (страны, кормившей войско завоевателя). Собственных ресурсов кроме свободы не было (татарское войско, выполняющее волю российских князей, располагало гораздо более богатыми природными и человеческими ресурсами). И жертва оправдала себя. Защищая «священное право частной собственности», крестоносцы не только очистили территорию, но и отменили крепостное право всюду, до каких пределов дошли. И там оно больше никогда не возобновлялось . Правда, не следует забывать, что не все были готовы привилегии отдать и не далеко не каждый способен личную свободу взять (жизненный опыт свидетельствует, что не более десяти процентов населения имеют природные задатки независимости, что и подтвердил Э. Фромм в своей книге «Бегство от свободы»). Путь от человека общинного к человеку свободному занял несколько веков и проходил сквозь войны, тянувшиеся то тридцать, а то и сто лет. Образно говоря, кровь сочилась постепенно. Тем же народам, кто впоследствии сокращал себе путь от среды к системе, подражая европейской традиции, приходилось лить ее гораздо более значительными порциями. Опыт революций и мировых войн ХХ века, несомненным результатом которых в конечном счете оказалось только падение авторитарных режимов (принимавших на удивление самоубийственные решения) и наступление демократии в странах, потерпевших поражение, не оставляют в этом никаких сомнений.

Пройти в своем развитии путь от общинной зависимости, которая «гнула, ломала и калечила личность» (по К.Марксу), к свободе без социальных гарантий помогла семья . Возникнув как «разрушитель общины» (по Ф.Энгельсу), она взяла на себя три основные функции.Как хозяйствующий субъект она олицетворяет «семейно- захватнический – по Ф.Энгельсу – порядок». «Общинные и частно-семейные отношения – подчеркивал К.Р. Качоровский – находятся в состоянии конфликта. Преобладание одного из них является результатом естественно-экономических причин или отношения к этому вопросу со стороны властей. Если последние не содействуют частной собственности, то общинное начало преобладает. Если семейное начало получает приоритет, имущество (в первую очередь земля) захватывается бессрочно, то есть переходит по наследству, а государство переходит от сбора дани с общины к разверстке подати на конкретные семьи. Со своей стороны семья старается захватить в прочное владение наделы и закрепить свое право на имущество » .

Естественно, будучи самостоятельной в материальном отношении, семья выступает и в роли социальной единицы – объединения людей, за которым признается право самостоятельно регулировать внутренние отношения и нести коллективную ответственность по обязательствам или за проступки своих членов. Некая община в миниатюре.

Хозяйственная и социальная автономия определяет стиль отношений в семье как группе общения . Цементирующим фактором здесь выступает ответственность за тех, кого считают своими членами. И понятно, что в так называемой большой семье с множеством косвенных родственных связей привязанности распределяются неравномерно. К тому же эмоциональный климат, где любовь соседствует с пресловутым «длинным перечнем взаимных слез, упреков и обид», дополнительно усложняет тему. Тем не менее, именно психологическое единство удерживает семейные традиции в обстоятельствах, когда власти манипулируют хозяйственной и социальной независимостью в политических или идеологических интересах.

Схематично семейные ценности психологического порядка можно представить следующим образом:

    семья ценится людьми как гарант их социальной приемлемости;

    член семьи может безопасно обнаруживать свои статусные установки в уверенности, что его примут таким, как есть;

    на социальную поддержку можно рассчитывать даже на фоне неприязненных отношений;

    чувство долга перед предками и потомками присуще всей родне;

    конфликты в пространстве допускаемой делинквентности разрешаются без участия властей;

    поддержание неискренних ритуалов (ролей-функций) воспринимается как тягостная необходимость;

    лишение сострадания выступает как карательная мера.

Заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Калужской области, почётный строитель России, заслуженный строитель города Калуги, почётный член Союза архитекторов РФ, почётный член ДСО «Урожай», удостоенный трёх орденов, пятнадцати медалей и двенадцати почётных знаков, лауреат форума «Общественное признание», лауреат Государственной премии РФ имени маршала Г.К. Жукова за создание мемориального комплекса маршала Советского Союза Г.К. Жукова на его родине. Всё это заслуги одного человека - Николая Ивановича Алмазова.


Николай Иванович родился 23 ноября 1927 года в деревне Акатово Калужской области. В 1942 году окончил Фроловскую неполную среднюю школу. Его трудовой путь начался 17 октября 1942 года: вначале учеником, а затем плотником строительного цеха Мостобазы 16-го спецформирования ГУ военно-восстановительных работ Народного комиссариата путей сообщения. Н.И. Алмазов активно участвовал в строительстве жилых и общественных построек, искусственных сооружений на железнодорожном транспорте, в восстановлении железнодорожных мостов через реки Воря и Саня Темкинского района Смоленской области.

С октября 1944-го по сентябрь 1948 года Николай Иванович учился в Калужском коммунально-строительном техникуме. По окончании был направлен на строительство Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Сначала работал десятником, старшим десятником на возведении шлюза № 2, а в 1951 году был переведён на должность заведующего отделением строительных дисциплин учебного комбината «Главгидроволгодонстроя». За активное участие в строительстве Волго-Донского канала награждён почётной грамотой «Главгидроволгодонстроя». Николай Иванович стремился как можно полнее изучить свою профессию, окончил Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова в Свердловске. Получив квалификацию инженера-строителя, был направлен на работу в Новосибирское военно-техническое училище на должность преподавателя строительных дисциплин. Там Николай Иванович экстерном сдал экзамены за курс обучения в училище и ему было присвоено офицерское звание.

В 1956 году Н.И. Алмазов был приглашён на должность начальника строительного управления № 1 треста «Калужстрой». Через два года он стал главным инженером этого треста. Под его руководством возведено множество объектов жилищного и социально-бытового назначения, школы, больницы, поликлиники, кинотеатры и ряд других объектов. Восстанавливались корпуса памятника архитектуры - Гостиных рядов. Введено в эксплуатацию более 200 тыс. кв. метров жилья. Будучи главным инженером, Николай Иванович особое внимание уделял развитию производственной базы треста. При его участии были заложены основы создания крупного домостроительного комбината в посёлке Турынино, введены новые серии крупнопанельных жилых домов.

В 1962 году Н.И. Алмазов возглавил Калужский филиал проектного института «Росгипросельхозстрой», ставшего одним из лучших в системе. В 1967 году Николая Ивановича перевели на должность главного инженера треста «Домостроение», а затем назначили управляющим трестом «Калугасельстрой», где он трудился десять лет. Под его руководством прежде отстающий трест за два года вошёл в число лучших строительных организаций Минсельхозстроя СССР и РСФСР, что было неоднократно отмечено почётными грамотами и переходящим Красным знаменем. За время работы управляющим трестом Н.И. Алмазова пять раз наградили почётным знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. По итогам работы за 1976 год тресту было присуждено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В 1977 году Н.И. Алмазова избрали заместителем председателя Калужского облисполкома, и Николай Иванович руководил всем строительным комплексом Калужской области. В то время строительное производство успешно развивалось, в области вводилось более 600 тыс. кв. метров жилья в год, в том числе до 170 тыс. кв. метров на селе. В год строилось до 600 км дорог. С 1989 года Н.И. Алмазов работал начальником Управления строительным комплексом области. Он неоднократно избирался депутатом Калужского городского и областного Совета народных депутатов, в течение 12 лет возглавлял штаб студенческих стройотрядов области, за что был награжден почётным знаком ЦК ВЛКСМ.

В настоящее время Николай Иванович Алмазов возглавляет Калужский региональный Союз строителей (КРСС). В Союз входят более 60 отраслевых организаций региона с постоянной численностью работающих свыше 100 человек и предприятия стройиндустрии, где трудятся до 2000 человек.

Калужский региональный Союз строителей взял на себя важнейшую задачу по информационной координации развития строительного комп-лекса региона. Здесь проводятся семинары по технологическим вопросам, по проблемам привлечения инвестиций. Развернута постоянно действующая выставка, на которой можно не только изучить материалы и механизмы, но и сразу заключить контракты на закупку. В Калужской области действует постоянная трёхсторонняя комиссия по вопросам охраны труда, техники безопасности, стоимости и другим проблемам, связанным с производством. Руководство Союза участвует в деятельности комиссии.

Ещё одна составляющая деятельности Союза - забота о ветеранах-строителях. Два раза в год, на Новый год и в День Победы, устраиваются концерты, проходят вечера встреч. Руководство КРСС совместно с администрациями предприятий награждает лучших отраслевиков грамотами, наградами Госстроя. КРСС учреждён знак «Ветеран строительного комплекса Калужской области». Под патронажем Союза выпускается газета «Калужский строитель». Ко Дню строителя в 2004 году издана книга «Созидатели», в которой представлена история Калужского стройкомплекса.

Строительство в Калуге постепенно набирает обороты. Объёмы строительно-монтажных работ ежегодно увеличиваются, а соответственно растёт и ввод в эксплуатацию жилья. Но опытные строители уходят на пенсию, а молодёжи заменить их на том же высоком уровне непросто. Хорошие штукатуры, маляры, плиточники, каменщики сегодня в Калуге очень ценятся. Союз строителей организует профессиональные семинары, поддерживающие престиж профессий. Каждый год в начале августа КРСС с помощью предприятий готовит фронт работ, инструменты и материалы, а главное - вымпелы, знаки и призовой фонд. Состязаться за первое место в профессиональном конкурсе собираются до ста рабочих всех специальностей. Затем их ждут награждения и праздничный обед.

Идейный вдохновитель и организатор деятельности Калужского регионального Союза строителей Николай Иванович Алмазов пользуется заслуженным авторитетом среди профессионального сообщества и своих земляков.

Руководитель Калужского регионального Союза строителей Алмазов Николай Иванович. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Почёта, cвятого благоверного князя Даниила Московского, знаком «За безупречную службу», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «60 лет Калужской области» и многими другими медалями СССР, РСФСР, РФ.

Алмазов, Борис Николаевич

Известный поэт, род. 27-го октября 1827 г., в гор. Вязьме, Смоленской губ., ум. 3-го апреля 1876 г. в Москве. Отец его, Николай Петрович, по рождению и состоянию принадлежал к высшему кругу московского общества; мать, Евдокия Петровна Зубкова, была женщиной весьма образованной и религиозной. Родоначальником дворян Алмазовых является известный думный дьяк Ерофей Иванов, по прозванию Алмаз, любимец царя Алексея Михайловича, два раза управлявший посольским приказом и в 1661 году сделанный печатником. Детство Алмазов провел в родовом имении, селе Караваеве, Сычевского уезда, и на 12-м году поступил во второй класс 1-ой московской гимназии, причем в качестве пенсионера жил у директора ее, M. A. Окулова. Из 4-го класса гимназии Алмазов перешел в пансион Энвеса, откуда в 1848 году поступил по экзамену на юридический факультет Московского университета. Увлекаясь здесь лекциями Грановского, Кудрявцева, Крылова и других талантливых профессоров того времени, Алмазов, вместе с тем, был постоянным посетителем Малого театра и страстным почитателем Мочалова и Щепкина; он мечтал о славе актера, участвовал в нескольких любительских спектаклях и обнаружил сценические способности. В это время он сошелся и подружился с Островским, Писемским, П. М. Садовским и др. К сожалению, университета Алмазову не удалось окончить: со второго курса он был уволен за невзнос платы за слушание лекций, не получая почти никакой поддержки от отца, состояние которого клонилось к полному разорению. По выходе из университета, начиная с 1851 года, Алмазов почти всецело посвятил себя литературной деятельности, если не считать кратковременной службы его (1854-1861) сначала в канцелярии попечителя московского учебного округа, а затем в конторе московской синодальной типографии, откуда он вышел в отставку в чине губернского секретаря. Первые литературные опыты Алмазова появились в "Москвитянине" 1851 года, под псевдонимом Эраста Благонравова. Это были полемические фельетоны против петербургских журналов и, главным образом, против "Современника"; в этих фельетонах впервые встречаются стихотворные пародии Алмазова, нередко довольно остроумные, на Пушкина, Лермонтова, Панаева и Некрасова. Алмазов был одним из деятельных сотрудников так называемой "молодой редакции" "Москвитянина" до его прекращения в 1856 году. Эту "молодую редакцию", между прочим, составляли: А. Ф. Писемский, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, и др. Кроме фельетонов, Алмазов писал в "Москвитянине" и небольшие обозрения текущей журналистики. После "Москвитянина" он помещал свои произведения в стихах и прозе: в "Библиотеке для Чтения", сборнике "Утро" (кроме стихотворений, две большие статьи "О поэзии Пушкина" и "Взгляд на русскую литературу 1858 г."), в "Детском журнале", в "Русском Вестнике", в юмористических журналах: "Развлечение", "Зритель", "Заноза" и "Искра", по большей части под псевдонимом Б. Адамантова; в "Беседе в обществе любителей российской словесности", в "Заре" и "Семейных Вечерах", в "Русском Архиве" 1875 г. (статья о Писемском) и, наконец, в "Газете Гатцука", где появилась (в 1875 г.) повесть "Катенька", несколько небольших критических статей и стихотворение. Прекрасно владея стихом, всегда звучным, легким, богатым рифмою, ясным и точным, Алмазов составил себе известность преимущественно юмористическими и сатирическими стихотворениями, хотя заслуживали также внимания его переводы и несатирические произведения. Не задаваясь мыслью о буквальной передаче всех подробностей и оттенков подлинника, Алмазов стремился лишь к тому, чтобы ярко передать основную мысль. Таким образом он переводил лирические и антологические стихотворения Шиллера, Гете, А. Шенье, А. де-Мюссе; кроме того, он исполнил целый ряд переложений поэтических памятников средневековой французской и испанской литератур. Самым крупным среди переводов является древне-французская поэма "Роланд" ("La chanson de Roland"), написанная прекрасным белым стихом. Для характеристики политических воззрений Алмазова весьма важны стихотворения "Русь и Запад", "Старая русская партия", "Русскому Царю" и "Нашим зарубежным братьям"; в которых сказался человек, проникнутый любовью к родине, отстаивающий исконные начала русской жизни. На возвышенные темы написаны стихотворения: "Покаяние", "Истина", "Ничтожество", "Проза", обнаруживающие человека глубоко верующего также, как и стихотворные переложения для народа житий святых - "Отшельник", "Щедрый богач", "Мария Египетская". В своих сатирических произведениях - поэма "Социалисты", "Бескорыстный реформатор", "Ученый нашего времени", "Ночная беседа" и др. Алмазов по преимуществу осмеивает умственное брожение шестидесятых годов, а также шаткость убеждений нашего общества, склонность увлекаться всякими заносными идеями, совершенно чуждыми русской жизни. В шуточных стихотворениях Алмазов то с незлобивым юмором осмеивает комические стороны русской жизни, то создает остроумные пародии, то касается мелочей литературной и журнальной жизни шестидесятых годов, причем делает ряд остроумных и метких характеристик тогдашних журналистов. Таковы, напр., стихотворения: "Учено-литературный маскарад", "Спор", "Московский поэт и петербургский обыватель", "Похороны "Русской Речи", имевшие большой успех при своем появлении. В 1874 году появился объемистый том "Стихотворений" Алмазова, в который вошло почти все, что он писал стихами. В 1892 году "Сочинения Б. Н. Алмазова" вышли в Москве в 3-х томах, причем первые два заняты стихами, а последний - прозою.

Краткий биографический очерк Алмазова при первом томе последнего собрания его сочинений. - Венгеров, "Критико-биографический словарь", т, I, стр. 429-440.

C. Трубачев.

{Половцов}

Алмазов, Борис Николаевич

поэт, помещавший свои произведения в "Москвитянине", "Русском вестнике" и др.; р. 27 окт. 1827 г., † 3 апр. 1876 г.

{Половцов}

Алмазов, Борис Николаевич

(1827-1876) - поэт-юморист и переводчик, сначала сотрудник славянофильского "Москвитянина", затем западнических "Библиотеки для чтения" и "Русского Вестника"; друг А. А. Григорьева и Островского. Стихи А., незлобиво-юмористические по заданию и легкие, изящные по выполнению, никогда не дорастают до сатиры и не принадлежат к большой литературе. Область, в которой был силен А., - литературная пародия . В критических статьях Алмазов был поборником "искусства для искусства".

Лит.: Венгеров, С. А., Критико-биографический словарь, т. I.

Алмазов, Борис Николаевич

(псевдоним Адамантов) - поэт-юморист и переводчик. Из дворянской семьи. Сотрудник журн.: "Москвитянина", "Б-ки для чтения", "Русского вестника", а с 60-х гг. и сатирич. журн. (гл. обр. "Развлечения" Ф. Миллера). В сатирич. изданиях А. выступал с реакционными нападками на господствовавшее общественное направление. В последние годы своей жизни много переводил. А. известен гл. обр. пародиями на писателей. В критических статьях А. часто выступал поборником так наз. "искусства для искусства".

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Алмазов, Борис Николаевич" в других словарях:

    - (1827 76), русский писатель, критик. Юмористические стихи и пародии (сборник «Диссонансы», 1863; под псевд. Б. Адамантов). Стихотворные повествования на исторические и религиозные сюжеты («Рассказы из жизни христианских подвижников», 1865; поэма… … Энциклопедический словарь

    - (1827 76), рус. поэт, критик. В 1851, будучи сотрудником «молодой редакции» «Москвитянина», в фельетоне «Стихотворения Эраста Благонравова» подверг критике введенную «Новым Поэтом» (И.И.Панаевым) и Н.А.Некрасовым в фельетонных стихах… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1827 76) русский писатель, критик. Юмористические стихи и пародии (сборник Диссонансы, 1863; под псевд. Б. Адамантов). Стихотворные повествования на исторические и религиозные сюжеты (Рассказы из жизни христианских подвижников, 1865; поэма… … Большой Энциклопедический словарь

    Алмазов, Борис Николаевич, известный поэт пародист (1827 76 в Вязьме). Происходит из старой дворянской семьи. Был на юридическом факультете Московского университета, но курса не кончил. Посвятил себя, начиная с 1851 года, литературной… … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алмазов. Борис Николаевич Алмазов … Википедия

    АЛМАЗОВ Борис Николаевич - (1827—1876), русский поэт, критик. Сатирич. стихи, пародии, фельетоны (сб. «Диссонансы», 1863), публицистич. лирика, историч. поэмы. Статьи «Сон по случаю одной комедии» (1851), «О поэзии Пушкина» (1859). Переводы (в т.ч. «Роланд», 1869).■… … Литературный энциклопедический словарь

    - (дополнение к статье Алмазовы) (см.). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1892 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1827 1876) поэт и литературный критик, автор поэмы Социалисты, напечатанной в Заре … Словарь литературных типов

    Борис Николаевич (1827–1876) (псевдоним Адамантов) поэт юморист и переводчик. Из дворянской семьи. Сотрудник журн.: «Москвитянина», «Б ки для чтения», «Русского вестника», а с 60 х гг. и сатирич. журн. (гл. обр. «Развлечения» Ф. Миллера). В… … Литературная энциклопедия

    Алмазов русская фамилия. Женская форма Алмазова. Известные носители: Алмазов, Александр Иванович (1859 1920) церковный историк. Алмазов, Алексей Дмитриевич (1885 или 1886 1936) генерал хорунжий армии Украинской народной… … Википедия

Nikolay Almazov Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 23.11.1927
Заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Калужской области, почётный строитель России, заслуженный строитель города Калуги, почётный член Союза архитекторов РФ, почётный член ДСО Урожай, удостоенный трёх орденов, пятнадцати медалей и двенадцати почётных знаков, лауреат форума Общественное признание, лауреат Государственной премии РФ имени маршала Г.К. Жукова за создание мемориального комплекса маршала Советского Союза Г.К. Жукова на его родине. Всё это заслуги одного человека Николая Ивановича Алмазова.

Николай Иванович родился 23 ноября 1927 года в деревне Акатово Калужской области. В 1942 году окончил Фроловскую неполную среднюю школу. Его рабочий стезя начался 17 октября 1942 года: сначала учеником, а потом плотником строительного цеха Мостобазы 16-го спецформирования ГУ военно-восстановительных работ Народного комиссариата путей сообщения. Н.И. Алмазов активно участвовал в строительстве жилых и общественных построек, искусственных сооружений на железнодорожном транспорте, в восстановлении железнодорожных мостов посредством реки Воря и Саня Темкинского района Смоленской области.

С октября 1944-го по сентябрь 1948 года Николай Иванович учился в Калужском коммунально-строительном техникуме. По окончании был направлен на сооружение Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Сначала работал десятником, старшим десятником на возведении шлюза 2, а в 1951 году был переведён на пост заведующего отделением строительных дисциплин учебного комбината Главгидроволгодонстроя. За активное участие в строительстве Волго-Донского канала награждён почётной грамотой Главгидроволгодонстроя. Николай Иванович стремился как не возбраняется полнее исследовать свою профессию, окончил Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова в Свердловске. Получив квалификацию инженера-строителя, был направлен на работу в Новосибирское военно-техническое училище на место преподавателя строительных дисциплин. Там Николай Иванович экстерном сдал экзамены за вектор движения обучения в училище и ему было присвоено офицерское звание.

В 1956 году Н.И. Алмазов был приглашён на место начальника строительного управления 1 треста Калужстрой. Через два года он стал главным инженером этого треста. Под его руководством возведено море объектов жилищного и социально-бытового назначения, школы, больницы, поликлиники, кинотеатры и строй других объектов. Восстанавливались корпуса памятника архитектуры Гостиных рядов. Введено в эксплуатацию больше 200 тыс. кв. метров жилья. Будучи главным инженером, Николай Иванович особое чуткость уделял развитию производственной базы треста. При его участии были заложены основы создания крупного домостроительного комбината в посёлке Турынино, введены новые серии крупнопанельных жилых домов.

В 1962 году Н.И. Алмазов возглавил Калужский филиал проектного института Росгипросельхозстрой, ставшего одним из лучших в системе. В 1967 году Николая Ивановича перевели на пост главного инженера треста Домостроение, а далее назначили управляющим трестом Калугасельстрой, где он вкалывал десять лет. Под его руководством в прошлом отстающий трест за два года вошёл в цифра лучших строительных организаций Минсельхозстроя СССР и РСФСР, что было неоднократно отмечено почётными грамотами и переходящим Красным знаменем. За время работы управляющим трестом Н.И. Алмазова пять раз наградили почётным знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. По итогам работы за 1976 год тресту было присуждено переходящее Красное полотнище стяга ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В 1977 году Н.И. Алмазова избрали заместителем председателя Калужского облисполкома, и Николай Иванович стоял во главе всем строительным комплексом Калужской области. В то время строительное фабрика удачно развивалось, в области вводилось больше 600 тыс. кв. метров жилья в год, в том числе до 170 тыс. кв. метров на селе. В год строилось до 600 км дорог. С 1989 года Н.И. Алмазов работал начальником Управления строительным комплексом области. Он неоднократно избирался депутатом Калужского городского и областного Совета народных депутатов, в течение 12 лет возглавлял штаб студенческих стройотрядов области, за что был награжден почётным знаком ЦК ВЛКСМ.

В настоящее время Николай Иванович Алмазов возглавляет Калужский региональный Союз строителей (КРСС). В Союз входят больше 60 отраслевых организаций региона с постоянной численностью работающих свыше 100 дядя и предприятия стройиндустрии, где трудятся до 2000 джентльмен.

Калужский региональный Союз строителей взял на себя важнейшую задачу по информационной координации развития строительного комп-лекса региона. Здесь проводятся семинары по технологическим вопросам, по проблемам привлечения инвестиций. Развернута всю дорогу действующая экспозиция, на которой разрешается не только исследовать материалы и механизмы, но и тотчас заключить контракты на закупку. В Калужской области действует постоянная трёхсторонняя комиссия по вопросам охраны труда, техники безопасности, стоимости и другим проблемам, связанным с производством. Руководство Союза участвует в деятельности комиссии.

Ещё одна составляющая деятельности Союза опека о ветеранах-строителях. Два раза в год, на Новый год и в День Победы, устраиваются концерты, проходят вечера встреч. Руководство КРСС совместно с администрациями предприятий награждает лучших отраслевиков грамотами, наградами Госстроя. КРСС учреждён знак Ветеран строительного комплекса Калужской области. Под патронажем Союза выпускается газета Калужский строитель. Ко Дню строителя в 2004 году издана книжка Созидатели, в которой представлена история Калужского стройкомплекса.

Строительство в Калуге потихоньку набирает обороты. Объёмы строительно-монтажных работ ежегодно увеличиваются, а сообразно растёт и ввод в эксплуатацию жилья. Но опытные строители уходят на пенсионную выплату, а молодёжи сменить их на том же высоком уровне непросто. Хорошие штукатуры, маляры, плиточники, каменщики в эти дни в Калуге шибко ценятся. Союз строителей организует профессиональные семинары, поддерживающие престиж профессий. Каждый год в начале августа КРСС с помощью предприятий готовит фронт работ, инструменты и материалы, а главное вымпелы, знаки и призовой фонд. Состязаться за первое местоположение в профессиональном конкурсе собираются до ста рабочих всех специальностей. Затем их ждут награждения и торжественный обед.

Идейный вдохновитель и организатор деятельности Калужского регионального Союза строителей Николай Иванович Алмазов пользуется заслуженным авторитетом посреди профессионального сообщества и своих земляков.

Руководитель Калужского регионального Союза строителей Алмазов Николай Иванович. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Почёта, cвятого благоверного князя Даниила Московского, знаком За безупречную службу, медалями За доблестный работа в Великой Отечественной войне 19411945 гг., Ветеран труда, 60 лет Калужской области и многими другими медалями СССР, РСФСР, РФ.