Откуда на западной украине традиция стоять на коленях.

В 2014-2016 годах в Украине появилась странная традиция – становиться на колени перед мертвыми (в редких случаях – живыми), почитаемыми как герои.

Эта традиция получила распространение в основном на Западной Украине. Так там стало принято встречать тела погибших в АТО местных жителей, доставляемых для погребения на родину. Такие случаи многочисленны и хорошо известны. Особенно дико для цивилизованного человека видеть, когда в грязь, на колени заставляют становиться детей.

Людей убеждают, что таким образом они отдают дань уважения. На самом деле к уважению эта поза ни в коей мере не относится - во все времена это было сигналом унижения, рабства и покорности.







Меньше известно, что в Днепропетровске 2014 году жители города из числа активистов встали на колени перед бойцами АТО из Донецкого аэропорта, которые прибыли на ротацию.


На коленях встречали украинских солдат сотни жителей Галичины и Прикарпатья.



Откуда взялась такая дикость? Ведь, невозможно даже себе представить, чтобы, к примеру, на коленях встречали советских солдат, возвращающихся со Второй мировой войны.

Традиция становиться на колени

Массовых вставаний на колени в Украине не было даже в период правления Ющенко, когда сверхпопулярной была тема голодомора 1932-1933 годов. Виктор Андреевич становился на одно колено только перед государственным флагом.

Петр Порошенко и его жена развили эту традицию в полноценное коленопреклонение.

Где становятся на колени

Почти нигде в мире не существует традиции стояния на коленях перед мертвыми. В православии и католицизме встают на колени только перед Богом. Как дань уважения мертвым в цивилизованных странах принято снимать головные уборы. В Британии дополнительно прикладывают руку к сердцу.

В Древности и в Средние века существовали традиции падать ниц перед правителями во многих странах, особенно на Востоке. В современном мире на колени перед изображениями умерших правителей встают только в Северной Корее, а перед живыми – в нескольких самых диких странах Африки.

На колени же в прежние времена могли поставить только людей, находящихся в униженном положении – пленников, преступников, рабов или провинившихся.



Кацлер ФРГ Вилли Брандт перед мемориалом жертв Варшавского гетто выражает вину немцев, 1970 г.

Падать на колени галичан приучили польские паны

Единственная достоверно известная традиция массового коленопреклонения перед мертвыми существовала на землях Галиции и Волыни в XVI-XVIII веках. Зависимых крестьян заставляли становиться на колени вдоль пути погребального кортежа их пана – как правило, поляка. Этим их заставляли выражать покорность своему господину и после его смерти. Кроме символического акта, этим селяне показывали вполне конкретную готовность подчиняться наследнику умершего, который, как правило, сопровождал тело.

Так в течение веков у поляков передавалось господство над галичанами. Управляемый должен быть унижен, чтобы не смел и думать об освобождении.

Эта традиция, потерявшая свой первоначальный смысл, сохранилась и в позднее время. Писатели и путешественники XIX – начала ХХ века отмечали раболепие и униженность жителей Прикарпатья.

Во времена СССР декларировалось равенство людей и внешние формы преклонения не приветствовались. После независимости 1991 года в Украине постоянно искоренялись советские традиции. В 2014 году это приобрело неограниченные масштабы как «декоммунизация». И вот «нерабы» смогли вернуться к своему естественному состоянию – стоящих на коленях. Не только перед памятью павших, чем они любят оправдываться, но и перед вполне живыми иностранными панами.

На коленях стоит Украина как страна

Физическое коленопреклонение – только внешняя сторона. Украинское государство и общество становится на колени перед ЕС, униженно умоляя о «безвизовых режимах» и прочих атрибутах доступа в панское жилище. Большинство граждан (на Западной Украине подавляющее, кроме Закарпатья) мечтают уехать с любимой родины.

Настоящая независимость сторонников майдана тяготит, она им не нужна. Польские, грузинские и прибалтийские управляющие без стеснения назначаются на высокие руководящие должности. Главный в Украине не президент, а посол США.


Один из атаманов херсонского казачества преклонив колено вручает саблю бывшему послу США Д.Теффту, 2014 г.

Ничего другого и нельзя было ожидать от сближения с Западом, который готов принять Украину только как колонию, а её жителей – как слуг.

Украина последовательно возвращается к тому состоянию, в котором находилась Западная Украина до присоединения к СССР в конце 30-х годов прошлого века. Причем привыкшие стоять на коленях галичане агрессивно насаждают свой образ жизни всем жителям Украины.



Итог

Защитники этой традиции Западной Украины утверждают, что это дань глубокого уважения к мертвым. Но, во-первых, мы видим, что на колени апологеты майдана становятся не только перед похоронными кортежами, но и перед вполне живыми людьми. И второе - никогда и нигде стояние на коленях не было выражением уважения - это знак того, что человек добровольно отдаёт себя во власть того, перед кем он стоит на коленях, то есть рабства.

Вывод:
Западные украинцы не могут отличить уважение от унижения. Их культурный код устроен таким образом, что они не в состоянии быть с другими на равных. По отношению к окружающим они воспринимают себя либо "паном", либо "холопом". Со всеми вытекающими из этого внешними проявлениями.

Откуда взялась дикарская традиция постмайданой Украины? И каким образом стояние на коленях удалось выдать за результат "Революции достоинства"?

В 2014-2016 годах в Украине появилась странная традиция - становиться на колени перед мертвыми (в редких случаях - живыми), почитаемыми как герои.

Эта традиция получила распространение в основном на Западной Украине. Так там стало принято встречать тела погибших в АТО местных жителей, доставляемых для погребения на родину. Такие случаи многочисленны и хорошо известны. Особенно дико для цивилизованного человека видеть, когда в грязь, на колени заставляют становиться детей.

Людей убеждают, что таким образом они отдают дань уважения. На самом деле к уважению эта поза ни в коей мере не относится - во все времена это было сигналом унижения, рабства и покорности.

Меньше известно, что в Днепропетровске 2014 году жители города из числа активистов встали на колени перед бойцами АТО из Донецкого аэропорта, которые прибыли на ротацию.

На коленях встречали украинских солдат сотни жителей Галичины и Прикарпатья.

Но откуда взялась такая дикость? Ведь, невозможно даже себе представить, чтобы, к примеру, на коленях встречали советских солдат, возвращающихся со Второй мировой войны.

Традиция становиться на колени.

Массовых вставаний на колени в Украине не было даже в период правления Ющенко, когда сверхпопулярной была тема голодомора 1932-1933 годов. Виктор Андреевич становился на одно колено только перед государственным флагом.

Петр Порошенко и его жена развили эту традицию в полноценное коленопреклонение.

Где становятся на колени

Почти нигде в мире не существует традиции стояния на коленях перед мертвыми. В православии и католицизме встают на колени только перед Богом. Как дань уважения мертвым в цивилизованных странах принято снимать головные уборы. В Британии дополнительно прикладывают руку к сердцу.

В Древности и в Средние века существовали традиции падать ниц перед правителями во многих странах, особенно на Востоке. В современном мире на колени перед изображениями умерших правителей встают только в Северной Корее, а перед живыми - в нескольких самых диких странах Африки.

На колени же в прежние времена могли поставить только людей, находящихся в униженном положении - пленников, преступников, рабов или провинившихся.


Кацлер ФРГ Вилли Брандт перед мемориалом жертв Варшавского гетто выражает вину немцев, 1970 г.

Падать на колени галичан приучили польские паны

Единственная достоверно известная традиция массового коленопреклонения перед мертвыми существовала на землях Галиции и Волыни в XVI-XVIII веках. Зависимых крестьян заставляли становиться на колени вдоль пути погребального кортежа их пана - как правило, поляка. Этим их заставляли выражать покорность своему господину и после его смерти. Кроме символического акта, этим селяне показывали вполне конкретную готовность подчиняться наследнику умершего, который, как правило, сопровождал тело.

Так в течение веков у поляков передавалось господство над галичанами. Управляемый должен быть унижен, чтобы не смел и думать об освобождении.

Эта традиция, потерявшая свой первоначальный смысл, сохранилась и в позднее время. Писатели и путешественники XIX - начала ХХ века отмечали раболепие и униженность жителей Прикарпатья.

Во времена СССР декларировалось равенство людей и внешние формы преклонения не приветствовались. После независимости 1991 года в Украине постоянно искоренялись советские традиции. В 2014 году это приобрело неограниченные масштабы как «декоммунизация». И вот «нерабы» смогли вернуться к своему естественному состоянию - стоящих на коленях. Не только перед памятью павших, чем они любят оправдываться, но и перед вполне живыми иностранными панами.

На коленях стоит Украина как страна

Физическое коленопреклонение - только внешняя сторона. Украинское государство и общество становится на колени перед ЕС, униженно умоляя о «безвизовых режимах» и прочих атрибутах доступа в панское жилище. Большинство граждан (на Западной Украине подавляющее, кроме Закарпатья) мечтают уехать с любимой родины.

Настоящая независимость сторонников майдана тяготит, она им не нужна. Польские, грузинские и прибалтийские управляющие без стеснения назначаются на высокие руководящие должности. Главный в Украине не президент, а посол США.


Один из атаманов херсонского казачества преклонив колено вручает саблю бывшему послу США Д.Теффту, 2014 г.

Ничего другого и нельзя было ожидать от сближения с Западом, который готов принять Украину только как колонию, а её жителей - как слуг.

Украина последовательно возвращается к тому состоянию, в котором находилась Западная Украина до присоединения к СССР в конце 30-х годов прошлого века. Причем привыкшие стоять на коленях галичане агрессивно насаждают свой образ жизни всем жителям Украины.

Итог
Защитники этой традиции Западной Украины утверждают, что это дань глубокого уважения к мертвым. Но, во-первых, мы видим, что на колени апологеты майдана становятся не только перед похоронными кортежами, но и перед вполне живыми людьми. И второе - никогда и нигде стояние на коленях не было выражением уважения - это знак того, что человек добровольно отдаёт себя во власть того, перед кем он стоит на коленях, то есть рабства.

Вывод:
Западные украинцы не могут отличить уважение от унижения. Их культурный код устроен таким образом, что они не в состоянии быть с другими на равных. По отношению к окружающим они воспринимают себя либо "паном", либо "холопом". Со всеми вытекающими из этого внешними проявлениями.

Быстрые новости сегодня

Откуда у западенцев традиция стоять на коленях, бухаться на колени в грязь, в снег перед любым мёртвым силовиком. Даже не погибшим в бою, а, например, отравившимся стекломоем. В комментариях пояснили:

Галичан поляки в своё время приучили на колени становиться когда вмерлого пана на кладбище везли,его крепостные рабы должны были стоять на коленях по всему «последнему пути» , выражая покорность и преданность своему хозяину до могилы. Рабский рефлекс перед паном.

Генетика осталась — куда пихнуть не знали. Тут нашли наконец отдушиной повод, под видом «достойного». Теперь рассовывают эту традицию под видом «истинно вкраинськой» даже на Слобожанщине и Новороссии. «Нерабы», фуле… Хотя у этнографов есть подозрения, что этот странный хтонический обычай в Прикарпатском регионе, идет еще от даков и кельтов (карпы, бойи, и другие). Те ползали перед убитыми воинами перед сожжением их тел.

Куприн еще в «Олесе» писал про волынских крестьян:

Но… или перебродские крестьяне отличались какою-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, - отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и всё порывались целовать у меня руки - старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки - хотя это сначала казалось мне неприятным - я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в середине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне этого не полагается… Что у тебя болит?»

В середине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть середине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

Давно это у тебя сделалось?

А я знаю? - отвечает она также вопросом. - Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

И, сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

Да вы не беспокойтесь, - посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, - сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю - нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» - «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!» Нюхает… «Что легче?» - «Як будто полегшало»… - «Ну, так и ступай с богом».

К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

Нерабы, короче. Упрекающие великороссов в «300-летнем ордынском рабстве»..




Бухаться на колени в грязь, в снег перед любым мёртвым силовиком. Даже не погибшим в бою, а, например, отравившимся стекломоем.

Давайте вспомним:

Галичан поляки в своё время приучили на колени становиться когда вмерлого пана на кладбище везли,его крепостные рабы должны были стоять на коленях по всему "последнему пути" , выражая покорность и преданность своему хозяину до могилы. Рабский рефлекс перед паном.

Генетика осталась - куда пихнуть не знали. Тут нашли наконец отдушиной повод, под видом "достойного". Теперь рассовывают эту традицию под видом "истинно вкраинськой" даже на Слобожанщине и Новороссии. "Нерабы"же!

Хотя у этнографов есть подозрения, что этот странный хтонический обычай в Прикарпатском регионе, идет еще от даков и кельтов (карпы, бойи, и другие). Те ползали перед убитыми воинами перед сожжением их тел.

Нерабы, короче. Упрекающие великороссов в "300-летнем ордынском рабстве"...

Serg-slavorum


Многие путешественники. посещавшие украинские земли в 19-начале 20 века, отмечали поразительную раболепность украинцев, их склонность к самым унизительных проявлениям рабства без какой-либо на то видимой необходимости или причины, а просто в силу укоренённости в этом народе рабского менталитета.

Карл Владислав Запп. "Путешествие по Галицкой земле" (1844)

"Во Львове по-русски говорят мало, а интеллигенты-русины говорят по-польски. Народ заброшенный, покинутый, отданый моральному унижению и неправедному рабству... Отсюда происходит у простого русина тот сепаратизм и недоверие к каждому, кто отличается от него хотя бы одеждой".

А.И.Куприн, повесть "Олеся" (1898), о нравах крестьян Волыни.

Перебродские крестьяне отличались какою-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, - отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: "Гай буг", что должно было обозначать "Помогай бог". Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки - старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за-пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: "Да полно, бабка... оставь... я не поп... мне это не полагается... Что у тебя болит?"

К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы...(И ведь это конец XIX века, крепостное право давно отменено и никакой жизненно важной необходимости в целовании руки конторщику или городовому нет!)

Ярослав Гашек, "Похождения бравого солдата Швейка", часть 3, глава "Из Хатвана на галицийскую границу"

Не прошло и получаса, как они вернулись с тремя поросятами, связанными за задние ноги, с ревущей семьёй угроруса - у него были реквизированы поросята - и с толстым врачом из барака Красного Креста. Врач что-то горячо объяснял пожимавшему плечами подпоручику Цайтгамлю.

Спор достиг кульминационного пункта у штабного вагона, когда военный врач стал доказывать капитану Сагнеру, что поросята эти предназначены для госпиталя Красного Креста. Крестьянин же знать ничего не хотел и требовал, чтобы поросят ему вернули, так как это последнее его достояние и он никак не может отдать их за ту цену, которую ему выплатили.

При этом он совал капитану Сагнеру полученные им за поросят деньги; жена его, ухватив капитана за руку, ЦЕЛОВАЛА ЕЁ С РАБОЛЕПИЕМ, ИЗВЕЧНО СВОЙСТВЕННЫМ ЭТОМУ КРАЮ.

Капитан Сагнер, напуганный всей этой историей, с трудом оттолкнул старую крестьянку. Но это не помогло. Её заменили молодые силы, которые, в свою очередь, принялись сосать его руку.

Четыре солдата окружили его (угроруса) ещё плотнее, а вся семья преградила дорогу капитану Сагнеру и подпоручику Цайтгамлю, бросившись перед ними на колени посередь пыльной дороги. Мать с двумя дочерьми обнимала колени обоих, называя их благодетелями, пока крестьянин не прикрикнул на них и не заорал на украинском диалекте угрорусов, чтобы они встали.

Василий Кельсиев. "Галичина и Молдавия. Путевые письма" (1868)

Восседание мое на крылечке несколько смутило спокойствие честной компании, трудившейся около бричек. Они, очевидно, ломали голову: пан я или не пан, и нет ли чего ясновельможного под моим порыжелым пальто.

Я из того это заключаю, что проходя мимо меня, они каждый раз снимали шапки, и снимали их как-то беспокойно, точно совесть их была нечиста - следует кланяться или не следует вертелось у них в голове и они на всякий случай проходили мимо меня без шапок. Этого опять я не видал ни в христианской, ни в турецкой Европе; даже у нас, сколько я знаю Россию, это ломанье шапок перед всяким, кто одет не мужиком, далеко не так в обычае.

Я ехал в Вышатичи и смотрел на встречных мужиков. У нас очень много кричали и удивлялись, что поляки считают народ скотом (быдло), а поляки совершенно правы: здешний народ и я назову быдлом. Несколько поколений пройдет, пока здешний народ сравняется в своем развитии с великорусом, словаком, болгарином, - даже румыном.

История так придавила его своими тяжелыми колесами, что он действительно близок к состоянию бессловесной твари. На лице у него написан какой-то испуг; кто даже не знает его прошлого и тот скажет, что он не вперед пошел, а назад попятился

Робок хлоп; смирен как курица, этот хлоп: кланяется низко - загребет шапку в руку и все ее к земле и к вашим ногам подсовывает. Пройдите мимо их - вскочат и побегут к вашей руке - так ни с того, ни с сего, просто из подобострастия.

Побитый, задавленный, пятьсот лет пробывший под гнетом польской и своей шляхты, лишенный даже собственной истории, он помнит только татарщину и панщину, гнется в три погибели и, как все бессильные и бесхарактерные, становится жесток и неумолим, если власть попадает в его руки.

Священник Григорий Купчанко. "Галиччина и еи русски жители" (1890-е годы)

Загальный-же характеръ русскихъ мужиковъ въ ГаличинЪ есть ихъ надсвычайна покорность и пониженность передъ иными, особливо высшими станами, передъ которыми они не стыдаются даже до ногъ поклонитися або таки на колЪна впасти.

Сія постыдна привычка походитъ еще изъ тихъ давнихъ часовъ, коли надъ русскимъ народомъ въ ГаличинЪ правили польски короли, паны и ксёндзы. Для того часъ, щобы галическо-русскій мужикъ покинулъ сію свою паскудну привычку, понижающу его станъ и оскорбляющу его честь.