Сборище людей со стадным инстинктом. "Психология толпы", "стадное чувство": власть энергоинформационных паразитов

Стадное чувство. Что же это такое? Это то, что заставляет людей, в особенности подростков, совершать что-либо потому, что "так делают другие". Порой деяния, совершаемые под влиянием компании, окружающей подростка, являются неприемлемыми и даже социально опасными.

Давайте попробуем проникнуть в суть этого явления. Что именно толкает подростков делать "как все"? Желание показать, что он не хуже? Или, может, просто интерес: почему все делают это? Я считаю, что каждая из этих причин оказывает влияние в отдельных случаях.

На эту тему проводились научные исследования. Например, в группе из 200 человек и более достаточно лишь 5% "лидеров", чтобы со временем все остальные поддались стадному чувству. В группах от 50 до 150 человек достаточно 2% "лидеров". В более мелких группах - всего одного человека. Разумеется, эти границы весьма условны и нельзя дать полной гарантии, что при достаточном количестве или даже переизбытке (относительно приведенных данных) так называемого "информационного меньшинства" (группы людей или человека, обладающих лидерскими качествами и имеющих доверие к себе со стороны "толпы") будет даже частичный эффект.

Лидеры многих кампаний занимают свою "должность" именно благодаря этому явлению. Достаточно заручиться поддержкой небольшого количества человек, чтобы вскоре получить контроль над остальными. Также и любой попадающий в "стадо" быстро становится её частью, ведь "он не хуже".

Существуют люди, для которых стадное чувство существует лишь на уровне факта: оно есть, однако эти люди ему не подвержены. Зачастую это люди с лидерскими задатками, не нашедшие или не ищущие своего стада. При наличии уже одного такого человека вблизи, а тем более в составе группы образование стада становится в десятки раз труднее, а в некоторых случаях просто невозможно. Попадающие под стадное влияние обращают внимание на этого "одиночку" и задумываются: " Вот я делаю как все...А почему бы мне делать как он (либо все они, если одиночек несколько), ведь он делает не то, что делают все, а то, что ХОЧЕТ. Он начинает видеть, что не обязательно быть частью этого общества, что можно быть по-настоящему личностью.

На что же может пойти человек из стада? На всё. Зависит от морали, фантазии и умений лидера. Мораль: на что сам лидер готов пойти, ведь не каждый человек решится, допустим, на преступление и многие ограничатся максимум хулиганством. Фантазия: что сможет придумать лидер из того, что не выходит за рамки его морали, то он и сможет внушить в голову своих последователей. Умения складываются из авторитета (который в большинстве случаев неоспорим) и того, в какой мере лидер владеет ораторским искусством, ведь, хоть люди и образовали стадо, мозги всё-таки остались. Надо уметь показать толпе, что что-либо делается не просто так. Лидер, "хорошо" владеющий всеми тремя навыками (отсутствие первого и наличие остального в больших количествах) способен повести людей на убийство. Однако, при наличии всех трёх качеств "стадо", скорее всего, будет направлено на благие дела либо просто бесполезное существование: дабы не мешали обществу.

Совместно с сайтом «LookAtMe» мы запустили , в котором просим наших ученых ответить на довольно простые, на первый взгляд, но спорные вопросы читателей. Для вас мы выбрали самые интересные ответы экспертов ПостНауки.

Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде. Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало. Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.

Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться. Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Именно применительно к массе было соблазнительно говорить о стадном чувстве, но схема не складывалась. Дело в том, что «стадный» по отношению к интеллекту — это не просто «животный» по отношению к человеческому, но и эволюционно более низкий по отношению к более высокому. А раз так, то требовался отказ от эволюционизма, то есть от представления о том, что историческое развитие идёт по восходящей, ко все большей рациональности индивидов. Но если такое представление о линейной эволюции не годится, тогда и понимание «стадного», как более низкого и осуждаемого, тоже трудно удержать как оценочное суждение. А если стать на точку зрения «перехода к массовому обществу», тогда в ряде случаев будет уместно говорить (как Эрнс Юнгер в начале 1930-х годов) о закате массы.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое: «Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой». Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце: «Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

Время начала и само наличие зрителей на местах. Опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо. Но каждый хорошо сознаёт своё отдельное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно наблюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное, но ненавязчивое чувство плотности. Равенство зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же». (Цитаты даны в переводе Л. Г. Ионина: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997, по сетевой версии). Описательная точность не должна скрыть от нас объяснительную сложность. Соприсутствие множества принципиально одинаковых, в данном случае тел, переход от боязни соприкосновения с чужим к некоторому телесному самоотождествлению с другими, ритмика движения и покой совместности позволяют говорить о текущих и предсказуемых характеристиках этого собрания как о стаде. Именно так и устроена логическая конструкция происходящих здесь событий для наблюдателя. Но вопрос о чувстве при этом остаётся по-прежнему открытым. Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.

Стремление быть как все детально изучено специалистами и озвучено во многих научных трудах. Ф. Ницше назвал его склонностью посредственных особ к недоверию и ненависти относительно неординарных личностей. В. Троттер, английский социальный психолог и хирург, рассмотрел в нем желание человека присоединиться к определенным группировкам и социальным объединениям и копировать при этом поведение их лидеров.

П.А. Кропоткин, ученый и русский революционер-анархист, считал солидарность качеством, которое присуще практически каждой особе.

В университете Лидса (Великобритания) ученые выдвинули теорию относительно 5%. Они на примере показали, что этого количества людей вполне достаточно для того, чтобы подчинить себе 95% других обывателей.

В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если ему не понравилось выступление какого-либо артиста, он машинально принимается рукоплескать ему из-за аплодисментов части зала.

Разновидности стадного инстинкта

Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Среди них лидирующие позиции занимают религия, политика, искусство, реклама и сексуальная жизнь обывателей. Именно в этих областях легче всего манипулировать сознанием людей.

Религиозный стадный инстинкт


Духовная сущность человека часто базируется на церковных постулатах. В большинстве случаев они не несут в себе разрушающее зерно для сознания людей, потому что в умеренной дозе предлагают им понять суть моральных норм. Однако не всегда стадный инстинкт на религиозной почве имеет безобидный характер, о чем свидетельствуют следующие моменты:
  • Секты . Подобные островки «духовного очищения» наиболее активно начали действовать на отечественных просторах в начале 90-х годов. Пользуясь растерянностью людей после распада СССР, псевдо-пророки принялись создавать общества, которые в дальнейшем смогли затуманить мозг даже адекватным личностям. Стадный инстинкт при этом работал бесперебойно, потому что человек хотел верить в лучшее и тянулся за призрачной мечтой. Специалистов заинтересовал тот факт, что руководители сект являлись отличными психологами и ораторами. В своих рассуждениях перед публикой они опирались на христианские постулаты, разрушая при этом человеческие души и собирая фанатиков в контролируемое стадо. Наиболее опасными сектами признаны «Свидетели Иеговы», «Часовня на Голгофе» и «Храм народов».
  • Общины-коммуны . Данные организации можно назвать высшим проявлением опасного объединения людей на религиозной почве. Если община живет при монастыре, где каждый человек может увидеть ее деятельность, то это не является проблемой. Однако манипуляторы не останавливаются на таком скромном добывании средств для своего существования и устраивают целые поселения приверженцев созданного идола. В качестве примера можно привести общину «Семья Мэнсона», в которой стадный инстинкт делал из людей рабов чужой воли и жестоких убийц.

Сексуальный стадный инстинкт


В данном случае разговор пойдет о стереотипах, которые присущи современному обществу. В некоторой степени стадный инстинкт является одним из основных механизмов полового отбора:
  1. Догма о продолжении рода . Одним из самых распространенных стереотипов является беспокойство людей (особенно женщин) по поводу своего бесплодия. Если не брать во внимание моральную сторону вопроса, а включить логику, то вырисовываются интересные факты. Общество с опаской относится к тем особам, которые не могут воспроизвести на свет потомство. Существует стереотип, что человек в обязательном порядке должен продолжить род и дать новому гражданину свой набор хромосом. Однако при большом желании иметь ребенка люди часто забывают, что существуют детские дома. Психологи считают причину подобного страха в ассоциировании себя с животной средой. В любом стаде бесплодная самка автоматически становится самым низшим звеном среди зверей. По этой же причине общество с помощью догм церкви порицает такие понятия, как гомосексуализм, лесбиянство и другие виды сексуальности, которые не приводят в итоге к зачатию ребенка.
  2. Социальное клише о ревности . Еще одним стереотипом является то мнение, что это проявление любви к своему половому партнеру. Специалисты утверждают, что озвученное чувство не имеет ничего общего со страстью и желанием всегда находиться рядом с определенным человеком. Основой ревности они считают боязнь потерять свой ранг в стадной иерархии.
  3. Стереотип о моногамности . Некоторые исследователи считают, что подобная модель института брака была создана людьми, которые опасались конкуренции со стороны самцов и самок более высокого стадного ранга. По мнению сексопатологов, задумка осталась бессмысленной тратой времени: представители стадной иерархии до сих могут позволить себе иметь гарем. Сексуальная свобода нереальна среди людей со стадным инстинктом. Плохо это или хорошо, решать каждому человеку, исходя из его взглядов на жизнь и нравственность.

Политический стадный инстинкт


В некоторой степени влиятельные особы в этой сфере деятельности людей способны дать фору даже самым ловким религиозным манипуляторам. Стадный инстинкт в политике имеет 4 вида, которые выглядят следующим образом:
  • Патриотизм . Подобное социальное чувство присуще людям, которые любят свою Родину и население, которое в ней проживает. Именно этот политический принцип помог многим народам отразить атаки посягавшего на их земли неприятеля. Однако довольно опасно, когда он перерастает в фанатизм и гипертрофированный квасной патриотизм.
  • Национализм . Данная идеология может быть гражданского, этнического и культурного характера. Проявление стадного инстинкта может перерасти в агрессию при крайнем национализме, потому что начинает напоминать экстремизм.
  • Расизм . Подобной системе взглядов не место в цивилизованном обществе. В свое время стадный инстинкт сыграл злую шутку с плантаторами южных штатов Америки, которые имели чернокожих рабов. Политика расовой дискриминации может призывать как к лишению прав и свобод людей из другой системы популяции человека, так и к их полному уничтожению.
  • Религиозная вражда . Данная нетерпимость к представителям иной веры и пропаганда ее преследуется Законом. Однако довольно часто срабатывает стадный инстинкт, когда толпа заводится опытным манипулятором.
Исключительно патриотизм в разумных его пределах можно назвать адекватным проявлением своего сознания. Остальные озвученные факторы разжигали многие войны, унесшие большое количество человеческих жизней.

Рекламный стадный инстинкт


Ни для кого не является секретом, что ролики с элементом пропаганды, которые заполонили эфир, влияют на психику человека. Многочисленные корпорации увидели настоящее золотое дно в факторе стадного инстинкта.

Довольно часто объектами воздействия рекламы становятся дети. Для них важно получить модную игрушку, которая не сходит с экранов телевизора. Тем более она есть у одноклассников, а нужно быть как все и ни в чем им не уступать. Ребенок предпочтет разрекламированную и довольно вредную сладость, но не попросит у родителей купить качественный отечественный продукт.

Некоторые взрослые недалеко ушли от своих детей и стремятся завладеть брендовой вещью. Они рассуждают по принципу, что если все берут, то это выгодное и рациональное приобретение. На таких людей магнетически действуют лозунги типа «делай, как мы; делай вместе с нами».

Политики также умело используют психологию стадного инстинкта. Довольно часто реклама их партии выглядит в виде лидера, находящегося на переднем плане, за которым стоит целая толпа его единомышленников. Ветераны войны после роликов коммунистов чувствуют себя важной составляющей партии, которая напоминает им о временах далекой молодости.

Стадный инстинкт в искусстве


В данном случае разговор опять пойдет о стереотипах. Если хочешь прослыть эстетом, то тебе должна нравиться «Джоконда» и ты обязан замирать в восхищении при звуках органной музыки Баха. Так надо, потому что принято в обществе и одобрено большинством его членов.

При нелюбви к театру сразу навешивается ярлык человека, который не может понять прекрасное.

Люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Любые предпочтения в искусстве - это дело вкуса, но образовавшиеся стереотипы намертво отложились в сознании обывателей.

Способы борьбы со стадным инстинктом


Людям, у которых или слабо развито желание быть как все, или оно полностью отсутствует, сложно приспособиться к социуму.

Общество не любит «белых ворон», называет их сумасшедшими особами. Горе таких личностей именно от их ума. Обладая высоким интеллектом, они не желают сливаться с толпой. В итоге подобные люди остаются одинокими бунтарями. Довольно сложно не вызвать отторжение социума и быть при этом неординарной особой. Однако даже посредственность не всегда мечтает стать маленьким звеном единого целого.

Психологи советуют следующим образом корректировать у себя стадный инстинкт:

  1. Сохранение спокойствия в любой ситуации . Энергетика толпы только тогда действует на человека, когда он эмоционально перевозбужден. Особенно это касается излишне впечатлительных и экзальтированных особ. Спокойствие - мощное оружие против манипуляторов.
  2. Включение мозга на 100% . Жертвой стадного чувства никогда не станет высокоразвитая личность. Псевдо-пророки обычно не связываются с такими людьми. Исключение - руководители саентологии, на крючок которых попались Джон Траволта и Том Круз.
  3. Анализ собственного поведения . Рекомендуется разобраться со своим внутренним «Я», выделив позитивные, негативные черты характера и имеющиеся желания. Поняв самого себя, легче разработать дальнейший план действий. Можно позволить амбициям на некоторое время взять верх над рассудительностью, потому что именно они являются стимулом для уничтожения у себя желания быть как все.
  4. Разрушение стереотипов . Не обязательно при этом становиться бунтарем и идти против толпы. Однако люди должны понимать, что перед ними человек с четкой жизненной позицией и личными предпочтениями. Не нужно против своего желания смотреть модную киноленту и посещать разрекламированную выставку только лишь по той причине, что они вызвали общественный ажиотаж.
  5. Поднятие самооценки . Особы со стадным инстинктом чаще всего не уверены в себе. Их больно ранит критика со стороны, и они стараются держаться в тени лидера. Следует полюбить себя и понять свою индивидуальность.
  6. Занятие интересным делом . В компании неординарных людей существует реальность и самому чего-либо научиться. При этом не стоит бояться формирования в таком сообществе стадного инстинкта, потому что подобные личности не копируют действия друг друга.
  7. Развитие чувства юмора и коммуникабельности . Именно озвученные качества выделяют человека среди серой массы. Для этого рекомендуется читать юмористические книги и смотреть веселые ток-шоу.
  8. Жизнь для себя и семьи . Необходимо в первую очередь превыше всего ставить свои интересы, а не чужое мнение, которое навязывает общество. Если это не превращается в эгоизм, то такая линия поведения не позволит человеку слиться с толпой.
Что такое стадный инстинкт - смотрите на видео:


Стадный инстинкт в жизни - социальное явление, к которому вполне можно приспособиться. Его не возбраняется принять, если оно помогает сплоченно работать командой. В случае откровенной манипуляции сознанием нужно жестко пресекать подобные попытки нечистоплотных особ.

При формировании общественного мнения, часто используется принцип стадного чувства. Это всё заметнее и заметнее, большинство людей, об этом не задумывается, и просто делают как все. И если все говорят что iPhone это круто, то все покупают айфон. Особенно это проявляется в незнакомой для человека ситуации, если вы не знаете что делать, то скорей всего будете следовать за остальными. Как можно использовать стадное чувство в продажах?

Стадное чувство с точки зрения маркетинга

В маркетинге очень многие вещи строятся именно на стадном чувстве людей. Здесь очень показательно насколько быстро россияне впитали в себя западные ценности и культуру. Всего за 20 лет с момента развала Советского союза, мы переняли огромный пласт западных традиций, и это активно используется маркетологами для повышения продаж. Никого не удивляет, что население теперь празднует Хэлоин или день святого Патрика, пьёт виски и питается в Макдональдсе. Таких примеров бесконечное множество, но вопрос в том, как мы к этому пришли?

Большую роль здесь оказали иностранные фильмы и сериалы, которые проникли к нам на телевиденье, и на них успело вырасти новое . Кроме того к нам на рынок проникли западные корпорации, которые стали активно рекламировать свои продукты в российских СМИ. Многие сегменты рынка просто не выдержали конкуренции с западными производителями, поскольку качество иностранного товара несравнимо выше, например автомобилестроение. Стадное чувство сделало всё остальное, население очень быстро перестроилось на новые ценности.

Роль лидера стаи

Когда речь заходит о стае, сразу приходит на ум то, что у стаи должен быть лидер. важный аспект в жизни любой массы людей, лидер формирует мнение остальных. Лидер есть в любой группе людей и если вы хотите управлять стадным чувством населения, вам нужен контроль над лидерами. Суть стаи такова, что лидер может добиться веры в любые истины. Если углубиться в историю, можно вспомнить много примеров, когда лидер государства внедрял в население самые безумные идеи: фашизм в Германии, истребление воробьёв в Китае и т.п.

Войны за территории закончились, в 21 веке будут вестись войны за ресурсы. Основной ресурс планеты на данный момент, это не нефть и не газ. Основной ресурс – это потребители, то есть мы с вами. Чем больше потребителей у вас есть, тем больше вы можете на них зарабатывать. Именно поэтому акции Фейсбука стоят так дорого, эта социальная сеть влияет на мнение миллионов людей по всему миру.

Как использовать стадное чувство для продаж

Как же использовать стадное чувство для увеличения продаж своего товара? Начнем с того что вам важно знать где обитает ваша целевая аудитория – сайты, форумы, группы в соц. сетях, какие каналы по ТВ они смотрят, где проводят время и т.п. Аудитория может находится в самых необычных местах, тут важно потратить время и найти их. Чем больше ваш бюджет на рекламу, тем большую аудиторию вы можете охватить. Самые крупные бренды выступают спонсорами различных мероприятий, футбольных клубов, используют рекламу в фильмах. Но даже с небольшими бюджетом можно добиться многого.

После того как вы нашли «место обитания» ваших клиентов, нужно выявить лидеров которые готовы вам помогать продвигать ваш товар, естественно за это нужно будет заплатить. Ваша задача сделать так чтобы клиент не просто предлагал ваш товар, а сам им пользовался или говорил что пользуется.

Важным моментом продвижения товара за счет стадного чувства, является необходимость, сделать так чтобы ваш товар было видно при эксплуатации. То есть если ваши клиенты сами должны быть ходячей рекламой. Первый аспект это сделать так чтобы ваш товар отличался от остальных, то есть имел узнаваемость, например: никто ни с чем не спутает бутылку от кока колы. Вторая задача это сделать так чтобы люди видели, что клиент использует ваш товар. Это не всегда просто, поскольку не все вещи на виду. Некоторые предназначены для домашнего использования, некоторые не видны. Если товар нельзя увидеть, значит, клиент должен про него рассказывать. Естественно его нужно мотивировать к этому, запустить сарафанное радио не всегда просто, но если оно запущено, то с клиентами проблем не будет.

Очень показательна история про пачку сигарет. Раньше сигарету можно было достать, не вынимая пачку из кармана, и никто не мог увидеть, какую марку сигарет вы курите. Для того чтобы человек доставал пачку, была придумана нынешняя система. И теперь каждый человек рекламирует свои сигареты, сам об этом не подозревая.

Используем социальные сети

Интернет в целом и социальные сети в частности являются незаменимым инструментом для привлечения клиентов. Основным плюсом использования глобальной сети – это возможность воздействовать на целевую аудиторию. К примеру, если вам нужно продвигать подгузники, всё что нужно это найти группы и сайты, где родители делятся опытом. Потом можно договориться с пользователями напрямую или использовать специальные биржи (например: адвего), где можно купить посты на форумах.