Военные юристы во время войны. Органы прокуратуры во время вов

Любой участник судебной тяжбы заинтересован в том, чтобы его представитель действовал наиболее эффективно – и нередко клиенты юристов готовы поощрять достижение желаемого результата материально. Сами юристы, конечно, тоже не против получить дополнительное вознаграждение в случае успешного завершения процесса.

Поэтому так называемый "гонорар успеха" , о который в свое время было сломано немало копий и который в 2007 году был объявлен КС РФ "вне закона", по-прежнему встречается в договорах на оказание юридических услуг.

Судя по одному из последних постановлений Президиума ВАС РФ, есть шанс, что по крайней мере на уровне арбитражных судов "гонорар успеха" по молчаливому согласию судей будет признаваться законным.

История вопроса

Борьба с "гонораром успеха" началась еще в конце 90-х годов. Тогда ВАС РФ, обобщая практику исполнения договоров на оказание юридических услуг, открыто заявил: нельзя удовлетворять требования исполнителя о выплате вознаграждения, если договором факт выплаты гонорара был поставлен в зависимость от будущего решения суда или иного органа ( Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. № 48). И это было первым звонком к ограничению уже распространенной на то время западной практики дополнительного вознаграждения по итогам рассмотрения дела.

Окончательный, казалось, крест на условном гонораре – выраженном как в твердой сумме, так и в процентном отношении к сумме выигранного иска – поставил пять лет назад КС РФ. Суд посчитал, что деятельность государственных органов "не может быть предметом частноправового регулирования" , а достижение конкретного результата не входит в предмет договора оказания услуг. Основная мысль решения КС РФ заключалась в том, что плата по договору производится за исполнение обязанностей юриста, а не за судебное решение того или иного содержания (Постановление КС РФ от 23 января 2007 г. № 1-П " ").

Председательствующий на том заседании судья Николай Бондарь в своем мнении к Постановлению обратил внимание на то, что окончательной определенности Судом достигнуто не было: с одной стороны, на условное вознаграждение был поставлен запрет, но с другой – КС РФ предусмотрел право законодателя "с учетом конкретных условий развития правовой системы" предусмотреть иное правовое регулирование в рамках законодательства о квалифицированной юридической помощи.

Что интересно, сразу после вынесения этого резонансного решения сенатор Юрий Шарандин попытался воспользоваться указанной лазейкой и внес в Госдуму законопроект о возврате "гонорара успеха", но только для адвокатов . Правда, и в этом документе было предусмотрено определенное регулирование извне – предполагалось, что размер вознаграждения в процентном отношении к удовлетворенному размеру требований будет устанавливать Федеральная палата адвокатов.

Автор инициативы ссылался на широкое использование "гонорара успеха" за рубежом (страны ЕС, США, Канада, Великобритания) и предостерегал об опасности распространения "неофициальных" вознаграждений за услуги адвоката вследствие решения КС РФ. Но законопроекту не было суждено пройти даже первое чтение.

Читайте также:

Правда, и без него позиция высших судов успешно игнорировалась юристами и их клиентами – "гонорар успеха" по-прежнему оставался довольно популярным явлением.

Впрочем, и сам ВАС РФ довольно быстро (в том же 2007 году) смягчил свою позицию относительно условного гонорара. Так, рассматривая вопрос возмещения судебных расходов на представителя, Суд подчеркнул, что "гонорар успеха" взыскивается с проигравшей стороны, но только в разумных пределах ( Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 121).

Нижестоящие суды разделились на два лагеря: одни отказывались признавать условное вознаграждение ( ФАС Дальневосточного округа от 19 февраля 2013 г. № Ф03-136/2013 по делу № А51-3114/1999, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июля 2013 г. № Ф04-5985/12 по делу №А45-10408/2012, постановление ФАС Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу № А40-14153/11-14-116), другие присуждали взыскать "гонорар успеха" с проигравшей стороны при условии его разумности и обоснованности ( ФАС Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2014 г. № Ф04-4/11 по делу № А70-3375/2010, ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2010 г. № Ф07-3030/2010 по делу № А56-37142/2009).

К слову, вопрос обоснованности расходов может решаться очень оригинально – например, ФАС Волго-Вятского округа посчитал, что проигравшая сторона должна возместить даже расходы юриста на такси к месту заседания ( ФАС Волго-Вятского округа № Ф01-1175/14 от 8 мая 2014 г. по делу № А29-8443/2011).

Почти год назад "тройка" судей ВАС РФ вынесла нашумевшее определение по делу ООО "Билла", отказавшись передавать спор на рассмотрение Президиума ВАС РФ. Тем самым судьи фактически подтвердили законность взыскания условного гонорара – его размер был определен как 10% от суммы взысканных с ответчика убытков и 6,5% от суммы присужденного по делу ( ВАС РФ от 24 июня 2013 г. № ВАС-12252/11).

И вот теперь, судя по всему, практика признания "гонорара успеха" незаконным переломлена окончательно. Недавно ВАС РФ опубликовал постановление по спору между ОАО "Аэропорт "Внуково" и ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово", которое давно ждали практикующие юристы.

Фабула дела

ОАО "Аэропорт "Внуково" после внушительного количества инстанций и заседаний выиграло у ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" дело о взыскании долга по договору наземного обслуживания. Впоследствии аэропорт пожелал возместить свои расходы на юридические услуги и обратился с отдельным заявлением в суд.

Чтобы доказать разумность своих расходов на представителя, заявитель прибег к очень распространенному в последние годы маневру: представил почасовые ставки партнеров юридических фирм из рейтинга Legal 500, сопоставимые с теми, которые были указаны в договоре аэропорта с юристами.

Всего истец желал получить чуть более 9 млн руб. , однако суды согласились только с 4 млн руб.

Аргументы судов

Арбитражный суд г. Москвы оказался самым щедрым и присудил аэропорту Внуково 8 млн руб. (определение Арбитражного суда г. Москвы от 14 декабря 2012 г. по делу № А40-91883/2008). В возмещении оставшегося 1 млн руб. суд отказал, потому что усомнился в реальности количества часов, затраченных юристами на работу. Это решение было поддержано и апелляцией ( Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2013 г. по делу № А40-91883/2008).

При рассмотрении этого спора ФАС Московской области и был впервые поднят вопрос о правомерности "гонорара успеха" – юристы агентства посчитали, что 100 тыс. евро, которые аэропорт пообещал выплатить своим представителям, можно расценить именно в таком качестве (в договоре они были обозначены как "дополнительная премия" ).

Суд сослался на известную позицию КС РФ и уменьшил размер судебных расходов на представительство до 4 млн руб. ( ФАС Московского округа от 19 июня 2013 г. № Ф05-8262/09 по делу № А40-91883/2008). В общем-то, и аргументация была заимствована у КС РФ: судебное решение не может выступать предметом какого-либо гражданско-правового договора.

Суд решил

В начале февраля на arbitr.ru появилась резолютивная часть решения: ВАС РФ постановил отменить все судебные акты и направить дело о возмещении судебных расходов на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Юридическое сообщество было заинтриговано мотивировкой этого решения, многие просмотрели запись заседания – и вот теперь можно ознакомиться уже с полным текстом судебного акта.

Посмотрим, какие аргументы использовал Суд.

1

Свобода договора. ВАС РФ начал с того, что напомнил о возможности сторон самостоятельно согласовать все условия договора, если только они не определены императивно. Это относится и к условию о выплате вознаграждения по договору возмездного оказания услуг.
Так, подчеркнул Суд, стороны вправе согласовать любую удобную форму выплаты вознаграждения – в зависимости от фактически совершенных исполнителем действий или же от результата этих действий (если только это не противоречит основополагающим принципам российского права).

2

Расходы на представителя должны быть разумными. Именно это требование Суд посчитал обязательным для включения сумм гонорара юриста в судебные расходы. ВАС РФ напомнил о том, что:

  • разумность расходов оценивает суд;
  • отдельные критерии оценки уже были установлены ВАС РФ: нормы расходов на командировки, стоимость экономных транспортных услуг, средняя по региону стоимость адвокатских услуг и т.д. (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 82 " ");
  • заявитель вправе доказывать размер и факт осуществления расходов на представителя, а его процессуальный противник – их чрезмерность.

После этого Суд пошел на небольшую хитрость. Если КС РФ увязал незаконность вознаграждения только с одним фактом (зависимость размера гонорара от будущего решения суда), то ВАС РФ ввел дополнительный критерий. Он разграничил две ситуации: 1) вынесено положительное судебное решение, но юрист не приложил к этому руки и 2) на формирование позиции суда немалое влияние оказали активные действия представителя .

В 2017 году отмечалась юбилейная дата - . В ходе празднования представителями органов государственной власти и общественных организаций отмечался вклад военных прокуроров в победу в Великой Отечественной войне, которые, как и десятки миллионов наших сограждан, в полной мере испытали все тяготы и лишения, выпавшие на долю фронтовиков. На полях сражений погибло и пропало без вести более 1 300 военных прокуроров и следователей.После победного мая 45-го прошли десятилетия, с каждым годом все больше уходит от нас участников той войны.Совет Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры выступил с инициативой, горячо поддержанной действующими прокурорскими работниками органов военной прокуратуры военных следственных органов, создать на добровольные пожертвования монумент, символизирующий героический образ военных прокуроров и следователей.Открытие скульптурной композиции «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны», которая разместится на территории Главной военной прокуратуры, будет приурочено ко Дню памяти и скорби 22 июня 2018 года.В настоящее время проводится сбор добровольных пожертвований работников органов военной прокуратуры на расчетный счет Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры.В период Великой Отечественной войны военные прокуроры не только героически исполняли свои служебные обязанности, но и являлись примером мужества и стойкости.Практически на протяжении всей войны Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов. В первые дни войны им в кратчайшие сроки реализованы масштабные мероприятия по приближению военных прокурорских органов к войскам, ведущим боевые действия, осуществлен переход от корпусных (в качестве низового звена) к дивизионным военным прокуратурам. Помимо этого, 26 июня 1941 г. на базе тридцати прокуратур железных дорог были созданы военные прокуратуры и переданы в подчинение Главному военному прокурору Красной Армии. Работать приходилось в условиях высочайшего напряжения, без отдыха. Занимая столь ответственный пост, В.И. Носов побывал почти на всех фронтах, а на более важных направлениях - по несколько раз. Своим примером учил прокуроров фронтов, армий и дивизий, каким образом строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий.С введением в Москве осадного положения Председатель Государственного Комитета Обороны поручил его наведение и поддержание порядка в городе дивизионному военному юристу Николаю Порфирьевичу Афанасьеву, который возглавил оперативную группу Главной военной прокуратуры, оставленную в городе. В течение 10 суток все городские прокуратуры были преобразованы Н.П. Афанасьевым в военные прокуратуры районов Москвы, городские суды - в военные трибуналы. Руководство и частично личный состав указанных структур назначались Н.П. Афанасьевым из числа кадровых военных юристов. Этим органам подчинялась система районных комендатур, усиленная армейскими подразделениями.Созданная Н.П. Афанасьевым структура позволила оперативно ликвидировать проявления анархии, навести в городе порядок, обеспечить неотвратимое и оперативное наказание преступников, выявить провокаторов, диверсантов, мародеров. Эти меры дали возможность надежно стабилизировать ближайший оперативный тыл в Московской битве.С 1942 года по 26 марта 1945 г. Николай Порфирьевич занимал пост Главного военного прокурора железнодорожного транспорта. В то время под его руководством была проведена большая, во многом не прокурорская, а административная работа по обеспечению продвижения воинских поездов, транспорта на фронт, а также народнохозяйственных грузов военной промышленности.С марта 1945 г. по июль 1950 г. Н.П. Афанасьев являлся Главным военным прокурором.Невозможно оставить без внимания трагическую судьбу настоящего героя, патриота нашей Родины и мужественного человека - Алексея Ивановича Муругова, исполнявшего обязанности прокурора Москвы с июля 1938 г. по 26 июня 1940 года. Это было очень тяжелое и непростое время политических репрессий. Его предшественники в должности руководителя столичной прокуратуры - А.В. Филиппов (в должности 4,5 года) и К.Н. Маслов (в должности восемь месяцев) были репрессированы по надуманным обстоятельствам. Их расстреляли за то, что они якобы «организовали террористические группировки с целью покушения на руководителей государства», «смазывали» доказательства в уголовных делах, не арестовывали невиновных людей по указанию следователей НКВД.Вероятно, за излишнюю прокурорскую принципиальность Алексея Ивановича в июле 1940 г. освободили от исполнения обязанностей прокурора города, зачислили в резерв прокуратуры РСФСР и отдела юстиции Мосгорисполкома.Муругов ушел на фронт 2 июля 1941 г. добровольцем. При призыве Алексею Ивановичу присвоили звание военюриста 3 ранга, и 8 июля он получил назначение военным прокурором 242-й стрелковой дивизии Московского военного округа, сформированной 28 июня 1941 г. под Москвой.2 октября 1941 г. началось генеральное наступление противника на Москву по плану «Тайфун», после чего 242-я стрелковая дивизия оказалась в окружении севернее Вязьмы. При прорыве дивизии из окружения А.И. Муругов стал числиться пропавшим без вести. В мае 1942 г. семье пришло об этом официальное извещение. Однако жизненный путь А.И. Муругова на этом не закончился. По сведениям дочери прокурора, от вернувшихся с фронта друзей Алексея Ивановича ей стало известно, что в период нахождения 242-й дивизии в окружении во время налета фашистской авиации взрывом отцу оторвало часть ноги. Тяжело раненным он попал в плен и стал узником нацистского лагеря смерти Маутхаузен. В 1938-1945 годахв этом концлагере в заключении находилось около 335 тысяч военнопленных из разных стран. Казнено и замучено фашистами свыше 122 тысяч узников, в том числе более 32 тысяч советских граждан. Среди них - генерал-лейтенант Д.М. Карбышев.А.И. Муругов при пленении скрыл настоящую фамилию и представился как Громов. В концлагере Алексей Иванович в числе других заключенных стал подпольщиком. В условиях жесточайшего лагерного режима, ежедневных казней и массовых избиений эти смелые люди как могли саботировали работу, выявляли и уничтожали предателей, помогали слабым и больным, готовили нападение на охрану и массовый побег.В результате предательства одного из завербованных комендатурой узников Муругов был обвинен в сопротивлении и отправлен в зондерблок № 20. Находившиеся в этом блоке военнопленные получали ¼ и так скудного общелагерного рациона. Барак даже в зимнее время не отапливался. В оконных проемах не было стекол - только решетки. Нар в блоке тоже не было. Зимой эсэсовцы заливали из шланга пол в помещении водой, которая постепенно превращалась в ледяную корку. Узников заставляли ложиться спать на пол, и многие погибали от переохлаждения. Однако «смертники» имели и «привилегию» - их не выгоняли на работы. Вместо этого они целыми днями занимались «физическими упражнениями» - бегали или ползали вокруг блока.Муругова фашисты подвергли изощренным пыткам, чтобы он назвал других участников подполья и сообщил о планах организации. Но этот мужественный человек проявил героизм, стойкость и никого не предал - благодаря этому подпольная организация сохранилась и продолжила подготовку побега.Вместе с десятью другими советскими военнопленными Муругова сожгли в крематории 21 июня 1943 года.Часть узников при побеге в ночь с 1 на 2 февраля 1945 г. вырвались за пределы лагеря. Но в течение следующих трех недель эсэсовцы и добровольцы из местных жителей искали и расстреливали обнаруженных беглецов. Уцелеть удалось только девяти из них. В числе выживших Михаил Рябчинский и Николай Цемкало, которые впоследствии и рассказали людям правду об этих событиях.В период Битвы за Москву погибли и пропали без вести 72 работника военных прокуратур, из которых лишь 11 вышли из окружения либо позже обнаружились в госпиталях, где находились с тяжелыми ранениями. Только пять окруженцев продолжили службу в военных прокуратурах. Четыре военных прокурора и следователя, не имея возможности прорваться через линию фронта, в дальнейшем воевали в партизанских отрядах. До сих пор нет никаких сведений о 43, а судьба 10 документировна трофейными гитлеровскими документами о пребывании в лагерях военнопленных.Великое уважение к павшим за Родину воинам побуждает нас воскрешать память о людях, которые в тяжелейших условиях отстояли Москву.Монумент «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны» символизирует доблестное исполнение офицерами военной юстиции воинского и профессионального долга на полях сражений Великой Отечественной войны.Модель композиции выполнена народным художником Российской Федерации скульптором В.А. Суровцевым и представляет собой стоящую на гранитном постаменте бронзовую фигуру офицера во фронтовой шинели
с погонами капитана юстиции, сжимающего в правой руке автомат ППШ, а левой открывающего полевую сумку с процессуальными документами.Посвященный этой теме мемориал (композиция включает в себя прилегающую территорию военного городка № 17) создается в России впервые и несомненно станет достойным местом для приведения военных прокуроров и следователей к присяге, оказания почестей павшим и ныне живущим коллегам, приблизившим нашу Победу.

В период Великой отечественной войны роль органов суда и прокуратуры была перестроена. Правосудие осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народными судами, а в армии и на флоте - военными трибуналами. В суровых условиях Великой Отечественной войны Советское государство требовало от граждан беспрекословного выполнения правовых норм и распоряжений своих органов, повсеместного соблюдения порядка, крепкой дисциплины и высокой организованности как одного из важных условий достижения победы. Лица, отступавшие от правовых требований, наказывались по всей строгости законов военного времени.

Роль органов правосудия и юстиции в охране социалистической собственности и общественного порядка в условиях Великой Отечественной войны значительно повысилась. Строжайшая охрана военного имущества и объектов военного хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, которые были предназначены для снабжения фронта и тыла, осуществлялась в тесном взаимодействии с военным командованием и политорганами. Это взаимодействие содействовало обеспечению высокого политико-морального состояния войск, укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка в тылу и на фронте.

В отличие от империалистических войн Великая Отечественная война Советского Союза велась во имя жизненных интересов трудящихся. Законы военного времени способствовали созданию наиболее благоприятных условий для разгрома фашистских захватчиков. Они обеспечивали единство действий армии и народа, слияние фронта и тыла в единый боевой лагерь. Проведение этих законов в жизнь повышало у советских людей чувство долга, политическую и трудовую активность, ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Всей своей деятельностью судебные органы воспитывали граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного выполнения законов Советского государства, и прежде всего законов военного времени, бережного отношения к социалистической собственности, добросовестного и честного отношения к государственному, общественному и воинскому долгу, уважения правил социалистического общежития.

Конституционные основы Советского государства и права во время Отечественной войны были сохранены. Конституция СССР оставалась на протяжении всей войны политико-юридической базой текущего законодательства и государственной практики. Действие основных принципов и норм советского права в период войны предопределялось природой социалистического строя, справедливым характером самой войны, борьбой за честь и независимость социалистической Родины, за свободу народов.

Одновременно следует отметить, что в связи с культом личности Сталина проникшие в карательные органы авантюристические, карьеристские элементы практиковали огульные репрессии и грубые нарушения законности.

    Трибуналы

На проведенных за годы войны сессиях Верховного Совета СССР (в июне 1942 г., январе - феврале 1944 г. и апреле 1945 г.), был принят ряд законодательных актов, обеспечивающих укрепление советского правопорядка в деле достижения победы над врагом. Вместе с тем, в связи с чрезвычайной обстановкой военного времени 30 июня 1941 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был образован Государственный Комитет Обороны, деятельность которого прежде всего, была направлена на осуществление работы по перестройке всего народного хозяйства и Вооруженных Сил в соответствии с потребностями и нуждами фронта, по новому регулировала многообразные правоотношения, возникавшие и изменявшиеся в условиях военного времени. Сложившиеся условия диктовали еще большее укрепление государственной и военной дисциплины, усиления борьбы с дезертирами, прогульщиками, с лицами, уклоняющимися от мобилизации в армию или для работы на производстве, от выполнения специальных повинностей и т. д.

Приобрела исключительную актуальность борьба с различной агентурой врага - шпионами, диверсантами, вредителями, распространителями ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, и т. д. Эти преступления в условиях военного времени, а тем более в местностях, объявленных на военном положении, были исключительно опасны. В соответствии с нормами советского уголовного законодательства наиболее опасные преступники несли более повышенную ответственность, вплоть до применения к отдельным из них исключительной меры уголовного наказания - расстрела.

В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были Военные трибуналы и общие суды (Верховный суд СССР) краевые, народные, областные суды, Верховные суды автономных республик.

Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с "Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий". 1

Как и все другие органы Советского государства, органы правосудия перестроились на военный лад. Была расширена подсудность военных трибуналов и их сеть. В 1943 г. все линейные суды железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в военные трибуналы.

На основании ст.57 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 2 действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах.

Подсудность дел военным трибуналам осуществлялась по персональному признаку. ВТ дивизии - до командира роты и приравненных к нему по должностному положению лиц. ВТ корпуса - до командира батальона включительно, ВТ - армии до помощника командира полка.

Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Военным Советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливать исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела. Вынужденное, но вполне оправдавшее себя изменение порядка обжалования и опротестования приговоров нельзя рассматривать как ослабление, а тем более как устранение гарантий законности выносимых приговоров и всей судебной деятельности военных трибуналов.

Отсутствие кассационного обжалования приговоров в значительной мере компенсировалось усилением судебного надзора по двум линиям: по линии расширения круга судебных инстанций, имеющих право пересмотра вступивших в законную силу приговоров, и по линии расширения круга должностных лиц, которым было представлено право опротестования таких приговоров. Это способствовало более гибкому и быстрому исправлению допущенных ошибок.

Характерной особенностью деятельности военных трибуналов во время войны была меткость и гибкость судебной репрессии. Сурово карая шпионов, предателей, паникеров и злостных дезертиров, военные трибуналы в то же время применяли к лицам, совершившим преступления, не представлявшие особой опасности, или случайно провинившимся, отсрочку приведения приговоров в исполнение до окончания военных действий, с направлением осужденных в штрафные части, где им предоставлялась возможность искупить свою вину перед народом. Немало осужденных военными трибуналами в дальнейшем смыли с себя позорное пятно совершенного преступления в боях, заслужили освобождение от наказания и снятие судимости. Многие из них за совершенные подвиги были удостоены правительственных наград.

В деятельности органов военной юстиции в начальный период войны не обошлось и без ошибок при определении мер уголовного наказания. В ряде военных трибуналов в тот момент имели место случаи необоснованного усиления репрессий и применения чрезмерно жестких мер наказания. Во время войны был усилен надзор за строгим соблюдением законов, направленных на укрепление обороны СССР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении в местностях, объявленных на военном положении", сократилась подсудность дел народным судам в области общеуголовных преступлений. Передаче военным трибуналам подлежали все дела о военнослужащих;

дела о наиболее опасных преступлениях, совершенных любыми лицами на территории действия военного трибунала:

о государственных преступлениях,

о хищениях социалистической собственности,

о разбое, об умышленных убийствах,

о насильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи и др.

Военные власти имели право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иные дела, если командование признает это необходимым по военным обстоятельствам. Также в Указе о военном положении говорилось, что все дела, направленные против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, были изъяты из ведения общих судебных органов и отнесены к компетенции военных трибуналов.

Большое количество военнослужащих в 1941 г. были арестованы на передовой и переданы на рассмотрение военных трибуналов. Согласно Указам Президиума Верховного Совета с 22 июня 1941 г. трибуналам разрешалось рассматривать любые дела в местностях, объявленных на военном положении. При этом устанавливались многие изъятия из правил судопроизводства. 29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР издали директиву с требованием "организовать беспощадную борьбу со всякими... паникерами, распространителями слухов". Слухи распространялись, несмотря на жестокие наказания, предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. За первые четыре месяца согласно этому Указу военные трибуналы осудили1423человека 3 . С началом войны уголовная ответственность была установлена не только за распространение слухов. В разряд преступных были переведены и другие действия: самовольный уход с предприятия, уклонение от всеобщего военного обучения, нарушение правил светомаскировки и др. Уголовные дела нередко возбуждались при отсутствии к тому оснований. Получило распространение вынесение трибуналами приговоров по формальным основаниям. Особенно это относилось к случаям хранения фашистских листовок, использовавшихся военнослужащими в бытовых целях. В годы войны были резко сокращены сроки производства по уголовным делам. Они составляли от одного до трех дней, включая приведение приговора в исполнение. В военных трибуналах дела надлежало начинать через 24 часа после вручения копии обвинительного заключения. Этому способствовало немалое число документов, которые обязывали рассматривать и разрешать дела в сокращенные сроки 4 . Данный приказ требовал усилить быстроту судебного воздействия. Большинство дел рассматривалось без защитника. При таком положении исключалось участие в деле прокурора, его функцию выполнял трибунал.

В Директиве Наркома юстиции и Прокурора СССР от 31 июля 1942 г. N 1096 предлагалось: действия командиров, комиссаров и политработников, привлеченных за самовольное отступление с боевой позиции, квалифицировать по п. "б" ст. 58.1 Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине, совершенная военнослужащим, наказание - расстрел); пропаганду дальнейшего отступления частей РККА квалифицировать по ч. 2 ст. 58.10 Уголовного кодекса РСФСР (контрреволюционная пропаганда и агитация, основное наказание - расстрел). Через полтора года - 25 ноября 1943 г. Пленум Верховного Суда СССР принял постановление N 22/М/16/У/сс, где говорилось, что "военные трибуналы квалифицируют как измену Родине всякое содействие, оказанное советскими гражданами немецким захватчикам, независимо от характера этого содействия" 5 . За весь период ВОВ военными трибуналами было осуждено 2,5 млн. человек. За контрреволюционные преступления было репрессировано 471 тыс. 988 человек (18,6%), за воинские и общеуголовные преступления - 792 тыс. 192 (31,4%) и 1 млн. 266 тыс. 483 человека (50%) за общеуголовные преступления. За 4 года войны к высшей мере наказания было приговорено 8,9% от числа осужденных 6 . В 1941 - 1945 гг. каждый пятый человек был осужден по контрреволюционной статье. Наибольшее число неправомерных приговоров во время ВОВ было вынесено по делам о контрреволюционной пропаганде и агитации 7 . Например, через три дня после подписания И. Сталиным приказа "Ни шагу назад!" 8 Нарком юстиции и Прокурор СССР направили всем органам военной юстиции директиву N 1096, в которой предписывалось: "действия лиц, преданных суду военного трибунала за пропаганду дальнейшего отступления частей Красной Армии, квалифицировать по статье 58.10, части 2 Уголовного кодекса РСФСР". Необходимо учесть, что большая масса контрреволюционных преступлений прошла и через внесудебные органы - "двойки", "тройки", а еще 10 июня 1934 г. ЦИК СССР принял Постановление, в соответствии с которым Военной коллегии Верховного Суда СССР и военным трибуналам округов (флотов) стали подсудны расследуемые аппаратом НКВД дела об измене Родине, шпионаже, терроре, совершенных кем бы то ни было, а не только военнослужащими. Чаще всего в военные трибуналы поступали дела об измене Родине (статья 581 Уголовного кодекса РСФСР) 9 . 24 ноября 1942 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял Постановление "О членах семей изменников Родины", в нем говорилось, что "применение репрессий в отношении членов семей перечисленных в пунктах 1 и 2 лиц производится органами НКВД на основании судебного приговора или решения Особого совещания при НКВД СССР". Во время ВОВ в связи с увеличением количества военных трибуналов (к началу ВОВ в стране функционировало 298 военных трибуналов, а к 1 марта 1942 г. их было сформировано еще 823) 10 оказалось невозможным обеспечить осуществление правосудия постоянным судебным составом из трех военных судей. Поэтому 28 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была предусмотрена возможность участвовать в осуществлении правосудия заседателям, которых выделяли политические органы и командование войсковых частей. Во время ВОВ работники военных трибуналов иногда сами приводили приговоры в исполнение, участвовали в деятельности заградительных отрядов.

В 1942 г. по мере освобождения советскими войсками территорий, временно оккупированных германскими войсками, на рассмотрение военным трибуналам стали поступать дела о преступлениях гитлеровцев и их пособников. 19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников". В соответствии с данным Указом для рассмотрения подобных дел специально учреждались военно-полевые суды, они действовали при дивизиях и корпусах Красной Армии. В их состав входили председатель военного трибунала, начальники политического и особых отделов. Военно-полевые суды рассматривали дела немедленно после освобождения занятых противником территорий 11 .

В целом деятельность военно-полевых судов во время ВОВ не получила широкого распространения (например, за два года, с мая 1943 г. по май 1945 г., военно-полевые суды первого Украинского фронта рассмотрели 221 дело на 348 человек). В основном военно-полевыми судами рассматривались дела только в отношении лиц, пойманных с поличным, и не требовавшие специального расследования, если же было необходимо всестороннее изучение обстоятельств дела и специальное расследование, то дело передавалось в военный трибунал. Как упоминалось ранее, высшей надзорной инстанцией за деятельностью военных трибуналов во время ВОВ была Военная коллегия Верховного Суда СССР.

Организационно Военная коллегия состояла из отделов по военным трибуналам армии, флота, войск НКВД, отдела судебного надзора, отделения по суду первой инстанции. Были моменты, когда политическое руководство страны фактически принуждало Военную коллегию прямо участвовать в расправе с неугодными лицами.

Так, 8 сентября 1941 г. в соответствии с посланием Государственного комитета обороны СССР Военная коллегия без проведения предварительного разбирательства вынесла приговор о привлечении к высшей мере наказания 161 осужденного, которые отбывали наказание в Орловской тюрьме 12 . С другой стороны, известна позиция Военной коллегии по вопросу неоправданно широкого применения высшей меры наказания, особенно в начале войны. В обзоре судебной практики, письмах на места Военная коллегия предлагала и даже требовала от военных трибуналов пересмотра политики по применению высшей меры наказания. Например, за девять месяцев 1942 г. Военная коллегия отменила заочные приговоры в отношении 65% осужденных с направлением дел на доследование или их прекращением. Кроме того, Военная коллегия проводила последовательную политику по расширению применения статьи 28 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей замену уголовного наказания направлением на фронт в действующую армию, с последующим снятием судимости с тех осужденных, которые хорошо проявили себя в боях по защите Родины. В годы ВОВ сотрудники Военной коллегии составляли относительно небольшой штат (к началу войны 66 человек, а число судей в целом по стране было около 776 человек), к концу ВОВ - 72 человека и 6 человек по особому штату за счет НКВД), а объем работы при этом был огромен (например, за 1944 г. и первое полугодие 1945 г. Военная коллегия рассмотрела более 43 тысяч дел, из них более 13 тысяч об осужденных к расстрелу) 13 . Организационное руководство всей системой трибуналов осуществлялось Наркоматом юстиции СССР.

Особое место в деятельности военных трибуналов в период войны занимали дела о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Дело в том, что в первые три года войны более 70 миллионов человек попали под жестокий гнет немецко-фашистской оккупации. Часть из них пошла в партизаны, некоторые же стали пособниками оккупантов 14 . Более одного миллиона советских граждан работали в качестве переводчиков, старост, бургомистров, обслуживали органы государственного управления Германии на оккупированной территории. Военные трибуналы провели ряд судебных процессов над немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками, виновными в зверских насилиях над советскими людьми. Такие судебные процессы состоялись в Киеве, Минске, Риге, Ленинграде, Смоленске, Брянске, Великих Луках, Николаеве и других населенных пунктах. Военные преступники - немецко-фашистские захватчики, чинившие злодеяния, получили заслуженное возмездие за свои тягчайшие преступления.

В 1943 г. в связи с начавшимся освобождением советской земли возникла необходимость в принятии специального законодательного акта для наказания тех, кто в годы оккупации сотрудничал с врагом и, более того, творил злодеяния против советских граждан. 19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников". В Указе отмечалось, что к немецко-фашистским преступникам и их пособникам прежде применялась не соответствующая их злодеяниям мера наказания. Отныне немецкие, итальянские, румынские, венгерские и финские фашистские злодеи и шпионы и изменники из советских граждан будут караться смертной казнью через повешение, пособники из местного населения - ссылкой на каторжные работы на 15 - 20 лет. 15

Проведение настоящего Указа в жизнь было возложено на военно-полевые суды в дивизиях в составе: председателя военного трибунала дивизии, начальника особого отдела и заместителя командира дивизии. Указывалось, что в исполнение приговор приводится немедленно и публично, а тела повешенных остаются на виселице в течение нескольких дней. 16 Этот документ выходил за рамки обычного советского уголовного законодательства, и его особая жестокость объяснялась чрезвычайными условиями войны.

В качестве основных выводов относительно деятельности военных трибуналов во время Великой Отечественной войны следует отметить:

во-первых: во время ВОВ никаких особых норм материального права, регламентировавших организацию военно-судебных органов, не предусматривалось;

во-вторых: трибуналы действовали до 1943 г. в составе 3 постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели;

в-третьих: Положение о военных трибуналах предоставляло право данным судебным органам рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения;

в-четвертых: приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора;

в-пятых: большинство дел рассматривались трибуналами в закрытых заседаниях, так как были связаны с охраной государственной тайны;

в-шестых: члены военных трибуналов назначались совместными приказами НКЮ СССР и Наркома обороны;

в-седьмых: особенностью деятельности военных трибуналов в период ВОВ являлась широкая подсудность, к которой в основном относились дела о контрреволюционных и военных преступлениях;

в-восьмых: система военных трибуналов во время ВОВ была достаточно сложной по сравнению с существующей в настоящее время. Великая Отечественная война не упразднила существовавшую судебную систему, да и не внесла коренных изменений в правовые основы ее организации и деятельности.

Продолжали свою работу народные, областные, краевые суды, верховные суды территориальных образований, Верховный Суд СССР, соответствующие органы прокуратуры. Действовали установленные законом принципы судопроизводства: защита по уголовным делам, гласность, устность, ведение дела на национальном языке; сохранялся порядок пересмотра приговоров и др. Наиболее серьезные изменения, которые внесла война в судебную систему, заключались в расширении сферы деятельности военно-судебных органов.

Итак, основу советской судебной системы в годы Великой Отечественной войны составили военные трибуналы. Их условно можно подразделить на:

1) военные трибуналы Красной (Советской) армии;

2) военные трибуналы Военно-Морского флота;

3) военные трибуналы войск НКВД;

4) военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта;

5) военные трибуналы прифронтовых районов. Вся система военных трибуналов возглавлялась в те годы Верховным Судом СССР. Военная коллегия Верховного Суда СССР действовала как:

а) суд первой инстанции по наиболее важным уголовным делам;

б) кассационная инстанция для военных трибуналов, где в качестве меры наказания выносился смертный приговор;

в) надзорная инстанция по делам всех военных трибуналов, кроме военных трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения.

Развитие судебного права в годы войны

    Общие суды

В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальности и расовой принадлежности. Применялось единое и обязательное для всех судебных органов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени.

Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, их защитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами прокурорского надзора в вышестоящих судебных инстанциях.

Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условиях войны высший контроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимости могли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр в установленном законом порядке.

Общегражданская судебная и административная власть государства осуществляла свои полномочия по этим вопросам лишь в местностях, не объявленных на военном положении, да и то с исключением из ее ведения сферы военного хозяйства. Таким образом, общие суды рассматривали дела не отнесенные к компетенции военных трибуналов.

Деятельность гражданской юстиции также была подчинена задачам военного времени. Судебная практика всех судов, в том числе и военных трибуналов, направлялась Верховным судом СССР.

Во время Великой Отечественной войны в правовую основу деятельности существовавшей системы судов не были внесены коренные изменения – верховные, областные, народные суды продолжали свою деятельность. В связи с военной обстановкой изменения в судебную систему, сводились к расширению сферы деятельности военно-судебных органов. К их подсудности был отнесен широкий круг преступных деяний и лиц, их совершивших.

В местностях, объявленных на военном положении, продолжали функционировать и территориальные суды и прокуратуры, хотя объем их деятельности в связи с расширением компетенции органов военной юстиции сократился. В городах и районах, объявленных на осадном положении, территориальные судебно-прокурорские органы преобразовывались в военные.

В годы войны большую роль в борьбе с преступностью продолжали играть народные суды. Война оказала свое влияние на состояние и динамику преступности. В первые же месяцы военных действий сократилось число поступавших в народные суды дел о хулиганстве, кражах и некоторых других преступлениях. Вместе с тем появились и некоторые другие виды преступлений, не предусмотренные УК РСФСР 1926 г.: нарушение светомаскировки, продажа эвакуированного скота, кража из квартир эвакуированных и другие. В местностях, не объявленных находящимися на военном положении, в народные суды поступали главным образом дела о спекуляции, хищении социалистической собственности, растратах, самовольном уходе с предприятия, уклонении от мобилизации в армию или на трудовые работы. Но вместе с тем необходимо отметить, что в условиях военного времени основная масса уголовных дел проходила через военные трибуналы.

Основной контингент следственного аппарата в стране в довоенное время составляли мужчины, которые были призваны в РККА. Следственный аппарат качественно значительно ослаб. Об этом свидетельствует то, что многие дела судами возвращались на доследование.

Подготовительными заседаниями верховных судов автономных республик, краевых, областных и окружных судов РСФСР в 1941 г. было возвращено прокуратуре на доследование 3,8% всех поступивших дел, в 1942 г. - 3,8%, в 1943 г. - 5,5%, в 1944 г. - 7,4% и в 1945 г. - 8,1%. 17

Показательна статистика оправдательных приговоров, вынесенных народными судами РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В 1941 г. народные суды вынесли оправдательные приговоры в отношении 11,6% всех привлеченных к суду лиц, в 1942 г. - 9,4%; в 1943 г. - 9,5%; в 1944 г. - 9,7% и в 1945 г. - 8,9% 18 . Эти цифры весьма красноречиво свидетельствуют о том, что вопреки расхожему мнению, имеющему место в юридической литературе, трибуналы и народные суды занимались не только исключительно и бездумно карательной деятельностью. 19 Верховный Суд РСФСР в годы войны не только рассматривал дела по первой и второй инстанции, но и вел другую разнообразную работу - обобщал судебную практику, вносил предложения в наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии. Члены Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах. Верховный Суд вел систематическую работу с судьями нижестоящих судов, заботился о повышении квалификации судей.

Таким образом, общая судебная система в основном сохранялась и соответствовала Конституции СССР 1936 г. Не были изменены и основные принципы ее организации и деятельности. В условиях войны сохранялись такие принципы осуществления правосудия, как устность, непосредственность, гласность, право обвиняемого на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.

Немалая по объему и значению работа выполнялась в годы войны судами общей юрисдикции. Как уже отмечалось, в отдельных районах (Москва, Ленинград и др.) они реорганизовались в военные трибуналы. Но в местностях, не объявленных на военном положении, они рассматривали много дел, связанных с нарушениями трудовой дисциплины, уклонением от военного учета, уплаты налогов или иных повинностей военного времени. За годы войны в общем числе рассмотренных этими судами дел 63,6% составили дела по указам военного времени.

Особо важное значение в условиях войны имела борьба с хищениями и растратами, когда сберегались для нужд фронта каждый рубль, каждый пуд хлеба, каждая единица готовой продукции. Количество рассмотренных дел такого рода в 1942 г. было на 7% больше, чем в 1941 г., а в 1943 г. на 20,5% больше, чем в 1941 г. В целом по сравнению с предвоенными годами число приговоренных за указанныепреступлениявозрослона18,2%. 20

Значительная работа производилась общими судами по рассмотрению дел о кражах личного имущества, имевших особое распространение в период эвакуации населения.

Вместе с тем в годы войны значительно сократилась судимость за умышленное убийство, особенно в 1942 и 1943 гг. В то же время возросло число осужденных за должностные преступления.

Не прекращалось в годы войны и рассмотрение гражданских дел. Впрочем, необходимо отметить, что число гражданских дел, например исковых, резко сократилось. В 1942 г. их поступило во все суды страны меньше половины против поступивших в 1941 г., а в 1943 г. - меньше, чем в 1942 г.Большая часть "старых" опытных судей ушла на фронт. Суды пополнялись молодыми юридическими кадрами. Естественно, что в этой ситуации неизбежны были ошибки, выявлением и устранением которых занимались суды кассационной и надзорной инстанций, в том числе и Верховный Суд РСФСР.В годы войны, как и в предвоенные годы, возглавлял судебную систему Верховный Суд СССР, в составе которого были: Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Военная коллегия железнодорожного транспорта, Военная коллегия водного транспорта.

Как судебные коллегии, так и Пленум Верховного Суда СССР помогали судам в устранении и предупреждении ошибок в работе. Пленум Верховного Суда СССР помимо рассмотрения надзорных протестов давал судам руководящие указания по вопросам судебной практики. Всего за годы войны было принято 90 постановлений, в которых содержались такие указания. Особенно много их дано в военные месяцы 1941 г. (25) и в 1942 г. (35). Эти постановления касались широкого круга вопросов, возникавших при рассмотрении уголовных и гражданских дел, но не разрешенных законодателем. Среди них (постановлений) весьма специфические, связанные с чрезвычайными условиями войны. Например, в семи постановлениях Пленума Верховного Суда СССР давались указания, касавшиеся отсрочки исполнения приговоров на время войны с направлением осужденного в действующую армию. Давались указания и по вопросам, возникающим в практике рассмотрения гражданских дел: о возвращении колхозам и совхозам скота, незаконно отчужденного у них при его эвакуации (1942 г.); о возвращении жилой площади военнослужащим и их возвратившимся из эвакуации семьям; о рассмотрении исков в связи с причинением вреда и т.д.Судьи в период Великой Отечественной войны выполняли не только сложную государственную работу по отправлению правосудия. Немалое число работников военных трибуналов принимали непосредственное участие в боевых операциях Вооруженных Сил. Многие из них не вернулись с фронта. Те же, кто работал в тылу, сумели, несмотря на трудности военного времени, обеспечить нормальную деятельность судов общей юрисдикции по разрешению уголовных и гражданских дел, доказали жизнеспособность судебной системы.

Приведем лишь один Указ о награждении. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. за успешную работу в органах советской юстиции по укреплению революционной законности и охране интересов государства в условиях Отечественной войны награждены: высшей государственной наградой - орденом Ленина - 15 человек, орденом Отечественной войны 1-й степени - 3 человека, орденом Отечественной войны 2-й степени - 10 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 70 человек, орденом Красной Звезды - 34 человека, орденом "Знак Почета" - 188 человек, медалью "За трудовую доблесть" - 108 человек, медалью "За трудовое отличие" – 53человека. 21

    Народный комиссариат юстиции и Прокуратура СССР

20 июля 1936 года ЦИКиСНК СССРбыло принято постановление об организации союзно-республиканского НКЮ СССР. Одновременно с организацией союзного НКЮ был разрешен вопрос об окончательном отделении от НКЮ прокуратуры, общее руководство которой ранее осуществлялось через НКЮ союзных республик. С момента организации союзной Прокуратуры руководство прокуратурами осуществлялось прокуратурой Союза ССР. СогласноКонституции Союза ССР 1936 г.и «Положению о Народном комиссариате юстиции Союза ССР», принятому ЦИК Союза ССР 08.12.1936 г., на НКЮ Союза ССР были возложены организация и руководство деятельностью судебных учреждений на территории Союза ССР. Было постановлено, что в целях осуществления этих задач НКЮ СССР:

Наблюдает за применением судами «Положения о судоустройстве» - уголовного, гражданского и процессуальных кодексов, обобщает практику их применения и разрабатывает необходимые изменения и дополнения к ним;

Наблюдает за применением судами советских законов и дает судам общие указания в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики;

Руководит организацией судебной системы, организацией выборов судей и организационно-хозяйственным обслуживанием судов на всей территории Союза ССР;

Осуществляет ревизию и инструктирование судебных учреждений;

Осуществляет общее руководство и надзор за деятельностью коллегий защитников и организует юридическую помощь населению;

Осуществляет общее руководство и надзор за деятельностью производственно-товарищеских и сельских общественных судов;

Осуществляет общее руководство и надзор за работой нотариата;

Руководит системой юридического образования и управляет состоящими в его ведении высшими юридическими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами;

Ведет работу по кодификации законодательства Союза ССР, дает юридическую консультацию и заключения для Совета Народных Комиссаров Союза ССР;

Ведет судебную статистику и учет лиц, лишенных избирательных прав по суду;

Руководит издательским делом по вопросам правовой литературы.

Во главе НКЮ СССР стоял народный комиссар, имевший двух заместителей, при Наркомате действовал Совет. В составе НКЮ образовывались:

    отдел судебных учреждений,

    отдел судебной защиты и юридической помощи населению,

    отдел нотариата,

    отдел кодификации законодательства Союза ССР и юридической консультации,

    отдел кадров,

    управление учебными заведениями,

    административно-финансовый отдел.

Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры - общий надзор и поддержание обвинения. В 1946 г. НКЮ был преобразован в министерство.

Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.

В годы войны был издан ряд руководящих постановлений Пленума Верховного суда СССР по обеспечению законности и обоснованности приговоров и решений. Органы прокуратуры осуществляли надзор за строжайшим соблюдением законности.

Особенно разносторонний характер носила надзорная деятельность военных прокуроров. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.

В результате общенадзорной работы военной прокуратуры в годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка. Военные юристы были на фронте не только стражами законности в армии, но и политическими работниками, проводившими под руководством армейских политорганов большую идейно-политическую и правовую работу в войсках.

Вместе с бойцами Советской Армии они делили невзгоды и тяготы фронтовой жизни. Как и все патриоты нашей страны, они отдавали свою энергию и силы, а нередко и жизнь для достижения победы над врагом. Когда требовала обстановка, военные юристы смело принимали на себя командование, храбро сражались с врагом, показывали пример выдержки и стойкости.

В годы войны широко практиковались совместные разъяснения и обращения Наркомата юстиции СССР с заинтересованными ведомствами по вопросам применения судебной практики. Например, Нарком юстиции СССР, Прокурор СССР и Председатель Верховного Суда СССР 12 марта 1943 г. разъяснили, что согласно ст. 2-а Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1934 г. "Об организации воднотранспортных судов и воднотранспортной прокуратуры" все дела, подсудные линейным судам водного транспорта, в местностях, поименованных в прилагаемом списке, передаются на рассмотрение соответствующих областных, окружных и народных судов. Рассмотрение этих дел в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется Военной коллегией Верховного Суда СССР. В списке были указаны отдельные районы РСФСР, Казахской, Узбекской и Туркменской ССР.

Народный комиссар обороны СССР и Народный комиссар юстиции СССР дали разъяснения о порядке снятия поражения в правах лиц, отбывших основную меру наказания и призванных в армию.

Народный комиссар юстиции СССР и Прокурор СССР в мае 1943 г. разъяснили порядок привлечения к ответственности работников железнодорожного, морского и речного транспорта и Главного управления Северного морского пути при СНК СССР за преступления по службе в связи с указами Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля и 9 мая 1943 г. 22

(Неко В. Н.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2)

ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ <*>

В. Н. НЕКО

——————————— <*> Neko V. N. Military procurators of the Great Patriotic War.

Неко Валерий Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.

В статье раскрывается роль военных прокуроров в обеспечении законности в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: прокуроры, Великая Отечественная война.

The article reveals the role of military procurators in ensuring legitimacy during the period of the Great Patriotic War.

Key words: procurators, Great Patriotic War.

Сложна и ответственна работа военного прокурора. Главное, что определяет его работу, — это строгий надзор за законностью. В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу появились военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад. В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны. Все транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. В январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта. Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура Военно-Морского Флота, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Основными задачами военной прокуратуры были решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, трусами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла, а в местностях, объявленных на военном положении, кроме того, с преступлениями против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Как и в мирное время, стоящие перед органами прокуратуры задачи выполнялись военными прокурорами путем общего надзора за соблюдением и исполнением законов военного времени, постановлений ГКО и СНК СССР, приказов высшего военного командования, надзора за законностью расследования уголовных дел и привлечения виновных к ответственности, за законностью и обоснованностью приговоров военных трибуналов, за соблюдением законности при отбывании наказания осужденными. Исключительно важной была забота органов военной прокуратуры в годы войны о семьях защитников Родины и инвалидах войны. В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора. Военные прокуроры вместе с командирами, политработниками и военными судьями активно участвовали в разъяснении военнослужащим приговоров, заботились о том, чтобы приговоры, имевшие актуальное значение, объявлялись в приказах командиров или иным путем доводились до широкого круга военнослужащих. Вся эта работа играла важную роль в создании среди личного состава частей и соединений атмосферы нетерпимости и всеобщего осуждения какого бы то ни было отступления от военной присяги, дисциплины, организованности и правопорядка. Важное место в годы войны в работе военных прокуратур занимала правовая пропаганда. Под руководством политических органов военные прокуроры разъясняли военнослужащим действующие законы. Такие темы, как «Защита Отечества — священный долг каждого советского воина», «Приказ начальника — закон для подчиненного», «Дисциплинированность и бдительность — сильное оружие в борьбе с врагом», «Беречь боевую технику и военное имущество» и другие, находились в центре разъяснительной работы военных прокуроров. Вот что пишет возглавлявший во время войны политический отдел 47-й армии генерал-полковник М. Х. Калашник: «Многие работники прокуратур и трибуналов, люди, как правило, высокообразованные, эрудированные, регулярно выступали перед бойцами и командирами с лекциями и докладами о требованиях Военной присяги и ответственности за их нарушение, о бдительности, о правах и обязанностях воинов Красной армии. Армейский прокурор полковник юстиции А. И. Гоман, председатель военного трибунала полковник юстиции С. К. Нестеров и другие руководящие офицеры из прокуратуры и трибунала по заданию Военного совета и политотдела выступали с такими докладами на семинарах парторгов, комсоргов, агитаторов в 318-й горнострелковой, в 77-й стрелковой дивизиях, в 255-й бригаде морской пехоты и других соединениях, проводили специальные собрания, в ходе которых отвечали на вопросы бойцов и командиров, рассказывали о наиболее характерных судебных процессах над нарушителями присяги. Так же поступали и дивизионные, бригадные прокуроры, председатели военных трибуналов». Всю работу по надзору за законностью в частях и соединениях действующей армии военные прокуроры проводили в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами, постоянно информируя их о выявленных нарушениях, вносили предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению тех или иных правонарушений. Как и все советские патриоты, военные юристы показывали пример стойкости и мужества. Если требовала обстановка, они с оружием в руках сражались с врагом. Так, военный следователь дивизии Л. Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л. Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции А. М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П. Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А. Г. Кошелев. В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур. Немного о подготовке военных юристов в период Великой Отечественной войны… В июне 1941 г. состоялся очередной выпуск слушателей военно-юридической академии (ВЮА) РККА, а в августе был произведен досрочный выпуск слушателей 4-го курса в количестве 125 человек. Кроме того, в действующую армию были направлены 280 слушателей курсов усовершенствования военно-юридического состава, часть командного и преподавательского состава академии, адъюнкты и часть слушателей. Личный состав академии принял участие в обороне Москвы. Штаб 2-го боевого участка 1-го сектора Московской зоны обороны был сформирован и укомплектован в августе 1941 г. из командного состава академии. В это же время академией был сформирован для обороны Москвы курсантский батальон, который с 16 по 18 октября 1941 г. принял участие в оборонительных боях в районе реки Красная Пахра. В 1941 — 1942 гг. академия комплектовалась переменным составом из лиц рядового, младшего и среднего командного состава кадра и запаса, имевших общее среднее образование и возраст не старше 40 лет, годных по состоянию здоровья к строевой службе. В академию в качестве слушателей принимались также женщины в возрасте до 30 лет, имевшие юридическое образование и не обремененные большой семьей. В 1941 — 1942 гг. академия подготовила и направила в действующую армию около 3000 военных юристов, из них более 700 выпускников основных факультетов. Уже в августе 1943 г. на основании решения ГКО академия была переведена на подготовку слушателей с 4-летним сроком обучения (300 человек). Срок обучения на курсах усовершенствования военно-юридического состава академии был увеличен до 6 месяцев (200 человек), была восстановлена адъюнктура с 3-летним сроком обучения. В декабре 1943 г. в составе академии вновь восстановлен военно-морской факультет с численностью переменного состава 80 человек, а в 1945 г. — заочный факультет, насчитывавший 800 человек. За заслуги в подготовке военно-юридических кадров в ноябре 1944 г. большая группа офицеров и генералов из числа командного и профессорско-преподавательского состава была награждена орденами и медалями. В феврале 1945 г. Президиумом Верховного Совета Союза ССР академии вручены Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Юристы времен Великой Отечественной войны

Военный юрист… Что свойственно людям этой профессии? Какими качествами они должны обладать? В чем смысл и значение их деятельности? Эти и многие другие вопросы, связанные с деятельностью военного юриста, интересуют многих людей и особенно учащуюся молодежь, которая задумывается над выбором профессии. Интерес молодых людей к работе юриста вполне закономерен и понятен. Ведь речь идет о деле, которому будет посвящена вся жизнь. Работа прокурора и следователя такова, что невозможно заранее сказать, с какой областью жизни придется столкнуться при выполнении возложенных функций. Вот почему военные юристы должны иметь определенный минимум знаний в области медицины и психиатрии, логики и психологии, технических и других наук, с тем чтобы правильно разобраться в любых сложных ситуациях, которые могут возникнуть, уметь с наибольшим эффектом воспользоваться помощью специалистов, правильно сформулировать вопросы экспертам, оценить их заключение и в конечном счете успешно расследовать дело. Особенно сложна и трудна работа следователя в военных условиях. Для того чтобы допросить свидетеля, приходилось не идти, а ползти на передний край под обстрелом артиллерии, минометов или пулеметов. Отложить до завтра допрос невозможно. Завтра свидетель — а его показания чрезвычайно важны для дела — может быть убит или тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. На фронте приходилось допрашивать свидетелей непосредственно в траншее, блиндаже при мерцающем светильнике из гильзы. Протоколы допросов нередко приходилось писать карандашом, сидя на первом попавшемся предмете или прямо на земле. Разумеется, о большой культуре оформления дел говорить не приходилось. Да и с бумагой было туговато. Поэтому иногда для обложек дел приходилось использовать газеты.

Военная прокуратура Читинского гарнизона в годы Великой Отечественной войны

В декабре 1938 г. была создана военная прокуратура Читинского гарнизона для обслуживания войсковых частей и учреждений, непосредственно подчиненных штабу ЗабВО. Деятельность военной прокуратуры Читинского гарнизона сыграла важную роль в истории военной прокуратуры ЗабВО, а начало ее деятельности сыграло значительную роль в период так называемых сталинских репрессий. Дело в том, что на военные прокуратуры было возложено исполнение Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «О порочных методах расследования дел в органах НКВД», предполагающего пересмотр дел спецподсудности. Уже тогда при изучении этой категории дел работниками военной прокуратуры Читинского гарнизона были выявлены многочисленные факты грубейших нарушений законности и фальсификаций. Значительное количество спецдел прекратили, а невиновных освободили из-под стражи. Были посмертно реабилитированы многие из осужденных к высшей мере наказания (в их числе — первый военный прокурор ЗабВО Г. Г. Суслов, арестованный органами НКВД в 1937 г.). В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» по правилам, устанавливаемым Положением о военных трибуналах в районах военных действий (оно было утверждено тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР). Свою деятельность военная прокуратура Читинского гарнизона осуществляла в строгом соответствии с указанными нормативными актами. При этом в годы Великой Отечественной войны сфера деятельности военной прокуратуры гарнизона значительно расширилась. Каждая убывавшая из Забайкалья на фронт дивизия или бригада имела в своем составе представителей прокуратуры гарнизона, которые были введены в органы военного управления по штату военного времени. Завершением боевых действий на Западе война для оперативных прокурорских работников Читинского гарнизона не окончилась, они находились на передовой во время разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. «Тот ратный труд, выполняемый прокурорскими работниками Читинского гарнизона вдали от пункта постоянной дислокации, бесценен», — считал ветеран органов прокуратуры С. В. Варванович, прослуживший в военной прокуратуре Читинского гарнизона с 1943 по 1954 г. (умер в 2007 г.), — «в годы войны решающую роль приобретали вопросы дисциплины в войсках, и командованию для создания наиболее оптимальных условий контроля приданных подразделений зачастую приходилось прибегать к помощи прокурорских работников, чье слово не обсуждалось и никогда не оспаривалось. Вместе с тем прокурорскому составу приходилось на фронте не слаще, чем остальным, к «штабным» работникам он никак не относился, так как шел в бой со всеми «за дело общее».

——————————————————————