Х юбилейные гончаровские чтения. Т

Это свое послание мне хотелось бы посвятить светлой памяти Петра Терентьевича Гончарова - изобретателя эбонитового круга (8). Много лет его уже нет среди нас, но мне, встречавшейся с ним 27 лет назад всего два раза, - его не забыть. Я благодарна судьбе, что она подарила мне встречу с таким человеком. В 1973 году я прочитала в газете "Труд" маленькую заметку о том, что П.Т. Гончаров изобрел эбонитовый круг для лечения многих болезней.

А у меня мама уже много лет болела рассеянным склерозом . "Живой" у нее была только правая рука. Я всюду искала для нее лечение, так как слышала, что эту болезнь лечат народными средствами. Прочитав заметку, я решила найти Петра Терентьевича. Узнала, что он живет на даче в Вырице под Ленинградом.

Приехала туда, иду по улице. Мне еще далеко до его дома, а я через не сколько секунд должна разминуться с пожилым мужчиной высокого роста с мудрым взглядом, красивой походкой, - словом, с одним из той, уже ушедшей, породы русских интеллигентов. Я почему-то подумала, что это и есть Петр Терентьевич, и обратилась к нему. Он ответил: "Да, я Петр Терентьевич, могу предложить пройти со мной к больной, которую вот уже 1,5 месяца лечу эбонитовым кругом . Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а по дороге я объясню Вам принцип действия моего круга". Привожу его доходчивое объяснение.


У нас в организме есть положительные и отрицательные заряды. Когда вы водите эбонитовым кругом, то вырабатываются дополнительно отрицательные заряды, они заставляют кровь циркулировать быстре е , приливать к нужному месту, а это убивает болезнетворные микробы и рассасывает застои, т.е. организм сам борется с болезнью.

Тем, у кого больное сердце, водить эбонитовым кругом следует 15 минут, а если сердце здоровое, то лучше водить 30-40 минут . (Больной, к которой мы шли, Петр Терентьевич водил кругом 45 минут, к тому же он делал это сам, так как ее муж-сердечник). Если, например, вы лечите кого-то, водите круг по позвоночнику, то другой рукой следует держать больного за руку, чтобы получилась замкнутая цепь , иначе лечения не произойдет. Если тело пациента влажное, нужно нанести порошок талька, и круг будет легко скользить.

Петр Терентьевич очень сожалел, что столько людей страдают от гриппа, а ему никак не удается оформить свое открытие. Ведь при гриппе круг - прекрасный лекарь . Только начнут слезиться глаза, заложит нос, - поводите кругом по лицу несколько раз в день, только сделайте это как можно раньше, чтобы не дать микробам проникнуть дальше в горло, грудь и т.д.

Так просто! Я могу подтвердить это своим 27-летним опытом , эпидемии гриппа, гайморита, болей в желудке или кишечнике, кашля - я не боюсь. Мой дружок - мой кружок всегда со мной . При сборах в поездки (а я заядлая путешественница!) первый предмет, который я беру с собой - эбонитовый круг.

Вернемся вновь в те далекие годы. Пришли мы к больной. Вышла нас встречать женщина лет 45. Я решила, что больная в доме, оказалось, что другой нет. Пока Петр Терентьевич мыл руки, бывшая больная успела рассказать мне, что по ее мнению, он - святой. Она не ходила 2 года , нога была, как синее бревно с тремя гниющими ямами. Грозила ампутация. В том же номере "Труда" они с мужем прочитали заметку о П.Т. Гончарове и обратились к нему. И вот результат - нога здорова, приняла прежнюю форму, только видны 3 "окошечка" свежей кожи. Пытались заплатить Петру Терентьевичу за лечение - не взял. Отнесли деньги жене - вернули...

Когда мы шли обратно, я спросила, почему он не берет деньги за свой труд? П.Т Гончаров ответил: "Если бы я ставил горчичники, то брал бы деньги, а так как круг - мое изобретение, и мне очень хочется, чтобы оно помогло как можно большему числу людей , то деньги я брать не могу". Жена уже смирилась с их нищенской жизнью. Свою пенсию (тогда 70 руб. за 40 лет работы врачом-массажистом в Медицинской академии) Петр Терентьевич тратил на распечатки рекомендации по диску, конверты, бумагу. Отвечал всем, обратившимся к нему. Петр Терентьевич показал мне удостоверение на изобретение : 10 лет жизни он потратил на доказательство лечебных свойств эбонитового круга. Он объяснил мне, что лечебным является только черный эбонит.
Много раз меня и моих детей выручал и выручает эбонитовый кружок, рассказ об этом занял бы много страниц. Моя цель - чтобы люди хоть немного узнали, каким необыкновенным человеком был Петр Терентьевич Гончаров, чтобы они использовали его и изобретение, которому, по моим подсчетам, он отдал 40 лет жизни. Будьте здоровы!

Андрей Александрович Гончаров – выдающийся театральный режиссер, педагог, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств, Герой Социалистического труда. Спектакли, поставленные мастером, вошли в Золотой фонд советского, российского искусства. Андрей Гончаров родился 2 января 1918 года в деревне Сенницы Рязанской губернии. Детство Андрея прошло на природе, в деревне. Уже после переезда семьи в Москву, в Брюсовский переулок, мальчика каждое лето вывозили на дачу на берегу Оки в деревне Притыки.

Гончаров вырос в артистической семье. Отец Андрея преподавал игру на фортепиано в Филармоническом училище, работал концертмейстером в Большом театре. Мама, бывшая актриса, организовала театральную студию для местной ребятни. Отец учил Андрея игре на фортепиано с трехлетнего возраста. Мама обучала театральному мастерству в своей студии. Андрей играл все главные роли в спектаклях маленьких артистов. В доме у Гончаровых часто собиралась театральная публика, музыканты и художники. Маленький Андрей декламировал, стоя на стуле, стихи для гостей.


Учеба в школе не очень привлекала будущего режиссера. Любил литературу, к точным наукам способностей не было. Занимался в школьном театральном кружке. С раннего детства Гончаров обожал театр. Видел все постановки Большого театра, Театра эстрады, МХАТа, засматривался игрой Аллы Тарасовой, Николая Хмелева, Веры Орловой, Ангелины Степановой.


В 1936 году Андрей Гончаров в первый раз поступал на режиссерское отделение ГИТИСа. Не имея стажа работы, необходимого для поступления на факультет режиссуры, потерпел неудачу. На курс Василия Осиповича Топоркова актерского факультета Гончарова приняли. Во время занятий со студентами Василий Осипович делился опытом посещения уроков . Однажды Гончарову посчастливилось лично побывать на репетиции у Станиславского. Впечатления от встречи с великим мастером Андрей Александрович запомнил на всю жизнь.

Театр

Биография знаменитого режиссера связана с ведущими театрами России. Отучившись год на актерском факультете, Андрей Александрович смог поступить на режиссерский факультет в группу Михаила Горчакова, ученика Станиславского и Немировича-Данченко. Дипломный спектакль Гончаров оправился ставить в драматический театр города Иваново. Начинающий режиссер решил поставить водевиль по пьесе Корнейчука «В степях Украины». Премьера прошла довольно удачно.


Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Гончаров записался добровольцем на фронт. Служил в разведке, командовал батальоном 4-го кавалерийского казачьего корпуса. Андрей Гончаров участвовал в тяжелейших сражениях под Москвой. Получив два тяжелых ранения, был демобилизован из армии. Вернувшись с фронта, Андрей Гончаров попал в концертную бригаду из студентов ГИТИСа. Коллектив, руководимый Николаем Озеровым, давал концерты в госпиталях, на заводах, для отправлявшихся на фронт солдат.


В 1942 году Гончарова назначили руководителем Первого фронтового театра. В состав труппы театра входили , Елизавета Найденова, . Работая с известными артистами, молодой режиссер поставил спектакли «Рузовский лес», «Женитьба Белугина», «Правда хорошо, а счастье - лучше!», «Жди меня» и др. Артисты показывали спектакли солдатам действующей армии.

В 1944 году Андрея Гончарова пригласили в Театр сатиры, где он самостоятельно поставил спектакль «Женитьба Белугина». После успешной премьеры молодого режиссера зачислили в штат театра. На сцене Театра сатиры Андрей Гончаров поставил спектакли «Вас вызывает Таймыр», «Женихи».

В 1947 году художественный руководитель Театра им. Ермоловой Андрей Лобанов предложил Андрею Гончарову поставить спектакль. В 1949 году Андрея Александровича зачислили в штат театра. На сцене Театра им. Ермоловой им были поставлены спектакли «Благочестивая Марта», «Бег», «Ксения» и др. В 1953 году после увольнения из театра Лобанова ушел и Гончаров. Демонстративный уход закрыл перед Гончаровым двери московских театров. Работу режиссер продолжил в Театре киноактера, на сцене которого в то время играли , Сергей Мартинсон.


В 1957 году Андрею Гончарову предложили возглавить труппу нового московского театра. Работая в Московском драматическом театре, режиссер поставил спектакли «Жив человек», «Физики и лирики», «Визит дамы» и др. В театре драмы художнику предоставили свободу творчества. 8 лет работы в театре – самый творчески свободный период в жизни режиссера. В главный театр жизни Андрей Гончаров пришел в 1967 году. Театром режиссер руководил до последних своих дней.


Собрав замечательную труппу, в состав которой входили артисты , мэтр создал непередаваемую атмосферу в театре. Спектакли театра Маяковского «Дети Ванюшина», «Два товарища», «Кошка на раскаленной крыше» вошли в Золотой фонд советского, российского театрального искусства. В 1951 году Андрею Александровичу предложили стать преподавателем в ГИТИСе. Кафедре режиссуры профессор Андрей Гончаров посвятил жизнь, подготовил режиссеров и артистов , Евгения Леонова, Александра Борисова и др.

Фильмы

Работал Андрей Гончаров и как кинорежиссер. В 1966 году вышла дебютная киноработа режиссера – фильм-спектакль «Кола Брюньон». Картина создана совместно с режиссером Лилией Ишимбаевой.


Снял фильмы «Жизнь Клима Самгина», «Завтра была война» и др. Гончаров писал книги, статьи, работал секретарем Союза театральных деятелей.

Личная жизнь

В театральный кружок, в который ходил юный Андрей Гончаров, привели пятилетнюю Веру Жуковскую. Мальчик безнадежно влюбился. Спустя годы Вера стала женой режиссера Гончарова. В 1951 году у пары родился сын Алексей. Актриса Вера Жуковская играла в Театре на Малой Бронной. Умерла в 1992 году.

Смерть

Андрей Гончаров умер 7 сентября 2001 года на 84-м году жизни. Причина смерти – тяжелая продолжительная болезнь.


Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Режиссер при жизни просил похоронить себя на Немецком кладбище, рядом с матерью.

Фильмография

  • «Кола Брюньон» (1966)
  • «Мы – мужчины» (1967)
  • «Старомодная комедия» (1978)
  • «Интервью в Буэнос-Айресе» (1979)
  • «Родственники» (1981)
  • «Жизнь Клима Самгина» (1986)
  • «Кошка на раскалённой крыше» (1989)
  • «Завтра была война» (1990)
Le plus glorieux des ordres russes. La croix de Saint-Georges // La Phalere. Paris, 2001. № 2. P. 29–45.
Le rappel de l’ambassadeur Markov, 28 octobre 1803. Les Russes a Paris sous le Consulat // Revue Napoleon. Paris, 2003. № 16. P. 59–66.
Aux origines de la Troisieme coalition: le traite anglo-russe du 11 avril 1805 // Revue Napoleon. Paris, 2005. № 22. P. 52–59.
La paix manquee de juillet 1806 // Revue Napoleon. № 27. Paris, 2006. P. 18–23. (В соавторстве с Michel Kerautret).
Napoleon et Alexandre a Tilsit // Revue Napoleon. Paris, 2007. № 30. P. 36–42. (В соавторстве с Michel Kerautret).
Orientalisme et observation politique: les voyages des diplomates francais en Nouvelle Russie dans les annees 1820–1830 // Nicolas Bourguinat et Sylvain Venayre (dir.). Voyager en Europe de Humboldt a Stendhal. Contraintes nationales et tentations cosmopolites. Paris: Nouveau Monde, 2007. P. 225–249.

Опыт самодержавия. Поль де Бургуан в России (1828–1832) // Международные отношения в новое и новейшее время. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессора К.Б. Виноградова. СПб.: из-во СПбГУ, 2005. C.94–99.
Три великосветские россиянки в Париже эпохи Консульства (1801–1804) // Международная научная конференция «Великая Французская революция, Империя Наполеона и Европа» памяти профессора В.Г. Ревуненкова. СПб: изд-во СПбГУ, 2006. С. 172–177.
Ориентализм и политическое наблюдение французских дипломатов в Новороссии в 20-30-е гг. XIX в. // Актуальные проблемы истории нового и новейшего времени. Сборник материалов международной конференции преподавателей, аспирантов и студентов по проблемам истории XVII–XX вв. Санкт-Петербург, 2006. С. 57–68.
Хроника: международная научная конференция «Великая французская революция, Империя Наполеона и Европа» памяти профессора В.Г. Ревуненкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Выпуск 3. СПбГУ, 2006. С. 196–201. (В соавторстве с Анисимовым О.В.).
Вольтер – историк Северной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Выпуск 3. СПбГУ, 2007. С.183–190.
Наполеон и Великое герцогство Варшавское // Власть и культура: сборник конференции памяти основателя Центра исторической психологии к.и.н. В.П. Денисенко. Санкт-Петербург: РХГА, 2007. С. 443–455.
Рецензия на книгу Куоко Винченцо «Опыт истории Неаполитанской революции 1799 года». Пер. с итал. А.А. Акименко. СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2006. 350 с. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Выпуск 1. СПбГУ, 2008. С. 275–278.
Посольство Франции и светская жизнь Санкт-Петербурга в первой половине XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Выпуск 2. СПбГУ, 2008. С. 141–147.
Хроника: международная научная конференция «Проблемы войны и мира в эпоху Нового и Новейшего времени (к 200-летию подписания Тильзитского договора) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Выпуск 3. СПбГУ, 2008. С. 195–198. (В соавторстве с Кудрявцевым Н.В.).
От Тильзита до Эрфурта: была ли жизнеспособна Тильзитская система международных отношений? // Проблемы войны и мира в эпоху нового и новейшего времени (к 200-летию подписания Тильзитского договора): материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, декабрь 2007 г. СПб., Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2008. С. 162–169.
Французские дипломаты в России (1814-1848): персоналии и карьеры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 2008. Выпуск 4. Ч.1. С. 130–136.
Внешняя политика Российской империи и ее творцы в описаниях французских дипломатов (1814–1840-е гг.) // Труды кафедры истории Нового и Новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета. 2008. №2. / Сост. Б.П. Заостровцев. СПб., 2009. 0,5 п.л.
«Карл XII был достоин стать первым солдатом Петра Великого»: Вольтер о Полтавской битве // Родина: Российский исторический журнал. Специальный выпуск «Полтавской баталии 300». 2009. № 7. 0,6 п.л.
Крушение проекта Французской империи на Североамериканском континенте и в Карибском бассейне // Империи и Империализм нового и новейшего времени: Сборник статей. СПб.: Исторический факультет СПбГУ, 2009. 0,6 п.л.
Консульская служба Франции в России: от основания до 1814 г. // Труды кафедры истории нового и новейшего времени. № 3. 2009 / Сост. Б.П. Заостровцев. СПб., 2009. 0,2 п.л.
Альпийский пустынник и Северная звезда: 15 лет с правом переписки // Родина. Российский исторический журнал. 2010. № 2. 0,7 п.л.
Путеводитель по российским архивам (в помощь исследователю) // Труды кафедры истории Нового и Новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета. 2010. № 4. / Сост. Б.П. Заостровцев. Санкт-Петербург, 2010. 0,2 п.л.
Национальный архив Франции открывает франко-российский год. Конференция «Франция и французы в России (1789–1917)» (25–27 января 2010 г.) // Труды кафедры истории Нового и Новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета. 2010. № 4. / Сост. Б.П. Заостровцев. Санкт-Петербург, 2010. 0,4 п.л.
Посольство Франции в Санкт-Петербурге (1814–1848 гг.) Представители конституционной монархии в самодержавной России // Санкт-Петербург – Франция: наука, культура, политика. СПб., 2010. (Серия «Санкт-Петербург и мир»). 0,8 п.л.
Французские «первооткрыватели» российского пространства: консульские представительства (1814–1848 гг.). // Санкт-Петербург – Франция: наука, культура, политика. СПб., 2010. (Серия «Санкт-Петербург и мир»). 0,8 п.л.
Наполеон, Жозефина, Жермена и другие. Какая роль для женщины сразу после Французской революции? // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 6. СПб., 2011.
Российские руководители дипломатического ведомства И. А. Каподистрия и К. В. Нессельроде в свидетельствах французских дипломатов (по донесениям в Париж 1814–1848 гг.) // Личность в истории: Материалы международной научной конференции, декабрь 2009 г. СПб., 2011.
Русская тема в Париже, Компьени и Мальмезоне. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 8. СПб: Изд-во РХГА, 2012. 0.9 п.л.
Французские военнопленные о России (1812-1814). // Сборник трудов международной научной конференции «1812 год в судьбах России и Европы». СПб: СПбГУ., 2012. 0.7 п.л.
Русские события парижской зимы 2012-2013 гг.: Сотрудничество России и Франции в сферах культуры, науки и образования // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 10. СПб: Изд-во РХГА, 2013. 1 п.л.
Встреча с экс-президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 10. СПб: Изд-во РХГА, 2013. С. 179–187. 0,5 п.л.
Научная конференция «Российская кампания, или Отечественная война 1812 г.: взгляд с французской и российской сторон» по случаю празднования 20-летия CUF // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2013. Вып. 2. 0,1 п.л.
Будущее российско-европейских отношений: прогноз экс-президента Французской республики Валери Жискар д’Эстена // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 2013. Вып. 3. 0,2 п.л.
Жан-Жак Руссо и женщины: парадоксальные отношения // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 11. СПб: Изд-во РХГА, 2013. 0,6 п.л.
Коллекция маршала Сульта и открытие испанского искусства во Франции // Сборник тезисов докладов Международной научной конференции «Испанские темы и формы: искусство, культура, общество», 26-28 ноября 2013 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. 0.2 п.л.
Проблема исторической достоверности в творчестве Вольтера (на примерах «историй» Карла XII и Петра Великого) // Вольтеровские чтения. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Санкт-Петербург: Изд-во «Российская национальная библиотека», 2014. С. 174–187. 0,8 п.л.
Эдуар Тувенель и отношение российских правящих кругов к объединению Италии // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 13. Санкт-Петербург, 2014. С. 73–98 (1,5 п.л.).
«Налог кровью»: Французская колониальная империя в первой мировой войне // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2015. № 14. С. 101–125 (1,5 п.л.).
Левые силы у власти. К вопросу о том, чем «левая» внешняя политика отличается от «правой»? // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2015. № 15. С. 299–308 (0,5 п.л.).
“La coleccion del mariscal Soult y el descubrimiento del arte espanol en Francia”, en Carlos Mata Indurain y Anna Morozova (eds.), Temas y formas hispanicas: arte, cultura y sociedad, Pamplona, Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2015 (Biblioteca Aurea Digital, BIADIG, 28), pp. 85–99 (0,8 п.л.).

14 марта в Петербурге, в 536-й школе имени народного учителя СССР Татьяны Ивановны Гончаровой прошли юбилейные Х Гончаровские чтения по теме «Воспитательный потенциал в деятельности современного школьного педагога». В них приняли участие педагоги Петербурга, специализирующиеся на разработке методик воспитания подрастающего поколения. Работа конференции включала в себя пленарное заседание, а также секции: «Воспитательные технологии и воспитывающее обучение», «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и школьное воспитание», «Гражданская компетентность учащихся и школьная среда».

Участникам чтений был показан фильм о Татьяне Ивановне Гончаровой. Т.И.Гончарова (1934-1998) - видный русский педагог, первая и единственная в СССР получившая почетное звание «Народный учитель СССР» (1982). Окончила исторический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена (1962). С 1953 г. работала учителем и заведующей начальной школой на Камчатке, затем в ленинградском интернате № 2. На протяжении пятнадцати лет преподавала историю и обществоведение в школе № 536. Активно занималась общественной работой, была делегатом XVII съезда КПСС (1986). Незадолго до своей кончины Т.И.Гончарова разработала спецкурс «Светочи России. Русский национальный пантеон», который был реализован на практике не только самой Татьяной Ивановной, но и многими национально мыслящими педагогами России и стран ближнего зарубежья. В реализации этой программы на практике участвовал в свое время и автор сих строк.

С начала 1990-х годов достижения советской педагогики были буквально оплеваны доморощенными либералами, демократами, контролировавшими средства массовой информации. И, наверное, не случайно то, что до сих пор в Интернете крайне мало информации, касающейся жизни и деятельности Т.И.Гончаровой. Имя это сегодня, к сожалению, многими незаслуженно забыто.

Хотелось бы привести характерные цитаты из статей и эссе Т.И.Гончаровой о задачах, стоящих перед педагогом, о русской школе, крайне актуальные сегодня:

«Уроки истории - это уроки освоения священных преданий и культуры народа, которая строилась несколько тысяч лет, сохранения и развития исторической памяти, дающей представление нам о передаче из поколения в поколение колоссальных духовных ценностей Руси и России и повелевающей нам лелеять более совершенную Родину».

«Не жалеть времени на развитие кипучей внеклассной деятельности учеников. Особое значение в создании богатой духовной жизни их и создании товарищески дружеской среды имеют исторические вечера: на них легче создать атмосферу взаимоуважения, близости, тесного единства, комфортного нравственного климата, исключающего отчуждение. Здесь добротная почва для самообразования и творческой самодеятельности, для творчески самодеятельной жизни».

«Изучая образы и дела пращуров, мы помогаем ученикам обрести корни, находить образцы души, духа, ума, созидания».

«Мы не столько учились у Европы, сколько раболепствовали, механически копировали. Сегодня на изломе веков это особенно очевидно».

«При большевиках наша школа все-таки была социальным организмом, пусть и весьма несовершенным. Сегодня ее смели с лица земли. Общинные начала - в нашей национальной душе. Их нужно восстанавливать и совершенствовать… Уклад жизни строить по образцу прихода».

«История России и не только история - засорена, искажена… Страна опалена атеизмом… Десятилетия нас отлучали от национального лица, готовясь к мировой революции».

«Только во время «катастройки» узнала: у нас несметные религиозные и культурные сокровища, погребенные большевиками в спецхраны и для нас не существующие. Совершившие контрреволюцию взяли на себя наглость полностью отрицать советскую школу, произносить над всем бывшим, в том числе и великим, клеветнический суд. Это необольшевики».

«В наших душах лакействующие гуманитарные науки оставили яды. Их нужно исторгнуть из душ, хотя это болезненный процесс. Без этого не избавиться от заблуждений. На место ядов поселить то, от чего мы были в значительной мере отчуждены, - Православие и великую русскую культуру, которая обогатила мир совестью (Выделено в тексте источника. - Д.С. )».

(Гончарова Т.И. Неугомонные выстраданные мысли // Русская национальная школа. 2009. № 3. С. 73-76).

В свое время слава педагогов Ивана Федоровича и Татьяны Ивановны Гончаровых гремела по всей стране. Иван Федорович Гончаров , доктор педагогических наук, почетный профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена, заслуженный работник высшей школы РФ, удостоенный медали К.Д.Ушинского, в 1990 году создал движение «Русская национальная школа», которое на протяжении более двадцати лет привлекло в свои ряды множество педагогов-подвижников, озабоченных кризисом современного образования, пытающихся найти выход из системного кризиса, в котором оказалось наше образование. По признанию видного русского ученого, академика А.М.Панченко, «Русская школа - это последний спасательный круг самопознания и познания, совершенствования и самосовершенствования… Русская школа - последняя надежда России».

Особое и пристальное внимание следует уделить проблемам современного исторического образования, которое несет в себе колоссальный воспитательный потенциал. Следует признать, что за минувшие 20 лет общий уровень знаний учащихся по истории постоянно и неуклонно снижается. Причины заключаются в ущербности проводимых реформ исторического образования. В результате историческим материалом довольно неплохо владеют только те ученики, которые самостоятельно читают соответствующую литературу, интересуются историей, ходят в музеи. Среднестатистический же школьник, лишенный какой бы то ни было системности в изучении истории, в лучшем случае, получает бессвязный набор выдернутых из контекста исторических фактов, которые может воспроизвести. В результате хронологией современный школьник практически не владеет. Более-менее структурированные знания по истории у современного ученика остаются от изучения ХХ века, т. к. количество часов на ХХ век в программе отведено неизмеримо большее, чем на изучение других периодов отечественной и всеобщей истории. Совершенно искажено современными инновациями представление об исторических личностях, и образы великих исторических деятелей России, «светочей России» практически полностью отсутствуют в сознании современного школьника. Русская история в сознании современного ученика обезличивается. Правда, несмотря на порой чудовищную степень незнания, в сознании школьников, как правило, сохранились определенные патриотические чувства, носящие, однако, совершенно стихийный характер.

Существуют и другие причины, препятствующие развитию образования, и не только исторического. Это, в частности, недостаточное финансирование. По этой причине сравнительно недавно был закрыт организованный И.Ф.Гончаровым при Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена Центр национального образования, прекратилось издание основанного И.Ф.Гончаровым журнала «Русская национальная школа» … И этот печальный список можно продолжить.

Следует также добавить, что в новом Законе об образовании , который должен вступить в силу 1 сентября 2013 г., предоставляется право представителям титульных наций республик в составе РФ не проходить итоговой аттестации по русскому языку и русской литературе (Ст. 59, п. 13), что, по справедливому мнению экспертов, также, мягко выражаясь, не может способствовать развитию русской школы.

Скорейшему выходу из кризиса исторического образования могли бы способствовать следующие меры:

Ликвидация ныне существующей концентрической структуры и переход на линейную структуру исторического образования, когда школьники могли бы изучать русскую историю систематически, неразрывно, на протяжении многих лет, а не бегали бы «галопом по Европам», как это происходит при нынешней программе;
- Увеличение сетки часов, отведённых на курс истории, прежде всего, истории России с древнейших времён до конца XIX века, которая у нас пока что изучается фактически по остаточному принципу, когда как основное внимание уделяется только ХХ веку;
- Создание ярко выраженной идеологической парадигмы, основанной на любви к Родине, на здоровом патриотизме; пересмотр всех ныне существующих программ и учебников по истории в сторону патриотического воспитания школьников;
- Введение для учащихся Основ православной культуры как культуры государствообразующего народа, русского;
- Усиление воспитательного начала в современной школе; усиление внеклассной работы; обращение к принципу сотворчества учителя и ученика, разрабатывавшегося ещё К.Д.Ушинским, А.С.Макаренко и другими выдающимися педагогами; предоставление широкой возможности для реализации этого принципа в современной школе.

Дмитрий Игоревич Стогов , к.и.н., выпускающий редактор « » , член-корреспондент Петровской академии наук и искусств по отделению «Русская школа»

Гончарова считает, что урок – это совместный поиск истины учителем и учениками. Ученик на уроке должен работать, а не выслушивать лекции учителя, которые он в последствии вероятно забудет.

По мнению Гончаровой, изу­чать историю - это вовсе не значит запоминать прошед­шее и пересказывать содержание исторического мате­риала. Изучать историю - значит осмысливать прошед­шее, познавать законы общественного бытия. Если ученики на уроке истории обнаруживают личное отношение к событиям и людям прошлого, впитывают в себя его опыт, эмоционально зажигаются, вступая в диалог с прошлым, они обретают духовную высоту. Школьные уроки истории должны побуждать подрастающего человека ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к великим деяниям народа, находить высший смысл жизни в слу­жении Родине, обществу. Совершенно не­обходимо, чтобы школьники овладевали такими осново­полагающими понятиями истории, как закономерности развертывающихся событий, личность и массы в истори­ческом процессе, материальный фактор на всех этапах развития человеческого общества, эволюция и револю­ция в истории общества.

Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе истори­ческих знаний, суждений, обобщений возникает душев­ное волнение, а в иных случаях - и потрясение. Подлин­ный урок интеллектуален и эмоционален одновременно.

Гончарова призывает нас не смотреть на детей со стороны, сверху вниз, не присаживаться на корточки, а быть с ними на равных, учить их и учиться у них. Ученик такой же творец учебно-воспитательного процесса, как и учитель. Эффективность урока во многом определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины. Нет подлинного учения без самообразования и нет само­образования без учения.

Гончарова определила главную проблему некачественного обучения в том, что школьники редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют свою способность са­мостоятельно решать сложные задачи; чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и вос­производят; им приходится идти по сценарию, сделанно­му учителем; их роль - роль оркестрантов, исполнителей сценария; в конечном счете, класс напоминает театр од­ного актера; школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он - объект, а не субъект процесса познания окружающего мира; его пассивная позиция - главное зло в организации учебно-воспитательного процесса. И ведь действительно, учителю гораздо проще было бы придти на урок, отбарабанить лекцию на основе школьного учебника и дать домашнее задание выучить (а скорее вызубрить) этот же самый параграф из учебника. И все, никаких проблем, на следующий день вызубрившим поставить положительные оценки, а остальным – двойки, и все, работа выполнена, зарплата получена. Однако если спустя пару недель попросить тех же учеников воспроизвести по памяти, о чем же говорилось в том параграфе… вряд ли многие смогут вспомнить. Ведь при подобном подходе учителя к своей работе многие ученики действуют по принципу: «выучил, сдал, забыл». Но тогда ради чего мы учим детей? Неужели ради «галочки» и хорошей оценки, которая по сути своей незаслуженна?

Также одной из важных проблем школы является неправильно организованный процесс обучения. Ученик не менее важный участник учебно-воспитательного процесса, чем учитель, у него огромный творческий потенциал, и естественна такая организация процесса открытия мира, когда учитель учит учеников, а ученики – друг друга и учителя. Тот учитель современен, который делает своих учеников учителями, в какой-то мере коллегами; подлинная школа – та, в которой учитель окружен не просто единомышленниками, но и соратниками. Увлечение познанием зависит не только от содержания информации, но и от причастности учени­ков к организации учебного процесса; эффективность обучения во многом определяется тем, в какой мере са­ми ученики включаются в самостоятельный поиск исти­ны; нет подлинного обучения без самообразования и нет самообразования без обучения, поэтому чуть ли не на каждом уроке надо добиваться единства обучения и са­мообразования.