Покойся с миром не могу сказать тому, кто поддержал войну: Орлуша посвятил резкий стих Табакову.

, РСФСР , СССР

Орлу́ша (настоящее имя Андре́й Анато́льевич Орло́в ; род. 2 ноября , Березники , Пермская область) - российский поэт.

Биография

В детстве ходил в музыкальную школу (класс фортепиано), занимался плаванием. Окончил школу в 1974 году в Челябинске . Поступил в , но был отчислен со второго курса . В 1979-1981 годах служил в армии в Пензенской области . Работал журналистом «Московского комсомольца », продюсером, политтехнологом, специалистом по рекламе, арт-директором журналов «Столица » и «Крокодил ». Являлся совладельцем компании «ИМАРТ-Видео » , участвовал в создании программы партии «Единая Россия » (в то время - «Единство») .

Широкую известность получил в середине первого десятилетия XXI века как автор сатирических стихов, изобилующих ненормативной лексикой , которые распространялись в интернете и на мобильных телефонах. Критик Дмитрий Быков в статье «Орлуша, большая ты стерва» утверждает, что Андрей Орлов - «главный русский поэт нашего времени» .

Герои многих стихов Орлуши - публичные люди современности: Анастасия Волочкова , Никита Михалков , Ксения Собчак , Владимир Соловьёв , Михаил Фрадков , Сергей Шойгу и др. Порой Орлуша в своей поэзии подключает инвективную лексику к патриотической тематике («Про случай около Рейхстага», «Патриотическое»).

Соавтор сценариев к фильмам «Моя любимая ведьма » (2008) и «Блюз-кафе » (2010) .

Живёт в Москве. Холост. Есть младший брат.

Прочие сведения

Библиография

  • Orlusha (Андрей Орлов). Стихи и рингтоны. - М.: Астрель; АСТ ; Литпром, 2008. - 370, с. - ISBN 978-5-17-052084-8 (АСТ)

Напишите отзыв о статье "Орлуша"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Орлуша

– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.

Орлов, Андрей

Орлу́ша (настоящее имя Андре́й Анато́льевич Орло́в ; род. 2 ноября 1957, Березники, Пермская область) - российский поэт.

Биография

Родился в Березниках в семье строителей. В трехлетнем возрасте вместе с родителями переехал в Череповец. Около года семья провела в Финляндии, где отец работал на строительстве крупного завода, после чего перебралась в Челябинск.

В детстве ходил в музыкальную школу (класс фортепиано), занимался плаванием. Окончил школу в 1974 году в Челябинске. Поступил в Московский институт химического машиностроения, но был отчислен со второго курса. В 1979-1981 годах служил в армии в Пензенской области. Работал журналистом «Московского комсомольца», продюсером, политтехнологом, специалистом по рекламе, арт-директором журналов «Столица» и «Крокодил». Являлся совладельцем компании «ИМАРТ-Видео», участвовал в создании программы партии «Единая Россия» (в то время - «Единство»).

Широкую известность получил в середине первого десятилетия XXI века как автор сатирических стихов, изобилующих ненормативной лексикой, которые распространялись в интернете и на мобильных телефонах. Критик Дмитрий Быков в статье «Орлуша, большая ты стерва» утверждает, что Андрей Орлов - «главный русский поэт нашего времени».

Герои многих стихов Орлуши - публичные люди современности: Анастасия Волочкова, Никита Михалков , Ксения Собчак , Владимир Соловьёв, Михаил Фрадков, Сергей Шойгу и др. Порой Орлуша в своей поэзии подключает инвективную лексику к патриотической тематике («Про случай около Рейхстага», «Патриотическое»).

Живёт в Москве. Холост. Есть младший брат.

  • По собственным словам, в начале 90-х встречался в штате Нью-Мексико (США) с Карлосом Кастанедой и выпивал с ним водку с текилой.

Библиография

  • Стихи и рингтоны / Orlusha / Андрей Орлов. - Москва: Астрель: Литпром, 2008. - 370, с.; 21 см. ISBN 978-5-17-052084-8 (АСТ)

Российский поэт Андрей Орлов (Орлуша) посвятил свое новое стихотворение умершему российскому актеру и режиссеру .

Стих под названием "Не жалею. Не скорблю. Не плачу" поэт разместил на своей странице в Facebook.

Вчера под вечер был в одних гостях.
Все как обычно: тесно, рюмки, чашки,
И разговор о «плясках на костях»
Привел нас к пляскам на живом Аркашке.
Аркадий, если кто его видал,
Не из танцоров, яйца, блин, мешают.
Поверю, если скажут «в морду дал»,
Но штамп про танцы суть не отражает.

Хозяин, искрометен и не глуп,
Борец с режимом и его злодейством
Вдруг возопил про «неостывший труп»
Учителя по части лицедейства.
Потек елей про ту и эту роль
На душу отлетевшую бальзамом,
И вскрылись люди, будто их пароль
Раскрыл, как двери к таинствам Сезама.

Как он играл!!! А как он зал держал!
- Матроскин, «Неоконченная пьеса»!
- А то, что он у*людку руку жал, -
Издержки сложных творческих процессов!
Про «Пьесу»… Я смотрел ее давно,
В ней все прекрасно искренне и тонко.
Никиту жаль. Никита стал г*вном.
Нет, не г*вном, а хуже. Стал подонком.

Артист кого убил? Сошли с ума?!!
- Вы просто смерти человека рады!
- Ракета в Боинг целилась сама,
Не мог же Лелик выстрелить из «Града»!
- Мерзавец? Ну и что, теперь забыть,
Каким он был уютным, добрым, милым?
- А родственникам – что, теперь не пить
За память деда в доме Чикатило?

Ведь дед – он наш, он не такой, как все,
О нем в семье мы помнить будем вечно!
Е*ал детишек в лесополосе?
Зато внучатам смастерил скворечник!
Ну да, конечно, он перегибал,
Зато смотри, какой домище сладил!
Не для того он сруб для нас рубал,
Чтоб каждый на его могиле гадил!

Да, не стрелял. Но что-то, е-мое,
Из Чехова слова напоминает:
Висит на сцене старое ружье,
А в третьем акте – совесть убивает.
- А Гамсун – как? А Лени Рифеншталь? --
Летело в ночь по улицам московским.
- Певцы скотов, мне, кстати, их не жаль.
Такие же, как Горький с Маяковским.

О как же ты противен вязкий гной
Имперских за паек интеллигенций,
И вечность им не выдаст ни одной
Из всех, что так желанны, индульгенций.
Они молчали в 68-м,
И в 79-м – промолчали,
Молчали, выясняется, с трудом,
Но без труда награды получали.

Эх, знать бы, кто, когда, за что и чем
Таланту за злодейство отмеряет.
Хозяйка вдруг взметнулась: - Выпить всем!
Ведь смерть любого с каждым примиряет!
На это я сказал: - Пожалуй, нет.
Не каждый может с каждым примириться,
Не сможет стук смертельных кастаньет
Заставить жертву танцевать с убийцей.

…Я с ними пить любил до темноты,
Мы власть ругали, не стесняясь мата,
Но между нами вспыхнули мосты,
«На посошок» не буду пить, ребята.
Мне тошнотворна труб фальшивых медь,
Я плачу от того, чему вы рады.
Когда умру – не вздумайте скорбеть,
И на поминки приходить не надо.

А я? Махну в Житомир завтра днем.
В театр, к дружку армейскому Шкарупе,
Мы там с дружком артиста помянем
Без танцев на едва остывшем трупе.
Мы выпьем за его лукавый взгляд,
За то, как был в искусстве он азартен.
Для нас он умер много лет назад,
Приделав Крым к линялой русской карте.

В Житомире есть памятник вины
Всех тех, что против ужаса не встали.
Там фото всех, кто не пришел с войны,
Висят в строю на старом пьедестале.
Там слышно стоны из солдатских горл,
Застывшие у прилуганских весей,
И фраза: «Залишився сын Егор,
Дружина Вiра, донечка Олеся»…

Вы в гроб тому, кто словом унижал,
«За упокой» записок насовали,
Вы, поддержав того, кто поддержал,
За зло и мерзость проголосовали
Что ж, продолжайте славить и лизать,
Тирана, мракобеса, оккупанта…
«Покойся с миром» не могу сказать
Тому, кто поддержал войну талантом.

Андрей Орлов, более известный как Орлуша, — самый популярный и цитируемый современный русскоязычный поэт, его стихи растаскиваются на цитаты и воспроизводятся на тысячах страницах в facebook, становясь источником многочисленных баталий и новостей.
Мы сидим с Андреем Анатольевичем в кулуарах еврейской конференции «Лимуд» во Львове и говорим о том, что происходит в России, о Путине и стремлении к сильной руке, малодушии деятелей культуры и образе врага.
— Андрей, в начале 1990-х казалось, что новую эпоху с ее духом свободы не повернуть вспять. Но прошло несколько лет, и Россия с какой-то радостной готовностью позволила себя, словами Победоносцева, «подморозить». Что произошло? Возможно, Путин просто попал в нерв народных ожиданий, и именно в такой стране и хочет жить 86% ее граждан?

— Как бывший политтехнолог скажу, что опросы не отражают реальных настроений пресловутых 86%. В любом обществе до 60% составляют неопределившиеся — думай люди головой, предвыборные кампании потеряли бы смысл. Эти 60% сейчас находятся в лагере поддержки Путина, но они разворачиваются на 180 градусов за один день в любую сторону. За грамотным спикером, призывающим двигаться в Европу, идет 5-10% населения, к ним при правильном позиционировании присоединяются 60%, которым все равно куда идти — причем, это верно для любой страны. Хорошо, когда сограждане идут верной дорогой, но не надо обманываться, что все идут туда осознанно.
— Но Путин же в самом начале своего правления недвусмысленно демонстрировал, что собирается идти в сторону Европы, вспомните дружбу с Тони Блэром…
— В эту сторону Россия шла еще в феврале 2014-го в дни Олимпиады в Сочи, которая должна была поднять имидж России, усилить инвестиционную привлекательность и т.д. Разворот произошел в один день — в момент принятия решения по Крыму. И даже тогда в России думали, что смогут остаться в Европе, что на это посмотрят сквозь пальцы.
Я — один из людей, участвовавших в проекте «Путин» в 1999 году. Практически вся программа общероссийского движения «Единство» (которое вскоре стало «Единой Россией») написана на кухне моей квартирки, главный художник ИД «Коммерсантъ» Никита Голованов на моих глазах рисовал мишку — эмблему движения, символ силы и уверенности.
Путин — это системная ошибка Бориса Березовского. Никакой операции «преемник» по большому счету не было, рассматривались и другие кандидаты, Никита Михалков, например, — при правильной раскрутке президентом любой страны может быть практически любой человек.
Согласно нашим опросам, в 1999 году 70% россиян мечтали о «сильной руке». Ворота зоопарка открылись, но звери остались и ждали, пока к ним придут и накормят. Люди ждали человека в форме, и мы предложили им тройку Шойгу — Карелин — Гуров, так называемых «гражданских военных». Полковник налоговой полиции Карелин — девятикратный чемпион мира по борьбе; уволенный из МВД борец с коррупцией Гуров — в форме, но против системы, и спасатель Шойгу, который, как Чип и Дейл, спешит на помощь и раздает одеяла пострадавшим.


Демонтаж памятника Дзержинскому, Москва, август 1991

Поставьте первым номером в списке пожарного или капитана дальнего плавания в фуражке, и народ увидит, что его надежды на добрую полувоенную власть сбываются. За трех персонажей в форме проголосовало 26%, и «Единство» сразу стала второй фракцией в Думе. Это я все к тому, что кто-то голосует за скрученную косу, кто-то — за эмблему медведя как символ силы, но сами по себе цифры опросов мало что объясняют.
— Тем не менее тенденция налицо…
— Я еще в начале 1990-х говорил людям из правительства Ельцина, что если не провести декоммунизацию, тоталитаризм вернется. Не надо забывать, что у нас ленинопад начался много раньше, чем в Украине. Сотни тысяч вышли на московские улицы в августовские дни путча 1991 года, а сколько вышло тогда в Киеве?
Проблема в том, что падение Ленина не приводит к падению системы. И Украине в этом смысле не стоит обольщаться — Ленин в головах остается. Декоммунизация — это, действительно, сложнейший процесс. Представим себе человека, которому предстоит процесс дерукификации, потому что его руки кого-то когда-то побили. И он думает, как же я без рук-то буду, бедненький. И решает постричь ногти, а руки пока оставить, ведь они хоть и побили кого-то, но еще вполне пригодятся.
Когда выяснилось, что декоммунизации не будет, стало ясно, что шансов на демократию у России нет — я говорил это в 1991 году, говорил в 1995-м, готов повторить и сейчас. 25 лет назад Москва консолидировалась и снесла коммунистический режим. И, поверьте, сделали это в том числе и люди, которые входят сегодня в 86%, поддерживающих Путина.
При этом, чтобы Россия развернулась от Путина в сторону кого угодно, нужно три передачи Соловьева со словами «нас обманывали». Это все равно, что к вам много лет ходил в гости лучший друг, а потом оказалось, что и ложечки серебряные пропали, и дочь вашу несовершеннолетнюю он целовал. И неважно, что вы были дома, вы же ничего не знали! Тот же Путин может изобразить неведение, посадить всех, кто годами «вводил его в заблуждение», и изменить курс на 180 градусов. И народ тут же строем двинется в Европу. Пример тому — санкции протии Турции. От «турки враги — мы всегда это знали» до «турки друзья — мы всегда это знали» прошло пару дней.
— Не возникает ли у большинства россиян чувство социальной шизофрении — они окружены и с удовольствием пользуются продуктами западной цивилизации — от мобильного телефона до социальных сетей — и вместе с тем пылко ненавидят Запад, шлепая на свой «Опель» или «Фольксваген» наклейки «На Берлин».
— Я видел такие и на «Майбахе», но нужно понимать, что у 90% людей в любом обществе никаких чувств не возникает. К тому же война с Западом в общественном сознании отходит на второй план. Народ уже забыл, с чего все началось, никто не связывает санкции с аннексией Крыма или сбитым «Боингом». Россия уже забыла, что давно украла ложечки и не стесняясь ими пользуемся. Тренд сейчас простой: «что мы, из-за какой-то фигни будем ссориться?» Поэтому многие люди, которые со мной ругались по поводу событий на востоке Украины, ходят сегодня на мои концерты. Активного помешательства уже нет — люди давно помешались окончательно и думают, что выздоравливают. Так что не удивляйтесь, если некоторые россияне будут говорить — «проехали». Допустим, человеку два года назад отрезало палец на работе и у него участливо спрашивают, мол, зажило, уже не болит? Давай выпьем!
— Десятилетия отношение многих россиян к украинцам укладывалось (разумеется, с оговорками) в два тренда: либо — это наши младшие братья (со всем вытекающим отсюда отношением к младшеньким); либо — украинцы — те же русские, то есть, их как бы и нет. Майдан и конфликт на Донбассе, разумеется, добавил красок в эту палитру. Что определяет сегодня отношение среднего россиянина к некогда «братскому» народу?
— Это тема для небольшой книги, но, если коротко, то СССР при декларированном братстве народов был расистской страной. Во всем сквозила ксенофобская основа. Во всех республиках ходили унизительные анекдоты о «чужих», в России мы слышали «шел хохол, насрал под стол», в Украине — «шел кацап, зубами цап» и т.п.
Негативные стереотипы были всегда, а сейчас пропаганда сделала свое дело, и украинец ассоциируется с врагом, что естественно после того, как в СМИ появились слова «каратель», «фашист» и т.п. Лично я готов отвечать за действия страны, гражданином которой являюсь. У меня было стихотворение «Реквием по MH17» с такой строфой:
И пока политиков умы
не готовы для перезагрузки,
Я за них признаюсь: сбили мы.
Я виновен, потому что русский…
Точно так же, как 30-летнему немцу приходится нести груз ответственности за Холокост, мне тоже придется всю жизнь отвечать на неудобные вопросы. И если я готов на них ответить, то многие — нет, они ищут оправдания.
— Как вы относитесь к тем, кто такие оправдания находит?
— К счастью, моим близким друзьям ничего объяснять не нужно, мы на одной стороне. А остальные… Вряд ли кто-то из моих коллег изменился в 2014 году, просто открылось то, что было под спудом.


Не думаю, что изменился Саша Скляр (лидер группы «Ва-БанкЪ »), поддержавший все это. С Ваней Охлобыстиным я не общаюсь с 1997 года после антисемитской выходки, когда он говорил моему помощнику-еврею: еще дождетесь, полетят по местечкам из ваших жидовских подушек перышки. Понятно, что он был подшофе и немного играл, но играл он при этом в погромщика, что характерно. Не изменился Ваня к 2014-му, а для меня его высказывания об одном народе делают возможным высказывания о любом другом.
— Но есть же люди другого сорта — Спиваков, Башмет…
— Это творческая номенклатура. Они понимают, что если не поддержат, не подпишут, не проголосуют, то не видать им гастролей, финансирования книги или фильма. Для Никиты Михалкова, которому государство дает условные $30 млн на условный «Сталинград», фраза о присутствии российских войск на Донбассе равносильна словам «спасибо, мне больше не нужны ваши деньги».
Разумеется, не стоит упрощать — дело не только в деньгах. Брат Михалкова — Андрон — удивил меня еще больше, заявив, что у России никогда не было лучшего правителя, чем Путин. Не надо думать, что его купили. Просто людям нужно за что-то зацепиться, найти скрепочку, чтобы оправдать свою позицию. Внутреннее оправдание предательства не менее сложный процесс, чем становление героя — совершив некий поступок, ты продолжаешь движение в том же направлении. Когда-то Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение» об очень слабом человеке, который, перенеся первую пытку, становится героем, меняясь при этом внутренне. Но фильм «Падение» развивался бы по тем же канонам — один раз смалодушничав, однажды сказав «Крым наш», ты начинаешь внутри себя выстраивать цепочку, логически объясняющую этот шаг.
Вместе с тем нельзя преувеличивать мнение деятелей культуры. Плевать, что думает Гергиев или Лариса Милявская, равно как Орлуша или Вакарчук об аннексии Крыма. Иногда они говорят правильные вещи, иногда несут чушь, но не стоит придавать этому преувеличенное значение и строить собственное мнение на основе рейтинга поп-музыкантов или даже музыкантов классических. Мне совершенно все равно, что думает Стас Михайлов или группа «Сливки» об аннексии Крыма, так же, как все равно, что они думают о теореме Пифагора или о жизни на других планетах.
Вы можете сказать, что Башмет — это не Стас Михайлов, но на самом деле это тот же Стас Михайлов, играющий на альте. Я был на днях рождения многих олигархов — и в Куршевеле, и в Ницце, где совершенно спокойно поет Стас Михайлов, потом играет Башмет, а за ним выступает Вера Брежнева. И я там выступал, поэтому и ко мне серьезно относиться не следует.
— Недавно на очередном ток-шоу на российском Первом канале один из политологов зло рявкнул, мол, Украиной управляют не украинцы, а разные Вальцманы, Гройсманы и Аваковы. В Украине тоже есть антисемиты, но представляю, что началось бы в студии, если бы один из них позволил себе такое в эфире. Даже если его антисемитский бред будет направлен на Путина. Но в Останкино повисла тишина — ни один гость не возразил. И вот это действительно страшно…
— Во-первых, я работал на ТВ и знаю, как подбирается аудитория. Во-вторых, сегодня в этой фразе принадлежность к еврейству является частью принадлежности к Украине. Гройсман враг не потому, что еврей, а потому что украинский политик. Меня самого обвиняют в еврейском происхождении (вообще-то я из уральских казаков), думая, что я должен обидеться. Но меня невозможно этим оскорбить, как нельзя оскорбить, называя Хохлушей.
Антисемитизм был не вчера изобретен и вылезает тогда, когда он разрешается. Мой друг Миша Ефремов для некоторых уже Мойша Эфраимов. И термин «жидобандеровцы» был не случайно придуман. Это не значит, что антисемитизм усилился, просто появились «евреи-фашисты» — то есть, разрешенные для охоты животные, и на каналы вылезли ксенофобы вроде Проханова, Охлобыстина и прочих. Они всегда были ксенофобами, просто сейчас им разрешили все это выливать на миллионную аудиторию…
Это как игра на волынке. Представьте, что вы зажали всю ксенофобию десятью пальцами — поднимаешь один — звучит ненависть к евреям, поднимаешь другой — ненависть к украинцам и так далее. Вопрос в том, какие клапаны зажаты, а какие открываются, но внутри все это сидит.
Я недавно в Израиле выступал в футболке, где тризубы перемежались со звездой Давида — это ведь тоже было трудно представить года три назад.
Не думаю, что с российским обществом произошли серьезные психологические изменения. Но воздействие пропаганды, которая внушает, что завтра тебя придут убить, — огромно. Моя мама каждый раз боится, когда я еду в Украину, потому что смотрит очень правильно подобранные новости по ТВ. Да, многие уверены, что людей в Украине начинают убивать за то, что они говорят по-русски. И неважно, что в Харькове или Днепре непросто найти человека, говорящего по-украински, да и во Львове на русскоязычного косо не посмотрят. Все это неважно, потому что есть образ врага, и люди уже не понимают, кого они «защищают» на чужой территории и почему, защищая, убивают…


Иван Охлобыстин получает паспорт ДНР из рук Захарченко, ноябрь 2016 (Фото: Донецкое агентство новостей.)

— Возможна ли в России перезагрузка, и что для этого должно произойти?
— Перезагрузка возможна при инициативе сверху, а такая инициатива при существующем «верхе» невозможна. К тому же, реальных альтернативных лидеров нет, действует административный запрет на собирание даже не втроем, а вдвоем в одинаковых футболках, начинаются реальные посадки за комментарии в Сети, люди боятся ставить лайки. Если из толпы в тысячу человек задержат пять, остальные примолкнут.
Разница между Болотной и Майданом в том, что когда после Болотной арестовали несколько человек, назавтра на площадь не вышел ни один, а после разгона нескольких десятков студентов на Майдане на следующий день вышли тысячи.
Что же касается перезагрузки… Её не допустит созданная Путиным «вертикаль» и стройная система подконтрольной власти — сверху до самого низа. Я называю её «коллективный Путин». Это — хорошо отлаженный механизм, который уже давно безо всякой команды от «индивидуального» Путина — давит, ворует, пытает, сажает в тюрьмы и убивает, и составляющие его «винтики» сделают абсолютно всё, чтобы удержаться у власти. Абсолютно всё.
— А чего хочет, на ваш взгляд, индивидуальный Путин?
— Он уже зашел за какие-то психологические грани, когда его ближайшее окружение не знает, чего он хочет, да он и сам не знает, поскольку никому не доверяет и верит собственной пропаганде, которая призвана обмануть других. Прямая ложь и полная смена точки зрения на ту или иную проблему делают невозможным какой-либо прогноз.
Ну, предположим на минуту, что на демократических выборах побеждает Касьянов или Каспаров. Народ все равно проголосует за хозяина зоопарка, потому что он мясом все-таки кормил, хотя его и воровал. А дяде с улицы, который пообещает кормить лучше, скажут, извините, мол, у нас обед.
Проблема в том, что людей с опытом некоррумпированного руководства в стране нет, и это верно и для Украины. Можно, конечно, пригласить людей из Бостона, но, как показывает практика, люди из Бостона в России, в Украине и в Казахстане начинают воровать на второй год.
— А у 30-летних нет запроса на перемены?
— 30-летние выросли при Путине, они не знают, что может быть по-другому. Какая-то их часть уже встроена в систему, у других есть запрос на отъезд, но запроса на изменение страны я не вижу.
Отъезд не считается предательством, с другой стороны, на своих концертах в Израиле и Америке пропутински настроенных зрителей я встречаю чаще, чем в Москве. Впрочем, и от таксиста в Киеве я однажды слышал: «Путин придэ, порядок наведэ»…

Беседовал Михаил Гольд, журнал «Фокус»

В преддверии сегодняшнего творческого вечера поэта Андрея Орлова в баре Bristle Ирина Михно узнала, что это за человек, и почему стоит идти и слушать его стихи. Выступление Орлуши начнется в 19:00, и если на входе вы скажете, что прочитали о событии в онлайн-журнале KYKY, вам сделают скидку в 50 тысяч за вход.

Матный гений Андрей Орлов с внешностью обаятельного пьяницы, появился в мобильниках москвичей в 2004 году, до этого он был двоечником, плохим студентом, журналистом, рок-продюсером и бродягой. Как ни парадоксально, Орлуша - это то чистое и светлое, что остается в сегодняшней России, несмотря на Life News, курс рубля и информационные войны. Сам он не считает себя автором, говорит, что далеко не всегда сеет разумное, доброе и вечное, но писать и показывать стендапы - продолжает, за что ему большое спасибо.

Максим Виторган, Михаил Ефремов, Орлуша и Ксения Собчак на юбилейных чтениях "Русского пионера"

Андрей похож на типичного советского интеллигента, такие часто засиживались в кухнях, много пили, курили и разговаривали на высокие темы, а утром небритые ехали в автобусе в НИИ, дыша перегаром на стекло. Его стихи пропитаны душевными порывами, сарказмом и фантастическим тонким юмором, их нужно читать: утром, чтобы расплыться в улыбке и мысленно послать всю толпу в метро куда подальше. Например, вот это стихотворение:

Орлуша «Холодно»:

Орлуша «Собака Путина»:

Прозвище Орлуша у Андрея появилось еще в детстве: «Орлуша, орлуша - большая стерва», фраза из «12 стульев» Ильфа и Петрова приросла к нему и стала творческим псевдонимом. Андрей Орлов не пишет под заказ, хотя у него были предложения участвовать в политических кампаниях, чтобы в стихах опустить и унизить врагов. У Орлуши есть много экспромтов про известных персонажей, самым громким из таких стал «Про надувную Ксению Собчак», где поэт отрицает слухи про сексуальную распущенность Ксюши и описывает предвкушение о беспорядочной половой связи с резиновой светской львицей. Ксюша, в свою очередь, не обиделась, а сказала Орлуше: «Спасибо, этот стих у меня записан на мобильнике» и сама зачитала оду о себе:

Но были и обидчивые персоны: Анастасия Волочкова очень негативно отреагировала на зарисовку о себе любимой и не оценила старания Андрея Орлова, которому было, собственно говоря, как-то все равно.

Орлуша - «Анастасии Волочковой»:

Если вам интересен подобный русский стиль и юмор, и вы хотите увидеть в жизни этот прообраз пьянчуги-мудреца, приходите сегодня в Bristle.

Спорт-бар «Bristle», Ольшевского, 10

Информация и бронирование столов: +375 29 120 32 00

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter