Стадное чувство толпы. Стадное чувство

Любое общество всегда в той или иной степени подобно толпе.

Существует такое понятие — «психология толпы». Толпа всегда более агрессивна, чем отдельные составляющие ее люди, она всегда легко поддается эмоциям, она не способна трезво оценивать ситуацию. Толпа никогда не рассуждает , и поэтому ее легко подтолкнуть к каким-то массовым акциям — протесту, осуждению, да и просто к бунту. Ее ничего не стоит поднять на бой, на баррикады. Этим свойством толпы всегда пользовались и пользуются многочисленные рвущиеся к власти и уже властвующие вожди, политики, «горланы-главари». Они научились запросто поворачивать толпу в нужную им сторону, потянув ее за «ниточки» эмоций, слегка надавив на больные места…

В толпе нет индивидуальностей, а есть только многоголовое, но при этом безмозглое существо, энергетический монстр, действующий «по заявкам» расчетливых «запевал».

Как это ни странно, но даже с очень неглупыми людьми, бывает, случаются такие необъяснимые на первый взгляд вещи: оказавшись, например, на митинге, они вдруг, поддавшись всеобщему настрою, вместе со всеми начинают скандировать: «Мы требуем!.. Мы протестуем!» Потом, оставшись в одиночестве и слегка придя в себя, такой человек вдруг в ужасе понимает, что совершенно не представляет, кто такие эти «мы», от имени которых он так решительно требовал и протестовал. Ведь у него есть его личное «я» — и вот этому личному «я» как раз не хочется ни требовать, ни протестовать.

Многим известно, что такое «стадное чувство» . Это когда, увидев бегущих людей, проходящий мимо по своим делам человек вдруг неосознанно ни с того ни с сего присоединяется к ним. Это означает все то же: он попадает под воздействие чужой программы и в его подсознании запечатлевается примерно следующее: все бегут — значит, и мне надо. Были случаи, когда человек в таком состоянии, не успев опомниться, вскакивал в совершенно ненужный ему поезд, а потом грыз локти, не зная, как теперь добраться до дома. А во времена всеобщих очередей (о которых мы все радостно забыли) не раз происходили ситуации, когда люди стояли часами в очереди, чтобы купить абсолютно ненужные им вещи, только потому, что «все брали».

Психология толпы, подчинение энергетике большого количества людей — прямая дорога к болезням, развитию злобы, негативизма, а также к ложным стремлениям, к бессмысленному времяпрепровождению и еще к тысяче человеческих несчастий. Схема развития болезни в случае, если вы поддаетесь чужому программированию, очень проста. На эту удочку, например, часто попадаются пожилые люди. Например, кто-то усиленно внушает такому далеко уже не молодому человеку, что в правительстве одни воры. У него не было возможности убедиться в этом лично, но он почему-то верит на слово сказавшему это. Верит — а вернее, вынужден верить, — потому что его сознательно закодировали, запрограммировали. А делалось это так: из нижних чакр внушающего человека в верхние чакры «обрабатываемого» гражданина забрасывалась эта гипнотизирующая информация. Полученная информация встречает у старика эмоциональный отклик, эти отрицательные эмоции начинают не только выплескиваться на других людей уже через его верхние чакры, но еще и искажать нормальный энергетический поток его собственного организма. Он, поддавшись внушению, начинает нервничать, злиться — и получает инфаркт.

Вот еще пример: вам нахамили в транспорте. Вы ответили тем же, то есть нагрубили в ответ. Что вы сделали? Правильно, опять сработали по чужой программе . Хаму только и нужно было вызвать вашу злость, сподвигнуть вас на выплеск эмоций, чтобы «покушать» вашей энергетики. И вы послушно «накормили» хама, сделали то, чего он от вас и ждал (энергетический вампиризм...). Он подчинил вас своему влиянию. А вы покорно поддались, тем самым признав его значимость, его способность влиять на людей, вызывать у них эмоции.

Привыкнув отвечать хамством на хамство , вы в свою очередь таким же образом «заводите» эмоции других людей. И сами не понимаете, почему вы все время ввязываетесь в какие-то склоки, почему на вашем пути встречаются одни хамы и грубияны, почему вам вечно приходится с кем-нибудь ругаться? Да потому, что уже вы сами, будучи зараженным чужой хамской энергетикой, усиливаете этот импульс и запускаете по кругу новый каскад реакций, начинаете выплескивать сидящий в вас заряд в окружающее пространство. А в это время на уровне сознания у вас формируется четкая программа: все люди — хамы. И уже эта программа так и лезет из ваших нижних чакр, заставляя окружающих в страхе разбегаться, потому что они чувствуют, что вы видите в них врагов, или, наоборот, окружающие начинают воспринимать вас как врага и атаковать.

Вот так может возникнуть озлобленность на весь белый свет. Человек начинает видеть все в мрачных тонах. Он не замечает добра , а усматривает во всем только зло. Такой человек в конце концов просто захлебывается в этом потоке зла, не замечая, что сам и усиливает этот поток многократно. Нормальное течение энергии прекращается. Человек отрывается от энергии Космоса и Земли, начинает «вариться» в одних вредных выбросах и окончательно истощает себя. В результате, как правило, — неизлечимая болезнь и смерть.

Почему даже самый завзятый трезвенник может стать алкоголиком, попав в пьющую компанию? По той же причине: когда все пьют, одному против всех удержаться трудно, энергетика желания выпить захлестывает и его. Наркоманами тоже часто становятся «за компанию». Вы теперь знаете, как это происходит, — эта самая компания ловит человека в энергетические сети, подчиняет помимо его воли своим желаниям.

А сколько раз бывает, что мы не хотим идти в гости, но идем, потому что нас туда затаскивают? А потом сидим весь вечер, маемся у этих неинтересных нам людей от тоски, злимся на себя, что теряем время (ведь мы собирались потратить его на другое, гораздо более важное для нас дело). Обычно такие необъяснимые поступки люди списывают на слабоволие, нетвердость характера. Люди не знают, что энергетические сети чужих желаний, стремлений, мыслей, эмоций могут быть так сильны, что даже волевому человеку, если он не умеет сознательно от этого избавляться, справиться с ними бывает очень трудно.

Невероятный вред наносится личной карме, ибо нет ничего хуже, чем ложные, навязанные извне желания. Больше всего страдают дети — как еще не устоявшиеся существа, пока не способные сопротивляться влиянию толпы. Детская наркомания стала столь массовой не потому, что подросткам хочется уходить в наркотический угар от безысходности жизни, а потому, что срабатывает все то же стадное чувство: все уже пробовали, а я что, рыжий или не такой крутой, как они? Именно в подростковом возрасте очень сильно желание быть как все. И конечно, подросток с легкостью попадает в пагубные сети энергетических связей с массой себе подобных, ведь его собственная энергоинформационная сущность говорит еще очень тихо, а требования себе подобных звучат властно и грубо, как приказ.

Именно поэтому так легко возникают подростковые банды. Подростки инстинктивно чувствуют, что, объединившись, они образуют новую одушевленную энергетическую структуру, которая будет обладать гораздо большей силой, чем каждый из них по отдельности. Поодиночке им трудно справляться со сложными жизненными ситуациями, с тяжелыми условиями существования, трудно противостоять сообществу взрослых, тоже насквозь пронизанному патологическими связями. Поэтому, чтобы хоть как-то существовать, они сбиваются в стаи и, как стайные животные, теряют свой индивидуальный разум и обретают разум коллективный. При этом они чувствуют, что, пока они вместе, их все будут бояться, им все сойдет с рук. Ведь они — единый организм, монолит, энергетический монстр. Потому и считают, что могут вести себя агрессивно, нагло, задирать прохожих. А попробуй подойти — так и отлетишь, ударившись об эту мощную энергетическую стенку.

Подростки, конечно, не подозревают, что при этом они портят свою карму, жизнь и судьбу, отказываются от своей собственной энергоинформационной сущности, полностью подчиняя себя чужим, навязанным извне программам, эмоциям и желаниям. И если их лишить «стаи», разделить мощную энергетическую структуру, какой является банда, на составные части, то от этой силы не останется и следа и перед нашим взором предстанут только жалкие, слабые и забитые существа.


Почему у людей появляется стадное чувство?

Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде.

Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало.

Есть такое понятие как автосинхронизация.

Суть такова - если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие - остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Как понять — стадное общество или нет?
Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться.

Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое:

«Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой».

«Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

К примеру, начался спектакль в театре или просмотр фильма в кинотеатре — опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо, и никто не сделает замечание опоздавшему, потому как это как минимум «неблагодарное занятие». Но каждый хорошо осознаёт своё отдельное отношение к тому, кто помешал своим опозданием и своею непунктуальностью. Но проходит время, все тихо лицезреют действие картины со сцены или на экране. И в какой-то момент, от увиденной смешной сцены актеров создается комическая ситуация, люди начинают улыбаться и смеяться.

Важно понимать, что юмор у каждого человека разный, точнее восприятие юмора.

Но большинство людей, находящихся в зале, так или иначе начнут смеяться и улыбаться вместе со всеми. О стадном чувстве и стадном обществе в этом случае можно употребить «с осторожностью».

Приведенный выше пример — тому подтверждение. Особенно, если Вы находитесь в компании друзей, и один из Ваших знакомых рассказал «не очень смешной» анекдот или историю, сам он смеется и вы улыбаетесь — не от стадного чувства, а потому, что Вам не хочется обидеть или поставить в неловкое положение своего товарища.

Вспомним школу и университеты. Не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 - эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.

Зачастую, очень много кто пользуется данным явлением и в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище.

Каждый из Вас может нащупать эту тонкую грань, и найти массы примеров стадного поведения людей в обществе. И очень важно не перепутать.

При формировании общественного мнения, часто используется принцип стадного чувства. Это всё заметнее и заметнее, большинство людей, об этом не задумывается, и просто делают как все. И если все говорят что iPhone это круто, то все покупают айфон. Особенно это проявляется в незнакомой для человека ситуации, если вы не знаете что делать, то скорей всего будете следовать за остальными. Как можно использовать стадное чувство в продажах?

Стадное чувство с точки зрения маркетинга

В маркетинге очень многие вещи строятся именно на стадном чувстве людей. Здесь очень показательно насколько быстро россияне впитали в себя западные ценности и культуру. Всего за 20 лет с момента развала Советского союза, мы переняли огромный пласт западных традиций, и это активно используется маркетологами для повышения продаж. Никого не удивляет, что население теперь празднует Хэлоин или день святого Патрика, пьёт виски и питается в Макдональдсе. Таких примеров бесконечное множество, но вопрос в том, как мы к этому пришли?

Большую роль здесь оказали иностранные фильмы и сериалы, которые проникли к нам на телевиденье, и на них успело вырасти новое . Кроме того к нам на рынок проникли западные корпорации, которые стали активно рекламировать свои продукты в российских СМИ. Многие сегменты рынка просто не выдержали конкуренции с западными производителями, поскольку качество иностранного товара несравнимо выше, например автомобилестроение. Стадное чувство сделало всё остальное, население очень быстро перестроилось на новые ценности.

Роль лидера стаи

Когда речь заходит о стае, сразу приходит на ум то, что у стаи должен быть лидер. важный аспект в жизни любой массы людей, лидер формирует мнение остальных. Лидер есть в любой группе людей и если вы хотите управлять стадным чувством населения, вам нужен контроль над лидерами. Суть стаи такова, что лидер может добиться веры в любые истины. Если углубиться в историю, можно вспомнить много примеров, когда лидер государства внедрял в население самые безумные идеи: фашизм в Германии, истребление воробьёв в Китае и т.п.

Войны за территории закончились, в 21 веке будут вестись войны за ресурсы. Основной ресурс планеты на данный момент, это не нефть и не газ. Основной ресурс – это потребители, то есть мы с вами. Чем больше потребителей у вас есть, тем больше вы можете на них зарабатывать. Именно поэтому акции Фейсбука стоят так дорого, эта социальная сеть влияет на мнение миллионов людей по всему миру.

Как использовать стадное чувство для продаж

Как же использовать стадное чувство для увеличения продаж своего товара? Начнем с того что вам важно знать где обитает ваша целевая аудитория – сайты, форумы, группы в соц. сетях, какие каналы по ТВ они смотрят, где проводят время и т.п. Аудитория может находится в самых необычных местах, тут важно потратить время и найти их. Чем больше ваш бюджет на рекламу, тем большую аудиторию вы можете охватить. Самые крупные бренды выступают спонсорами различных мероприятий, футбольных клубов, используют рекламу в фильмах. Но даже с небольшими бюджетом можно добиться многого.

После того как вы нашли «место обитания» ваших клиентов, нужно выявить лидеров которые готовы вам помогать продвигать ваш товар, естественно за это нужно будет заплатить. Ваша задача сделать так чтобы клиент не просто предлагал ваш товар, а сам им пользовался или говорил что пользуется.

Важным моментом продвижения товара за счет стадного чувства, является необходимость, сделать так чтобы ваш товар было видно при эксплуатации. То есть если ваши клиенты сами должны быть ходячей рекламой. Первый аспект это сделать так чтобы ваш товар отличался от остальных, то есть имел узнаваемость, например: никто ни с чем не спутает бутылку от кока колы. Вторая задача это сделать так чтобы люди видели, что клиент использует ваш товар. Это не всегда просто, поскольку не все вещи на виду. Некоторые предназначены для домашнего использования, некоторые не видны. Если товар нельзя увидеть, значит, клиент должен про него рассказывать. Естественно его нужно мотивировать к этому, запустить сарафанное радио не всегда просто, но если оно запущено, то с клиентами проблем не будет.

Очень показательна история про пачку сигарет. Раньше сигарету можно было достать, не вынимая пачку из кармана, и никто не мог увидеть, какую марку сигарет вы курите. Для того чтобы человек доставал пачку, была придумана нынешняя система. И теперь каждый человек рекламирует свои сигареты, сам об этом не подозревая.

Используем социальные сети

Интернет в целом и социальные сети в частности являются незаменимым инструментом для привлечения клиентов. Основным плюсом использования глобальной сети – это возможность воздействовать на целевую аудиторию. К примеру, если вам нужно продвигать подгузники, всё что нужно это найти группы и сайты, где родители делятся опытом. Потом можно договориться с пользователями напрямую или использовать специальные биржи (например: адвего), где можно купить посты на форумах.

Стадное чувство. Что же это такое? Это то, что заставляет людей, в особенности подростков, совершать что-либо потому, что "так делают другие". Порой деяния, совершаемые под влиянием компании, окружающей подростка, являются неприемлемыми и даже социально опасными.

Давайте попробуем проникнуть в суть этого явления. Что именно толкает подростков делать "как все"? Желание показать, что он не хуже? Или, может, просто интерес: почему все делают это? Я считаю, что каждая из этих причин оказывает влияние в отдельных случаях.

На эту тему проводились научные исследования. Например, в группе из 200 человек и более достаточно лишь 5% "лидеров", чтобы со временем все остальные поддались стадному чувству. В группах от 50 до 150 человек достаточно 2% "лидеров". В более мелких группах - всего одного человека. Разумеется, эти границы весьма условны и нельзя дать полной гарантии, что при достаточном количестве или даже переизбытке (относительно приведенных данных) так называемого "информационного меньшинства" (группы людей или человека, обладающих лидерскими качествами и имеющих доверие к себе со стороны "толпы") будет даже частичный эффект.

Лидеры многих кампаний занимают свою "должность" именно благодаря этому явлению. Достаточно заручиться поддержкой небольшого количества человек, чтобы вскоре получить контроль над остальными. Также и любой попадающий в "стадо" быстро становится её частью, ведь "он не хуже".

Существуют люди, для которых стадное чувство существует лишь на уровне факта: оно есть, однако эти люди ему не подвержены. Зачастую это люди с лидерскими задатками, не нашедшие или не ищущие своего стада. При наличии уже одного такого человека вблизи, а тем более в составе группы образование стада становится в десятки раз труднее, а в некоторых случаях просто невозможно. Попадающие под стадное влияние обращают внимание на этого "одиночку" и задумываются: " Вот я делаю как все...А почему бы мне делать как он (либо все они, если одиночек несколько), ведь он делает не то, что делают все, а то, что ХОЧЕТ. Он начинает видеть, что не обязательно быть частью этого общества, что можно быть по-настоящему личностью.

На что же может пойти человек из стада? На всё. Зависит от морали, фантазии и умений лидера. Мораль: на что сам лидер готов пойти, ведь не каждый человек решится, допустим, на преступление и многие ограничатся максимум хулиганством. Фантазия: что сможет придумать лидер из того, что не выходит за рамки его морали, то он и сможет внушить в голову своих последователей. Умения складываются из авторитета (который в большинстве случаев неоспорим) и того, в какой мере лидер владеет ораторским искусством, ведь, хоть люди и образовали стадо, мозги всё-таки остались. Надо уметь показать толпе, что что-либо делается не просто так. Лидер, "хорошо" владеющий всеми тремя навыками (отсутствие первого и наличие остального в больших количествах) способен повести людей на убийство. Однако, при наличии всех трёх качеств "стадо", скорее всего, будет направлено на благие дела либо просто бесполезное существование: дабы не мешали обществу.

Совместно с сайтом «LookAtMe» мы запустили , в котором просим наших ученых ответить на довольно простые, на первый взгляд, но спорные вопросы читателей. Для вас мы выбрали самые интересные ответы экспертов ПостНауки.

Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде. Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало. Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.

Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться. Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Именно применительно к массе было соблазнительно говорить о стадном чувстве, но схема не складывалась. Дело в том, что «стадный» по отношению к интеллекту — это не просто «животный» по отношению к человеческому, но и эволюционно более низкий по отношению к более высокому. А раз так, то требовался отказ от эволюционизма, то есть от представления о том, что историческое развитие идёт по восходящей, ко все большей рациональности индивидов. Но если такое представление о линейной эволюции не годится, тогда и понимание «стадного», как более низкого и осуждаемого, тоже трудно удержать как оценочное суждение. А если стать на точку зрения «перехода к массовому обществу», тогда в ряде случаев будет уместно говорить (как Эрнс Юнгер в начале 1930-х годов) о закате массы.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое: «Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой». Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце: «Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

Время начала и само наличие зрителей на местах. Опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо. Но каждый хорошо сознаёт своё отдельное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно наблюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное, но ненавязчивое чувство плотности. Равенство зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же». (Цитаты даны в переводе Л. Г. Ионина: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997, по сетевой версии). Описательная точность не должна скрыть от нас объяснительную сложность. Соприсутствие множества принципиально одинаковых, в данном случае тел, переход от боязни соприкосновения с чужим к некоторому телесному самоотождествлению с другими, ритмика движения и покой совместности позволяют говорить о текущих и предсказуемых характеристиках этого собрания как о стаде. Именно так и устроена логическая конструкция происходящих здесь событий для наблюдателя. Но вопрос о чувстве при этом остаётся по-прежнему открытым. Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.